26 февраля 2018

Преподобный Иустин (Попович). Мысли о Христе и Церкви Христовой*

Христос - посредник между Богом и людьми, и между человеком и людьми. Между тобой и какой бы то ни было тварью Христос - посредник, переход, путь, способ, средство. Не входи словом в ухо какого-либо человека, если слово твое не опосредствовано Христом; взгляд твой да не падет ни на какую тварь, не пройдя через Христа. Тяжело миру от посредничества дьявола. Дьявол - посредник между адом и людьми... 

Прости меня, Боже, но я больше всего люблю Бога, Который плачет. Не потому ли я больше всего люблю Христа? (26 авг. 1916).

В Богочеловеке и пространство, и время находят свою вечность и обожение, и осмысление, и причащение Слову. Ибо и их Господь спасает от греха и дьявола.

Все - все остальные религии - предписывали быть над человеком, чтобы избежать грехов человеческих; быть над миром, без мира, без земли, чтобы не оскверниться и не сотворить зла. Только Христос требует быть в мире зла, но без зла; среди злых людей, но без зла; в грязи, но не оскверниться. Быть в злом мире, но не быть злом, - вот сила, которую дает Христос. И потому Христос - вноситель борьбы, меча, отделяющего и отсекающего зло от мира. (4 января 1915 г. Владичин хан).

Любовь - новое во Христе, единственно новое. Любовью Христос - новый Бог. "Кто во Христе, тот новая тварь". Кто любви не имеет, тот еще в Ветхом Завете. Знак Христов - это любовь. (21 августа 1916 г. Лондон).

"Ибо все обетования Божии, в Нем "да" и в Нем "аминь", - в славу Божию через нас" (2 Кор. 1:20). В Нем - да; в Нем - Христе Богочеловеке - все обетования Божии, - в Нем, а не в человеке, не в культуре, не в цивилизации. Его да - остальное все прилагается; всякая боль - исполнена обетованием. В Нем - все.

10 мая 1917. Полночь (Оксфорд). Крайности все более размыкаются, бежит берег от берега, оком человек их отодвигает; зло огромно, добро огромно, человек в бездне между ними; не настолько он широк ни духом, чтобы их охватить, ни телом, чтобы их привлечь, - и отчаяние растет, и крайности разрастаются, и человек в великом вопле умаляется, умаляется, умаляется; о - ничто, о, облеченное в свет отчаяние, о, зрячая болезнь, о, глубокая смерть, немощь, ничтожество, собрат червю. Господи, помилуй мя... и Бог придвигает берег к берегу, Добро воплощается, неся на Себе человеческое зло; только Бог, только Христос, только Он соединяет разъединенное...

Где Христос (в Европе): Где родится Христос? В железной ли колыбели, в которой родилось немецкое детище - европейская война? Христианство здесь, христианство там; в пустыне и в городе; в пушках и убийствах, - но Христа моего нет. "Унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его" (Ин.20:2,13). Многие пришли одетые в одежды Христовы, но неся волка в себе. Многие пришли ко мне под именем Христовым, говоря: "Я - Христос", и я познал их, что любви Христовой не имеют в себе... (8. VIII. 1916. - Millis Hotel, Лондон).

Переход из Ветхого в Новый Завет: принять все как свет, не отрывать сердце от ока Христова: страх и покаяние; не искушением, но бесконечным сознанием ничтожества нашего и мессианством ремня от обуви Христовой. Ремень Христов: Мессия больше Иоанна. Иоанн: переход из Ветхого в Новый Завет. Коленопреклоненно, окаивая себя, обожаясь, не меряя самого себя. Ко Христу подходи, не ища знамения, а будучи жаждущим, алчущим и нищим.

"Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет" (Мк.16:16). Вера - Крест; уверовать - распять себя всего: и тело, и душу, и ум, и волю: креститься "во имя отца и Сына и святого Духа" (Мф.28:19): соединиться со Святой Троицей, выйти из своего естества и войти в Божие; распять себя во имя Христа (ср.: Рим.6:3)... Атмосфера и граница веры: Святая Троица: весь смысл и цель Христова - возвести людей верой в догматическо-этическую Троичность: Мк.16:16; Мф.28:19-20. (Афины, 1920).

Ипостасное соединение человеческого естества с Божественным в Образе Иисуса Христа: уверяет в том, что естество человеческое приходит к своей определенной ипостасности только в Богочеловеке, в том, что это - последняя, заключительная стадия человеческой природы. С вознесенным Христом - вознесение человека: вечное присутствие в Святой Троице: единение со Святой Троицей и причащение Ей, и осмысление человеческого: последнее оправдание человека в ипостасном единстве с Богочеловеком. Отсюда вся жизненность наша живет на небесах, где Христос сидит одесную Отца: здесь центр нашей личности, здесь центр познавательный, нравственный и общественный; здесь обоженность человека, его истинное - безгрешное естество; только здесь человек человечен, естественен, ибо здесь он богообразен, христообразен, здесь он - по образу Святой Троицы; только здесь возможна вечная истина - ипостасное единство Бога и человека; истина - Образ Христов, воскресший, вознесенный - всегда, вечно Один и Тот же; всегда вечная истина Божиего и человеческого, единящая Бога с человеком, ибо Бог отрешил грех, соделав человека средоточием и истиной (критерием) всего. Богочеловечность - основание и объем, и рост истинного познания; Образ Богочеловека - неизменная истина: Богу Божие, человеку человеческое. Весь смысл человека: совоплотиться Христу и через Него соединиться со Святой Троицей, стать по Ее образу. Через все сияет и над всем царствует Образ Богочеловека, которому "дадеся всяка власть на небе и на земле" (Мф.28:18; Рим.1:4). (Афины, 1920 г. - Белград, 1935 г.).

"Кто не собирает со Мною, тот расточает" (Мф.12:30).Собирание себя, своей личности - Христом, т.е. слияние со Христом в единую плоть, в единый образ, в единую сущность, вхождение в Его Я - в Меня: "со Мной" человек может прийти в самого себя, обрести себя, собрать себя, рассыпанного вне и без Христа. Кто не становится членом Тела Христова - церкви, - тот находится вне, расточает себя, не имеет совокупности совершенства - любви; ибо лишь новозаветность сплачивает кровью, соединяет разъединенное ветхой жизнью - человеком до, если не против Христа. Вне Христа человек "разделился" (Мф.12:25-26); он - всегда царство, разделенное "само с собою". Дух Святой - собиратель личности: отсюда в стихе 31 (Мф.12:31) единственным путем собирания самого себя, вообразования является - не творить греха и хулы на Святого Духа, не отделять себя от Него. (1918-1921. Оксфорд-Афины).

Всякое добро - это всецелое добро, ибо несет в себе ростки всех добродетелей. По святому Григорию Нисскому, "Бог есть совершенное добро". А святой Максим Исповедник благовествует: "Существо всех добродетелей есть Сам Господь наш Иисус Христос".

Мистицизм. Православие не знает мистицизма. Оно знает Богочеловеческую действительность, Богочеловеческое переживание, опыт, жизнь. Никакой мистицизм вне Богочеловеческой действительности не несет в себе ценности. Единственный посредник между Богом и людьми - Богочеловек Христос. Все другие - самозванцы, лжехристы, лжепророки, лжеучителя. Нет никакого внеблагодатного мистицизма. В Православии все благодатно: добродетельная действительность, подвиг, переживание. Все в категории Богочеловечности.

Апостольское предание. Что это такое? - Сам Господь Иисус Христос, Богочеловек. "Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается" (Лк.10:16). А после их - святых апостолов - это их святые преемники - епископы, законные преемники, "апостольские мужи" (святой Игнатий Богоносец, святой Ириней, святой Киприан). Святой Игнатий в послании к смирнянам пишет: "Где епископ, там пусть будет и все множество верных, подобно тому, как где Иисус Христос, тамо и Кафолическая, Соборная Церковь". "Пребудьте во Мне, и Я в вас... Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего" (Ин.15:4-5). - "Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино... Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино" (Ин.17:20-21,23). Апостольское преемство непрестанно передает Самого Богочеловека Господа Иисуса Христа, по истинности слов самой Истины: "И се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь" (Мф.28:20). Это вечная, временно-вечная Истина: "Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же" (Евр.13:8).


Апостольское предание. Бог в теле - Богочеловек Иисус Христос: это вам свидетельствуем, в это веруем, это передаем: "что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни"... (1Ин.1:1). Этого Бога в теле являем, и в Нем Жизнь вечная: Он - Тело церкви и Глава.

Добродетель: вольноблагодатное расположение души. - Но Христос - это все и вся: ни добродетели, никто и ничто, ни одно существо и ни одна добродетель не имеют ни ценности, ни смысла без Христа.

Всем гонителям Господа Иисуса Христа: когда мы падаем - побеждаем. Надежная победа - смерть за Христа. Смерть за воскресшего Христа. Святой Иустин Философ и мученик: "Вы нас можете убить, но не можете нам повредить".

Святой Максим Исповедник: "Христос - сущность каждой добродетели".

Дьявол постоянно стремится к тому, чтобы показать грех необходимостью, естественным, чтобы оправдать самого себя. Грех - логика сатаны (св. Макарий Египетский); грех имеет свою логику, свою философию, свою апологетику, чтобы оправдать себя, чтобы показать себя необходимым, естественным. Это дьявол постоянно и делает. А Христос - это единственное истинное Слово мира, Божия Логика мира. Христос - логика добра, Божия логика добра. Богоподобие составляет сущность мира.

Кто бы ни встретился с Господом Иисусом Христом искренне, все в нем от этого изменяется. Вспомните, с Ним встретился крестьянин, рыбарь, и от этой встречи что вышло? Вышел апостол Петр. Встретился с Ним Савл, ученейший муж своего времени, встретил Бога во Христе и стал славнейшим среди людей. Значит, кто даровал ему те силы, если не Господь Иисус Христос? Встретились с Господом Закхей и Вартимей-слепец, и грешный мытарь, - и вся их душа, душа каждого из них преобразилась. А одержимая демонами Магдалина со своими семью бесами - при встрече с Господом становится мироносицей. И разбойник на кресте встретился с Богом и вошел сразу в рай. Встретился с Господом святой Иустин Философ и стал Христовым мучеником, и св. Василий Великий, и владыка Николай, и Растко - Савва. Таким образом, встреча с Господом Иисусом Христом всегда была самым важным событием для каждого человека, от которого зависело, пойдет ли он за Господом Иисусом Христом или же против Него.

Личность - это все. Весь Ветхий Завет опирается на личность, на Илию Пророка, на Моисея, на Давида. Личность - носитель всего в мире, в истории; идеи суть ничто, личность - это то, что носит идеи. Христос - Личность; Христос - Истина, Жизнь; Личность Христова - это все.


Богочеловек - все и вся - в церкви. Ибо Он - Глава церкви: Он ипостасью Своей содержит в органическом единстве человеческую природу и, будучи Телом церкви, имеет нас, людей, в вечной ипостаси Своей.


Евангелие - это снисхождение выше естественного в естественное, Божиего в человеческое. Евангелие все, как кристалл, и самая малая часть его блистает, и сияет, и источает свет, как и самая большая. Через все и во всем преломляется Вечная Истина Божия, Вечная Правда, Вечная Любовь, Вечная Жизнь. Во всем и через все - Бог Слово: и в бесконечно малом, и в бесконечно великом.

Евангелие непрестанно пишется. Каждая тварь, как логосное творение, непрестанно пишет Евангелие Слова - Господа Иисуса Христа. Его пишет каждый цветок, каждая травинка, каждый мотылек, каждая птичка, а тем более человек - Богообразное, Христообразное существо. Эту истину открывает в своем Евангелии святой Иоанн Богослов, благовествуя: "Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь" (Ин. 21:25).

Церковь Христова. Христианство. Православие

"Глас Ти приносим разбойничь, и молимся: Помяни нас, Спасе, во Царствии Твоем" (Осмогласник, Блаженна, гл. 2). Нам свойственно переживать покаяние разбойника, ибо мы одно тело. Каждый есть во всех, и все суть в каждом. Нет большей тайны, чем "Тело Христово" - церковь, Богочеловек.
Святое Православие и поныне неустанно пишет Св. Евангелие Спасителя и будет писать его вплоть до Страшного Суда. (14. III. 1964).

Христианство - новая гносеология, ибо новый дух, новая душа, новое сердце - новая психология. "Не вливают вина молодого в мехи ветхие" (Мф.9:17). Дух Христианства не вмещается ни посредством какой бы то ни было категории в тленные сосуды ограниченного сознания и ума.

Где Христос (в Европе): Где родится Христос? В железной ли колыбели, в которой родилось немецкое детище - европейская война? Христианство здесь, христианство там; в пустыне и в городе; в пушках и убийствах, - но Христа моего нет. "Унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его" (Ин.20:2,13). Многие пришли одетые в одежды Христовы, но неся волка в себе. Многие пришли ко мне под именем Христовым, говоря: "Я - Христос", и я познал их, что любви Христовой не имеют в себе... (8. VIII. 1916. - Millis Hotel, Лондон).

"Христианство - это подражание Божественному естеству" (святой Григорий Нисский).

1 Кор. 12:4-6: Различные служения - один Господь - слуга всех - содержание всех служений и служащих. Сойди на дно своего христианского служения, обрящешь Его - слугу всех слуг; Он - огонь служебности, мощь - динамика. В самой малой службе Господь такой же, как и в самой великой. Служения и дары взаимно следуют друг за другом: как Сын и Дух Святой. Различные действия из различных служений и даров: Бог делает все во всем - в твоем весьма тяжелом христианском служении действует Бог - и ты не ослабнешь; если ослаб, значит, помыслил, как будто ты сам делаешь, исключил Бога из действия. Дух, Господь, Бог - дары, служения, действия. Преподается человеку дар, чтобы служил он им службу Господню. Печать троичности - знак христианства. (24. II. 1920. Афины).

Церковь, тварь и время. Бог Слово стал человеком, воплотился, чтобы стать Церковью, ибо она - Тело Его, а Он - ее Глава. Цель боговоплощения - Церковь, Тело Христово, Тело Богочеловека. "И слово стало плотью" (Ин.1:14) - слово стало Церковью, став человеком, став Богочеловеком. Время имеет нечто вечное в себе, ибо, если не так, то как бы человек мог приобрести вечную жизнь и то, что вечно. И еще: как бы в мире времени и пространства мог жить Богочеловек, вечный Бог Слово во плоти, и это - в пространстве и времени? И в атоме времени есть нечто вечное, как в электроне. Нам некуда деваться - со всех сторон мы окружены вечностью. А Церковь - это единство, Богочеловеческое единство времени и вечности: они здесь соединены нерасторжимо, нераздельно, неизменно, неразлучно. "Времени не будет" (Откр.10:6), оно перельется в вечность: вечная жизнь и для праведников, и для грешников - "вечное блаженство" и "вечное мучение". Настоящее подобно мельнице, на которой перемалывается будущее и становится прошлым. А кто знает конец будущего, имеет ли оно край? Это же значит: ни у прошлого нет конца, ни у настоящего. Отсюда в церкви все - настоящее: все прошлое выливается в настоящее, и все будущее в нем соединяется с прошлым. Что такое Христианство, Церковь? Во времени созданная вечность, вечное. Кем? - Богочеловеком. Здесь Бог все человеком соединяет с Собой, ипостасным Богом Словом. Человеческое в Богочеловеке все становится вечным и бессмертным.

Церковь. Единственная история Церкви Православной - это Деяния апостольские. Они непрестанно записываются в ней и ею. Все здесь - небо-земное, богочеловеческое, богочеловечное. Здесь только одна действительность - богочеловеческая. Один зодчий и строитель Церкви - Дух Святой, излившийся во Св. Пятидесятницу. Здесь все временное - вечно. Каждый христианин - это всегда только одно - повторенный Господь Иисус Христос, всегда - в бесчисленности богочеловеческих бесконечностей.

"Церковность: мир разума, сердца; это - новая жизнь, над-разумная". - Свящ. П. Флоренский "Столп и утверждение Истины".

Еф. 4:11-16: Соборность жизни в церкви: соборное объединение всех и всего: дело служения - созидание Тела - церкви. Соборным усилием "всех святых" входят: 1) в единство веры, 2) в познание Сына Божиего, 3) в мужа совершенного, 4) в меру полного возраста Христова, 5) во главу - ум церкви; через отделение выходят из единства веры и познания и входят в ересь, в раскол, непознание и незнание. Соборность церкви и личность - личность расцветает в соборности. Соборное единство веры и познания - единственное средство от того, "дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения" (Еф.4:14).

Апок. 1:1-4: Вхождение в Апокалипсис - вратами Христова откровения: Альфа и Омега Апокалипсиса - Христос. Апокалипсис возвещен лишь церквам; Евангелие - всей твари. Церковь - единственное око, которым человечество смотрит и видит последнее откровение; единственное ухо, слышащее слова Христовы. С высоты ниспосылается мир церквам, вышний мир: О вышнем мире...; мир и благодать - благовестие; через церковь, как через уста, входит в сердце святая благодать и мир. С точки зрения Апокалипсиса, церквам постоянно недостает благодати и мира, много жаждущих благодати и мира, много жаждущих Христа и ищущих мира. Мир Апокалипсиса - чудесное начало для вулканических извержений и потрясений в недрах Апокалипсиса. Мир церквам от Того, "Который есть и был и грядет"; непрестанная мироточивость, ибо она необходима для церкви, против которой постоянно ратуют богоборцы и церквоненавистники; мир и благодать, чтобы благодать она ниспослала на головы ратующих против нее.

Литургическое церквопознание: "Только тот понимает Церковь, кто понимает литургию". - А.С. Хомяков ( "Церковь одна").

Деян. 2:44-46. Вера - общежитие свято; вера обобществляет, слияет в единую сущность ощущение святости; кровью Христовой соединены - одно тело; кровный завет - общежитие - все члены одного тела. "И имели все общее - по единой вере. Единая вера - едина сущность - единое имение, все общее; святое общежитие, где краеугольный камень - Христос, атмосфера - смиренномудренная любовь... Церковность, воцерковленность - идеал общественный. (Ср.: Деян.4:32) (Афины, 1919).

1 Тим. 3:15-16. Церковь - столп и утверждение всей Истины, которую Бог насадил во всей твари и во всех людях. "Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе": оправдание твари в Духе Святом, Духом Святым, в церкви, в Доме Божием: столп всякой твари и утверждение, основание твари оправдывается в Духе. Оправдание мира, всего сотворенного, каждого творения - в церкви - Духом Святым... (Оксфорд, 1918).

Церковь. "Все собравши пастырское искусство" - отцы святых Вселенских соборов приняли соборные решения. Так поется в стихире на Хвалитех в Неделю Святых Отцов шести Вселенских соборов. На живом, святом и священном опыте зиждется все церковное сознание и опыт. Иерархи - носители сего, как и все остальные, все тело церкви. Все подобны органам этого тела: или органы чувств, или клеточки; по апостолу Павлу, церковь - Тело Христово (1Кор.12:12). Все необходимы каждому, и каждый всем, пример сему - члены тела. (Во время последней войны).

Церковь: Священное Писание и Священное Предание. Священное Писание и Священное Предание суть едино, подобно двум легким в теле, едино в Богочеловеке Христе, и едино в Его Теле, церкви, и Им, через святых апостолов и святых отцов. Кто Его имеет и хранит, тот православный. А кто это? - Единая Святая Православная Церковь.

Церковь - воцерковление: возрастание во образ Святой Троицы. Все, что есть Церковь, от индивидуально малого до космически грандиозного, находится и есть, и существует, и живет во Святой Троице: от Отца через Сына в Духе Святом, ибо: церковь и есть Церковь Святой Троицей и во Святой Троице (1Сол.1:1).

Спасение - переживание, непрестанное переживание Богочеловека во всех Его свойствах; непрестанная жизнь Им в Его Теле - Церкви.

Истина церкви - это не доктрина, не учение, не силлогический вывод, не логический прием, а твоя Личность, Богочеловек Иисус Христос, всегда присутствующий, всегда являющийся Телом и Главою церкви...

Экклезиология - это соборная, кафолическая Христология; это причащение Христу, вохристовление... Экклезиология - это примененная Христология и в ней вся сотериология. Опытная Христология - это Экклезиология.

Не только учение о Духе Святом, но и учение о Святой Троице обусловлено учением о Христе. И все учение о церкви. Бог Слово и есть Слово, сказующее нам, как Богочеловек, самым истинным и самым совершенным образом все необходимые нам таинства и постоянно их преподающее через Богочеловеческое Тело церкви.

Как Богочеловеческое Тело Православная Церковь, освящая национальность, сама - наднациональна.

Почему церковь - апостольско-святоотеческая? Почему святоотеческая? Потому что святые отцы полностью отождествили себя со св. апостолами. А св. апостолы? - Христоносцы. Ничего не знают и не имеют, кроме Господа распятого и воскресшего. Он весь в них, весь с ними: "И се, Я с вами во все дни до скончания века" (Мф.28:20), "Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же" (Евр.13:8).Церковь через апостолов - продолжение воскресшего Господа Иисуса Христа: Тело Христово, а апостолы - первые в этом Теле и они - воскресшее Тело церкви, и отцы с ними и через них: прежде всего, апостольские ученики. Одно Тело - одна Глава, а это значит: одна жизнь, одно бессмертие, одна вечность. "Храни преданное тебе" (1Тим.6:20), поэтому Предание - все и вся и Оно есть всецелое Откровение.

Кафоличность - Соборность. Антропология Богочеловеческой церкви: церковь одна только знает, что необходимо человеку на земле и на небе, ибо она - Христос, Который знает, что в человеке, из чего человек и для чего человек (Ин.2:25). Ибо только Богочеловек - Творец человека как Бог Слово знает, что есть человек, из чего и для чего он. А такого человека знает и церковь, знает Христом и спасает от греха, который повсюду тот же, в каждом тот же; спасает его от смерти, которая везде одна и та же; и от дьявола, - спасает святостью от греха, воскресением - от смерти, Богом - от дьявола.

Церковь. Единственная история Церкви Православной - это Деяния апостольские. Они непрестанно записываются в ней и ею. Все здесь - небо-земное, богочеловеческое, богочеловечное. Здесь только одна действительность - богочеловеческая. Один зодчий и строитель Церкви - Дух Святой, излившийся во Св. Пятидесятницу. Здесь все временное - вечно. Каждый христианин - это всегда только одно - повторенный Господь Иисус Христос, всегда - в бесчисленности богочеловеческих бесконечностей.

Мы полностью знаем о правовом положении Церкви в нашем государстве, но мы так же осознаем апостольское положение церкви в мире. Если правовое положение церкви закрывает двери ее апостольству, то неужели допустимо сущностью церкви - ее апостольством - пожертвовать ради ее правового положения? (Март 1922 г.)

В Богочеловеке и Его деле, и Его Теле - церкви: Бог всегда на первом месте, а человек - на втором; всегда все решается Богом, а не человеком. В этом сущность и всеобщее мерило Вселенской Церкви. Поэтому к каждому вопросу должно приступать "со страхом Божиим, верою и любовью". Церковь - это Богочеловеческий организм и только после этого организация. Она - Тело Богочеловека, поэтому на все должно, прежде всего, смотреть, все видеть и все измерить Богом, а затем человеком и, наконец, человеком в Богочеловеке. Но никогда только человеком, никогда "по человеку". Значит, всегда, всегда и всегда "должно повиноваться больше Богу, нежели человекам" (Деян. 5:29). Когда это ставится под вопрос, тогда и первоверховному апостолу Петру должно противостоять (Гал. 2:11). Здесь вечно и неизменно апостольское начало созидания и жизни Церкви: "Угодно Духу святому и нам" (Деян. 15:28), - сначала Дух Святой, а затем мы; мы после Духа Святого, и в Духе Святом, и со Духом Святым.


Мы спасаемся только через все святые таинства и все святые добродетели; спасаемся только со всеми святыми. Каждый святой прославился той или иной святой добродетелью, через которую шел ко спасению, но спасался всегда со всеми святыми. Ибо он не мог быть милостивым, если не был человеколюбивым, не мог соблюсти это деятельное милостивое расположение, если не молился Богу. Человек спасается соборно в церкви, с Господом Иисусом Христом, как питающей лозой, с Пресвятой Богородицей, со всеми небесными Ангелами, Архангелами, со всеми святыми. Это и есть Церковь - здесь все совместно со всеми, все соборно... 

Православие не доказывается, а являет себя: "прииди и виждь" (Ин. 1:46) - в этом вся апология - "прииди и виждь": сначала - Христа Богочеловека, затем и всех Святителей, мучеников...


Экуменизм

Слово "экуменизм" происходит от среднелатинского oecumenicus - "вселенский", которое в свою очередь от греч. "обитаемая земля". Отсюда видно, какое смешение понятий произошло в т.н. "экуменистическом движении", где гипертрофированно, чрезмерно раздуто понятие "вселенский", т.е. вселенская церковь понимается как совокупность различных вероисповеданий, из которых каждое обладает лишь частицей истины, и, т.о. "всецелой истиной" обладает лишь экуменистический коллектив (последнее слово наиболее уместно, ибо оно точнее других передает сущностный характер современного "единения вер"). Экуменисты часто ссылаются на (Исх.20:2-3), утверждая совершенно безосновательно, что все религии исповедуют Единого Бога, как творца Вселенной. Однако забывают о Ин.8:41-44; 10:30; 12:26. 44:49 и проч. И сбывается над ними пророчество "Первого и Последнего, Сына Божия": "Говорят о себе, что они иудеи, но не суть таковы, а лгут", - они суть "сборище сатанинское" (Откр.3:9). Вывод: вселенскость возможна только во Христе - Православной Церкви, Христом, через Христа - через покаяние перед Церковью.

Современный экуменизм: все зиждется на предположении, на гуманическом предположении того, что церковь не одна, но многие. Как будто бы церковь разделилась. Но она не может разделиться, от нее можно только отпадать и падать. Ибо Церковь - это Богочеловеческий организм, Богочеловеческое Тело, Богочеловеческая Личность, и потому она всегда одна, на небе и на земле одна. В этом ее вселенскость, экуменизм. Современный экуменизм: "лжехристы", "лжемессии", "лжепророки". Здесь - разноверие, полуверие, маловерие, почти безверие. Проблематика современного экуменизма чисто мирская, политиканская, поистине коммунистическо-папистская, все сведено к "социальным" ценностям, т.е. к земным, к преходящим. Здесь нет Богочеловеческого центра, не ставятся евангельские вопросы, не ищется "прежде" Царствие Божие и правда Его, а ищется царство мира сего и все, что от него и его. Проблема соединения не может решиться никаким "диалогом", а только покаянием перед Богочеловеком, Который есть Церковь. "Вспомни, откуда ты ниспал, и покайся..." (Откр.2:5). Без Богочеловека так называемые "церкви" не суть иное что, как "сборище сатанинское (Откр.2:9). Из ереси выход - "покайся" (Откр.2:16). Это относится к любой ереси. Для всех "232" ересей. - Ср.: Откр.3:3: "Вспомни, что ты принял (Святое Предание Истины) и слышал, и храни и покайся"... - Через экуменизм чисто мирская, интернациональная, атеистическо-коммунистическая проблематика вошла в церковь и овладела ей... Сегодня - истинная Церковь не может обрести свое выражение... (Где ее настоящие свидетели - мученики, и ее истинные богословы?) Отсюда назойливость поверхностных, прогуманистических, пропапистских, проеретических, протестанствующих богословов...

В экуменизме все слабости, блуждания, ошибки происходят от злоупотребления Духом Святым. Здесь необходимо провести самые решительные разграничения, нужна святоотеческая прозорливость: Дух Святой преподается только церкви Богочеловеческой - вере в Богочеловека. Доказательство сему - Св. Пятидесятница. Он не преподается вне церкви, вне Богочеловека. Все уклонения от этого - это гуманистические заблуждения. Таково апостольское предание и апостольское наследие. Другими словами, все западные "церкви", ереси, оправдывают себя тем, что все приписывают Святому Духу. Шествуют они "по человеку": вместо пути Спасителя - пути внутреннего возрождения человека - идут гуманистическими, европейскими путями, стремясь обществом преображать личность. Путь же Спасителя - это Богом спасать человека, а не обществом.

* «Подвижнические и богословские главы» прп. Иустина (Поповича) — это собрание его афоризмов, заметок, размышлений на духовные темы.