24 февраля 2018

Как научиться детскому смирению

Афонский старец схимонах Виссарион (Кикодзе)

Отец Виссарион родился в 1907 году в Гурийском княжестве Грузинского царства. При святом крещении ему было дано имя Василий. Родители его — протоиерей Максим и жена его Анна — принадлежали к дворянской фамилии Кикодзе. Отец состоял при дворе владетельного князя Гурии Мамия Гуриели, скончавшегося в 1810 году, вскоре после того, как тот добровольно перешел со всем своим княжеством в подданство России.

В тогдашнее время образование молодых людей, как светских, так и духовного сословия, начиналось дома под руководством родителей и старших в семействе, а заканчивалось в стенах монастыря. Учебниками служили церковно-богослужебные книги и святоотеческие сочинения, находящиеся при церквях, большинство из которых были рукописные. Такое же образование получил и Василий: сначала дома под руководством родителей, а потом в монастыре Намарневи, который находился в Лечхумском уезде Кутаисской губернии, где жил его дед с отцовской стороны — бывший иерей Герасим, а теперь схимонах Герасим.

После кончины своего деда Василий немедленно оставил своих родных и удалился на Святую Гору Афон. В 1835 году 28-летний Василий высадился на афонский берег. Его намерением было в первую очередь повидаться с известным грузинским подвижником того времени отцом Венедиктом (Киотишвили), который жил в Иверском монастыре. Старец обрадовался его приезду, ласково встретил и сказал: «Давно я желал иметь ученика и жить отдельно на келлии, но грузина не находил».

Итак, отец Венедикт, приняв к себе в ученики Василия, испросил себе у старцев Иверского монастыря благословение перейти на безмолвие на келлию святого пророка Илии, находящуюся на высоком холме, против самого монастыря, и переселился туда вскоре по прибытии Василия. После этого отец Венедикт постриг Василия в великий ангельский образ, т. е. в схиму, назвав его Виссарионом.

Около 30 лет прожил отец Виссарион вместе со своим старцем и под его опытным духовным руководством, восходя по ступеням подвижничества. Затем еще около 30 лет после блаженной кончины его в 1962 году. Подвижническая и смиренная жизнь старца известна была только Богу-Всеведцу и посторонним не могла быть открыта, так как старец Венедикт был любителем глубочайшего безмолвия.

После же отхода старца в блаженную вечность отец Виссарион по незнанию языков, ни греческого, ни русского, также мало с кем входил в какое-либо общение, когда нередко сама собой обнаруживается доброта или недоброта внутренней, духовной жизни подвижника. Но для познания духовного состояния отца Виссариона не нужно было долгих бесед с ним, он обладал таким смиренномудрием и простосердечием, что нередко приходил в состояние маленького ребенка и один взгляд его достаточен был видевшему его, чтобы познать высоту его духа.

Ясно, что его сердце было очищено в результате долгой и упорной молитвы. Он занимался умно-сердечной Иисусовой молитвой, и вот это-то прилежное занятие и неусыпное призывание на помощь Всесладчайшего Иисуса перерождает подвижников благочестия и нередко из свирепых и гневливых делают их подобными незлобивым и смиренным младенцам. Но младенцами они становяться не обыкновенными, а младенцами о Христе Иисусе, как говорит Апостол: «Братие, не дети бывайте умы: но злобою младенствуйте, умы же совершени бывайте» (1 Кор. 14, 20).

На большие монастырские праздники отец Виссарион приходил в Иверский монастырь и там прислуживал тем, кто его приглашал. Более всего ему приходилось прислуживать почетным старцам, помогая их ученикам готовить и подавать еду. Монастырские рабочие, узнав доброту отца Виссариона, тогда еще не старца, всегда старались бывать около тех келий, где он прислуживал.

Бывало, когда он несет большой поднос с различными угощениями, его уже осаждают несколько человек, прося уделить им какой-нибудь кусочек с подноса. Отец Виссарион, как бы не обращая на них внимания, по пути раздавал чуть не половину подноса. Послушники и соприслужники его, заметив это, начинали жаловаться своим старцам на это своеволие доброго отца Виссариона, но те, зная его простосердечный характер, налагали пальцы на свои уста и этим по восточному обычаю подавали повелительный знак к молчанию.

Случалось некоторым монахам в присутствии его заводить разговор о неприятностях в Иверском монастыре и невольно переходить к осуждению властных старцев и высказываниям неудовольствий на них. Едва только, бывало, услышит отец Виссарион эти пересуды, никогда не извинительные, сейчас же старается остановить их: «Нет, нет, старцы наши добрые, очень добрые; они нас поят, кормят, одевают, спаси их Господи» и т. п.

Он никогда не носил новой одежды, белья и обуви. И если случалось, что кто-нибудь в монастыре даст или пришлет ему что-нибудь новое, то он непременно отдаст кому-нибудь из своих, а себе, если нужно, возьмет поношенное. Под конец жизни старец много лет страдал обычным на Афоне ревматизмом: пальцы на руках старца были искривленные, а когда он лежал, то одну руку вынужден был всегда держать высоко в петле, прикрепленной к потолку.

Святых Тайн Тела и Крови Христовых старец приобщался часто, каждый раз, как только бывала возможность. Старший его ученик, белый как лунь и тоже больной ревматизмом, духовник иеросхимонах Христофор очень часто совершал Божественную Литургию и причащал своего старца. В октябре 1893 года отец Виссарион совсем слег в постель и более уже не вставал. Он до того ослабел, что не в силах был произносить полной Иисусовой молитвы, т. е. «Господи Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй мя грешного», а только непрестанно шептал: «Господи. Господи, (по-грузински: «Упало, Упало» — с ударением на первой и последней буквах).

Напутствованный приобщением Святых Тайн Тела и Крови Христовых, с молитвой на устах отец Виссарион тихо и мирно предал свой дух в руки Божии 9 (22) октября 1893 года. На другой день, 10 октября, было совершено погребение усопшего, в котором участвовали прибывшие из Иверского монастыря два архимандрита и почетные из проэстасов (греки) и почти все братство грузинской Иоанно-Богословской келлии.

Старец Виссарион прожил на Афоне 58 лет, из которых 27 лет был при старце Венедикте послушником, и все это время на одном месте, в названной келлии святого пророка Илии.

По книге: «Русский Афонский Отечник XIX - XX веков». Серия «Русский Афон XIX-XX вв.» Т. 1. Святая Гора, Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне, 2012.