27 февраля 2018

Какой должна быть исповедь. Преподобный Никодим Святогорец

Отрывки из «Книги об исповеди» прп. Никодима Святогорца  одного из наиболее полных практических руководств по Таинству Покаяния.

I. О том, как следует каждому готовиться, когда он хочет исповедоваться 


О том, что есть покаяние

Исповедайте… друг другу согрешения. Иак. 5, 16.

Брат мой грешник, когда ты хочешь покаяться и исповедоваться, тебе нужно совершить следующее приготовление. Знай, прежде всего, что покаяние, согласно божественному Иоанну Дамаскину (Книга II, глава 47
), есть обращение от диавола к Богу, совершающееся с трудом и подвигом. Итак, и ты, возлюбленный мой, если хочешь покаяться как подобает, должен оставить диавола и дела диавольские и возвратиться к Богу и жизни по Богу, оставить грех, противный естеству, и вернуться к добродетели, свойственной естеству, возненавидеть зло столь сильно, чтобы и ты говорил с Давидом: Неправду возненавидех и омерзих (Пс. 118, 163), и, напротив, возлюбить добро и заповеди Господни столь сильно, чтобы говорить с ним же: Закон же Твой возлюбих (Пс. 118, 163) и ещё: Сего ради возлюбих заповеди Твоя паче злата и топазия (Пс. 118, 127). Говоря кратко, Дух Святой, говоря через премудрого Сираха о том, что есть истинное покаяние, дает тебе такой совет: Обратися… ко Господу и остави грехи… восходи к Вышнему и отвратися от неправды, и зело возненавиди мерзость (Сир. 17, 21, 23). Каково же истинное покаяние и плоды его, смотри в слове, помещенном в конце.

О том, сколько есть составных частей покаяния

Знай, во-вторых, что составных частей покаяния три: сокрушение, исповедь и удовлетворение.

О том, что есть сокрушение

И сокрушение есть скорбь и совершенная боль сердца [1], возникающая из-за того, что человек грехами своими огорчил Бога и преступил Его божественный закон. Свойственно же оно совершенным и сынам, так как происходит только от любви к Богу, то есть так кается сын только потому, что огорчил отца своего, а не потому, что должен лишиться отцовского наследства или быть изгнанным из дома своего отца.

О том, что есть печаль

Кроме сокрушения, существует и терзание душевное, которое также есть скорбь и болезнь сердца несовершенная, возникающая не из-за того, что человек грехами своими огорчил Бога, но из-за того, что лишился божественной благодати, потерял рай и получил ад. Свойственно же оно несовершенным, то есть наемникам и рабам, поскольку происходит не от любви к Богу, но от страха и любви к Богу, но от страха и любви к самому себе, то есть так кается наемник из-за того, что потерял награду и рай из-за того, что боится наказания от своего хозяина 
[2].

Итак, тебе, брат мой грешник, если ты хочешь стяжать в сердце своем это сокрушение и печаль, чтобы благодаря им твоя исповедь была угодна Богу, подобает сделать следующее.

О том, что исповедоваться следует у самых опытных духовников

Прежде всего, расспроси и узнай, какой духовник самый опытный из всех, ибо великий Василий говорит, что, как болезни и раны телесные люди открывает не каждому, но опытным врачам, знающим, как их исцелить, так и грехи подобает открывать не первому попавшемуся, но могущим их исцелить: «Исповедание грехов подобно открытию телесных страданий. Ибо, как страдания телесные люди открывают не всем, не первым встречным, но опытным в исцелении их, так и исповедь грехов должна совершаться у могущих исцелять, согласно написанному: Мы, сильнии немощи немощных носити (Рим. 15, 1). То есть избирайте тщательно» (Правила, кратко изложенные, 229
).

О том, как следует испытывать свою совесть

Во-вторых, подобно тому как ты садишься и считаешь, какой денежный убыток ты потерпел за много дней в своем деле, таким же образом сосредоточься, брат мой, и за две или три недели до того, как пойдешь к духовнику, особенно в начале четырех годовых постов [3], сядь в великом безмолвии и, приклонив голову, произведи испытание своей совести, которую Филон Иудей называет «судом совести», и будь «не защитником, а судьей своих грехов» согласно священному Августину. Изочти и ты, как Езекия, все время жизни твоей со скорбью и горечью души твоей: «Изочту вся лета моя в горести души моея» 
[4]. Или, по крайней мере, посчитай, сколько грехов ты совершил делом, слово и согласием с помыслами после того, как исповедовался; измерь месяцы от месяцев перейди к неделям и от недель к дням. Вспомни людей с которыми согрешил, места, где согрешил и тщательно поразмысли, чтобы найти каждый свой грех. Так тебе советует премудрый Сирах, с одной стороны, говорящий: Прежде суда испытай себе (Сир. 18, 20), и богослов Григорий, с другой, сказавший: «Испытай самого себя более, чем чужие дела; лучше помысл о деяниях, чем о деньгах, ибо тленны одни, другие же постоянны» (Четверостишия).

И как охотник не довольствуются тем одним, чтобы найти зверя в чаще, но стараются изо всех сил его убить, таким же образом и ты, брат мой грешник, не довольствуйся тем одним, чтобы испытать свою совесть и отыскать свои грехи, потому что это само по себе принесет тебе мало пользы, но подвизайся изо всех сил, чтобы убить свои грехи болью своего сердца, то есть сокрушением и терзанием. И чтобы приобрести сокрушение, думай о великом ущербе, нанесенном твоими грехами Богу. Для того же, чтобы приобрести печаль, думай о великом ущербе, нанесенном твоими грехами тебе самому.

О том, что грех наносит Богу тройной ущерб

Итак, начиная с первого, думай об ущербе, нанесенном твоими грехами Богу: во-первых, ибо ты своими грехами оскорбил и обесчестил вышнего Оного и великого Бога, ты, червь — всесильного, ты, брение — Создателя всего, ты, ничтожество, — сущую бесконечность, поскольку и преступил закон Его: Преступлением закона Бога безчествуеши (Рим. 2, 23
); явился рабом и сыном неблагодарным по отношению к таковому всеблагому Владыке и любвеобильнейшему своему Отцу, Который возлюбил тебя от века, не за какое-то твое достоинство, но единственно по Своей благости и решил в Своей богоначальной мысли тебя создать, хотя мог создать других вместо тебя. Ибо ты явился неблагодарным по отношению к таковому Богу, который даровал тебе бытие, создал тебя по образу Своему и по подобию, дал тебе единое тело со всеми чувствами и единую душу со всеми силами, сделал тебя царем всех земных созданий, доставлял тебе до сего дня пропитание, одеяние, жилище, повелел всем чувственным созданиям тебе служить, освободил тебя от стольких бед, от стольких болезней от столь великой нищеты, которую испытывают другие, дал тебе ангела, для того чтобы он стоял всегда возле тебя и тебя охранял.

Ибо ты явился неблагодарным по отношению к таковому твоему Благодетелю, Который устроил так, чтобы ты родился от родителей-христиан, принимал тебя столько раз в Своих таинствах, сделал тебя Своим сыном через святое крещение, избавил тебя из руки бесовской, стал Человеком ради тебя, пролил Свою кровь до последней капли, чтобы сделать тебя наследником Своего Царствия, столько раз ожидал, чтобы ты покаялся после того, как согрешил, осуждая многих других за грехи меньше, чем твои, следует за тобой повсюду, куда ты идешь, стучит в твое сердце, хотя ты Его не принимаешь, с тобой беседует, тебя любит, тебя умоляет, потому что желает твоего спасения.

Ибо ты, говоря кратко, явился неблагодарным по отношению к таковому Владыке, который даровал тебе столько благодеяния естественных, благодатных, общих, частных, скрытых, явных, и, что страшнее всего, в то время как ты получал все эти дарования, ты, неблагодарное создание пред очами Его, дерзал воздавать ему за это своей злобой.

Ах, брат мой грешник, если бы какой-то человек, подобный тебе, захотел сделать тебе одно единственное благодеяние из всех этих, ты не знал бы, что сделать, чтобы его отблагодарить, а в то время как не какой-то человек, но Вышний Бог, Творец всех ангелов, сделал тебе столько и столько благодеяний, ты, напротив, являешь себя по отношению к Нему столь неблагодарным! Подивись, брат, подивись, как тебя носила земля и не разверзлись, чтобы поглотить тебя живым! Подивись, как небо не испустило молнии, чтобы тебя попалить, как воздух, который ты осквернил своими грехами, не возвеял на тебя свои ядовитые дуновения, чтобы тебя отравить, и как все стихии не восстали против тебя, как звери, чтобы пожрать тебя живым, не терпя того, чтобы пожрать тебя живым, не терпя того, чтобы видеть, как ты, отступник и наветник, воздаешь своими грехами такую неблагодарность их Создателю и таковому величайшему твоему Благодетелю: Роде строптивый и развращенный, сия ли Господеви воздаете? (Втор. 32, 5, 6)

3) Ты нанес ущерб Богу, ибо своими грехами сотворил неслыханную несправедливость и показал пренебрежение по отношению к искуплению, совершенному для тебя Сыном Божиим, потому что ты вознес Его на крест и во второй раз, попрал Его любовь, осквернил всесвятую Его кровь, оскорбил благодать Духа Его, открыл Его раны, возобновил заплевания, заушения, терновые венец, бичевания, гвозди, копия и все страдания и поношения, так как сотворил грех, ставший причиной Его распятия: Второе распинающих Сына Божия себе и обличающих (Евр. 6, 6).

Ах, брат мой, если бы ты подумал, как подобает, об этих трех копьях, которыми, согрешая, ранил Бога, я уверен, что ты зарычал бы и заревел, как лев, от воздыханий: Рыках от воздыхания сердца моего (Пс. 37, 9), что ты возненавидел бы грех и возгнушался им и что сокрушил бы сердце свое на тысячу кусков, хотя бы оно было и самым жестоким и каменным и пролил бы кровавые слезы. Поэтому, насколько возможно, пребывай в размышлениях об этом тройном ущерба, для того чтобы стяжать святое сокрушение, являющееся благороднейшей и важнейшей составной частью покаяния, печалясь не столько о другом, сколько о том, что согрешил против Бога и оскорбил Святого Духа, по апостолу: И не оскорбляйте Духа Святаго Божия (Еф. 4, 30
).

Как и Давид не скорбел ни о каких других потерях, принесенных ему грехом, но только о том, что он заставил его причинить ущерб единому Богу, хотя он причинил ущерб и самому себе и другим. Поэтому он и говорил: Тебе Единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих (Пс. 50, 6
). Подобно ему и Манассия только об этом скорбел, и сердце его никогда не получало ослабления. Поэтому он и говорил: Несть ми ослабления, зане прогневах ярость Твою и лукавое пред Тобою сотворих, не сотворивый воли Твоея и не сохранивый повелений Твоих [5].

О том, что грех наносит грешнику тройной ущерб

Затем, для того чтобы стяжать терзание душевное, подумай, брат, и о том, сколько зла принесли грехи тебе самому:

1) О том, что они заставили тебя потерять вышеестественные дарования, данные тебе Богом в этой жизни — благодать оправдания, благодать усыновления, вечности и все остальные дарования, одно только достоинство которых само по себе ценнее всех благородств, всех премудростей, всех красот и всех сил, говоря кратко, — всех естественных дарований и самых ценных благ мира, как говорит Соломон: Все злато пред нею песок малый (Прем. 7, 9).

2) Подумай о том, что они заставили тебя потерять все вечное блаженство райское, наслаждение Богом и созерцание Бога, созерцание сладчайшей Богородицы, Матери Божией и Матери всех христиан, соединение с ангелами, общение со святыми неизреченную радость, Небесное Царство, непрестанное упокоение, вечный свет и вообще все оные блага, которых око не видело, ухо не слышало и ум человеческий не может постичь; и они заставили тебя променять все это на одно малое, на одно горькое и мерзкое наслаждение и уничижить все это как что-то ничтожное, как оные жестокие иудеи уничижили образ рая Иерусалим: И уничижиша землю желанную (Пс. 105, 24
).

3) Подумай о том, что эти грехи исходатайствовали тебе вечную муку, неугасающий оный огонь, скрежет зубов, червя неусыпающего, мучение всех чувств телесных и всех сил твоей души, которая всегда будет иметь то, что ненавидеть и никогда не будет иметь того, чего желает. Там ты никогда не испытаешь никакого наслаждения, не увидишь больше ни одного своего друга, не побеседуешь больше ни с одним своим родственником, никогда не поспишь, не найдешь покоя и на одно единственное мгновение от оных палачей-бесов, которые будут тебя и, попросту говоря, подумай о том, что грехи заставили тебя приобрести вечность бесконечных оных адских мучений, одно единственное мгновение которой через столько тысячелетий, сколько есть песка морского, сколько есть звезд на небе, сколько есть капель дождя, сколько есть листьев у деревьев и атомов в воздухе — мгновение оное не пройдет никогда-никогда. «И будут мучены огнем и жупелом... и дым мучения их во веки веков восходит» (Откр. 14, 10, 11
).

Думая, во-вторых, об этом, возлюбленный, ты, несомненно. Умилишься сердцем своим и стяжешь прежде упомянутое терзание душевное, скорбя если не о другом, то хотя бы о том, что из-за своих грехов ты сам являешься понесшим бесконечную потерю, потерю мельчайшую часть которой не способен возместить весь мир со всеми его царствами.

Ах! Разве малое лишение, разве малая скорбь потерять, окаянный грешник, Бога, Который весь сладость, весь радость, весь желание и весь ненасытимое насыщение, Который весь свет и начало света, весь жизнь и начало жизни, весь премудрость и начало премудрости? Разве малая скорбь потерять Бога, красота Которого превосходит всякую красоту, премудрость Его — всякую премудрость, сладость Его — всякую сладость, от одного единственного луча славы Которого, если бы он воссиял во аде, ад сразу сделался бы раем?

Разве малая скорбь потерять безначального Отца, собезначального Сына и Пресвятого Духа, Единого Триипостасного Бога, от Которого все прекрасное имеет красоту, все светлое — светлость, все живое — жизнь, все умное — разум и все сущее — существование?

Одним словом, разве малая скорбь, окаянный, потерять Бога твоего, Который есть крайнее благо, начало, и середина, и конец твоего бытия? Увеждь и виждь, увеждь и виждь (возглашает тебе Сам Бог), яко... горько ти есть, еже оставити ти Мя,глаголет Господь Бог твой (
Ср.: Иер. 2, 19). Поэтому сказал великий Василий, что, даже если человек не будет мучиться, даже если не потерпит страданий, однако, само лишение Бога невыносимое всех будущих мук: «Ибо отчуждение и отвержение от Бога для испытавшего его невыносимее и тяжелее всех вообще ожидаемых мучений, как для глаза — лишение света, хотя бы при отсутствии болезни, а для животного — жизни» (Правила, пространно изложенные, 2). И если Исав из-за того, что потерял первородство и благословение отца своего Исаака, опечалился настолько, что издал весьма горький и страшнейший глас: Бысть же, егда услыша Исав... возопи гласом велиим и горьким зело (Быт. 27, 34), почему ты, треокаянный, не возгласишь до неба, почему ты, несчастный, не восстенаешь из глубины сердца из-за, что потерял столько вышеестественных благословенный и дарований Небесного Отца своего? Из-за того, что лишился сладчайшего лица Матери Божией, созерцание которого, после Бога, есть второе блаженство в раю, и потерял навсегда Эту милостивейшую Матерь христиан, храмам и священным иконам Которой ты поклонялся, и имя Которой призывал во всякой твоей скорби и Которая сразу тебя слушала? Из-за того, что лишился всерадостного пребывания со всеми ангелами и святыми, память которых ты праздновал и священные книги которых каждый день слушал и читал? И из-за того, что, напротив, вместо всех этих благ, ты унаследовал бесконечность зол и мучений? Коротко говоря, почему ты не заплачешь, грешник, из-за того, что, потеряв Бога, потерял вместе с Ним все?

О потеря бесконечная! О потеря неизмеримая! Я уверен, брат, что, если бы ты увидел хоть раз ту великую потерю, которую потерпел из-за своих грехов, ты возгласил бы, как оный царь, говоривший время смерти своей, что потерял все, потому что, потеряв Бога, он потерял и тело и душу, и землю и небо, и временное и вечное, и все вообще: «Мы потеряли все, мы лишились всего». Я уверен, что, если бы ты увидел собранным перед тобой все то, что потерял, то тысячи раз решил бы больше не грешить, но исправиться и жить святой жизнью, как исправился оный юноша, часто проигрывавший в карты много денег, потому что их после этого не видел, который проиграв однажды двенадцать тысяч дукатов и увидев их перед собой собранными и вложенными его отцом в двадцать четыре мешочка, испугался, несчастный, этой великой потери и с тех пор решил больше не играть.

О том, что печаль о временных благах бесполезна

Знай же и то, брат, что не подобает печалиться, если из-за своих грехов ты потеряешь какое-то естественное и временное благо: или детей своих, или жену свою, или сам мир, или саму свою душу, потому что эта печаль не вменится тебе в покаяние, но будет тщетной, и бесполезной, и неугодной Богу. Опечалился и Саул, когда услышал от Самуила, что потеряет царство и собственную жизнь, так что от страха упал на землю: И потщася Саул, и паде стоящ на землю (
1 Цар. 28, 20), но тщетно. Пришел и Антиох в погнание зла, сотворенного им, когда увидел, что теряет одновременно и жизнь, и царство через оную мучительную смерть, но тщетно; поэтому и говорит Писанип: Моляшеся же скверный ко никогда хотящему помиловати его Владыце (2 Мак. 9, 13). Не буду уже говорить о том, что печаль из-за мирских и временных благ не только бесполезна для грешника, но и несет ему смерть, как говорит Павел: Мира печаль смерть соделовает (2 Кор. 7, 10).


II. О том, как подобает исповедоваться грешнику

После же того, как ты подумаешь таким образом о свои грехах, друг мой грешник [6], и приготовишься с таким сокрушением и терзанием, пойди к опытному духовнику, о котором мы сказали, и если его дом находится далеко, не поленись, как не ленишься ходить к находящемуся далеко опытному врачу ради своей телесной болезни, но скажи и ты, как оный блудный сын: «Восстав, иду ко отцу моему» (
Лк.15:18).

Придя же к нему, когда он скажет тебе, чтобы ты исповедал грехи твои пред Владыкой Христом, преклонив колени пред священной Его иконой, скажи: «Отче, согреших на небо и пред Тобою и... несмь достоин нарещися сын Твой (Лк.15:18), но вот сегодня через сего духовного моего отца исповемся Тебе в правости сердца (Пс.118:7
)».

И так начинаешь исповедоваться [7].

О том, что́́ есть исповедь

Но прежде, чем начать, знай, что исповедь есть добровольное устное открытие лукавых дел, и слов, и помыслов, умилённое, самообвинительное, правдивое, без стыда, решительное, законному духовнику.

О том, что исповедь должна быть добровольною

Итак, и тебе, брат, 1) подобает исповедовать собственными устами все лукавые дела свои, все лукавые слова свои и все лукавые помыслы твои не из-за какого-либо принуждения и насилия, но добровольно и самостоятельно говоря с Давидом: «И волею моею исповемся Ему», – и не ждать, чтобы тебя спрашивал духовник, но ты первый исповедай их [8]. И не уподобляйся этим царю Навуходоносору, который не пересказывал магам виденный им сон, чтобы маги после этого объяснили его значение, но ждал, чтобы они рассказали ему и сон, и его истолкование: «Точию сон и сказание его возвестите мне» (
Дан.2:6), – но ты первый расскажи свой сон, то есть своих грехи, и тогда пусть духовник их выслушает и исправит.

О том, что исповедь должна быть умилённой 

2) Тебе подобает исповедоваться с умилением, со многим смирением и с сокрушенным сердцем, как исповедовала блудница свои грехи, как хананеянка и как мытарь молились, для того чтобы Бог принял твою исповедь и дал тебе оставление грехов твоих, потому что «Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс.50:19). Умиление же это и смирение ты должен показывать даже когда духовник тебя будет обличать за какой-то твой грех, сохраняя молчание и не раздражаясь, а также не прерывая его слов, но принимая обличение с радостью, как если бы тебя обличал Сам Бог. И что я говорю, чтобы ты принимал его с радостью? Если можно, ты должен, как осуждённый, склониться к земле и орошать ноги его своими слезами, как тебе советует святой Иоанн Лествичник: «Будь нравом и помыслом, как осуждённый, при своей исповеди, поникнув к земле и, если возможно, и ноги врача, как Христа, орошая слезами» (Слово 4-е
).

О том, что исповедь должна быть самообвинительной

3) Тебе подобает не обвинять одного и другого, когда исповедаешься, оправдываясь, что они были причиной того, что ты согрешил, как Адам перекладывал вину на Еву, а Ева на змея, нет; но ты должен обвинять лишь самого себя и своё злое произволение. «Если хочешь обвинить, – говорит тебе божественный Златоуст в беседе 51-й на Матфея, – обвини себя», – и Приточник: «Праведный себе самаго оглагольник» (
Притч.18:17), – себя самого, говорит он, а не других, чтобы, стремясь уменьшить с помощью исповеди свои грехи, ты не увеличил их, добавляя к ним осуждение. А что тебе следует говорить духовнику, тебе советует Иоанн Лествичник: «Скажи, и не устыдись: “Моя язва, отче, моя рана, по собственной моей лености, а не от чего-то другого происшедшая; никто в ней не виноват, ни человек, ни дух, ни тело, ни что-то другое, но моё нерадение”» (Слово 4-е).

О том, что исповедь должна быть правдивой

Тебе подобает исповедоваться истинностью и прямотой сердца твоего, открывая все свои грехи, таким образом, как ты их сотворил, вместе со всеми обстоятельствами: места, времени, лица, причины, числа и способа, не прибавляя и не отнимая, не называя половину своих грехов одному духовнику и половину другому, как делают некоторые лукавые люди, не говоря о них каким-то искусными, с помощью которых ты одновременно и скрываешь, и открываешь свой грех с целью уменьшить стыд, но исповедоваться просто и прямо, с сердцем нелживым и истинным, потому что, если ты будешь исповедоваться лживо и лишь внешне, знай, что не только твоя исповедь будет ненавистной Богу, всегда любящему истину: «Се бо истину возлюбил еси» (
Пс.50:8), но ещё и грехи, исповеданные тобою, вскоре вновь вырастут в тебе, как вырастают белые волосы у стариков, которые их не вырывают, но только для вида сбривают, и этим ты будешь делать подобное тому, о чем говорит Давид: «Яко бритву изощрену сотворил еси лесть» (Пс.51:4).

О том, что исповедоваться следует без стыда 

5) Тебе подобает исповедоваться без стыда, потому что стыд, которому ты подвергаешься, когда исповедаешься, ходатайствует тебе славу и благодать перед Богом, согласно Сираху: «Есть... стыд, наводяй грех, и есть стыд слава и благодать» (Сир.4:25). Этот стыд помогает тебе освободиться от будущего стыда в страшный день Суда, согласно Лествичнику: «Ибо невозможно без стыда от стыда избавиться» (Слово 4-е),– и согласно богослову Григорию: «Не пренебрегай исповедовать свой грех, чтобы тамошнего стыда избежать здешним, поскольку и это – часть тамошнего мучения и ты покажешь, что поистине возненавидел грех, обличив его и предав позору, как достойный поношения» (Слово на Крещение
).

Чего ты стыдишься, грешник? Когда ты совершал грех, не стыдился, а сейчас, стремясь от него освободиться, стыдишься? О безумный! И ты не знаешь, что этот стыд от диавола, который, когда ты совершаешь грех, возбуждает в тебе бесстрашие и дерзость, а когда ты исповедаешь его, возбуждает в тебе страх и стыд? Так свидетельствует Златоуст: «Есть две вещи: грех и покаяние; во грехе – стыд, осмеяние, в покаянии – похвала, дерзновение, но порядок извращает сатана и даёт повинующимся ему в грехе дерзновение, а в покаянии стыд; ты же не повинуйся ему» (
Слово о покаянии).

Поэтому мы читаем в Патерике, что один добродетельный отец видел явно диавола, часто ходившего в исповедальни духовников, чтобы возбуждать стыд в исповедующихся там грешниках. Бог не дал тебе духовником какого-нибудь ангела или архангела, чтобы ты стыдился, но человека, подобострастного тебе, чтобы ты не стыдился, так зачем же тебе стыдиться? Если, предположим, ты узнал от других или сам подозреваешь, что твой духовник открывает другим грехи, пусть это, брат мой, не удерживает тебя от исповеди, потому что это – прелесть диавола, с помощью которой он пытается погубить твою душу; и если он их откроет (что ему очень трудно, если не сказать, невозможно сделать), он должен будет дать ответ Богу за это зло, совершаемое им, ты же, исповедавшись, будешь совершенно неповинен и получишь прощение своих грехов. В этом удостоверяет тебя святой Мелетий Исповедник:

Если кто-то исповедь расскажет и осудит
То такой ответит пред Богом на Суде
Исповедавшийся же всегда невинным будет
И грехов своих избавленным уже (
Ступень 171-я).

Кающиеся в древние времена стояли у дверей церковных и исповедовали свои грехи перед всем множеством людей, входивших в церковь, как говорит Созомен: «Сначала священникам было угодно, чтобы грехи исповедовали, как в театре, при свидетельстве множества церковного» (Кн. VII, гл. 16), и 56 и 75-е правила великого Василия говорят то же самое.

Праведный Иов не стыдился исповедоваться перед множеством людей, как сам это возвещает: «Не посрамихся бо народнаго множества, еже не исповедати пред ними» (Иов.31:34
), и тебе, брат мой, будучи грешным и исповедаясь перед одним только человеком, зачем бояться? [9].



III. Какой должна быть исповедь

Одно из двух: или здесь одному духовнику тебе нужно открыть грехи свои, брат, или там страшному Судии. Если ты скроешь их здесь, знай, что там их несомненно выставит на позор перед всеми ангелами и людьми страшный Судия к твоему великому обличению: Обличу тя, — скажет Он тебе, — и представлю пред лицем твоим грехи твоя (
Пс. 49, 21). И что я говорю: Судья? Сами неисповеданные грехи твои обличат тебя тогда и выставят тебя на позор на оном всемирном судилище: Накажет тя отступление твое, и злоба твоя обличит тя (Иер. 2, 19.) [10].

Поэтому и божественный Златоуст советует тебе, говоря: «Ты грешен? Приди в церковь, припади, восплачь. Ты согрешил? Исповедай Богу грехи твои. Скажи здесь, чтобы там пред тысячами ангелов или людей, стыдясь, не подвергнуться обличению. Скажи мне: что лучше — здесь в церкви исповедаться одному Богу и духовному твоему отцу или там при стольких тысячах быть выставленным на позор?» (Том 7, слово 77
)

О том, что, если останется неисповеданным один единственный грех, останутся непрощенными и прочие

Но если ты исповедаешь все свои грехи и скроешь из-за стыда только один, знай, что не только все исповеданные тобою грехи останутся непрощенными [11], но ты прибавишь себе и еще один грех — святотатство, из-за этого сокрытия, как говорит в чине исповеди иерусалимский Хрисанф. Поэтому один учитель благоразумно советует тебе, если ты хочешь победить диавола, возбуждающего в тебе стыд, называть прежде всех остальных тот грех, которого наиболее стыдишься.

О том, что исповедь должна быть решительной

Ты должен исповедоваться решительно, то есть ты должен перед духовником принять твердое и непоколебимое решение, что предпочитаешь тысячи раз умереть, нежели еще раз согрешить по своей воле, при содействии божественной благодати, потому что, если ты не примешь такого решения в сердце своем, тебе принесет мало пользы сокрушение, мало пользы твоя исповедь и покаяние, как говорят все вообще учители [12].

Поэтому не принимающие такого решения одной рукой держатся за духовника, а другой за грех, исповедаются устами, а сердцем помышляют о том, чтобы снова совершить грех, уподобляясь этим псу, который, изблевав, возвращается к своей блевотине и свинье, которая омывшись, снова валяется в старой грязи, как говорит святой Петр: Случися бо им истинная притча:пес, возвращься на свою блевотину, и: свиния, омывшися, в кал тинный (
2 Пет. 2, 22).

Они, как говорит священный Августин, не отсекают грех, но откладывают его на другое время, и исповедаются только по привычке, потому что наступает, предположим, Пасха или Рождество или потому, что им угрожает смерть, а не истинно.

Читаем в Патерике, что один авва видел души, которые сходили в ад, как спускается снег на землю зимой. И почему? Не потому, что христиане не исповедаются (ибо редко кто умирает, не исповедавшись), но потому, что не исповедаются хорошо, с решимостью больше не грешить, потому, что не раздирают сердце свое истинной болью решительного исправления, но раздирают лишь свою одежду, согласно пророку, ложной и лицемерной болью: Расторгните сердца ваша, а не ризы ваша (Иоил. 2, 13).

И какую пользу ты получишь, брат мой, если скажешь только: я согрешил, каюсь? Точно так же «я согрешил» сказали и Саул (См.: 1 Цар. 15, 24) и Иуда (См.: Мф. 27, 4
), но это не принесло им пользы.

Поэтому и великий Василий говорит, что не получает пользы от исповеди и вообще не исповедается говорящий только, что согрешил, однако пребывающий опять во грехе и не имеющий к нему ненависти, и что не получает никакой пользы от того, что духовник простил его неправды, если опять творит неправду: «Потому что и не тот, кто сказал: ”Я согрешил”, — исповедается, но, по псалму, нашедший свой грех и возненавидевший; ибо какая польза больному от усердия врача, когда он предается пагубным житейским удовольствиям? Так нет никакой пользы от прощенных неправд еще творящему неправду» [13].

Вся суть твоего покаяния заключается в том, чтобы решиться изменить жизнь [14].

Не говори: «Если смогу, исправлюсь» или: «Я хотел бы не грешить», не так, но скажи: «Я решил исправиться, хочу больше не грешить, с такой твердой, непоколебимой и решительной волей, как не желаю выпить чашу, наполненную ядом, как не желаю броситься в пропасть и как не желаю убить себя самого.



IV. О постоянной исповеди


Первое благо постоянной исповеди

Во-первых, потому что, как деревья, постоянно пересаживаемые, не могут пустить корни глубоко в землю, так и худым привычкам и греховным свойствам души частая исповедь не позволяет пустить глубокие корни в сердце постоянно исповедающегося, или, лучше сказать, как старое и большое дерево нельзя срубить одним ударом топора, так старую худую привычку или греховное свойство души одна лишь сердечная боль, да и та, возможно, несовершенная, показанная кающимся на исповеди, не может полностью искоренить и уничтожить, хотя грех и разрешён разрешительной молитвой духовника.

Второе благо постоянной исповеди

Во-вторых, потому что постоянно исповедающийся может с большой лёгкостью тщательно испытывать свою совесть и узнавать число своих грехов, поскольку, благодаря тому, что он постоянно сбрасывает с себя бремя множества своих грехов с помощью частой исповеди, их всегда остаётся меньше. Поэтому ему легче их находить и вспоминать. А не исповедающийся постоянно из-за собранного им великого множества грехов не может с точностью их ни найти, ни вспомнить, но часто забывает многие и тяжкие свои грехи, которые, оставаясь неисповеданными, остаются, следовательно, и непрощёнными. Поэтому диавол напомнит их ему в час его смерти и приведёт его в такую скорбь, что несчастный будет проливать из-за них смертный пот и плакать, но без всякой пользы, ибо тогда уже не сможет их исповедать.

Третье благо постоянной исповеди

В-третьих, потому что исповедающийся постоянно, даже если и совершит когда-то смертный грех, однако, сразу же, исповедавшись, получит благодать Божию, и все совершенные им добрые дела будут ходатайствовать ему жизнь вечную. А не исповедающийся постоянно, если, предположим, и он совершит тот же самый смертный грех, и не побежит сразу исповедоваться, оставаясь неисповедавшимся не только будет лишён благодати Божией, но и все совершенные им самостоятельно добрые дела — посты, бдения, коленопреклонения и тому подобное — не будут ходатайствовать ему награду и жизнь вечную, будучи лишёнными благодати Божией, которая является началом и основанием всех ведущих ко спасению дел.

Четвёртое благо постоянной исповеди

В-четвертых, потому что постоянно исповедающийся имеет более твёрдую надежду, что смерть найдёт его под благодатью Божией, и что он, таким образом, спасётся. И диавол, имеющий обыкновение всегда ходить перед смертью к умирающим, не только грешникам, но и святым, как говорит великий Василий [15], и даже к Самому Господу, согласно сказанному: Грядет... сего мира князь и во Мне не имать ничесоже (
Ин. 14, 30), и диавол, говорю, ходящий перед смертью к людям посмотреть, не найдёт ли чего, пойдёт и к нему, но не найдёт ничего, потому что тот предварительно позаботился и его счета чисты, а в бухгалтерских книгах подведен баланс благодаря частой исповеди. Не исповедающийся же постоянно, вероятнее всего, умрёт не исповедавшись и так погибнет навеки из-за того, что с лёгкостью впадает в грех и не исповедается, и из-за того, что время смерти неизвестно.

Пятое благо постоянной исповеди

Пятое же и последнее благо — обуздывание людей и возбранение им грешить — постоянство исповеди доставляет потому, что постоянно исповедающийся, вспомнив, что через несколько дней должен исповедоваться, даже если и имеет желание совершить грех, встречает препятствие, помышляя о стыде, которому подвергнется, когда будет его исповедовать, и об обличении, которое услышит от духовника. Поэтому и святой Иоанн Лествичник писал: «Ничто не даёт бесам и помыслам такой силы против нас, как то, что мы питаем их неисповеданные в сердце» (
Слово 4). И еще: «Душа, помышляя об исповеди, как бы уздой удерживается ею, чтобы не согрешать, ибо неисповеданное мы, как во тьме, снова без страха совершаем» (Слово 4). Поэтому тот же святой говорит о братиях дивной оной киновии, о которой пишет, что у них на поясах была повешена хартия, и они записывали на ней свои помыслы каждый день и исповедовали их великому оному игумену (Слово 4).

Итак, брат мой грешник, узнавая об этом, чаще бывай на священной исповеди, потому что чем чаще ты ходишь к этой купели, тем больше очищаешься, не откладывай время, говоря: «Сделаю это, а потом пойду исповедаюсь, ибо Бог, хотя много раз долго терпит, но всегда и предупреждает: Не рцы: согреших, и что ми бысть? Господь бо есть долготерпелив... Милость бо и гнев у Него, и на грешницех почиет ярость Его (
Сир. 5, 4, 7).

Помни всегда Самсона, который хотя и смог три раза разорвать верёвки, которыми его связали иноплеменники, на четвёртый раз не смог больше их разорвать и спастись: Изыду, якоже и прежде, и оттрясуся. И той не разуме, яко Господь отступи от него (Суд. 16, 20
). Так и ты, брат, хотя и один, и два, и три раза, согрешив и отложив исправление и исповедь, потом сподобился исповедаться и исправиться, но в четвёртый, если, согрешив, отложишь время исповеди, может быть, не сподобишься этого, но умрёшь неисповедавшимся и неисправившимся, чего да не будет никогда ни с одним христианином.

V. О том, как должен предохранять себя после исповеди грешник

После же того, как ты исповедаешься и получишь епитимью от своего духовника, чтобы предохранить себя от повторного падения в те же самые или другие грехи, воспользуйся следующими пятью своего рода профилактическими лекарствами.


Первое предохранительное средство – память о грехах

Не забывать, но всегда помнить содеянные тобою грехи. Так повелевает тебе Бог через Исаию: «Аз есмь заглаждаяй беззакония твоя Мене ради и грехи твоя, и не помяну. Ты же помяни, и да судимся» (
Ис.43:25,26). Делай же это, то есть помни грехи твои не для того, чтобы мучить свой помысл, – говорит тебе божественный Златоуст, – но чтобы учить свою душу не буйствовать в страстях и не впадать вновь в то же самое (Слово 4-е о статуях). Чтобы познавать с помощью воспоминания великую благодать, полученную тобою от Бога, простившего тебе столько грехов. Как и Павел всегда вспоминал о том, что гнал Церковь, для того чтобы показать величие благодати Божией, согласно тому же Златоусту (Слово 38-е на Первое Послание к коринфянам). Чтобы сокрушить сердце свое и привести в умиление душу свою, согласно Златоусту, говорящему: «Вспомни грехи по отдельности: это не малое мучение для души; если кто-то пришёл в умиление, то он знает, что это более всего мучает душу; если у кого-то появилась память о грехах, то он знает происходящую отсюда боль» (Беседа 42-я на Послание к евреям и 38-я на Деяния). И наконец, для того чтобы смиряться и считать себя недостойным самой жизни, ибо говорит тот же золотой ритор: «Ибо не малое, совсем не малое дело для исправления – собрав мысленно все грехи, по отдельности постоянно думать о них и размышлять, ибо творящий это так умилится, что и не будет считать себя достойным жить, а считающий так будет мягче всякого воска» (Беседа 42-я на Послание к евреям и 38-я на Деяния).

Избавившийся от великой опасности, вспоминая о ней, боится и трепещет, и этот страх помогает ему не впасть в ту же опасность. Так Давид, и после прощения его грехов, всегда помнил о них и имел их перед глазами своими, поэтому и говорил: «И грех мой предо мною есть выну» (Пс.50:5
).

Если ты хочешь, – говорит тебе священный Августин, – чтобы Бог отвратил лицо Своё от грехов твоих, то должен иметь их всегда перед собой, смотреть на них и плакать. Если ты записываешь и помнишь свои грехи, то, как уверяет тебя божественный Златоуст, Бог зачеркнёт их и о них забудет, если же ты зачеркнёшь их и о них забудешь, Бог запишет их и о них вспомнит: «Собирай мысленно всё (то есть грехи) и, как на книге, записывай, ибо, если ты запишешь, Бог зачёркивает, так же как, если ты не запишешь, Бог не зачёркивает, и требует суда; итак, намного лучше, чтобы они записывались нами и зачёркивались свыше, нежели, напротив, чтобы мы забывали, а Бог представил их перед нашими очами в день оный» (
Избранные слова, 46-е).

Однако святой Марк Подвижник советует тебе, чтобы, когда ты исповедаешь Богу свои грехи, ты вспоминал их не по отдельности, представляя в уме способы их совершения и лица, с которыми согрешил или потому, что, будучи ещё страстным и сластолюбивым, ты опять их захочешь и впадёшь в помрачение (Добротолюбие. Гл. 152, 153) или потому, что, со скорбью вспоминая о них по отдельности, впадёшь в отчаяние (Там же. Гл. 151
); особенно относительно плотских грехов, совершённых тобой, тебе следует беречься того, чтобы не вспоминать способы их совершения и лица, с которыми согрешил, потому что этим мысленно осквернишься, только помни просто, что ты грешник и совершил множество грехов, которыми прогневал Бога.

Второе предохранительное средство – удаление от причин греха

Пользуйся предохранительным средством избегать причин греха, поскольку, согласно законам философии, одни и те же причины производят одни и те же следствия и результаты; поэтому сказал великий Василий: «Если согрешивший один раз вновь совершит тот же грех, это доказывает, что он не очистился прежде от причины оного греха, от которой, как от некоего корня, снова должно произрастать то же самое» (
Правила, кратко изложенные, 289-е). Итак, избегай, брат, худых воззрений, худых бесед и общения с людьми распущенными и особенно избегай бесед и дружбы с лицами, с которыми совершил плотские грехи, потому что ты долен делать одно из двух: или удалиться от них, или удалить их от себя и изгнать, если они находятся в твоём доме, будь то рабыня, или раб, или вообще твой родственник и друг. Ибо о них сказал Господь: «Аще... око твое десное соблажняет тя, изми е и верзи от себе, уне бо ти есть, да погибнет един от уд твоих, а не все тело твое ввержено будет в геенну» (Мф.5:29).

И никогда не верь самому себе, говоря: я могу общаться с людьми, причиняющими вред, и не получать вреда. Это помысл ошибочный, потому что написано: «Не ими веры врагу твоему во веки» (Сир.12:10). А по мнению некоторых учителей, если бы целомудреннейший оный Иосиф не убежал из комнаты госпожи своей, то непременно впал бы в грех. Боящийся опасности не подвергнется ей, а любящий её ей подвергнется: «Любяй бедство впадет в не» (Сир.3:25). Поэтому и божественный Златоуст говорит: «Не убегающий далеко от грехов, но ходящий рядом с ними будет жить в страхе и часто в них впадать» (Слово 5-е, о статуях
).

Третье предохранительное средство – постоянная исповедь

Пользуйся предохранительным средством исповедоваться постоянно, таким образом, чтобы не только когда совершишь какой-то смертный и великий грех сразу бежать к духовнику, но и когда совершишь какой-то малый и простительный, если это возможно. Потому что, как раны, когда их показывают врачу, не увеличиваются, так и грехи, когда их исповедают, не возрастают, согласно Лествичнику «Язвы обличаемые не преуспеют на худшее, но исцелятся» (
Слово 4-е, о послушании). Аисты имеют обыкновение не возвращаться больше туда, где разорили их гнездо, так и бесы удаляются от часто исповедующегося, потому что частой исповедью он разоряет их гнезда и сети, как сказали сами бесы одному добродетельному человеку, то есть, что они не имеют никакого места в часто исповедующемся и никакой власти над ним. Кроме того, они сказали и следующее: что, когда человек не исповедается, все члены его бывают как бы связанными грехом и не могут двинуться, чтобы сделать что-то доброе, а когда он исповедается, они сразу освобождаются.

И по какой другой причине Неман Сириянин омылся в Иордане не один раз, но семь, как только затем, чтобы научить всех нас, малых и великих, патриархов и архиереев, духовников и священников исповедоваться семь раз, то есть постоянно и часто (поскольку семь в Божественном Писании обозначает множество), и омываться в водах покаяния, образом которого был Иордан, ибо в нём крестил Предтеча: «крещение покаяния людем» (Мк.1:4
).

http://www.agionoros.ru

[1] Боль же эта заключается не только в чувстве, то есть в воздыханиях и слезах, но, в первую очередь, заключается в том, чтобы внутренняя воля человека возненавидела грех, и чтобы он желал того, чтобы греха никогда не было, и решился его больше не совершать. Заметь также и то, что эта боль и сокрушение сердечное являются составной частью покаяния, и пока они есть в сердце, человек пребывает в покаянии, и как только они боль оставит сердце, человека оставляет покаяние, а это значит, что боль и сокрушение должны пребывать в сердце кающегося постоянно, благодаря чему его покаяние становится истинным.

[2] Некоторые же учителя разделяют печаль и боль из-за своих грехов, которую испытывает грешник, на три: боль, испытываемую им до исповеди, которую они называют болезнованием о грехе; боль, испытываемую им, когда он исповедуется, которую они называют сокрушением; и боль после исповеди, которую они называют сожалением о грехе.

[3] Братия мои христиане, когда вам надо исповедоваться, приходите к духовнику не накануне тех дней, в которые вы собираетесь причаститься, но до этого. И прежде всего в четыре ежегодных поста, как только наступит пост, приходите к духовнику и исповедуйтесь спокойно и не спеша, чтобы он исправил вас, как подобает. А за день или два до причащения приходите, чтобы духовник прочитал над вами одну разрешительную молитву о простительных грехах, совершенных вами за прошедшее после этого время, и затем причащайтесь. Такому доброму обычаю следуют и монахи на Святой Горе.

[4] Цитата неточная. Ср.: Ис. 38, 10: Аз рекох в высоте дний моих: пойду во врата адова, оставлю лета прочая.

[5] Молитва Манассии, царя Иудейского. См. Чин великого повечерия.

[6] Если ты знаешь грамоту, брат, отмечай свои грехи и на бумаге, чтобы их не забыть. Тебе следует знать также и то, что, если ты не проведёшь подобающее испытание своих грехов перед исповедью, то те грехи, которые ты забудешь и не исповедаешь, не прощаются, потому что эта забывчивость была вольной по твоей вине, поскольку ты мог их вспомнить, произведя испытание, и этого не сделал. Если, однако, ты проведёшь подобающее испытание и случайно забудешь какой-то свой грех, по забывчивости, свойственной человеку, то такой грех, как говорят некоторые, прощается вместе с другими, которые ты исповедал, потому что эта забывчивость не вольная, но невольная. Если же после исповеди ты его вспомнишь, нужно снова сходить к духовнику и его исповедать.

[7] Я сказал, что ты должен своими собственными устами назвать свои грехи, потому что, если ты запишешь их, чтобы не забыть, однако, ты обязан сам прочитать их своему духовнику, поэтому те, которые записывают свои грехи и, отдав записку духовнику, уходят, поступают плохо и неправильно и исповедь их является несовершённой, и пусть они впредь оставят эту нелепость и сами читают рукописание своих грехов.

[8] Поэтому и божественный Златоуст, толкуя слова «глаголи ты прежде беззакония твоя», говорит: «Не ожидай обличающего, не надейся на обвинителя, но сам, предварив, похить первое слово».

[9] Знай же, брат, что и сегодня разрешается исповедовать свои грехи публично, если человек усердствует в покаянии, и тот, кто это сделает, быстрее получит от Бога человеколюбие и прощение ради большего стыда и срама, которые испытывает во время такой публичной исповеди. Ибо кроме Иова, о котором мы упомянули выше, и древнего обычая, который имела в отношении этого Христова Церковь, мы находим в истории также повествование о том, что и царь Роман, поступил таким образом, ибо покаявшись в преступлении клятв, данных им своему зятю Константину Багрянородному, и в других грехах, отправил послов и собрал триста монахов из Рима и Иерусалима и во время Божественной литургии, в тот момент, когда священник возгласил: «Со страхом Божиим и верою...», – этот добрый Роман стал посреди церкви и, пренебрегши стыдом, исповедал открыто свои грехи и просил прощения; затем записав ещё свои грехи на бумаге, он послал их не пришедшим монахам, в первую очередь на гору Олимп, прося их, чтобы они сотворили молитву к Богу об их оставлении. Но послушайте о том, какие человеколюбие и милость явил ему Бог. Некий добродетельный монах на Олимпе, именуемый Дормокаитом, просил о нём Бога. И вот свыше приходит Божественный голос, говорящий ему: «Победило человеколюбие Божие». Открыв же хартию, этот монах – о чудо! – нашёл его грехи стёртыми и изглаженными.

Нечто подобное рассказывает и Иоанн Лествичник в своём Слове о послушании, говоря, что в один общежительный монастырь однажды пришёл некий человек, разбойник, и убийца, и колдун, и развратник, желая стать монахом. Настоятель же монастыря повелел ему исповедовать открыто перед всеми свои грехи, и тот с радостью согласился сделать это, если он захочет, и при всём городе Александрии. И вот в воскресный день, во время литургии, по окончании Евангелия, оный разбойник входит в церковь, как осуждённый, влачимый несколькими братиями, биемый, со связанными сзади руками, одетый в рубище, с головой, посыпанной пеплом. И как только он приблизился к двери церковной, игумен воскликнул: «Остановись! Остановись, ибо ты не достоин войти внутрь». Тот же, думая, что услышал гром, а не голос человека, тут же падает ниц на землю со страхом и трепетом и слезами орошает пол. Затем он повелевает ему исповедовать все свои грехи по отдельности. Разбойник же начал их исповедовать по порядку. Но посмотрите и на то, какова милость Божия. Ибо в то время, когда тот исповедовал свои грехи, один из находившихся там братий видел некоего страшного мужа, держащего в руках исписанную хартию и трость. И лишь только разбойник исповедовал один из своих грехов, оный страшный вычеркивал его тростью, и справедливо, поскольку сказал Бог чрез пророка Давида: «Рех: исповем на мя беззаконие мое Господеви, и Ты оставил еси нечестие сердца моего». И сразу после исповеди оный настоятель постриг разбойника в монахи и причислил его к прочим братиям. Поэтому будем подражать им и мы, а также многим другим, подобным им, и не будем стыдиться, когда исповедуемся, чтобы и мы быстрее обрели Божию милость.

[10] Смотри также и у божественного Златоуста, говорящего: «Там же увидим их [наши прегрешения] перед глазами, нагие и явные и восплачем там, но всуе» (Слово о том, что опасно слушающим и говорящим.). Смотри и свидетельство великого Василия о том, что мы увидим тогда каждый наш грех в таком виде, как он был совершен, в 8 главе «Поучения духовнику».

[11] Смотри страницу 208 «Грешников спасения» Агапия Ландоса, где упоминается одна женщина, которая хотя и исповедала некоему благоговейному духовнику все другие свои грехи, но не исповедала один большой грех. Поэтому послушник этого духовника видел, что каждый раз, когда она исповедовала один из своих грехов, у нее выползала изо рта змея, а в самом конце увидел большую змею, которая три раза высовывала голову изо рта этой женщины, но потом снова заползла обратно и не вышла. Поэтому и все остальные змеи, которые выползли перед этим, вернулись обратно и заползли в ее рот. И после своей смерти оная окаянная явилась своему духовнику и его послушнику сидящей на страшном драконе и сказала им, что попала в ад, потому что не исповедала тот грех. Говорит также и Иоанн Лествичник, что, не исповедав свои грехи, человек не может получить за них прощение: «Без исповеди никто не получит прощения»(Слово 4, о послушании).

[12] Поэтому на странице 307 «Грешников спасения» читаем, что один священник церкви Богородицы, хотя и исповедал перед своей смертью с умилением и слезами все свои грехи, однако, не принял твердого решения больше не грешить, но его воля склонилась к желанию, если он останется жив, вернуться к прежним грехам. И потому этот несчастный попал в ад, как сам сказал об этом священнику той же церкви, явившись ему после своей смерти.

[13] В неизданной Цепи толкований на Псалтирь Никиты. Псалом 35.

[14] Мы видим, что так поступили ниневитяне, потому что сии не только постились и носили рубище все, от малого до великого, вплоть до самого царя, и плакали, и взывали к Богу со слезами и воздыханиями, но в первую очередь и прежде всего изменили свою жизнь и совершенно удалились от зла. Поэтому и Бог принял такое их покаяние, как подлинное и истинное, и не ниспроверг их, как предупреждал через Иону: И виде Бог дела их, яко обратишася от путий своих лукавых, и раскаяся Бог о зле, еже глаголаше сотворити им, и не сотвори (Ион. 3, 10.). Но, поскольку впоследствии те же самые ниневитяне возвратились к своим первым злу и грехам, то и Бог ниспроверг и уничтожил их и их город, так что в нем поселились ехидны, и хамелеоны, и вороны, и всякие змеи, о чем упоминают пророк Наум во второй главе и особенно пророк Софония (См.: Соф. 2, 13.).

[15] Вот слова Василия: «Думаю же, что подлинные Божии подвижники, достаточно в течение всей жизни боровшиеся с невидимыми врагами, после того как избегнут всех их преследований, приблизившись к концу жития, испытываются начальником века, чтобы, если окажутся имеющими раны от борьбы, или некие пятна и следы греха, быть задержанными или чтобы, если окажутся неуязвленными и непорочными, как являющихся неодолимыми, как свободных, их упокоил Христос» (Толкование на 7 псалом).