Беседа с археологом, кандидатом исторических наук Тимуром Бобровским
– Сколько в Украине пещерных монастырей?
– Я бы сказал – более сотни.
– А сколько из них неизвестны широкой публике?
– Думаю, что более сотни.
(Смеется) Широкой публике, по сути, известны лишь единицы.
– В этом контексте Украина уникальна? В основном, если говорят о пещерных монастырях, вспоминают Каппадокию…
– Нет, нельзя сказать, что Украина в этом плане уникальна. Безусловно, уникальной является Каппадокия, потому что там речь идет о подземных городах и тысячах пещерных монастырей. Да, в Украине — множество пещерных монастырей, но так же много, как и в Болгарии, Румынии, Греции, в странах Ближнего Востока, даже на Юге Италии – Сицилия, Апулия и т. д. Меньше пещерных обителей на территории Франции.
Возникновение пещерных монастырей так или иначе связано с распространением христианства, и большинство их появилось после разделения Церквей в X-XI веках. Можно сказать, что такие монастыри более характерны для восточного христианства. Они возникали в тех странах, которые находились в каноническом общении с Константинопольским Патриархатом. Поэтому говорить, что у нас в Украине невероятно уникальная ситуация с пещерными обителями, трудно.
С другой стороны, есть особенность. Как правило, государства, где встречаются пещерные монастыри, на протяжении XII–XIV веков оказывались под властью мусульманских государств, в частности Османской империи. И, естественно, это затрудняло функционирование монастырей. Поэтому наиболее поздние пещерные монастыри, которые нам известны в Болгарии или в Греции, относятся к XIV–XV вв., а с падением Византийской империи скальные, пещерные обители там и вовсе прекращают свое существование. Хотя есть данные о том, что в XVI–XVII веках еще нет-нет да и возникают пещерные монастыри, но уже не в тех масштабах, как раньше.
На нашей территории всплеск, возрождение традиции возникновения пещерных монастырей связаны с волной распространения исихазма — вытесняемые турками исихасты переселялись на новые территории, и этими новыми территориями оказались территории современной Румынии и Молдовы, а позже Украины и европейской части России. С этого периода у нас начинают появляться многочисленные пещерные монастыри.
Наконец, есть третья волна возникновения пещерных обителей — связана она с особенностями распространения Православия в Российской империи. В XIX в. – начале XX в. возникают так называемые народные монастыри. Так, накануне революции 1917 года на территории Украины и на территории восточной России возникает большое количество пещерных монастырей.
Итак, мы наблюдаем у нас три грандиозных волны появления пещерных обителей. Первая волна связана с христианизацией земель Руси (XI–XIII века). Вторая связана с распространением исихазма в XIV–XV веках, который, в свою очередь, разбивается на две части, потому что исихазм у нас не приживается в византийском виде, а трансформируется в институт старчества. Мы наблюдаем расцвет старчества в XVI-XVII вв. И третья волна — это XIX век – начало XX века.
– Вы говорите, что большая часть этих пещерных монастырей людям неизвестна…
– Естественно, широкой публике неизвестна. Но те, кто занимаются активным туризмом, знают немного больше, чем простые граждане. Знают — как исторические, экскурсионные объекты.
– А это хорошо или плохо? Ведь часто мы наблюдаем обычный вандализм, горы мусора и т. д. Не лучше ли законсервировать такие обители?
– Иногда, конечно, лучше законсервировать, но значительная их часть — это все-таки не такие объекты, как Киево-Печерская Лавра, т. е. выкопанные глубоко под землей. Эти обители расположены в скалах. А исторические, сакральные объекты в скалах законсервировать невозможно — скалу землей не засыпать.
Сейчас большая часть пещерных монастырей в скалах — безхозна. Туда попадает меньше людей просто от незнания, но те, кто попадает, могут себе позволить там делать все что угодно. Наверное, такие памятники нужно брать на учет, их следует охранять на государственном уровне. И важно продумать, каким образом мы можем использовать такие монастыри. Как правило, они располагаются в очень живописных местах, являются элементом культурного ландшафта, часто потрясающего ландшафта, куда люди могут приезжать даже не ради самих только монастырей, а чтобы впечатлиться и всем увиденным вокруг.
Сейчас есть несколько специалистов, которые заинтересованы в изучении этих памятников, и они организовывают специальные экспедиции. Причем делают это без целевого финансирования, на общественных началах. Несмотря на это, за последние 8-10 лет такие экспедиции стали регулярными. Практически каждый год археологи проводят раскопки, фиксируют находки, пытаются понять назначение тех или иных предметов или сооружений. В пещерных монастырях не так просто установить, какое помещение для чего было предназначено, для этого нужно все скрупулезно проанализировать.
– Когда начались массовые исследования пещер?
– Пик исследований пещерных сооружений наблюдался примерно 15 лет назад, тогда удалось провести ряд исследований киевских пещер. К сожалению, этот период закончился из-за различных перемен в Музее истории города Киева. На сегодня возобновить работу не представляется возможным по причине того, что отдел «Киев подземный», сотрудники которого и занимались исследованиями пещер Киева, был упразднён.
Некоторые исследователи ведут работы в черниговских пещерах. Эта постоянно действующая экспедиция пытается охватить не только сам Чернигов, но и территории, прилегающие к городу.
– Что интересного принесли нам последние исследования пещерных монастырей? Что было обнаружено недавно?
– В последние несколько лет наши коллеги из Черновцов и Каменец-Подольского провели ряд исследований в Бакотском Свято-Михайловском скальном монастыре. Расчищают пещерные помещения, фиксируют петроглифы, граффити на стенах. Археологи добыли интересные материалы и даже, насколько мне известно, передали находки на радиоуглеродный анализ, чтобы получить датировки.
Находки этой экспедиции очень интересны и пока что подтверждают наши предположения о том, что пещерные монастыри Поднестровья относятся ко времени второй, исихастской, волны, т .е. их происхождение не относится к древнерусскому периоду. Монастыри этой волны возникают примерно в XV веке и существуют до XVII-XVIII веков, когда эти земли попадают под протекторат Польши.
Из последних открытий, связанных с пещерными монастырями, было одно, без ложной скромности, великое: нам удалось сначала вычислить, а потом и обнаружить, раскопать и зафиксировать великолепный комплекс пещерного монастыря на Загайтанской скале в пригороде Севастополя, Инкермане. Самая впечатляющая находка – пещерная церковь с сохранившимися фресками второй половины XIII века. Ансамбль замечательных, даже уникальных росписей сохранился почти на треть.
Из-за событий в стране у нас нет возможности продолжать работу над комплексом Загайтанской скалы. Но сам храмовый комплекс находится в весьма труднодоступном месте, туда невозможно добраться без специального снаряжения, поэтому беспокоиться за его сохранность пока не приходится.
– Каким образом был обнаружен пещерный храм?
– Мы его вычислили в процессе изучения и анализа различных источников. Комплекс самой Загайтанской скалы был известен достаточно хорошо. Но его верхние ярусы из-за обвала скалы были недоступны, и никто не знал, что конкретно там находится. Из пяти церквей, которые, согласно различным источникам, должны быть расположены на этой скале, четыре обнаружены и зафиксированы. Пятая потерялась. Изучая источники, мы вычислили место предположительного местонахождения церкви, поднялись туда и действительно обнаружили храм.
Мы не ожидали, что церковь будет с фресками. Это было приятной неожиданностью! Данное открытие мы сделали еще в 2005 году. Исследования там продолжались и позже. Выяснилось, что это замечательный пещерный монастырь, который, кстати, тоже относится ко второй половине XIII века. Во всяком случае, археология и фрески указывают на этот период.
И это имеет свое объяснение — в то время в Крыму происходят определенные события, связанные с кризисом в Византийской империи. Эта церковь, несомненно, – памятник византийский, но, не исключено, с трапезундскими корнями.
– Какие еще важные работы проводились, кроме открытия этой церкви?
– Несколько лет назад были проведены небольшие разведывательные работы в Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры. Результаты этих работ позволили нам совершенно по-другому взглянуть на комплекс Ближних пещер и понять, наконец, структуру и логику формирования этого комплекса. В древности он не выглядел так, как сейчас. Даже история его формирования нынче представляется совершенно иным образом, чем это было принято считать.
– Т. е. все, по большому счету, упирается в проблемы с финансированием?
– Не совсем. Ни одно государственное ведомство не хочет на себя это брать. Институт археологии достаточно легкомысленно к этому относится. У них в штате нет специалистов, которые бы занимались спелеоархеологией. Максимум их действий — изучение первобытных стоянок в карстовых пещерах. Существовал Музей истории Киева, пришла замечательная Елена Воронцова — стали изучать киевские пещеры, был создан специальный отдел, ударная группа.
За десять лет нам удалось исследовать Зверинецкие, Гнилецкие и Китаевские пещеры в Киеве. Мы, коллектив отдела «Киев подземный», нашли пещеры, расчистили, вели раскопки. И сейчас эти пещеры в распоряжении монастырей. Слава Богу, что это так и пещеры не заброшены, под присмотром.
– Да. Под Кирилловским монастырем есть достаточно крупная система пещер, которая, вероятно, является пещерным монастырём. Но проблема в том, что Кирилловская обитель стоит в очень серьёзной оползневой зоне, пещеры проходят под фундаментами. Для того чтобы осуществить исследование, необходимо попутно делать укрепления. Причём это нужно делать комплексно. Надо крепить и оползневую зону, склоны, и то, что обнаружено внутри. Люди, которые умеют это делать, есть. Но это очень дорогостоящий процесс. Это связано ещё и с тем, что Кирилловская обитель сама по себе является уникальным памятником XII века. Поэтому всё очень сложно.
Есть комплекс, который проще исследовать, – Выдубицкий монастырь. В 2006–2007 гг. мы даже проводили там разведочные работы, раскопали часть обрушившейся келии. Там проще работать, поскольку пещеры проходят не под сохранившейся церковью, а над прилегающей к территории. В то же время они проходят под территорией мемориального кладбища, что опять-таки усложняет исследования.
– Сколько в Украине пещерных монастырей?
– Я бы сказал – более сотни.
– А сколько из них неизвестны широкой публике?
– Думаю, что более сотни.
(Смеется) Широкой публике, по сути, известны лишь единицы.
– В этом контексте Украина уникальна? В основном, если говорят о пещерных монастырях, вспоминают Каппадокию…
– Нет, нельзя сказать, что Украина в этом плане уникальна. Безусловно, уникальной является Каппадокия, потому что там речь идет о подземных городах и тысячах пещерных монастырей. Да, в Украине — множество пещерных монастырей, но так же много, как и в Болгарии, Румынии, Греции, в странах Ближнего Востока, даже на Юге Италии – Сицилия, Апулия и т. д. Меньше пещерных обителей на территории Франции.
Возникновение пещерных монастырей так или иначе связано с распространением христианства, и большинство их появилось после разделения Церквей в X-XI веках. Можно сказать, что такие монастыри более характерны для восточного христианства. Они возникали в тех странах, которые находились в каноническом общении с Константинопольским Патриархатом. Поэтому говорить, что у нас в Украине невероятно уникальная ситуация с пещерными обителями, трудно.
Пещерные монастыри Каппадокии
С другой стороны, есть особенность. Как правило, государства, где встречаются пещерные монастыри, на протяжении XII–XIV веков оказывались под властью мусульманских государств, в частности Османской империи. И, естественно, это затрудняло функционирование монастырей. Поэтому наиболее поздние пещерные монастыри, которые нам известны в Болгарии или в Греции, относятся к XIV–XV вв., а с падением Византийской империи скальные, пещерные обители там и вовсе прекращают свое существование. Хотя есть данные о том, что в XVI–XVII веках еще нет-нет да и возникают пещерные монастыри, но уже не в тех масштабах, как раньше.
На нашей территории всплеск, возрождение традиции возникновения пещерных монастырей связаны с волной распространения исихазма — вытесняемые турками исихасты переселялись на новые территории, и этими новыми территориями оказались территории современной Румынии и Молдовы, а позже Украины и европейской части России. С этого периода у нас начинают появляться многочисленные пещерные монастыри.
Наконец, есть третья волна возникновения пещерных обителей — связана она с особенностями распространения Православия в Российской империи. В XIX в. – начале XX в. возникают так называемые народные монастыри. Так, накануне революции 1917 года на территории Украины и на территории восточной России возникает большое количество пещерных монастырей.
Итак, мы наблюдаем у нас три грандиозных волны появления пещерных обителей. Первая волна связана с христианизацией земель Руси (XI–XIII века). Вторая связана с распространением исихазма в XIV–XV веках, который, в свою очередь, разбивается на две части, потому что исихазм у нас не приживается в византийском виде, а трансформируется в институт старчества. Мы наблюдаем расцвет старчества в XVI-XVII вв. И третья волна — это XIX век – начало XX века.
– Вы говорите, что большая часть этих пещерных монастырей людям неизвестна…
– Естественно, широкой публике неизвестна. Но те, кто занимаются активным туризмом, знают немного больше, чем простые граждане. Знают — как исторические, экскурсионные объекты.
Киево-Печерская Лавра
– А это хорошо или плохо? Ведь часто мы наблюдаем обычный вандализм, горы мусора и т. д. Не лучше ли законсервировать такие обители?
– Иногда, конечно, лучше законсервировать, но значительная их часть — это все-таки не такие объекты, как Киево-Печерская Лавра, т. е. выкопанные глубоко под землей. Эти обители расположены в скалах. А исторические, сакральные объекты в скалах законсервировать невозможно — скалу землей не засыпать.
Сейчас большая часть пещерных монастырей в скалах — безхозна. Туда попадает меньше людей просто от незнания, но те, кто попадает, могут себе позволить там делать все что угодно. Наверное, такие памятники нужно брать на учет, их следует охранять на государственном уровне. И важно продумать, каким образом мы можем использовать такие монастыри. Как правило, они располагаются в очень живописных местах, являются элементом культурного ландшафта, часто потрясающего ландшафта, куда люди могут приезжать даже не ради самих только монастырей, а чтобы впечатлиться и всем увиденным вокруг.
Лядовский Усекновенский скальный мужской монастырь
– Какие подобные места лично Вас поразили?
– Вообще, очень красивы ландшафты Днестра и Днестровского каньона, где существует несколько десятков пещерных монастырей. Они есть и на территории Молдовы, и в среднем течении Днестра — Винницкая, Хмельницкая, Тернопольская, Черновицкая области. Это Лядовский Усекновенский скальный мужской монастырь, Бакотский Михайловский скальный мужской монастырь, Непоротовский пещерный мужской монастырь "Галица" и другие. В последнее время эти сакральные памятники активно исследуют археологи. Сейчас существует проект, его разрабатывают наши археологи, историки и их коллеги из Молдовы, цель которого — занести в список Всемирного наследия ЮНЕСКО пещерные комплексы бассейна Днестра.
– Вообще, очень красивы ландшафты Днестра и Днестровского каньона, где существует несколько десятков пещерных монастырей. Они есть и на территории Молдовы, и в среднем течении Днестра — Винницкая, Хмельницкая, Тернопольская, Черновицкая области. Это Лядовский Усекновенский скальный мужской монастырь, Бакотский Михайловский скальный мужской монастырь, Непоротовский пещерный мужской монастырь "Галица" и другие. В последнее время эти сакральные памятники активно исследуют археологи. Сейчас существует проект, его разрабатывают наши археологи, историки и их коллеги из Молдовы, цель которого — занести в список Всемирного наследия ЮНЕСКО пещерные комплексы бассейна Днестра.
Бакотский Михайловский скальный мужской монастырь
Сейчас есть несколько специалистов, которые заинтересованы в изучении этих памятников, и они организовывают специальные экспедиции. Причем делают это без целевого финансирования, на общественных началах. Несмотря на это, за последние 8-10 лет такие экспедиции стали регулярными. Практически каждый год археологи проводят раскопки, фиксируют находки, пытаются понять назначение тех или иных предметов или сооружений. В пещерных монастырях не так просто установить, какое помещение для чего было предназначено, для этого нужно все скрупулезно проанализировать.
Непоротовский пещерный мужской монастырь "Галица"
– Когда начались массовые исследования пещер?
– Пик исследований пещерных сооружений наблюдался примерно 15 лет назад, тогда удалось провести ряд исследований киевских пещер. К сожалению, этот период закончился из-за различных перемен в Музее истории города Киева. На сегодня возобновить работу не представляется возможным по причине того, что отдел «Киев подземный», сотрудники которого и занимались исследованиями пещер Киева, был упразднён.
Некоторые исследователи ведут работы в черниговских пещерах. Эта постоянно действующая экспедиция пытается охватить не только сам Чернигов, но и территории, прилегающие к городу.
Был собран хороший коллектив и намечался большой круг работ по Крыму, но в связи со сложившимися обстоятельствами этот проект тоже приостановлен. Надеемся, что временно.
– Что интересного принесли нам последние исследования пещерных монастырей? Что было обнаружено недавно?
– В последние несколько лет наши коллеги из Черновцов и Каменец-Подольского провели ряд исследований в Бакотском Свято-Михайловском скальном монастыре. Расчищают пещерные помещения, фиксируют петроглифы, граффити на стенах. Археологи добыли интересные материалы и даже, насколько мне известно, передали находки на радиоуглеродный анализ, чтобы получить датировки.
Находки этой экспедиции очень интересны и пока что подтверждают наши предположения о том, что пещерные монастыри Поднестровья относятся ко времени второй, исихастской, волны, т .е. их происхождение не относится к древнерусскому периоду. Монастыри этой волны возникают примерно в XV веке и существуют до XVII-XVIII веков, когда эти земли попадают под протекторат Польши.
Из последних открытий, связанных с пещерными монастырями, было одно, без ложной скромности, великое: нам удалось сначала вычислить, а потом и обнаружить, раскопать и зафиксировать великолепный комплекс пещерного монастыря на Загайтанской скале в пригороде Севастополя, Инкермане. Самая впечатляющая находка – пещерная церковь с сохранившимися фресками второй половины XIII века. Ансамбль замечательных, даже уникальных росписей сохранился почти на треть.
Из-за событий в стране у нас нет возможности продолжать работу над комплексом Загайтанской скалы. Но сам храмовый комплекс находится в весьма труднодоступном месте, туда невозможно добраться без специального снаряжения, поэтому беспокоиться за его сохранность пока не приходится.
Загайтанский скальный комплекс
– Каким образом был обнаружен пещерный храм?
– Мы его вычислили в процессе изучения и анализа различных источников. Комплекс самой Загайтанской скалы был известен достаточно хорошо. Но его верхние ярусы из-за обвала скалы были недоступны, и никто не знал, что конкретно там находится. Из пяти церквей, которые, согласно различным источникам, должны быть расположены на этой скале, четыре обнаружены и зафиксированы. Пятая потерялась. Изучая источники, мы вычислили место предположительного местонахождения церкви, поднялись туда и действительно обнаружили храм.
Мы не ожидали, что церковь будет с фресками. Это было приятной неожиданностью! Данное открытие мы сделали еще в 2005 году. Исследования там продолжались и позже. Выяснилось, что это замечательный пещерный монастырь, который, кстати, тоже относится ко второй половине XIII века. Во всяком случае, археология и фрески указывают на этот период.
И это имеет свое объяснение — в то время в Крыму происходят определенные события, связанные с кризисом в Византийской империи. Эта церковь, несомненно, – памятник византийский, но, не исключено, с трапезундскими корнями.
– Какие еще важные работы проводились, кроме открытия этой церкви?
– Несколько лет назад были проведены небольшие разведывательные работы в Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры. Результаты этих работ позволили нам совершенно по-другому взглянуть на комплекс Ближних пещер и понять, наконец, структуру и логику формирования этого комплекса. В древности он не выглядел так, как сейчас. Даже история его формирования нынче представляется совершенно иным образом, чем это было принято считать.
Пещеры Зверинецкого монастыря
– Т. е. все, по большому счету, упирается в проблемы с финансированием?
– Не совсем. Ни одно государственное ведомство не хочет на себя это брать. Институт археологии достаточно легкомысленно к этому относится. У них в штате нет специалистов, которые бы занимались спелеоархеологией. Максимум их действий — изучение первобытных стоянок в карстовых пещерах. Существовал Музей истории Киева, пришла замечательная Елена Воронцова — стали изучать киевские пещеры, был создан специальный отдел, ударная группа.
Пещеры Церковщины (Гнилецкие)
За десять лет нам удалось исследовать Зверинецкие, Гнилецкие и Китаевские пещеры в Киеве. Мы, коллектив отдела «Киев подземный», нашли пещеры, расчистили, вели раскопки. И сейчас эти пещеры в распоряжении монастырей. Слава Богу, что это так и пещеры не заброшены, под присмотром.
– В Киеве ещё имеются пещеры? Есть информация, например, о пещерах Кирилловской обители…
– Да. Под Кирилловским монастырем есть достаточно крупная система пещер, которая, вероятно, является пещерным монастырём. Но проблема в том, что Кирилловская обитель стоит в очень серьёзной оползневой зоне, пещеры проходят под фундаментами. Для того чтобы осуществить исследование, необходимо попутно делать укрепления. Причём это нужно делать комплексно. Надо крепить и оползневую зону, склоны, и то, что обнаружено внутри. Люди, которые умеют это делать, есть. Но это очень дорогостоящий процесс. Это связано ещё и с тем, что Кирилловская обитель сама по себе является уникальным памятником XII века. Поэтому всё очень сложно.
Есть комплекс, который проще исследовать, – Выдубицкий монастырь. В 2006–2007 гг. мы даже проводили там разведочные работы, раскопали часть обрушившейся келии. Там проще работать, поскольку пещеры проходят не под сохранившейся церковью, а над прилегающей к территории. В то же время они проходят под территорией мемориального кладбища, что опять-таки усложняет исследования.
Выдубицкий монастырь
У нас есть один замечательный комплекс XIX века, вероятно, возникший во времена последней волны монашеского пещерничества – на Мышеловке, в районе бывшей Преображенской пустыни, на горе между Голосеево и Китаево. Я не был в этом комплексе, он "законсервирован", но его открывали в 1970 годы. Сохранились планы, сложная лабиринтная структура. Этот комплекс мог бы стать чудесным туристическо-паломническим памятником, но там нужно всё делать с нуля.
Чтобы возродить эти памятники — должна быть не только воля общественности, но и воля государства, города. Такие памятники нам действительно нужны, но это нужно понять.
Чтобы возродить эти памятники — должна быть не только воля общественности, но и воля государства, города. Такие памятники нам действительно нужны, но это нужно понять.
Источник в Преображенской пустыни на Мышеловке
Это касается не только пещерных монастырей. В Киеве — гигантское количество подземелий, связанных с жизнью средневекового города. Но это всё город, до поры до времени, не интересует — пока не начинают происходить обвалы, провалы или затевается строительство. Строители несколько раз натыкались на подземные сооружения и даже вносили корректировки в проект, в противном случае их конструкции со временем могли бы разрушиться.
Раньше функцию исследований пещер на себя брал Музей истории Киева, в настоящий момент он реорганизован, поэтому, повторюсь, киевские пещеры сегодня безхозны.
Из последних находок... Осенью 2014 года при раскопках в Софии Киевской мы обнаружили монастырский погреб, скорее всего, XVII века. Мы его "законсервировали", так как это было в ноябре месяце, нельзя было оставлять открытым на зиму. Планируем летом проводить исследования, открыть и укрепить его. Тем более что погреб под фундаментами древнерусского храма, который нами исследовался в монастырском саду, это многоцелевая работа. Мы изучаем и сохраняем памятник подземный и вместе с тем избегаем разрушений наземных сооружений.
Раньше функцию исследований пещер на себя брал Музей истории Киева, в настоящий момент он реорганизован, поэтому, повторюсь, киевские пещеры сегодня безхозны.
Из последних находок... Осенью 2014 года при раскопках в Софии Киевской мы обнаружили монастырский погреб, скорее всего, XVII века. Мы его "законсервировали", так как это было в ноябре месяце, нельзя было оставлять открытым на зиму. Планируем летом проводить исследования, открыть и укрепить его. Тем более что погреб под фундаментами древнерусского храма, который нами исследовался в монастырском саду, это многоцелевая работа. Мы изучаем и сохраняем памятник подземный и вместе с тем избегаем разрушений наземных сооружений.