26 февраля 2018

Преподобный Иустин (Попович). Мысли о молитве и богослужении*

Молитва - это просфора, замешанная из слез и сердца (26 авг. 1916 г.).

Молитва - очиститель мысли, сито, кузница, горнило, выплавляющее образ. 


Господь ради поста дает молитву постящемуся, а ради молитвы дает пост.

Молитвой иссушить страсти ума своего, постом иссушить страсти тела своего. А через эти две святые добродетели действуют и все остальные святые добродетели.

Господи, тело мое - не мое, пока я его постом и молитвой не сделаю Твоим; душа моя, совесть моя - не мои, пока я их евангельскими подвигами не соделаю Твоими; очи мои - не мои, и уши мои - не мои, пока я их благодатной жизнью не соделаю Твоими.

Вся планета смердит грехом, смертью, дьяволом и человеком. В полночь - сладкодышущими молитвами душа возносится из злосмрадия в надмирное сладкое благоухание твари во Христе. (Полночь 21 сент. 1919 в Афинах). Полночь я носил в зенице души своей, полночь во всяком чувстве моем, и Он меня всемилостиво вывел из ядовитых дебрей животных ужасов на чудесный путь Свой, где всякая полночь претворяется в трисолнечный полдень, и всякая смерть - в жизнь безсмертную. Поэтому мы Ему должны тысячами жизней; обладай я тысячей вечностей - никогда не смог бы с Ним расплатиться; пусть у меня будет тысяча душ - только бы Он всех их повел чудесным, прекрасным путем Своим.

2 Кор. 6:16; "Вы храм Бога Живаго". "Дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников". (Мф. 21:13). Ты - церковь: душа постоянно на коленях (на молитве), все существо в постоянном богослужении; если перестанет молитва, то как я буду жить завтра? Входишь в разбойничьи расчеты, в вертеп, в который превратили церковь. Церковь для молитвы, не для разбоя. Разбойничает с душой культура, цивилизация, ибо вещи, царство вещей вносит в душу: деньги, яства, голубей, книги (Ин. 2:14), - и из дома Отчего делает вертеп разбойников... Вещи мы внесли в душу, о, Господи, в дом Твой. Ведем разбойничьи расчеты... Твои вещи мы выкрали, на все налепили свои ярлыки, образ наш - человеческий, разбойничий. Господи, да приидет Царствие Твое и выгонит разбойников из души моей.

"Поэтому во всех наших действиях, и, прежде всего, когда это касается приступания к божественным вещам, нужно начинать с молитвы". - Дионисий Ареопагит, "О божественных именах", III, 1. (Оксфорд, 1918).

"Радуйся, Богородице, светлое благодати познание", - вокруг этого молитвенного восклицания собираются все вопли зараженной и проникнутой грехом разумной личности, когда она молитвенно взывает о помощи. Вырваться из безблагодатного и потому мрачного познания и укорениться в познании благовестно-благодатном. Девственность ума у Пресвятой Девы... Здесь отдых, здесь пристанище после бури внеблагодатного незнания, утверждающее свою сущность в самоуничиженном и смиренном молитвенном вопле: "Иисусе Сладчайший, очищение ума моего". "Умири жизнь мою, Мирородице, ибо еси Богородица". (3 окт. 1920. Скопье).

"Начало премудрости - страх Господень", страх Божий (Притч.1:7). В Премудрость Божию входят ногами молитвы. Всякая тварь - Господня: как я войду в Господне без страха, чтобы не осквернить, не унизить Господа, чтобы не лишить Его творение премудрости и смысла? Молитвенным страхом начинается премудрость. Страшно мне, Господи, когда око мое вглядывается в лист розы, ибо лист живет Тобой и в Тебе. Страх премудрости, трепет премудрости - тайны Божии окружают меня, - ибо Ты еси Владыка премудрости, Ты еси Господин, Господи, а я нищий, которому жутко входить с истлевшей душой, одетому в лохмотья, в ризницы Твоей премудрости.

"Молитва с плачем и в духе - пища для ума, как хлеб - пища для тела". - "Беседа о молитве" Антиоха, монаха.

Любовь к молитве непрестанно усиливает нашу любовь к Богу.

Слава Ти, Господи, что Ты связал нас с тем миром и, прежде всего, - молитвой, а затем: верой, надеждой, любовью и прочими евангельскими добродетелями. Чувства несказанного блаженства... Воистину я не сам, но весь сплелся с тем миром. Не могу без него. Я - весь, целый - только в них и с ними. Расплетение личности и вплетение ее в тот мир. Самая широкая и самая глубокая личность. Радость от того, что святые близки Сладчайшему Господу, что они молятся за нас, ходатайствуют за нас, что все исполнено лучшими, нежели я, существами, несравненно лучшими, ибо они святы. (29 окт./12 нояб. 1943 г., в церкви - во время утрени).

Ни по какому пути в этом мире не шествуй один, но всегда с Господом Иисусом Христом перед собой или с молитвой Господу Иисусу Христу перед собой, с верой в Него перед собой, с любовью к Нему перед собой, и тогда без оглядки будут от тебя бежать все смерти и все искушения, но не от тебя, а от Него перед тобой.

Спасение во всецелом Богочеловеческом домостроительстве спасения - в Личности Богочеловека - становится нашим: моим, твоим, чьим бы то ни было, - в живом Теле Христовом - церкви: молитвой, богослужением. Нужно и должно вымолить и прощение грехов, и спасение, и обожение, и каждый дар, который нам Господь Иисус Христос приносит. Поэтому в Православной церкви богослужения непрестанны, молитвенные вопли день и ночь: всем людям, миллиардам душ это необходимо, никогда не достает молитвы за всех и за вся. Тем более, что только Богочеловек имеет власть отпускать грехи.

Благодатный жернов смолотит то, что не по силам жернову логики... Молитва постепенно делает душу изящной - перемалывает грубость, изгоняет нечистые мысли и чувства; "Превысшая Ангел - превыше мира сотвори"; плотские помышления отступают перед духовными - в сердце водворяется чистота. Тело, наконец, становится храмом Духа Святого - это путь христианина: от себя до Бога, то есть от дьявола до Бога. Если Господь и взял все чудеса с этой помраченной звезды, превратившейся в кучу отбросов, но еще не взял самого дивного чуда, терпения и милости. Он его возьмет позднее - в день Страшного Суда (Карпаты, 1982).

Святой Савва Сербский: "Молитва к Богу для меня всегда была самым великим блаженством на свете".

Молитвенное отношение к миру, ко всему, ко всякому человеческому существу как святыни, как живой иконе Божией, ибо все мы, все, все, каждый человек - созданы по образу и подобию Божиему.

Каждая мысль да будет испытана молитвой и рождена из молитвы; чувство, мысль, которые не молятся, не суть от Бога, не из дома Божиего, не из церкви. Смиренная философия, молитвенная философия - единственный путь постижения философии по Христу. Знамение Православия. (20. 1. 1921).

Когда сила благодати повлечет душу в горний мир, тогда человек превращается в молитвенную стрелу, которая молниеносно проходит пространство и время. Сердце проникается благодатью за многие подвиги и труды.

Господи, как величественна тайна Твоих миров! Я здесь произношу свои молитовки, а они разносятся по безконечным пространствам Твоих миров и разливаются по всей твари, - и это потому, что всякая тварь создана по образу Слова, ибо Ты во всем и через все; и все мое через Твое, подобно нитям вплетается в Твой мир, - все мое, кроме грехов моих и зол моих, которые под тяжестью своей срываются и скатываются в ад. (Суббота св. вмч. Феодора Тирона, 1958. Монастырь Челие).

1 Тим. 4:4-8. Молитва - дыхание души; ею вдыхается небесный воздух; небесное добро, все, что божественно, безсмертно и вечно. Она - первое условие здравия души; без нее - проказа души разъедает душевную ткань, и она тлеет, пока совсем не истлеет во зле, во грехе. Все освящается молитвой: всецелое существо человеческое, ибо молитва низводит и вселяет все остальные святые добродетели, которые благодатию своей освящают всего человека. Молитва освящает и весь мир вокруг человека: молитвенное отношение к миру. О Боге лучше всего мыслить молитвой и наиболее глубоко, и наиболее совершенно.

Молитва - сердце Богочеловеческого Тела церкви. Она регулирует внутреннее течение всецелой жизни каждого члена церкви при его добродетельном сотрудничестве во всех подвигах жизни церкви.

Молитвы за усопших. Все мы - одно тело, и на небе, и на земле, все - причастники Животворящего Богочеловеческого Тела - церкви и церковью; та же жизнь церкви и на земле, и на небе, ибо - один Господь, одна вера, одно крещение, одно причащение, одни добродетели, одна благодать.

Мысль подобна острому шипу; на ней стоять невозможно. Только молитва может быть опорным камнем, на котором я весь могу стоять - и выстоять.

Отрешиться от всего самоотверженным подвигом веры, жаждущей небесного и Божественного, и прилепиться к небу молитвой, любовью...

Расширение души: верой, любовью, молитвой - непрестанно - во все Божественные безконечности.

Молитва (Господня). В Боге с людьми против дьявола - вот смысл и цель молитвы Господней. Бог везде присутствует милосердием и по милосердию, люди стоят в Боге, когда они милосерды, когда они прощают людям грехи, делают им добро, подобно милосердному отцу Небесному. Люди между Богом и дьяволом. В этом вся жизнь на земле. Об этом нам сказует молитва Господня. Это две самые высшие реальности для людей, на которых человек основывает свое бытие. Победа людей над дьяволом, если они с Богом и в Боге, обезпечена, ибо Его "царство, и сила, и слава во веки веков". И точно также неминуемо поражение, если они с дьяволом воюют против Бога. Они, несомненно, с дьяволом, если не прощают ближним согрешений.

Молитва. Молитва - содержание жизни, вся жизнь всех святых Ангелов на небе и всех Святителей и праведников. Вся их жизнь по отношению к нам на земле - молитва; такова же и наша жизнь на земле по отношению к ним. Поэтому молитва - это сердце всех добродетелей, прежде всего, веры; она - их язык и жизнь. Да, всецелая жизнь. Фимиам молитвы (Откр.8:4). Молитва - это регент в хоре добродетелей: она задает тон, она придает гармонию деятельности каждой добродетели.

Молитва - любовь. Что такое молитва к Богу? - Выражение нашей любви к Богу - боголюбие, первая заповедь. Что такое наша молитва ко Святителям? - Выражение нашей любви, язык нашей любви к ним, наше смирение перед ними, наша вера в них и наша надежда. Другими словами, вторая заповедь - человеколюбие: любовь ко святому, вечному, небесному человеку; евангельское человеколюбие: любовь к обоженному человеку, богопреображенному, вохристовленному и охристовленному. Это открывает дверь и во все остальные святые добродетели и тайны, воспламеняет нашу любовь к ним. "Бог есть любовь" - как приобретем мы эту любовь, как войдем в нее, если, прежде всего не молитвой, ибо она нас связывает и соединяет с Богом - Любовью. От этой Любви и все на земле дышет любовью.

Святой Златоуст: "Послушай Бога в заповедях, чтобы Он тебя услышал в молитвах".

Для чего мне дано тело? Чтобы оно было храмом Господу. А душа? Чтобы была священнослужителем, молитвенницей в этом храме.

Правило: помолиться Богу за каждого человека, которого ты посетил, с каким встретился или расстался. Пусть он от тебя уйдет с молитвой твоей, - это самый лучший спутник.

Тяжело каждой мысли, которая не выльется, не преобразится в молитву.

Молитва должна стать сознательным и сладким навыком.

Святые отцы - святые, безсмертные вожди и учителя вечной жизни, - безсмертные архистратиги в безсмертном воинстве Господнем. Святые Вселенские отцы: только следуя за ними и с ними, мы, нынешние христиане, можем победить и соблюсти веру свою. Мы, христиане, истинные христиане до тех пор, пока держим веру святых отцов. Без этой веры нет нам ни спасения, ни вечной жизни. Только так мы можем иметь благодатное чувство православности, которое дается через молитвенное общение со святыми.

Мы не ведаем, как спасаемся. Мы молимся, творим дела милосердия, но что мы знаем о том, насколько это споспешествует нашему спасению, - этого ум человеческий не может охватить и вместить. Что мы знаем о том, насколько сегодня святой Антоний Великий своими молитвами держит вселенную. Ибо все святые молятся, непрестанно молятся Богу за нас. Кто знает, сколько святых угодников своими молитвами спасает нас... Человек - это безконечное существо и дополняется оно только безконечным, Божественным, Богочеловеческим.

Молитвословия

Господи, о, Господи, дай мне себя ощущать Тобою, себя мыслить Тобою, себя вести Тобою, жить Тобою, воскресать Тобою, себя знать Тобою.
Безконечности мои устремляют меня к Тебе, о, Всебезконечный! Безкрайности мои возносят меня к Тебе, о, Всебезкрайний! Безграничности мои устремляют меня к Тебе, о, Всебезграничный! -

Когда Ты, Господи, рядом со мной, тогда мысль преображается в рай, и все естество мое возрастает в бога по благодати. В ночь моего сердца Ты, Господи, вошел, подобно солнцу, подобно хору светил.

Господи, мало очей имеет человек, чтобы мог достаточно выплакать скорбь свою над этим Твоим миром.

О, Господи, разве я только для того человек, чтобы грешил, а Ты разве только для того Бог, чтобы меня прощал?

"Господи, дай мне слезы и память о смерти" - Молитва св. Златоуста. (Оксфорд, 1917).

Молитва святого Саввы: Благий Боже, дай мне ходить стопами Твоими! Дух Твой Святый да ведет меня! Осияй душу мою вечными лучами любви! Излей доброту Твою, да согреет она мою душу! Правда Твоя да завладеет душами всех людей! Царство Твое да будет нашим домом! Слава Твоя да воссияет людям, да познают они Тебя и любовь вечную! Песнь радости Твоей вечно да звучит в наших сердцах! Молю Тя, Боже великий, услыши мою мольбу! Аминь!

Молитва святого Макария Великого (Египетского): "Господи ими же веси судьбами помилуй мя!"

"Удостой меня, Господи, истинным светом Твоим и просвещенным сердцем творити волю Твою" (Канонник).
"Просвещение во тьме сидящих, спасение отчаянных, Христе, просвети мя, осиянием Твоим" (Акафист Иисусу Сладчайшему).


Богослужение

Молитвенное богословие. В Богослужениях повторяется все богочеловеческое домостроительство спасения. Все догматы, все истины Откровения-Предания, выражены в молитве, преображены в молитвенные искания (епиклеза), чтобы испросить с неба благодать к жизни. Все облечено в святые таинства и богослужения. Отсюда: святые праздники - святые службы - источники сил для переживания святых истин. Вера - вся в молитве; молитва - вся в остальных святых добродетелях, ибо без нее нет осуществления, переживания святых истин. Сердце всех молитв и богослужений - святая литургия. Стихиры, тропари, кондаки, молитвы, богослужебный опыт, опытность, - все суть выраженные, воспетые догматы, опытно переживаемое, воспеваемое Евангелие. Здесь нет раскола между жизнью веры и истиной веры, - все едино, богочеловечно. Вера и богословие суть одно. Этому нас учит и к этому возвращает вся молитвенная, богочеловеческая жизнь церкви и, таким образом, спасает от раскола веры и догматов, который так бросается в глаза в схолатицизме и папистско-протестантском рационализме.

Молитвенное предание. Все богослужебные книги, все молитвы (богослужения) - это и есть живая, благодатная жизнь церкви. Это догматы, выраженные словами молитвы, а молитвой они преображаются в душу нашей души, в жизнь нашей веры. Это православная педагогика - поток живой, неумирающей, апостольской жизни Священного Предания. На все времена показан путь построения христианской личности, навсегда неизменны духовные законы; путь к совершенству только один, указанный святыми отцами, ибо истина неизменна. "Иисус Христос вчера и сегодня, и во веки Тот же" (Евр.13:5).
Святая литургия. Это всегда лестница, мост на небо. Каждый день ты на небе. Все, что в ней, мгновенно возносит тебя в оный мир и ставит среди Ангелов и Святителей. Каждая молитва - разве это не лестница для души на небо? Какое может быть уныние, - когда есть святая литургия!
Пусть наша жизнь вне храма будет продолжением нашего богослужения в храме: продолжением нашей молитвы, нашего умиления, нашего смирения...

Самое совершенное богословие - в Священном Предании; Священное Предание - в святых богослужениях. Оно передается как святое вероучение, по которому нужно жить. В действительности, это живая каждодневная жизнь, являющая нам спасительное богопознание.

Святая литургия. Это всегда лестница, мост на небо. Каждый день ты на небе. Все, что в ней, мгновенно возносит тебя в оный мир и ставит среди Ангелов и Святителей. Каждая молитва - разве это не лестница для души на небо? Какое может быть уныние, - когда есть святая литургия!

Святая литургия - это непрестанное осуществление спасения и обожения человеческого существа: осуществляется величественное домостроительство спасения - домостроительство обожения, обогочеловечения.

Литургическое церквопознание: "Только тот понимает Церковь, кто понимает литургию". - А.С. Хомяков ( "Церковь одна").

О соборности. Литургия - переживание благодатной соборности, самое широкое и самое глубокое, ибо все: от Святой Троицы до последней твари, - переживает одну и ту же мистику - Богочеловеческое.

История Православной Церкви нас учит, что литургия всегда была центром и сердцевиной каждой поистине православной души. Загляните в души православных святых подвижников и вы увидите, что они сотканы из литургических чувств. Переживание литургических тайн как сущности своей личности - это единственный путь созидания из обычных людей - боголюдей, возрастания их в святых. Кто не понимает литургии, тот не может понимать Православия. Это говорю не я, а глубокомысленный апостол Православия - Хомяков. (1922 г.).

Священнослужитель. Священнослужитель ежедневно переживает всю тайну мироздания, выраженную через святую литургию, переживает ее через свою священнослужительскую деятельность. Здесь все: от Ангела до червя, от Адама до Страшного Суда, и грехопадение, и Голгофа, и Вифлеем, и Воскресение, и Вознесение, и обожение, и спасение, словом - Церковь - ее Богочеловеческая жизнь. Все от Бога до последнего человека, Страшный Суд; рай и ад. Нет никого, более близкого, чем священнослужитель, к человеку, к миру, к Богу, к птице, к травинке, к муравью, к соловью, - ко всей твари, где бы она ни была, видимой и невидимой; во всем и через все это ведет его Господь Иисус Христос Духом Святым, ибо все Им и для Него создано, и все в Нем, и Он во всем, а через Него и Им - и священник, и каждый христианин. Поэтому мы, христиане, и облекаемся во Христа - "облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа" (Рим.13:14; Гал.3:27); поэтому постоянно и преображаемся во образ Христов, "доколе не изобразится (в нас) Христос" (Гал.4:19). Вохристовление, охристовление - вот наш непрестанный подвиг, который мы осуществляем через святые таинства и святые добродетели. О, как широк и глубок каждый христианин, он шире и глубже чего бы то ни было: он вмещает в себя небо и землю, словно разливает себя по всему сущему. Воистину всецелый и совершенный Человек, заключающий в Себе всю тварь, - Богочеловек, Господь Иисус Христос. (11. VII. 1957 г., монастырь Челие).


Великий пост, Святая Пасха

В святые праздники, особенно в Великий Пяток, в Св. Пасху и в другие, время принимает в себя содержание вечности, ибо особую благодать Господь изливает тогда на время; рамки времени наливаются Божественным, безсмертным содержанием - благодатью. Так время "искупляется", обретает свой вечный смысл и сущность.

Не могу помыслить, чтобы в эти дни (Светлое Христово Воскресение и Светлая седмица) не было богослужения - пасхальной утрени, вечерни, святой литургии. Богослужения всей этой седмицы - это нечто самое прекрасное. Просто чувствую себя непрестанно на богослужении всю эту неделю. Я в каком-то восхищении, воодушевлении, радости... Это две антитезы, если сравнить Светлую седмицу с первой седмицей Великого Поста. (На второй день Св. Пасхи, 1962, в алтаре монастыря Челие, после святой литургии, устно).

Святой Григорий Богослов благовествует: "Вчера я сораспяхся со Христом, сегодня сопрославляюсь с Ним; вчера соумертвился с Ним, ныне сооживаю; вчера спогребохся Ему, сегодня совоскресаю".


* «Подвижнические и богословские главы» прп. Иустина (Поповича) — это собрание его афоризмов, заметок, размышлений на духовные темы.