Протоиерей Сергий Баранов
«Господи, Иисусе Христе…» Возвращая ум, я стараюсь не напрягаться, не быть жестким. Мягко, смиренно, не допуская расстройства или сердитости, снова и снова: «Господи, Иисусе Христе… Господи…» Я знаю, что должен в борьбе быть мягким, гибким. Иначе я преломлюсь. Как бы плохо ни шло, спокойно и мягко: «Господи, Иисусе Христе…» Даже со дна Ада: «Господи, Иисусе Христе…» Спокойно и смиренно…
* * *
Я вам еще одно понятие скажу, очень важное, чтобы вам легче было терпеть: поймите, как только у вас все зажалось, когда нерв ваш спазмировался, – постарайтесь расслабиться и делать одно и то же дело мягко. Когда кажется, что все, ты сейчас просто взорвешься от нерва, тебе хочется чашку об пол стукнуть, значит, ты в спазме находишься. Постарайтесь в это время убедить себя, что ничего не происходит, все нормально. Это приобретается опытом, чем больше вы будете находить такие нотки, способность смягчиться, расслабиться, тем больше приобретете опыт. Вам в следующий раз будет это помогать, когда вы не зажметесь, не распсихуетесь, не разозлитесь, найдете способность смягчиться, расслабиться, то увидите, что у нас еще очень много резервов, сил. В состоянии спазма, сердитости – тупик, а когда нашли состояние расслабления, начали мягко и нежно говорить: «Господи Иисусе Христе», – только обязательно мягко, с любовью, только тогда начнет все происходить. Христос тот же самый сейчас передо мной, Он не изменяется. Но одно дело, когда я вам говорю, другое дело – в кризисах, в крайних точках научиться самим ловить это состояние мягкости.Иногда бывает такая усталость под вечер, особенно когда я куда-то еду, в дорогах, на самолетах, кажется, сейчас поклоны вообще невозможно сделать. Мы последний раз поднимались на вершину Афона, до панагии дошли, очень сильно устали, сил не было и, казалось бы, такой подъем… сейчас надо упасть и все, какие там поклоны, 100 поклонов, 1200 Иисусовых… Я нашел это состояние мягкости, сказал сам себе: «Ничего критического не происходит, я сейчас пойду и сделаю, мягко, не спеша». Отошел к кресту и поклоны сделал, и откуда-то силы взялись, оказывается, у человека есть очень большие резервы. Второе дыхание открывается тогда, когда ты внутренне откроешься в сторону мягкости, гибкости, и поклоны сделал, и молитвы выполнил, легли и спали, наверное, часа четыре всего, чтобы на рассвете уже на вершину пойти. На вершину дошли, солнышко встает над Афоном – у нас не усталость, а радость, бодрость, потому что мы мягкие, гибкие, а если бы я допустил сердитость, я бы надломился, надорвался.
Нужно иметь практику находить состояние мягкости – это и есть смирение. Когда мы смягчаемся, из спазма переходим в мягкость, нежность, то оказывается, там очень много сил. Но все это хорошо удается, когда ложится на молитву, вернее расслабления через молитву происходят, когда начинаешь говорить: «Господи Иисусе Христе» – и все, все хорошо, все встало на свои места, и можно идти дальше и делать, и делать. Но опять же это все нужно приобрести, потрудившись.
Если девочка хочет кататься, как Ирина Роднина, на коньках, это ее мечта – она сначала даже не подозревает, какой труд ей нужно к этому приложить. И та девочка, которая, во-первых, поняла, что это стоит большого труда, во-вторых, согласилась на этот труд сознательно, вот у нее будет результат. А почему ей легко терпеть? Потому что она четко понимает цель. И это не иллюзия, а конкретная цель, и она достижима. Все можно. Я вам скажу такую дерзкую мысль. Каждый из нас может стать святым, если он согласится на крест ради Господа нашего, без креста все это фальш, обман, нужно согласиться на крест, на терпение, и понять, что гибкий и мягкий вытерпит, а жесткий сломается, настройтесь на эту мягкость. И оказывается – все хорошо. Очень хорошо переходить на эту мягкость, когда ум знает сердечное место, и при искушении сразу там начинаете говорить Господу, и все хорошо.
* * *
Еще хочу повторить: внимание на молитве Иисусовой приобретается не только и не столько напряжением, сосредоточением. Очень важно изменить природу ума, из логического, образного перевести его в безо бразный, простой, который в связи со своей простотой и будет более сосредоточенным. Сосредоточенным естественно, без напряжения. В простом – просто.* * *
Святость заключается не в количестве молитв и поклонов, а в изменении нашего сердца. Если наше сердце станет более добрым, мягким, скромным, уступчивым, это будет признаком того, что мы идем правильным путем. Если же мы делаем тысячи поклонов, а сами злые, как собаки, то они ничего не значат. Это не оправданием будет служить для нас, а осуждением....когда благодать Божия приходит в сердце, с ним происходит нечто сверхъестественное. Вдруг это каменное, жесткое, жестокое сердце начинает таять, как воск, становится мягким, податливым, послушным. Такое сердце уже не нужно уговаривать: оно само сначала начинает прощать, потом терпеть, потом сочувствовать даже врагам, а потом начинает их любить.
* * *
Человек познает Бога только в состоянии молитвы, ни при чтении книг, даже Евангелия, ни при разговорах о Боге, а в состоянии внимательной сугубой молитвы. В человеке происходит изменение в осознании, а в этом измененном сознании ума и сердца человек вдруг начинает ощущать Бога, начинает Его переживать. Это переживание близости Бога настолько смягчает и умиляет сердце, что человек не может не радоваться. Он радуется, ликует, и в связи с этой радостью он всех терпит, всех прощает, становится другим, более добрым, мягким.* * *
Делайте поклоны мягко, пусть они будут чем-то ласковым, мягким, теплом наполнены, пусть это не будет каторгой для вас... Делайте поклоны очень мягко, спокойно, в том ритме, при котором не задыхаетесь...И вообще все, что связано с Христом, переведите через смирение в состояние радости, и все будет легко. И, наоборот, когда у монаха нет радости, все для него тяжело: поклоны тяжело, послушание тяжело, игуменья – тяжело, духовник – тяжело.
Кому тяжело, кто не приобрел этого опыта, когда встаешь, например, ночью с двух до трех на молитву – нужно найти сердечное место и поместить ум там. Мягко перетерпеть эту ломку – не хочу, тяжело, хочу спать – где-то это бывает минут 10–15, если правильно будете делать, и потом остальные 50 минут пройдут легче, чем эти 10, старайтесь не напрягаться в борьбе с этим, а наоборот, расслабиться и мягко это принять. Но самое главное – нужно поискать Христа в сердце, если ум здесь не остановишь, он будет метаться туда-сюда, и это метание вас будет разрывать на кусочки.
* * *
Настоящее, духовное понятие смирения – это не из области этикета «простите-извините», это невозмутимость духа на любую ситуацию, на самую страшную, на самую плохую остаться мягким, мирным духом. Вот это смирение, и это смирение дает счастье, это смирение дает молитву.* * *
Самым главным навыком смирения назову искусство оставаться всегда мягким, не напряженным, не зажиматься, не входить в конфликт. Категорически неправильно, начиная борьбу, зажиматься, становиться твердым. Твердое ломается, гибкое гнется и снова встает. Навыкните, что бы ни случилось, не напрягаться, не давайте лукавому вывести вас из себя. Что бы ни случилось – мягко и невозмутимо произносите: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя». Конечно, это требует долгого труда преодоления себя, упражнения в терпении, но когда начнет получаться, вас несказанно обрадует результат. С вашего сердца как будто упадет камень внутреннего конфликта, сердце вздохнет полной грудью, оживет.* * *
Высшая степень науки смирения – это встречать любую борьбу мягко, не напрягаясь. Что бы ни случилось – оставаться мягким. Мягкий человек очень многое может. Его гни, мочаль, размазывай, а он снова встаёт и встаёт. А жёсткий человек ломается. Но этот уровень долгим-долгим опытом приобретается. * * *
Очень трудно простить, потому что наше сердце после грехопадения очень гордое, очень жесткое, и сами по себе мы не можем простить. Поэтому мы ищем Бога в молитве, в духовной жизни. И когда мы соединяемся с Богом в духовной жизни, наше сердце тает, как воск свечи. Наше сердце становится мягким, уступчивым, податливым. И тогда мы прощаем. Лишь бы только мир был, лишь бы только всё хорошо было. * * *
Постоянство, несмотря ни на что, и есть одно из самых главных качеств смирения. То есть когда человек определился со своей целью (Бог), он не сходит с заданного пути ни при каких условиях, даже если у него 10 лет ничего не получается, но он не отчаивается, не расстраивается, не опускает руки и всё же делает и делает своё дело. Это уже огромный результат. Он научается науке смирения, т.е. быть смирным, несмотря ни на что, мирным, мягким. Это главное условие молитвы, её фундамент – смирение. Неслучайно, Господь сказал: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное (Мф. 5, 3). Нищие духом, т. е. смиренные, наследуют Царство Небесное, значит, обретут молитву, как принцип Боговидения. Можно сказать, что смирение неотделимо от состояния молитвы. Держа внимательную молитву, подвижник подобен канатоходцу: чуть вправо или влево – и ты потерял опору. Он должен быть очень чутким, гибким, мягким. Это позволяет ему не испугаться, не сорваться эмоционально. Равновесие в теле, в душе, а иначе – падение. * * *
Не бойтесь боли, не паникуйте перед искушениями, оставайтесь мягкими, смиренными, не вставайте жесткой стеной на их пути, пропускайте их мимо себя, делая свое дело: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя». Может быть, это самое главное в нашей скоропреходящей жизни.* * *
Терпение – это уже молитва, терпение – это уже начало духовной жизни. Я бы даже сказал, фундамент духовной жизни. Все начинается с терпения, а терпение нужно приобретать. Тот, кто много терпел, тот имеет навык терпения, тот имеет искусство терпения. Поэтому, когда бывают дни неблагополучные, неблагополучные физически, неблагополучные по каким-то внешним обстоятельствам, неблагополучные по внутреннему состоянию: внутри все уныло, сконфуженно, молитва не идет, помыслы одолевают – в эти дни тогда нужно заниматься искусством терпения. Терпи и всё. В этой теме терпения есть очень важный момент: когда вы занимаетесь терпением, ни в коем случае не напрягайтесь. Терпите мягко, терпите не напряжённо – и тогда вам легче будет перетерпеть. Вот это и есть то настоящее, глубокое, тонкое понимание смирения. Не когда мы говорим «простите», «извините», «благословите», а когда мы терпим с мягкостью, не напрягаясь, без сердитости, без разочарования. То есть сохраняйте всегда мягкое состояние. Что бы ни случилось, под ногами земля расходится – а вы всё равно оставайтесь без паники, всё равно оставайтесь мягкими, смиренными. Настоящее понятие смирения – когда человек не напрягается, а всё-таки остается мягким. Жёсткий человек – ломкий. Все жёсткое – ломкое, а мягкое – гибкое. Его согнули до самой земли, а оно опять возвратилось, как трава в поле. Сухую ветку чуть задень – она с треском ломается, а живая, гибкая, мягкая ветка... Её и туда тянет ветер, и туда клонит – она на своё место возвращается. Так же в духовной жизни: что бы ни случилось – нужно оставаться мягким. Когда нет молитвы, нет внимания, нет сил на добрые дела, у вас остаётся главное дело: оставайтесь мягкими, не напрягайтесь, не психуйте, не расстраивайтесь. Если вы сохраните мягкость этого своего состояния, то многое вернётся потом. Перетерпите – и вернутся молитва и внимание, всё вернётся, и опять радостное состояние наступит. Но почему-то Господь попускает вот эти состояния. Это для того, чтобы мы были искусными. Вот человеку, который этого не проходил, даже трудно объяснить, он даже не понимает, о чём я говорю. А человек, который проходил науку смирения, науку терпения, потом подходит и говорит: «Батюшка, я так хорошо Вас понимаю, что Вы сейчас сказали». Потому что он пережил это, у него есть это опытно, не теоретически, а опытно. Поэтому старайтесь никогда не подвергаться смущению, напряжению, отчаянию – что бы ни случилось, сохраните мягкость. Все вернётся, перетерпите – и всё вернется.
* * *
Насколько бы сильно они вас не искушали через помыслы, никогда не пугайтесь. Испуг даёт им силу владеть вами. То, чего испугались, мы помним долго, это сильно застревает в уме, в сердце. Никогда не пугайтесь, не напрягайтесь и ни в коем случае не боритесь с этими помыслами. Есть единственный путь победить помыслы: направить свои ум и сердце в сторону Христа. Оставайтесь мягкими, говорите непрестанно: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя». Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Мф. 6, 21). К чему вы в какой-то момент жизни прилепились, туда и лепится сердце. На чём мысль заострилась – на это реагирует сердце. Поэтому заостряйте мысль на Христе через Иисусову молитву. Надейтесь на Бога, осознавая, что Господь попустил вам эти искушения и до крайности не доведет. Смиренно говорите: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя». И не думайте на эту тему, не обсуждайте её ни с кем, не носите в себе этой темы, иначе она вас замучает.* * *
Если вы живёте духовной жизнью, и она приносит вам такие добрые изменения: вы стали более тихими, мягкими, уступчивыми, ваш ум стал более простым, несложным, ваши предложения стали короче, не как раньше, когда вы могли полчаса чтото объяснять, а теперь говорите: «Да-да. Нет-нет». Если вы имеете доверие к Церкви, к духовнику. Вот тогда значит, что вы ведёте хорошую духовную жизнь* * *
– Как можно научиться быть мягким, если по натуре своей ты жёсткий? – Всему нужно учиться долго. Тем более, если у человека нет способностей. У одного человека с рождения есть способности, например, к спорту, у другого – к музыке, у третьего – к наукам. У каждого есть способности и неспособности. Но всё-таки, если терпеть и пробовать, то понемногу начнёт получаться. Конечно, это тяжёло, но как же быть? Было бы глупо сейчас вам говорить лозунги: «Смиряйся! Делай!» Терпите и, самое главное, – дело не бросайте. Делайте раз и два, тысячу раз, миллион раз. И понемножку всё начнёт выправляться. Только много труда надо. Человеку, мягкому от рождения, легче, а человеку жёсткому, гневливому – труднее. Но это не значит, что невозможно. Нужно делать. Другого выхода нет. Ведь трудно войти в Царствие Небесное разбойникам, блудникам, пьяницам, то есть людям развращённым, которые не могут обуздать себя ни в чём: ни в гневе, ни в разврате, ни в угождении себе. Но всё равно, хоть понемножку, но делать надо
* * *
— Батюшка, как провести грань между напряжением в духовной жизни и мягкостью в общении? — Нужно приобретать собственный духовный опыт, а не жить опытом других. Чем больше мы анализируем ситуацию, чем больше себя уговариваем, убеждаем, тем хуже для нас. Это как на Крещение в прорубь окунуться. Чем больше будешь готовиться, тем сложнее будет войти. Так и в духовной жизни. Нужно просто делать и делать молитву.
* * *
– У меня сердце очень злое. И я умом понимаю, смиряюсь вроде умом, внешне, а сердце у меня просто вулкан. – Не получится просто смиряться, не получится просто молчать. В какой-то момент оно будет у тебя взрываться. Этот вулкан будет кипеть, кипеть, доходить до критических фаз, потом будет выплескивать такую лаву, что только держись. Не получится. Если человек пытается найти сердце и держать там Иисуса Христа, его сердце становится мягким, нежным. У нас сейчас сердце внутри как камень, только бухает. Чтобы оно стало мягким, туда Христос должен придти. Я не знаю другого средства, кроме Иисусовой молитвы, кроме как направить ум в сердце и встретиться там со Христом.
* * *
– Что значит соединить ум с сердцем? Просто у меня всегда такое впечатление, что я стучусь в сердце, бьюсь, бьюсь и без результата. Может, я не то делаю. – Ты не бейся, ты кротко стой у сердца. Ты сейчас сказала: бьюсь, стучусь. Это говорит о том, что ты раздражаешься, раздражаешься на свой неуспех. Заводишься. Так туда не входят. Должно быть смирение, тишина. Научись сначала быть мягкой, в любой ситуации, хоть вниз головой в ад летишь – все равно сохрани надежду на Бога, что Он тебя спасет. Не заводись, не сердись, это очень важно. Знаешь, вот искать умом сердце – это как по проволоке идти. Нельзя по проволоке идти в спазме, человек должен быть гибким, как только ты спазмировалась, все – ты упадешь, гибкость должна сохраняться. Но еще я скажу, что для этого нужно иметь много, много, много практики. Это такие тонкие вещи, которые нужно прочувствовать. Ты видишь, что тебе помогает, видишь, что тебе мешает. Нужно оставаться мягким, несмотря ни на что. Но нужно очень много практики.
Из книги «К свету»