25 ноября 2018

О чем должно молить Бога

Два Слова святителя Илии Минятия

Слово 1-е. На Евангелие от Матфея

И рече Иисус сотнику: иди, и якоже веровал еси, буди тебе. И изцеле отрок его в той час... (Мф. 8:13) 

Какой-то сотник, рожденный в язычестве и воспитанный в заблуждении, без всякого света богопознания, решительно без знания о Божестве Христа, просит от Христа особенной милости и тотчас получает ее. Один дорогой для него раб был разбит параличом, ужасно страдал и был в опасности с часу на час умереть; и тот сотник, как только Иисус вошел в Капернаум, подходит к Нему, молит Его поистине с глубоким смиренномудрием и горячей верой. Господь мой, говорит он, я недостоин того, чтобы Ты вошел в бедный мой дом, но Ты только словом повели, и, я верю, мой раб тотчас выздоровеет, – Господи, несмь достоин, да под кров мой внидеши; но токмо рцы слово, и изцелеет отрок мой (Мф. 8:8). Иди, ответил ему Иисус, и по вере твоей пусть исполнится твое желание – иди, и якоже веровал еси, буди тебе (Мф. 8:13). И что же случилось? Тот больной раб тотчас выздоровел – и изцеле отрок его в той час (Там же). Итак, слушатели мои, какой-то сотник, повторяю, человек совершенно чуждый, обращается к Христу с молитвой и тотчас достигает желаемого; а мы, христиане, не странни и пришелцы, как говорит Павел, но сожителе святым и приснии Богу (Еф. 2:19), братья Христа, рожденные и воспитанные в Его Церкви, просвещенные Его верой, мы молим Его о той или другой милости и или получаем ее поздно, с большим трудом, или вовсе не получаем. Что же это значит? Он наш Отец – и не внимает нам? Он сказал, чтобы мы просили, – и не подает нам? Обещал нам – и не исполняет? О, это должно быть, наша вина! Мы не знаем, чего просим, и поэтому не получаем. Это непременно так. И вот сегодня приходит великий Иоанн Златоуст научить нас, чего мы должны просить у Бога, если хотим быть услышанными.

Нет никакого сомнения, что высочайший Промысел Божий всегда бодрствует неусыпным оком над людскими нуждами. Он, говорят богословы, хоть и есть одно из самых простых действий Божиих, как и прочие, однако по своим действиям, которые он производит на нас, есть как бы соединение трех божеских свойств: премудрости, силы и благости Божией. Он есть премудрость, потому что ясно знает, какие нужды у каждого. Есть сила, потому что может совершеннейшим образом помочь этой нужде. Есть благость, потому что поистине хочет помочь. Поэтому Бог действует, как провидящий, как податель всего и всемудрый, Который именно знает, что нужно Его тварям. Весть бо Отец ваш, ихже требуете (Мф. 6:8). Как всемогущий, Который может совершить все, в чем есть нужда, ибо велий Господь наш, и велия крепость Его (Пс. 146:5). И как всеблагий, Который хочет и стремится подать помощь по нужде, ибо щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив (Пс. 102:8).

От всемудрого, всемогущего и всеблагого Бога чего мы должны просить, чтобы получить это? Божественный Златоуст отвечает нам: «Что и нам, просящим, полезно, и для Подающего Бога приличествует». Поэтому святой Дамаскин и говорит: «Молитва есть испрошение у Бога того, чего просить подобает». Но мы, во-первых, не знаем, какие вещи полезны нам; это говорит и Павел: О чесом бо помолимся, якоже подобает, не вемы (Рим. 8:26). Это он говорит, по объяснению того же Златоуста, «научая нас не считать вообще полезным то, что таким кажется людям по их рассуждению». Поэтому в первенствующей Церкви Бог посылал одному из христиан особенный дар молитвы, о котором пишет тот же Павел: Сам Дух ходатайствует о нас воздыхании неизглаголанными (Там же). Это объясняет сам златословесный учитель именно так же, как я сказал: «Так как мы, не зная очень многого, для нас полезного, просим неполезного, то снисходила благодать молитвы на одного из тогдашних христиан, и он за всех молился о полезном вообще для всей Церкви; и теперь образом его служит дьякон, возносящий молитвы о народе».

Мы много предметов считаем полезными, а они на самом деле вредны; и когда мы просим их у Бога, Он совершенно не слушает нас, а если и услышит нас, мы гораздо больше терпим вреда, чем получаем пользы; мы поэтому похожи на тех больных, у которых извращен вкус и которые хотят блюд, приятных только на вкус, но для здоровья вредных и смертоносных.

Мы не знаем, действительно ли полезно нам то, чего мы просим от Бога; действительно ли полезно все то, что так кажется человеческому мышлению. О чесом бо помолимся, якоже подобает, не вемы.

Древние рассказывали одну притчу. Какой-то царь, в высшей степени сребролюбивый, умолял Бога оказать ему милость, чтобы все предметы, каких он коснется, тотчас превращались в золото. Бог сказал ему в ответ, что то, чего он просит, вредно, и если получит, то раскается. Но тот продолжал умолять еще пламеннее. Наконец он получил эту милость. И что же с ним случилось? Все, к чему бы он ни прикоснулся, тот же час превращалось в золото: прикасался ли к камню, к дереву, они превращались в его руках в золото. Вначале этот жадный царь радовался такому чудесному превращению; но когда он прикасался к одежде, чтобы надеть на себя, и она на нем превращалась в золото, когда прикасался к пище, к питью, и все это превращалось в золото во рту его, тогда он понял, как вредно было то, чего он просил. Короче говоря, не будучи в состоянии ни есть, ни пить, изнуряемый постепенно, он плохо окончил свою жизнь. Он сам думал, что с испрошенной милостью будет самым счастливым, и оказался самым несчастным человеком в мире. Множество золота сделало его жалким: желая много есть, он умер от голода. Да, когда он просил этой милости, не знал, чего просил; стало быть, он не знал своей пользы.

Так, христиане. Просите, говорит Бог, и дастся вам; ищите, и обрящете; толцыте, и отверзется вам... Кто есть от вас человек, егоже аще вопросит сын его хлеба, еда камень подаст ему? Или аще рыбы просит, еда змию подаст ему? Аще убо вы, лукави суще, умеете даяния блага даяти чадом вашим, кольми паче Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него (Мф. 7:7, 9–11). Зло в том, что мы просим у Него не хлеба, а камня, не рыбы, а змеи, т.е. вещей не полезных, а вредных. Чего мы, люди, вообще просим у Бога? Мы просим славы, чести; не довольствуясь тем положением, в какое нас поставил Бог, мы желаем другого, но находим там волнение, несчастье, разорение. Мы, как оный притчевый царь, желаем золота всей земли, богатства всего мира, но это богатство причиняет нам сугубую смерть, так как разрушает нашу жизнь трудами, заботами и рассеянностью и вводит нашу душу в грехи ростовщичеством, обидами и грабительством. Значит, повторяю, мы не знаем, действительно ли полезно для нас то, чего мы просим от Бога. О чесом бо помолимся, якоже подобает, не вемы.

О, христианин! Желаешь ты просить от Бога того, «что тебе, просящему, полезно», т.е. предметов действительно полезных? Проси того, чего просили те древние христиане с истинным духом молитвы, который по выражению Павла, ходатайствует воздыхании неизглаголанными; именно: проси общего блага для всех христиан – мира и утверждения Церкви. Проси отпущения твоих грехов и прощения твоих врагов. Проси христианской кончины жизни твоей и совершенного покаяния. Проси доброго ответа и чистой совести в день второго Христова пришествия. Вот это выгодно и полезно, так как оно духовно. А если ты хочешь и чего-либо из мирского, открый ко Господу путь твой и уповай на Него, и Той сотворит (Пс. 36:5). О, богодухновенные слова Святого Духа! Открый ко Господу путь твой – яви Богу свою цель. Он, как всемудрый, просветит тебя и наставит тебя; уповай на Него, возложи надежду твою на Бога, и Он, как всеблагий, помилует тебя; Той сотворит – Он, как всемогущий, Сам это выполнит. Освободилась ли какая-нибудь должность духовная или мирская? Предлагает ли судьба какое-либо выдающееся достоинство, выгодную службу, славную честь? Не смущайся вдруг, не ставь своих друзей в затруднительное положение, не обращайся к посредничеству, не бегай к дверям начальников, ко двору вельмож, не смешивай землю с небом (не сбивайся с толку, не перепутай все). Открый ко Господу путь твой. Подыми очи и сердце твое к Богу, испроси совета этой божественной Премудрости и скажи: «Боже мой, как Тебе является, полезно ли это мне?» И если Бог, Который есть Отец всех и главным образом верных, признает, что это полезно, ты успокойся и надейся на него. Пусть не утруждаются друзья, пусть противодействуют враги, Той сотворит: Он Сам исполнит желаемое, Сам устранит препятствия, Сам проведет тебя в безопасности куда стремишься. Он охранит тебя от людской зависти, от перемен счастья; Он утвердит тебя, как гору Сион. Имей только свою волю подчиненной воле Господа и всегда обращайся к Нему с молитвой: не как я хочу, но якоже Ты; да будет воля Твоя (Мф. 26:39; Мф. 6:10); в немногих словах открый ко Господу путь твой и уповай не него, и Той сотворит. Если мы так просим, то получим. Вот что говорит Златоуст, которому принадлежит поучение, что если мы так просим, то тот же час получаем желаемое, так как мы молим о том, «что нам, просящим, полезно»; с другой стороны, мы получаем желаемое, когда молим о том, что дать подобает Богу, Которого мы молим.

Для того чтобы наше моление было благоприятно, испрашиваемая милость должна быть соразмерна не столько с заслугами просящего, сколько с достоинством Дающего. Всякое тело, чем оно громаднее, тем большую бросает тень, и чем больше кто-нибудь по достоинству, тем большие он должен раздавать милости. Это – закон богатой дарами свободы, указанной мудрецами. Как бедного человека обижает тот, кто просит у него больших вещей, так богатого царя оскорбляет тот, кто просит у него малости. «Должно, чтобы просьба соответствовала тому мужу, к кому она обращена, – говорит Григорий Богослов в послании в Кесарию, – одинаково неуместно у малого просить большого и у великого просить малого; первое невыполнимо, второе мелочно». Один из друзей Александра Великого по имени Перилл попросил у него десять талантов, чтобы сделать приданое своим двум дочерям; Александр дал ему пятьдесят. Перилл на это сказал: «Достаточно только десяти». «Да, – ответил Александр, – тебе получить десять достаточно, но недостаточно мне дать». Другой солдат также попросил у него ради милости немного денег, и тот подарил ему целый город. Пораженный таким великим подарком, этот бедняк сказал: «Но это много для простого солдата!» «Зато для Александра, – ответил этот щедрый царь, – это немного».

Что я хочу сказать этим, христиане? Кто хочет просить какого-нибудь дара у Александра Великого, пусть просит чего-либо достойного Александра Великого, иначе он оскорбляет эту высокую душу. Кто хочет просить какой-либо милости от Бога, великого Царя неба и земли, пусть просит того, что достойно Бога. Если вы просите у Бога жизни, здоровья, богатства, счастья, славы, чести – предметов временных, земных, ваше прошение мелочно, ибо вы не веста, чесо просита(Мф. 20:22; Мк. 10:38); это – вещи, которые в сравнении с Богом не стоят ничего. Чему ясное доказательство в том, что, как ничтожные вещи, Бог дарит их и грешным, преступающим Его заповеди, и нечестивым, поносящим имя Его. Просите великих вещей, достойных Бога, «дать которые достойно Умоляемому». Просите, во-первых, Царства Его, а все прочее Бог даст вам, как приложение, если признает, что оно вам полезно. Ищите прежде Царствия Божия, и сия вся приложатся вам (Лк. 12:31).

Но, скажешь мне, если я такой грешник и попрошу Царства Божия, разве получу его? Да, если будешь просить с теплой любовью, с живой верой, ты уже его имеешь. Не христианин ли ты? Значит, Царство Божие есть твое наследие. Чтобы приобрести для тебя царство, Сын Божий сошел с неба на землю, вочеловечился, пострадал, был распят, умер, вознесся. Он отверз тебе путь к раю, оставил таинства Церкви, чтобы через них ты приобрел это неоценимое сокровище. Ты грешен, но и Христос пришел спасти грешников; но если ты и грешник, что мешает тебе в одно мгновение стать праведником? Ты раскаялся, исповедался, исправился и – тотчас оправдался; Царство Божие принадлежит тебе. Царства Божия просили блудники, прелюбодеи, разбойники и получили, а ты не решаешься?

Брат, нет ничего легче, как получить Царство Божие; но знай, что к этому нет другого пути, кроме пути покаяния. Что ты говоришь? Что делаешь? Думаешь покаяться когда-нибудь? Но тогда к чему же и думать о покаянии? Обожди немного, беспечный и нераскаянный, обожди, и тебя спасет та любовь, которая доселе погубила для тебя все и самую жизнь; обожди, и тебя спасет то богатство, которое ты нажил грабежом, увеличил ростовщичеством и которое оставишь в чужих руках по смерти; обожди, и тебя спасет твоя торговля, ремесло, честь, брат твой, друг... Подожди, подожди, и когда придет внезапная смерть и застанет тебя в прежнем грехе, тогда надейся получить Царство Божие! Неразумный! Царствие Божие нудится, говорит Христос (Мф. 11:12); а это значит, что если ты хочешь его, то употреби усилия – усилия во времени, чтобы покаяться поскорее, усилия против дурных привычек, чтобы порвать узы грехов твоих; если употребишь усилия, ты восхитил, а если будешь ждать, то потерял...


Слово 2-е. В 5-ю неделю поста. О чем должно молиться

Не веста, чесо просита... (Мр.10:З8)

Когда тщеславие и честолюбие волнуют, колеблют, перепутывают все дела у вельмож и великих людей, в чертогах царей и властителей, в этом нет ничего удивительного, ибо мы знаем, что страсть властолюбия свойственна людям мира. Весте, говорит Христос, яко мнящийся владети языки, соодолевают им, и велицыи их обладают ими (Мр.10:42). Но чтобы это слышалось среди Апостолов, то есть лиц священных, раз навсегда отрекшихся от мира, – в училище Христовом – училище бедности и смиренномудрия, – это такое явление, которого не смогли вынести и сами Апостолы, начавшие негодовати. И на кого? – На Иакова и Иоанна, своих соучеников! Иаков и Иоанн, два сына Зеведея, скромного, неродовитого и бедного человека из Иерусалима, рыбаки по ремеслу, очень бедные по состоянию, стали мечтать о царстве. Услышав слова Христовы: се восходим во Иерусалим, они подумали, что Он идет туда воцариться. Сперва послали с ходатайством свою мать, а потом явились и сами. Учителю, сказали они, хощева, да еже аще просива, сотвориши нама (35 ст.). «Мы хотим!». Разве так ученики просят учителя? рабы – владыку? «Если чего попросим!» И это скромность апостольского звания! – Что хощета, спросил их Христос, да сотворю вама? – Даждь нам, они ответили Ему, да един одесную Тебе и един ошуюю Тебе сядева во славе Твоей. – Но ведь Я вам говорил, что Сын Человеческий восходить в Иерусалим, чтобы умереть, а не воцариться, быть распятым на кресте, а не воссесть на престоле, чтобы увенчаться тернием, а не царским венцом: там не слава и честь, а страдания и уничижения. Се восходим во Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет архиереом и книжником, и осудят Его на смерть, и предадят Его языком, и поругаются Ему, и уязвят Его и оплюют Его. Нет, они все свое: даждь нам, да един одесную Тебе и един ошуюю Тебе сядева во славе Твоей. Ошибаетесь, ответил им Христос, вы сами не знаете, чего хотите. Не веста, чесо просита.

Слушатели, как вам кажется просьба этих двух учеников? – Апостолы Христа и хотят стать царями! Те, которые не так давно сказали: се мы оставихом вся, и вслед Тебе идохом (Мф.19:27), теперь ищут почестей и чинов! – Не веста, чесо просита. Вы просите того, чего не следует, и просите от Иисуса Христа, Которого народ безуспешно хотел сделать (своим) царем, Который открыто учить, что пришел служить, а не принимать услуги, «ибо, – говорит Он, – царство Мое несть от мира сего (Ин.18:36). Вы просите земного царства? Сами не знаете, чего хотите! Вы просите у Того, у Кого (об этом) не следует просить. В просьбе сынов Зеведеевых можно усматривать две ошибки: 1) они просят того, чего не следует; 2) просят у Того, у Кого не следует. Христиане, если вы хотите достигать желаемого, просите, чего следует и у кого следует. В противном случае – не веста, чесо просита.

I

Две причины побуждают нас во всех наших нуждах прибегать к Богу. Во-первых – мы имеем неустранимый долг подчинения Богу, как твари Творцу, как рабов своему Владыке, как детей Отцу, Управителю, Подателю всяческих. Во-вторых – (только) Бог, по природе всесильный может сделать все, для нас необходимое. Велий Господь наш и велия крепость Его (Пс.146:5). Как всемудрый, Он знает, что нам нужно – весть бо Отец ваш, ихже требуете (Мф.6:8). И как всеблагий, Он хочет сделать для нас все необходимое. Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив (Пс.102:8). Человеку недостает того или другого; даже будучи в силах (сделать это), можно не знать, зная – можно не желать, и желая – не быть в силах (исполнить). Поэтому, Бог повелевает нам: не надейтеся на князи, на сыны человеческие, в них же несть спасения (Пс.145:3). И вообще, во всякой нужде своей, о человек, открый ко Господу путь твой и уповай на Него, и Той сотворит (Пс.36:5). Открой свой путь Богу; Он – всемудр и наставит тебя. Возложи надежду свою на Бога: Он – всеблаг и помилует тебя: Он – всемогущ, Сам все исполнит и совершит. Повинися Господеви и умоли Его (Пс.36:7). И однако, в своих нуждах мы обращаемся ко всем путям, только не к тому, который ведет нас к Богу. Заболел однажды царь Охозия; болезнь сильна, страх больного царя велик. В таком страхе и опасности он размышляет, куда обратиться, где искать исцеления, и решил послать своих слуг в Финикию... к идолу Ваала (здесь диавол ложными предсказаниями обманывал своих поклонников), вопросить предсказания, исцелеет ли царь от этой болезни, или умрет. Идите и вопросите у Ваала, аще жив буду от болезни моея сея (4Ц.1:2). Двинулись в путь посланники царя, но Бог сильно разгневался на него и через ангела велел Илии Фесвитянину выйти поскорее навстречу им, принудить их возвратиться назад и сказать им: как, разве нет Бога в Иерусалиме, что царь посылает вас к идолу? Ангел Господень рече ко Илии Фесвитянину, глаголя: возстав иди на сретение послом Охозии царя Самарийска, и речеши к ним: или несть Бога во Израили, яко грядеше вопрошати Ваала, скверного бога во Аккароне? (4Ц.1:3). Пророк Илия поспешил к ним, остановил и убедил их вернуться назад. Со свойственной ему пылкой ревностью он велел им сказать царю, – зачем это он послал вопросить неодушевленного идола? (послал) к демону, отцу лжи, как будто нет истинного Бога в Иерусалиме? Он болен и прибегает не к Богу, Который имеет власть жизни и смерти, а к Ваалу, который не может, не умеет и не хочет никому сделать добра? Вернитесь назад и скажите своему господину, что он послал вас напрасно, что волхвования никакой пользы ему не принесут, что Ваал не может ему помочь. Сице глаголет Господь: одр, на негоже восшел еси ту, не имаши слезти с него, яко ту смертию умреши (4 ст.). Все так и случилось. Посланные возвратились назад, возвестили царю все, – что он не сойдет со своей постели и умрет от этой болезни. И умре по глаголу Господню, якоже глагола Илия (17 ст.). – О, если бы Бог дал мне сейчас ревность и дерзновение Илии Фесвитянина, чтобы обличить великое, крайнее суеверие, если не сказать языческое идолопоклонство многих Христиан (особенно женщин), которые еще доселе сохраняют дьявольские суеверия древних Греков, и в постигающих их недугах, вместо того, чтобы с Христианскою верою прибегнуть к Богу, с волшебствами прибегают к диаволу! Или несть Бога во Израили, яко вы грядете вопрошати Ваала? скажу и я вам. О, христиане, достойны ли вы иметь веру Христову, заблудшие слепцы! Если заболеет ваш сын, ваш муж, разве нет Бога в Церкви, Бога, Который по Своему всемогуществу, и больных исцеляет и мертвых воскрешает? Разве нет пресвятой Богородицы, Матери Божией, нет ангелов, друзей Божиих, нет священников, служителей Божиих, нет врачей, тоже рабов Божиих, чтобы обратиться к пути, указанному Богом? Но куда вы обращаетесь? – к знахарке, которая и сама заблуждается и других вводит в заблуждение своим волшебством? К старухе сказочнице за тем, чтобы она не связала узелочек? К бесстыдной ворожее, чтобы она поворожила? Все к изобретениям диавола? Почему вы не посылаете в церковь, чтобы совершить молитву и молебен, а рассыпаете то туда, то сюда, ища зелий, повязок, причитаний дьявольских? Это не что иное, как явное идолопоклонство пред лицом Божиим, отступление от Бога и переход к диаволу! Это значит верить в сердце, что диавол могущественнее Бога. Но за это: сия глаголет Господь (вот проклятие, которым грозит Бог), одр, на негоже вошел еси ту, не имаши слезти с него, яко ту смертию умреши. Ты, кто бы это ни был, мужчина или женщина, прибегаешь к идолу Ваала, как будто нет Бога в Иерусалиме; твои ворожбы, волшебство, узелки, ничуть тебе не помогут; ты не встанешь с этой постели, на которой лежишь, ты умрешь. Лукавии же человецы и чародеи преуспеют на горшее, прельщающе и прельщаема (2Тим.3:13). – Занемог и другой царь, Езекия, и был действительно близок к смерти, как говорит Свящ. Писание. К больному царю был послан от Бога пророк Исаия сказать: царь, настал твой последний час, тебе уже не помогут больше ни лекарства, ни врачи. Напиши завещание, устрой свои домашния дела, ибо ты скоро умрешь (4Ц.20:1). Что же сделал Езекия, услышав эти слова? Он поступил, как богобоязненный муж. Он прибегнул только к Богу: и обрати Езекие лице свое к стене и помолися ко Господу, и плакася плачем велиим (2. 3 ст.) и этим умилостивил Бога. Он внял ему, смилостивился, исцелил его и даровал ему еще пятнадцать лет жизни. Тако глаголет Господь (сообщил ему Исаия от лица Божия): услышал молитву твою и видах слезы твоя: се Аз исцелю тя и приложу к летом твоим лет пятьнадесять (5, 6 ст.). Обрати внимание, христианин, – вот два больных царя – Охозия и Езекия. Недуг Охозии не смертельный, а недуг Езекии – смертельный. Езекия заболел к смерти, Сам Бог определил его к ней. Сия глаголет Господь: умреши ты и не будеши жив. И тем не менее Охозия от своей болезни умер, а Езекие исцелился. Почему же? Не лицеприятие ли это со стороны Бога? Нет. Охозия умер, потому что прибегнул не к Богу, а к демону; Езекия исцелился, потому что тотчас прибегнул к Богу. На одного Бог разгневался за то, что он обратился к волшебству и кудесничеству; другого помиловал, ибо он сотворил молитву, излил слезы благоговения и сокрушения. Поучайся этим (примером) христианин, – и если заболеешь, ты исцелишься; или обнищаешь, найдешь пропитание; если впадешь в искушения, муки, несчастия – освободишься; только не вступай на путь диавола волшебством, неправдой, злыми умыслами; вступи на путь Божий с молитвой, надеждой и верой. Открый ко Господу путь твой (Пс.36), с надеждой – уповай на Него, с верою – веруй, что Той сотворит тебе. Он всемогущ, всемудр и всеблаг. Итак – повинись Господеви и как человек и как христианин. Хорошо. Но обратившись к Богу, о чем Его умолять? На это отвечает тебе Златоуст: «(проси о том), что для тебя, просящего, полезно и для Него, подающего, прилично», проси вещи, полезной для христианина, и приличной для Бога. Но трудность заключается в том, что мы не знаем, как говорит Павел, что нам полезно и о чем нужно просить Бога. О чесом бо помолимся, яко же подобает, не веми (Рим.8:26). «Это апостол говорит, по объяснению Златоуста, внушая нам не считать полезным все то, что так кажется человеческому размышлению». Поэтому в древние времена Церкви Бог посылал на одного из христиан особенный дар Св. Духа, который назывался «духом молитвы». Просвещаемый им, он молился о том, что действительно было полезно и прилично, и во всех своих молитвах был услышан. Это и есть дарование Того Духа, о Котором тот же Апостол говорит: но Сам Дух ходатайствует о нас воздыхании неизглаголанными (26). Образ его есть диакон, который в церковных последованиях приносит Богу молитву народа. Так буквально это объясняет златословесный учитель. «В виду того, что мы, не зная обо многом, что нам полезно, просим совершенно бесполезного, то на одного из присутствовавших нисходил дар молитвы и он, поднявшись, молился за всех. Образом его служит теперь диакон, воссылающий молитвы о народе». Таким образом, мы не знаем того, что полезно и что прилично. Причина этому заключается в том, что человеческая воля по природе неустойчива и легко преклонна: сейчас хочет одного, потом – другого и никогда ничем не удовлетворяется. Она развращена и слепа: на худое смотрит, как на хорошее, не отличает полезного от вредного, должного от неприличного. (Конечно) вне всякого сомнения, что самое благородное из всех творений Божиих, это – человек, созданный по образу и подобию Божию. Однако человек создан позже всех творений. Почему же? Если Бог все сотворил ради человека, то не нужно ли было и человеку следить, все ли делается по его желанию? Бог знал природу человека, – что он по уму любознателен, в желании своем неудовлетворим, в мнении неустойчив, – что это дух, который и сам не знает, чего именно хочет. И если бы Бог сотворил человека сначала, может быть он осмелился бы вступить в пререкания с премудростью Божией и сказать ей: я бы хотел, чтобы свет был другого цвета, небо – другого устройства, это мне не нравится, того я хотел бы в другом виде.

Из всех ваятелей Греции самым славным, способным и дивным в своем искусстве был Поликлет. Но еще большее искусство нужно было, чтобы удовлетворить мнению толпы. И Поликлет ухитрялся таким образом удовлетворить и вместе обличить желание народа. Он приготовил два изваяния – одно тайно ото всех, по всем правилам искусства, а другое – открыто, по желанию всех. Пока он обтесывал камень, проходившие мимо путники останавливались, смотрели и каждый выражал свое мнение. – Сделай так голову, так руки, грудь, весь образ. – И Поликлет повиновался желанию каждого. Окончив труд, он выставил на показ и оба изваяния, чтобы их видел весь народ. – Какое же из этих двух, – спросил он их, – кажется вам красивее? – Все единогласно сказали: вот это – и указали на то изваяние, которое было приготовлено по (правилам) искусства. А другое, сделанное по желанию их, было какое-то неправильное, несоразмерное, несовершенное творение. – То, что вы хвалите – продолжал он, – я сделал по требованиям искусства и поэтому оно совершенно; а другое сделали вы, ибо я творил его по вашему желанию, и поэтому оно ничего не стоит. – Этот факт указывает, что желания и вкусы людей очень различны и странны. Предположим, что Бог во всем, о чем просят Его люди, поступит по их желанию. Один хочет одного, другой – другого, совершенно отличного и даже противного. Солдат хочет войны, купец – мира; мореплаватели хотят морского ветра, но один западного, а другой – восточного. Земледелец просит тихой погоды на земле, – но один хочет ее с дождем, а другой с засухой. Короче говоря, сколько голов, столько умов и каждый хочет по-своему. Если Бог пожелает исполнить желание каждого, во что превратится наш мир, жизнь, общество? В смешение, бездну, хаос. Пусть Бог делает, как знает, по искусству беспредельной Своей мудрости, а не по мнению нашей головы! Вот поэтому-то, может быть, Бог и восхотел создать человека позже всех, чтобы человек, застав все уже созданным, удовлетворился, успокоился тем, что Бог сотворил все добро зело, и не требовал одного в таком виде, другого в другом, сам не зная, о чем говорит и чего хочет. Обратите внимание и на то, – Бог создал человека – мужчину, – Адама, но еще не создал женщины Евы, помощницы, подобной ему. Пожелав создать ее, Он усыпил Адама, взял одно из его ребер и сотворил жену Еву; затем Он пробудил Адама и сказал ему: вот тебе жена. Разве не следовало, чтобы Адам не спал и видел, как Бог создает жену, с которой ему предстоит прожить целую жизнь? Нет, говорит Бог. Если бы человек не спал и видел, как Я творю жену, он стал бы говорить, объяснять, выражать свое желание. Я хочу, сказал бы он, глаза такими, рот – иным, мне не нравится это лицо, дай ему другой вид. – Пусть лучше спит человек и не видит, а Я буду делать, как знаю. Человек не знает, чего хочет, не понимает, о чем просит. И по большей-то части он хочет худшего, просит вредного. Рахиль, жена Иакова, была неплодна и не имела детей. Она вдвойне скорбела, – ибо видела, что у нее нет детей, а у сестры ее – очень много. Какая (ужасная) страсть эта – ревность, особенно в женских сердцах! Рахиль позавидовала своей сестре и от ревности захотела умереть. Видевши Рахиль, яко не роди Иакову, поревнова сестре своей. Как она воевала с мужем своим: даждь ми чада, говорила ему, аще же ни, умру аз! (Быт.30:12). (Одно из двух) – или рожу или умру; хочу видеть или детей или смерть. Только на сестру снизошло все благословение Божие, а я буду нести проклятие и позор бездетности? Я не вынесу этого. Даждь ми чада, аще же ни, умру аз. Рахиль так сильно хочет иметь детей! Но знает ли она, чего хочет? Пусть будет, пусть исполнится ее желание! Бог услышал ее молитву и исполнил ее желание. Помяну Бог Рахиль, и услыша ю Бог, и отверзе утробу ее (22 ст.). Радуюсь и я с тобою, прекрасная Рахиль. Наконец ты нашла утешение. Помяну Бог Рахиль. Ты уже не неплодна, ты начала рождать, видишь плод чрева своего. Но каковы будут твои роды? Что хорошего ты получишь от своих детей, которых так сильно желаешь? Увы, что я слышу! Пришел час родить Рахили и возбедствова в рождении (Быт.35:16) – трудные роды, великие боли! Дала сыну жизнь, но сама умерла от болей. Сын желаний стал сыном скорби! О, как бы она сильно раскаивалась в том, чего так сильно желала! Родила Рахиль, но в родах и умерла. Бысть же, егда оставляше ю душа, умираше до, прозва имя ему: сын болезни моея (18). Итак, Рахиль не знала, чего хотела. Она желала видеть сына, и тогда (же) умоляла о смерти. Недавно сказанное Златоустово слово более, чем справедливо: «не зная многого из полезного нам, мы просим бесполезного». И Павел (говорит): о чесом бо помолимся, яко же подобает, не вемы (Рим.8:26). Христианин, ты просишь от Бога детей, но, может быть, они доставят тебе больше слез, чем радости? Ты просишь здоровья, но, может быть, с течением времени умножатся и грехи твои? Ты просишь богатства, но, может быть, оно послужит причиной твоей погибели? Ты просишь чести, но, может быть, чем больше возвысишься, тем ниже падешь? Ты просишь мирских и временных благ, но, может быть, в них-то и найдешь смерть своей жизни, муку для своей души? Ты не знаешь, о чем просишь!

Итак, если желание человеческое так ошибочно, и только воля Божия неуклонна, что же остается делать, как не подчинить свою волю воле Божией? Желать того только, что хочет Бог, и говорит в своих молитвах: Боже мой, не яко же аз хощу, но яко же Ты, да будет воля Твоя (Мф.26:42). – Александр Великий, когда, будучи в Азии, воевал с Дарием, царем Персидским, из-за обладания всем восточным царством, сошел выкупаться в струях реки Кидна. Но как только он погрузился в воду, мгновенно охватил всего его (страшный) холод, захватил его дыхание, так что он едва не умер. И вот жизнь Александра Великого с минуты на минуту подвергалась великой опасности; в одно мгновение мог увянуть этот цвет юности, славы и мужества. Филипп, его верный друг и врач, взялся лечить царя и тотчас начал его лечение. Различными благовониями и припарками он помог ему, укрепил, оживил его, и собирался на третий день дать ему выпить лекарство, которым надеялся совершенно вернуть ему здоровье. В это время от Пармениона, самого верного из военачальников Александровых, было получено письмо, в котором он предупреждал (Александра) беречься врача Филиппа, не вверяться в его руки и не принимать его лекарств, ибо Филипп вошел в соглашение с Дарием, персидским царем, отравить Александра, и в награду за это предательство получить несколько тысяч талантов и жениться на сестре Дария. Александр прочел письмо и, не сообщив об этом никому, положил его под подушку. Настал третий день. Врач Филипп, ничего не знавший ни о предательстве, ни о письме, входит в палатку царя, держа в руках чашу с лекарством и подает ее царю. Тот одной рукой берет от врача чашу, а другою подает ему письмо и пока Филипп читал его, Александр безо всякого колебания и смятения выпил всю чашу. – Остановись, Александр, что ты делаешь? Ты совершенно ни во что не ставишь свою жизнь? Почему ты сначала не расследуешь, чтобы узнать правду, виноват врач или невиновен? Дай ему сперва прочесть письмо и, смотря потому, что прочтешь ты на его лице, возьми или отстрани чашу. Но ты пьешь сначала, и затем уже он читает. И ты так доверяешься человеку? Да, – так говорил сам себе Александр. – Филипп и друг, и врач. Я полагаюсь на его искренность столько же, сколько и на его искусство. – Александр не без основания доверился, ибо его выздоровление, наступившее после этого лекарства, рассеяло напрасное и ложное подозрение. По данному вопросу: Александр Великий царь, победитель и герой, верит Филиппу и вручает ему свою жизнь; верит (хотя и существовало подозрение, будто тот хочет отравить, ибо он подумал и сказал самому себе: Филипп врач, значит умеет лечить; Филипп мой друг, значит хочет меня вылечить. А ты, христианин, предавая себя в руки Божии в своих болезнях, нуждах и скорбях, как думаешь: в чьи руки отдаешься? Он Бог, Он отец. Поэтому скажи и ты самому себе: Он Бог и, как всемудрый, знает, что мне нужно; Он отец и, как всеблагий, хочет подать мне необходимое. Я верю в Его мудрость, верю в Его любовь. Я хочу только того, чего для меня хочет мой Бог, мой Отец. Я не прошу у Него ничего, ибо я не знаю, чего просить, не знаю, что мне полезно. Пусть это знает Он, всемудрый Бог. Пусть это подаст мне Он, всеблагий Отец. Боже мой, Отче мой, быть ли мне в этом мире больным или здоровым, богатым или бедным, мудрым или неученым; возвыситься ли до великих почестей, или оставаться в моем скромном положении, иметь ли детей или быть бездетным, быть любимым людьми или ненавидимым, просить еще долгой жизни или умереть сегодня или завтра... Я не знаю, что для меня полезно. Это знаешь Ты и делай, как знаешь. Не яко же аз, но яко же Ты, да будет воля Твоя. Христиане, я хочу высказать это в двух словах: во-первых, во всех своих нуждах обращайтесь только к Богу; просите, чтобы было только то, что угодно Богу. В противном случае вы не знаете, чего просите. Не весте, чесо просите.

II

Прибегать во всех своих нуждах к Богу? Хорошо. Но, повторяю, с каким лицом? Молиться о том только, чтобы совершалось угодное Богу – хорошо. Но, повторяю, из каких уст? С каким лицом являться пред Богом, какими устами умолять Его должны мы, враги Божии, доколе находимся во грехах? Послушаем, что говорит Бог устами Исаии: Егда прострете руки ваша ко Мне, отвращу очи Мои от вас: и аще умножите моление, не услышу вас (Ис.1:15). То есть когда явитесь предо Мною и подымете ко Мне руки с мольбою, Я отвращу Свое лицо от вас и не стану на вас смотреть; и если даже удвоите и утроите ваши молитвы, Я останусь к ним глух и не стану внимать. Почему? Руки бо ваши исполнены крове. Что же это за кровь на наших руках? Настоящая кровь от убийства? Но я надеюсь, что в нашем городе, где я беседую, нет этого зла. Но может быть кровь бедных от несправедливости, от непосильных трудов, от грабительств? Вот этого я боюсь. Кровь нечистот, плотских грехов? А этого (боюсь) еще больше. Но с такими нечистыми руками Бог не хочет ни видеть нас, ни слышать. Егда прострете руки ваша ко Мне, отвращу очи Мои от вас: и аще умножите моление, не услышу вас: руки 6о ваша исполнены крове. Но что же нам остается делать? Это говорит нам Сам Бог: измыйтеся и чисти будете (6 ст.). Умойтесь, очиститесь. Был болен проказой Нееман, великий и сильный сирийский вельможа и пришел к пророку Елисею очиститься. Рассудив, что это дело трудное и дорогостоящее, он взял с собою десять талантов серебра, шесть талантов золота, десять наилучших одежд, чтобы все это раздарить, истратить, чтобы получить выздоровление. Когда Елисей услышал, что Нееман приблизился, велел ему сообщить, чтобы он остановился. Около него Иордан, пусть он пойдет, семь раз погрузится в воду, и без всякого труда очистится: шед измыйся седмижды во Иордане, и возвратится к тебе плоть твоя, и очистишися (10 ст.). Тот пошел, омылся и очистился. А из денег, которые взял с собою, Нееман ничего не потратил; из одежд ничего не подарил. Он так дешево, так легко очистился? Пошел, омылся и очистился. О, какая приятная для нас весть! И мы хотим очиститься? Пойдем к духовнику, как Нееман к Елисею. Вы думаете, что он пошлет нас в Иерусалим на поклонение святым местам, или в пустыню на подвиги, или велит нам раздать бедным все наше имущество? Ничего подобного, ничего! Что же (велит) нам сделать? Сказать одно только слово согреших, пролить только две слезы, – и этим мы омыты, очищены, прощены. Это – есть член веры. Но послушайте, как нас уверяет в этом Златоуст, утешитель грешных: «о великое человеколюбие, о безмерная благость! Бог совершенно оправдывает грешника после того, как он исповедует свои грехи и дает обещание на будущее время». Только не следует терять времени, особенно теперь, когда мы восходим в Иерусалим, теперь, когда приближаются святые дни святых страданий Христовых; если возможно сегодня, не ожидая завтрашнего дня. О, это «завтра» есть величайшее препятствие нашего спасения, главная причина нашего осуждения! Итак, по возможности скорее, омоемся, очистимся во святой исповеди. Когда мы так очистимся и омоемся, Бог примет нас с распростертыми объятиями, будет смотреть на нас светлым взором, будет слушать, внимать нам, дарует нам здесь прощение грехов, а там – небесное царство.