Священномученик Аркадий (Остальский), епископ Бежецкий
Страшна телесная смерть человеку. Жутко смотреть на покойника, который ещё так недавно был с нами, разделял наши речи, планы, а сейчас лежит безгласен, недвижим. Трепет вызывает у нас тесный гроб и глубина сырой могилы… О, как нежелательна, противна и страшна смерть…Не забывай же и того,
что станет с человеком через неделю-две после смерти, когда он разлагается и становится пищей червей.
Но как ни страшна смерть телесная, а она ничто по сравнению со смертью духовною. Как душа своею ценностью превосходит тело, так и смерть душевная своими последствиями превосходит физическую смерть. При телесной смерти тлению предаётся тленное, при душевной – умерщвляется (обрекается на вечные страдания) вечное; первая смерть обезображивает внешний вид человека, но не надолго, так как вскоре он превращается в прах, а вторая – вечным безобразием покрывает его; чрез первую человек делается пищей земного трупного червя, чрез вторую – к нему допускается неумирающий, вечно гложущий червь; первая приносит человеку предсмертную агонию, страдания, которые сама же смерть и прекращает, а вторая погружает грешника в бездну вечных мук. О, Господи, избави нас от сея смерти.
ЧТО ТАКОЕ СМЕРТЬ ДУХОВНАЯ? Это такое состояние духа человеческого, когда он:
1) Живёт без веры в Бога и в собственную душу; отрицает существование загробной жизни; признаёт одну только телесную жизнь; ненавидит веру в Бога; борется с нею; отрицает Бога и мир духовный, ненавидит Бога, хулит Его, или
2) когда человек живёт жизнью исключительно плотской; служит без удержки страстям; не желает духовной, чистой жизни; усыпил свою совесть. О, как несчастна подобная душа… Она умерла для вечности… Гниение её начинается ещё здесь, на земле, и горе её состоит в том, что оно не окончится и за гробом… Она предаётся мукам огня (страстей), которые и за гробом её не оставят.
Как смерть телесная чаще всего приходит не сразу, так и смерть духа наступает не сразу. Как перед смертью человека постепенно отнимаются члены его: ноги, руки, притупляется зрение, слух и т.д., также бывает и перед смертью душевной жизни:
1) Сначала только загрязняется грехом какой-либо орган (ум, чувство, воля), а потом он и умирает, так например:
а) Глаз духовный подметил чужой грех. Сначала он им возмущается, а потом или привыкает подмечать чужие грехи, становится злым, недоверчивым, озлобленным, жестоким, чёрствым или возбуждается сам на грехи доходит до того, что только выискивает его, дабы любоваться им…
б) Или сердце, начиная с нечистых пожеланий, незаметно для себя доходит до того, что только и живёт греховными услаждениями;
в) Точно также от случайных греховных мыслей ум человека может перейти в мир греховных образов, кои уже помимо его воли вызываются и рисуются в нём, призывая сердце к услаждению ими…г) Так может и лень одолеть человека, она закрывает ему глаза на молитве, манит его на мягкое ложе, к вкусным яствам и борьбе с постом, христианскими подвигами и терпением…
2) Умирающий один орган духа своим разложением заражает и другие; все вместе они нападают на совесть, которую стараются задушить. Если удастся им это, то смерть победоносно приближается к несчастной душе.
ПРИЗНАКИ ПРИБЛИЖЕНИЯ СМЕРТИ
Как есть признаки приближения физической смерти (дряхлость, болезни, отнятие органов речи, слуха, зрения и т.п.), так есть и признаки смерти духовной:
1) Постепенное притупление совести, которая привыкает человеку прощать всё; дозволяет ему грешить, не требует от него покаяния; спит, когда он грешит.
2) Такое состояние, когда грех обращается в страсть, которая отнимает у человека здравый ум, лишает душу способности чувствовать Бога, грех, зло и добро…
3) Охлаждение к молитве, к чтению книг духовного содержания, отсутствие интереса к духовным беседам, скука во время богослужения, сонливость во время молитвы.4)
Лёгкая воспламеняемость на грех, раздражительность, озлобление, чувство места, ненависти. Все вышеприведённые состояния души все вместе создают человека духовно больного, что отражается и на внешнем его виде и поведении (мрачный взгляд, озлобленное лицо, грубость манер, неприятно-резкий голос и т.п.) и постепенно низводят человека до полного духовного омертвления…
* * *
Посмотри каждый на себя: не находишь ли ты в себе признаков духовного умерщвления? Стремится ли твой дух к блаженной вечности, очищая себя на каждом шагу от греха и украшая добродетелью? Бодрствует ли совесть твоя – этот страж и голос Божий? Гляди внимательно, чтобы не подползла к тебе эта змея лютая – смерть духовная. Себе внимай и чаще ко Христу взывай: “Иисусе Воскресший, очисти душу мою, омраченную грехом”.
Страшна телесная смерть человеку. Жутко смотреть на покойника, который ещё так недавно был с нами, разделял наши речи, планы, а сейчас лежит безгласен, недвижим. Трепет вызывает у нас тесный гроб и глубина сырой могилы… О, как нежелательна, противна и страшна смерть…Не забывай же и того,
что станет с человеком через неделю-две после смерти, когда он разлагается и становится пищей червей.
Но как ни страшна смерть телесная, а она ничто по сравнению со смертью духовною. Как душа своею ценностью превосходит тело, так и смерть душевная своими последствиями превосходит физическую смерть. При телесной смерти тлению предаётся тленное, при душевной – умерщвляется (обрекается на вечные страдания) вечное; первая смерть обезображивает внешний вид человека, но не надолго, так как вскоре он превращается в прах, а вторая – вечным безобразием покрывает его; чрез первую человек делается пищей земного трупного червя, чрез вторую – к нему допускается неумирающий, вечно гложущий червь; первая приносит человеку предсмертную агонию, страдания, которые сама же смерть и прекращает, а вторая погружает грешника в бездну вечных мук. О, Господи, избави нас от сея смерти.
ЧТО ТАКОЕ СМЕРТЬ ДУХОВНАЯ? Это такое состояние духа человеческого, когда он:
1) Живёт без веры в Бога и в собственную душу; отрицает существование загробной жизни; признаёт одну только телесную жизнь; ненавидит веру в Бога; борется с нею; отрицает Бога и мир духовный, ненавидит Бога, хулит Его, или
2) когда человек живёт жизнью исключительно плотской; служит без удержки страстям; не желает духовной, чистой жизни; усыпил свою совесть. О, как несчастна подобная душа… Она умерла для вечности… Гниение её начинается ещё здесь, на земле, и горе её состоит в том, что оно не окончится и за гробом… Она предаётся мукам огня (страстей), которые и за гробом её не оставят.
Как смерть телесная чаще всего приходит не сразу, так и смерть духа наступает не сразу. Как перед смертью человека постепенно отнимаются члены его: ноги, руки, притупляется зрение, слух и т.д., также бывает и перед смертью душевной жизни:
1) Сначала только загрязняется грехом какой-либо орган (ум, чувство, воля), а потом он и умирает, так например:
а) Глаз духовный подметил чужой грех. Сначала он им возмущается, а потом или привыкает подмечать чужие грехи, становится злым, недоверчивым, озлобленным, жестоким, чёрствым или возбуждается сам на грехи доходит до того, что только выискивает его, дабы любоваться им…
б) Или сердце, начиная с нечистых пожеланий, незаметно для себя доходит до того, что только и живёт греховными услаждениями;
в) Точно также от случайных греховных мыслей ум человека может перейти в мир греховных образов, кои уже помимо его воли вызываются и рисуются в нём, призывая сердце к услаждению ими…г) Так может и лень одолеть человека, она закрывает ему глаза на молитве, манит его на мягкое ложе, к вкусным яствам и борьбе с постом, христианскими подвигами и терпением…
2) Умирающий один орган духа своим разложением заражает и другие; все вместе они нападают на совесть, которую стараются задушить. Если удастся им это, то смерть победоносно приближается к несчастной душе.
ПРИЗНАКИ ПРИБЛИЖЕНИЯ СМЕРТИ
Как есть признаки приближения физической смерти (дряхлость, болезни, отнятие органов речи, слуха, зрения и т.п.), так есть и признаки смерти духовной:
1) Постепенное притупление совести, которая привыкает человеку прощать всё; дозволяет ему грешить, не требует от него покаяния; спит, когда он грешит.
2) Такое состояние, когда грех обращается в страсть, которая отнимает у человека здравый ум, лишает душу способности чувствовать Бога, грех, зло и добро…
3) Охлаждение к молитве, к чтению книг духовного содержания, отсутствие интереса к духовным беседам, скука во время богослужения, сонливость во время молитвы.4)
Лёгкая воспламеняемость на грех, раздражительность, озлобление, чувство места, ненависти. Все вышеприведённые состояния души все вместе создают человека духовно больного, что отражается и на внешнем его виде и поведении (мрачный взгляд, озлобленное лицо, грубость манер, неприятно-резкий голос и т.п.) и постепенно низводят человека до полного духовного омертвления…
* * *
Посмотри каждый на себя: не находишь ли ты в себе признаков духовного умерщвления? Стремится ли твой дух к блаженной вечности, очищая себя на каждом шагу от греха и украшая добродетелью? Бодрствует ли совесть твоя – этот страж и голос Божий? Гляди внимательно, чтобы не подползла к тебе эта змея лютая – смерть духовная. Себе внимай и чаще ко Христу взывай: “Иисусе Воскресший, очисти душу мою, омраченную грехом”.