Вся жизнь афонского схимонаха Феодосия (Харитонова; 1869-1937) была построена на принципах, изложенных в этих письмах. Они дышали для него той подлинно возвышенной духовностью, ради которой человек отдает решительно все, – только бы дышать этим неземным, небесным воздухом, посредством чего вырабатывается ощущение потустороннего мiра, не теряя глубокого понимания реальности здешнего.
Письмо 1
Милость Божия буди с Вами.
Избранный Вами для кандидатского сочинения предмет хорош, но надобно к выбору Вашему приложить одобрение академического начальства. Смелее будет приступить к работе и продолжать ее.
Хорошим считаю Ваш предмет не потому, чтобы он был хорошо представлен в моих книгах, но более потому, что он теперь лучше всякого другого подходит к Вашему настроению душевному: что для успеха сочинения есть первое условие. Он будет руководить Вами и в собирании нужного, и в обработании собранного. В моих книгах общий облик аскетичества представлен достаточно полно. Он писан с натуры и Вам следует его держать. Есть в них подробности, но далеко не все. Но Вам для своего труда этого не нужно. Где искать подробнее Вам. Первая книга – Путь ко спасению. Изучить ее хорошенько. Она главная… Что в ней, то вошло потом в толкование посланий. Затем беритесь читать письма: Что есть духовная жизнь, Письма о духовной жизни по поводу писем Сперанского, Письмо о Христианской Жизни, Слова о покаянии и проч. И другие книжки. Идет отчасти и общее начертание христианского нравоучения. Напоминание Инокиням… Все сии книги посылаю Вам, с желанием Вам добрее усвоить облик аскетизма, – по нем потом преобразовать и свою жизнь.
Образовавшаяся в Вас потребность духа есть пробуждение духовной жизни. Да даст Господь возрасти из него древу полному. Храните сие расположение и к нему подлаживайте порядок жизни своей. Норма жизни – заповеди Божии, по коим следует направлять все шаги. И ходите по ним при дневном свете, ночи не знающем. Свет сей есть непрестанная память о Боге, хождение пред Богом и сознание Ока Божия, смотрящего в душу Вашу. Это главное… Затем страх Божий, отрезвляющий мысли, чувства, пожелания неугодные Богу. Под ним дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно… Внешнее – малоястие, мало спание, уединение, молчаливость… Все сие можете начертать, и так вести себя, не давая другим видеть это.
Благослови Вас Господь. Спасайтесь.
Е.Феофан
В конце книги – Письма о Христианской жизни – Статья В.В.Г. – писал студент… Поминаю о сем для воодушевления Вас. Начертание Христанского нравоучения и Путь ко спасению – мои академические уроки в С.П.Е. Академии, в 45–7 годах и еще: Что потребно.
Но о том, что я писал Вам, никому не пересказывайте.
Письмо 2
1-го Ноября 1893 г.
Милость Божия буди с Вами.
Письмо Ваше доставило мне большое удовольствие, и я с первых дней по получении его все собирался написать Вам несколько строк и насилу собрался.
Вы хорошо взялись за дело жизни. Внешний порядок жизни, установленный Вами, вполне приспособлен к цели Вашей… В нем все хорошо и держите его. Но Вам нечего говорить, что главное не в внешней жизни, а в внутреннем строе: В чем суть этого внутреннего строя, Вы можете найти в книге Путь ко спасению, в 3-м отделении. Все это отделение на то и направлено, чтобы начавший ясно мог видеть, куда тещи и чего искать… и какие к тому способы… Прибавить к тому ничего не имею… Всматривайтесь и прилагайте к себе делом.
Кажется, там прояснено, что главное – внутрь-пребывание, или стояние в сердце пред лицем Господа. Вот это возьмите себе в главный урок. В наставлениях отеческих это называется памятью Божией или хождением пред Богом. На словах это просто, а на деле не так просто и не так спешно, как сказать о том…
И возьмитесь за сей труд – стоять вниманием пред Господом и всякое дело делать пред очами Его и как бы по мановению Его. Как навыкнете сему, тогда мало будете иметь нужды в указаниях со стороны, ибо внутри будете иметь указателя и верного и неотступного.
Как навыкать. Дело просто… стоять вниманием пред Господом не в голове, а в сердце… Стоять вниманием в сердце и быть там, сознавая, что Господь близ и око Его на Вас обращено. Начинайте… понемногу привыкнете…
Сопутствовать должно благоговейнство ко Господу, и строгая к себе жизнь во всем, и в большом и в малом.
Великое благо, что Вы можете всякий день бывать в церкви и не раз, ничто так не раскрывает духа молитвенного, как церковь… Благослови Господи бывать Вам там всегда с благоговейнством.
Искать же надо молитвенного духа, который когда вселится в сердце, найдет у Вас непрестанную молитву. Она цель. Признак – сердечная к Богу теплота, или чувство к Богу… Успех в этом идет в ряд с успехом препобеждения страстей. Свидетельство что есть успех – внутренняя свобода, отрадное состояние, неотступное зрение Бога, детское простосердечие, мир помыслов, огонь в сердце…
Благослови Вас Господь. Спасайтесь.
Е.Феофан.
Письмо 3
30-го Ноября 1893 г.
Очень рад, что вы внимаете себе и тщитесь вести духовную жизнь с ясным сознанием прямоты ее направления. Прямоту сию Вы сами хорошо определили, сознав, что единственная цель жизни есть Богослужение. Вот Вам и компас. А прочее все определяется заповедями.
Сознание необходимости руководителя – доброе сознание. В начале иночества – из стари – отец духовный заменял все, и обретший его отлагал уже все заботы о себе и о своих делах: что прикажет отец, то и делал… И скоро вырабатывались такие и являлись следы совершенства духовного. Ныне не найти руководителя, как следует ему быть. И опытных мало, и те не полной опытностью опытны: один в одном, и другой в другом опытен, недостаток руководства заменяет ныне молитва к Богу усердная, искание смиренное (ищите и обрящете), пождание и всматривание. Как дело пойдет, держитесь однако ж всегда определенного заведенного порядка. Меня не считайте руководителем, и советом не берусь никого руководить, а говорю только: когда спросишь, буду отвечать, сказывать, что знаю, а чего не знаю, о том говорю: не знаю, или предположение какое выражаю.
Заведен у Вас порядок жизни – держитесь его не отступая… Ничего нет хуже, как отступать или изменять… Смущает Вас мысль, не слишком ли много уделяете времени на молитву, и как бы от сего не опоздать с сочинением – не слушайтесь ее. Все Бог исправит: В молитве силы собираются на сочинение, особенно такое, каково Ваше. Дело идет у Вас о главнейшем предмете ведения христианского. Я, кажется, Вам напоминал, что полную программу для моих писаний найдете в книге: Путь ко спасению, – и во всей и особенно в 3-м отделении. Есть своя доля пояснений сего и в статье: Норма Хр. Жизни. Вы оставляете работу над сочинением, когда западет в голову какое-либо недоумение. Не делайте так. На недоумения нельзя не обращать внимание, но и бросать все другое ради их не следует. Надо другие дела делать как следует, а в свободное время подумывать и о них. Лучше же молиться и придет момент, когда решение недоумения само собой нарисуется в уме удовлетворительным образом. Ваше недоумение о родственных чувствах пред лицем полного самоотвержения и от всего отрешения стоит у Вас на том, что родственные расположения Вы внесли в статью о пристрастиях вообще, как страсти. Расположения же родственные стоят в ряду заповедей… Чада, любите своих родителей, и недоумение здесь может касаться только того, что чему предпочесть должно. Вопрос тут: оставаться ли в быту житейском из расположения к родителям, или желая для совершенства жизни во Христе полной свободы отрешения от всего, отрешиться и от родителей. Ненависть в словах Спасителя не есть нечувство, а решительность отрешения, в коем любовь к родителям присущая приносится в жертву лучшему. Студенческие обязанности Вы нарушаете не тогда, когда молитве отдаете время, которое могло быть употреблено на сочинение, а тогда, когда, предаваясь недоумениям, бросаете сочинение. И если Вы когда-либо сделали это, т.е. сократили бы молитву для сочинения, то у Вас не было бы ни молитвы, ни успеха в сочинении, и были бы Вы только посмешищем для врага.
Как прикрыть от видения других свои действия благочестия. Всячески скрывать стараться, не заботясь о том, видят ли то другие, или нет, чтобы внимание все было устремлено на дело Божие, а не на что-либо другое. Худо стараться себя показать, или для того и делать что-либо. А когда делать все благочетно, в простоте сердца, не заботясь о сторонных, тогда видение сторонных не делает никакой помехи делу и не искажает его.
Чтобы уединение и молчаливость не считались одичанием нрава, поставить законом в сношениях с товарищами являть всегда простоту и теплоту и в речах, и в взорах, и в движениях. И это будет закрывать кажущееся от них чуждение при молчании и уединении.
Воздержание в пище должно быть строгое. Какая мера. Всякий сам для себя должен определить ее: ибо не у всех одинаковые желудки. Положено выходить из-за стола с небольшим чувством голода. Такую меру можно скоро делом узнать и затем держать. Воздержание никогда не убыточно, немножно претерпеть можно, когда желудок или гортань выражают свое неудовольствие. Осуждение других при воздержании бывает, но это не натурально. Что и искажает натуральности … как и вообще осуждение. Уродливое это дело. Если внимать себе и исправить мысли и чувства открывать и правое восстановлять и держать, то все придет в порядок.
Что из двух – страх или любовь – должно быть господствующим в жизни? То и другое нераздельно. Надо и страшиться из любви, и любить со страхом. Они взаимно себя содержат. Страх любовь содержит, а любовь страх, и только в таком виде они являют полное свое благотворное действо. Не надо забывать, что мы виновные и ищем прощения, больной ищет врачевания, изгнанники и отечество взыскуют… Потому коренным глубочайшим нашим чувством должно быть болезненное сокрушение: дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно… и когда его нет, почитать свое состояние духовное неисправным. Душа забывает… Приведите на память слова, который высший в разговоре говорит низшему: не забывайся… Этому мы в отношении к Богу почти поминутно подвергаемся, без зазрения совести.
Что Вы прописали в конце: «Мои светлые минуты, когда спокойно по порядку исполняешь каждый день все, что тебе представляется в данную минуту сообразным с волей Божией, и так уповаешь всю жизнь провести, не загадывая о будущем и не задаваясь многим» – поставьте себе нормою жизни, и держите себя в сем строе, прибавив к тому еще, что всякий раз Вы делаете первый шаг в жизни к Богу. Пусть сие будет у Вас нормою жизни…
Говорите: «Не умею разобраться в себе…» Когда будете держать прописанную Вами же норму, тогда и нужды не будет разбираться, ибо все будет идти в порядке одно за другим.
Очень благодарен за портрет О.Ректора.
Благослови Вас Господи. Спасайтесь.
Е. Феофан.
Напишите это на клочке и каждое утро просматривайте.
Письмо 4
15-ое Декабря 1893 г.
Милость Божия буди с Вами. Слава Богу.
Совершившаяся в Вас перемена есть прямое действие благодати Божией. И оживление в Вас стихий духовной жизни в такой силе, и Ваше вследствие того решение Богу себя посвятить в иноческой жизни, и обет, данный в силе сего – все от действия благодати Божией. Верьте сему и благодарите Господа Спасителя. Вы заключили описание всего бывшего словами: «не умею разобраться». Но собственно тут не в чем разбираться. Как необычное действие, сопровождающееся необычными мыслями и чувствами, оно представляется длинным и многосложным, в существе же тут только два акта: Господь призвал, и Вы откликнулись на сие звание и положили идти вслед Господа. Сии два акта и держите в мысли, почитайте их окончательно и безвозвратно решенными: почему когда враг начнет наводить на мысли опять о том же, будто еще не начатом с целию возмутить Ваше спокойное стояние в решении, – гоните их прочь без всякого к ним внимания, как не нужные уже и неуместные. Это первое. Второе: определите, что сделалось с Вами, какого это достоинства и веса в деле жизни. У Вас обновился дух, но действование по нему еще не начато. Вы похожи на человека, который собрался в дорогу – одет, обут, сумка на плечах, костыль в руках, вступил на настоящую большую дорогу и готов шагать… Желаю Вам доброго пути. Но чего чаять впереди.
Во время совершившейся в вас перемены, у Вас было маленькое парение ума, как на крыльях парили Вы… в готовности совершить то одно, то другое… все казалось легким – простор, ни камушка на пути… На деле совсем иное встретите. Благодать Божия с последовавшим за ее внушением: «стропотно ходить во первых» и проч (Сирах 4, 18 и др.) Иосиф в детстве еще получил светлые обетования, а что вытерпел до получения их. Давид помазан на царство юношею, а получил его послу каких испытаний. Вот подобно сему ждите себе и Вы… Пойдут испытания и внутренние и внешние: последние, может быть, не так скоро, а первые тотчас. Вы уже их имели в виде припадков охлаждения и быстрых порывов. Посему не распускайте ни мыслей, ни членов тела, ни действий. Держите себя как солдат в строю на смотре.
Возьмите теперь в руки книгу – Путь ко спасению, и читайте третие ее отделение. Начинать с первых слов и далее, все там к Вам прямо относится. Потрудитесь все обдумать и приложите к себе и тотчас вводите в дело. Здесь я замечу только о двух действиях неотложных, без коих не ждите успеха, и даже, может быть, продолжения начатого, – это о внутрь пребывании и о школении плоти.
Дело духовной жизни зарождается глубоко внутри, там оно и растет, там оно и вражеским нападкам подлежит. Там надлежит быть и Вашему вниманию – стоять там неисходно пред лицем Господа, вездесущего, всевидящего и все содержащего, и все угодное Ему принимать, а неугодное отвергать и изгонять. В этом существо внутрь пребывания. Враги всячески будут оттуда Вас выманивать чрез внешние впечатления и воспоминания о внешнем… ибо воспоминание, хотя внутри происходит, но внимание чрез него увлекает наружу. Сердце остается без стража, туда тотчас подкрадывается враг и бросает свои семена. Как только заметил что, то и займет сердце, и тотчас охлаждение. Это Вы уже испытали. Охлаждение, если не прогнать его тотчас, есть дверь к навыку недобрых представлений и сочувствий, колеблющих главную решимость. Вы хорошо делали, что тотчас обращались внутрь и старались пресечь охлаждение. Возьмите себе сие в закон и действуйте по нему всегда немедля. Для прогнания охлаждения Вы ищете место, где стать на молитву. Это хорошее средство. Но когда это невозможно, вы кажется отдаетесь в руки течения обстоятельств. Это пагубное дело; надобно углубляться внутрь сердца, и там стать пред Господом, взывать о прогнании холодности и возвращении теплоты, – и делать это пока не восстановится теплота, не изменяя своего внешнего положения.
Внутрь пребывая всегда надо держать память о Господе присущем и внимающем с соответствующими чувствами. Для сего свое внимание там держать, чтоб оно не нарушало Вашего внутреннего… Надо держаться подальше от других, не вмешиваться в разговоры и в споры…. сидеть уединяясь и отдаляясь… Пусть считают медведем… убытку от сего мало. Наблюдайте, что вызывает из внутри и удаляет от того. Повторяйте себе чаще слова пророка: презрех Господа предо мною Выну, и так дальше непрерывно. Благослови Господи. Это главное. Из внешних пособий к сему, главное – молитва Иисусова. Это ее назначение – держать всегда внимание пред Господом.
Начните блюсти свое внутрь пребывание и делом научитесь, как его держать и как отгонять противное ему.
При внутрь пребывании необходимо школить тело. На Востоке хозяин, купивший себе черного араба, желая сделать из него доброго слугу, школил его – для сего носил плетку в кармане – бьет нещадно, но после сего слуга сей становится у него майордомом, правителем всего честным и неусыпным. Так извольте школить свое тело… никакого даже малейшего угодия не творите уму, все суровое, жестокое, неудовлетворительное. В Вашем лице это главный враг…. И враг всегда будет выставлять его против Вас, как только заметит, что Ваше внимание вышло наружу. Движение плоти тотчас заметит … и тотчас же надо делать противное сему. Не давать ему (телу) вдоволь есть, спать или покоиться от труда; держать его в струнку, в напряжении. Не забудьте этого школения. Имейте себя распятым на кресте… и не сходите с него…
Что еще тут требуется, позаимствуйте из книг. Теперь коротко отвечу на Ваши вопросы.
Часть ответов вы найдете уже в написанном.
– Дан обет, – когда и как исполнять его. Духовный отец – один – уже ответил Вам на это: когда и как Господь позовет. Теперь всю заботу обратите на это, чтоб установиться внутри.
– Оставаться ли при прежнем образе жизни, или предпринять что-либо другое. Вот апостольское решение: в каком положении призван, в том и пребывай (1 Кор. 7, 17 и д.). Без всякого лома и шума… Охлаждение приходит, есть при сем опасность, но если позаботиться о внутрь пребывании … охлаждению места не будет. Оставьте все как есть, и только внутреннее держите строго. Пусть и заметят, что там что-то произошло … не беда.
– Студенческие обязанности исполняйте и сочинение пишите, чтоб представить к определенному сроку. Труд над сочинением не противоречит Вашему духовному состоянию, а будет в числе поддерживающих моментов. Сейчас Вам надо прочитать третье отделение «Путь ко спасению». Это необходимо для Вашего духовного устроения, – а вместе нужно и для сочинения. Если будет держать себя внутри с теплотою, трепетом, то никакое занятие не будет противно Вашему настроению.
– В числе возбуждающих мыслей и поддерживающих возбуждение… на первом месте да будет у Вас воспоминание всего того, как совершилась полная перемена, особенно образа Спасителя, оставившего в Вас такое впечатление – вразумительное, как вы и делаете. У Вас все записано. Прочитывайте то почаще.
– Вы прочитали брошюрку, что потребно кающемуся, и увидели, как необходим руководитель старец. Но там также изображено и каков он должен быть в истинном своем значении. Вот тут-то и горе нам. У меня изображено, каковы были руководители и как относились к ним руководимые в оные давнии времена. Ныне Вы ни тех, ни других не найдете. Старец Паисий Величковский, Нямецкий настоятель, искал себе руководителя в России и не нашел. Отправился на Афон, там искал и не нашел. И порешил, что ныне руководство одно – книги отеческие, а чтоб не сделать ошибки в своих решениях, надобно двум-трем единодушным соединиться, а руководиться общим советом по указаниям книг. Это замечание Вам пригодится после, а теперь пока живите при тех указаниях, которые можете иметь в теперешнем положении.
Меня хотели бы Вы избрать. Я никуда негож по этой части. На это особый дар. Не вздумайте приехать сюда в наш монастырь. Я никого не принимаю, не приму и Вас. Труд будет напрасный. Не жалейте, не радуйтесь, что сим образом избавитесь от опасности быть уклоненным на кривую дорогу… Вы хотели рвануться ко мне, но неопределенное чувство удержало. Это Ангел Хранитель удержал Вас и охранял от бед…
У Вас бывают быстрые порывы. Положите законом никогда им не следовать. Скорые шаги всегда почти суть вражеские… Блюдите как опасно…
– В первый день Вы чувствовали себя не сущим от мира сего, но потом дали волю сердцу, а оно породило уродливую мысль об особой близости Вашей к Богу, с уничижением других, плодом чего была рассеянность и охлаждение. Слава Богу, что Вы очнулись и укрылись под кров покаяния. Помните сию историю. Оно повторится не раз. Но если будете держать себя в струнку, с острым вниманием к происходящему внутри, и безжалостным изгнанием всего чуждого… всякий раз омывая себя покаянием, если оно прокрадется воровски внутрь и произведет там смятение. В этом все дело трезвения.
– Успеете ли воротить чистоту девства. Да, но потребен труд и безжалостность к себе, к плоти своей. Будьте для плоти хозяин негра с плетком в кармане…. Поминайте Марию Египетскую, которая 17 лет боролась и одолела врага… Так и другие грешницы и грешники каявшиеся одолели себя и очистились совершенно… но труд … и безжалостность.
Кажется, все сказал Вам, чего Вы ожидаете, и что мне приходило на мысль сказать при чтении написанного. Господь на управит путь Ваш… Часто у Вас прорывалось опасение, что не устоите, что придет охлаждение, и все расстроится… Только не жалейте себя, и всегда устоите, ибо болий есть иже в Вас, нежели иже в мiре. Он блюдет труждающихся над исправлением себя с целию угождения ему. Это – Его воинство. Вспомните, в начале жизни Андрея, Христа ради юродивого – два полчища – черное и белое, и он посреде… Одолел … хоть противник черный был гигант, а он маленький человек… Сила Божия в немощи совершается.
Благослови Вас Господь. Спасайтесь.
Ваш доброхот, Е.Феофан