Последние столетия Средневековья стали для Византии периодом одновременно трагическим и славным. В это время географические рамки империи неуклонно сужались из-за османской экспансии. А внутри самой империи, в интеллектуальных кругах, традиционное христианство оказалось под угрозой
со стороны вновь обретенного античного философского наследия, которое ценности языческого гуманизма преподносило под оболочкой, внешне напоминающей христианскую. Перед лицом такой опасности наставники исихазма проявят верность как догматическому преданию древних Отцов – от Василия Великого до св. Максима Исповедника, - так и аскетической традиции, пришедшей из Египетских пустынь и Синая. Христианство – единственное, что осталось от Древнего Рима после политического краха Византийской Империи, - ценой неимоверных духовных усилий выжило и существовало на протяжении долгих веков исламского владычества именно благодаря этому последнему духовному взлету на закате Средневековья.
Главным очагом этого нового расцвета исихастской традиции станет теперь гора Афон. На этом гористом полуострове в пятьдесят километров длиной и от девяти до десяти километров в ширину, расположенном на восточной окраине Халкиды, отшельники начали расселяться с IX века. Они жили в пещерах или тесных хижинах в лесу или на прибрежных утесах головокружительной высоты, обрывающихся над водами Эгейского моря. В 963 году св. Афанасий Афонский основал на Афоне первый общежительный монастырь; в дальнейшем на полуострове появятся более двадцати крупных обителей. Туда приходили монахи из самых отдаленных уголков империи – греки болгары, грузины, валахи, даже итальянцы; благодаря этому Святая Гора стала тем местопребыванием Вселенского Православия, каким и остается до наших дней.
Преподобный Никифор Отшельник
Нельзя утверждать, будто бы истоки средневекового исихазма связаны с влиянием какого-то определенного духовного наставника. Во второй половине XIII века Никифор Отшельник, перешедший в Православие итальянец, ведший на Афоне отшельнический образ жизни, и некий анонимный автор (возможно, это и есть сам Никифор) сочинения "Путь ко спасению через молитву и внимание" изложили традиционное учение, обогатив его новыми рассуждениями о психофизическом методе молитвы – таком, как он практиковался отшельниками Афона. Этот метод, по-видимому, распространился уже и за пределы Святой Горы, так как сам Григорий Синаит научился ему на Крите. Затем он предал его афонским монахам, а сам уехал в Болгарию.
Святитель Феолипт Филадельфийский
Феолипт родился в Никее 1250 году. В родном городе он был женат и служил в сане диакона, но затем расстался с молодой женой, чтобы принять монашество. Он стал учеником Никифора Отшельника и вместе с ним стал выступать против униатской политики Михаила VIII Палеолога, который, чтобы получить помощь от латинян, без колебаний поступался Православной верой. По этой причине Никифор и Феолипт, вместе с другими афонскими монахами, были выселены на один из островов в Эгейском море.
После смерти Михаила VIII (1282) Феолипт получил митрополичью кафедру в Филадельфии (1284) и имел возможность довольно сильно влиять на религиозную политику Империи.
Феолипт научил Григория Паламу, тогда еще мирянина, основам безмолвной молитвы. Он был духовником Ирины Хумнины, которая в шестнадцать лет стала вдовой императора Иоанна Палеолога, а затем была игуменьей восстановленного ею монастыря Спаса Человеколюбца. Ей и ее монахиням адресованы духовные сочинения Феолипта (в "Добротолюбии" они приведены в сокращении). Скончался он около 1320 года.
Преподобный Григорий Синаит
Святого Григория Синаита можно считать главным вдохновителем исихастского возрождения XIV века; его сочинения занимают в "Добротолюбии" одно из важнейших мест.Родился он в окрестностях Смирны в 1255 году и принял монашество на Кипре, затем отправился на Синай, где вел ревностный и строгий подвижнический образ жизни. Пытаясь избежать зависти со стороны некоторых насельников, на которых не подействовали его кротость и терпение, он отправился на Крит, где монах Арсений учил его хранению разума и чистой молитве. Тогда он отправился на Афон, где присоединился к небольшой группе монахов скита Магула, что неподалеку от монастыря Филофей, которые занимались безмолвной молитвой. Через несколько лет он стал самым влиятельным духовником на Святой Горе.
В 1325 году из-за турецкого нашествия он был вынужден вместе с несколькими своими учениками покинуть Афон. Поселился он в гористой местности, в Парории, на границе Фракии и Болгарии. Но некоторые местные монахи отнеслись к нему враждебно, и ему пришлось вернуться на Афон - правда, чувствовать себя в безопасности там можно было только в некоторых крупных монастырях. Условий, располагающих к безмолвию, там не было, и Григорий вернулся в Парорию, где болгарский царь Иоанн-Александр Асень (1331-1371) помог ему воздвигнуть крупный монастырский комплекс.
Множество греков, сербов, болгар и румын шли к нему в послушание. Один из них, Феодосий, после смерти Григория основал монастырь на горе Килифарево, недалеко от города Тырнов. Эта обитель воспитала великих монахов и пастырей, благодаря которым исихастское духовное учение будет распространяться по всему славянскому миру – Евфимия, патриарха Тырновского, Ромила и Григория Исихаста, проповедовавших священное безмолвие при поддержке князя Лазаря в Сербии, Киприана, митрополита Киевского, принесшего исихазм на Русь, где столетие спустя будет подвизаться, глубоко впитавший учение Григория Синаита преподобный Нил Сорский (1433-1508).
В эти годы афонские монахи, творившие безмолвную молитву, используя психосоматический способ, стали объектом нападок со стороны калабрийского монаха Варлаама, который высмеивал их внимание к позам тела и их стремление на собственном опыте ощутить силу божественного Света. Варлаам, убежденный номиналист и противник учения Фомы Аквинского, отрицал способность человеческого разума познать всеобщее, и, следовательно, божественное. Идеи Дионисия Ареопагита он истолковывал в чисто интеллектуалистском духе и поэтому заявлял, что Бог в конечном счете мог бы быть познан лишь при том условии, что к нему были бы применимы понятия, которыми мы описываем совершенство тварного мира.
Преподобный Григорий, в период жизни в Парории пребывавший в уединении, не принимал личного участия в этом споре, но многие его ученики – в особенности один из них, который в дальнейшем стал патриархом константинопольским Каллистом I, - твердо поддерживали главного защитника священного безмолвия, святого Григория Паламу. Скончался Григорий 27 ноября 1346 года, проведя последние годы своей жизни в отдельной келье, стоящей в стороне от монастыря.
Духовное учение прп. Григория полностью сконцентрировано на теме хранения ума и сердечной молитвы. Он учит, как при помощи исихастской молитвы монах может постепенно познать ту благодать, которая почивает на нем с таинства крещения и поддерживается Причащением. Опираясь, главным образом, на "Лествицу" и на "Мистагогию" святого Максима Исповедника, "Григорий изображает вершину монашеской молитвы как священнодействие, совершаемое в духе и истине в святилище сердца".
Святитель Григорий Палама
Святитель Григорий Палама родился в 1296 году и воспитывался при дворе императора Андроника II Палеолога, где царила атмосфера искреннего благочестия. Он получил хорошее образование. Узнав от Феолипта Филадельфийского о подвиге безмолвной молитвы, он в 1316 году решил уйти в монастырь.
С двумя братьями он отправился на гору Афон и в течение трех лет жил с ними в скиту неподалеку от монастыря Ватопед в послушании у старца. Когда старец умер, Григорий отправился в Лавру, где остался на три года, а затем удалился в пустынь Глоссия, к старцу Григорию. Некоторые предполагают, что это мог быть святой Григорий Синаит.
Из-за турецких набегов в 1325 году он покинул Святую Гору. Отказавшись от паломничества на Святую Землю, Григорий остался в Фессалониках и примкнул к духовному кружку во главе с учеником святого Григория Синаита, Исидором, куда входили и миряне.
В 1326 году Григорий принял священный сан и основал полуобщежительный монастырь на склонах горы Олимп, невдалеке от Веррии. Однако около 1331 года набеги славян вынудили его вернуться на Афон. Он поселился в скиту святого Саввы возле Лавры.
Как раз в это время он составил свои "Триады в защиту священнобезмолвствующих". Опираясь на учение отцов-каппадокийцев и св. Дионисия, Григорий Палама учил, что Бог превосходит всякий тварный разум, но что божественная благодать наделяет человека "божественным чувством", первой формой которого является простая вера, а полным раскрытием – мистический опыт. Это духовное чувство позволяет человеку прикоснуться к тому, чего не могут воспринять ни его органы чувств, ни его рассудок. Оно зависит не от деятельности разума, а от подвигов и от исполнения заповеди любви к ближнему. Таким образом, Бог становится зримым в зеркале души, неизреченно соединенной с ним в таинстве Евхаристии и в любви. Тайна божественной сущности остается для человека недоступной, но Бога можно действительно воспринимать и быть причастным ему в том, что он по своей воле желает явить и сказать о себе, то есть в его нетварных энергиях. Опыт соединения с Богом касается не только интеллекта, но всего человека целиком, с телом и душой, призванного быть преображенным в Божественном Свете. И именно эта причастность тела благодати спасения оправдывает использование психофизического метода в качестве вспомогательного средства.
Учение Паламы было одобрено в 1341 году – сначала на Афоне, а затем двумя созывавшимися в Константинополе Соборами, где было осуждено учение Варлаама Калабрийского. Однако спор возобновился по вине Акиндина – ученика свт. Григория, ставшего его противником. В 1341 году разгорелась гражданская война, Григория Паламу в 1343 году посадили в тюрьму на два года, а затем был отлучен от Церкви патриархом-интриганом Иоанном Калекой. Когда к власти пришел император Иоанн Кантакузин (1347), Григория оправдали и его учение подтвердили вновь на нескольких Соборах, состоявшихся с 1347 по 1351 г.г.
Святитель Григорий, посвященный в архиепископы Фессалоник в 1347 году, продолжал заниматься богословием, что не мешало ему отдавать все силы пастырскому служению. Во время недолгого пребывания в плену у турок ему представился случай поближе познакомиться с исламом. Умер он в Фессалониках 27 ноября 1359 года, а в 1368 году был прославлен в лике святых своим учеником, патриархом Филофеем.
Преподобный Каллист Ангеликуд
Преподобного Каллиста Ангеликуда можно считать одним из наиболее значительных авторов-исихастов последней трети XIV века. К сожалению, его творения опубликованы лишь частично, и то, что мы встречаем в "Добротолюбии", из-за путаницы, связанной с ошибками переписчиков, надписано то именем "Каллиста Патриарха", то "Каллиста Катафигиота", то "Каллиста Тиликуды".
С точностью установлено, что Каллист родился около 1325 года, но о его происхождении и о годах юности нам ничего не известно. Он жил в скиту неподалеку от македонского города, носившего название Мелинкон, к северу от Серрской области. К нему стали стекаться ученики, и около 1371 года патриарх Константинопольский Филофей благословил, чтобы его монастырь получил статус ставропигиального, то есть находящегося в непосредственном подчинении патриарху, а не местному архиерею – возможно, по той причине, что местный епископ выступал против исихастского движения.
О деятельности Каллиста нам известно только то, что он окормлял монахов и был духовным писателем. Умер он приблизительно в 1395 году.
Преподобный Каллист был одновременно и подвижником, и богословом; в этом последнем своем качестве он проявил себя, написав трактат "Против Фомы Аквинского", который является единственным византийским памятником, посвященным именно опровержению схоластических методов и принципов, - в нем Каллист обвиняет схоластическое богословие в злоупотреблении рационализмом.
К его творениям по аскетике относятся два важных сочинения, озаглавленных "Наставление о безмолвии" и "Утешение безмолвием", которые, как мы уже отметили, по большей части остались неизданными. В них Каллист излагает исихастское учение, уже сложившееся к тому времени, но в его изложении оно звучит очень по-новому и при этом абсолютно традиционно. Кажется, будто его наставления наполнены еле сдерживаемым порывом; личный опыт, постоянно сверяемый со святоотеческим преданием (в особенности с сочинениями святого Василия Великого и святого Кирилла Александрийского) ощущается в них как живое биение пульса.
Развивая идеи, высказанные у святого Иринея Лионского и у автора "Бесед Макария Египетского", прп. Каллист настойчиво говорит о том, что нынешнее человеческое состояние неполноценно и что человек может осуществить то, к чему призван от рождения, лишь в приобщении к Святому Духу или, скорее, к божественным "энергиям", которые подаются Святым Духом. Повторяя, вслед за Григорием Паламой, мысль о том, что божественная сущность нетождественна нетварным энергиям, он подчеркивает, что божественная Личность как таковая недоступна пониманию и соединению с ней; она не может быть "дана". То, что в действительности "дано" и чему человек может быть причастен, - это энергии, нетварное сияние божественной сущности. Человеческий разум, преображенный ими, полностью становится воплощением своей "добротолюбивой" природы и получает возможность созерцать божественную Красоту.
Каллист I; святые Каллист и Игнатий Ксанфопулы
Каллист I, ученик святого Григория Синаита и автор его жития, был Константинопольским патриархом с 1350 по 1363 г.г. Возможно, ему принадлежит один из тех текстов, которые в "Добротолюбии" надписаны именем Каллиста Тиликуды.
Еще один Каллист был монахом в обители Ксанфопулы в Константинополе; там же подвизался и Игнатий, его соавтор, составивший вместе с ним очень объемное сочинение, которое частично является компилятивным и написано на основе трактатов Каллиста Ангеликуда, но при этом является бесценным сжатым изложением всей сути "Добротолюбия". Этот Каллист часть своей жизни провел на Афоне, затем в 1397 году стал Константинопольским патриархом (Каллист II), но скончался, пробыв на кафедре всего три месяца.
Святой Марк Эфесский
В числе текстов, находящихся в последнем томе греческого "Добротолюбия", есть объяснение слов "Господи, Иисусе Христе, помилуй мя" или, более кратко – "Господи, помилуй". Этот текст, автор которого не указан, в действительности принадлежит святому Марку Эфесскому (1392-1444), и это подтверждает вся рукописная традиция.
Марк родился в Константинополе, получил блестящее образование и учился философии у Плифона. Затем некоторое время он преподавал Священное Писание.
В 1481 году, в возрасте 26 лет, он ушел в монастырь на острове Антигон, напротив Никомидии. Из-за турецких набегов он был вынужден переехать в Константинополь, в Манганский монастырь.
Его благочестие и богословская образованность снискали ему почтение со стороны императора Иоанна VIII Палеолога, по просьбе которого Марк составил множество сочинений по догматике. В этих творениях Марк предстает как верный последователь исихастского и паламитского учения. Ему были знакомы направления западной мысли, и он воспринял некоторые их элементы, совместимые с православным преданием. Получив в 1437 год назначение на митрополичью кафедру в Эфесе и приказ отправиться на Ферраро-Флорентийский Собор (1438-1439) в качестве доверенного лица Антиохийского Патриарха, он стал с радостью ожидать объединения греческой и латинской Церквей. Однако он был разочарован тем, как разворачивалась дискуссия на соборе, и начал упорно сопротивляться соглашению между двумя Церквами, которое подразумевало принятие католических догматов и ставило под вопрос догматическую неприкосновенность православной веры.
В эти последние годы его жизни его считали совестью православной Церкви и главным противником императорской униатской политики. По этой причине он был на два года сослан на остров Лемнос и в 1444 году скончался.
Краткое сочинение свт. Марка Эфесского о смысле молитвы "Господи, помилуй" преломило в себе всю концепцию "Добротолюбия", поскольку в нем эта молитва рассмотрена через призму всего Домостроительств спасения. По мысли святого Иоанна Лествичника, тот, кто подвизается в молитве, должен "заключить мысль в словах молитвы", глубоко осознать собственную греховность и дерзостно уповать на милосердие Божие. Человек, исповедующий собственную нищету, привлекает к себе божественную благодать, которая есть ни что иное, как обоживающий дар Духа Святого.
Исихазм на Балканах и Руси
Благодаря тому, что святой Григорий Синаит с учениками поселился в Болгарии, благодаря деятельности Константинопольского Патриарха Филофея, бывшего игумена Лавры на Афоне, и благодаря контактам святого Григория Паламы с сербским королем Стефаном Душаном, исихазм распространился на Балканах, в Румынии и на Руси. В этих странах он глубоко повлиял на все, что происходило не только в духовной жизни, но и в богослужении и даже в социальных отношениях. Этим влиянием были обусловлены и взлет иконографии и сочинения богослужебной музыки, и попечение власть имущих о бедных, и отказ многих монахов от владения церковным имуществом. Исихастское движение, далеко не ограниченное кругом отшельников, зачастую пробуждало к жизни и традиции общежительного монашества. Так, по благословению патриарха Филофея, преподобный Сергий Радонежский (ок.1321-1391) дал основанному им Свято-Троицкому монастырю, находившемуся в лесах, в семидесяти километрах от Москвы, общежительный устав. Движение затронуло и мирян, как свидетельствует об этом поразительное сочинение Николая Кавасилы "Жизнь во Христе".
Начиная с XIV века, стали составляться первые рукописные сборники, тогда еще не носившие названия "Добротолюбие". В них входили творения древних подвижников – таких, как Макарий, блаженный Диадох, Марк Подвижник, Исихий и т.д., и более поздние тексты – Никифора, Каллиста и Игнатия Ксанфопулов и т.д. Именно эти рукописи послужат в дальнейшем основой для печатного издания "Добротолюбия", предпринятого несколькими столетиями позже, после периода забвения, когда греческий язык Византийской империи, на котором они были написаны, станет уже с трудом понятен большинству монахов, оказавшихся под турецким владычеством.
Архимандрит Плакида (Дезей),
доцент патрологии в Свято-Сергиевском православном богословском институте в Париже