Cхиархимандрит Авраам (Рейдман). Евангельские поучения. Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил безплотных
Сегодня, в день памяти святого Архистратига Божия Михаила и всех Небесных Сил бесплотных, читается отрывок из Евангелия от Луки. Господь Иисус Христос говорит о той власти над нечистой силой — демонами, которую получили Его ученики.
«Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня. Семьдесят учеников возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем» (ст. 16-17), то есть ученики именем Господа Иисуса Христа изгоняли демонов из беснующихся.
Возможно и другое толкование этих евангельских слов: во все времена существования христианства каждый подвижник, любой христианин, желающий очистить свою душу, именем Господа Иисуса Христа изгоняет из себя бесов — не их самих непосредственно, но те греховные помыслы, которые демоны нам внушают. Если мы ревнуем о своем спасении и имеем некоторый духовный опыт, то знаем, что действительно только именем Господа Иисуса Христа мы можем отогнать самые отвратительные и навязчивые помыслы, иначе с ними справиться невозможно.
Мне приходилось сталкиваться со случаями, когда люди, не умевшие бороться со своими помыслами, поддавались им и помыслы овладевали ими до такой степени, что они обращались к врачам-психиатрам, чувствуя как бы некоторое умопомешательство. Однако лечение, как правило, им не помогало, потому что оно состоит только в том, что человеку дают успокоительные средства, и он пребывает связанным химическим действием вещества, словно некими невидимыми путами. Но таблетки не могут избавить от помыслов, которые продолжают действовать в человеке, хотя и ослабевают и не имеют уже силы заставить его поступить согласно их внушениям. Кроме того, человек, принимающий эти, обычно сильнодействующие, лекарства, часто становится калекой, потому что они влияют на другие органы, и человек уже не вполне владеет собой и не способен ни к нормальному труду, ни к обычной деятельности.
Бывали и такие случаи, когда эти люди, испытав бесполезность лечения в психиатрической больнице, обращались к вере и начинали понимать, что владеющие ими мысли — это не какие-то так называемые нарушения психики (по-гречески «психэ» значит «душа», слово «психика» можно было бы перевести как «душевная жизнь»; употребляя в качестве терминов заимствованные слова, мы сами для себя затемняем смысл многих явлений). И для того чтобы привести свою душевную жизнь в норму, человеку необходимо отбросить эти навязчивые помыслы, действующие в нем иногда чрезвычайно сильно, как будто посторонний голос звучит в его уме. На самом же деле именно неумение бороться с помыслами, чрезвычайное внимание к ним дают им возможность так смело, могущественно и гибельно действовать на душу человека.
Если бы мы с искренней верой, с духовным искусством и смирением боролись при помощи имени Иисуса Христа со своими помыслами, то действительно почувствовали бы, что бесы повинуются «о имени» Спасителя всякому христианину — любому человеку, даже как будто бы самому незначительному и малоспособному во всех остальных отношениях. Каждый из нас способен ко спасению и поэтому может победить грех. Один прозорливый подвижник видел, как демон сидел вдали от келий отшельника, который в то время занимался умным деланием, то есть Иисусовой молитвой. Когда же отшельник прекратил молиться, демон смог войти к нему. Значит, бесам тяжело даже находиться в помещении, где люди истово, внимательно читают Иисусову молитву, и демоны вынуждены удаляться.
«Семьдесят учеников возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем. Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию; се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам» (ст. 17-19). Конечно же, Господь говорит не о змеях и скорпионах и под «силой вражьей» подразумевает не каких-то ядовитых или хищных животных, а демонов — нечистых духов, которые столь же злобны и вредоносны для нас, как и отвратительные, страшные хищники. Бесы недаром называются нечистыми духами: они оскверняются грехом. Обычно под нечистотой мы подразумеваем нечистоту тела, говорим, например, про руки — чистые или нечистые. Но есть и нечистота душевная, нравственная, потому что как грязь оскверняет тело, так грех — дух и душу человека.
«Однакож тому не радуйтесь, — говорит Спаситель, — что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах» (ст. 20). Как мне кажется, слова «духи вам повинуются» относятся не только к демонам, но они косвенно указывают и на Ангельские Силы и миры, на небеса в духовном смысле слова. «Но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах», то есть радуйтесь, что о вас молятся Ангелы Божий. В буквальном смысле изречение Спасителя понимать невозможно, потому что человеческие имена не могут быть написаны на небе — ни на физическом, окружающем землю, ни на духовных небесах. Можно толковать эти слова Господа Иисуса Христа, обращенные к Его ученикам, и в том смысле, что апостолы предназначены ко спасению, но это не противоречит и такому пониманию, о котором я сказал: ваши имена поминаются небесами, Ангельскими Силами на небесах.
Сегодня, в день памяти святого Архистратига Божия Михаила и всех Небесных Сил бесплотных, читается отрывок из Евангелия от Луки. Господь Иисус Христос говорит о той власти над нечистой силой — демонами, которую получили Его ученики.
«Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня. Семьдесят учеников возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем» (ст. 16-17), то есть ученики именем Господа Иисуса Христа изгоняли демонов из беснующихся.
Возможно и другое толкование этих евангельских слов: во все времена существования христианства каждый подвижник, любой христианин, желающий очистить свою душу, именем Господа Иисуса Христа изгоняет из себя бесов — не их самих непосредственно, но те греховные помыслы, которые демоны нам внушают. Если мы ревнуем о своем спасении и имеем некоторый духовный опыт, то знаем, что действительно только именем Господа Иисуса Христа мы можем отогнать самые отвратительные и навязчивые помыслы, иначе с ними справиться невозможно.
Мне приходилось сталкиваться со случаями, когда люди, не умевшие бороться со своими помыслами, поддавались им и помыслы овладевали ими до такой степени, что они обращались к врачам-психиатрам, чувствуя как бы некоторое умопомешательство. Однако лечение, как правило, им не помогало, потому что оно состоит только в том, что человеку дают успокоительные средства, и он пребывает связанным химическим действием вещества, словно некими невидимыми путами. Но таблетки не могут избавить от помыслов, которые продолжают действовать в человеке, хотя и ослабевают и не имеют уже силы заставить его поступить согласно их внушениям. Кроме того, человек, принимающий эти, обычно сильнодействующие, лекарства, часто становится калекой, потому что они влияют на другие органы, и человек уже не вполне владеет собой и не способен ни к нормальному труду, ни к обычной деятельности.
Бывали и такие случаи, когда эти люди, испытав бесполезность лечения в психиатрической больнице, обращались к вере и начинали понимать, что владеющие ими мысли — это не какие-то так называемые нарушения психики (по-гречески «психэ» значит «душа», слово «психика» можно было бы перевести как «душевная жизнь»; употребляя в качестве терминов заимствованные слова, мы сами для себя затемняем смысл многих явлений). И для того чтобы привести свою душевную жизнь в норму, человеку необходимо отбросить эти навязчивые помыслы, действующие в нем иногда чрезвычайно сильно, как будто посторонний голос звучит в его уме. На самом же деле именно неумение бороться с помыслами, чрезвычайное внимание к ним дают им возможность так смело, могущественно и гибельно действовать на душу человека.
Если бы мы с искренней верой, с духовным искусством и смирением боролись при помощи имени Иисуса Христа со своими помыслами, то действительно почувствовали бы, что бесы повинуются «о имени» Спасителя всякому христианину — любому человеку, даже как будто бы самому незначительному и малоспособному во всех остальных отношениях. Каждый из нас способен ко спасению и поэтому может победить грех. Один прозорливый подвижник видел, как демон сидел вдали от келий отшельника, который в то время занимался умным деланием, то есть Иисусовой молитвой. Когда же отшельник прекратил молиться, демон смог войти к нему. Значит, бесам тяжело даже находиться в помещении, где люди истово, внимательно читают Иисусову молитву, и демоны вынуждены удаляться.
«Семьдесят учеников возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем. Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию; се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам» (ст. 17-19). Конечно же, Господь говорит не о змеях и скорпионах и под «силой вражьей» подразумевает не каких-то ядовитых или хищных животных, а демонов — нечистых духов, которые столь же злобны и вредоносны для нас, как и отвратительные, страшные хищники. Бесы недаром называются нечистыми духами: они оскверняются грехом. Обычно под нечистотой мы подразумеваем нечистоту тела, говорим, например, про руки — чистые или нечистые. Но есть и нечистота душевная, нравственная, потому что как грязь оскверняет тело, так грех — дух и душу человека.
«Однакож тому не радуйтесь, — говорит Спаситель, — что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах» (ст. 20). Как мне кажется, слова «духи вам повинуются» относятся не только к демонам, но они косвенно указывают и на Ангельские Силы и миры, на небеса в духовном смысле слова. «Но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах», то есть радуйтесь, что о вас молятся Ангелы Божий. В буквальном смысле изречение Спасителя понимать невозможно, потому что человеческие имена не могут быть написаны на небе — ни на физическом, окружающем землю, ни на духовных небесах. Можно толковать эти слова Господа Иисуса Христа, обращенные к Его ученикам, и в том смысле, что апостолы предназначены ко спасению, но это не противоречит и такому пониманию, о котором я сказал: ваши имена поминаются небесами, Ангельскими Силами на небесах.
Действительно, все Ангельские Силы, начиная от Серафимов (к ним и относятся Архистратиг Михаил и семь других Архистратигов), которые первыми получают откровение от Бога и передают его остальному Ангельскому миру и людям, и заканчивая самой низшей иерархией, — все они, будучи преисполнены благодати Божией, одновременно полны и Божественной любви к нам. Благодать — может быть, некоторые из вас это испытали — проявляется прежде всего как любовь к ближнему. Иными словами, любовь — это признак присутствия благодати. (Например, старец Силуан Афонский говорит, что признаком благодати является любовь к врагам.)
Итак, Ангелы преисполнены любви к нам, они молятся о нас. Мы всех вообще духов небесных называем Ангелами, и, кроме того, имя «Ангел» принадлежит низшему чину ближайшей к нам иерархии Небесных Сил. Все небесные духи делятся на три иерархии, в каждой по три чина: Серафимы, Херувимы, Престолы; Господства, Силы и Власти; затем — Начала, Архангелы и Ангелы. До пришествия Христова каждый народ имел только одного Ангела Хранителя. Например, народ израильский, как народ богоизбранный, составлявший в то время Церковь Божию, находился под покровительством Архангела Михаила. Теперь же из ближайшего к нам чина Ангелов Господь при Крещении поставляет каждому из людей Ангела Хранителя, однако и демоны также поставляют каждому человеку искусителя. Если мы живем по-христиански, прислушиваемся к голосу своей совести, то Ангел пребывает с нами и охраняет нас. Если же мы поступаем вопреки своей христианской совести, в особенности если дерзко и смело грешим в тех случаях, когда осознаем, что следовало бы делать, то есть согрешаем в ведении, тогда Ангел от нас отступает.
А что такое голос совести? Существует выражение, что совесть в человеке — это голос Божий. Можно сказать, что это также и голос Ангела Хранителя, потому что он через благие внушения открывает нам волю Божию и предохраняет от встречающихся опасностей.
Итак, Ангелы преисполнены любви к нам, они молятся о нас. Мы всех вообще духов небесных называем Ангелами, и, кроме того, имя «Ангел» принадлежит низшему чину ближайшей к нам иерархии Небесных Сил. Все небесные духи делятся на три иерархии, в каждой по три чина: Серафимы, Херувимы, Престолы; Господства, Силы и Власти; затем — Начала, Архангелы и Ангелы. До пришествия Христова каждый народ имел только одного Ангела Хранителя. Например, народ израильский, как народ богоизбранный, составлявший в то время Церковь Божию, находился под покровительством Архангела Михаила. Теперь же из ближайшего к нам чина Ангелов Господь при Крещении поставляет каждому из людей Ангела Хранителя, однако и демоны также поставляют каждому человеку искусителя. Если мы живем по-христиански, прислушиваемся к голосу своей совести, то Ангел пребывает с нами и охраняет нас. Если же мы поступаем вопреки своей христианской совести, в особенности если дерзко и смело грешим в тех случаях, когда осознаем, что следовало бы делать, то есть согрешаем в ведении, тогда Ангел от нас отступает.
А что такое голос совести? Существует выражение, что совесть в человеке — это голос Божий. Можно сказать, что это также и голос Ангела Хранителя, потому что он через благие внушения открывает нам волю Божию и предохраняет от встречающихся опасностей.
Расскажу о событии, описание которого даже в шестидесятые годы — время борьбы государства с Церковью, усиленной атеистической пропаганды — попало в один журнал. Там этот эпизод объясняли по-своему, но все православные христиане сразу увидели в нем чудо явления Ангела Божия. Где-то в горах, кажется на Кавказе, туристы шли горной тропой. Одна Девушка немного отстала и, поскользнувшись, сорвалась вниз с обрыва, но успела за что-то схватиться — за край обрыва, может быть за какие-то кусты. Сама она выбраться не смогла, звала на помощь, но отряд, с которым девушка шла, оказался уже далеко. Вдруг появился юноша в длинной одежде, взял ее за руку, с легкостью вытащил и поставил на тропу и потом показал, как ей идти, чтобы догнать своих спутников. На вопрос девушки, как его зовут, он отвечал: «На вашем языке это будет странно звучать, точнее всего мое имя можно перевести как «Огонь»». Мы знаем, что в Священном Писании сказано: «Творяй Ангелы Своя духи, и слуги Своя пламень огненный» (Пс.103:4). Природа Ангелов наиболее близка именно к этим стихиям — к огню и воздуху. Дух — значит дуновение, дыхание. Образы огня и воздуха — самого тонкого, наименее, так сказать, материального из того, что мы знаем на земле, — употреблены в Священном Писании для изображения ангельской природы. Поэтому неожиданно явившийся юноша, который, конечно же, был Ангелом, и сказал, что его имя — Огонь.
Еще одно явление Ангела в наши дни. Обычный пассажирский поезд следовал в своем направлении. Вдруг машинист увидел, что на рельсах стоит монах и машет руками, и потому был вынужден остановить поезд. Когда вышли посмотреть, то никакого монаха не обнаружили, но увидели, что рельсы были разобраны. И если бы поезд не остановили, то произошло бы крушение и погибли многие люди. Стали искать этого монаха по всем вагонам и в одном из них увидели инока, который сидел и молился по четкам. Он никуда не выходил, но именно в нем узнали стоявшего на рельсах. Видимо, он просто молился и даже не понимал, что происходит. Как правило, такие люди не интересуются ничем внешним. Но Ангел Хранитель явился в образе этого монаха, показав, что ради его молитв спасает не только самого этого человека, но и всех, ехавших с ним.
От своего духовника я слышал следующую историю из его жизни — правда, ему не являлись Ангелы, но он испытал совершенно ясное внушение свыше. Он был с детства верующим человеком, потому что вырос в религиозной семье. Этот случай произошел с ним во время службы в армии. Он с другими солдатами ехал на машине, и их остановила женщина — попросила подвезти. Ее посадили, и она стала вести себя совершенно бесчинно: ругаться, кощунствовать и так далее. Он (в то время еще мирянин) от природы был человеком пылким, горячим и так рассердился на нее, что за кощунство хотел выбросить из машины. (Надо сказать, что в то время — после Великой Отечественной войны — не было возможности совершить новый армейский набор, поскольку многие мужчины были убиты на войне. Оставшиеся в живых служили сверхсрочно еще несколько лет, и мой духовник отслужил семь лет как сверхсрочник.) И вдруг такая ясная мысль прозвучала у него в голове: «Ты семь лет прослужил, еще семь лет отсидишь». Он сразу успокоился, пришел в себя. Часто бывает, что в какой-нибудь сложной ситуации мы уповаем на Бога и просим у Него вразумления или помощи — и неожиданно все устраивается или нам как будто кто-то подсказывает, что нужно делать. Это, несомненно, внушение Ангела Хранителя, который приставлен к нам, чтобы оберегать нас на всех жизненных путях — прежде всего, от греха, но, по возможности, и от различных житейских скорбей.
Обратимся к известным случаям из житий святых. Великий угодник Божий, святой Василий Блаженный иногда вел себя чрезвычайно странно, как и все юродивые. Например, проходя мимо храма, он пинал его стены ногами и кого-то ругал, а стены корчмы или дома, где происходило застолье, обнимал и целовал. Любопытным, просившим объяснения, святой Василий отвечал, что снаружи храма стоят демоны, искушающие людей, и ждут, пока те выйдут из храма; а возле корчмы, наоборот, стоят Ангелы Хранители тех людей, которые там находятся, и он их обнимает и целует.
Еще одно явление Ангела в наши дни. Обычный пассажирский поезд следовал в своем направлении. Вдруг машинист увидел, что на рельсах стоит монах и машет руками, и потому был вынужден остановить поезд. Когда вышли посмотреть, то никакого монаха не обнаружили, но увидели, что рельсы были разобраны. И если бы поезд не остановили, то произошло бы крушение и погибли многие люди. Стали искать этого монаха по всем вагонам и в одном из них увидели инока, который сидел и молился по четкам. Он никуда не выходил, но именно в нем узнали стоявшего на рельсах. Видимо, он просто молился и даже не понимал, что происходит. Как правило, такие люди не интересуются ничем внешним. Но Ангел Хранитель явился в образе этого монаха, показав, что ради его молитв спасает не только самого этого человека, но и всех, ехавших с ним.
От своего духовника я слышал следующую историю из его жизни — правда, ему не являлись Ангелы, но он испытал совершенно ясное внушение свыше. Он был с детства верующим человеком, потому что вырос в религиозной семье. Этот случай произошел с ним во время службы в армии. Он с другими солдатами ехал на машине, и их остановила женщина — попросила подвезти. Ее посадили, и она стала вести себя совершенно бесчинно: ругаться, кощунствовать и так далее. Он (в то время еще мирянин) от природы был человеком пылким, горячим и так рассердился на нее, что за кощунство хотел выбросить из машины. (Надо сказать, что в то время — после Великой Отечественной войны — не было возможности совершить новый армейский набор, поскольку многие мужчины были убиты на войне. Оставшиеся в живых служили сверхсрочно еще несколько лет, и мой духовник отслужил семь лет как сверхсрочник.) И вдруг такая ясная мысль прозвучала у него в голове: «Ты семь лет прослужил, еще семь лет отсидишь». Он сразу успокоился, пришел в себя. Часто бывает, что в какой-нибудь сложной ситуации мы уповаем на Бога и просим у Него вразумления или помощи — и неожиданно все устраивается или нам как будто кто-то подсказывает, что нужно делать. Это, несомненно, внушение Ангела Хранителя, который приставлен к нам, чтобы оберегать нас на всех жизненных путях — прежде всего, от греха, но, по возможности, и от различных житейских скорбей.
Обратимся к известным случаям из житий святых. Великий угодник Божий, святой Василий Блаженный иногда вел себя чрезвычайно странно, как и все юродивые. Например, проходя мимо храма, он пинал его стены ногами и кого-то ругал, а стены корчмы или дома, где происходило застолье, обнимал и целовал. Любопытным, просившим объяснения, святой Василий отвечал, что снаружи храма стоят демоны, искушающие людей, и ждут, пока те выйдут из храма; а возле корчмы, наоборот, стоят Ангелы Хранители тех людей, которые там находятся, и он их обнимает и целует.
Это было не просто нарочитой игрой для нашего вразумления. Нет, такие великие угодники Божий действительно видят Ангелов. Мы же, отчасти из-за своей греховности, отчасти от того, что такие видения нам неполезны, имеем духовные очи как бы закрытыми пеленой плоти. У настоящих же подвижников благочестия они открываются. Например, блаженный Феофил Киевский во время Божественной литургии видел сослужащих Ангелов и приходил от этого в такой благоговейный ужас, такой святой страх, что терялся и не мог правильно совершать богослужение. На него даже сердились, потому что его необходимо было водить за руку и подсказывать, что надо делать. Хотя он, конечно, прекрасно знал службу, потому что монахи, живущие в монастыре зачастую с юношеских лет, усваивают богослужение, как сейчас говорят, автоматически. Если человек на протяжении многих лет ежедневно присутствует на богослужении, он не может его не знать. Но святой Феофил терялся, и его за это даже наказывали, отстраняли от службы. Только одному монаху он признался, что не может служить совершенно спокойно и, например, не может встать боком к престолу по той причине, что рядом стоят Ангелы и он вынужден поворачиваться к ним лицом. Вот что испытывают люди, у которых открылись духовные очи.
Из жития Сергия Радонежского известно, что он служил вместе с Ангелами, и, я думаю, он их видел. Некоторые угодники Божий служат, не ощущая присутствия рядом Небесных Сил, но другим оно открывается. Вообще, по учению Церкви, Ангелы во время Божественной литургии сослужат и помогают священникам. Конечно, мы, священнослужители, часто забываем об этом и даже впадаем в окаменение и охлаждение. Тем не менее в служебнике есть слова, на которые хочу обратить ваше внимание. Во время малого входа, входа с Евангелием, священник читает молитву: «Владыко Господи Боже наш, уставивый на небесех чины и воинства Ангел и Архангел, в служение Твоея славы, сотвори со входом нашим входу святых Ангелов быти, сослужащих нам и сославословящих Твою благость». Итак, на каждой литургии священник — ревностен он или теплохладен, в молитвенном он настроении или рассеян — обязан прочитать эту молитву. Осознает ли он и чувствует ли или не ощущает по своей греховности, но это происходит — Ангелы Божий вместе со священником входят в алтарь, и сослужат ему, и сославословят вместе с ним Божественную благость.
Итак, Ангелы всегда и везде с нами. И нечистое место для них — не то, где неприятный запах и скверна, но то, где совершается грех. Некий монах имел благодать видеть Ангелов, один из которых как-то сопровождал его в путешествии. Монах увидел разлагающийся труп убитого человека и заткнул нос, то же сделал и Ангел. Когда монах спросил его: «Неужели вы тоже чувствуете запах?» — он ответил: «Нет, но мы чувствуем зловоние грехов». Видимо, этот умерший человек был грешник. Если мы живем благочестиво, если наши мысли чисты, а в сердце присутствует Божественная благодать, то мы источаем духовное благоухание, привлекающее к нам Ангелов Божиих. Когда же грешим, даже в том случае, если не совершаем греховных поступков на деле, но имеем нечистые помыслы, то от нас исходит духовный смрад, отгоняющий от нас как благодать, так и Ангелов Божиих. Ведь и они испытывают определенные духовные чувства и могут отвратиться от нас.
«В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение» (ст. 21). Мне кажется, правильно было бы понимать слова «Отче, Господи неба и земли» как «Отче, Господи Ангелов и человеков». Истина утаена от премудрых — тех, кто пытается познать ее при помощи собственного рассуждения, надеется на свой ограниченный ум, пусть даже и превосходящий ум других людей. Такие люди ищут истины и не находят. Младенцы же — те, кто принимает истины христианства открытым сердцем, — познают, что существует не только земля и жизнь земная, но и небеса, небесная жизнь и мириады Ангелов, желающих нашего спасения, молящихся о нас, нас защищающих и всегда с нами присутствующих.
Из жития Сергия Радонежского известно, что он служил вместе с Ангелами, и, я думаю, он их видел. Некоторые угодники Божий служат, не ощущая присутствия рядом Небесных Сил, но другим оно открывается. Вообще, по учению Церкви, Ангелы во время Божественной литургии сослужат и помогают священникам. Конечно, мы, священнослужители, часто забываем об этом и даже впадаем в окаменение и охлаждение. Тем не менее в служебнике есть слова, на которые хочу обратить ваше внимание. Во время малого входа, входа с Евангелием, священник читает молитву: «Владыко Господи Боже наш, уставивый на небесех чины и воинства Ангел и Архангел, в служение Твоея славы, сотвори со входом нашим входу святых Ангелов быти, сослужащих нам и сославословящих Твою благость». Итак, на каждой литургии священник — ревностен он или теплохладен, в молитвенном он настроении или рассеян — обязан прочитать эту молитву. Осознает ли он и чувствует ли или не ощущает по своей греховности, но это происходит — Ангелы Божий вместе со священником входят в алтарь, и сослужат ему, и сославословят вместе с ним Божественную благость.
Итак, Ангелы всегда и везде с нами. И нечистое место для них — не то, где неприятный запах и скверна, но то, где совершается грех. Некий монах имел благодать видеть Ангелов, один из которых как-то сопровождал его в путешествии. Монах увидел разлагающийся труп убитого человека и заткнул нос, то же сделал и Ангел. Когда монах спросил его: «Неужели вы тоже чувствуете запах?» — он ответил: «Нет, но мы чувствуем зловоние грехов». Видимо, этот умерший человек был грешник. Если мы живем благочестиво, если наши мысли чисты, а в сердце присутствует Божественная благодать, то мы источаем духовное благоухание, привлекающее к нам Ангелов Божиих. Когда же грешим, даже в том случае, если не совершаем греховных поступков на деле, но имеем нечистые помыслы, то от нас исходит духовный смрад, отгоняющий от нас как благодать, так и Ангелов Божиих. Ведь и они испытывают определенные духовные чувства и могут отвратиться от нас.
«В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение» (ст. 21). Мне кажется, правильно было бы понимать слова «Отче, Господи неба и земли» как «Отче, Господи Ангелов и человеков». Истина утаена от премудрых — тех, кто пытается познать ее при помощи собственного рассуждения, надеется на свой ограниченный ум, пусть даже и превосходящий ум других людей. Такие люди ищут истины и не находят. Младенцы же — те, кто принимает истины христианства открытым сердцем, — познают, что существует не только земля и жизнь земная, но и небеса, небесная жизнь и мириады Ангелов, желающих нашего спасения, молящихся о нас, нас защищающих и всегда с нами присутствующих.
Духовный мир скрыт от нас, но молящийся человек иногда ощущает как присутствие и действие темной, злой силы, так и действие благодати, как будто бы ничем не обоснованное и непонятное. Например, некоторые люди чувствуют неожиданные изменения в своей душе: человек борется с греховными помыслами или, напротив, ведет себя нерадиво, поддается им — и вдруг чувствует перемену в душе. Он думает, что за него, наверное, кто-то помолился, хотя никто из людей этого не делал. Но, может быть, именно по молитвам Ангела Хранителя в душе человека произошло изменение, он пришел в себя и вновь возвратился к христианскому образу мыслей и по-христиански стал вести себя.
Если мы будем без испытания с младенческой, детской верой принимать истины христианства и следовать им, то Ангел Хранитель будет всегда нам помогать и вразумлять нас, не только в вопросах нравственности, но даже в постижении земных вещей, в наших житейских делах. Он просветит наш разум, очистит нас и сделает способными и к обычной человеческой деятельности. Если же будем проявлять нерадение, окажемся ленивыми или начнем чересчур испытывать судьбы Божий своим ограниченным умом, то истина убежит от нас.
Если мы будем без испытания с младенческой, детской верой принимать истины христианства и следовать им, то Ангел Хранитель будет всегда нам помогать и вразумлять нас, не только в вопросах нравственности, но даже в постижении земных вещей, в наших житейских делах. Он просветит наш разум, очистит нас и сделает способными и к обычной человеческой деятельности. Если же будем проявлять нерадение, окажемся ленивыми или начнем чересчур испытывать судьбы Божий своим ограниченным умом, то истина убежит от нас.
Есть много вещей, которые мы не понимаем, но воспринимаем совершенно просто. Не всякий из нас, например, знает ботанику, хотя все мы пользуемся благами, которые нам дает земля: питаемся хлебом, овощами, фруктами. Мы наслаждаемся видением мира, но не знаем (ведь это знание не всем необходимо), какова природа света, как он исходит и распространяется в пространстве. Так же и истины духовные: они открываются в душе человека, перед его духовными очами, хотя бы он их не понимал и не мог объяснить. Но он ощущает и видит эти истины, живет ими, они для него так же ясны и реальны, как и материальная действительность, воспринимавмая телесными чувствами.
Важно не понять, а ощутить. Вот к чему нужно стремиться, вот для чего нужен младенческий ум — для того, чтобы постигнуть истину. Если бы, допустим, слепому объясняли, как выглядят люди или что такое зеленый цвет, может быть, он как-нибудь и догадался бы и приблизительно представил себе, что это такое, но разве можно сравнить его представление с настоящим зрением? Так же отличается рассуждение о вещах духовных от их непосредственного ощущения, к которому и нужно стремиться. И дай Бог, чтобы мы чувствовали как присутствие демонов, искушающих нас, осознавая, что наши греховные мысли — это сатанинские внушения, так и пребывание рядом с нами Ангела Хранителя, возбуждающего нашу совесть и охраняющего нас от греха. Аминь.
Священное Писание и Божественное Евангелие, как самая значимая часть Священного Писания, сообщают нам лишь то, что необходимо для нашего спасения. Можно даже сказать, что Писание сообщает не все, а лишь самое главное, потому что кроме него существует еще и Священное Предание, без которого правильно понять и тем паче в полноте уразуметь учение Церкви невозможно. Предание содержит в себе Священное Писание, которое находится в нем, как в некоем ковчеге. Однако даже самые малые изречения Священного Писания, как бы намеки, несут в себе великий смысл по причине того, что оно является Откровением свыше, то есть имеет небесное, Божественное происхождение. Эти изречения необходимы для нашего спасения и, кроме того, удовлетворяют даже нашей любознательности, открывая для нас тайны духовного мира.
Отправляя своих учеников на проповедь, Господь сказал им: «Слушаяй вас, Мене слушает: и отметаяйся вас, Мене отметается: отметаяйся же Мене, отметается Пославшаго Мя» (ст. 16). «Тот, кто проповедует Меня, проповедует Бога, и кто не принимает Меня как Сына Божия, считая лишь человеком, тот отметается и Родившего Меня, Пославшего Меня» — так говорит Господь наш Иисус Христос по смирению. Слушающий апостолов и всех истинных последователей Христовых слушает Самого Господа Иисуса Христа. Потому нужно и слухом, и мыслью с особенным вниманием обратиться к тому, что говорится далее, ведь Сам Господь наш Иисус Христос открывает духовные тайны и объясняет то, что происходило, может быть, даже до сотворения видимого мира.
«Возвратишася же седмьдесят с радостию, глаголюще: Господи, и беси повинуются нам о имени Твоем» (ст. 17). Ученики изумлялись той силе, которая через них и в них действовала: они призывали имя Господа Иисуса Христа — и демоны выходили из бесноватых. Действительно, это имя подразумевает не только человеческое, но и Божественное естество облекшегося в плоть Сына Божия. «Беси повинуются нам о имени Твоем». Кто же такие эти «беси», демоны? Спаситель открывает эту тайну в кратком, но многозначительном изречении: «Рече же им: видех сатану яко молнию с небесе спадша» (ст. 18). Вот откуда произошли демоны: ниспадший с неба сатана увлек за собою часть Ангелов. Из Херувима он превратился в диавола, а последовавшие за ним Ангелы из-за внушенной им диаволом гордости сделались бесами и демонами. Никто из людей видеть этого не мог, потому что было это либо вообще до сотворения видимого мира, либо до сотворения человека. Господь Иисус Христос, как Бог, видел сатану, спадшего с неба подобно молнии. Под небом нужно понимать, конечно же, не то видимое телесными глазами пространство, которое находится над нами и которое мы называем словом «небо» или «небеса». Речь идет о небе не в таком узком житейском смысле и даже не в философском или научном, возникающем тогда, когда мы рассуждаем о том, что находится вне того мира, который мы видим, но в то же самое время в пределах мира вещественного.
Под «небесами» нужно понимать Ангельские миры: «Видех сатану яко молнию с небесе спадша». Точнее не «спадша», а отошедшего от Ангелов, от того мира, который назван единым словом — небеса. Таким образом, в этих словах нам уже не только открыто о бытии демонов (присутствие их все так или иначе ощущают, наблюдая либо бесноватых, либо действие страстей в людях как будто бы здравых в душевном отношении), но и дан намек на существование Ангельского мира, названного словом «небеса».
«Се, даю вам власть наступати на змию и на скорпию и на всю силу вражию: и ниче-соже вас вредит» (ст. 19). Под этими словами имеются в виду не сами по себе змеи и скорпионы, ведь само выражение: «Вся сила вражия» подразумевает нечто большее. Продолжая, Спаситель поясняет: «Обаче о сем не радуйтеся, яко дуси вам повинуются» (ст. 20), то есть под змеями и скорпионами нужно понимать злых духов, которых можно сравнить только с этими вредоносными, отвратительными и страшными существами.
«Радуйтеся же, яко имена ваша написана суть на небесех» (ст. 20). Что здесь подразумевается? В буквальном ли смысле имена написаны на небесах, словно на скрижали, или это образное выражение? Я думаю, что слова Господа следует понимать так: имена апостолов записаны в некоем удаленном от них месте, как бы в далекой стране, где-то в вышних сферах, то есть они известны Ангелам. И в молитве мы обращаемся к Богу Отцу: «Отче наш, Иже еси на небесех». Таким образом, Спаситель говорит ученикам, чтобы они радовались не тому, что им повинуются падшие духи, а тому, что о них знают Ангелы, а следовательно — заботятся, молятся, защищают. Эти слова можно понимать и в другом смысле. «Превратившиеся в демонов падшие Ангелы вместе с диаво-лом, как молния, спали с неба, а вы, — говорит Спаситель, — заполните их места, имена ваши уже там записаны, вас там ожидают».
«В той час возрадовася духом Иисус и рече: исповедаютися, Отче, Господи небесе и земли, яко утаил еси сия от премудрых и разумных и открыл еси та младенцем» (ст. 21). Спаситель, как Всеведущий Бог, знает о том, что люди, победившие демонов, будут вместе с Ангельскими воинствами ликовать и славить Бога. Это знание вызвало в Нем сильнейшую радость, и Он в некоем духовном восторге воскликнул: «Исповедаютися, Отче, Господи небесе и земли». Он называет Отца Господом людей, находящихся на земле, и Ангелов небесных, и потому святые Ангелы и святые люди составляют единое воинство.
«Яко утаил еси сия от премудрых и разумных» — так Спаситель называет тех, кто рассчитывает найти истину собственными усилиями. Такие люди думают, что способны самостоятельно познать истину, однако ищут ее не там, где должно, и потому не могут ее найти, она от них скрывается. Это происходит не потому, что Господь утаивает истину от них, но потому, что они ведут себя самонадеянно и сами от нее удаляются. Священное Писание образно говорит, что истина открывается «младенцам», то есть тем, кто не надеется на свой разум, кто видит, что сам по себе, без Божия вразумления, он младенец. Среди таких «младенцев» были очень мудрые люди, великие мужи и богословы, например Иоанн Златоуст и Василий Великий, а в апостольские времена — апостол Павел и апостол Лука, люди весьма образованные, и многие другие. Поэтому под младенчеством нужно понимать не ограниченность умственных способностей, а смирение. Человек сознает свое убожество и потому ищет вразумления свыше. Под «премудрыми и разумными» нужно понимать не тех, кто превосходит других людей умственными способностями, образованием и знаниями, но, скорее, тех, кто надеется на свой разум. Самонадеянным может быть и человек весьма скудоумный (и таких, к сожалению, очень много), что бывает особенно смешно.
Господь открывает нам истину — истину о будущей жизни. Эта истина познается теми людьми, которые воспринимают ее с младенческой верой и смирением, выражающемся в том, что человек считает свой разум равным разуму младенца, вообще не способного ни к какому размышлению. Когда человек так смиряется, так думает о себе, так смиренномудрствует (прекрасно это святоотеческое выражение — «смиренномудрие», то есть смиренное о себе мудрование), тогда ему открывается истина и о падших демонах, и об их вожде, сатане. Тогда ему дается сила попирать их и он познает истину о том, что человеческая душа, а впоследствии и воскрешенное тело, будут сопричислены к лику Ангельскому. Человеку открывается, что Ангелы участвуют в человеческой деятельности и защищают истинных рабов Божиих, служащих Богу. Если же мы холодны, если сердце наше очерствело, то мы едва-едва, с сомнением, только умом принимаем это учение. Мы как бы не верим до конца в истинность откровения о мире Ангельском и о будущей жизни. Значит, в нас есть качество, которое мешает нам увидеть действительность как она есть, и она остается для нас тайной. Это качество — самонадеянность, это качество — мнение о себе.
Мы думаем, что мы премудры и разумны, и самонадеянно пытаемся познать истины, открывающиеся только смиренным людям. В нашей душе возникают сомнения, мы колеблемся, забываем о вечности и начинаем суетливо заботиться о земном, впадая или в нерадение, или, еще хуже, в неверие. Наша душа терзается, и мы не находим этому причины. А причина проста. Ее открыл Господь Иисус Христос, ясно сказав, что Божественная истина открывается младенцам. «Ей, Отче, — говорит Он, — яко тако бысть благоволение пред Тобою» (ст. 21). Как бы в восторге Он обращается к Отцу, говоря, что в том и состоит благая Божия воля, чтобы смиряющиеся познавали истину, а горделивые пребывали во тьме.
Если мы хотим с верой совершать свое спасение, то мы должны быть воистину как младенцы. Конечно, нам далеко до того, чтобы ясно ощущать невидимый мир — мир демонов, враждующих против нас, и мир Ангелов, которые нас защищают, способствуют нашему спасению, помогают нам исполнять волю Божию, покрывают нас от всякого зла. Однако из церковной истории мы знаем, что такого «младенческого» состояния человек достигнуть способен. Вы помните повествования из патериков о том, как святые видели Ангелов, открывавших им Божественные истины, видели они и козни демонов. Эти люди смирились умом, то есть смиренно о себе мыслили.
Зачем нам нужно знание, удаляющее нас от истины? Лучше быть невеждами, которые познали истину, видят и созерцают вечность, общаются с Ангелами и попирают демонов, чем мудрецами, пребывающими во тьме. Конечно, из святоотеческих книг, излагающих учение Православной Церкви об Ангелах и падших духах, можно почерпнуть много теоретических сведений. Но будет гораздо полезнее, если мы, не зная каких-то подробностей, познаем истину опытно, познаем ее так, что она станет для нас некоей спасительной силой, а не отвлеченным знанием, не приносящим никакой пользы. К сожалению, и святоотеческие книги, и Священное Писание из-за нашей гордости могут послужить поводом для надмения, затмить наш разум, и мы будем искать истину только умом, не прилагая усилия к тому, чтобы исполнить читаемое.
21 ноября 1998 года
О самонадеянности, о смирении и о мире ангелов
Отправляя своих учеников на проповедь, Господь сказал им: «Слушаяй вас, Мене слушает: и отметаяйся вас, Мене отметается: отметаяйся же Мене, отметается Пославшаго Мя» (ст. 16). «Тот, кто проповедует Меня, проповедует Бога, и кто не принимает Меня как Сына Божия, считая лишь человеком, тот отметается и Родившего Меня, Пославшего Меня» — так говорит Господь наш Иисус Христос по смирению. Слушающий апостолов и всех истинных последователей Христовых слушает Самого Господа Иисуса Христа. Потому нужно и слухом, и мыслью с особенным вниманием обратиться к тому, что говорится далее, ведь Сам Господь наш Иисус Христос открывает духовные тайны и объясняет то, что происходило, может быть, даже до сотворения видимого мира.
«Возвратишася же седмьдесят с радостию, глаголюще: Господи, и беси повинуются нам о имени Твоем» (ст. 17). Ученики изумлялись той силе, которая через них и в них действовала: они призывали имя Господа Иисуса Христа — и демоны выходили из бесноватых. Действительно, это имя подразумевает не только человеческое, но и Божественное естество облекшегося в плоть Сына Божия. «Беси повинуются нам о имени Твоем». Кто же такие эти «беси», демоны? Спаситель открывает эту тайну в кратком, но многозначительном изречении: «Рече же им: видех сатану яко молнию с небесе спадша» (ст. 18). Вот откуда произошли демоны: ниспадший с неба сатана увлек за собою часть Ангелов. Из Херувима он превратился в диавола, а последовавшие за ним Ангелы из-за внушенной им диаволом гордости сделались бесами и демонами. Никто из людей видеть этого не мог, потому что было это либо вообще до сотворения видимого мира, либо до сотворения человека. Господь Иисус Христос, как Бог, видел сатану, спадшего с неба подобно молнии. Под небом нужно понимать, конечно же, не то видимое телесными глазами пространство, которое находится над нами и которое мы называем словом «небо» или «небеса». Речь идет о небе не в таком узком житейском смысле и даже не в философском или научном, возникающем тогда, когда мы рассуждаем о том, что находится вне того мира, который мы видим, но в то же самое время в пределах мира вещественного.
Под «небесами» нужно понимать Ангельские миры: «Видех сатану яко молнию с небесе спадша». Точнее не «спадша», а отошедшего от Ангелов, от того мира, который назван единым словом — небеса. Таким образом, в этих словах нам уже не только открыто о бытии демонов (присутствие их все так или иначе ощущают, наблюдая либо бесноватых, либо действие страстей в людях как будто бы здравых в душевном отношении), но и дан намек на существование Ангельского мира, названного словом «небеса».
«Се, даю вам власть наступати на змию и на скорпию и на всю силу вражию: и ниче-соже вас вредит» (ст. 19). Под этими словами имеются в виду не сами по себе змеи и скорпионы, ведь само выражение: «Вся сила вражия» подразумевает нечто большее. Продолжая, Спаситель поясняет: «Обаче о сем не радуйтеся, яко дуси вам повинуются» (ст. 20), то есть под змеями и скорпионами нужно понимать злых духов, которых можно сравнить только с этими вредоносными, отвратительными и страшными существами.
«Радуйтеся же, яко имена ваша написана суть на небесех» (ст. 20). Что здесь подразумевается? В буквальном ли смысле имена написаны на небесах, словно на скрижали, или это образное выражение? Я думаю, что слова Господа следует понимать так: имена апостолов записаны в некоем удаленном от них месте, как бы в далекой стране, где-то в вышних сферах, то есть они известны Ангелам. И в молитве мы обращаемся к Богу Отцу: «Отче наш, Иже еси на небесех». Таким образом, Спаситель говорит ученикам, чтобы они радовались не тому, что им повинуются падшие духи, а тому, что о них знают Ангелы, а следовательно — заботятся, молятся, защищают. Эти слова можно понимать и в другом смысле. «Превратившиеся в демонов падшие Ангелы вместе с диаво-лом, как молния, спали с неба, а вы, — говорит Спаситель, — заполните их места, имена ваши уже там записаны, вас там ожидают».
«В той час возрадовася духом Иисус и рече: исповедаютися, Отче, Господи небесе и земли, яко утаил еси сия от премудрых и разумных и открыл еси та младенцем» (ст. 21). Спаситель, как Всеведущий Бог, знает о том, что люди, победившие демонов, будут вместе с Ангельскими воинствами ликовать и славить Бога. Это знание вызвало в Нем сильнейшую радость, и Он в некоем духовном восторге воскликнул: «Исповедаютися, Отче, Господи небесе и земли». Он называет Отца Господом людей, находящихся на земле, и Ангелов небесных, и потому святые Ангелы и святые люди составляют единое воинство.
«Яко утаил еси сия от премудрых и разумных» — так Спаситель называет тех, кто рассчитывает найти истину собственными усилиями. Такие люди думают, что способны самостоятельно познать истину, однако ищут ее не там, где должно, и потому не могут ее найти, она от них скрывается. Это происходит не потому, что Господь утаивает истину от них, но потому, что они ведут себя самонадеянно и сами от нее удаляются. Священное Писание образно говорит, что истина открывается «младенцам», то есть тем, кто не надеется на свой разум, кто видит, что сам по себе, без Божия вразумления, он младенец. Среди таких «младенцев» были очень мудрые люди, великие мужи и богословы, например Иоанн Златоуст и Василий Великий, а в апостольские времена — апостол Павел и апостол Лука, люди весьма образованные, и многие другие. Поэтому под младенчеством нужно понимать не ограниченность умственных способностей, а смирение. Человек сознает свое убожество и потому ищет вразумления свыше. Под «премудрыми и разумными» нужно понимать не тех, кто превосходит других людей умственными способностями, образованием и знаниями, но, скорее, тех, кто надеется на свой разум. Самонадеянным может быть и человек весьма скудоумный (и таких, к сожалению, очень много), что бывает особенно смешно.
Господь открывает нам истину — истину о будущей жизни. Эта истина познается теми людьми, которые воспринимают ее с младенческой верой и смирением, выражающемся в том, что человек считает свой разум равным разуму младенца, вообще не способного ни к какому размышлению. Когда человек так смиряется, так думает о себе, так смиренномудрствует (прекрасно это святоотеческое выражение — «смиренномудрие», то есть смиренное о себе мудрование), тогда ему открывается истина и о падших демонах, и об их вожде, сатане. Тогда ему дается сила попирать их и он познает истину о том, что человеческая душа, а впоследствии и воскрешенное тело, будут сопричислены к лику Ангельскому. Человеку открывается, что Ангелы участвуют в человеческой деятельности и защищают истинных рабов Божиих, служащих Богу. Если же мы холодны, если сердце наше очерствело, то мы едва-едва, с сомнением, только умом принимаем это учение. Мы как бы не верим до конца в истинность откровения о мире Ангельском и о будущей жизни. Значит, в нас есть качество, которое мешает нам увидеть действительность как она есть, и она остается для нас тайной. Это качество — самонадеянность, это качество — мнение о себе.
Мы думаем, что мы премудры и разумны, и самонадеянно пытаемся познать истины, открывающиеся только смиренным людям. В нашей душе возникают сомнения, мы колеблемся, забываем о вечности и начинаем суетливо заботиться о земном, впадая или в нерадение, или, еще хуже, в неверие. Наша душа терзается, и мы не находим этому причины. А причина проста. Ее открыл Господь Иисус Христос, ясно сказав, что Божественная истина открывается младенцам. «Ей, Отче, — говорит Он, — яко тако бысть благоволение пред Тобою» (ст. 21). Как бы в восторге Он обращается к Отцу, говоря, что в том и состоит благая Божия воля, чтобы смиряющиеся познавали истину, а горделивые пребывали во тьме.
Если мы хотим с верой совершать свое спасение, то мы должны быть воистину как младенцы. Конечно, нам далеко до того, чтобы ясно ощущать невидимый мир — мир демонов, враждующих против нас, и мир Ангелов, которые нас защищают, способствуют нашему спасению, помогают нам исполнять волю Божию, покрывают нас от всякого зла. Однако из церковной истории мы знаем, что такого «младенческого» состояния человек достигнуть способен. Вы помните повествования из патериков о том, как святые видели Ангелов, открывавших им Божественные истины, видели они и козни демонов. Эти люди смирились умом, то есть смиренно о себе мыслили.
Зачем нам нужно знание, удаляющее нас от истины? Лучше быть невеждами, которые познали истину, видят и созерцают вечность, общаются с Ангелами и попирают демонов, чем мудрецами, пребывающими во тьме. Конечно, из святоотеческих книг, излагающих учение Православной Церкви об Ангелах и падших духах, можно почерпнуть много теоретических сведений. Но будет гораздо полезнее, если мы, не зная каких-то подробностей, познаем истину опытно, познаем ее так, что она станет для нас некоей спасительной силой, а не отвлеченным знанием, не приносящим никакой пользы. К сожалению, и святоотеческие книги, и Священное Писание из-за нашей гордости могут послужить поводом для надмения, затмить наш разум, и мы будем искать истину только умом, не прилагая усилия к тому, чтобы исполнить читаемое.
Для своего спасения мы должны познать самое главное: нужно стать младенцем, смириться и увидеть себя беспомощным и по телесным возможностям, и по умственным способностям. В этом случае нам откроется истина и мы сможем уподобиться древним святым. Не нужно думать, что раньше, например в IV или V столетии, все было возможно, а сейчас духовный мир от нас как бы удалился. Это не так. Но мы сами удалились от Бога из-за нашего нерадения, происходящего от гордости и лукавства. Аминь.
21 ноября 2000 года