Из «Митерикона»*
Послание 1-е. О поклонах, псалмопении, о чине монашескаго жития и о правиле касательно пищи
Послание 2-е. Как должно совершать псалмопение
Послание 1-е. О поклонах, псалмопении, о чине монашескаго жития и о правиле касательно пищи
Богомудрые Отцы говорят, что душа наша имеет три части: ум, который называют также и силою словесною, силу раздражительную и силу вожделетельную. В сих силах добродетели находятся естественно и внутренно, а пороки прибывают отвне, чрез потерю добродетелей. — Добродетели ума суть следующий: правая вера, знание, благоразумие, смирение, непрестанная в сердце память о Боге, память о смерти, чистые помыслы, удаленные от житейских и суетных вещей мира, как то: разнообразной пищи и пития, стяжаний, безполезных связей с людьми и подобнаго сему, — чем оскверняется душа безмолвствующаго. Потому?то св. Отцы, как сами жили в пустынях и горах, так и женам определили безмолвствовать, удаляясь связей и всякаго обращения с мужчинами, чтоб, таким образом, удобнее утвердиться в добродетели, чрез терпение, совершенное безмолвие и всецелое упразднение от внешняго, — обучить нравы и чувства, сохранить ум и помыслы чистыми и неоскверненными от нечистых воспоминаний, и обрести Бога делами, творимыми в безмолвии. — Дела же безмолвия суть: пост, бдение, долулежание, чтение, поклоны на каждый час. — Поклонов должно иметь каждый раз по крайней мере сто; потом, приложась к честному образу Сладчайшаго Иисуса Христа и Бога нашего, сесть за чтение, или рукоделие.
Но главное, госпожа моя и сестра, ты должна изглаждать зло из сердца — умертвием мирy, всяким воздержанием, терпеливым пребыванием в безмолвии, истинным смирением, нощеденственною молитвою и любовию к Богу. Сими душевными и телесными добродетелями зло искореняется, а добро насаждается и возращается. — Впрочем знай, госпожа моя, что никто ничего не может исправить без помощи Божией, равно как и без своего желания и усердия ни в чем не можем мы иметь успеха. — Кто познал любовь Божию и памятует об обетованных нам благах и повседневных благодеяниях и заступлениях, коими Бог избавляет нас от бед и искушений человеческих и наветов демонских, тот безболезненно будет сидеть на безмолвии. Ибо, если любящие земныя блага употребляют все средства, решаются на все страдания, истощают силы и деньги, чтоб только не лишиться желаемаго: то не тем ли паче возлюбившие небесныя блага должны творить всякое добро, и охотно претерпевать всякия скорби, чтобы не лишиться Царствия Небеснаго? — И ты, добрая сестра, укрепленная свыше благодатию, оставила ?ир и все презрела в таком нежном возрасте, уверовав Христу Богу, Который говорит: кто не отречется всего имения своего, не может Мой быти ученик; и: иже любит отца, или матерь, или братию, или сестры паче Мене, несть Мене достоин; также: «кто оставит домы и села и виноградники ради Мене, сторицею приимет и живот вечный наследит»; еще: приидите ко Мне ecu труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы. — Услышав сие, ты уверовала, благословенная душа, и сотворила по вере, возжелав проходить славное, честное и высокое безмолвное житие. — Хорошо и мудро ты избрала сие. Впрочем знай, что честный дом св. безмолвия велик и тяжел; потому имеет нужду в основаниях твердых и прочных: иначе, если под честным зданием добродетелей положены будут основания не надежныя, оно все падет, и будет разрушение храмины сей велие. — Основания же безмолвия суть: пост со смирением, молчание, чтение, удаление от бесед с мужчинами, скажу — и с женами, бдение, молитва, множество поклонов. Таковы основания честнаго безмолвия!
Во–первых же, госпожа моя, знай цель, для которой ты оставила род свой и вышла из дому отца своего. Без сомнения ты вышла для того, чтоб ненавидеть мир и все, что в мирe, — и не только ненавидеть мирcKoe, но и подвизаться против страстных и блудных помыслов, чтобы сосложением с ними, не осквернить ума и соблюсти сердце свое чистым и сокрушенным, — в каковом обитает Дух Святый посредством непрестанной молитвы. — Потому, если нападут на тебя демоны тлетворной похоти, вооружись постом, бдением, злостраданием, безмолвием, молчанием, смирением и прилежною молитвою, — и противоборствуй им, как верная раба истиннаго Бога, чтобы могла сказать с Давидом: во смирении нашем помяну ны Господь.
Но знай, госпожа моя, что аще не Господь созиждет дом, всуе трудятся зиждущий. — По истине, добрая сестра моя, и кажущееся добрым из того, что мы творим, если хорошо вникнуть, окажется худым, достойным укора и осуждения. Ибо кто может целомудрствовать, как Иосиф? Любить Бога, как Авраам? Поститься, как Моисей, Илия и Даниил? Умирать на всяк день, как Апост. Павел, мученики и преподобныя жены, — кои за Христа пролили кровь свою, или в безмолвии угождали Ему, и злострадали даже до смерти Царствия ради Небеснаго? — Если всегда будешь памятовать в уме своем о святых мужах, преподобных женах, и о добродетелях их, то конечно найдешь, как совершенно святые возлюбили Бога, и укоришь себя, что не только ничего такого не сделала, но и не помыслила о том. Также, созерцая благость Божию, по которой Он благоволил соделаться ради нас человеком и умереть, — все, что ни делаешь, ты почтешь обветшалым рубищем, уметом, ничем. Так, госпожа моя, — непрестанно помышляя о сем, отвергай гордость душевную, и если сделаешь что добраго в добром безмолвии своем, почитай то ничего нестоющим, и даже не думай, что творишь добродетель; но презри всю честь и славу мира, как негодное. рубище. — Помни, христолюбивая душа, что, как раба Христова, ты обязана и работать Ему, исполняя верно всякую заповедь, которую дал 'нам благий Владыка наш. — Потому, когда исполнишь все, тогда помысли в себе смиренно: как раба я исполнила, что мне было повелено, и сочти себя непотребною тварию. Также, сладчайшая госпожа моя, что ни делаешь, делай сокровенно, делай для единаго Бога; укоряй себя всегда, и говори помыслу своему: глупый помысл! что ты возносишься? — Первый же тебе укор в том, что ты свою волю исполняешь, и что похвала человеческая и добрая о тебе между ними слава, придают тебе крепости и силы на та–ковый подвиг; а сестры, находящияся в подчинении, не то делают, что хотят, но что повелит настоятельница, хотя бы они того и не хотели. Так укоряя помысл свой, ты хотя отчасти можешь избежать сетей демона гордости. Впрочем в этом и в другом всем ты можешь успеть не иначе, как если всегда будешь пребывать в безмолвии. — Если иногда будешь безмолвствовать с охотою, а иногда блуждать туда и сюда, влекомая демоном миролюбия, то суетен труд твой и безплодно все, что ты ни делаешь. В таком случае на что и жить тебе? — Если же всегда будешь безмолвствовать, творить добродетели, почитать себя худшею из всех людей, укорять, как безплодно сидящую в келлии своей и убегать сообращения с мужчинами; то блаженна ты в женах, и блажен путь, коим имеешь ты шествовать, разлучившись с телом. — Иначе смотри, добрая сестра моя, не трудиться бы тебе всуе.
В келлии своей не делай ничего ни более, ни менее правила, которое я предал тебе: — ибо все чрезмерное от демонов. Но иди царским путем, который показан тебе мною. Когда же захочется тебе сделать что?либо более, не делай того без моего ведома и совета. — Итак, сидя в келлии своей, имей делание духовное, т. е. чтение, псалмопение, молитву, множество поклонов и небольшое рукоделие. — Держи память о Сладчайшем Иисусе, память о смерти, память о прежних грехах своих и повседневных падениях, каковы: наводимое лукавым нерадение о всякой добродетели, поскользновения языка, безсловесныя движения гнева и похоти, блуждание ума, недобрые помыслы. Все сие старайся осязать в себе, — и коль скоро найдешь что такое, спеши исправить, и отсекши с корнем, далеко отжени то от сердца своего, чтоб иначе плевелы зла не заглушили пшеницы добродетелей в душе твоей, и в день суда ты не оказалась безплодною, как те пять юродивых дев. Потом опять дай делание помыслам для возбуждения сокрушения и ревности по Богу, каковы: память о вечных муках, о мужестве мучеников, о терпении и дивной твердости подвижников и подвизавшихся жен, — и о добродетелях всех святых. Понуждай себя к духовной молитве, в которой научена ты поучаться день и ночь непрестанно, — т. е. Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя!
Помышляй всегда в сердце своем о снисшествии к нам Бога, о Его св. страданиях, кресте, смерти, сошествии во ад, — о всем, что Он соделал для нас, и что обетовал злостраждущим ради Его. — Сколько и каких страстей не претерпел за нас всеблагий Бог! — А я, так говори себе добрая сестра моя, не исполнила и одной заповеди Божией! — Он, по неизреченной благости Своей и безмерному человеколюбию, избавлял, и повседневно избавляет меня от прелестей демонских и наветов людских; а я, несчастная и многогрешная, каждодневно прогневляю Его, неисполнением воли Его, и злыми помышлениями огорчаю Его; диаволу же, врагу моему, повсечасно воюющему против меня, угождаю тем, что творю волю его. — Помышляя о всем сем, в келлии своей, добрая моя и сладчайшая сестра, в какое не придешь ты умиление и плач, в какое смирение и сокрушение сердца?
К тому же разсматривай, какия добродетели ты творишь, какия сотворила, и каких не достает у тебя. — Добродетели безмолвия суть: совершенное смирение, совершенное послушание, совершенное воздержание, совершенное целомудрие, совершенный пост, совершенное бдение, множество поклонов, чтение, молчание, чистота, мир, превосходящий всякий ум, память о Боге, память о смерти, правда во всех добродетелях. — Чрез все сии добродетели привходит в монаха блаженное смирение, а чрез смирение вселяется в него Бог. — Да вселится и в твое сердце Бог, и да походит в тебе, по обетованию Своему!
Говори ты злым помыслам: отступите от мене вси, делающий беззаконие, и не творите дому Отца моего домом купли. Поставь над помыслами своими, как бы стражем и главою, — память о Боге и память о смерти; а учителем — Сладчайшаго Христа и Бога нашего, не вводя ничего в келлию свою, ни чистаго, ни нечистаго. — Говори сама себе: как провели мы нынешний день или ночь, или даже каждый час дня и ночи? И если что сделала добраго, говори со смирением и благодарением: слава долготерпению Твоему Господи! слава человеколюбию Твоему, Владыко! Слава благости Твоей, Святый!
Помышляй о всем этом, в блаженном безмолвии твоем, внутри келлии своей, плачь непрестанно, чтобы треклятый враг диавол не приразил к тебе непотребных и злых мыслей; не помрачил в тебе света добродетелей и не уязвил сердца твоего скверными и суетными желаниями. — Молись, госпожа моя, о мире всего мира, о спасении христиан и о всех людях. Молись, Господа ради, госпожа моя и сестра, и о мне бедном, что, не сделав никогда ничего добраго, не имея и малаго следа добродетелей, обремененный неисчетными грехами и страстьми, несчастный я, пишу и учу других. — Тебя же да покроет Господь Бог от всякаго зла, видимаго и невидимаго, и да укрепит на исполнение воли Его во все дни жизни твоей.
Вот тебе от меня, ничтожнаго и беднаго, госпожа моя, монахиня Феодора, вот тебе доказательство моей духовной к тебе любви, в сохранение и укрепление благословенной души твоей и тела. — Ибо иначе я не могу праведно воздать тебе за чистую любовь, которую всегда имеешь ты к нам, как благожеланием, да безбедно протечешь маловременную жизнь сию, и благодатию Христовою радостно прейдешь в будущую, в сорадование с преподобными и славными женами, во веки веков. Аминь.
Послание 2-е. Как должно совершать псалмопение
Помню, что однажды благороднейшая душа твоя, госпожа моя и сестра, спрашивала мою бедность о том, как должно петь псалмы. Я тогда словесно отвечал и объяснял, как должно совершать псалмопение; ныне же хочу изобразить то христолюбивой душе твоей и письменно. — Слушай внимательно, пойми и разсуди о том сама с собою.
Все люди, беседуя к другим, знают, что говорят, и сами стоят со всем вниманием, слушая речи других. Но бывает, что тогда как говорящие знают, что говорят другим, слушающие часто не так хорошо внимают тому, что говорится им. — Есть ли разум в таких людях? — Но если за такое невнимание к тому, что говорят нам другие люди, нас почитают не разумными и непотребными: то какую можем иметь мы надежду спасения, когда приступая к псалмам — сим словесам Духа Святаго, устами поем и будто песнословим Бога, а ум нисколько не внимает поемому? когда предаем ум свой лукавому демону, — и он, с самаго начала пения, увлекает его к заботе о нужных будто вещах, или исполняет его нечисты ми и скверными воспоминаниями, — и мы ничего не чувствуем из того, что поем! Итак, добрая госпожа моя, покажи хотя такое внимание во время пения псалмов, какое имеешь при беседе с другими. Если же не будешь прилагать о том старания, то на раззорение и нивочто будет псалмопение твое и твоя беседа к Богу. Это будет не только тщетный, но и не безвредный труд. Тому, кто поет так, должно плакать и стенать, что думая угодить Богу, более прогневляет Его своим безчинным пением.
Порядок пения должен быть у тебя такой: по захождении солнца, затвори дверь келлии своей и положи законные 100 поклонов; потом, став прямо, и воздевши руки свои к небу, скажи трижды: Боже, милостив буди мне грешной и непотребной рабе, — скажи из глубины души, со стенанием и сокрушением сердца; далее: Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь. — Трисвятое; Пресвятая Троице; Отче наш; Господи помилуй 12; Приидите поклонимся трижды, и — начинай псалмы. Прочитав со всем вниманием две кафисмы, опять положи 100 поклонов; опять скажи: Боже милостив буди мне, трижды; и — приидите поклонимся, и опять — две кафисмы. по окончании их опять 100 поклонов и: Боже милостив буди мне… и Приидите поклонимся по трижды; и еще одну ка–фисму. По исполнении ея — Трисвятое. Господи помилуй 100 раз, и поклонов 100; Боже милостив буди мне; Слава Тебе Боже наш, слава Тебе — трижды, и — Молитвами святых отец наших. Потом, поклонись святым иконам, и поди почий. Когда дадут знак в церковь, всеми силами старайся быть в церкви вместе с окончанием стучания в доску. — Поступая таким образом, ты будешь безопасна от стрел лукаваго. — Впрочем прошу тебя, сколько можешь, читай медленнее, чтоб и ум понимал, что читаешь. — Пришедши из церкви, пропой междочасие перваго часа, потом сядь, почитай немного, и берись, если есть, за рукоделие. Часы совершай в келлии так: когда настанет третий час, встань, положи 50 поклонов, и начинай петь; по окончании псалмопения положи опять 50 поклонов, и садись за чтение. Тоже на 6–м и 9–м часах. Прочитай также чин изобразительных и исполни 720 поклонов. Потом поклонись Господу до земли, прочитай: Отче наш, — и вкуси насущнаго хлеба. — После садись и читай. — Таким образом всегда за псалмопением должно следовать чтение, и за чтением рукоделие. Поступая таким образом, ты никогда не впадешь в уныние. — Когда вкушаешь пищу в келлии своей, женщина, служащая тебе, не должна стоять там, но пусть, положа немного хлеба, воды и овощей, выйдет. Когда кончишь, тогда позови ее опять. — Ибо не должно, чтобы кто смотрел на безмолвствующаго, ни даже когда он спит. — Вот я показал тебе чин безмолвствующаго ради Господа и желающаго оплакивать грехи свои! Молись и о мне, и всегда поминай меня в молитвах.
Молитвы всех святых да будут с тобою, сохраняя тебя от всякаго зла. Аминь.
Что касается до 720 поклонов[1], то ты должна исполнять их круглый год, до последняго издыхания, кроме разве болезни. В пятьдесятницу до недели Всех святых не должно их класть, а равно и в 12 дней[2]. Пять дней в каждой недели исполняй их, во весь год неопустительно, если желаешь вести жизнь безопасную от сетей диавола. Молись и о мне, по слову Апостола, который говорит: молитесь друг за друга, яко да исцелеете.
Послание 3-е. О безмолвии ума
Собери, госпожа моя, ум свой, утверди благочестивый помысл свой, и внимай тому, что ныне буду писать тебе.
С того времени, как человек, преслушанием заповеди отпадши от Бога, изгнан был из рая, диавол и демоны его получили доступ мысленно колебать, смущать и разсеявать ум его день и ночь, у одного более, у другаго менее. И смиренный безмолвник не может иначе избавиться от сей прелести лукаваго демона, как непрестанною памятию о Боге. Так, он всегда должен со вниманием повторять святое имя Сладчайшаго Иисуса Христа и Бога нашего — день и ночь, всякий час, и всякое мгновение, пока напечатлеется в сердце его сие Божественное речение: Господи Иисусе Христе, помилуй мя! Сыне Божий, помози мне! Ибо сия Божественная память отгоняет от ума безмолвствующаго ради Бога всезлобнаго диавола. Часто я напоминал тебе, добрая сестра моя, о памяти Божией, и ныне опять говорю тебе, что если не потрудишься и не попотеешь, чтобы напечатлелось в сердце твоем и в уме твоем сие страшное имя, всуе ты безмолвствуешь, всуе поешь, всуе постишься, всуе бдишь. Одним словом: весь труд монаха будет ни во что без такого делания, без памяти о Боге. Это есть начало безмолвия ради Господа, это и конец. Сие многовожделенное имя есть душа безмолвия и молчания. В памяти о нем — радость и веселие, оставление грехов и богатство добродетелей. Сие преславное имя едва не многие могли обрести в одном безмолвии и молчании. Иначе же и не может человек улучить его, хотя много будет нудить себя. Потому, зная силу слова сего, я всегда убеждаю твою во Христе любовь, безмолвствовать и молчать; ибо посредством сих добродетелей богатеет в нас память о Боге.
Кто не злопостраждет, чтобы преклонить милость Божию к себе, особенно — когда Сам Он хочет возвратить опять прежнее достоинство безмолвствующему, толкущему и ищущему всегда? — Кто не попечется вниманием и верою, безмолвием, молчанием и трудом опять стяжать то, что имел в начале Адам в упокоение и утешение, и потерял по невниманию и неверию? — Тесноты и труды, т. е., пост, молчание, бдение и всякий другой труд безмолвника, даны человеку по устроению человеколюбиваго Бога, чтобы он не потерял опять того блага, котораго притрудно достигла умная душа его, во время его ради Бога безмолвия. Потому?то я и пишу о том твоей во Христе любви подробно, и, как бы сказать, по волоску, чтобы труд твой не был безплоден и суетен. Ты, добрая моя сестра и госпожа, познала, что мир весь во зле лежит, и по благоволению Божию легко оставила его, отрекшись от всего ради Господа. — Да не будет же труд твой тщетен и безполезен! Поревнуй угодить благому Богу, как избранная раба Его, чтобы в день суда от десницы Его приять неувядаемый венец пред лицем ангелов и святых.
Я, госпожа моя, исполнил свое, и что некогда говорил тебе словом, то теперь исполнил писанием. И за все сие ты имеешь дать отчет в день суда. Ибо чего весьма многие из монахов не знают, ты всему тому научена точно, истинно и нелестно. Потому должно внимать тому со страхом и трепетом и исполнять то со тщанием и усердием, чтобы проведши во всякой чистоте и честности краткие дни жизни своей, в час смерти ты вышла из тела своего среди радования и веселия ангелов и святых. — Молитвы всех святых да будут с тобою, сохраняя тебя от всякаго зла.
На сем слове хотел было я остановиться, но пришел на мысль другой предмет, который и решился я изложить тебе теперь же со всею точностию. — Слушай, храни и исполняй написанное мною, госпожа моя. Бог подает безмолвствующему и ищущему Его великие дары, которых никто другой получить от Него не может, и они суть следующие: сердце сокрушенное и смиренное, трезвенное, бодренное, целомудренное, кающееся, умиленное, в коем внедрена всегдашняя память о Боге, память о будущем суде и смерти; также — усердие к чтению, сила и крепость не отступать никогда от Бога, сила предстоять Ему всегда со страхом и трепетом, чистота, кротость, терпение, благодушие. Когда безмолвник получит сии дары, — слава Тебе, Спасе Христе! — Ибо после сего многовожделенный Христос подает уже безмолвствующему ради Его освящение и здравие. — Здравие же состоит в том, чтобы даже мысленно не вожделевать грехов мирcкaгo похотения, т. е. богатства, похоти плотской, тщеславия, суетной чести от людей земных. — Бог не может уврачевать того, кто прежде не взыскал и не стяжал показанных выше даров, чтобы, получив здравие без трудов в великом безмолвии, без постов, и вообще без всякаго подвига безмолвническаго, он не обратился к чести человеческой, не востщеславился тем, что здоров и нератуем страстьми, и не впал в сеть диавольскую, т. е. в гордость: ибо тогда последняя его будут горша первых, — потому что гордость больше всех грехов, и все другие грехи прибывают уже в след за нею. Начало греха, говорит Премудрый, есть гордость.
Таким образом ум безмолвствующаго становится обоженным, потому что он всегда имеет Бога в сердце своем, посредством добродетелей. Такому уму невозможно быть у человека самому по себе; но памятию об Иисусе Христе и смерти вселяется Иисус в сердце безмолвника, и ум его становится обоженным. Ибо от внимания и поучения в законе Христовом бывает он исполнителем заповедей Его, чрез исполнение заповедей внедряется всегдашняя память об Иисусе в сердце его; а от сего ум его делается обоженным. Тогда он бывает весь Христов, и о том только помышляет, чтобы творить заповеди Его со страхом и любовию.
Я же подателя благ — Бога, подающего достойным Духа Святаго и открывающего сокровенное в Божественных Писаниях, — славлю, благоговейно чту, хвалю и благодарю, во Христе Иисусе, Господе нашем, с Нимже Ему слава со Святым Духом, во веки веков. Аминь.
[1] Какие эти поклоны, верно, известно было из общаго обычая, — класть 10 поклонов поясных, а потом земной. В обители св. Саввы каждый обязан класть 1500 поклонов, из них 150 земных, кладомых на десятках. Кладутся пред утреннею, для чего дается знак в било, за час до утрени.
[2] Вероятно Рождественских.
* * *
* Митерикон – «женский вариант» Патерика, то есть собрание изречений св. жен-подвижниц. Митерикон предваряет наставление аввы Исайи о внешнем уставе монашеской жизни и замыкает его же рассуждение о внутренней жизни монахинь.
В Х веке Митерикон составил инок (авва) Исаия и представил его «пречестной монахине Феодоре». Его нашел и перевел святитель Феофан Затворник.