Архимандрит митрополии Морфу Фотий Иоаким
[1] Bibliotheca Hagiographica Graeca (Библиоте́ка гре́ческой агиогра́фии) – каталог греческих агиографических материалов, в числе которых древние литературные произведения: жития святых, сказания о перенесении их мощей, рассказы о их чудесах. В каталоге указаны рукописи, инципиты и печатные издания. Первые два тома (1895 и 1909 годов) были подготовлены болландистами под руководством Ипполита Делеэ. У последних изданий был один редактор – Франсуа Халкин (фр. François Halkin). BHG вместе с Bibliotheca Hagiographica Latina и Bibliotheca Hagiographica Orientalis являются наиболее полезными инструментами для исследования литературных документов, касающихся жизни святых. – Примеч. ред.
Удивительное по своим масштабам распространение и расцвет монашества на священном острове Кипр уже с самых первых времен существования христианства представляет собой потрясающий феномен. Тем не менее, оно все еще не оценено по достоинству и не изучено как подобает.
За исключением некоторых отдельных докладов и исследований, старых и современных, в которых круг тем был весьма ограничен, двухтысячелетняя блистательная история монашества на Кипре в основном остается малоизвестной. А ведь монашество на Кипре принесло столько блистательных плодов, благословенных самим Небом, здесь просияло такое множество преподобных, известных и неведомых миру!
В своем сообщении мы обратимся к первохристианскому периоду и временам становления Византийской Империи и попытаемся по мере сил рассмотреть зарождение монашества на «острове святых» и его развитие на ранних стадиях существования. Мы будем пользоваться сохранившимися древними агиологическими источниками и преданиями и свидетельствами известных, изданных на эту тему археологических памятников.
Упомянутые кипрские агиологические источники имеют весьма почтенный возраст, они датируются V–VI веками, то есть были созданы в протовизантийский период. Эти важные древние агиологические источники таковы. Первый по хронологии источник, приписываемый святому Феодору, пресвитеру первохристианского Тамасоса, называется «Записки о святом Мнасоне», то есть это апокрифическое Житие святого Мнасона, епископа Тамасоса. Подлинник этого Жития, написанный на греческом языке в начале V века, утерян. Бельгийский исследователь, историк христианства и византинист Мишель ван Эсбрук (Michel van Esbroeck), который в 1985 году издал Житие святого Ираклидия, сохранившееся на армянском языке, совершенно верно предположил, что несмотря на общие места с греческим текстом (о нем речь будет ниже) этого Жития в BHG [1] 743, вероятней всего, речь идет в действительности об упоминаемом сейчас нами Житии под заголовком «Записки о святом Мнасоне».
Следующий по хронологии источник – это рукопись, ошибочно приписываемая апостолу и евангелисту Марку, написанная на самом деле в середине V века, под названием «Странствия и мученичество святого апостола Варнавы» (BHG 225). Этот важнейший источник, несмотря на свой апокрифический характер, написан, несомненно, неким образованным киприотом того времени, в нем ясно видны первохристианские местные традиции острова, многие из которых сохранились до наших дней.
Практически к этому же времени относится и еще один источник – написанное на греческом Житие святого Ираклидия (BHG 743), о котором мы уже упоминали. Этот текст представляет собой ложно приписываемое святому Родону, епископу Тамасоса и преемнику святого Мнасона, апокрифическое «Житие и деяния преподобного отца Ираклидия».
Если говорить о зарождении и расцвете монашества на Кипре, то, согласно единодушным свидетельствам вышеупомянутых агиологических источников, в жизни первохристианской Церкви острова отмечается появление древнего аскетизма, соединенного с миссионерской деятельностью святых апостольских мужей. Прославленный первоиерарх Тамасоса, святой Ираклидий, а также его сотрудники и преемники по кафедре, Мнасон и Родон, вместе с членами этой первой Поместной Церкви жили подвижнически в обширной древней пещере Тамасоса, где были и погребены. Эта пещера ныне находится на территории монастыря святого Ираклидия. Одновременно, как свидетельствуют упомянутые источники и древние местные предания, в пещерах жили и апостольские мужи Аристоклий (в местности между Курионом и Аматусом) и Тимон (в Васа Киланиу, там находится римская пещера для погребения с саркофагами). Так отшельническое житие зарождается на острове и растет одновременно с распространением христианской веры, поскольку миссионерская деятельность учеников святых апостолов на Кипре в I веке неразрывно связана с аскетической жизнью и служением Богу в пещерах.
Семена, посеянные в I веке, нашли добрую землю и произвели сторичный плод после прекращения гонений первых веков. Согласно византийским источникам, начиная со времени Константина Великого, богонасажденное древо монашества уже цветет на Кипре. Характерно, например, житие преподобного Аркадия Кипрского (память 6 марта). Однако основы организованной формы подвижничества, равно как и великолепный пример для дальнейшего подражания заложат спустя несколько лет два подвижника и друга о Господе, которых история почтила почетным наименованием Великих. Первый из них Иларион Великий, ученик Антония Великого и основатель монашеского жительства в Палестине, прибыл на Кипр в 363–364 годах и до самой своей преподобной кончины в 371 году жил как исихаст в собственноручно высеченной пещере. Он явился примером для большого числа монашествующих, которые пришли на наш остров в разное время и по разным причинам и проводили на нем преподобническое житие. Второй – Епифаний Великий, который прибыл в Саламин в 367 году по совету преподобного Илариона, а затем был рукоположен в архиепископа Кипрского, является не только «отцом Кипрской автокефалии», но и патриархом общежительного монашества на острове. Он превратил свою митрополичью кафедру в монастырь и одновременно образовал множество монашеских братств. Эти монастыри в 385 году посещала римская знатная паломница, преподобная Павла, ученица знаменитого западного отца Иеронима. Во всех посещаемых монастырях она оставляла щедрые пожертвования.
В дальнейшем, согласно имеющимся свидетельствам, на острове будет процветать не только общежительное и отшельническое житие, но и затворничество, и столпничество. Вспомним, например, авву Каиуму столпника в Фамагусте. О нем есть сведения у преподобного Анастасия Синаита, который и сам был родом с Кипра, в его «Душеполезных повествованиях», написанных в конце VII века. Авва Каиума процветал при архиепископе Констанции святом Аркадии (625– 641/642). В Фамагусте есть даже село Стилы («столпы»), а в Ларнаке – Анклисиды («затворы»), и крепкие местные предания, подтверждаемые историческими и археологическими данными, связывают названия этих сел с жизнью в них столпников и затворников. Итак, отшельническое житие развивается на святом острове почти одновременно с огромными монашескими центрами Египта, Сирии, Финикии и Палестины. Заметно раньше, чем небесное благоухание монашества коснулось других, впоследствии знаменитых центров монашества, оно уже обильно разливалось по Кипру.
По всему пространству острова мы можем встретить монастыри, действующие и прекратившие свое существование, аскитирии, затворы, места освящения, богоявлений и небесного утешения. Окрестности византийской Лидры (современной Левкосии), древняя область Ахера-Агрокипия Тамасоса, Фамагуста и Месаория, красивейшая Карпасия, солнечный Пендадактилон с прибрежными областями, горная местность Лимасола, испещренный аскитириями Пафос с Пегеей и Героскипом, небесный Акамант с его 101 церковью и аскитирием – вот лишь краткий географический перечень мест, где сохранились пещеры подвижников и аскитирии, что явно свидетельствует об истинности этого утверждения. Здесь известные нам и неведомые святые, терпя недостатки, скорби, озлобления… скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земным (Евр. 11:37, 38), постом, бдением, спанием на голой земле и молитвой укрощали свои страсти, умирали для мира и становились сосудами благодатных даров Святого Духа.
Конечно, эти святые места непосредственно связаны с богоносными подвижниками острова. И здесь нужно отметить, что сегодня у большинства людей представление о наших святых довольно путаное и неверное. И самым характерным примером такого искажения оригинального древнего предания служит житие трехсот святых, которые прибыли из разных мест на Кипр и подвижнически скончали здесь свои дни. Мы знаем, что эти святые издревле сугубо почитались верующими Кипра, и потому мы хотя бы кратко постараемся представить их житийную традицию, которая имеет огромное значение для нашей темы и, конечно, не может быть рассмотрена здесь полностью.
Главными письменными источниками, повествующими об этих преподобных, до недавнего времени были работы местных средневековых авторов: хронографа Леонтия Махераса (XV в.) и анонимного переписчика кодекса London BL Add. 34554 (XVI в.), а также кипрских ученых латинского происхождения, переписывавших Леонтия Махераса, – Флория Вустрониса и Стефана Лузинианоса (XVI век). Но более подлинное предание о жизни упомянутых святых фиксируют два первых автора, поскольку они используют в своей работе общий источник, который доходит до времен византийской истории Кипра. Источник этот представляет собой краткий кипрский агиологический сборник, составленный, по всей видимости, местной Церковью в царствование династии Комнинов, в XI–XII веках. В то же самое время был составлен и так называемый «Синодикон Кипрской Церкви». Согласно этим двум источникам, данные святые, числом 300, прибыли все вместе на Кипр из Палестины во время ее завоевания арабами (VII век) и рассеялись по острову, где и окончили подвижнически свои дни. Если же мы рассмотрим с точки зрения исторической критики сообщения двух первых хронографов, привлекая и археологические данные, мы сможем вкратце выделить несколько несомненных истин: 1) Эти святые были монахами-ромеями, то есть православными отцами, происходившими из разных мест единой тогда Римско-Византийской Империи. 2) Они прибыли на Кипр не все вместе, но в разное время раннего или среднего периодов византийской истории. Все они прибыли на Кипр по разным причинам. Хронографы просто соглашаются с тем, что имело место историческое передвижение монашествующих на Кипр и оттуда в другие места (вспомним, например, кипрских святых VII века, перебравшихся на Синай, Анастасия и Стефана Синаитов, а также архиепископа Кипрского Сергия). Такое передвижение объясняется близостью Кипра к большим монашеским центрам Востока (Египту, Сирии, Палестине, Синаю, Малой Азии). Происходило это как до, так и после нападения персов и арабов на эти центры, а также в период иконоборчества. Конечно, Кипр в такие сложные времена привлекал монахов своим православием и удобством к безмолвнической жизни. Кипр всегда рассматривался как прибежище для монахов (вспомним преподобного Илариона Великого, поселившегося здесь). Точное число этих преподобных отцов остается неизвестным, но летописная традиция говорит о символическом священном числе – триста.
Из числа этих преподобных можно выделить особенно замечательную плеяду отцов – преподобного Илиофота и его сподвижников Афксутения, Эфтения и Эпафродита. Их житие проливает свет на события, связанные с прибытием на Кипр трехсот чужеземных монахов. Несколько лет назад я получил благословение издать неизвестное до тех пор византийское песненное последование этих святых (VII–IX веков), обнаруженное в синайской рукописи XI века. В этой рукописи сохранилось утерянное древнее Житие этих святых и повествование об их чудесах. Написано оно было на Кипре, скорее всего в VI–VII веках, и теперь представляет собой самый важный, древнейший и достовернейший источник, повествующий об их жизни. Преподобные отцы происходили из Финикии Палестинской, жили в V веке и прибыли в обширную область Тамасоса, где существовали подвижнические жилища. Здесь они и упокоились о Господе. Сегодня вопрос о чужеземных преподобных отцах снова предлагается для исследования, уже на новых основаниях. Нам предстоит установить личность этих преподобных и время жизни каждого из них.
В многочисленном божественном лике преподобных, равноангельно поживших на острове святых в ранний византийский период, кроме духоносных мужей выделяются и богоносные жены. Число преподобных жен, известных нам, то есть тех, о ком по Божественному Промыслу всепоглощающее время донесло до нас некоторые сведения, невелико. Среди них особое место занимают, бесспорно, следующие жены: 1) Вриена-чудотворица, жившая в Мандрии Пафской, имя которой со временем стало произноситься как Вриона. 2) Домника, мать святого Трифиллия, епископа Лидры. Ученица чудного Спиридона Тримифунтского, она была монахиней в монастыре Одигитрии в Лидре. После своей смерти она прославилась чудесами. 3) Преподобная Констанция Пафская (IV век), до конца своей жизни остававшаяся верной ученицей Илариона Великого. Эта благоговейнейшая женщина состояла в браке и ради духовной пользы часто приходила вместе с другими жителями Пафа в аскитирий преподобного Илариона, расположенный рядом с деревней Епископи. В 371 году она удостоилась присутствовать при кончине преподобного. С тех пор Констанция не отходила от его аскитирия, но, оставив родственников и знакомых, поселилась в нем и все время проводила в непрестанной молитве, вплоть до своего преставления в 372 году. 4) Фотиния Карпаситида, чудотворица. Согласно существующим данным, она жила в протовизантийский период истории. Свою подвижническую жизнь она проводила в подземной пещере, которая и в наше время сохраняется в прекрасном состоянии и находится в деревне Святой Андроник. Там же находится и ее могила, а также источник святой воды, от которого люди получают исцеление от болезней глаз. Почитание преподобной Фотинии на восточном Кипре можно сравнить с почитанием святой Вриены в епархии Пафа.
***
Большинство святых и преподобных Кипра подвизались в отдаленных от людей аскитириях, и потому, если мы хотим рассмотреть жизнь местных святых, используя доступный нам богатый, но еще недостаточно проработанный материал, мы должны тщательно исследовать и археологически изучить известные нам аскитирии с зависящими от них храмами, а также установить местонахождение до сих пор неведомых нам аскитириев и оценить их значимость.
Следует отметить, что очень многие древние гробницы, устроенные в виде пещер, во времена Византийской Империи и особенно в древнехристианский период, часто служили аскитириями и местами затворничества. И примером для подражания в этом отношении служил родоначальник монашества, преподобный Антоний Великий. В области Пафа особенно часто встречаются древние, высеченные в скалах гробницы, которые впоследствии стали аскитириями. В древнем погребальном комплексе в Мандрии Пафской скончалась в подвиге выше упоминавшаяся чудотворица преподобная Вриона. Продвигаясь на запад от Мандрии, мы встречаем знаменитые высеченные в скалах аскитирии Героскипа (например, Святой Поликеллар), аскитирии Нижнего Пафа (например, Геллиноспилии или Семь Святых Георгиев, место затвора и столпничества преподобного Агапита (или Агапия) – все это в области Метеоры). Далее на север расположены аскитирии Эмбы (область Петридья) и Пегии – области, особо богатой аскитириями (например, удивительные Пещеры Мелети).
На Кипре была еще такая особенность: после преподобнической кончины какого-то святого подвижника, когда местные христиане начинали твердо верить в святость почившего, они воздвигали в его честь храм. Обычно он располагался как можно ближе к пещере святого и в месте, доступном для людей. Чаще всего храм воздвигался над или бок о бок с местом бескровного мученичества того или иного святого, конечно, с учетом особенностей местности. Иногда и сама пещера, свидетельница разнообразных аскетических подвигов святого, превращалась в храм. Самый яркий пример этого – расписанная пещера-храм преподобного Созомена в Потамье Левкосии. Первые настенные росписи этой пещеры могут быть датированы десятым веком. Показательным примером служит также пещера ранее упоминавшейся преподобной Фотинии Карпаситиды в Святом Андронике Карпасийском. Эта пещера тоже служила храмом.
Очень хотелось бы пожелать, чтобы историко-филологическая и агиологическая науки, опираясь на серьезные археологические исследования местности, собрали богатый исследовательский материал и заложили основы для составления «Корпуса» кипрского монашества. Ведь кипрское монашество – это не только славная страница местной истории, но и источник духовного сияния Кипра, способного в этом отношении обогатить все Православие.
Преосвященнейшие Владыки, в конце моего слова позвольте мне напомнить, что агиология является действенным пастырским орудием в руках Церкви, и особенно ее пастырей и учителей. В наше время редки живые примеры добродетели и святости, а новый порядок вещей систематически навязывает нам обесцвечивание религиозной жизни и многоименный синкретизм, что предвещает близкий приход антихриста, того отступления, о котором пророчески говорит апостол Павел (2 Фес. 2:3). И потому именно сейчас, когда люди отрицают бытие Божие, существование души и вечной жизни, изучение житий наших святых особенно мощно помогает сохранить православные догматы и нравственные нормы, которые отстаивали святые всей своей жизнью. Возвращаясь к основной теме нашей конференции, современному монашеству Кипра и России и общим духовным проблемам, следует указать единственный верный путь. Современные монахи и монахини должны сверять свою жизнь и мудрование с христоподражательными, сияющими во Святом Духе житиями наших святых отцов и матерей. И тогда мы сможем благополучно, с помощью Божией преодолеть любые возникающие на нашем пути трудности.
В своем сообщении мы обратимся к первохристианскому периоду и временам становления Византийской Империи и попытаемся по мере сил рассмотреть зарождение монашества на «острове святых» и его развитие на ранних стадиях существования. Мы будем пользоваться сохранившимися древними агиологическими источниками и преданиями и свидетельствами известных, изданных на эту тему археологических памятников.
Упомянутые кипрские агиологические источники имеют весьма почтенный возраст, они датируются V–VI веками, то есть были созданы в протовизантийский период. Эти важные древние агиологические источники таковы. Первый по хронологии источник, приписываемый святому Феодору, пресвитеру первохристианского Тамасоса, называется «Записки о святом Мнасоне», то есть это апокрифическое Житие святого Мнасона, епископа Тамасоса. Подлинник этого Жития, написанный на греческом языке в начале V века, утерян. Бельгийский исследователь, историк христианства и византинист Мишель ван Эсбрук (Michel van Esbroeck), который в 1985 году издал Житие святого Ираклидия, сохранившееся на армянском языке, совершенно верно предположил, что несмотря на общие места с греческим текстом (о нем речь будет ниже) этого Жития в BHG [1] 743, вероятней всего, речь идет в действительности об упоминаемом сейчас нами Житии под заголовком «Записки о святом Мнасоне».
Следующий по хронологии источник – это рукопись, ошибочно приписываемая апостолу и евангелисту Марку, написанная на самом деле в середине V века, под названием «Странствия и мученичество святого апостола Варнавы» (BHG 225). Этот важнейший источник, несмотря на свой апокрифический характер, написан, несомненно, неким образованным киприотом того времени, в нем ясно видны первохристианские местные традиции острова, многие из которых сохранились до наших дней.
Практически к этому же времени относится и еще один источник – написанное на греческом Житие святого Ираклидия (BHG 743), о котором мы уже упоминали. Этот текст представляет собой ложно приписываемое святому Родону, епископу Тамасоса и преемнику святого Мнасона, апокрифическое «Житие и деяния преподобного отца Ираклидия».
Если говорить о зарождении и расцвете монашества на Кипре, то, согласно единодушным свидетельствам вышеупомянутых агиологических источников, в жизни первохристианской Церкви острова отмечается появление древнего аскетизма, соединенного с миссионерской деятельностью святых апостольских мужей. Прославленный первоиерарх Тамасоса, святой Ираклидий, а также его сотрудники и преемники по кафедре, Мнасон и Родон, вместе с членами этой первой Поместной Церкви жили подвижнически в обширной древней пещере Тамасоса, где были и погребены. Эта пещера ныне находится на территории монастыря святого Ираклидия. Одновременно, как свидетельствуют упомянутые источники и древние местные предания, в пещерах жили и апостольские мужи Аристоклий (в местности между Курионом и Аматусом) и Тимон (в Васа Киланиу, там находится римская пещера для погребения с саркофагами). Так отшельническое житие зарождается на острове и растет одновременно с распространением христианской веры, поскольку миссионерская деятельность учеников святых апостолов на Кипре в I веке неразрывно связана с аскетической жизнью и служением Богу в пещерах.
Семена, посеянные в I веке, нашли добрую землю и произвели сторичный плод после прекращения гонений первых веков. Согласно византийским источникам, начиная со времени Константина Великого, богонасажденное древо монашества уже цветет на Кипре. Характерно, например, житие преподобного Аркадия Кипрского (память 6 марта). Однако основы организованной формы подвижничества, равно как и великолепный пример для дальнейшего подражания заложат спустя несколько лет два подвижника и друга о Господе, которых история почтила почетным наименованием Великих. Первый из них Иларион Великий, ученик Антония Великого и основатель монашеского жительства в Палестине, прибыл на Кипр в 363–364 годах и до самой своей преподобной кончины в 371 году жил как исихаст в собственноручно высеченной пещере. Он явился примером для большого числа монашествующих, которые пришли на наш остров в разное время и по разным причинам и проводили на нем преподобническое житие. Второй – Епифаний Великий, который прибыл в Саламин в 367 году по совету преподобного Илариона, а затем был рукоположен в архиепископа Кипрского, является не только «отцом Кипрской автокефалии», но и патриархом общежительного монашества на острове. Он превратил свою митрополичью кафедру в монастырь и одновременно образовал множество монашеских братств. Эти монастыри в 385 году посещала римская знатная паломница, преподобная Павла, ученица знаменитого западного отца Иеронима. Во всех посещаемых монастырях она оставляла щедрые пожертвования.
В дальнейшем, согласно имеющимся свидетельствам, на острове будет процветать не только общежительное и отшельническое житие, но и затворничество, и столпничество. Вспомним, например, авву Каиуму столпника в Фамагусте. О нем есть сведения у преподобного Анастасия Синаита, который и сам был родом с Кипра, в его «Душеполезных повествованиях», написанных в конце VII века. Авва Каиума процветал при архиепископе Констанции святом Аркадии (625– 641/642). В Фамагусте есть даже село Стилы («столпы»), а в Ларнаке – Анклисиды («затворы»), и крепкие местные предания, подтверждаемые историческими и археологическими данными, связывают названия этих сел с жизнью в них столпников и затворников. Итак, отшельническое житие развивается на святом острове почти одновременно с огромными монашескими центрами Египта, Сирии, Финикии и Палестины. Заметно раньше, чем небесное благоухание монашества коснулось других, впоследствии знаменитых центров монашества, оно уже обильно разливалось по Кипру.
По всему пространству острова мы можем встретить монастыри, действующие и прекратившие свое существование, аскитирии, затворы, места освящения, богоявлений и небесного утешения. Окрестности византийской Лидры (современной Левкосии), древняя область Ахера-Агрокипия Тамасоса, Фамагуста и Месаория, красивейшая Карпасия, солнечный Пендадактилон с прибрежными областями, горная местность Лимасола, испещренный аскитириями Пафос с Пегеей и Героскипом, небесный Акамант с его 101 церковью и аскитирием – вот лишь краткий географический перечень мест, где сохранились пещеры подвижников и аскитирии, что явно свидетельствует об истинности этого утверждения. Здесь известные нам и неведомые святые, терпя недостатки, скорби, озлобления… скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земным (Евр. 11:37, 38), постом, бдением, спанием на голой земле и молитвой укрощали свои страсти, умирали для мира и становились сосудами благодатных даров Святого Духа.
Конечно, эти святые места непосредственно связаны с богоносными подвижниками острова. И здесь нужно отметить, что сегодня у большинства людей представление о наших святых довольно путаное и неверное. И самым характерным примером такого искажения оригинального древнего предания служит житие трехсот святых, которые прибыли из разных мест на Кипр и подвижнически скончали здесь свои дни. Мы знаем, что эти святые издревле сугубо почитались верующими Кипра, и потому мы хотя бы кратко постараемся представить их житийную традицию, которая имеет огромное значение для нашей темы и, конечно, не может быть рассмотрена здесь полностью.
Главными письменными источниками, повествующими об этих преподобных, до недавнего времени были работы местных средневековых авторов: хронографа Леонтия Махераса (XV в.) и анонимного переписчика кодекса London BL Add. 34554 (XVI в.), а также кипрских ученых латинского происхождения, переписывавших Леонтия Махераса, – Флория Вустрониса и Стефана Лузинианоса (XVI век). Но более подлинное предание о жизни упомянутых святых фиксируют два первых автора, поскольку они используют в своей работе общий источник, который доходит до времен византийской истории Кипра. Источник этот представляет собой краткий кипрский агиологический сборник, составленный, по всей видимости, местной Церковью в царствование династии Комнинов, в XI–XII веках. В то же самое время был составлен и так называемый «Синодикон Кипрской Церкви». Согласно этим двум источникам, данные святые, числом 300, прибыли все вместе на Кипр из Палестины во время ее завоевания арабами (VII век) и рассеялись по острову, где и окончили подвижнически свои дни. Если же мы рассмотрим с точки зрения исторической критики сообщения двух первых хронографов, привлекая и археологические данные, мы сможем вкратце выделить несколько несомненных истин: 1) Эти святые были монахами-ромеями, то есть православными отцами, происходившими из разных мест единой тогда Римско-Византийской Империи. 2) Они прибыли на Кипр не все вместе, но в разное время раннего или среднего периодов византийской истории. Все они прибыли на Кипр по разным причинам. Хронографы просто соглашаются с тем, что имело место историческое передвижение монашествующих на Кипр и оттуда в другие места (вспомним, например, кипрских святых VII века, перебравшихся на Синай, Анастасия и Стефана Синаитов, а также архиепископа Кипрского Сергия). Такое передвижение объясняется близостью Кипра к большим монашеским центрам Востока (Египту, Сирии, Палестине, Синаю, Малой Азии). Происходило это как до, так и после нападения персов и арабов на эти центры, а также в период иконоборчества. Конечно, Кипр в такие сложные времена привлекал монахов своим православием и удобством к безмолвнической жизни. Кипр всегда рассматривался как прибежище для монахов (вспомним преподобного Илариона Великого, поселившегося здесь). Точное число этих преподобных отцов остается неизвестным, но летописная традиция говорит о символическом священном числе – триста.
Из числа этих преподобных можно выделить особенно замечательную плеяду отцов – преподобного Илиофота и его сподвижников Афксутения, Эфтения и Эпафродита. Их житие проливает свет на события, связанные с прибытием на Кипр трехсот чужеземных монахов. Несколько лет назад я получил благословение издать неизвестное до тех пор византийское песненное последование этих святых (VII–IX веков), обнаруженное в синайской рукописи XI века. В этой рукописи сохранилось утерянное древнее Житие этих святых и повествование об их чудесах. Написано оно было на Кипре, скорее всего в VI–VII веках, и теперь представляет собой самый важный, древнейший и достовернейший источник, повествующий об их жизни. Преподобные отцы происходили из Финикии Палестинской, жили в V веке и прибыли в обширную область Тамасоса, где существовали подвижнические жилища. Здесь они и упокоились о Господе. Сегодня вопрос о чужеземных преподобных отцах снова предлагается для исследования, уже на новых основаниях. Нам предстоит установить личность этих преподобных и время жизни каждого из них.
В многочисленном божественном лике преподобных, равноангельно поживших на острове святых в ранний византийский период, кроме духоносных мужей выделяются и богоносные жены. Число преподобных жен, известных нам, то есть тех, о ком по Божественному Промыслу всепоглощающее время донесло до нас некоторые сведения, невелико. Среди них особое место занимают, бесспорно, следующие жены: 1) Вриена-чудотворица, жившая в Мандрии Пафской, имя которой со временем стало произноситься как Вриона. 2) Домника, мать святого Трифиллия, епископа Лидры. Ученица чудного Спиридона Тримифунтского, она была монахиней в монастыре Одигитрии в Лидре. После своей смерти она прославилась чудесами. 3) Преподобная Констанция Пафская (IV век), до конца своей жизни остававшаяся верной ученицей Илариона Великого. Эта благоговейнейшая женщина состояла в браке и ради духовной пользы часто приходила вместе с другими жителями Пафа в аскитирий преподобного Илариона, расположенный рядом с деревней Епископи. В 371 году она удостоилась присутствовать при кончине преподобного. С тех пор Констанция не отходила от его аскитирия, но, оставив родственников и знакомых, поселилась в нем и все время проводила в непрестанной молитве, вплоть до своего преставления в 372 году. 4) Фотиния Карпаситида, чудотворица. Согласно существующим данным, она жила в протовизантийский период истории. Свою подвижническую жизнь она проводила в подземной пещере, которая и в наше время сохраняется в прекрасном состоянии и находится в деревне Святой Андроник. Там же находится и ее могила, а также источник святой воды, от которого люди получают исцеление от болезней глаз. Почитание преподобной Фотинии на восточном Кипре можно сравнить с почитанием святой Вриены в епархии Пафа.
***
Большинство святых и преподобных Кипра подвизались в отдаленных от людей аскитириях, и потому, если мы хотим рассмотреть жизнь местных святых, используя доступный нам богатый, но еще недостаточно проработанный материал, мы должны тщательно исследовать и археологически изучить известные нам аскитирии с зависящими от них храмами, а также установить местонахождение до сих пор неведомых нам аскитириев и оценить их значимость.
Следует отметить, что очень многие древние гробницы, устроенные в виде пещер, во времена Византийской Империи и особенно в древнехристианский период, часто служили аскитириями и местами затворничества. И примером для подражания в этом отношении служил родоначальник монашества, преподобный Антоний Великий. В области Пафа особенно часто встречаются древние, высеченные в скалах гробницы, которые впоследствии стали аскитириями. В древнем погребальном комплексе в Мандрии Пафской скончалась в подвиге выше упоминавшаяся чудотворица преподобная Вриона. Продвигаясь на запад от Мандрии, мы встречаем знаменитые высеченные в скалах аскитирии Героскипа (например, Святой Поликеллар), аскитирии Нижнего Пафа (например, Геллиноспилии или Семь Святых Георгиев, место затвора и столпничества преподобного Агапита (или Агапия) – все это в области Метеоры). Далее на север расположены аскитирии Эмбы (область Петридья) и Пегии – области, особо богатой аскитириями (например, удивительные Пещеры Мелети).
На Кипре была еще такая особенность: после преподобнической кончины какого-то святого подвижника, когда местные христиане начинали твердо верить в святость почившего, они воздвигали в его честь храм. Обычно он располагался как можно ближе к пещере святого и в месте, доступном для людей. Чаще всего храм воздвигался над или бок о бок с местом бескровного мученичества того или иного святого, конечно, с учетом особенностей местности. Иногда и сама пещера, свидетельница разнообразных аскетических подвигов святого, превращалась в храм. Самый яркий пример этого – расписанная пещера-храм преподобного Созомена в Потамье Левкосии. Первые настенные росписи этой пещеры могут быть датированы десятым веком. Показательным примером служит также пещера ранее упоминавшейся преподобной Фотинии Карпаситиды в Святом Андронике Карпасийском. Эта пещера тоже служила храмом.
Очень хотелось бы пожелать, чтобы историко-филологическая и агиологическая науки, опираясь на серьезные археологические исследования местности, собрали богатый исследовательский материал и заложили основы для составления «Корпуса» кипрского монашества. Ведь кипрское монашество – это не только славная страница местной истории, но и источник духовного сияния Кипра, способного в этом отношении обогатить все Православие.
Преосвященнейшие Владыки, в конце моего слова позвольте мне напомнить, что агиология является действенным пастырским орудием в руках Церкви, и особенно ее пастырей и учителей. В наше время редки живые примеры добродетели и святости, а новый порядок вещей систематически навязывает нам обесцвечивание религиозной жизни и многоименный синкретизм, что предвещает близкий приход антихриста, того отступления, о котором пророчески говорит апостол Павел (2 Фес. 2:3). И потому именно сейчас, когда люди отрицают бытие Божие, существование души и вечной жизни, изучение житий наших святых особенно мощно помогает сохранить православные догматы и нравственные нормы, которые отстаивали святые всей своей жизнью. Возвращаясь к основной теме нашей конференции, современному монашеству Кипра и России и общим духовным проблемам, следует указать единственный верный путь. Современные монахи и монахини должны сверять свою жизнь и мудрование с христоподражательными, сияющими во Святом Духе житиями наших святых отцов и матерей. И тогда мы сможем благополучно, с помощью Божией преодолеть любые возникающие на нашем пути трудности.
Доклад на Международной конференции «Монашество России и Кипра: духовно-культурные связи» (Республика Кипр, г. Никосия. 1–2 ноября 2018 года)
[1] Bibliotheca Hagiographica Graeca (Библиоте́ка гре́ческой агиогра́фии) – каталог греческих агиографических материалов, в числе которых древние литературные произведения: жития святых, сказания о перенесении их мощей, рассказы о их чудесах. В каталоге указаны рукописи, инципиты и печатные издания. Первые два тома (1895 и 1909 годов) были подготовлены болландистами под руководством Ипполита Делеэ. У последних изданий был один редактор – Франсуа Халкин (фр. François Halkin). BHG вместе с Bibliotheca Hagiographica Latina и Bibliotheca Hagiographica Orientalis являются наиболее полезными инструментами для исследования литературных документов, касающихся жизни святых. – Примеч. ред.