26 февраля 2018

Преподобный Иустин (Попович). Мысли о человеке. Обожение*

Радость - быть человеком! Потому что Бог стал Богочеловеком. Этим открыты и даны человеку все Божественные силы и совершенства, и бесконечности. Следовательно, нет отчаяния для человека с тех пор, как Бог стал человеком, ибо во всякой горести и в отчаянии Божественный выход и вознесение,
и восхождение в Царство Божественной вечной Жизни, вечной Истины, вечной Любви, вечной Радости.

Поэтому непрестанно: через вечность и таинственно, Божественно, таинственно и радостно быть человеком, ибо все наше завершается Богом, Божественным, Божиим, а это значит - бесконечно радостным и блаженным. (28. VII. 1958).

Человек - это небоземное, Богочеловеческое существо и в зачатой реальности, и в потенции, и в многомерности. Так я чувствую и так смотрю на дорогого мне приятеля...

Человек? Только как Богочеловек: освященный, обоженный, достроенный, законченный, совершенный; и так Бог оправдан (теодицея) и человек оправдан (антроподицея). Человек? Непрестанное богоуподобление на основе богоподобия, с помощью Божественных свойств Богочеловеческих, в Богочеловеческом теле церкви, на основании ипостасного соединения двух естеств в теле церкви Христовой.

Что такое человек - мы познали Богочеловеком. Поэтому происхождение, возрастание, вохристовление, обожение, совершенствование человека дано в Богочеловеке. Следовательно, в Христологии - единственная истинная антропология. Человек - человек Богочеловеком. Он только Им становится самим собой, постигает первоначальную, безгрешную, Божественную человечность: ту - в идее Божией о человеке, ту - в богообразии. Ибо идея Божия о человеке дана в сотворении человека богообразным. Поэтому все человеческое обращается вокруг этого как вокруг центра. Значит, спасение человека - это, прежде всего, освобождение от греха, смерти и зла, но в то же время это осуществляется через переживание всех богочеловеческих сил, идей, свойств, истин, добродетелей.

Охристовление. Бог не сводим к твари; человек не сводим к чувствам. И все-таки: вселенная сводима к атому! Макрокосм - к микрокосму! И Бог к человеку - в Богочеловеке.

Как прожить эту жизнь - не является ли это основной проблемой человека? Для этого и Бог стал человеком, чтобы нас этому научить. Это самая трудная наука, настолько она трудна и на земле, и на небе, что нас не знал и не умел ей научить ни самый премудрый Серафим, ни самый прозорливый Херувим. Что только не входит в ткань того, что мы называем жизнью, человеком! Мириады логосных волокон, частиц, нитей! Жизнь: соединение всего этого и еще многого невидимого, неизвестного, неприметного. И какой нужно иметь ум, чтобы все это соткать, сплести воедино, и какое сердце, чтобы все это прочувствовать, и какую силу, чтобы пережить! Человек, человек - о, самое трагичное существо, пошатнувшееся в небытие! Ты переживаешь и рай, и ад, и небытие, и Бога, и дьявола, и смерть, и жизнь. Человек, ты - самый большой, самый несчастный мученик, твоему мучению нет меры! В твоем мучении повреждается и гибнет твое сознание, твой разум, мысли становятся безумными, чувства каменеют. Нет существа более широкого, более пропащего и более ужасного, нежели человек. Поэтому ему на всех ступенях жизни необходим Бог - Бог всего сущего, Богочеловек, Слово. Без Него все человеческое срывается во тьму кромешную, идеже есть плач и скрежет зубов.

Святой Ириней, святой Афанасий Великий и все святые отцы благовествуют: Слово воплотилось, чтобы человек обожился. Бог стал человеком, чтобы человек стал богом по благодати.

Для чего мне дано тело? Чтобы оно было храмом Господу. А душа? Чтобы была священнослужителем, молитвенницей в этом храме. А очи? - Светильники. Человек, гонящийся за ветром, что поймает? - Свое падение. Сердце да горит пред Богом, как пожар, чтобы в огне своей ревности и любви к Богу растопиться и очиститься.

"Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела" (1Кор.6:13): чтобы в тело вселился, чтобы в нем воплотился Господь - это верховная заключительная и единственная цель тела человеческого. Чтобы Господь и человек объединились, стали одним: Богочеловеческое соединение, причем Господь остается Господом, а тело остается телом, по своей природе и сущности, хотя и в полном благодатном единстве с Господом. Поэтому путь тела твоего и моего - это путь тела Христова - обожение, обогочеловечение.

Каков размах твоей главной жизненной мысли, основной мысли, осевой мысли, на которой стоит твоя личность? От человека до Бога, от человека до Богочеловека. Трагедия человека наступает, когда его мысль оканчивается чем-либо другим, а не Богом. Мысль: от человека до Бога - это значит, человек разветвляется и входит, искусно вплетается во все Божественные бесконечности, во все Божественные, Богочеловеческие совершенства. (Во время последней войны).

Мф.5:3: "Блаженны нищие духом". По духу святых отцов: нищета духа потому блаженство, что она постоянно жаждет обогатиться и непрестанно обогащается Духом Святым, а Дух Святой и есть Царство Небесное; богоподобная природа духа человеческого по самой своей природе устремлена к Богу, алчет и жаждет Святого Духа, поэтому жизнь христианина - это не что иное, как непрестанный день Святого Духа. Нищий духом богатится Духом Святым. - Как? - С помощью святых тайн и святых добродетелей. (3. IX. 1966 г. Монастырь Челие).

Для чего существует время? Каков смысл времени? Воплотить вечность воплощением Бога в человеке и через Богочеловека совершить обожение человека, а через человека - обожение времени и пространства - мира (Рим., гл. 8; Еф., гл. 1 и 4; Кол. 2:1-10). Воплощение Бога Слова, вочеловечение: центр времени и материи, человека как психофизического существа.

Мое больное человеческое ощущение взвивается в радостное богоощущение, и моя проникнутая смертью человеческая мысль воспаряет в неболетное богомыслие.

Пища моя - книги; буквы поедаю, буквами питаюсь. Книжник и буквоед - отсюда всегда меня терзают голод и жажда. Как будто уши мои убежали от меня, чтобы не слышать Его слова: "Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его" (Ин. 4:34)... Буква убивает, дух животворит. Вся мудрость человеческая, вся наука не суть ли лишь цепочки букв? Человек распался на буквы, человек стал азбукой, и он считает, что стал азбукой всего мира и Бога. Наша культура родилась в типографии. И все культурное поклонствует буквам, этим мелким идолам. И буквы суть ценность и мерило всякой ценности; и даже Бога начали печатать буквами, ибо Он перестал жить для людей и переживаться ими. Типографии стали храмами; царство буквы - вот наша культура. И воцарилась буква, и сейчас она убивает Европу, ибо "буква убивает, а дух животворит" (2 Кор. 3:6). (20. VIII, 1916).

Рим. 10:10: "Сердцем веруют", - это означает, что оно - орган веры, и потому им человек или спасается, или губит себя. Вся наша судьба - в сердце нашем. Сердцем и не веруют, - это значит: сердцем выбирают Бога или дьявола, живут тем или другим, живут ради Одного или другого. От этого зависит наш рай или наш ад.

Грех? - Человек захотел и попытался стать с помощью дьявола Богом. Обманул самого себя: сознательно оставаясь на богоустановленной цели - обожение, становление богочеловеком, он практически стал причастен дьяволу, дьяволочеловеком - внес в себя силу смерти, соделывающую дьяволом. Отсюда распад человеческой личности: "Кто не собирает со Мною, тот расточает" (Мф. 12:30).



10 мая 1917. Полночь (Оксфорд). Крайности все более размыкаются, бежит берег от берега, оком человек их отодвигает; зло огромно, добро огромно, человек в бездне между ними; не настолько он широк ни духом, чтобы их охватить, ни телом, чтобы их привлечь, - и отчаяние растет, и крайности разрастаются, и человек в великом вопле умаляется, умаляется, умаляется; о - ничто, о, облеченное в свет отчаяние, о, зрячая болезнь, о, глубокая смерть, немощь, ничтожество, собрат червю. Господи, помилуй мя... и Бог придвигает берег к берегу, Добро воплощается, неся на Себе человеческое зло; только Бог, только Христос, только Он соединяет разъединенное...




Целостный человек. Это человек слившейся с целомудрием, стяжавший и хранящий целостность и здравость ума. "Исцели душу мою, яко согреших Тебе": грех разбивает, рассеивает душу, личность человеческую. Только удалением греха из души человек "исцеляется", становится целым, самим собой, целостным. Отсюда - только безгрешным Богочеловеком человек совершенно целостен. И все Им исцелены; церковь - врачебница. Весь смысл Богочеловеческого домостроительства спасения - это восставить целостность личности человека, которую он имел до падения. Средства - церковь, святые таинства и все, что в ней. Об этом целостном, полноценном человеке говорит и святой апостол Иаков: "Чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка" (Иак.1:4). (Во время последней войны).

"Кто не собирает со Мною, тот расточает" (Мф. 12:30).Собирание себя, своей личности - Христом, т.е. слияние со Христом в единую плоть, в единый образ, в единую сущность, вхождение в Его Я - в Меня: "со Мной" человек может прийти в самого себя, обрести себя, собрать себя, рассыпанного вне и без Христа. Кто не становится членом Тела Христова - церкви, - тот находится вне, расточает себя, не имеет совокупности совершенства - любви; ибо лишь новозаветность сплачивает кровью, соединяет разъединенное ветхой жизнью - человеком до, если не против Христа. Вне Христа человек "разделился" (Мф. 12:25-26); он - всегда царство, разделенное "само с собою". Дух Святой - собиратель личности: отсюда в стихе 31 (Мф. 12:31) единственным путем собирания самого себя, вообразования является - не творить греха и хулы на Святого Духа, не отделять себя от Него. (1918-1921. Оксфорд-Афины).

Ипостасное соединение человеческого естества с Божественным в Образе Иисуса Христа: уверяет в том, что естество человеческое приходит к своей определенной ипостасности только в Богочеловеке, в том, что это - последняя, заключительная стадия человеческой природы. С вознесенным Христом - вознесение человека: вечное присутствие в Святой Троице: единение со Святой Троицей и причащение Ей, и осмысление человеческого: последнее оправдание человека в ипостасном единстве с Богочеловеком. Отсюда вся жизненность наша живет на небесах, где Христос сидит одесную Отца: здесь центр нашей личности, здесь центр познавательный, нравственный и общественный; здесь обоженность человека, его истинное - безгрешное естество; только здесь человек человечен, естественен, ибо здесь он богообразен, христообразен, здесь он - по образу Святой Троицы; только здесь возможна вечная истина - ипостасное единство Бога и человека; истина - Образ Христов, воскресший, вознесенный - всегда, вечно Один и Тот же; всегда вечная истина Божиего и человеческого, единящая Бога с человеком, ибо Бог отрешил грех, соделав человека средоточием и истиной (критерием) всего. Богочеловечность - основание и объем, и рост истинного познания; Образ Богочеловека - неизменная истина: Богу Божие, человеку человеческое. Весь смысл человека: совоплотиться Христу и через Него соединиться со Святой Троицей, стать по Ее образу. Через все сияет и над всем царствует Образ Богочеловека, которому "дадеся всяка власть на небе и на земле" (Мф. 28:18; Рим. 1:4). (Афины, 1920 г. - Белград, 1935 г.).

"Твердая уверенность в надежде обожения человеческой природы - это вочеловечение Бога, которое настолько соделывает человека богом, насколько Бог стал человеком" - святой Максим Исповедник.

1 Ин. 2:15-17: Бог да водит твое око, Он да будет источником, которым око твое смотрит и видит; да смотрит Бог оком твоим и да соизволяет Он волей твоей; да будет корень всех твоих чувств и дел, и мыслей в Боге, да произрастает все из Него: да будет Он лозой, а ты и твое - гроздием. Человек - не источник, не основание, не корень, не по себе, но по Богу, из Бога. Мир отринутый от Бога - он поверхностен, он - обман, он - "похоть". Мир без Бога "проходит"... (Оксфорд, 1918).

Ис. 1:18; 59:2; Иез. 39:23-24. Грех - тьма, мгла, нечистота, покрывало, чешуя, облако: сокрывает лицо Божие от ока человеческого; помрачение не только ока, но и атмосферы; грех - испарение зла: человек помрачает всю тварь; во грехе своем человек сквернит природу - заразность греха. Грех созидает свой дом из сердца человеческого и окружает его тьмой, как стражей, чтобы никто его не беспокоил в работе - сокрыть сердце человеческое от Бога. Грех подобен медузе, он окрашивает все человеческое существо и сам скрывается в этом блефе.

Почему мы не чувствуем страданий и мук, и несчастий наших ближних, как чувствуем свои собственные? Потому что каждый отделился от целого, откололся, отторгнулся от общечеловеческого, от всечеловеческого, от общелюдского, от адамовского. Это приводит к тому, что мы утрачиваем способность всеобщего чувствования, которое бы проникло в людей и объяло многих, - всех людей; мы теряем способность всеобщей мысли, которая бы мыслила за всех и о всех; становимся неспособными к той всеобщей любви, которая бы любила все человечество как единое целое. Единственный в роде человеческом, в полноте располагающий этим всеобщим чувствованием, всеобщей мыслью и всеобщей любовью, - Богочеловек Господь Иисус Христос. Поэтому все Его было общелюдским, общечеловеческим, вселюдским, всечеловеческим: и крест, и воскресение, и вознесение, и тело, и дух, и каждое движение. Он вновь соединил, совокупил все человеческое естество в Себе, которое было грехом разбито, расчленено, разъединено, рассеяно. Этот процесс исцеления человеческого естества - чисто Богочеловеческий: осуществляется непрестанно в Богочеловеческом Теле - церкви: насколько человек воцерковился и станет единым с церковью, причастится Богочеловеку и станет единым с Ним, настолько в нем восстанавливаются всеобщее чувствование, всеобщая мысль, всеобщая любовь. Ибо только для тех, кто в церкви является каждодневной действительностью и бессмертной реальностью то, реченное в Деяниях апостольских: "У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; ... все у них было общее" (Деян. 4:32; ср.: 2:44). Это всеобщее чувство, эта всеобщая мысль, эта всеобщая любовь свойственны новому человеку, новому человечеству, богочеловечеству, составляющему церковь и находящемуся только в церкви, но не вне ее. (Дучаловичи, 2 апр. 1945 г.).

За синей птицей. Исповедь синей птицы о европейском человеке после войны. "Европейский человек", "человек" - стал пугалом и для демонов в аду, для всех видимых и невидимых существ. Око синей птицы: ничего страшнее и ужаснее человека я не увидела на этой планете. Он - страх для всех, ужас, создатель и конструктор смерти, фабрика смерти, и как мне - синей птице - в ней не почернеть? Свился человек в самое страшное чудовище, это - под-человек, человекозверь, повинующийся только своим инстинктам.

Христолюбием сотри в себе самолюбие, и тогда всей душой, всем сердцем, всем умом, всей силой подвигнешься в братолюбие. Да, всегда святое двуединство: Боголюбие и человеколюбие; всегда первая и вторая заповедь - двуединая заповедь: одна в другой, с другой, через другую - это их вечность, это их Богочеловечность.

Вера - это в то же время и благочестие. Вера - жизнь по Боге, в Боге, с Богом, вочленение во все животворящее Богочеловеческое тело - церковь - воцерковление. Всеобъемлющий благодатный, соединенный любовью подвиг - возрастание в Богочеловека.

Спасение - переживание, непрестанное переживание Богочеловека во всех Его свойствах; непрестанная жизнь Им в Его Теле - Церкви.

Ин. 3:8: "Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа". Дух неизмерим, не подпадает под какую-либо категорию. "Не мерою дает Бог Духа" (Ин. 3:34). "Всякий рожденный от Духа" - неизмерим, выше логики и знания, недосягаем, выше любого определения; Дух и Духовное выше всякого человеческого выражения: юродство; жизненность - жизнь - "Бог есть дух" (Ин. 4:24): "Где Дух Господень, там свобода" (2 Кор. 3:17). Жизнь не выражается единой формулой: всякая формулировка жизни означает схематичность, отсечение, частичность, усеченность, обрубок - "Я есмь жизнь" (Ин. 14:6). - Крещение Духом Святым: всего человека: ума, рассудка (разума), сердца, духа, тела: "Приняли ли вы Святаго Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый" (Деян. 19:2). Смотри 2 Кор. 3:5: "Не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога". - "Дух Истины" (Ин. 15:26).

Шелкопряд из себя прядет и выпрядает шелк, а паук - паутину. От природы зависят средства, от дерева - род. "Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое" (Мф.12:35). Добрый человек из доброго сердца выносит свое добро, а зло - из злого. Не может через зло быть добрым, ни наоборот. Змея не может источать из себя мед, но источает яд. Имея худые нечистые помыслы, не может человек быть добрым. Иметь и быть - это всегда единосущно.

Рим. 1:28: Ум человеческий повреждается от неимения Бога в себе, от неимения Божественного в себе, как мясо без соли. Ум от нечестия, безбожия, от неимения Бога и неверия гниет, разлагается, расточается: "Кто не собирает со Мною, тот расточает" (Мф. 12:30).

Что такое "Жития Святых"? Догматы, проведенные в жизнь. Что такое догматы? Осуществленные "Жития Святых".

Христианин мыслит светом; тогда и поэтому он имеет знание: знает глубины человеческие, как Дух Святой знает "глубины Божии". И еще: он чувствует светом, и делает, и шествует. Это - Святитель: свет источает все его существо. Светом живет, существует. Нимб, ореол: светит свойствами Богочеловеческими, свойствами Слова, ибо Слово - "свет истинный", насажденный по всей твари и возвращенный в Святителях. Зачатки его - во всяком человеке и во всякой твари: он разлит по всей твари, - это он - выше-космический и выше-солнечный свет, всегда сиявший и ныне сияющий помимо физических светил. На самом деле вся тварь стоит светом. Свечу, следовательно, существую. То же самое: все сущее живет светом. Живу, следовательно существую. Все это - пролог Евангелия от Иоанна.

Газеты. С тех пор, как у нас газеты, т.е. чтение газет, стали "утренней молитвой современного человека", "современный" человек стремительно дегенерирует в "под-человека", первый предок и последний потомок которого - нечеловек. Полный рас-человек: все расчеловечилось и этим о-бес-человечилось. Ибо все причастилось антихристу.
Достоевский и святой Павел: "Наша брань против духов злобы поднебесных" (Еф. 6:12). - В Достоевском постоянно чувствуешь себя как бы между двух Заветов - Ветхого и Нового; всегда вопли Исаии по Мессии, по Господе, не по человеку, не по вере в человека: никто не верует в человека - Достоевский здесь. Вся западная литература верует в человека и пресмыкается перед ним. Достоевский всегда воздевает руки ко Христу из своего Содома и Гоморры. (Оксфорд, 1917).


Какая-то необыкновенная волна спокойствия выбросила меня на скалы, превосходящие время. Ощущаю себя целым, не разбитым на осколки. Время - это самый страшный тиран, когда оно воюет с вечностью. Здесь они в мире или каком-то перемирии. Это мне по душе. Сколько бы ни любил человек грозы и бури, все-таки ему захочется хотя бы на миг успокоиться в тихом пристанище. А чудные вереницы мыслей печально утопают в необратимые голубые глубины. Захочешь не иметь мыслей, затворить всю душу в чувства, ибо мысли, мысли - это рассадники бури, вызыватели грозы, творцы бунта. Уже человек без мыслей, но безопаснее; всегда найдет камень, на который можно опереться; а разыгравшаяся мысль нигде не может остановиться, смириться, найти опору, хотя бы прикоснуться к границе. Не знаете ли, что часто иметь мысли, которые не чувствуют границ, не любят никакого предела, никакой меры, - это носить на себе кошмарные, невыносимые путы. Поэтому я предал мысли сну, полуночную темноту возложил на их зеницы, и вот во мне замерло ощущение времени. Нет более тяжкого бремени, нежели время. Победивший время не скинул ли с души самую тяжелую ношу? В целом мире происходит величественный процесс: по бурному водопаду времени Господь устремляет вниз бесчисленные миры и созвездия, бесчисленные тела и души, и все это спешит и мчится к какому-то дну, которое - существует ли оно? Хотелось бы мне отдохнуть от самого себя. Поэтому я напряженно затворяю себя в чувства, не любящие мыслей. В них я ночую, далеко от чувств и еще дальше от мыслей. Там, на самом глубоком дне, никогда нет бури, ибо буря приходит через чувства, а исходит от мыслей. (10 июня 1927 г., Вране).




Грех и зло. Где нет ни греха, ни добродетели, здесь все дозволено, ибо все по ту сторону добра и зла. Значит - в сфере Божественного или демонского. Если и это не признает человек, то он в сфере неопределенного: кругом сплошные иксы и неопределенные уравнения. Грех - это грех для совести; у кого нет совести, как для того может существовать грех? Зло - это зло для Бога и перед Богом; кто не имеет Бога, для того не существует зла - все дозволено? Разве не так? Грех не признается, когда не признается Бог. И зло тогда не признается. Тогда человек задыхается в каком-то свинцовом релятивизме. Порок, грех, расположение ко греху в начале подобны незаметному наркозу, приятному опиуму, пока они не доводят человека до смущения - тогда он начинает творить грех и зло без сознания и совести.

Страсти. В начале душа не может войти вся ни в одну страсть. Всегда намного больше остается, нежели входит. А когда человек всю свою волю предает страстям, когда его воля соединяется со страстями, тогда первая страсть приводит, привлекает и семь прочих страстей, горших себя (ср.: Мф. 12:43-45). Иуда: бес, сатана вошел в него. Путь слияния человека со страстями долгий, ибо нелегко овладеть богоподобной душой. Покаяние отсекает правую руку, если она соблазняет, и вырывает правый глаз, если соблазняет он. Без покаяния все тело заражается от зараженного члена и бывает брошено в преисподнюю. Ад для полностью опороченных, предавших себя страстям. Между началом и концом зла есть много ступеней, остановок, оттенков, переходов. Всякое зло возрастает до своего первобытного зла - дьявола. Сладострастие возрастает в демона сладострастия, сребролюбие - в демона сребролюбия. Зараженный страстями человек не видит в брате своем Христа, Слово, богоподобное, Божие: например, (Мф. 25:24-28) не видит и не признает ничего Божиего в мире вокруг себя.

орьба со страстями. Сознание - это маленький островок в океане человеческого существа. Волна какой бы то ни было страсти моментально заливает его своими разыгравшимися волнами. И только тогда человек чувствует, как мало он утвердил, углубил, примирил, укоренил свое сознание в Господе Христе. Например, страсть гнева мгновенно помрачает это малое сознание в человеке. Точно так же и страсти сребролюбия, блудной похоти, зависти, чревоугодия. Что новое в Святителях? То, что они свое сознание расширили, углубили и укоренили Христом, во Христе. Их не может одурманить страсть, она может лишь их искушать. Они всегда в трезвении души и сердца, поэтому никогда не знают передышки в подвигах.

В грехолюбивом, нераскаянном человеке грехи настолько укореняются, что через навык, по святому Макарию Великому, образуют в нем особую "душу греха", имеющую свой ум, свое сердце, свои чувства.

Человек живет, но не знает, что такое жизнь, ибо жизнь его "по образу Божиему" возносится над всем ограниченным. Человек имеет душу и живет ей, но не ведает, что такое душа, по тем же причинам.

Через грехи земля ратует с небом, человек - с Богом.

Заражение мысли дьяволом (зло и мысль). Когда человеческая мысль отринется от Бога - она обезумеет. Забыть Бога мыслью - обезуметь. Когда мысль "гуманизируется" - она утрачивает разум. В действительности, первообразная мысленная, мыслящая сила человеческой мысли исходит от Бога. Дьявол - полное отчуждение духа от Бога. Ни в чем не желаю Бога, не желаю быть подобным Богу - в этом весь дьявол. Процесс превращения человека в беса показан на примере ленивого раба, который один талант ("Божие") полностью скрывает и зарывает в своей чувственной, эмпирической жизни. Все это - благовестив апостола Павла: (Рим. 1:21-32). В гордости своей человеческая мысль, отринувшая от Бога, считает себя мудрой. Это переоценка ценностей в худшую сторону: псевдомудрость, лжемудрость, антимудрость (по аналогии с этим - антихрист). Создание такой мысли выражается в атеизме, т.е. во многобожии, в устроении и измышлении лжебогов, в грубом или более тонком идолопоклонстве (Рим. 1:23-25). Из грубого, вещественного идолопоклонства причастившаяся демону мысль переходит в духовное идолопоклонство: идеи, страсти, сласти превращает в богов (Рим. 1:26); превращает "превратный ум" в божество, а затем и его порождения ("из сердца исходят злые мысли"): блуд, злоба, лакомство, злорадство, зависть, убийство... (Рим. 1:28-31), - эта мысль "упорствует и не покоряется истине" (Рим. 2:8).

Проверка совести. - Рим. 9:1: Единственная проверка совести - Дух Святой. Самой по себе человеческой совести недостаточно, ибо она всегда грешит. Она непогрешима и совершенна, когда освятится, просветится, одухотворится, станет одно со Христом, обожится. Совершенная и законченная совесть - только Духом Святым. В действительности, необходимо отроичение совести, в этом ее божественно-безграничная свобода.

Каждый человек - христианин богообразной души. Каждый человек рождается как потенциальный христианин и как действительный христоносец, ибо в богообразной душе своей он уже христообразен (Ин. 1:9).

Гуманизм - богочеловечность. Гуманизм в своей основе богообразен: богообразие - это сущность человеческого существа; в ней сущность человека, человеческого, человечного. Человек весь трансцендентен, весь "вышеестествен", весь - с неба. Его естество выше естественного происхождения - от Бога Троичного. Естественно, что Бог становится человеком, Богочеловеком: единственным настоящим, единственным "естественным", единственным совершенным человеком. Ибо Он без греха, без смерти, без зла, без демонизма. Только теогуманизм (богочеловечность) - истинный гуманизм. Только Богочеловек - настоящий человек. Без Бога человек - без головы.

Теогуманизм. Не гуманизм как смысл, как направление, как метод человеческого существа и существования. Любой гуманизм болезненен, ибо исходит из зараженного грехом человека: сам по себе он всегда причастен демонизму, дьяволизму, ибо нет человека, чье богообразие не было бы "истлевшим страстьми". Исключение: Богочеловек - поэтому богочеловечность, теогуманизм - единственный путь "в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова" (Еф. 4:13).

Богочеловек - икона Бога и человека. Богочеловек - это единственная совершенная икона Божия в нашем человеческом мире. В Нем дан и первый истинный образ совершенного человека. Богообразие - это сущность, сердцевина, вечность и богочеловечность человека на земле и на небе. "Образ Божий" - это, на самом деле, единственный истинный образ человека. Новый человек - это Богочеловек - "Господь с неба" (1 Кор.15).

Любовь к Богу и ближнему. Как луна не может сиять без солнца, так и человек не может любить без Бога. Из Бога, который есть любовь, струится и исходит настоящая и святая, и истинная любовь наша к ближнему. Люди, все люди, суть наши ближние - и вновь Богом, ибо Он нас сотворил по образу Своему, поэтому в глубине существа все мы одинаковы, и один другому близкий и ближний.

Боговоплощение. Боговоплощением Бог становится близким человеку, настолько близким, что Он ближе к нему, нежели человек к самому себе. Это Он соделал на сущностном основании человека богообразие. Что ближе к богообразию, нежели Сам Бог. Он - его оригинал, его существо, при свободе воли, которая делает человека самостоятельным от Бога существом - личностью. Да, личность - это, прежде всего, свобода ко Творцу, от Творца, по Творцу.

Господь господствует, Бог владычествует над всем сущим как Единый Сущий, дьявол демонствует. Но одинаково страшно, когда человек или, самовольно уподобляясь Богу (ср.: Быт. 3:5), желает владычествовать над всем, подобно Единому Сущему, или, уподобляясь дьяволу, начинает демонствовать. Он всегда падает вне себя: пропасть, когда человек произвольно уподобляет себя Богу, пропасть, когда он добровольно соединяется с дьяволом и творит дела его. В первом случае - фарисейство - "имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся" (2 Тим. 3:5); во втором случае - размах сатанизма. (Во время последней войны).

Как отвратительно быть человеком, но не быть христианином. Каждый христианин - чудотворец. Разве не чудотворец, ибо он перерабатывает себя крещением из смертного в бессмертного, из преходящего в непреходящего, из временного в вечного? Разве не чудотворец, ибо он низводит молитвой, постом, милостыней, смирением, кротостью благодать Божию в свою душу? Где Бог Себя явит, к чему прикоснется, здесь возникает чудо, здесь обильно источаются чудеса. Ибо и атом Божий являет чудеса и преизобилует ими, подобно тому, как улей преизбыточествует пчелами.

Если человек живет только для себя и собою, то есть, если не требует ничего от Бога, - это не человек. Чистый гуманизм и есть самый большой грех, ибо это полное отвержение Бога и всего, что Божие. Адамов грех не в том, что он совершил какое-то преступление, а в том, что это было желанием и шагом к отделению человека от Бога, т.е. гуманизмом. Человеческий дух не может существовать и делать сам для себя. Ему необходимо постоянное исполнение с неба, от Духа Божественного. Адам, согрешив, перестал получать эту небесную пищу от Духа Божиего и потому почувствовал свою наготу. Схождением Духа Святого на апостолов эта духовная пища вновь начала ниспосылаться, и она вечно преподается в церкви. Человеческий дух носит в себе пустоту, которую нужно дополнить Духом Божиим, чтобы он стал полным, целостным. Отнюдь не существует и чисто человеческая мысль. Человек мыслит или Богом, или дьяволом. Это показывает Достоевский через Ивана Карамазова, бросающего в дьявола чернильницу, потому что тот утверждает, что подсказал ему некую идею. (Зима 1961, монастырь Челие).

Святые отцы - святые, бессмертные вожди и учителя вечной жизни, - бессмертные архистратиги в бессмертном воинстве Господнем. Святые Вселенские отцы: только следуя за ними и с ними, мы, нынешние христиане, можем победить и соблюсти веру свою. Мы, христиане, истинные христиане до тех пор, пока держим веру святых отцов. Без этой веры нет нам ни спасения, ни вечной жизни. Только так мы можем иметь благодатное чувство православности, которое дается через молитвенное общение со святыми.

Мы спасаемся только через все святые таинства и все святые добродетели; спасаемся только со всеми святыми. Каждый святой прославился той или иной святой добродетелью, через которую шел ко спасению, но спасался всегда со всеми святыми. Ибо он не мог быть милостивым, если не был человеколюбивым, не мог соблюсти это деятельное милостивое расположение, если не молился Богу. Человек спасается соборно в церкви, с Господом Иисусом Христом, как питающей лозой, с Пресвятой Богородицей, со всеми небесными Ангелами, Архангелами, со всеми святыми. Это и есть Церковь - здесь все совместно со всеми, все соборно... Мы не ведаем, как спасаемся. Мы молимся, творим дела милосердия, но что мы знаем о том, насколько это споспешествует нашему спасению, - этого ум человеческий не может охватить и вместить. Что мы знаем о том, насколько сегодня святой Антоний Великий своими молитвами держит вселенную. Ибо все святые молятся, непрестанно молятся Богу за нас. Кто знает, сколько святых угодников своими молитвами спасает нас... Человек - это бесконечное существо и дополняется оно только бесконечным, Божественным, Богочеловеческим.

В Богочеловеке и Его деле, и Его Теле - церкви: Бог всегда на первом месте, а человек - на втором; всегда все решается Богом, а не человеком. В этом сущность и всеобщее мерило Вселенской Церкви. Поэтому к каждому вопросу должно приступать "со страхом Божиим, верою и любовью". Церковь - это Богочеловеческий организм и только после этого организация. Она - Тело Богочеловека, поэтому на все должно, прежде всего, смотреть, все видеть и все измерить Богом, а затем человеком и, наконец, человеком в Богочеловеке. Но никогда только человеком, никогда "по человеку". Значит, всегда, всегда и всегда "должно повиноваться больше Богу, нежели человекам" (Деян. 5:29). Когда это ставится под вопрос, тогда и первоверховному апостолу Петру должно противостоять (Гал. 2:11). Здесь вечно и неизменно апостольское начало созидания и жизни Церкви: "Угодно Духу святому и нам" (Деян. 15:28), - сначала Дух Святой, а затем мы; мы после Духа Святого, и в Духе Святом, и со Духом Святым.

Христолюбие. Христолюбие - это все и вся для человеческого существа на земле и на Небе. Ибо в Христолюбии и человеколюбие, и боголюбие, и истиннолюбие, и добролюбие, и правдолюбие, и любовь ко всей твари. Да, в Христолюбии заключена любовь ко всему, ко всему, кроме греха и зла, ко всему, кроме смерти и дьявола. Со Христолюбием можно жить вечно и жить блаженно на земле и на Небе, везде, кроме царства греха и зла, смерти и дьявола, - ада.

Покаяние. Как только Всемилостивый Господь разбудит в человеке чувство греха, Он его вводит в борьбу со грехом.

Покаяние. И сама вера, ее всецелость, рассматривается, как покаяние, покаяние - вера в Господа Христа (Деян. 2:37-38; ср.: Деян. 3:19). Покаяние глубоко и всесторонне, и всесовершенно; личный подвиг захватывает и объемлет всю душу, всю личность. Вся свобода в этом подвиге и совесть, и ум, и сердце. Поэтому в вере нет ничего механического, декретированного. Покаяние - преображение: небесная, богочеловеческая, очистительная, преображающая сила. Покаяние - прощение грехов (Лк. 24:47), а это и преображение, и воскресение, и обожение, и вохристовление, и обогочеловечение, и отроичение.

Покаяние. Всесторонее сотрясение существа человеческого. В зараженное смертью, смертное существо вливаются Божественные, бессмертные силы Вечной Жизни и Вечной Истины, Правды - все обновляется в человеке: ум, воля, сердце, совесть, - обновляется душа: ум новый, сердце новое, новые мысли - бессмертные, чувства - бессмертные. Святой Макарий Великий: новые очи, новое зрение, новый дух: древнее прошло, смотри, все новое настало (2 Кор. 5:17). Покаяние - преобразование - преображение - воскресение - второе крещение - вознесение, - а все это бывает Господом Иисусом Христом, Богочеловеком, и потому это - вохристовление, обогочеловечение, обожение.

Вечная молодость. Богоподобие души и есть вечная молодость каждого человека; это его вечная весна. Никогда она не стареет. Только зима греха нарушает эту вечную весну, нарушает, но не уничтожает, ибо не может, - остается вечное, бессмертное в человеке. Грех - предает душу старости, покрывает ее морщинами; она не умирает, но мертвеет: это ее ад, ибо отделенной от Бога ей нечем питать себя, нет "живой воды", она всегда голодна, она питается грехом и никогда не насыщается, ибо пища души - Бог. Богочеловек Христос - "сладчайшая весна", человеческого существа. Он пришел в мир, чтобы "вечную весну" обновить, освежить, усовершенствовать. Новый человек - настоящий человек - "небесный человек": "Каков небесный, таковы и небесные" (1 Кор. 15:48). Вечная молодость, вечная весна - безгрешность. Освободить человека от греха, а этим от смерти, этой вечной зимы, и через все это - от дьявола, который и есть ад: прежде всего, он как личность, а затем и все, что от него, и в нем, и около него. Вечно молодой человек - Богочеловек, ибо Он бессмертен, Он вечен; ибо Он победил и грех, и смерть, и дьявола.

Победа над смертью. Пролог Евангелия от Иоанна: Слово - Сущее - Жизнь - Свет. Не Сущее - Тьма. Словество - это и есть жизнь; жизнь - свет, ибо жизнь светит; живя - светим и светя - живем (ср.: Мф. 5:16). Не сущее посягает на наш свет - Словество. Это - грех, зло. Зло оттесняет свет в нас и вокруг нас. Только Бог Слово не может быть объят, побежден тьмой - не сущим (Ин. 1:5). По Прологу сущее - это свет и жизнь, и сознание. Сущность всего существующего - свет: и человек, и тварь, и все сущее соткано из света. Зернышки света - фотоны - в современной физике являются основным субстратом вселенной, материи. Материя - тонирование света, переливание. Откуда в нас зло? От сознательного и вольного отступления от Слова, от противления Слову. Только сущее и сознание о сущем - от Слова, а все сознание и вся воля противятся Ему - отсюда вечность зла, ада, дьявола. Отсюда в Слове - воскресение людей, сила, побеждающая смерть во всех формах и сферах жизни. Отсюда Тело Слова - Церковь - вводит людей в бессмертие, ибо они причащаются Слову, составляют собор в Его Существе, Вечности, Бессмертии. Зло разлило в мире и человеке тьму небытия, и мир и человек выглядят нереальными, преходящими, смертными. Это и есть источник пессимизма - отвержение мира и человека, причина и оправдание бунта. Но стоит только миру и человеку проникнуться Словесным светом, как они получают настоящий смысл: тогда они являют то, что в них непреходяще, бессмертно, вечно, то, чем они связаны с Вечным и Непреходящим. Только в этом свете усматривается та сторона, которой мир привязан к Вечному, переплетен, соткан в Боге. Окруженный со всех сторон тьмою зла настоящий человек и не усматривается: не видно его богоподобия, того, чем его существо присутствует в Боге. Но человек опосредствован Христом. Христос объявил об этом: "Я свет миру; кто последует за Мною, не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни" (Ин. 8:12). Объявил об этом после того, как Своим светом осиял существо блудницы, взятой во грехе, и сказал: "Кто из вас без греха, первый брось на нее камень" (Ин. 8:7). Видеть человека и его смысл можно только в свете Слова, ибо словесность мира и человека открывается Словом. "Во свете своем узрим свет" - во свете Слова можно зреть словесность мира и человека, свет мира и человека. Иначе и мир, и человек утопают в самой крайней тьме. Вера во Христа открывает этот свет (Ин. 12:35-36, 46).

Ощущение бессмертия. Ни смерть не есть необходимость, ни рабство греху и злу не есть необходимость, ни служение дьяволу не есть необходимость. Кто иначе мыслит или учит, или утверждает, - тот не христианин. Более того, он - христоборец, ибо отвергает сущность христианства и спасительный подвиг Господа Иисуса Христа - спасение. Ибо Он пришел спасти нас - от смерти, от греха, от дьявола. Поэтому христианство для многих и многих перестало быть подвигом и необходимостью, а стало или украшением, или национальным обычаем, или народной традицией, или стариной, или моралью, или философствованием, - всем, но только не коренным преображением человека: из смертного в бессмертного, из грешного в безгрешного, из дьявольского в Божиего. Обмельчали, так обмельчали "христиане", что сами уготовляют себе гибель. Отсюда материальная культура стала все и вся. Главное в том, что потеряно чувство бессмертия, а значит и благочестия, и богоподобия, чувство всего небесного, небесного происхождения человека.

К 1 Пет. 1:3: Без Воскресения Христова из мертвых ни мысль наша не переживает нашу смерть, ни чувство, ни ум, ни душа, ни вера, ни любовь, ни надежда, ни что-либо иное человеческое - все умирает, прекращается, исчезает. Только Господь Иисус Христос возродил нас Своим Воскресением "из мертвых к упованию живому" (1 Пет. 1:3): к упованию, побеждающему смерть, переживающему смерть, входящему в бессмертие, самому обретающему бессмертие Единым Бессмертным. Так только Его Воскресением возрождена и мысль, и душа наша, и вера, и любовь, и все наше, ибо все сие приобщилось, совоплотилось Воскресшему, совоскресло с Ним: так и только так мы, и наше, преодолеваем смерть и все смертное, переживаем смерть и становимся бессмертными всем, что наше, всем - кроме греха.

Каждый христианин в Теле Христовом - церкви - есть продолжение Христова воплощения, всецелого Богочеловеческого домостроительства спасения, переживание всецелого Богочеловека: непрестанное добровольно-благодатное обогочеловечение и охристовление себя. И это всегда "со всеми Святыми", первая среди которых Пречистая Богоматерь. Отсюда: каждый христианин - это церковь в малом, а через это и Церковь в великом. Поэтому христианин имеет "свидетельство в себе" - в переживании себя как "члена Тела" Христова и этим, как вечного, как богочеловечного, как отроиченного, как "бога по благодати". Таким образом, все Священное Предание свято. Все, что от начала в Церкви, все существенно и благодатно принадлежит человеку как клеточке вечно живого Богочеловеческого Организма - Церкви.

Ни один жучок на земле не может жить без целого неба над ним. Нет ни одного творения на земле, которое бы могло жить без всей вселенной, без бесчисленных звезд. А человек? - Ему нужно несравненно большее. Почему? Потому что человек - это живая икона Божия; потому что он сотворен по образу и подобию Божию. Поэтому ему кроме всей вселенной необходим Сам Бог. Ради этого творения, ради такого человека, Бог и сошел на землю, стал человеком, чтобы дать человеку все, что ему необходимо для его богообразной жизни на небе и на земле. И Он даровал человеку Вечную Истину, Вечную Правду, Вечную Жизнь. Потому Он и воскрес из мертвых, и победил смерть, чтобы открыть нам вход в жизнь вечную. Человек драгоценнее всего, что есть в мире. "Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?" (Мк. 8:36). Бессмертие души - естественно, бессмертие тела - по воскресении из мертвых. Ради всего этого Бог стал человеком, чтобы нас, людей, обогатить вечной жизнью... Ведомые и предводимые Богоматерью и всеми святыми, да и мы удостоимся Вечной Жизни на небе и да живем в службе Господу Иисусу Христу - Богочеловеку, Который ради нас стал человеком. (Пяток первой седмицы Великого Поста, на св. литургии Преждеосвященных Даров).

Евангелие непрестанно пишется. Каждая тварь, как логосное творение, непрестанно пишет Евангелие Слова - Господа Иисуса Христа. Его пишет каждый цветок, каждая травинка, каждый мотылек, каждая птичка, а тем более человек - Богообразное, Христообразное существо. Эту истину открывает в своем Евангелии святой Иоанн Богослов, благовествуя: "Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь" (Ин. 21:25).

Меня интересует земля не как культурная колыбель, цивилизация, а как небесное гнездо, в котором возлягут небесные синие птицы - души человеческие, существа человеческие, которые, когда окрылятся, воспарят в небесную, вечную родину свою.
Во всем - тайна - святая тайна Божия. Лист фиалки? - Какая святая тайна Божия! Мотылек? - Какая святая тайна Божия! Человек? - Какая святая тайна Божия - тайна всех тайн!

О свободе

Свобода наша богообразна: можно избрать рай или ад, Бога или дьявола. Человек создан для того, чтобы возрастить себя в Богочеловека. "Агнец, закланный прежде создания мира" - не необходимость, то по предвидению Божиему человеческого падения: Сын Божий из любви решился на крестную жертву. Все из свободы и любви. Из Божественной любви.

Совершенный закон свободы: человек создан для того, чтобы стать богом по благодати. В этом заключается совершенный закон свободы. Человек в этой свободе может стать богом по благодати, но может, стать и дьяволом по добровольному злу. (Иак.1:25; 2:12).

Спасение всегда совершается благодатью в нашей свободе. Богообразной и потому богоустремленной свободой мы постоянно в стремлении ко Господу.

Свобода возрастает, питаясь благодатью.

В действительности существует лишь одна свобода - святая свобода. Это та Христова свобода, которой Он нас освободил от греха, от зла, от дьявола. Она связывает с Богом Единым и Истинным. Все другие свободы неистинны, призрачны, ложны, т.е. на самом деле, все они - рабство, каторга. "Обещают... свободу, будучи сами рабы тления" (2Пет.2:29).

Сотрудничество благодати и свободы. Во мне постоянно присутствует и сознание, и ощущение того, что для моего спасения (да и для человеческого спасения вообще), необходимы и благодать Божия, и вся свободная воля моя; и одно, и другое присутствует во мне; все я должен дать и давать от себя через святые добродетели, и все принимать от благодати через святые таинства. Спасение мое зависит полностью от благодати Божией; но точно так же спасение мое зависит всецело от моих подвигов. (В Свв. ап. Петра и Павла, 1962 г. Монастырь Челие).

Каждая евангельская добродетель соткана из деятельности благодати Божией и свободы человеческой, каждая - это богочеловеческий акт, каждая имеет богочеловеческий смысл.

Благодать и свободная воля. Благодать, осенив человека, расширяет его богообразную свободу, углубляет, распростирает на все богообразные способности эту богообразную свободу. Благодать - это свобода, по словам св. Симеона Нового Богослова. Процесс богообразного вхождения свободы человеческой, насажденной в нем при устроении его души богообразностью, в бесконечность и безграничность. Слита, соединена воедино благодать с человеческой свободой: она обожает ее, возводит ее на богообразные высоты, вводит в богообразные глубины и бесконечности. Это - Христова свобода, богочеловеческая; в Теле Христовом - церкви - она становится нашей, каждого из нас, ибо все мы - живые клеточки Тела Христова, пресвятого и всечудесного.

Жизнь человеческая на всех ступенях - это богочеловеческий синергизм, сожительство Бога и человека, благодати и свободы, сослужение человека Богу, дополнение человека Богом, возливание небесного елея в светильник души. Человек - всегда небоземное существо, отсюда и жизнь его - небоземной подвиг.

Богочеловеческое сослужение благодати и свободе. Богочеловеческое равновесие - всегда условие спасения. В действительности, и душа, и тело - дар Божий (благодать), а с ними, и в них, и над ними - свобода воли. Свобода воли - это поистине единственное наше (св. Симеон Новый Богослов). Богообразная свобода над богообразными душой и телом. Главное - это возрастить волю во образ и подобие Божие, обогочеловечить ее, чтобы богочеловеческий синергизм стал ее правилом и навыком, и ревностью. Через свободу, богоустремленную и богопослушную преображать себя, душу и тело, в богоподобное существо. Это притча о талантах...

"Стойте в свободе, которую даровал нам Христос" (Гал. 5:1), в свободе от греха, от смерти, от дьявола. Здесь нет ничего насильного, ибо христообразная по естеству душа того и желает. Стояние в этой свободе и делание в Духе Святом и Духом Святым.

Сослужение благодати и свободе исключительно сильно выражено в Кол. 1:29: "Для чего я и тружусь и подвизаюсь силою Его (т.е. Христа), действующею во мне могущественно".

Человек - спасение и свобода. Апостольское, святоотеческое и богочеловеческое учение: Господь может все соделать, но не может спасти человека без самого человека, ибо Он сотворил человека с богообразной свободой. Господь не был бы Самим Собой, если бы человека спасал механически, вопреки его богообразной свободе, составляющей сущность его существа.

* «Подвижнические и богословские главы» прп. Иустина (Поповича) — это собрание его афоризмов, заметок, размышлений на духовные темы.