15 января 2018

Преподобный Серафим. Хронологии

1. Хроника жизни и подвигов преподобного Серафима

19 июля 1759 — Курске в именитой купеческой семье Мошниных родился сын, нареченный при крещении Прохором. 


1762 г. (3 года) — Умер его отец, Исидор Мошнин. 

1766 г. (7 лет) — Прохор упал с колокольни, по чудесном заступлении Божьем остался цел и невредим. 

1769 г. (10 лет) — Болезнь Прохора. Исцеление от чудотворной иконы Божьей Матери "Знамение", известной как Курская-Коренная. 

1776 г. (17 лет) — Паломничество Прохора в Киев. Отшельник Досифей благословляет юношу на послушание в Саровский монастырь в Нижегородской епархии. 

20 ноября 1778 г. (19 лет) — Прохор становится послушником Саровского монастыря. 

1780-1783 гг. (21-24 года) — Тяжелая болезнь. Исцеление после посещения Божьей Матери в сопровождении апостолов Петра и Иоанна Богослова. 

13 августа 1786 г. (27 лет) — Пострижение в монашество с наречением имени Серафим ("Огненный") 

Октябрь 1786 г. (27 лет) — Рукоположение отца Серафима во иеродьякона.
1788 г. (29 лет) — Агафья Мельгунова (мать Александра) основывает Дивеевскую общину. 

13 июня 1789 г. (30 лет) — Перед своей кончиной мать Александра берет обещание с отцов Пахомия, Исайи и Серафима "присматривать" за ее общиной. 

2 сентября 1793 г. (34 года) — Отец Серафим рукоположен во иеромонаха.
1794 (35 лет) — Умирает игумен Пахомий. Братия избирают игуменом отца Исайю. 

1794 г. (35 лет Отец Серафим для сугубых молитвенных подвигов становится отшельником. Среди верующих он уже известен как старец.
1794-1798 гг. (35-39 лет) — 1000 дней молитвенного "стояния на камне". Строгий пост. 

Сентябрь 1804 г. (45 лет) — Преподобный Серафим тяжело изранен разбойниками. После многодневных страданий исцелен посетившей его Божьей Матерью. 

1806 г. (47 лет) — Отставка игумена Исайи. Преподобный Серафим отказывается от предложенного ему игуменства. Игуменом избирается отец Нифонт. Преподобный Серафим прекращает старческое попечение о братии и начинает духовно опекать Дивеевских монахинь. 

1807 г. (48 лет) — Умирает отец Исайя. 

1807-1810 гг. (48-51 год) — Преподобный Серафим становится "молчальником" в своей пустыньке. 

1810 г. (51 год) — Отец Нифонт и монастырский собор старцев благословляют преподобного Серафима вернуться в обитель 

8 мая 1810 г. (51 год) — Преподобный Серафим возвращается в монастырь и уходит в затвор. 

1813 г. (53 года) — Выход из затвора. Возобновление старческого попечения о братии монастыря и паломниках. 

1820-1821 гг. (60-61 год) — Забота о материальном и административном устройстве Дивеевской обители. 

1821 г. (61 год) — Первое проявление чудотворения - исцеление помещика Михаила Мантурова. 

25 ноября 1825 г. (66 лет) — Божья Матерь указывает преподобному Серафиму место для строительства мельницы и имена первых восьми "мельничных сестер". 

1827 г. (68 лет) — Послание на мельницу первых сестер. Назначение настоятельницей Елены Мантуровой. 

6 августа 1829 г. (70 лет) — Освящение мельничной церкви. 

8 сентября 1830 г. (71 год) — Освящение крипты. 

24 марта 1831 г. (71 года) — Последнее явление Божьей Матери преподобному Серафиму. 

5 сентября 1831 г. (72 года) — Исцеление помещика Н.Мотовилова 

Ноябрь 1831 г. (72 года) — Беседа с Мотовиловым о Святом Духе. 

1831-1832 гг. (72 года) — М.Мантуров отъезжает в Польшу. Кончина Елены Мантуровой. 

Май 1832 г. (72 года) — Н.Мотовилов провозглашается "покровителем" сестер. 

2 января 1833 г. — Блаженная кончина преподобного Серафима, Саровского Чудотворца (н
а 73 году жизни).


2. Хронология канонизации преподобного Серафима





1883 год. Впервые поднят вопрос о канонизации преподобного Серафима Саровского: начальник московских женских гимназий Викторов в письме обер-прокурору Святейшего синода К. П. Победоносцеву предлагал «ознаменовать начало царствования императора (Александра III. – Ред.) открытием мощей благочестивого, всей Россией чтимого угодника». К этому времени рассказы о жизни саровского старца уже появлялись в печати.

Об ответе К. Победоносцева история не сообщает.

1891 год. По инициативе игумена Рафаила (Трухина), настоятеля Саровской обители (1889-1894), в Тамбовской епархии начат сбор сведений о жизни, подвигах и чудесной помощи Серафима Саровского специально для предоставления в Синод.

1894 год. Результаты высланы в Святейший синод.

1895 год. Ответ Синода Тамбовской епархии, в котором повелевалось продолжать сбор сведений о саровском подвижнике, но отказывалось в принятии дела на рассмотрение по причине отсутствия «решимости начать дело прославления».

1896 год. Опубликована «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря» арх. Серафима (Чичагова, будущего митрополита Ленинградского, священномученика).

Арх. Серафим на личной аудиенции передает летопись императору Николаю II.

Царь вызывает обер-прокурора К. Победоносцева и предлагает ему в ближайшее время представить указ о канонизации Серафима Саровского. Известно скептическое мнение К. Победоносцева, выраженное им лично императору, о необходимости действовать столь поспешно.

1902 год. Выходит указ Синода о подготовке канонизации Серафима Саровского.

11 января 1903 года. В Саров выезжает комиссия под председательством митрополита Московского Владимира (Богоявленского, будущего священномученика) для освидетельствования мощей святого Серафима. Мощи были обретены в виде косточек. В Синоде смятение. Почти все его члены против канонизации. Известна знаменитая фраза, которую приводит в своих воспоминаниях монахиня Серафима (Булгакова): «Зачем ехать куда-то в лес, нашли только кости».

29 января 1903 года. Опубликовано заявление первенствующего члена Святейшего синода митрополита С.-Петербургского Антония (Вадковского) с богословским обоснованием того, почему останки Серафима Саровского, найденные в костях, это святые мощи.

Почему вопрос с мощами становится одной из главных проблем канонизации прп. Серафима? В традиции Православной Церкви мощам святых угодников придавалось особое значение. Частицы мощей зашивались в антиминс, без которого нельзя служить литургию; до появления антиминсов Церковь совершала литургию на гробах с мощами мучеников, служивших престолом. Чудеса исцелений происходили во множестве именно при их гробах и мощах. Обретение мощей прославляемого святого было важнейшим богослужебным актом прославления.

Однако в древней Церкви мощи святых почитались вне зависимости от состояния останков. (На Афоне и сегодня мощами считаются кости подвижника.) Но и на Руси в Средние века мощам святых поклонялись независимо от их состояния: когда переносили мощи святителей Московских при перестройке Успенского собора, митрополит Иона был обретен «в целом теле», митрополит Фотий — в мощах и частично истлевшем теле, а митрополит Киприан — в мощах, то есть сохранились только кости. Основанием для канонизации святых было не нетление останков подвижников, а проявление Духа в святости их жизни и в чудотворениях от их мощей. Поэтому Православная Церковь прославляла угодников, мощи которых не открыты до сих пор. Таковы, например, Антоний Печерский, Кирилл Белозерский, Иосиф Волоколамский, Пафнутий Боровский и другие. Были и подвижники, которых причисляли к лику святых еще до открытия их мощей — потому что еще до открытия совершались многочисленные чудотворения при их гробах; таковы преподобный Феодосий Печерский, митрополит Московский Петр, преподобный Нил Столбенский, святитель Ермоген, Патриарх Московский, и другие. И напротив, бывали случаи, когда обретались нетленные тела усопших, но не совершалось чудотворений по молитвам к ним, и они не прославлялись.

В синодальный период, как в народном сознании, так и среди духовенства, укоренились неверные мнения относительно существа и значения останков святых, самым распространенным из которых считалось, что нетленные мощи — это нетленное тело, являющееся показателем святости угодника.

Потребовалось богословское исследование, результат которого был опубликован в заявлении митрополита Антония, в котором он напоминал как скептически настроенным членам Синода, так и церковному обществу учение православной Церкви о мощах: «Нетление мощей вовсе не считается признаком для прославления святых угодников… нетление мощей, когда оно есть, есть чудо, но только дополнительное к тем чудесам, которые творятся чрез их посредство. И святость старца Серафима определялась не свойством его останков, а верою народа и многочисленными чудесами, которые по их исследовании не представляли никакого сомнения в своей достоверности и относятся к событиям, являющим чудодейственную силу Божию ходатайством и заступлением отца Серафима… Потому нет никаких оснований смущаться православным».

Мнение митрополита Антония разделяли и считавшийся «камертоном богословия» XIX века святитель Филарет (Дроздов), и авторитетный церковный историк профессор Е. Голубинский.

На основании этого заключения Синод признал удовлетворительными результаты освидетельствования мощей и составил доклад императору, в котором выражалось решение «Благоговейного старца Серафима, почивающего в Саровской пустыни, признать в лике святых, благодатию Божиею прославленных, а всечестные останки его — святыми мощами». Память святого Серафима положено праздновать как в день преставления, 2 января (15 по н.ст.), так и в день открытия святых его мощей, 19 июля (2 августа по н. ст.)».

Ознакомившись с докладом Синода, император Николай II поставил такую резолюцию: «Прочел с чувством истинной радости и глубокого умиления».

19 июля (1 августа н. ст.) 1903 года. Торжества прославления преподобного Серафима в Сарове. В документальных свидетельствах говорилось, что при переложении в новый гроб мощи святого Серафима издавали благоухание. Во время торжеств происходили многочисленные случаи исцелений, подтвержденных в том числе и самим митрополитом Антонием (Вадковским).