Преподобный Феодор Студит
1. Въ священныхъ монастыряхъ издавна господствуютъ многія и различныя преданія, при чемъ одни изъ нихъ управляются и ведутся къ царству небесному одними уставами, другіе другими. Изъ всехъ (преданій) одно есть и то преданіе, которое утвердилось у насъ и которое мы приняли отъ великаго отца нашего и исповедника феодора, и не одни только мы, но и большинство лучшихъ монаховъ приняли его, какъ самое совершенное и царственное, устраняющее и излишества, и недостатки.
И мы ныне, безъ всякаго колебанія подчинившись отеческимъ повеленіямъ, подчинили себя послушанію, чтобы, насколько возможно, оставить его въ письмени для непреходящей памяти последующимъ поколеніямъ. И Богъ, молитвами нашего пастыря, да подастъ намъ соответствующую способность къ составленію слова, чтобы здраво изложить полезныя и спасительныя заповеди богоноснаго отца нашего, во славу Отца и Сына и Святаго Духа и въ сохраненіе и спасеніе техъ, кои съ верою принимаютъ на себя сохраненіе ихъ. Итакъ, съ Богомъ да будетъ это началомъ составленія (слова).
2. Должно знать, что по минованіи второй стражи ночи, т. е. шестого часа, и въ начале часа седьмого падаетъ условный знакъ водяныхъ часовъ и вместе съ этимъ извещеніемъ встаетъ будильщикъ и обходитъ съ фонаремъ спальни, побуждая братьевъ къ вставанію для утренняго славословія. И тотчасъ била ударяютъ вверху и внизу. И когда все братія соберутся въ притворе главнаго храма и тихо молятся, іерей, взявши въ руки кадильницу, кадитъ прежде всего святой алтарь; выйдя оттуда чрезъ переднюю преграду, проходитъ северною стороною храма и, достигши царскихъ вратъ, кадитъ братьевъ и тотчасъ южною стороною возвращается туда, откуда вышелъ, а братія вследъ за нимъ входятъ въ храмъ. Онъ же, положивъ кадильницу въ святомъ алтаре, выходитъ, становится прямо предъ престоломъ и начинаетъ тропарь, гласъ косвенный первый (=пятый): Христосъ воскресе изъ мертвыхъ. Когда онъ (іерей) и братія трижды пропоютъ его, пресвитеръ говоритъ стихъ первый: Сей день, егоже сотвори Господь, а братія (поютъ) тропарь, стихъ второй: Составите праздникъ, до конца. И опять народъ поетъ тропарь. По окончаніи его, тотчасъ начинается канонъ, потому что шестопсалмія во всю эту седмицу не поемъ. Бываютъ же два чтенія и после второго чтенія — псаломъ 50–й. И по окончаніи утрени, бываетъ целованіе и отпускъ. На вечерняхъ этой седмицы говоримъ — Христосъ воскресе и тотчасъ — Господи воззвахъ и отпустительное Христосъ воскресе. Подобнымъ образомъ и на повечеріи (возглашаемъ) трисвятое и Господи помилуй, 12 разъ. Въ субботу же новой недели и въ воскресеніе после светоносной недели на повечеріи (поемъ) отъ словъ — Съ нами Богъ и такъ далее.
3. Въ воскресенье светоносной недели начинается и шестопсалміе и возглашаемъ Богъ Господь на гласъ четвертый косвенный (=восьмой) и тотчасъ степенны на тотъ же гласъ, прокименъ и Всякое дыханіе, потомъ Евангеліе и Въ нощехъ. И после 50–го псалма начинается канонъ, потомъ бываютъ два чтенія. И въ воскресенье вечеромъ начинается — Блаженъ мужъ, и въ понедельникъ на утрени опять поемъ Богъ Господь на первый гласъ и одну кафизму псалма, потомъ канонъ воскресенія. И бываютъ три чтенія. Съ того времени повечеріе совершаемъ сполна, кроме вечера субботы, Господскаго праздника и памяти святого, которые, когда бываютъ, освобождаютъ насъ отъ работъ, отъ часовъ и поклоновъ (великихъ): въ эти дни навечеріе совершается отъ (пенія) Съ нами Богъ и далее. Совершаются и служенія съ утра, начиная со вторника второй седмицы. До Пятидесятницы мы каждый день поемъ прокимены на вечерне.
4. Должно знать, что на всехъ вечерняхъ Господскихъ праздниковъ Блаженъ мужъ начинается на четвертый косвенный гласъ, потомъ второе начало и третье въ гласъ дня; потомъ Господи воззвахъ на гласъ стиховъ праздника.
5. Должно знать, что до праздника Вознесенія воскресныя стихиры предшествуютъ кафизмамъ покаяннымъ и апостольскимъ.
6. Нужно знать, что отъ Пасхи до Вознесенія говоримъ Воскресеніе Христово, но после также 50–й псаломъ и мученическія (стихиры) въ псалмопеніи. А отъ него (Вознесенія) больше этого не бываетъ.
7. Должно знать, что до Пятидесятницы, если не поемъ часовъ, то и колена не преклоняемъ, но, однако, канонъ объ умершихъ поемъ въ субботу: и въ другой день поемъ, если случится поминовеніе брата.
8. Надлежитъ знать, что въ субботу Пятидесятницы для екзапостиларія поемъ Память скончавшихся, Господи и, воспевая это, идемъ къ гробамъ братьевъ и, ставши здесь, поемъ стихиры дня; и утреня оканчивается. Это мы делаемъ и въ субботу недели мясопустной.
9. Нужно знать, что вечеромъ въ воскресенье святой Пятидесятницы на вечерне, на которой делаемъ и три коленопреклоненія, после псалма предначинательнаго тотчасъ (поется) Господи воззвахъ; и на другой день на утрени после шестопсалмія говоримъ Богъ Господь и тотчасъ канонъ и два чтенія. И эту неделю проводимъ безъ пенія часовъ.
10. Потомъ наступаетъ и святая Четыредесятница святыхъ апостоловъ, и начинаемъ петь и часы всегда съ кафизмой. По окончаніи же псалмопенія, говоримъ Господи помилуй, Христе помилуй. И во–первыхъ совершаемъ три великіе поклона, все съ одинаковою скоростью, следуя предстоятелю; во время ихъ (поклоновъ) мы немного и воздеваемъ руки къ Богу. Потомъ каждый также (совершаетъ) двадцать другихъ поклоновъ со скоростью, какую можетъ иметь. Также (должно делать) и на каждомъ собраніи (богослужебномъ). А на повечеріи (бываетъ) пятьдесятъ коленопреклоненій и на утрене сорокъ.
11. Надлежитъ знать, что на каждой утрене, по окончаніи чтенія, мы, вставая, двенадцать разъ произносимъ Господи помилуй. И такимъ образомъ опять начинается псалмопеніе.
12. Должно знать, что въ каждую субботу и воскресеніе, когда въ нихъ нетъ Господскаго праздника, или памяти святого, мы читаемъ Апостолъ. Въ субботы же на утрене читаемъ кафизму предъ непорочнымъ. Потомъ — непороченъ, потомъ псаломъ 50–й, после канонъ; и бываютъ три чтенія, ибо на непорочномъ не читаемъ. Вместо же екзапостиларія говоримъ — Въ память вечную будетъ праведникъ, отъ слуха зла не убоится. Въ такомъ количестве и качестве псалмопеніе простирается до Воздвиженія Животворящаго Древа.
13. Должно знать, что на Успеніе Всесвятыя Богородицы, т. е. на вечерне попразднственной, после предначинательнаго псалма, тотчасъ (поется) Господи воззвахъ. И на другой день на утрене после шестопсалмія опять Богъ Господь, и тотчасъ канонъ и два чтенія. Подобнымъ образомъ и въ Рождество Богородицы, равно и въ Рождество Христово, также въ день Световъ (Богоявленіе), также и на Сретеніе Господне. Въ другіе же праздники, кроме названныхъ выше, праздновать двойнымъ образомъ не следуетъ. Отъ Воздвиженія же до великой Четыредесятницы на утреняхъ предлагается и другая кафизма, а тропари кафизмъ удвояются, при чемъ говорится междустишіе. Бываютъ же четыре чтенія. Въ эти субботы предъ непорочнымъ поемъ две кафизмы, потомъ непорочны, потомъ также канонъ, бываютъ (еще) четыре чтенія, такъ какъ на непорочномъ не читаемъ.
14. Надлежитъ знать, что во святую и великую Четыредесятницу поемъ четыре кафизмы и трипеснецъ; бываютъ и четыре чтенія. И когда братія немного отдохнутъ, екклисіархъ около разсвета ударяетъ въ било. И когда все соберутся въ главномъ храме, поемъ первый (часъ) съ кафизмою, однако не читаемъ на немъ. На третьемъ же часе, шестомъ и девятомъ читаемъ. На каждомъ антифоне, или Славе, бываетъ молитва отъ священника и діакона. А поклоновъ великихъ совершаемъ на часахъ и на вечерне по тридцати, на повечеріи сто и на утрене восемьдесятъ.
15. Должно знать, что во всю великую седмицу поемъ часы подобно тому, (какъ они совершаются) и раньше, кроме святой субботы, и творимъ великіе поклоны до того времени, пока начнется утреннее трисвятое, которое возглашается после стихиры стиха; после него (бываетъ) прокименъ, Апостолъ, пророчество и Евангеліе.
16. Должно знать, что въ среду и пятницу и воскресеніе, когда братія стоятъ со всякимъ благоговеніемъ, после окончанія утрени читается катихизисъ богоноснаго отца нашего феодора. Потомъ игуменъ говоритъ нечто и отъ себя, поучая братьевъ. И по окончаніи катихизиса, поютъ славу и возглашается Отче нашъ и Благословите святіи, Благослови отче, и отпускъ. Такъ (бываетъ) въ теченіе целаго года.
17. Надлежитъ знать, что въ субботу на Господи воззвахъ воскресныя стихиры утрояются, а на Хвалитехъ удвояются. Также и въ Господскіе праздники.
18. Должно знать, что (въ монастыре) бываютъ и епистимонархи, которымъ сообщаются прегрешенія младшихъ братьевъ и отъ которыхъ они принимаютъ исправленіе. И (есть) два таксіарха по хорамъ, отъ которыхъ братія получаютъ напоминаніе благопристойно стоять на хорахъ. И другой (есть) будильщикъ, который во время чтеній на утрене, тихо обходя братьевъ, пробуждаетъ засыпающихъ. На каждый вечеръ поочередно назначаются и два епитирита, которые после удара въ било побуждаютъ ленивыхъ поспешить къ вечерне и къ повечерію и которые, после окончанія повечерія, обходятъ уединенныя места монастыря и съ надлежащею твердостью удаляютъ собравшихся на несвоевременныя беседы.
19. Надлежитъ знать, что после каждаго повечерія бываетъ крестообразное — посредствомъ рукъ — целованіе, служащее знакомъ примиренія каждаго съ каждымъ, вследствіе ежедневныхъ случающихся столкновеній.
20. Должно знать, что накануне Рождества Христова, праздника Световъ (Богоявленія) и въ святой великій четвергъ вечеромъ и въ святую субботу вечеромъ повечерія не поемъ, но лишь трисвятое въ трапезной.
21. Должно знать, что на повечеріяхъ святой Четыредесятницы, почти на всехъ, братіямъ предлагается огласительное слово то отъ настоятеля, то отъ старшихъ и искусныхъ въ слове.
22. Должно знать, что на каждой утрене, при начале четвертой песни, съ хора выходитъ игуменъ и, севши, принимаетъ на исповедь приходящихъ братьевъ и врачуетъ каждаго въ отделъности соответственно его пользе.
23. Должно знать, что въ святую Четыредесятницу назначается престарелый братъ и съ третьяго часа является на каждую службу и, совершая метанію (глубокій поклонъ), говоритъ: «братія и отцы, будемъ внимательны къ самимъ себе, потому что умираемъ, умираемъ, умираемъ; вспомнимъ и о небесномъ царстве».
24. Должно знать, что когда мы принимаемъ братьевъ, или изъ другого монастыря, или мірянъ для постриженія въ монашество, то заставляемъ ихъ остаться въ ксенодохіи (монастырской гостиннице) недели две или три, для наблюденія и ознакомленія съ монастыремъ; и если онъ останется твердъ въ оценке своего решенія, то игуменъ, после того какъ засвидетельствовалъ предъ нимъ объ имеющемъ совершиться, лишь тогда вводитъ его (въ обитель) и сопричисляетъ къ своей пастве, при чемъ приходящій, съ разрешенія игумена, совершаетъ метанію предъ братіями, а эти молятся за него.
25. Должно знать, что у насъ имеются и места отлученія, въ которыхъ заключаются непокорные и непослушные, осуждаемые (здесь) на сухояденіе и воспитываясь въ добродетели: ибо исправленіе посредствомъ бичей, какъ пригодное для мірянъ, у нашихъ отцовъ по справедливости было признано достойнымъ отверженія.
26. Должно знать, что въ те дни, въ которые мы имеемъ досугъ отъ телесныхъ занятій, библіотекарь ударяетъ одинъ разъ въ било, и собираются братія въ место (храненія) книгъ и каждый беретъ книгу и читаетъ до вечера; предъ клепаніемъ же къ светильничному хранитель книгъ опять ударяетъ одинъ разъ въ било, и все приходятъ и возвращаютъ книги по записи; а если кто–либо запоздаетъ ко времени возврата книги, тотъ подвергаетея епитиміи.
27. Надлежитъ знать, что, когда совершаемъ девятый часъ, пресвитеръ совершаетъ литургію съ шестого часа, а если мы должны и вкушать пищу, то (онъ начинаетъ литургію) съ третьяго часа; если же имеемъ досугъ отъ часовъ и работаемъ, то божественная литургія совершается по клепанію въ три часа, а по окончаніи ея, ударяетъ било трижды, и все братія собираются вместе, и после пенія установленныхъ песнопеній и принятія благословенія, отходимъ въ трапезу.
28. Когда братія приходятъ къ обеду, то на устахъ (каждаго) изъ нихъ должна быть молитва: садятся же за столъ по девяти человекъ. Таксіархи же заботятся о наполненіи столовъ (кушаніями), притомъ — въ порядке и безъ шума. Бываетъ же чтеніе, а братія зимою имеютъ кукули на головахъ. Знáкомъ же окончанія этого чтенія служитъ шумъ ложекъ о подставку для кушанья, после чего все оне вместе бросаются на блюдо; равнымъ образомъ, и къ наливанію вина и подаче (кушанья) знакъ бываетъ посредствомъ удара.
29. Должно знать, что отъ Пасхи до всехъ святыхъ едимъ два кушанья — зелень и горохъ съ деревяннымъ масломъ: вкушаемъ также рыбу, сыръ и яица; пьемъ же на обеде трижды; (вечеромъ) по удару въ било братія собираются и едятъ хлебъ, а также кушанія, если остался излишекъ отъ утра (ибо вечеромъ не бываетъ особаго приготовленія пищи для братства), и (бываютъ) две чаши питья. А въ четыредесятницу святыхъ апостоловъ рыбы и сыра и яицъ не едимъ, кроме дней, въ которые не поемъ часа; едимъ же въ девять часовъ два кушанья — зелень съ масломъ и горохъ безъ масла; питія же две чаши въ девять часовъ и две вечеромъ. Въ дни же нерабочіе (праздничные), въ которые мы вазначили есть сыръ и прочее, вкушая пищу въ шесть часовъ, пьемъ три чаши и вечеромъ две чаши. Этотъ уставъ (соблюдается) и въ четыредесятницу святого апостола Филиппа; вследствіе же краткости дней четыредесятницы святого Филиппа, мы вкушаемъ пищу однажды, а пьемъ три чаши. Отъ дня же памяти святыхъ апостоловъ до святого Филиппа въ среду и пятницу совершаемъ девятый часъ. Если же на эти дни падетъ память святого, дающая намъ свободу отъ часовъ и великихъ поклоновъ, то мы вкушаемъ и сыръ, и яйца, и рыбу, если Богъ даруетъ намъ, а чашъ бываетъ три на обедъ и две вечеромъ.
30. Во святую и великую Четыредесятницу вкушаемъ пищу одинъ разъ (въ день), кроме субботы и воскресенья. Въ первую и среднюю недели едимъ однообразно, именно: вареные бобы, соленые плоды безъ масла, сушеныя смоквы по пяти (плодовъ), и если окажутся, — каштаны, вареныя груши и сливы. На второй неделе и третьей, на пятой и шестой едимъ такъ: вареные плоды, соленые плоды на блюдахъ, горохъ сваренный съ тертыми орехами; овощей же или смоквъ въ эти дни мы не едимъ. Во всю же святую Четыредесятницу мы, кроме больныхъ, или стариковъ, пьемъ особо приготовленный напитокъ (εὔϰρατον), который составляется изъ перца, тмина и теплаго аниса. Во святой же понедельникъ (страстной седмицы) и вторникъ, въ среду, четвергъ и пятницу кушанья этой первой недели отменяются; во святой четвергъ едимъ одинъ вареный горохъ съ тертымъ орехомъ и горячую кутью, пьемъ также и по одной красовуле вина. Во святую субботу въ одиннадцатомъ часу начинается вечерня: и когда наступитъ отпускъ, едимъ сыръ и рыбъ и яица, и пьемъ по три красовули (вина).
31. Должно знать, что въ шестомъ часу по удару въ било собираемся въ домъ (храмъ) Пречистой Богородицы, и когда начнется вечерня, тамъ остаются немногіе братія для совершенія ея, остальные же совершаютъ крестный ходъ и, обошедши кругомъ монастырь, возвращаются (въ храмъ). И бываетъ входъ и полная литургія. Тогда едимъ рыбъ и деревянное масло и пьемъ по три (чаши).
32. Надлежитъ знать, что въ среднюю неделю святыхъ постовъ, въ каждый день после пенія девятой (песни канона), предлагается Животворящее Древо и все покланяемся (ему).
33. Надлежитъ знать, что въ святую великую Четыредесятницу, после того какъ мы пропоемъ первый часъ, когда уже восходитъ солнце, каждый отправляется къ своему служенію; и бываетъ стихословіе всей псалтири во время этихъ (службъ), кроме каллиграфовъ; работаютъ же до девятаго часа. После того какъ мы пропоемъ вечерню и поужинаемъ, каждый занимается своимъ личнымъ деломъ, какъ желаетъ. А въ остальные дни года, когда мы не поемъ часовъ, утромъ въ три часа бываетъ ударъ въ било, и каждый отправляется на свою службу и работаетъ до обеда. После же вкушенія пищи каждый уединяется, какъ желаетъ, или занимаясь чтеніемъ, или отдыхая до восьмого часа; въ восемь же часовъ било ударяетъ трижды, и опять каждый отправляется на свою службу до вечерни. Когда же мы поемъ часы, то братія, совершивъ утренній (первый) часъ, идутъ на свои служенія и работаютъ до шестого часа, бываетъ ли часъ девятый, или нетъ; и после шестого часа (каждый) отдыхаетъ, какъ сказано, до восьмого часа.
34. Надлежитъ знать, что во время навечерія недели Ваій на Господи воззвахъ переменяются хоры: правые идутъ на левую сторону, а левые — на правую.
35. Должно знать, что когда братъ разобьетъ сосудъ или глиняный или чугунный, то во время обеда, когда братія вкушаютъ пищу, онъ становится близъ трапезы, при чемъ игуменъ покрываетъ (его) голову своимъ кукулемъ, и держитъ въ рукахъ разбитый сосудъ въ доказательство своего прегрешенія.
36. Надлежитъ знать, что после того, какъ мы совершимъ стихословіе псалтири, на третьей Славе кафизмы канонархъ трижды ударяетъ (въ било), чтобы собрались те, кои еще изучаютъ псалтирь, для совместнаго съ нами пенія канона, ибо они выходятъ (изъ церкви) до шестопсалмія и до того времени занимаются изученіемъ (псалтири); потомъ трижды ударяетъ и на Хвалитехъ, когда должно читаться оглашеніе великаго отца и учителя феодора.
37. Надлежитъ знать, что въ навечеріи Световъ, после отпуста божественной литургіи, мы принимаемъ антидоръ (благословеніе); потомъ причастившіеся ополаскиваютъ уста, но антидора не вкушаемъ. Когда священникъ спрячетъ сосуды, идетъ во святыя врата и, сделавши начальный возгласъ, выходитъ съ братіями къ водосвятной чаше, при пеніи: Во Іордани крещающуся Тебе, Господи. Во время этого пенія діакономъ возглашается великая ектенія, по совершеніи которой священникъ начинаетъ молитву освященія. После же освященія воды и окропленія братій, поется тропарь гласъ косвенный четвертый (=восьмой): Гласъ Господень на водахъ вопіетъ глаголя, стихъ первый — Море виде и побеже, стихъ второй — Что ти есть море, яко побеже. После троекратнаго пенія этого тропаря, мы, входя въ церковь. поемъ тропарь, гласъ четвертый: Одеяйся светомъ божественне. Когда этотъ тропарь троекратно бываетъ пропетъ, священникъ произноситъ молитву, — и оканчивается это божественное славословіе. Потомъ съ стихословіемъ отправляются въ трапезу. Равнымъ образомъ и въ святый четвергъ (страстной седмицы), после причащенія и омовенія устъ, бываетъ умовеніе ногъ, и после того какъ будутъ умовены все, идутъ съ стихословіемъ въ трапезу.
38. Надлежитъ знать, что каждый братъ долженъ иметь: две рубашки, две рясы (хитона), изъ коихъ одна шерстяная, два кукуля, мантію — малую для работы и другую — более длинную для церкви, которую по закону надлежитъ надевать вечеромъ въ субботу на вечерне и въ воскресенье на утрене и опять вечеромъ — на вечерне, а прежде этого — на божественной литургіи, равнымъ образомъ и въ Господскіе праздники; (необходимо иметь) и другую шерстяную мантію — большую. Изъ обуви же (должно иметь): короткіе сапоги и другіе сапоги длинные и калиги. Для постели же (каждый братъ) пусть имеетъ рогожу изъ тростника и два шерстяныя одеяла.
/Творенія преподобнаго отца нашего и исповедника феодора Студита въ русскомъ переводе. Томъ второй. — СПб.: Изданіе С. — Петербургской Духовной Академіи, 1908. — С. 822–830/