24 февраля 2018

Афонские святые и старцы о посте и воздержании

Святитель Григорий Палама

«Кто воздержанием очистит свое тело, силой Божией любви сделает свою волю и свое желание опорой добродетелей, а ум в просветленной молитве отдаст Богу, тот получит и увидит в самом себе благодать, обещанную всем, кто чист сердцем.
Тогда он сможет сказать вместе с апостолом Павлом: “Бог, велевший из тьмы воссиять свету, воссиял в наших сердцах, чтобы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа”. “Это сокровище”, говорит апостол, “мы носим в скудельных сосудах” (2 Кор. 4, 6–7)».

Равноапостольный Косма Этолийский

«Да будет препрославлен Бог, даровавший нам три способа борьбы с диаволом: исповедь, пост и молитву».

«Когда срезаешь дерево, его ветви сразу засыхают, а если поливаешь его корень, – ветви наполнены силой. Так и вас, родителей, можно уподобить дереву: вы корень ваших детей, и когда вы «поливаете» себя постами, молитвами, милостыней и добрыми делами, Бог хранит и ваших чад. А если вы «засыхаете» от грехов, Бог умерщвляет и ваших детей, отправляя вас в ад вместе с ними. если яблоня даёт кислые яблоки, кто виноват: яблоня или яблоки? яблоня. Итак, поступайте правильно вы, родители, чтобы и ваши “яблоки” становились сладкими».

Преподобный Никодим Святогорец

«Некоторые, соблюдая положенные посты, не отказываются, однако ж, удовлетворять желание поесть вдоволь и сладко, чем вполне уничтожается достоинство поста.

«Согласно святому Григорию Синаиту, существует три степени удовлетворения голода: воздержание - когда после еды остается еще чувство голода, доволь - когда не испытываешь голода и не отягощаешься, и сытость - когда отягощаешься немного. Так что если ты не в состоянии соблюдать первые две степени, то хоть не объедайся, помня слова Господа: Горе вам, насыщеннии ныне, яко взалчете (Лк. 6, 25) и того богатого, который каждый день пировал. Бойся его участи, ведь ради довольства, воспринятого им в сей временной жизни, он лишился лона Авраамова и молил, чтобы ему прохладили гортань смоченным в воде пальцем. Святитель Василий Великий советует юным не только не насыщаться вдоволь, но и не есть досыта.

Итак, всегда, когда ешь или пьешь, вспоминай слова псалмопевца: Кая польза в крови моей, внегда сходити ми во истление? (Пс. 29, 10) - и часто повторяй это, чтобы избавиться от многоядения и многопития».

«Сохраняя гортань от многоядения, храни ее и от осуждения, срамословия и празднословия, помня, что за каждое праздное слово мы дадим ответ на Страшном Суде (см.: Мф. 12, 36), и да будут всегда слова твои растворены солью благодати, как заповедует апостол Павел (см.: Кол. 4, 6)».

Преподобный Силуан Афонский

«Слава Господу, что Он даёт разуметь пришествие благодати и учит нас познавать — за что она приходит и за что теряется. Кто все заповеди хранит, у того душа всегда будет чувствовать благодать хотя бы малую. Но она легко теряется за тщеславие, за один гордый помысл. Можно много поститься, много молиться и много добра делать, но если при этом будем тщеславиться, то будем подобны бубну, который гремит, а внутри пустой. Тщеславие опустошает душу, и много надо опыта, нужна долгая борьба, чтобы победить его. В монастыре я от опыта и от Писания узнал о вреде тщеславия, и теперь день и ночь прошу у Господа Христова смирения. Это большая и непрестанная наука».

Старец Паисий Святогорец

«Для здоровых юношей воздержание – самая крепкая узда против страстей, необходимая для того, чтобы господствовал дух и царил мир. Тогда в чистоте сердца они могут уже чисто смотреть на людей, как Ангелы смотрят на Ангелов. Те же, кто не воздерживаются и живут необузданно, даже на Ангелов смотрят плотски, как жители Содома, удалившиеся от Бога.

Естественным следствием этого является то, что любящие свою хорошо откормленную плоть и удобства жизни любят людей плотски и их духовно разрушает собственная плоть».

«Сегодня люди следуют мирской логике: “Не надо детишкам поститься, чтобы не заболели, всего у них должно быть в достатке, нужно оберегать их от трудностей”. Так и живут, бедолаги, требуя всё время котлет, но с этого им никакого толка».

«Когда человек радуется, что не ест ради любви Христовой, тогда он по-настоящему питается. Если он ради любви Христовой предпочитает невкусное вкусному, тогда через невкусное наслаждается Христом».

– Геронда, на что нам обратить особое внимание в Великий пост?

– На благородство, на духовное благородство.

– Разве Великий пост – это не время преимущественно покаяния?

– Благородство, благородство, чтобы соединиться со Христом, – без этого преуспеяние невозможно. Если бы вы знали, что даёт благородство, вы бы гонялись за ним день и ночь, забыли бы и про сон. Если человек внимательно рассмотрит духовное благородство, то найдёт сокрытое в нём величие Божие!

– Что именно есть благородство?

– Благородство духовное – это духовное превосходство, жертвенность. Благородная душа требует только с себя, но не с других. Жертвует собой ради других, не ища воздаяния. Забывает о том, что даёт, но помнит любую мелочь, которую получает. Обладает любочестием, смирением, простотой, бескорыстием, честностью… всем обладает. Обладает и величайшей радостью и духовным взыгранием, ликованием.

Духовное благородство несёт Благодать Божию, оно есть, как бы это сказать, свойство Божественное. Где есть благородство, там тишина, незаметность, поэтому там упокоевается Христос и живёт благословение Христово.

Старец Ефрем Филофейский

«В период Поста нужно воздерживаться не только от пищи, но, главное, от злых похотей. Всякий христианин, желающий достигнуть спасения, должен собрать свои мысли и употребить решимость к тому, чтобы жить проще, скромнее, направить усердие не к внешнему, а к внутреннему украшению. Внешний сосуд разрушается, распадается, становится добычей червей, подвергается тлению. А красота души не только не подвержена тлению, но наоборот, благоукрашаемая Духом Божиим она облагораживается всё больше и больше».

«Чертог открыт, Христос нас ждёт; не нужно медлить. Мы уже вступили на поприще поста и очищения, баня покаяния нас ждёт. Воспользуемся же с пользой для себя этим временем, когда всё располагает к покаянию, а все богослужебные тексты исполнены умиления и сокрушения, надо только вдумываться в их смысл. Будем преклонять свои колена, вознося днём и ночью молитвы и прося у Бога духа сокрушения и слёз.

А когда Бог коснётся очей наших, возблагодарим Его, смиримся и откроем перед Ним нашу немощь: что только благодаря исключительно Его милосердию мы можем покаяться, а не потому, что сами способны к покаянию. И то, что мы верим в Бога, и то, что осознаём собственную греховность, — всё это дар Благодати Божией, Его милосердие. Если Благодать не осенит человека, он никогда не изменится.

То, что мы размышляем об обращении, то, что каемся, изменяемся, — всё это Благодать Божия…

Будем же каяться всё время, которое нам осталось. Бог настолько благ, у Небесного Отца такое необъятное Сердце, что всем в Нём находится место; главное, чтобы мы приступили к Нему в покаянии и исповедании, особенно теперь.

Будем ходить на литургии Преждеосвященных Даров, потому что они исполнены сокрушения и благодати…

Понудим же себя, чтобы оказаться бдящими и трезвящимися; будем бороться с нерадением и расслабленностью, потому что они мешают человеку воспринять блага Божии.

Приходит бес и приносит нам усталость и слабость, а потом нашёптывает: «Не делай поклоны, не вставай на молитву, ты устал, поспи ещё, ведь у тебя работа и ещё столько дел». Не станем его слушать, будем спешить, потому что не знаем, что произойдёт в следующее мгновение».

Литература:

Святитель Григорий Палама «В защиту священно-безмолвствующих».
Ефрем Филофейский «Искусство Спасения». Москва, 2012.
Преподобный Косма Этолийский «Слова». Москва, 2009.
Преподобный Никодим Святогорец «Невидимая брань».
Преподобный Никодим Святогорец «О хранении чувств». Москва, 2000.
Старец Паисий Святогорец «Письма». Москва, 2010.
Старец Паисий Святогорец «Слова». Том V. «Страсти и добродетели».
Старец Силуан Афонский. М., 1996.