18 февраля 2018

Советы старца Иеронима, молчальника Эгинского

✓ Сначала желание, а из него действие. Плоть от себя не станет действовать, пока не пожелает душа. 

✓ Если нет духовного человека, с которым можно было бы поговорить, то не скорби сильно. Сиди дома, и Господь, всех любящий, пошлет тебе Свое утешение и наставление. Бог знает о твоем одиночестве и не оставит тебя. 

✓ Представляй себя в гробу и вокруг - других, скорбящих, и говори себе: "Эти мне не смогут ничем помочь, только я могу сделать что-то для спасения, пока живу".

✓ Будьте внимательны, чтобы не соблазнить других. С молодыми не говорите, не смейтесь, не обнажайте рук или ног.

✓ Предайте все в руки Божии и не беспокойтесь о будущем. Что будет полезно вам и спасительно, то Господь и пошлет. 

✓ Молчание - замечательная вещь. Если научитесь сдерживать язык, ощутите радость молчания. Отвечайте только тогда, когда спрашивают. Не заводите бесед. 

✓ Мы все грешники, но не видим своей греховности потому, что не приближаемся к Богу. Ты держишь в руке свечку, но тебе не больно. Когда же воск догорает до пальцев, то огонь начинает жечь руку. Так и мы: чем больше приближаемся к Господу, тем греховней себя считаем. 

✓ Когда вас хвалят, говорите про себя: "Я себя знаю, а они - нет". 

✓ Если приходят самолюбивые помыслы, вспоминай свои грехи. 

✓ Если есть на что воля Божия, то это обязательно произойдет. Господь послал к апостолу Павлу Ананию. А тот говорит: "Но он же гонитель. Много зла сделал святым". А Господь ответил: "Иди, ибо он Мой избранный сосуд". Так и мы: когда смотрим кругом по-человечески, все кажется маловероятным, но если есть Божия воля, то все устроится. 

✓ Люби всех, но и не люби никого особо. Никого не люби чрезмерно. 

✓ В любое время, когда тебе нужно, приезжай ко мне. Если я, человек, говорю тебе это, то тем паче Бог примет тебя, как Милостивый и Человеколюбивый! 

✓ Когда просишь чего-нибудь, то говори прежде: "пожалуйста", для смирения. 

✓ Не скорби ни о чем. Единственно, о чем надо скорбеть, так это о том, что ты опечалила в прошлом или печалишь сейчас своей небогоугодной жизнью Господа. 

✓ Что едят другие, то попадет в их, а не в твое чрево. Поэтому не суди, следи за собой. 

✓ Люди должны учить больше делами, чем словами. 

✓ Надо быть святым, чтобы знать, кто свят. Если ты сам не свят, то как можешь знать, свят ли другой. 

✓ Не суди и не обижайся на людей. Что бы они тебе ни сделали, не возненавидь никого. Каждый поступает согласно тому, как научен, какой имеет характер. Не многие обладают добротой и рассуждением. 

✓ Каждый человек имеет какой-нибудь талант. Найди в человеке этот талант и почитай его за это. Тогда тот человек, чувствуя твое почтение, сделается лучше. 

✓ Мой старец Мисаил каждый раз, когда встречал человека, говорил: "Пречистому образу Твоему поклоняемся, Благий". 

✓ Когда мы ищем духовного, то Бог посылает нам намного больше, чем то, что мы ищем. 

✓ Не ищи утешения от людей. И когда получишь от кого-нибудь небольшое утешение, ожидай двойной скорби. У одного лишь Бога ищи утешения и помощи. 

✓ Сегодня человек может быть и очень хорош, но люди изменчивы. Всегда полезна осторожность. Всякого человека держи на небольшом расстоянии от себя. Пусть Бог будет наставником твоим, а не люди. 

✓ Плоха как большая скорбь, так и большая радость. Во всем нужна мера, во всем, кроме любви Божией, молитвы и смирения. 

✓ Никого не ублажай до кончины, но и ни в ком не отчаивайся. 

✓ Когда оскорбляют люди, тогда Бог посылает свое утешение. Божественный Промысл тебя не оставит. Чем больше скорбь, тем больше будет и утешение.

О молитве

✓ Нужен режим дня: два часа, как минимум, надо посвящать молитве и чтению душеполезных книг. Когда тебя приглашают развлечься, отвечай: "Сожалею, но не могу. Я очень устала". 

 Когда скорбишь, прибегай к молитве, ведь Бог во всякое время ждет, чтобы ты поведала Ему свою скорбь, попросила Его защиты. 

✓ Об умилении надо просить. Говори в конце повечерия: "Господи, видишь, что я не могу молиться, как хочу. Помоги мне!" 

✓ Когда в молитве приходит умиление, то оставляйте молитвослов и молитесь своими словами о том, что волнует душу. 

✓ Никому не открывайте своего внутреннего делания. 

✓ Прошу тебя: хоть одну каплю слез проливай ежедневно. Пусть для тебя не пройдет дня без слез. Святой Григорий Нисский пишет: "Глубокое воздыхание возвращает благодать Божию, прежде отшедшую". 

✓ Когда молишься, старайся мысленно обнять ноги Христа, подобно жене-грешнице. 

✓ Люби молчание и уединение. Избегай по возможности людей. Я думаю, что та молитва, в которой не сокрушается сердце от любви, не доходит до Бога. 

✓ Не смущайся, что рассеиваешься при молитве. Наш ум подобен зверенышу, который бегает туда и сюда и не хочет оставаться около мамы. Но когда он устанет бегать, то ляжет и заснет у ног матери. Достаточно не оставлять молитву, и ум вернется к ней. 

✓ Если и все тебя оставят - не скорби. Главное, чтобы Христос тебя не оставил. Об этом и молись. 

✓ Во время молитвы изгоняй вон из мыслей всякого человека. Говори: "Я только Христа моего хочу сейчас, никого другого". 

✓ Вечером перед сном потуши свет и останься на полчаса наедине с Богом, очистив ум от суеты. 

О монашестве

✓ Хорошо и велико монашество. Оно имеет крылья и возносит на небо, а женатый ходит по земле. На небе красиво, но и опасно, ведь если упадешь, разобьешься насмерть, в то время, как упав на земле, легко поднимешься и пойдешь дальше. 

✓ Монах не должен покидать кельи без надобности. Это ему навредит. Как только кто станет монахом, должен прекратить видеть мир. 

✓ Тот, кто собирается посвятить себя Богу, не должен разговаривать или видеть противоположный пол. Ведь сатана им специально подбрасывает приманки, да и другие стремятся сблизиться с духовным человеком. И всегда начинается духовным, а кончается плотским. 

✓ Благодари Бога за великий дар свободы от бремени замужней жизни. 
В нас есть и свет и тьма. Мы должны делать что можем, чтобы взрастить в себе свет, и тогда тьма уйдет. 

Из книги "Дорогой Любви. Жизнь и советы 
старца Иеронима Эгинского"

*  *  *
Ο γέροντας Ιερώνυμος της Αιγίνης
Ο γέροντας Ιερώνυμος της Αιγίνης
Cтарец Иероним с о. Эгина давал советы своим посетителям относительно духовного подвига. В частности, он говорил: "Наслаждайтесь духовной жизнью. Нет ничего слаще ее. Подвиг жесток, но сладки венцы. Сурова зима, да сладок рай. Без подвига мы не приобретаем добродетели".

"Избегайте празднословия. Я за те сорок лет, которые служу на Эгине, не сел и одного раза за стол. Когда настаивали, то самое большое, если я пил одну чашку кофе. Ничего больше. Большая смелость в обращении, откровенность и вольность ослабляют сопротивление человека, потихоньку приходит искуситель и ввергает нас в обстояния. Поэтому лучше избегайте этого, насколько возможно". 


Еще он использовал притчу, чтобы поддержать новоначальных. Часто он рассказывал историю о маленьком растении, "которое в начале подрастает мало, на одну пядь, и остается таким. Садоводы думают, что оно, несмотря на уход, больше не подрастет, и скорбят. Но через малое время, когда кажется, что оно уже больше не вырастет, это растение разрастается и поднимается высоко".

В духовной жизни преуспевают любящие Христа. Старец Иероним, чтобы подчеркнуть эту истину, использовал следующий пример: "Если ты хочешь за год сварить два-три килограмма фасоли с помощью одной горсти угля, то ничего у тебя не выйдет, ибо мало огня. Так же и в духовном. Если ты имеешь мало любви ко Христу, то у тебя нет преуспеяния. Нужно умножить любовь".

Интересны и следующие примеры, которые использовал старец Иероним, когда давал советы своим духовным чадам: "В одной стене мы имеем два крана, один выше другого. Если откроем нижний кран, то вся вода вытечет, и вверху не останется ничего. Так случается и в духовном. Закроем нижний кран, который является недуховной любовью к людям и к мирскому, и откроем верхний кран, то есть укрепимся в своей любви к Богу". "Овес подкрепляет коня. Когда конь здоров, он работает и послушен, и радует своего хозяина, и тот прибавляет корма коню. Нечто подобное бывает и с нами. Если мы послушны Богу, подвизаемся и сильно вожделеваем блага, то Бог прибавляет нам благодать и духовные блага. От нас зависит, будем ли мы духовно насыщаться или голодать". Обращаясь к обучающемуся музыке, он сказал: "Хороший ты музыкант, но не нашлось мастера, который бы помог тебе стать лучшим музыкантом. Приведу тебе один пример. Из дикого дерева в лесу мастер может сделать прекрасный стол. Но если не найдется мастера, то дерево останется таким, как есть".

Старец Иероним говорил о. Эгина говорил: "Внимайте тому, как проходит каждый день. Свое будущее возложите на Промысл Божий. Бог поможет. Чего желает Бог, то и будет. Не думайте о будущем и не отягощайте ум свой думой о нем. Бог поможет".

"Не оставляй молитвы. Бойся нерадения и равнодушия. Когда ты молишься утром и чувствуешь умиление, то весь день будешь летать, как на крыльях. А когда ты утро начинаешь без молитвы, то все у тебя пойдет кувырком".

Тот же старец такие давал советы своему духовному чаду относительно молитвы: "Больше твори молитву, создавая для этого и подходящую тишину. Если не можешь много молиться утром, то молись в полдень или вечером. Выбери себе такой час для молитвы, в который была бы тишина. Молись, пока не сойдет дождь, то есть пока не придут слезы. Многие молятся ночь напролет и не насыщаются. Молитва - это усладительное занятие".

В другой раз тот же старец говорил: "Если ты сам не слышишь или не понимаешь того, что говоришь, как же ты хочешь, чтобы тебя услышал Бог?" Также говорил он и о себе: "Когда мне холодно, я молюсь, и благодать Божия меня согревает".

"Когда ум твой в Боге, то хоть и в кровати ты, а можешь молиться. Если же он где-то в другом месте, то хоть и колена преклони, а умиление к тебе не приходит, и молитва суха. Тогда ты не чувствуешь облегчения и болит у тебя голова, потому что молитва не дает тебе радости".

Некая душа сказала старцу Иерониму, что от его молитвы она увидела великую для себя пользу, и благодарила за это. И старец сказал ей: "Представь, что я отсюда всегда бросаю тебе яблоки. Если ты их ловишь - хорошо, иначе же ты будешь голодной, потому что яблоки потеряются. Ты тоже должна молиться, иначе же молитвы мои тебе не помогут". И в другой раз подчеркнул: "Я буду просить за вас Бога, буду молиться. Но знайте, что один в поле не воин. Я молюсь за вас, но и вы молитесь за себя".

Тот же старец говорил: "Я жертвую собою за того, за кого молюсь. Я не могу молиться, не жертвуя самим собой. Я думаю, что та молитва, которая творится без того, чтобы сердце от любви и боли обливалось кровью, не доходит до Бога. Поэтому я изнуряю себя в молитве и потом уже не нахожу сил для беседы с человеком".

О личном и тайном опыте молитвы старец Иероним говорил: "Молитва - это беседа с Богом. Когда мы почувствуем радость молитвы, почувствуем и великое ликование. Это предвкушение райской жизни. Вы должны много подвизаться, чтобы почувствовать эту радость. И если будете много подвизаться, Бог даст вам ее. Молитва возносит на высоты божественного созерцания. Михаил, мой старец, весь сиял во время молитвы. И когда он достигал этого состояния, то уже молился не словесно, а умно. Слова - это растопка, которая нужна, пока не загорится огонь. Как только вспыхнет огонь, то есть, как только придут сокрушение и умиление, человек не может говорить. Он чувствует и слышит внутри себя Бога. Тогда приходят и слезы. Человек находится в духовном состоянии с сердечною молитвою, священным вожделением и неизглаголанными воздыханиями".

Старец Иероним часто говорил своим духовным чадам: "Следите за своим умом. Не связывайте его ничем. Я и о построенных мною церквях сожалею, потому что я обременял свой ум многими заботами и препятствовал ему молиться". И в другой раз добавил: "Усиленно следите за своим умом. Не отягощайте его ни скорбью, ни бессмысленными проблемами, ни чем-либо другим. В воде, если она чиста и спокойна, видишь на дне булавку. Так и ум".

Старец Иероним, относительно ума, который рассеивается во время молитвы, говорил: "Это ничего, что ум часто уходит от молитвы, от слов, которые мы произносим. Лишь бы мы не уходили тотчас, и ум вернется снова. Ум похож на жеребенка. Бегает здесь и там, и не сидит рядом со своей матерью, которая привязана к одному месту. Но когда устает, приходит и ложится спать, отдыхая у ее ног".

Нашей молитве часто мешают образы разных лиц. Старец Иероним с о. Эгина советовал: "Если между тобою и Христом встает другое лицо, какое бы оно ни было, прогоняй его немедля, ибо оно пленяет твой ум, который должен быть отдан Богу".

О хитростях дьявола старец Иероним говорил: "Искуситель делает все, чтобы нас ниспровергнуть и повредить нам. Когда он не может соблазнить нас на поступки, тогда, иным образом, пытается низвергнуть нас в отчаяние пробными помыслами. Да не принимаем отчаяния ни под каким предлогом. И помыслам, приходящим от искусителя, пусть каждый говорит: "Если и в муку я пойду, дьявол, то буду в лучшем месте, чем ты. Я не боюсь, потому что могу покаяться, а Бог - весь любовь".

Безмолвие - это условие духовной жизни. Старец Иероним относительно этого давал такие советы своему духовному чаду: "Насколько можешь, избегай внешнего. Закройся в своей келье. Сожми свой ум, чтобы он раскрылся и ты увидел духовный свет. Говори: "Когда я приду, наконец, в свою келью и затворюсь? В начале возьми себя в руки, но потом получишь хорошую награду за это, т.е. получишь много пользы от безмолвия. Твоя келья будет тебя влечь к себе. Поучайся и молись. Если ты сам не укрепился, то как будешь укреплять других? Народ бежит в Церковь, чтобы удовлетворить жажду своей души. Что мы дадим ему, если сами ничего не имеем, и как будем иметь, если не будем просить у Бога? Трудись в молитве и поучении, чтобы укрепиться самому и как клирику преуспеть".

Полезный совет старца Иеронима: "Снаружи кажись одним человеком, а внутри будь другим. Как это? Будь человеком таинственным".

О необходимости изучения Евангелия старец Иероним говорил: "В совершенно закрытом доме темно. Если откроешь окно, то увидишь самые большие вещи. Если откроешь больше и проникнет свет, то увидишь вещи и помельче. Когда же прольется внутрь солнечный свет, то увидишь и пыль, висящую в воздухе. То же бывает и в душе, которая принимает свет Евангелия. Она видит и мельчайшие грехи".

Старцы имели особую любовь к авве Исааку Сирину. Старец Иероним убеждал своих духовных чад изучать его аскетические слова. Он говорил: "Читайте из книги преп. Исаака Сирина один лист в день. Исаак - это зеркало. Смотрите, где вы находитесь. Исаак - это термометр. Я очень люблю благословенного авву Исаака. Он - мой старец". Он предпочитал читать его сам, даже когда это было тяжело для его глаз, потому что "тот, кто читает - как жнущий, а слушающий - как собирающий оставшиеся колосья".

Кто вожделевает Христа, тот предается непрестанной молитве, которая, как говорил старец Иероним, "обновляет человека, радует его и делает его всего духом. Он не чувствует, что имеет в себе внутренности, мясо и кости. Он дух. И когда его желание сильно разгорится, тогда он уже не может говорить. Он чувствует внутри себя Бога и плачет".

Еще два опыта старца Иеронима: "Для духовной жизни нужно большое внимание. Она очень сладка, но нужен подвиг. Чтобы спастись, человек должен омыться либо своей кровью, либо своими слезами. Святые мученики омылись своей кровью, мы же прольем хотя бы немного слез".

"Я не знаю ни одной церкви, которая не была бы прекрасной. Одно и то же я чувствую везде. Если я пойду и в маленькую часовню, где только одна икона, мне и этого достаточно. Бог везде. И да не думаем, что Он находится только в больших и впечатляющих церквях".

Старец Иероним подчеркивал: "Причащающийся правильно должен иметь перед Причащением страх, благоговение и сокрушение, а после Причащения он должен чувствовать покой, радость, но он должен сознавать и свою неготовность к Таинству".

Старцы очень скромно думали о самих себе. Характерны в этом смысле слова старца Иеронима: "Я очень бы хотел быть червем, которого бы все топтали. Я хотел бы, чтобы меня никто не замечал и никто не любил. Любить бы только Бога, и только Бога хотеть видеть".

Многие христиане, когда предстоит подать милостыню, смотрят на лица. Старец Иероним советовал прямо противоположное. "Когда творишь милостыню, не смотри на лицо того, кому ее даешь, хороший ли он человек или плохой. Ты, когда можешь, давай без исследования. Милостыня изглаждает множество грехов". И в другой раз советовал: "Когда тебе что-то приносят, чтобы ты это взял, зачем различными способами препятствуешь дающему получить благодать и показываешь, что не имеешь смирения? Если ты не имеешь того, что тебе приносят, бери. Если имеешь, то, не сказав ничего, отдавай другому, который этого не имеет".

Старец Иероним говорил, что "отвратительна немощь иереев - сребролюбие. Увы, когда иерей станет сребролюбивым, тогда он падет и во многое другое". И молодому священнику он давал следующие практические советы относительно его поведения: "Когда ты выходишь из дома и идешь по улицам, куда бы ты ни пошел, знай, что люди наблюдают за священником, как он ходит, как разговаривает, как ведет себя. Поступки твои да будут правильными. Руками не маши вперед-назад. Надевай, как положено, длинную рясу. Рукава должны быть широкими. Веди себя благоразумно, по-христиански, а не легкомысленно, как мирские".

Один епископ сетовал, что его пламенная проповедь не принесла плодов. И старец Иероним сказал ему: "Охотник должен быть не просто отличным стрелком. Он должен еще и зарядить свое ружье порохом и дробью. Сперва учи своим примером, и потом увидишь, сколько плодов принесет твоя проповедь". И в другой раз он подчеркнул: "Когда проповедник не научился сам, сам не прошел испытания, тогда как он будет учить других? Люди, по большей части, поучаются делами, а не словами".

В каком-то своем письме старец Иероним писал: "Монашеская жизнь есть древо плодоносное, которого корень - любовь, а питие - слезы покаяния".

О болезни старец Иероним говорил: "Я благодарю Христа, когда Он дает мне возможность поболеть. Тогда я вспоминаю мучеников и забываю свою болезнь. Прекрасные и полезные вещи - скорбь и болезнь. Болезнь я считаю даром Божиим. Многие познали Бога благодаря пережитой ими болезни".

Мир лежит во зле. Это не должно приводить нас в отчаяние. Старец Иероним подчеркивал: "Будь тысячи слепых людей и только один зрячий, он может вывести их всех, дабы они не погибли".

Обращаясь к своей духовной дочери, вступившей в брак, старец Иероним говорил: "Ты думала, что будешь счастлива в браке, но теперь видишь, что это не так, и хочешь, чтобы душа твоя была наполнена другим, т.е. ты ищешь духовного. Так случается и в море: когда в сети находится немножко пищи-приманки, рыбы подплывают, чтобы съесть ее и попадают в сеть, их закрывают, они остаются там и уже не могут выбраться наружу. Тогда они говорят: "Почему нас обманули и мы теперь закрыты здесь? Как хорошо тем, кто снаружи!" А те, кто снаружи, говорят: "Как хорошо тем, кто внутри! Они имеют и пищу!" Так и есть. Женатые ублажают холостых, а холостые иногда завидуют женатым. Но не нужно менять решение. Каждый там, где он есть, и то, что он любит, должен делать правильно и честно исполнять свое предназначение".

Тот же старец в подобном случае подчеркнул: "Не скорби, что женился. Хорошо и высоко монашество, ибо имеешь крылья и воспаряешь к небу, в то время, как женатый ходит по земле, по суше. Прекрасно на небе, но опасно, ибо, если упадешь, то разобьешься на кусочки, а если споткнешься на земле, не разобьешься и легко встанешь".

"Бичом Божиим для нас, греков, когда мы сходим с Его пути и падаем в нечестие и грех, являются турки", - говорил старец Иероним с о. Эгина.

Из книги свящ. Дионисия Тациса "Почения старцев"

*   *   *
✓ Причиной всех бед, которые приходят к нам, является наш эгоизм и гордыня. Тот, кто гневается и не борется с этой страстью, оскорбляет Бога, ибо Бог есть Любовь и Он не может обитать в человеке, одержимом гневом. Смех, анекдоты, бессмысленные шутки также изгоняют Благодать Божию и благоприятствуют победе над нами лукавого. Господь ради нас Себя в жертву принес и, несмотря на то, что мы грешны, Он отверз нам Рай. Неужели же мы не можем принести маленькую жертву и воздержаться от того, что неполезно нашей природе?

✓ После исповеди закрывается рана греховная, остается только знак ее, дабы, глядя на нее, мы помнили, печалились и молились. Во время же Второго Пришествия исчезнут и эти знаки от раны греха. Говори Господу: Боже мой, не бери душу мою до тех пор, пока не побываю в Иерусалиме! Приезжают сюда (в Грецию) французы, немцы (т.е. не православные) и говорят мне: "Я поеду поклониться Святому Гробу Христа нашего". А мы, чтобы не побывали на Святой земле, - возможно ли это?! Многие приезжают на Эгину посмотреть на колонны храма богини Афины, а мы не едем поклониться тем местам, где Христос родился!

✓ Размышляйте о конце жизни. Помышляйте о суетности и краткости сей жизни. Столько лет вы прожили, а пролетели они как одна минута. Чаще причащайтесь. Некто спросил меня: "Как часто мне причащаться?" Я ответил: "Почему ты меня не спрашиваешь, когда тебе есть? Ведь когда ты голоден, тогда ешь. Следовательно, когда душа твоя жаждет, приобщайся (но возьми благословение у духовного отца). Хорошо бы каждые две недели, но если не приходят слезы покаяния, - лучше не приобщайтесь".

✓ Добро творите. Прежде чем пойти к Причастию - боритесь. Делайте все возможное, например, подавайте милостыню. Ведь если вы только один день в неделю работаете, то платят ли вам за всю неделю? 

✓ Помните, вовсе не значит, что спасутся те, которые ушли в монастырь. Спасутся те, кто правильно борется. Но нет ничего выше девства.

✓ Не носите крест просто как украшение. Пусть будет на кресте вашем изображен распятый на нем Господь наш Иисус Христос, либо пусть будет начертано на нем IСXС NIKA (т.е. Иисус Христос - Победа). Потому что ведь и других тоже распинали…

✓ Не говорите много, воздерживайтесь от греха многоглаголания. Любите молчание. Если вы привыкнете к молчанию, то не захотите разговаривать. Такова красота молчания!

✓ Будьте радостны! Радость и печаль сменяют друг друга - принимайте их, но не должно быть места безнадежности. Христианин не должен быть робким, трусливым. Помыслы ваши свяжите любовию к Богу. Имейте Бога всегда пред собою и Ему говорите ваши печали и нужды.

✓ Молитва как идет? Я по несколько дней подряд не ложусь в кровать. И когда начинаю молиться - услаждаюсь, и нет желания ее закончить. Не произносите слов молитвы быстро, дабы враг не крал ваши мысли, но произносите медленно, чтобы вы смогли их почувствовать. В молитве проявите упорство. Читайте все те молитвы, которые даны Церковью: Шестопсалмие, Повечерие, Каноны… Кроме того, говорите с Христом своими словами. Просто и от сердца, так, как если бы вы видели Его перед собою: "Отче мой, я согрешил, плохо, бездуховно провел день, в суете мирской. Осуждал, много разговаривал, смеялся, много ел, не молился, столько у меня немощей и грехов. Прости мне, Господи". Так говорите, и пожалеет вас Христос, и даст вам слезы. Должны прийти слезы, так как слезы молитвы дадут вам силы и радость, избавят от печалей. Здание, построенное из одних лишь сухих камней, непригодно; чтобы построить дом, нужна известь и вода. Также и молитва без слез - это не молитва.

✓ Надобно очень любить Псалтирь и ежедневно прочитывать хотя бы два псалма. Когда приступают к тебе скорби или искушения, начните читать Псалтирь со вниманием и любовию, и почувствуете изменения внутри себя. 

✓ Важно, чтобы не проходило ни одного дня без чтения Символа Веры. Читайте его либо в последовании, либо отдельно. Если не успеваете помолиться дома, можно читать молитвы в пути. Бог всюду есть. Бог есть Дух! Когда вы голодны, разве только за трапезой едите? Разве не едите в пути, или во время работы? Лишь бы ум был в словах молитвы. Есть или нет желания молиться - молитву не прекращай. Попытайтесь вечером пролить на молитве хотя бы одну слезу. Слезы приходят, когда сердце чисто и ум не занят посторонними помыслами.

✓ Некий благодатный иерей с вечера начинал молиться и до утра все еще не насыщался молитвою. В храме во время пения "Твое от Твоих…" много и долго плакал, почти в течение часа. Когда мы его спросили отчего так, он отвечал: "Как мне продолжать, когда я вижу столько ангелов вокруг жертвенника, а в Святом Потире Господа нашего сияющего".

✓ У дома есть окна, двери, и мы их закрываем, чтобы обезопасить себя. Так же должно поступать с чувствами нашими, дабы сохранить здоровье души. Не сердитесь. Если над вами насмехаются, иронизируют - терпите. Вам предлагают перец, а вы давайте сахар. Услаждайте сладостью, т.е. добрым словом. Любите умиление. Припоминайте то, что заставило вас плакать. Имейте смирение. Когда идет дождь, то вода не стоит вверху, на вершинах гор, а стекает вниз, на равнины. Смиренные имеют благодать и благоговение и приносят добрые плоды. Не печальтесь. Не думайте об огорчениях, не утруждайте ими ум свой. Только говорите: "Христе мой, прошу Тебя, не оставь меня". Что бы с вами ни случилось, повторяйте лишь эти слова, и обретете мир и покой душе своей. А грех есть смерть души и вред тела.

✓ У духовных открыты сердца, они полны любви, радости. Ту духовную радость, которую мы переживаем, дьявол не чувствует, поэтому он нам завидует, убивает, сети свои расстилает, в которые мы, увы, падаем. Мы должны бороться, ибо без борьбы не приобретем добродетелей. Знайте: то, что легко приобретается, легко потерять. Если же с трудом приобретаете, то нелегко теряется. Но и искушения пользу приносят. Не бойтесь. Христос наш 40 дней боролся в пустыне, после этого приступили к Нему ангелы и служили Ему. Очень нежен наш Христос: часто ради нашей же пользы позволяет быть огорчениям, да и то ненадолго, и это для того, чтобы мы почувствовали, что Он нас оставил; но вскоре, поскольку мы огорчаемся, горюем, а Он нас так любит, что обнимает нас Своею милостью и нежностью. Никогда ничего не бойтесь, только любите Христа. Будьте готовы пострадать. Полюбите трудности: чуточку еды, немного сна и т.д. Многое мне пришлось испытать. И голоден был, и под деревом спал. Слава Богу за все, не скорбел я о сем… Знайте, если есть у вас страх Божий, то вы изучили богословие. Если же нет страха Божия, то вы обучились только искусству прожить.

✓ Делайте все, что возможно, для детей своих, ибо в будущей жизни дадите Христу ответ. Он спросит, спаслись ли ваши дети. Или вы только сможете показать Ему свои колени, израненные от долгих коленопреклоненных молитв?

✓ Сильно возлюбите Христа. Любите и людей, но со вниманием, дабы эта любовь не умалила вашу любовь к Богу. Не желайте, чтобы вас хвалили и любили. Я бы очень хотел ... чтобы никто не обращал на меня внимания, чтобы никто меня не любил, - лишь бы я любил Бога, лишь бы мне Его видеть, лишь бы Он меня любил, внимал, лишь бы Он меня не оставил… Прекрасна духовная жизнь. Соломон просил мудрости у Бога, однако он пал. Так не завидуйте даже мудрости, но просите у Христа веры и любви к Нему. Дух не любит ни многого общения, ни дружб. Избегайте этого.

✓ Никому не рассказывайте ни тайны свои, ни чем занимаетесь. Если спрашивают, скажите два-три слова, и на том кончайте.

✓ Чем более порываете отношения с миром, тем более освобождаете ум свой, очищаете его, и лучше тогда молитва идет.

✓ Упрямство есть недостаток, но часто оно бывает полезным, иначе трудности жизни сломают человека. Постарайтесь стяжать доброе упрямство и силу воли. Не ожидайте от жизни одних лишь радостей. Очень часто жизнь усеяна шипами, а не цветами. Если не работаете - зарплату не получаете, так и в духовной жизни: без старания и молитв Дары Духа Святого не даются.

✓ Внимайте уму своему, не обременяйте его печалями и бесцельными проблемами. Когда вода чиста, то видно, что находится на ее глубине. Так и ум. Старайтесь расти духовно, ум ничем иным не удовлетворяется, кроме духовной пищи, - она дает уму радость и силу. Знайте, что все зависит от решимости и ревности. День, который прошел без того, что вы почувствовали Христа в сердце своем, а также без молитвы, - считайте погибшим.

✓ Куда бы вы ни пошли, везде есть Свет и тьма. От вас зависит, что изберете, чему последуете. Что вредно - не обращайте на то внимания, а что приносит пользу духовную - тому следуйте.

✓ Что чувствуете, когда приобщаетесь? Обычно сначала бывает страх, ужас, сокрушение… Затем чувствуете такую радость, что весь день не хочется ни с кем из людей говорить!

✓ Церковь - лечебница. Для чего идут в больницу? Чтобы исцелиться. Спросите себя: "Зачем я сюда пришел?" И просите Христа, Божию Матерь и всех святых об исцелении. Если оставите окно открытым, то свет войдет. Если же все закроете, то откуда прийти свету? Так и в духовной жизни: откройте сердце свое Христу, просите Его, и Он придет и поможет.

✓ Спрашивают, восстановится ли Россия, вернется ли она к прежнему? Нет. И знаете почему? Потому что новое поколение молодежи России выросло и получило образование при большевиках. Прежних русских нет. Они не живут жизнью, которою жили их матери. Изменился род их. Трудно вернуться России к прежнему состоянию. Но если будут внимание и молитва, все будет хорошо. С нами Бог!