Православные монастыри на юге Франции возникают один за другим благодаря ученикам известного патролога и богослова архимандрита Плакиды (Дезея), недавно почившего.
В монастыре святого Антония в Сен-Лоран-ан-Руайан Несколько часов езды в монастырь святого Антония, провансальскую глушь, последние полчаса по узкому горному серпантину. Гид предупреждает: ехать надо осторожно, из-за поворота может выскочить заяц, а то и выбежать олень. Миновали указатель на французском: «Направо византийские фрески». И вот мы в параллельном мире.
Скалы Веркора нависают над черепичным куполом типичного греческого кафоликона. У входа резной крест в русском стиле…
История обители — подворья афонского монастыря Симонопетра, напоминает рассказ из патерика. Его настоятель 87-летний архимандрит Плакида (Дезей) в прошлом католический монах. Ученый-богослов и одновременно аскет-молитвенник, с 16 лет он подвизался в строгих цистерианских монастырях Франции.
Постепенно изучение святых отцов привело его на Восток. Сказались и встречи с русскими богословами Владимиром Лосским и архимандритом Киприаном (Керном) в Свято-Сергиевском институте в Париже, и в особенности разочарование реформами Второго Ватиканского собора.
Присоединение к Православию проходило постепенно. Этот процесс ярко описан самим отцом Плакидой в эссе «Этапы духовного странствия». На русском языке оно издано ПСТГУ в составе сборника «Добротолюбие и православная духовность».
Финалом стало крещение 19 июня 1977 года на Афоне отца Плакиды и нескольких братьев из основанного им монастыря у архимандрита монастыря Симонопетра Емилиана (Вафидиса). Присоединение к Православию известных богословов да к тому же не через миропомазание, а через повторное крещение, а впоследствии новое рукоположение в священство, вызвало большой скандал в католическом мире, однако часть католического монашества сохранила с ними добрые отношения: его советов по-прежнему не чуждались.
Отец Плакида стал для многих сегодняшних монахов первооткрывателем православной аскетической традиции. К слову, тогда, после крещения, братия некоторое время оставались на Афоне, и отец Плакида перевел «Лествицу» на французский.
Однако в 1978 году геронда Емилиан благословил французов-святогорцев возвращаться на родину и основать подворья Симонопетра в Провансе. Прямо как прп. Иоанн Кассиан Римлянин в IV в.: съездил в Египет и Палестину, учился у отцов, вернулся в Марсель и положил начало монашеству в Южной Галлии.
Первым, в мае 1978 года, был устроен монастырь в честь Преображения Господня. Его основал друг отца Плакиды иеромонах Илия (Раго) в Мартеле, в 1990 г. обитель переехала в Террассон. Этот монастырь больше других, ему принадлежат пещеры, в которых в VI в. отшельничал святой Сур, в нем лучше налажено хозяйство.
Монастырь прп. Антония Великого основали архимандриты Плакида (Дезей) и Серафим (Пиотт) в 1978 г. Перед тем, как найти место для монастыря они совершили паломничество к мощам прп. Антония Великого в монастырь Сент-Антуан-л’Аббеи, чтобы попросить у основателя монашества помощи и указания, где построить обитель, и вернулись на Афон.
Через несколько дней они получили письмо: Церкви пожертвован участок в ущелье Лаваль, на котором можно строить монастырь. Первое богослужение в монастыре было совершено 14 сентября 1978 года, в день Новолетия.
Обители было непросто: возникли сложности с местной администрацией, настроенной к Церкви негативно. Труден был поиск средств для строительства храма. Однако он все же был построен в 1988-90 гг. Отец Плакида подчеркивает: «К Тысячелетию Крещения Руси и канонизации прп. Силуана».
Монахи обители святого Антония активно принимают паломников и туристов, которых особенно интересует византийская музыка и живопись, занимаются изданием святых Отцов.
Монахи молятся ночью по афонскому уставу, но для паломников, по договоренности, служба может быть перенесена на более привычное время. Ведь добраться до горного монастыря не так-то просто.
По греческой традиции клирос поет не по нотам, а по крюкам. Только на французском языке. Монастырь прп. Антония и Силуана считается центром адаптации византийского пения, которым так славится афонский монастырь Симонопетра, к французскому языку. Энтузиастом этого перевода является отец Серафим. Сейчас он отшельничает на острове Поркероль в бывшем военном форте с неожиданно монашеским названием — Форт Покаяния (Fort de la Repentance).
Монастырский храм расписан иконописцами из Москвы. Образы Спасителя и Пресвятой Богородицы на иконостасе — работа архимандрита Зинона (Теодора), писавшего фрески и в материнской обители скита — монастыре Симонопетра на Святой Горе.
Редкий случай, когда женщины могут помолиться на литургии в афонском монастыре. Хотя именно женщины были первыми, кто присоединился к трем основателям монастыря, были женщины.
В 1981 году обитель приняла трех послушниц, которым просто некуда было идти: поблизости не было женского монастыря, а им нужно было сохранить духовное руководство отца Плакиды. Через 3 года они приняли постриг, а монастырь смог купить для них дом неподалеку. В 1985 году сестер уже было 5. Так был основан женский монастырь Покрова Божией Матери.
В монастыре можно оставить и записки, только писать их нужно латинскими буквами.
Св. Антоний Великий — покровитель монастыря. Ему посвящена домовая церковь внутри корпуса, в которой молятся только насельники.
В храме прп. Силуана хранится частица мощей святого основателя монашества ее передал католический архиепископ города Экс-ен-Прованс. Прп. Силуан Афонский соединяет, по словам архимандрита Плакиды, греческую, русскую и европейскую традиции, поэтому основной храм монастыря был освящен в его честь.
Хотя мирянам и разрешают посещать монастырь, с монахами они почти не встречаются. На фото отец Димитрий — ответственный за прием гостей и паломников. Отец Димитрий — немец, приехал из Дюссельдорфа.
|
|
Обычно службы совершаются на французском языке, но если с организованной группой паломников приехал русскоговорящий священник, то он может послужить для них и на русском.
После литургии архимандрит Плакида (Дезей) благословлял паломников и беседовал с ними.
|
|
По греческой традиции, после богослужения паломники собираются в монастырском архондарике, чтобы выпить кофе. Архондарик — трапезная для паломников.
Внешне монастырь больше похож на альпийское шале, чем на афонский монастырь. Но монахи в нем живут строгой аскетической жизнью. Начало молитвы в 5.30 и далее весь суточный круг.
Удивительно видеть резные кресты на братском кладбище за главным корпусом. Вокруг прованс, горы, водопад. И русские кресты…
Частые гости монастыря — туристы и альпинисты, которые спускаются с гор по проходящей мимо монастыря дороге.