16 февраля 2018

Слово о святой Четыредесятнице

Афонский старец иеросхимонах Иероним (Соломенцов)


Слово (первое) о святой Четыредесятнице

Боголюбивые отцы и братья!

С помощью Божией мы сподобились и в нынешнем году достигнуть святых дней Четыредесятницы. Все Богоносные отцы единогласно проповедуют, что если и все дни года нам даны для угождения Господу,
то святая Четыредесятница должна посвятиться преимущественно Ему, Всеблагому Промыслителю нашему, искоренением наших немощей и недостатков, вольных и невольных грехопадений наших в течение года случившихся. Да, возлюбленные о Господе отцы и братья, много было читано вам из книг отеческого писания в предпоследние дни пред святою Четыредесятницею. При помощи Божией, некоторые воспользовались чтением и потрудились всмотреться в свои недостатки и заявить их на исповеди с намерением исправить покаянием и возможным воздержанием от них.

Другие с рассеянием слушали, иные без внимания, а к несчастью нашлись и такие, которые с глумлением беседовали о предложении такого чтения. Конечно, у таковых кроме глумления ничего и не останется, они только смотрят достигнуть исполнения своих привычек и страстей, а иногда и к великой скорби.

Неоднократно уже замечено вам, отцы и братья, чтобы вы довольствовались благословенными пищей и питием. Но некоторые из братии не обращают внимания, другие же увлекаются их примером, позволяют себе доставить себе греховным образом спиртные напитки и яства. Но этого не довольно. Они стараются снабдить других и подать пример распущенности, угощая их в келье или снабжая их, да еще и с запрещением говорить на исповеди о своем греховном поведении, отчего совестью угрызаемый человек, хранящий ее, мучается, смущается и, конечно, если внимает гласу Истины, открывается с необыкновенною боязнью, не о том более, что погрешил, а о том, как бы не узнал совративший его, и о том, как бы не прекратилось бы добываемое. Так, по несчастию, иногда и человек с добрым настроением портит себя, а иногда и другим подает дурной пример расслабления. Отцы и братья, поступающие так, да убойтесь правосудия Божия. Помните, что вы оскорбляете Величие Божие, нарушаете обеты ваши и тем причиняете крайний ущерб спасению вашему, а также скорбь нам и спасающимся.

Вспомните, для того ли мы оставили мир с его соблазнами, оставили отечество и все близкое сердцу нашему, чтобы глубже погрязнуть в исполнении беззаконных привычек наших. В Писании сказано: «Лучше бы не обещаться, нежели обещавшуся не отдати» (Еккл. 5:4). Скажите, кому нужно спасение наше, не нам ли самим? Сами об этом немало печемся. Допустим, что слова мои ничтожны, но помните, ведь я не от себя беру, неужели Священное и Отеческое Писания только говорят для слуха, а не для выполнения? Отцы и братья, прошу и молю вас, трудитесь для своего спасения. Исповедайте все ваши вышесказанные недостатки и тогда только по благословению духовника приобщайтесь Святых Таин, но чтобы не повторять свои беззаконные привычки. Повторю, если кто будет иметь хотя бы немного денег, или каплю ракии или вина, одним словом, горячительных напитков, а также запрещенных продуктов, да не дерзнет приступить к Божественному Причащению, а равно и те, кто разделяет это с ними, и тем более, кто это доставляет. Помните, что братья наши миряне большую беду несли ради пользы ближнего, каких лишений они ни терпели, а мы-то, собственно, для спасения своего не хотим позаботиться об искоренении беззаконной привычки и о том, как угождать Господу. Помните, что мы говорили, какие обеты давали при пострижении? «Алкати и жаждати имамы, нагствовать, уничижитися и многим скорбными отяготися», а мы ничего подобного почти еще и не испытали. Повторяю, ходите благочинно во Святой Храм, в трапезу, исполняйте каждый кто куда поставлен на послушание, держите себя благочинно в церкви, в трапезе, не увлекайтесь разговорами, не озирайтесь по сторонам, не кощунствуйте, после повечерия по коридорам не собирайтесь, а равно и по кельям один к другому не ходите, не угощайтесь и не празднословьте, не оскверняйте вашего языка срамными изречениями, не ходите без благословения в кельи и не глумитесь там как на день Прощеного Воскресения. Монахи-братья не послушали оглашения преподобного отца нашего Феодора Студита, говорившего: «Аще кто дерзнет играти в сей святой день, то да не возьмет антидора во всю Четыредесятницу и да не причастится и на самую Святую Пасху»; или указывает на евреев, когда они ели и пили, потом начали скакать и играть, как их постиг суд – внезапная смерть. И это слово вас не тронуло, играющие и борющиеся, все вы от первого до последнего – без объяснения сегодня не дерзайте приступить к Божественному Причащению. Вы знаете лучше меня, где и как кто боролся, кто толкался, кто грохотал на всю окрестность от этой забавы.

Простите, отцы и братья, быть может, многим не понравится сказанное мною, но нужда моего и вашего спасения заставляет меня обращаться к вам с увещеванием. Бог же Мира и Любви да дарует вам исправление и попечение о душах ваших.

Слово (второе) о святой Четыредесятнице

Возлюбленные о Господе братья!

Человеколюбие Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа вновь сподобило нас в нынешнем году встретить Святую Четыредесятницу, седмицу которой благодатью Его мы препроводили, в продолжение коей вам была предложена богатая трапеза для пищи душ ваших. Со вниманием разбирайте вкус этой духовной пищи к спасению вашему и следите в продолжение года, какой недостаток вами замечен. Быть может, немало найдутся из братии таких, которые скажут: «Да мы еще не начинали того, что читалось». По невниманию, если так и случилось, то, по крайней мере, теперь начнем делать то, зачем мы вступили в святую обитель, то есть дело спасения нашего. Исправим свои недостатки и будем внимательны своему спасению, и пусть совершится по силе нашей течение святой Четыредесятницы, да сподобимся достойно облобызать святые язвы Христовы, воспринятые ради нашего спасения, и поклониться Воскресшему Господу, принося ему не миро и ароматы, а благоухание ваших добрых дел, которые созидаются из послушания, терпения, соблюдения себя от скверных помыслов и гнусного тщеславия или ограждения себя от них молитвою Иисусовой, которая и всегда должна быть нам присуща, избегать празднословия, а тем более осуждения ближнего, избегая посещать кельи, ибо это не приносит нам ничего. Старайтесь не лениться и спешить к Богослужению церковному. Внимая чтимому, вы обретете драгоценный залог любви к Господу, а так как по милости Божией вы часто сподобляетесь приобщаться Святых Божественных Животворящих Христовых Таин, то каждый да помнит, к чему приступает.