Архимандрит Ефрем (Мораитис)
1
Ум, отступивший от созерцания Бога, становится либо скотоподобным, либо звероподобным. Когда ум человека удаляется от разного рода божественных созерцаний: от молитвы, от духовных размышлений об аде и рае, о бесчисленных благодеяниях Божиих
(которые чудесным образом посылаются каждому), о своих прегрешениях и страстях, тогда приходит злой демон и наполняет его своими собственными созерцаниями, погружая его в трясину плотских страстных грехов или ввергая в прегрешения гнева и ярости!
Ум, если он не обращается к спасительным мыслям (или необходимым заботам для поддержания жизни), будет захвачен созерцаниями греховными и станет либо плотским, либо звероподобным!
Стало быть, чада мои, будем внимательно следить за тем, о чем мы помышляем, чтобы не позволять своему уму соскальзывать к мыслям страстным и греховным, ибо это серьезнейший грех со всеми его худыми последствиями.
Следите за воображательной частью ума. Не позволяйте своему уму принимать представление лиц и греховных образов, соблазняющих вас к плотским грехам или ведущих к гневу и ярости! Но приложите всякое доброе старание о сохранении чистоты ума от таких мечтаний, чтобы ваш ум, уже свободный и чистый от них, имел возможность молиться постоянно и принимать созерцания Божии, а посредством их одухотворяться и восходить на небеса во освящение души.
Посему необходим страх Божий: Предзрех Господа предо мною выну да не подвижуся [Ср.: Пс. 15, 8], – сказал Давид. Нужно помнить о том, что Бог везде присутствует и все исполняет, что Бога мы вдыхаем, Бога вкушаем, в Бога облекаемся, Бога имеем в нашем сердце и уме.
Бог же ведает помыслы, воспоминания, слова, дела, намерения. Ничто не ускользнет от Непогрешимого Ока: не только в настоящем, но и в прошедшем, и в будущем; не только нынешние люди, но и от Адама до последнего человека при кончине мира. Не может человек соделать что-либо, чего бы не знал Бог, поскольку все происходит пред Его очами.
Когда человек размышляет обо всем этом, то чувствует суровое обличение совести за свои прегрешения и немощи. Его охватывает истинный страх Божий, и он старается изменить жизнь и сделать ее согласной с Божественными повелениями.
Поучаясь в этом, человек чувствует присутствие Божие, чего раньше он по неведению не замечал. Подлинный страх приводит его к очищению внутренности сосуда, по гласу Господню [См.: Мф. 23, 25–26], а не так, чтобы устами говорить одно, а в сердце иметь другое.
Поучаясь в этом, совесть просыпается, и даже в малом слышен ее обличительный голос.
Поучаясь в этом, человек утончает свою духовную жизнь, у него открываются духовные очи, и он ясно видит, что гнездится в нем, и приносит Богу теплую молитву: Господи, от тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади раба Твоего [Ср.: Пс. 18, 13].
Человеку, хранящему в своей душе постоянную память о Боге, демоны не могут с легкостью причинить зло. Искушать – да, а вот причинить вред – трудно. Он не позволяет демонам подставить ему подножку, ибо вооружен оружием постоянной памяти Божией.
У кого открыты очи души и кто видит Бога, тому врагам нелегко причинить вред.
Многие духовные люди не имели нужды во многом чтении святоотеческих книг, потому что они непрерывно поучались в Боге. То, что они видели, тут же давало им повод над чем-то поразмыслить, узнать что-то новое. Всё творение было для них университетом. Куда бы они ни обращали свой взор, всегда могли увидеть что-нибудь поучительное. Иногда они видели Промысл Божий, иногда – Его премудрость, иногда – Его суд, а иногда – Его научение. Очами души они видели невидимое. Поучение в этом наполняло их сердца духовным ведением.
Поскольку у нас, сегодняшних людей, закрыты очи души, то у нас нет возможности пребывать в духовном поучении. И чтобы из видимого нами извлечь знания о Боге, нам нужны священные книги.
Ум этих духовных людей был настолько силен, что мог во всей полноте и премудрости постигать значения и смыслы. Наш собственный ум настолько слаб, что может удержать лишь немногое. Отцы тогда были по большей части простыми людьми, однако они приобретали полное ведение, потому что Святый Дух помогал им постигать Писания.
Память Божия – сильнейшее оружие, мощнейшее укрепление против сатаны и разнообразного греха.
Когда ум не занят памятью Божией и Божественным поучением, в человеке господствуют нерадение, лень, неведение и впоследствии – злая похоть!
Когда увидишь, как ум стремится к миру, знай, что душа лишена Божественного утешения, почему и обращается к утешению мирскому.
Когда душа человека тепла по отношению к Богу, тогда имеет просвещение и умиление, и невозможно ей одновременно стремиться и к миру. Душа стремится к миру, когда не соединена неким особым образом с Богом.
Ум подобен некоему месту или пространству. Если его не займет Бог, то это сделает враг. Место это не может пребывать пустым, так, чтобы в нем не было ни Бога, ни, в конце концов, зла, греха, искушения и сатанинского действия.
Ум подобен работающей мельнице: что бросишь через воронку в жернова, которые внизу, то и выйдет в виде муки. Если бросишь пшеницу – выйдет пшеничная мука. Если бросишь колючки, то и получишь из колючек муку скверного качества.
Мельница работает всегда; и ум человека работает всегда, подобно мельнице. Хочешь, чтобы у тебя была хорошая продукция? Насыпай для помола хорошее сырье. Хочешь обрести умиление, слезы, радость, мир и тому подобное? Бросай в мельницу ума добрые мысли, например: о душе, о памяти смертной, о суде – и тогда получишь столь же духовный результат! Но если человек будет бросать в мельницу ума мысли греховные, то в итоге обязательно получит грех.
Будем всегда стараться иметь в своем уме спасительные мысли, полезные образы, чтобы не давать сатане возможности подбрасывать свои греховные мысли и мечтания!
Тут зависит от произволения человека, какое сырье он будет давать уму. И произволение это получит либо похвалу, либо осуждение.
Молитва приводит нас к созерцанию, и мы можем узреть неизреченные вещи. Созерцание приводит нас на суд, в рай, в муку, поставляет пред престолом Божиим, в небесном свете и так далее.
Может быть, начнешь петь, остановишься на одном месте и будешь размышлять над ним; может, станешь читать что-либо из Песни Песней, остановишься в каком-то месте – созерцание расширится и пойдет туда, куда поведет его Бог. Можно читать Евангелие о страданиях Христовых, остановиться на одном месте, на том, например, как Его взяли, на словах о мучениях, распятии, воскресении, и возделывать это с чувством, с умилением и самоукорением. Иногда мы углубляемся в размышления о суде Божием: если я, например, сейчас умру, то как предстану пред Богом? Как пройду мытарства? В другой раз созерцаем Богородицу, Ее славу, Ее девство или созерцаем святых и тому подобное.
Отверзшу Тебе руку, всяческая исполнятся благости; отвращшу же Тебе лице, возмятутся [Пс. 103, 28–29].
Наш всеблагий и богатодаровитый Бог сотворил два мира. Первый – духовный мир на небесах, чины бесчисленных Ангелов, бессчетные воинства служебных духов, множество обителей и различных селений. Потом Он сотворил этот чувственный мир и как венец высшей Божественной премудрости – человека, которому была дана заповедь царствовать и господствовать над всем.
Небесное пространство благость всеблагаго Бога наполнила святыми Ангелами, и от великого блаженства они в неумолкаемых славословиях поют и воспевают непрестанно, благодаря таким образом вечную благость и милосердие святого Бога, удостоившего их такой чести, славы и наслаждения! Но горе! Первый из Ангелов, прозванный Денницей, восстает и становится отступником от Бога. Он жаждет и стремится быть равным Богу. Взойду, – говорит, – на высоты облачные, буду подобен Всевышнему [Ис. 14, 14]. Как только он сосложился с этим хульным и гордым помыслом, праведный Бог тотчас отвратил от него Свой сладкий и желанный лик, и тут же со страшным грохотом низвергнулся он со своего высокого места и чина и связан был во мраке ада узами неразрешимыми, увлекши за собой и все свое воинство, последовавшее его премерзкому желанию! Вот что произошло на небе.
Теперь я, жалкий неуч, подхожу к тому, чтобы вкратце рассказать о значении для земного творения, в особенности же для человека, псаломских слов: отверзшу Тебе руку, всяческая исполнятся благости; отвращшу же Тебе лице, возмятутся.
Бог, с такой премудростью сотворив человека, дарует ему Свой образ и подобие, наделяет его разумом и свободой. На востоке Он сотворил чертоги прекрасного рая с бесчисленным множеством благоуханнейших цветов, растений и деревьев, различных по плоду и виду: И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи [Быт. 2, 9]. Затем Он обогатил его и птицами, разных видов и разного цвета, чтобы они летали и сладко пели.
Еще Бог поселил в рай сожителей Адама – лесных зверей и полевых животных и сотворил реку посреди рая, чтобы она протекала по раю и изобильно орошала его ручейками и источниками прозрачнейшей воды, укрепляла и питала корни деревьев. Он повелел, чтобы свежий ветерок и благовоннейшие дуновения овевали лицо маленького бога – человека.
Писание говорит нам в нескольких словах: И сотворил Бог всех зверей земных и всех птиц небесных. Река же вытекала из Едема, чтобы орошать рай [Ср.: Быт. 2, 19, 10]. На смену этому райскому и залитому солнцем дню не приходила ночь. И вот, благость святого Бога вселилась и покоилась в чертогах праотца. Но кто поистине может поведать о той благости и величии, которыми всесильная десница Божия одарила человека? Бог почтил его образом и подобием, соделал бессмертным, сподобил его Своей Божественной беседы, чтобы, радуясь сладкому общению с неисчерпаемым Источником блаженства, человек приходил в исступление от изобилия духовной сладости.
И в теле, и в душе его царствовало бесстрастие. Ничто не беспокоило его; он главенствовал надо всем. Простота и беззлобие составляли все его богатство.
Все подчинялось человеку, как своему маленькому богу и царю. Душа его была украшена девственной чистотой, отражавшейся в его совершенном теле, первозданном творении вседержительной руки Божией. Как в земном царе, так и в его обители и во всем творении царствовало Божественное попечение и благость. Все было окрашено в Божественный цвет, ибо и человек был хранителем Божественной заповеди.
Но горе и увы мне! Как и откуда начну я, окаянный, с рыданием свое повествование о разразившейся страшной буре Божественного отвращения? Какими словами и с какой скорбью оплакать мне окаянное падение и трагическое ниспадение из райской сладости человека, получившего столько почестей, но и столь неблагодарного? Кто поистине сможет когда-нибудь постигнуть всю глубину этой трагедии – отвращение лика Божия, изгнание Адама, страдание природы? Конечно, никто! И кто низойдет в бездну рыдания и неутешного плача злосчастного преступника Божественной заповеди, сидящего на месте изгнания и издалека взирающего на свой потерянный рай? Адам был повержен денницей, сознательно отдал свою волю и богоравность, подумать только! Адам преступил заповедь, и наказание Божие, подобно ужасной буре, разразилось над раем и превратило райское блаженство в жизнь, полную несчастья и слез. Возгордился несчастный царь земной. И вот, изгоняется из прекрасного и утешительного рая, из светлейших своих чертогов, изгоняется в горькую землю, полную терний и волчцев, чтобы трудиться до изнеможения и с потом вкушать хлеб страдания, отчаиваясь и стеная душой.
Отвращшу же Тебе лице, возмятутся. Все приходит в смятение, теряет свою гармонию и красоту, лишается своего порядка, забывает райскую радость и доходит до разрушения – все творение, но более всего человек.
Мерзость проклятого греха, первый раз явившись в раю, изгнала властелина райской сладости, потому что он сам, приблизившись ко греху, был увлечен им. И стал человек из бессмертного смертным, из бесстрастного – страстным! Тварные стихии, которые сначала были ему послушны и безвредны для него, тотчас потряслись и восстали, чтобы уничтожить его и разорвать, ибо и они из-за него были осуждены. И сама земля стенает под грузом беззаконий, творимых на ней, с нетерпением и надеждой ожидая откровения чад Божиих, чтобы освободиться от рабства и прославиться, как и божественный Павел пишет римлянам [См.: Рим. 8, 19–23].
Отвращает Бог Свое лице, и все изменяется. По первом падении тотчас следует второе – убийство Авеля Каином [См.: Быт. 4, 2–8], это нечестивое братоубийство, и царствует с тех пор грех. Отвращает Бог Свое лице по причине множества людского нечестия, и водная стихия затопляет вселенную и становится ужасной могилой человеческого рода, кроме благочестивого Ноя [См.: Быт. 6, 5–8]. Отвращает Бог Свой Божественный лик от человеческого распутства, и огонь пожигает землю Содома и Гоморры [См.: Быт. 13, 13; 18, 20–21; 19, 13, 24–25]. Отвращает Бог Свое лице и милость, и гордый фараон тонет со всем своим войском, и воды морские делаются для него вечной могилой [См.: Исх. 14].
Нравственное зло, грех, как преступление Божественного закона, постоянно становится причиной того, что Бог отвращает Свой лик от людей, а за этим неизбежно следует и природное зло, такое, как болезни, разнообразные скорби и, наконец, смерть.
Но когда дародатель Бог отверзает руку Своей благости, тогда сердце человека становится Царским дворцом! Роскошь Царского великолепия наполняет его. Дворцовые слуги служат Царю, сидящему на троне благодати в непостижимом сиянии удивительной красоты. А Царская охрана высокого престола и врат неусыпно охраняет Царя! Все это богатство и величие свидетельствуют о присутствии Царя и Его благосклонности. Но Кто этот Царь, кто Его слуги и Его стража? Царь! И Кто это как не Тот, Кто через Святое Крещение сотворил сердце человека Своим собственным домом, Царством Небесным! Как и Сам Он объявляет в Своем Евангелии: Царствие Божие внутрь вас есть [Лк. 17, 21].
Дворцовые слуги? Это божественные помыслы, служащие благодати Божией, чтобы Царский дворец украшался и сиял славой и благолепием Божиим! А Царская охрана – что это? Это помыслы божественной ревности, трезвение, внимание, которыми охраняется дворец и Царь! Благость и сладкое упокоение в Боге царствуют во всем сердце.
Но когда одни из Царской охраны вознерадят об охране, другие же предадутся обжорству и пьянству, третьи кинутся в разврат, а иные предадут Царя Его врагам, тогда сей благий Царь – благодать Святого Крещения – скрывается, уходит и уже не показывается более. Он отвращает Свое лице от рабов и дворца, потому что предательство оскорбило Его.
Тогда, именно тогда последнее для человека того становится хуже прежнего [См.: Мф. 12, 45; Лк. 11, 26; 2 Пет. 2, 20]. Тогда он уподобляется тому, кто нисходит в ров могильный, достоянием его будет несносное зловоние. Посему псалмопевец пламенно молится: не отврати лица Твоего от мене, и уподоблюся низходящим в ров [Пс. 142, 7].
О, какой красотой обладает юность, когда находится в славе своего расцвета! Такой красотой, что некоторые творения не отличаются от Ангелов Божиих. Но когда острый серп смерти настигнет и пожнет их, тогда люди погребут их вскоре, потому что есть прямая опасность заражения. Умерших сокрывают в холодных гробах, ибо в скором времени страшное зловоние придет на смену прекрасной, благоухающей юности!
Нечто подобное происходит и с душой человека. Когда человек чист от греха и следит за собой, тогда благодать Божия царствует в нем, и Божественная благость украшает его, и каждый радуется при взгляде на такого человека. Но, к сожалению, когда человек согрешит и не покается, тогда Бог отвращает Свой Божественный взор, и тотчас душу окутывает духовная тьма. И тогда она начинает творить злые дела, и нечистый демон все более и более оскверняет эту несчастную душу, низводит ее от греха ко греху и от страсти к страсти и так соделывает ее настолько зловонной, что и святые Ангелы, не терпя ее зловония, не могут помогать ей. И отступает Божественная благодать, а гниль греха начинает свое разрушительное дело. Душа тогда становится похожей на мертвеца, которого бросают в могилу. И если могилу эту в скором времени случайно откроют, то сам вид и зловоние червей и вообще все это отвратительное зрелище вызывают ужас.
Скажем, возлюбленные мои чада, вместе с Архангелом Божиим, желающим удержать других небесных Ангелов от возможных поползновений к темному пути непослушания и гордости денницы, скажем: «Станем добре»*. Воздвигнем нашу готовую подвигнуться душу, желанные мои чада. «Станем со страхом»**, ибо мрачная и отвратительная могила греха угрожающе отверзает свои уста, если мы не храним внимание каждую секунду.
Итак, если мы будем внимательны, если будем бдеть, если будем трезвиться, тогда, безусловно, отверстая рука Вседержителя наполнит наше сердце Божественной благостью и Сам Он посетит прибранную горницу нашей души, дабы с этой минуты она вкушала божественные веселие и радость, чтобы в нескончаемом Его Царстве, по обетованию, как награда последовало воздаяние во всей полноте – блага, уготованные от сложения мира для любящих Его и творящих Его заповеди. Аминь, буди.
* Вонмем! Станем добре пред Создателем нашим и не помыслим неугодного Богу!» – с таким воззванием, как гласит церковное предание, обратился чиноначальник Небесных Сил святой Архистратиг Михаил к Ангельскому воинству, когда собрал всех Бесплотных, оставшихся непоколебимыми в верности Богу, перед решающим сражением и низвержением с Небес возгордившегося богоотступника-денницы с другими павшими духами.
** «Станем добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приносити» – эти слова произносит диакон на литургии верных после исповедания веры молящимися (Символа веры), призывая к благоговейному вниманию, чтобы достойно принести жертву Господу.
(которые чудесным образом посылаются каждому), о своих прегрешениях и страстях, тогда приходит злой демон и наполняет его своими собственными созерцаниями, погружая его в трясину плотских страстных грехов или ввергая в прегрешения гнева и ярости!
Ум, если он не обращается к спасительным мыслям (или необходимым заботам для поддержания жизни), будет захвачен созерцаниями греховными и станет либо плотским, либо звероподобным!
Стало быть, чада мои, будем внимательно следить за тем, о чем мы помышляем, чтобы не позволять своему уму соскальзывать к мыслям страстным и греховным, ибо это серьезнейший грех со всеми его худыми последствиями.
Следите за воображательной частью ума. Не позволяйте своему уму принимать представление лиц и греховных образов, соблазняющих вас к плотским грехам или ведущих к гневу и ярости! Но приложите всякое доброе старание о сохранении чистоты ума от таких мечтаний, чтобы ваш ум, уже свободный и чистый от них, имел возможность молиться постоянно и принимать созерцания Божии, а посредством их одухотворяться и восходить на небеса во освящение души.
2
Посему необходим страх Божий: Предзрех Господа предо мною выну да не подвижуся [Ср.: Пс. 15, 8], – сказал Давид. Нужно помнить о том, что Бог везде присутствует и все исполняет, что Бога мы вдыхаем, Бога вкушаем, в Бога облекаемся, Бога имеем в нашем сердце и уме.
Бог же ведает помыслы, воспоминания, слова, дела, намерения. Ничто не ускользнет от Непогрешимого Ока: не только в настоящем, но и в прошедшем, и в будущем; не только нынешние люди, но и от Адама до последнего человека при кончине мира. Не может человек соделать что-либо, чего бы не знал Бог, поскольку все происходит пред Его очами.
Когда человек размышляет обо всем этом, то чувствует суровое обличение совести за свои прегрешения и немощи. Его охватывает истинный страх Божий, и он старается изменить жизнь и сделать ее согласной с Божественными повелениями.
Поучаясь в этом, человек чувствует присутствие Божие, чего раньше он по неведению не замечал. Подлинный страх приводит его к очищению внутренности сосуда, по гласу Господню [См.: Мф. 23, 25–26], а не так, чтобы устами говорить одно, а в сердце иметь другое.
Поучаясь в этом, совесть просыпается, и даже в малом слышен ее обличительный голос.
Поучаясь в этом, человек утончает свою духовную жизнь, у него открываются духовные очи, и он ясно видит, что гнездится в нем, и приносит Богу теплую молитву: Господи, от тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади раба Твоего [Ср.: Пс. 18, 13].
3
Человеку, хранящему в своей душе постоянную память о Боге, демоны не могут с легкостью причинить зло. Искушать – да, а вот причинить вред – трудно. Он не позволяет демонам подставить ему подножку, ибо вооружен оружием постоянной памяти Божией.
У кого открыты очи души и кто видит Бога, тому врагам нелегко причинить вред.
Многие духовные люди не имели нужды во многом чтении святоотеческих книг, потому что они непрерывно поучались в Боге. То, что они видели, тут же давало им повод над чем-то поразмыслить, узнать что-то новое. Всё творение было для них университетом. Куда бы они ни обращали свой взор, всегда могли увидеть что-нибудь поучительное. Иногда они видели Промысл Божий, иногда – Его премудрость, иногда – Его суд, а иногда – Его научение. Очами души они видели невидимое. Поучение в этом наполняло их сердца духовным ведением.
Поскольку у нас, сегодняшних людей, закрыты очи души, то у нас нет возможности пребывать в духовном поучении. И чтобы из видимого нами извлечь знания о Боге, нам нужны священные книги.
Ум этих духовных людей был настолько силен, что мог во всей полноте и премудрости постигать значения и смыслы. Наш собственный ум настолько слаб, что может удержать лишь немногое. Отцы тогда были по большей части простыми людьми, однако они приобретали полное ведение, потому что Святый Дух помогал им постигать Писания.
Память Божия – сильнейшее оружие, мощнейшее укрепление против сатаны и разнообразного греха.
Когда ум не занят памятью Божией и Божественным поучением, в человеке господствуют нерадение, лень, неведение и впоследствии – злая похоть!
Когда увидишь, как ум стремится к миру, знай, что душа лишена Божественного утешения, почему и обращается к утешению мирскому.
Когда душа человека тепла по отношению к Богу, тогда имеет просвещение и умиление, и невозможно ей одновременно стремиться и к миру. Душа стремится к миру, когда не соединена неким особым образом с Богом.
Ум подобен некоему месту или пространству. Если его не займет Бог, то это сделает враг. Место это не может пребывать пустым, так, чтобы в нем не было ни Бога, ни, в конце концов, зла, греха, искушения и сатанинского действия.
Ум подобен работающей мельнице: что бросишь через воронку в жернова, которые внизу, то и выйдет в виде муки. Если бросишь пшеницу – выйдет пшеничная мука. Если бросишь колючки, то и получишь из колючек муку скверного качества.
Мельница работает всегда; и ум человека работает всегда, подобно мельнице. Хочешь, чтобы у тебя была хорошая продукция? Насыпай для помола хорошее сырье. Хочешь обрести умиление, слезы, радость, мир и тому подобное? Бросай в мельницу ума добрые мысли, например: о душе, о памяти смертной, о суде – и тогда получишь столь же духовный результат! Но если человек будет бросать в мельницу ума мысли греховные, то в итоге обязательно получит грех.
Будем всегда стараться иметь в своем уме спасительные мысли, полезные образы, чтобы не давать сатане возможности подбрасывать свои греховные мысли и мечтания!
Тут зависит от произволения человека, какое сырье он будет давать уму. И произволение это получит либо похвалу, либо осуждение.
4
Молитва приводит нас к созерцанию, и мы можем узреть неизреченные вещи. Созерцание приводит нас на суд, в рай, в муку, поставляет пред престолом Божиим, в небесном свете и так далее.
Может быть, начнешь петь, остановишься на одном месте и будешь размышлять над ним; может, станешь читать что-либо из Песни Песней, остановишься в каком-то месте – созерцание расширится и пойдет туда, куда поведет его Бог. Можно читать Евангелие о страданиях Христовых, остановиться на одном месте, на том, например, как Его взяли, на словах о мучениях, распятии, воскресении, и возделывать это с чувством, с умилением и самоукорением. Иногда мы углубляемся в размышления о суде Божием: если я, например, сейчас умру, то как предстану пред Богом? Как пройду мытарства? В другой раз созерцаем Богородицу, Ее славу, Ее девство или созерцаем святых и тому подобное.
5
Отверзшу Тебе руку, всяческая исполнятся благости; отвращшу же Тебе лице, возмятутся [Пс. 103, 28–29].
Наш всеблагий и богатодаровитый Бог сотворил два мира. Первый – духовный мир на небесах, чины бесчисленных Ангелов, бессчетные воинства служебных духов, множество обителей и различных селений. Потом Он сотворил этот чувственный мир и как венец высшей Божественной премудрости – человека, которому была дана заповедь царствовать и господствовать над всем.
Небесное пространство благость всеблагаго Бога наполнила святыми Ангелами, и от великого блаженства они в неумолкаемых славословиях поют и воспевают непрестанно, благодаря таким образом вечную благость и милосердие святого Бога, удостоившего их такой чести, славы и наслаждения! Но горе! Первый из Ангелов, прозванный Денницей, восстает и становится отступником от Бога. Он жаждет и стремится быть равным Богу. Взойду, – говорит, – на высоты облачные, буду подобен Всевышнему [Ис. 14, 14]. Как только он сосложился с этим хульным и гордым помыслом, праведный Бог тотчас отвратил от него Свой сладкий и желанный лик, и тут же со страшным грохотом низвергнулся он со своего высокого места и чина и связан был во мраке ада узами неразрешимыми, увлекши за собой и все свое воинство, последовавшее его премерзкому желанию! Вот что произошло на небе.
Теперь я, жалкий неуч, подхожу к тому, чтобы вкратце рассказать о значении для земного творения, в особенности же для человека, псаломских слов: отверзшу Тебе руку, всяческая исполнятся благости; отвращшу же Тебе лице, возмятутся.
Бог, с такой премудростью сотворив человека, дарует ему Свой образ и подобие, наделяет его разумом и свободой. На востоке Он сотворил чертоги прекрасного рая с бесчисленным множеством благоуханнейших цветов, растений и деревьев, различных по плоду и виду: И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи [Быт. 2, 9]. Затем Он обогатил его и птицами, разных видов и разного цвета, чтобы они летали и сладко пели.
Еще Бог поселил в рай сожителей Адама – лесных зверей и полевых животных и сотворил реку посреди рая, чтобы она протекала по раю и изобильно орошала его ручейками и источниками прозрачнейшей воды, укрепляла и питала корни деревьев. Он повелел, чтобы свежий ветерок и благовоннейшие дуновения овевали лицо маленького бога – человека.
Писание говорит нам в нескольких словах: И сотворил Бог всех зверей земных и всех птиц небесных. Река же вытекала из Едема, чтобы орошать рай [Ср.: Быт. 2, 19, 10]. На смену этому райскому и залитому солнцем дню не приходила ночь. И вот, благость святого Бога вселилась и покоилась в чертогах праотца. Но кто поистине может поведать о той благости и величии, которыми всесильная десница Божия одарила человека? Бог почтил его образом и подобием, соделал бессмертным, сподобил его Своей Божественной беседы, чтобы, радуясь сладкому общению с неисчерпаемым Источником блаженства, человек приходил в исступление от изобилия духовной сладости.
И в теле, и в душе его царствовало бесстрастие. Ничто не беспокоило его; он главенствовал надо всем. Простота и беззлобие составляли все его богатство.
Все подчинялось человеку, как своему маленькому богу и царю. Душа его была украшена девственной чистотой, отражавшейся в его совершенном теле, первозданном творении вседержительной руки Божией. Как в земном царе, так и в его обители и во всем творении царствовало Божественное попечение и благость. Все было окрашено в Божественный цвет, ибо и человек был хранителем Божественной заповеди.
Но горе и увы мне! Как и откуда начну я, окаянный, с рыданием свое повествование о разразившейся страшной буре Божественного отвращения? Какими словами и с какой скорбью оплакать мне окаянное падение и трагическое ниспадение из райской сладости человека, получившего столько почестей, но и столь неблагодарного? Кто поистине сможет когда-нибудь постигнуть всю глубину этой трагедии – отвращение лика Божия, изгнание Адама, страдание природы? Конечно, никто! И кто низойдет в бездну рыдания и неутешного плача злосчастного преступника Божественной заповеди, сидящего на месте изгнания и издалека взирающего на свой потерянный рай? Адам был повержен денницей, сознательно отдал свою волю и богоравность, подумать только! Адам преступил заповедь, и наказание Божие, подобно ужасной буре, разразилось над раем и превратило райское блаженство в жизнь, полную несчастья и слез. Возгордился несчастный царь земной. И вот, изгоняется из прекрасного и утешительного рая, из светлейших своих чертогов, изгоняется в горькую землю, полную терний и волчцев, чтобы трудиться до изнеможения и с потом вкушать хлеб страдания, отчаиваясь и стеная душой.
Отвращшу же Тебе лице, возмятутся. Все приходит в смятение, теряет свою гармонию и красоту, лишается своего порядка, забывает райскую радость и доходит до разрушения – все творение, но более всего человек.
Мерзость проклятого греха, первый раз явившись в раю, изгнала властелина райской сладости, потому что он сам, приблизившись ко греху, был увлечен им. И стал человек из бессмертного смертным, из бесстрастного – страстным! Тварные стихии, которые сначала были ему послушны и безвредны для него, тотчас потряслись и восстали, чтобы уничтожить его и разорвать, ибо и они из-за него были осуждены. И сама земля стенает под грузом беззаконий, творимых на ней, с нетерпением и надеждой ожидая откровения чад Божиих, чтобы освободиться от рабства и прославиться, как и божественный Павел пишет римлянам [См.: Рим. 8, 19–23].
Отвращает Бог Свое лице, и все изменяется. По первом падении тотчас следует второе – убийство Авеля Каином [См.: Быт. 4, 2–8], это нечестивое братоубийство, и царствует с тех пор грех. Отвращает Бог Свое лице по причине множества людского нечестия, и водная стихия затопляет вселенную и становится ужасной могилой человеческого рода, кроме благочестивого Ноя [См.: Быт. 6, 5–8]. Отвращает Бог Свой Божественный лик от человеческого распутства, и огонь пожигает землю Содома и Гоморры [См.: Быт. 13, 13; 18, 20–21; 19, 13, 24–25]. Отвращает Бог Свое лице и милость, и гордый фараон тонет со всем своим войском, и воды морские делаются для него вечной могилой [См.: Исх. 14].
Нравственное зло, грех, как преступление Божественного закона, постоянно становится причиной того, что Бог отвращает Свой лик от людей, а за этим неизбежно следует и природное зло, такое, как болезни, разнообразные скорби и, наконец, смерть.
Но когда дародатель Бог отверзает руку Своей благости, тогда сердце человека становится Царским дворцом! Роскошь Царского великолепия наполняет его. Дворцовые слуги служат Царю, сидящему на троне благодати в непостижимом сиянии удивительной красоты. А Царская охрана высокого престола и врат неусыпно охраняет Царя! Все это богатство и величие свидетельствуют о присутствии Царя и Его благосклонности. Но Кто этот Царь, кто Его слуги и Его стража? Царь! И Кто это как не Тот, Кто через Святое Крещение сотворил сердце человека Своим собственным домом, Царством Небесным! Как и Сам Он объявляет в Своем Евангелии: Царствие Божие внутрь вас есть [Лк. 17, 21].
Дворцовые слуги? Это божественные помыслы, служащие благодати Божией, чтобы Царский дворец украшался и сиял славой и благолепием Божиим! А Царская охрана – что это? Это помыслы божественной ревности, трезвение, внимание, которыми охраняется дворец и Царь! Благость и сладкое упокоение в Боге царствуют во всем сердце.
Но когда одни из Царской охраны вознерадят об охране, другие же предадутся обжорству и пьянству, третьи кинутся в разврат, а иные предадут Царя Его врагам, тогда сей благий Царь – благодать Святого Крещения – скрывается, уходит и уже не показывается более. Он отвращает Свое лице от рабов и дворца, потому что предательство оскорбило Его.
Тогда, именно тогда последнее для человека того становится хуже прежнего [См.: Мф. 12, 45; Лк. 11, 26; 2 Пет. 2, 20]. Тогда он уподобляется тому, кто нисходит в ров могильный, достоянием его будет несносное зловоние. Посему псалмопевец пламенно молится: не отврати лица Твоего от мене, и уподоблюся низходящим в ров [Пс. 142, 7].
О, какой красотой обладает юность, когда находится в славе своего расцвета! Такой красотой, что некоторые творения не отличаются от Ангелов Божиих. Но когда острый серп смерти настигнет и пожнет их, тогда люди погребут их вскоре, потому что есть прямая опасность заражения. Умерших сокрывают в холодных гробах, ибо в скором времени страшное зловоние придет на смену прекрасной, благоухающей юности!
Нечто подобное происходит и с душой человека. Когда человек чист от греха и следит за собой, тогда благодать Божия царствует в нем, и Божественная благость украшает его, и каждый радуется при взгляде на такого человека. Но, к сожалению, когда человек согрешит и не покается, тогда Бог отвращает Свой Божественный взор, и тотчас душу окутывает духовная тьма. И тогда она начинает творить злые дела, и нечистый демон все более и более оскверняет эту несчастную душу, низводит ее от греха ко греху и от страсти к страсти и так соделывает ее настолько зловонной, что и святые Ангелы, не терпя ее зловония, не могут помогать ей. И отступает Божественная благодать, а гниль греха начинает свое разрушительное дело. Душа тогда становится похожей на мертвеца, которого бросают в могилу. И если могилу эту в скором времени случайно откроют, то сам вид и зловоние червей и вообще все это отвратительное зрелище вызывают ужас.
Скажем, возлюбленные мои чада, вместе с Архангелом Божиим, желающим удержать других небесных Ангелов от возможных поползновений к темному пути непослушания и гордости денницы, скажем: «Станем добре»*. Воздвигнем нашу готовую подвигнуться душу, желанные мои чада. «Станем со страхом»**, ибо мрачная и отвратительная могила греха угрожающе отверзает свои уста, если мы не храним внимание каждую секунду.
Итак, если мы будем внимательны, если будем бдеть, если будем трезвиться, тогда, безусловно, отверстая рука Вседержителя наполнит наше сердце Божественной благостью и Сам Он посетит прибранную горницу нашей души, дабы с этой минуты она вкушала божественные веселие и радость, чтобы в нескончаемом Его Царстве, по обетованию, как награда последовало воздаяние во всей полноте – блага, уготованные от сложения мира для любящих Его и творящих Его заповеди. Аминь, буди.
По изданию: Архимандрит Ефрем Святогорец "Отеческие советы".
Издательство Саратовской епархии, 2016
* Вонмем! Станем добре пред Создателем нашим и не помыслим неугодного Богу!» – с таким воззванием, как гласит церковное предание, обратился чиноначальник Небесных Сил святой Архистратиг Михаил к Ангельскому воинству, когда собрал всех Бесплотных, оставшихся непоколебимыми в верности Богу, перед решающим сражением и низвержением с Небес возгордившегося богоотступника-денницы с другими павшими духами.
** «Станем добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приносити» – эти слова произносит диакон на литургии верных после исповедания веры молящимися (Символа веры), призывая к благоговейному вниманию, чтобы достойно принести жертву Господу.