С 1904 по 1908 год, когда уже он сам поселился на Эгине, как будет сказано, он вел переписку с лицами, живущими в Обители Эгинской. Большинство писем адресовано игуменье Ксении. В начале, когда они еще не были рясофорными, и имена их не изменялись, он адресовал вообще всем с известной фразой: «Чада о Господе возлюбленные».
В первых письмах наряду с текущими делами он писал и о проповедях, которые он делал в Афинских храмах. Разумеется, что писал он по памяти. Он говорил проповеди в Афинской митрополии, в храмах св. Димитрия, св. Луки и Богородицы. Проповеди его крайне духовного содержания, и язык, на котором пишет, – простая кафаревуса со словами и выражениями древнегреческого языка. По своему обычаю он использовал этот язык в своих проповедях, и здесь он пользуется им, ибо говорил он более образованным лицам. Всего 135 писем. Монахини хранят их, как нечто очень священное. Предлагаем на выбор некоторые, чтобы читатель получил представление и об этой стороне, поскольку посредством их Святой совершал пастырское дело.
Письма
В Афинах 19 октября 1904 г.
Чада о Господе возлюбленные, радуйтесь о Господе.
С благодарением возвещаю вам, что Бог открыл нам божественную Свою волю на основание Священной Обители и благоволил, чтобы Священная эта Обитель была вновь воздвигнута и воссияла. Преосвященнейший Митрополит Господин Феоклит не только благословил дело, но и взял под свое покровительство и согласился со всеми моими мыслями и заповедями, которые я ему представил, и сказал мне, что будет заботиться о ней, так же и Священным Синодом она будет признана по типу Священной Обители Коломанской, и что намеревается после восстановления Обители послать несколько преподобных девиц из Спарты и даже согласился по моему предложению посетить обоим нам Обитель.
Я сообщил ему желание Александры построить церковь и сказал ему, что на Святую Пасху поеду положить основание ей, и он с удовлетворением принял это слово. Из всего этого видно, что Бог благоволил, и ваши молитвы услышаны.
Примите отеческие мои молитвы и благословение и радуйтесь в Господе.
+ Пентапольский Нектарий
* * *
В Афинах 15 декабря 1904 г.
Чада о Господе возлюбленные, радуйтесь. Письмо ваше от 8 декабря получил и радуюсь о вашем здравии. Пред этим я написал вам письмо и в нем добавил проповедь, которую я говорил в Kαπνικαραίαν. В прошлом письме я написал вам две проповеди, верю, что вы остались довольны. Эти проповеди внимательно списала госпожа Филио или Катина в тетрадь, чтобы иметь ее вам как книгу, для удобства пользования, и письма при этом сохраняются.
Вчера пришла госпожа Елена в сопровождении вашего знакомого Панагиса, который спросил меня каково мое мнение о намечающемся бдении в Kαπνικαραίαν день праздника Рождества Христова. Мое мнение, как я и сказал ему – не ходите, но пребывайте бдяще в псалмах, пениях и песнях духовных, поюще и славяще Господа, Который исполнит сердце ваше веселием духовным.
Постарайтесь накануне призвать иерея, дабы он пришел в Обитель, совершил литургию, и вы причастились. В связи с этим о Божественном Причастии ставлю вас в известность, что желание частого причащения – добро и свято, но, тем не менее, должно быть исполнено мира и невозмутимости и свободно от скорби и тесноты.
Об этом вопросе знайте следующее. Частое причащение есть следствие постоянных литургий, а не постоянные литургии следствие желания частых причащений. Ибо литургии бывают о божественных дарах, божественной благодати, о спасении, о милости, о благословении, о..., о ..., и так далее и о причащении готовых к причастию, причащение же достойных есть следствие и одно из многих даров, предоставляемых человеку. Таким образом, литургия не для того, чтобы мы просто причащались, но для того, чтобы освящалась вселенная, и мы становились участниками освящения. Посему, когда бывает литургия, и мы готовы к причастию, мы приобщаемся, когда же мы не готовы, не приобщаемся.
Поэтому желание частого причащения – праведное при (условии) совершения Божественных Литургий; потому и приносит радость и веселие. Но когда из-за причин, независимых от произволения кого-либо, не может исполниться праведное сие желание, рождается же теснота и скорбь, тогда страдающий сими да обвиняет самого себя, и возможно, что желание сие искусно возбуждается супостатом ко оставлению пустыни.
Знайте же, что причастившийся подобающе, и пришедший в пустыню, имеет в своем сердце Христа живущего и глаголющего ему присно. Никакое время недостаточно, чтобы отчуждить его от Господа. Никакой аскет пустыни не оставлял пустыню, чтобы пойти в город причаститься, хотя бы раз в год. Причастившиеся имеют Христа постоянно: причащающиеся же часто во время литургии, не как нуждающиеся, не как отчужденные причащаются, но как заповедь хранящие, как желание выражающие быть всегда с Ним, как освящение и благодать ищущие, не как не сущие с Ним или не освященные, но как помилованные, хотят при совершении Таинств быть участниками и причастниками Тела и Крови Христовых.
Сие вкратце вам говорю, дабы вы не смущались и не скорбели из-за редкого причащения. Христос живет в сердце вашем. Бог помиловал вас, вы наслаждаетесь Его милостью и радуетесь в пустыне. Возложите на Господа заботу вашу, зная, что Бог промышляет о вас. Не будьте малодушными и не смущайтесь ни от чего, даже и от лишения Божественного Причащения. Ведающий сердца и утробы знает желание сердец ваших и силен исполнить их, как Он знает. Вы просите у Него, и не малодушествуйте, не думайте, что поскольку желание ваше свято, вы, имея право жаловаться, остаетесь не услышанными. Бог исполняет их таинственным образом. Милоствуйте и призывайте Бога.
Ваша жизнь – есть христианское любомудрие. Любомудрый никогда не смущается. Любомудрый помысел – главный признак вашего жития. Не хочу, дабы вы скорбели и смущались из-за случающегося против хотения вашего, сколь праведным бы оно ни было, ибо скорбь свидетельствует о некоем эгоизме. Берегитесь эгоизма, скрываемого под образом праведного. Берегитесь же и безвременного и чрезмерного раскаяния из-за праведного обличения, хотя бы и по суду, считаемого по вашему суждению праведным. Чрезмерная скорбь через сие – от искусителя. Одна есть скорбь – от истины, от познания убогого состояния нашей души. Все прочие скорби, когда они оказываются чрезмерными, чужды Благодати.
Сие к вразумлению вашему. Хрисанфия пусть причастится, а я хочу написать вам о сне, который я видел в последний день своей болезни. Были боли, и я не спал, врач дал мне лекарство для уменьшения боли. Я принял и заснул немного. Как только уснул, увидел, что я был на какой-то крыше деревенского дома, и что я был совершенно здоров, рядом со мной были двое юношей, из которых один пел: «Образ человеческий неизменно восприял еси...» и так далее и, как мне казалось, очень мелодично, но мне показалось, что он пел, не совсем хорошо, поэтому говорю ему: «Послушай, как я спою это», и я пел со всей силой и, как мне казалось, очень мелодично.
Но когда я оглянулся кругом, ибо я услышал поющие женские голоса, то увидел множество дев, вокруг меня стоящих и с большим дерзновением воспевающих гимн. Голоса их покрыли мой голос и, смутившись при виде такого множества дев, я склонил голову и слушал их, пока они не кончили петь гимн, который я слабым голосом повторял за ними.
В конце я проснулся и был таким радостным, что забыл о своей болезни. На следующий день произошло совершенное очищение кишечной системы, и вышел камень больше рисового зерна, и с тех пор я избавился от боли.
Слава Богу! Сон принес мне перемену в моем настроении.
Пишите мне, когда почувствуете скорбь.
Остаюсь вашим молитвенником ко Господу
Духовный ваш Отец
+ Пентапольский Нектарий
* * *
В Афинах 28 января 1905 г.
Чадо о Господе возлюбленное, Катина, радуйся. Получил твое письмо и отвечаю. Сегодня посылаю тебе почтой через господина Димарха1 пятьдесят (50) драхм для ремонта келии. Остальные (50) пошлю тебе через несколько дней.
О смехе разумею, что он бывает истерический и неукоризненный. Постарайтесь, однако, не смешить ради шуток и не стремитесь к ним. Воистину многажды от характера и от привычки вызывается смех. Смех бывает заслуживающий порицания тогда, когда он вызывается чем-либо. Я не верю, что вы вызываете смех, как смехотворники, но что вы смеетесь автоматически (самопроизвольно). Посему хочу, дабы вы были внимательны при смехе и не прерывайте его резко, ибо это вредно. Смех женщин часто истерический и результат или явление патологическое, поэтому пагубно высказываться против него, прежде изучения этого явления.
Посему советую вам, уберегайтесь, сколько от вас зависит, ибо он и невольно вылетает, не вызывайте его.
Автоматический смех – неукоризненный, дары Божии безупречны, и не скорбите, и не старайтесь резко прерывать смех, но с мягкостью и скромностью. Глава же о смехе важна и возводит к изучению Гигиены и Патологии. Нравственный характер смеху придается нравственностью вызывающего или желающего смеха. Естественный смех, проявляющийся автоматически, – непорочный. Смех блудников – негодный, таковой Святое Писание осуждает.
Причиной, вызывающей смех, думаю, является некое истерическое состояние, усиливаемое недостатком сна. Полагаю, что не хватает сна Ангелики, поэтому желаю, чтобы вы ходили с рассуждением, не изнуряйте тело чрезмерным трудом. Упражняйте прежде душу через познание себя, чтобы безопасно ходить в нравственном совершенстве, и оно научит вас, как укреплять тело ко услужению душевных потребностей. Нравственное совершенство – это взыскуемое через житие благо, житие же, прежде всего, есть изучение самого себя и затем – телесная аскеза.
Изучение сих упражняет душу к нравственному воспитанию и совершенству, телесная же аскеза упражняет тело к терпению болей ради добродетели; но и к добродетелям сначала стремится душа, а потом и тело побуждением души терпит утомления ради добродетели. Часто телесные боли способствуют охранению и ограждению добродетелей, данных душе Божественной Благодатью: так что подвизайтесь с рассуждением и помните, что телесная аскеза помогает душе прийти к нравственному совершенству, нравственное же совершенство через душевное упражнение достигается.
О помыслах на молитве, говорю вам, когда приходят – читайте громко и не обращайте на них никакого внимания, ибо, сколько кто внимает им, столько они внедряются: переменяйте помыслы чтением вслух.
Молюсь, да оградит ум ваш и сердце Божия Благодать.
Духовный ваш Отец
+ Пентапольский Нектарий
* * *
В Афинах 25 апреля 1905 г. (в Эгину)
Чада, о Господе возлюбленные, радуйтесь в Господе, Христос Воскресе.
Богу благоволившему, во вторник 25 истекающего месяца апреля еду в Эгину.Я сообщил об этом господину Димарху и Игумену Обители2. Попросите же его послать мне двоих животных, так как я приеду с диаконом. Очень желал бы, чтобы вы сказали госпоже Христе, которой мое благословение, принять на одну ночь диакона. Хочу диакона взять в монастырь для совершения Литургии в Священном храме Святого Дионисия и призвать предстательство Святого Дионисия.
Господин Димарх телеграфировал мне свое удовлетворение, узнав о моем прибытии на Эгину, совпадающим с днем поминовения его матери.
Желаю всем всего наилучшего и в вышних восприятие.
Духовный ваш Отец
+ Пентапольский Нектарий
* * *
В Афинах 31 января 1906 г.
Возлюбленная дочь в Господе Ксения, отеческое тебе благословение.
Получил от 25 прошлого месяца ваше письмо и радуюсь о вашем здравии. Меня огорчает неспокойствие Акакии, о которой молитесь и вы. Но поскольку оно, возможно, происходит от возбуждения нервной системы, каковой сосредоточием является головной мозг, от мозга же движение и половых гормонов, то посему поищи какое-либо лекарство для успокоения нервного возбуждения. Вдобавок, поскольку возможно и от каких-либо микробов происходит движение, то соблюдайте чистоту, промывай водой с хлористым калием.
Весьма радуюсь о результатах учения. Когда найду время, напишу вам. Сегодня велел Косте купить три фиалы и отдать госпоже Аргиро. Я узнал, что она потеряла платки, и попросил передать Европии, чтобы она принесла их, а я заплачу. Желаю, чтобы вы более не печалились.
Напоминаю вам, исповедуйте друг другу помыслы, дабы не впасть в тайное искушение. О важном, по возможности, пусть сестры пишут мне, если не успокоятся от исповедания.
Остаюсь ваш к Богу молитвенник
Духовный ваш Отец
+ Пентапольский Нектарий
* * *
В Афинах 7 февраля 1906 г.
Возлюбленная дочь в Господе преподобная Ксения, мое отеческое тебе благословение.
Получил ваше письмо и обрадовался вашему здравию, о котором молюсь непрестанно. Павлина, если захотите, отдайте Андронику, если же он не захочет, отдайте его назад.
Так как ты писала, что тема о мире вам принесла пользу, то я захотел написать вам вторую тему. Взял Священное Евангелие, в котором есть и послания Святых Апостолов и открыл его, дабы найти какую-нибудь тему. На открытой странице мой взгляд упал на следующее: «Незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святой и телом и духом» (1Кор. 7, 34)
Изречение произвело на меня большое впечатление, и я тотчас принялся писать вам, хотя немногое и совсем без подготовки. Призвал только Пресвятую Богородицу просветить меня светом Богопознания, чтобы написать вам на пользу, итак начинаю.
«Незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святой и телом и духом», воистину богодухновенные глаголы. В малом он представил все житие девы, показал характер пожелания и цель, и конец девства. Итак, показал первое дело девы, что оно есть заботиться о Господнем и второе, что забота о Господнем это искомая цель, то есть, чтобы дева сделалась святой и телом и духом. Отсюда всякая забота девы состоит в том, чтобы сделаться святой по телу и душе, испытующе, что благоугодно Господу, ибо сие есть заботится о Господнем: благоугодное Господеви творить непрестанно, чтобы угодить Господу, ибо благоугодное Господеви освящает душу и тело, дева же бывает благоугодной Господу.
Дева бывает святая, когда тело свое она почитает как святую скинию, в которую вселился Бог, и соблюдает его непорочным и неоскверненным, душу же, то есть дух, который соблюдает также чистым от нравственных страстей, то есть нравственных зол.
Тело соблюдается непорочным, когда и органы чувств остаются девственными, ибо, когда тело девственное, глаза же и уши, или, обоняние, или вкус, или осязание далеко от состояния девственности, тогда и тело не девствует, ибо девство это, главным образом нравственная добродетель, а не телесная. Телесная девственность имеет благодать и цену, она соблюдается нравственной девственностью, без сей никакой она не имеет цены, ибо какова цена ее, если чувства растлевают ее? Где святость девы, когда тяжкий грех через чувства оскверняет тело? Итак, дева, заботящаяся как угодить Господу и желающая сохранить тело святым, должна соблюдать непорочными и чувства. К сохранению святости тела относятся и язык, и уста, и руки, и самые ноги. Ибо, когда язык через злословие и тому подобное нечистый, то все тело нечистое. Когда руки делают не должное, они мерзкие и оскверняют все тело. Когда ноги девы не суть, «как ноги, благовестующие благое» прекрасны, то есть, святы, они не сохраняют телесной чистоты. Через хранение святости всех членов наших мы сохраняем телесную святость.
Душа же соблюдается святой, когда ум и сердце, то есть разумное, волевое и побудительное души, все это взыскуют благое, и благоугодное, и совершенное. Когда же разумное ищет познание божественных истин, волевое хочет исполнения божественных заповедей, побудительное стремится к Богу и ни о чем другом не заботится, тогда воистину заботится дева о Господнем и бывает свята телом и духом.
Да не покажется сие вам невозможным. «Просите, и дастся вам, ищите и обрящете, стучите и отверзется вам: всяк бо просящий получает и ищущий находит и толкущему откроется» (Мф. 7, 7–8; Лк. 11, 9–11).
Благодать Господня да будет с вами. Аминь.
Отеческое Благословение всем вам
+ Пентапольский Нектарий
* * *
В Афинах 11 февраля 1906 г.
Возлюбленная дочь в Господе преподобная Ксения, отеческое тебе благословение.
Сегодня почтой посылаю господину Димарху Эгинскому пять тысяч деревцов... для раздачи даром жителям Эгины, пишу, чтобы послал и вам, для посадки около монастыря. Желаю, однако, чтобы он дал и Евтихии, сколько она хочет. Сообщите Евтихии о моем наказе и о посылке деревьев, чтобы она позаботилась и спросила их у Димарха. Напишите мне, сколько израсходовали на посадку.
Желаю вам всего наилучшего и доброй Четыредесятницы и доброй Пасхи.
Духовный ваш Отец
+ Пентапольский Нектарий
* * *
В Афинах 28 февраля 1906 г.
Возлюбленная дочь в Господе преподобная Ксения, отеческое тебе благословение.
Молюсь о твоем здравии, да исцелит тебя Божественная Благодать. Хочу чаще знать о состоянии твоего здоровья. Сделайте водосвятие, и пусть иерей осенит тебя крестом и возьми немного великой агиасмы3. Не неради о своем здоровье. По случаю передай мое благословение и Елене, и желаю знать, как она.
О Святом причастии говорю тебе, воздерживайся всякий раз, когда желудок твой расстроен и имеется склонность к рвоте, да не в сознании приступающе Страсти причащающиеся, окажемся халатными в отношении возможного последствия и согрешим.
В келии своей, когда закончится строительство, в течение нескольких дней возжигай огонь, сделай освящение и потом вселяйся, застели ее шерстяным одеялом.
Хочу знать, принесли ли вам цветочный горшок, свечи и деревья.
Кассиания пусть позаботится написать своему брату, чтобы пришел, и я дам ему денег для ремонта туалета. Очень хочу, чтобы к Пасхе он был сделан. Я говорил, что сделаю в другом месте, но поскольку требуется много денег, которых сейчас у меня нет, посему пусть будет там, где есть. И пусть не нерадит об этом.
О.Андронику я сказал, чтобы он сделал ограду для защиты деревьев. Хочу, чтобы вы посеяли семена кукурузы.
Остаюсь ваш к Богу молитвенник
+ Пентапольский Нектарий
* * *
В Афинах 10 марта 1906 г.
Возлюбленная дочь в Господе преподобная Ксения, желаю тебе наилучшего.
Вчера написал тебе, что намереваюсь сообщить благостную весть. Сию весть благоволил Бог вашими молитвами сообщить вам в настоящем письме сегодня.
В ту минуту Богу содействующу закончил я Псалтирь. Все псалмы ее я осилил в древнюю меру по образцу, который послал вам, с короткими пояснительными замечаниями. Уже могу сказать, что знаю Псалмопевца. Уже уяснил высоту смыслов его. Уже прочувствовал величие Псалтири. Уже ощутил дышащий в псалмах дух служения божественному. Уже почувствовал вожделение возношения к Богу. Уже осознал, каков огонь божественной любви разлит в псалмах. Уже уразумел созидательную силу псалмов для души и сердца. Уже понял, насколько они необходимы в молитве и для выражения чувства поклонения Богу. Уже уразумел, почему они установлены Святыми Отцами как ежедневное чтение в молитвенных по следованиях.
Я отныне, когда с Богом Святым, сподобившим меня и просветившим осилить в древнюю меру труднейшую сию книгу, истолковать и сделать понятным и приятным чтением, когда говорю, отпечатаю ее, буду иметь ее карманной книгой и носить при себе, куда бы я ни пошел. С ней я буду петь, и славить, и благословлять Бога.
Прославьте и все вы Бога за то, что укрепил Он меня довести до конца удивительное это дело. Благодарите Его за все и молитесь Ему, да удостоит меня отпечатать ее и преподнести вам, как священный дар к молитве и служению Богу
Радуйтесь и веселитесь в Господе.
Духовный ваш Отец
+ Пентапольский Нектарий
* * *
В Афинах 13 мая 1906 г.
Возлюбленная дочь в Господе преподобная Ксения, отеческое тебе благословение.
Получил от 10 мая ваше письмо и обрадовался о вашем здравии, и я Благодатию Божией здоров. Возьми двести драхм для колодца и на расходы по доставке извести и гашения ее. Ты не написала, пришла ли известь. Я заплатил Стилиану за привоз 50 кантарий4 извести. Спроси, пришла ли, или почему не пришла.
Я приеду через 10–12 дней, чтобы положить основание церкви, но должна быть готова известь. Жду вашего ответа.
Ты писала, что отцу Адронику дала 100 драхм, о которых я сказал Аргиро; еще спрашиваешь об остальном моем долге ей: те (деньги) пусть останутся. Я сказал Косте, чтобы выслал почтой три фиалы сиропа для Марики. Молюсь о совершенном восстановлении ее здоровья, желаю узнать, окрепла ли она.
Узнал, что Филофея не находится в хорошем душевном состоянии и (будто бы) молится против сестричества. Прошу, спросите ее, правда ли это. Если нет, то ладно, если же правда, и она продолжает причащаться Пречистых Тайн, то пусть знает, что в суд себе есть и пиет, не рассуждая о Теле и Крови Господни и близка к опасности, ибо, нечто худшее может случиться с ней. Считаю своим долгом, чтобы вы прочитали ей, да не буду повинен. Умываю руки мои.
Аргиро передай мое благословение, также и всем сестрам, о которых я молюсь, да ущедрит их Бог миром.
Следующее пусть прочтется перед всеми.
Много радуюсь я о многой любви, царящей между сестрами, которой лишена Филофея, как я узнал. Но считаю своим долгом сказать вам, что вы должны иметь большую осторожность в вашем общении и благоговейте друг перед другом, как священные лица, как божественные посвящения, как образы Божии, и не взирайте никогда с надеждой на тело или на здоровье, но на душу,: и да не умедлит ваш помысел в исследовании характера и различных членов тела. Внемлите развитию чувства любви, ибо душа находится в опасности, когда сердце не укрепляется чистой молитвой, разогревающей ее, и делается плотским, неестественным и потемняет помышление, о чем именно я молюсь, дабы не случилось.
Берегите чувство любви. Любите друг друга, как святых сестер, и единая общая любовь ко Господу пусть связывает вас. Избегайте и рукопожатий, и поцелуев, ибо вы сражаетесь против лукавнейшего духа.
Духовный ваш Отец
+ Пентапольский Нектарий
* * *
В Афинах 27 мая 1906 г.
Возлюбленная дочь в Господе Ксения Преподобная.
Мир тебе от Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и здравия, и всем вам, и благого состояния души и тела.
Сегодня пишу вам, чтобы сообщить о том, что я прочитал. Некий английский врач делал опыты лечения на страдающих грудными болезнями луком, давая им ежедневно питье из него, а тем, кто может, употреблять лук. Он давал им каждое утро есть лук с хлебом и, если возможно, и в обед такое количество, сколько возможно. Экспериментировал в течение десяти лет и увидел, что развитие грудных болезней прекращается, и полностью восстанавливается здоровье.
Луковую терапию я наблюдал, насколько вспоминаю еще, будучи отроком, у врача в Болгарии. Помню, что он говорил, что туберкулез в Болгарии не находит почвы, потому что болгары едят лук и хлеб. Пишу это для Марианы в основном, потому что верую, что день ото дня будет улучшаться ее здоровье. Если хочет и может, пусть ест любой лук утром с куском хлеба ради своего здоровья.
Хочу знать, как чувствуют себя монахини – все ли здоровы?
Молюсь, да здравствуют все душою же и телом. Благословение мое передай Аргиро и остальным сестрам.
Духовный ваш Отец
+ Пентапольский Нектарий
* * *
В Афинах 22 ноября 1906 г.
Преподобная в Господе дочь Ксения, отеческое тебе благословение.
Не имею написать тебе чего-либо нового или что у меня все хорошо. Елену и Маргариту давно не видел. Костя сказал мне, что видел Елену, и у нее все хорошо.
Андроника обвинили монахи его обители за то, что он не поминает митрополита и царя ни в своей обители, ни в нашей и привели к ответу. Отвечая, он призвал трех монахинь свидетельниц, и были выданы вызовы им, чтобы пришли и свидетельствовали о нем. Сие он рассказал мне, придя в Школу, и показал вызовы, которые я взял и, поскольку, заметил, что сие было безрассудно, позвал диакона митрополита и отдал ему вызовы, сказав, чтобы отдал их Преосвященнейшему и приостановил приглашение их, и что я уверен, что он всегда по моему повелению его поминает. Так были отменены вызовы, и закончился ваш вопрос.
Однако, Андроник объявил мне в конечном счете, что впредь не придет служить, и я ставлю вас в известность.
Прими мое благословение, которое передай сестрам. Молитвенно желаю всем вам здравия души же и тела.
+ Пентапольский Нектарий
* * *
В Афинах 15 января 1907 г.
Преподобная в Господе дочь Ксения. Молитвенно желаю тебе и всем сестрам здоровья и терпения в искушениях.
Мать Евфимии сказала мне, что вы страдаете и терпите от холода. Если бы погода позволила, я бы приехал принести вам маленькое утешение, но, к сожалению, очень холодно. В Афинах минус восемь, так что не могу приехать.
Я хотел приехать особо для Акакии утешить ее и перекрестить Честным Древом и Святыми Мощами, которые я оставил вам. Хочу, чтобы ты святыми мощами перекрестила ее по моему благословению и призвала вместе с сестрами благодать святых, да исцелят ее. К сожалению, не могу приехать помолиться о ней. Молюсь о ее совершенном здравии и освобождении от этого испытания. Состояние ее – результат холода и влажности. Да исцелит ее совершенно Благодать Госпожи Богородицы.
Узнал, что Мария кашляет из-за простуды, сегодня пошлю купить четыре фиалы лекарства Коронилоса, две дайте Марии, которой молю совершенного избавления от кашля. Холод, когда она хорошо одета, не повредит ей, пусть выходит ненадолго подышать чистым воздухом, очень полезно. Узнал, что и Маргарита очень немощна, отдайте ей другие две фиалы, пусть одевается и ест яйца и молоко, и другую еду, так же как и Мария. И Маргарите молю укрепления ее организма. Хочу, чтобы вы все часто ели нут (бараний горох), чеснок и лук и пили немного вина и утром, после Церкви, немного раки?, теперь зимой для согревания тела. Узнал, что Амалия простудила горло, советую ей намочить кусок белой ткани холодной водой, отжать и положить на горло и обвязать платком. Пусть сделает это вечером на сон и уснет, и так до утра пусть не выходит, а только когда настанет день. Когда утром встанет, горло ее пройдет. Советую певчим не выходить сразу из храма, прежде чем придут голосовые органы в естественную температуру и, выходя из церкви, не разговаривать и идти сразу в свои келии, и через четверть часа и более выпить чашку тепленькой водички. Сие пусть делают зимой и летом певчие, когда встают утром на последование; поскольку же шея певчих имеет некую чувствительность и потеет ночью, то пусть смачивают руки и ее освежают. Сие пусть делают два – три раза и затем хорошенько очищают и после того как отойдет излишняя теплота, пусть выходят. Могут делать полоскание водой комнатной температуры. Это предохранит их от простуды, время от времени пусть делают полоскание или с борной кислотой или морской водой. Все это делаю и я. Вышлю ей коробку козинаки, они полезны для горла.
Желаю ей скорейшего выздоровления.
Узнал, что и ты страдаешь от головной боли, напиши мне, как ты себя чувствуешь? Молюсь о твоем скорейшем выздоровлении, и да положит Госпожа Богородица руку Свою на главу твою и отымет от тебя головную боль. Узнал, что и мать твоя простыла, и что и геронтисса Анастасия недомогает. Молитвенно желаю им здоровья и совершенного выздоровления.
Узнал также, что остальные здоровы, но сострадают болеющим сестрам и огорчены из-за их болезней... Сего ради снова желаю вам здравия и терпения. Япросил Госпожу Богородицу, да исцелит вас всех, и обещал от сего дня отдать в печать Θεоτоκάριоν5 в знак моей благодарности.
Остаюсь Ваш к Богу молитвенник
+ Пентапольский Нектарий
* * *
В Афинах 13 марта 1907 г.
Возлюбленная в Господе дочь Ксения, отеческое благословение тебе.
Получил 8 марта под номером 8 твое письмо и со вниманием прочитал, но не узнал одной вещи, каково ваше всех здоровье. Желаю знать о вашем здоровье.
Как Ирина и что у нее, и поправилась ли? Также Мария и Маргарита как провели зиму? Окрепла ли Маргарита, может быть нужно лекарство? Напишите, я вышлю. А как чувствует себя Акакия? Ты ничего мне не пишешь, и о себе ничего не пишешь. Хочу знать, как твое здоровье? И окрепла ли ты, и прошли ли головные боли, и не стала ли чувствовать истощение и беспокойство.
Я писал тебе, разумно проходите Святую Четыредесятницу. Заповедь моя налагает на тебя учинение и чтение молитв и то, что касается диеты, но все это примени, прежде всего, к себе самой. Сие говорю тебе, ибо понял, что тебе первой из всех необходима хорошая диета и то, в чем имеешь необходимость, и то, о чем говорят тебе другие. Ибо я не знаю, как происходит, что ты о себе самой заблуждаешься и не знаешь своего состояния, и посему имеешь нужду в поучении и наставлении. Итак, хочу сказать следующее. Спроси по моему благословению всех сестер, как они находят твое здоровье, и как думают о твоей диете (питании). Имеешь ли ты необходимость в особой диете, назначаемой тобою больным или нет, и если сестры, которые видят и разумеют необходимость качества питания, скажут, что тебе необходимо придерживаться диеты для больных, то покорись суду сестер, с которыми и я соглашаюсь. Если, однако, нет необходимости, тогда опять же по моему благословению питайся, как здоровые. Подобает же знать, что когда ты здравствуешь, здравствуют и сестры и даже сами больные. И когда ты болеешь, тогда болеют и здоровые. Прошу сие хорошенько заруби себе на носу и не только это, знай, что благодушие твое радует лица сестер и соделывает Обитель раем, раздражение же твое и хмурость передаются и сестрам, и убегает из рая радование. Знай, что от тебя зависит радость и веселие сестер, и ты обязана соблюдать обе сии в сердцах их. Так делай, подчас заставляя себя. Советую тебе не предаваться излишней скорби, ибо это сильно ранит сердца сестер; награда тебе будет большая, если ты станешь сестрам причиной радования. Сие тебе советую, ибо и я имею это началом своей жизни.
Хочу, чтобы и ученицы мои имели это началом. Когда радуешь сердце ближнего, тем более сестры, лишенной всего и ожидающей от тебя одной духовной радости, тогда сколь вероятно, что угодишь Богу гораздо более, чем если долго молишься и много постишься. Знай, что место твое уже есть место Духовной Матери. Уже это не Хрисанфия, которой можно было делать все, что хочет. Уже, если ты точно исполняешь по отношению к сестрам моральные свои обязанности, исполняешь их и по отношению к Богу Если сие упустишь, якобы ради тех, то знай, что и те не приемлемы будут Богом. Предстоятельница Обители живет не для себя, но для сестричества, и живущая для сестричества живет для Бога, Бог же принимает ее жизнь, как жертву благоприятную. Кажется, пишу тебе это по некоему таинственному голосу, который подвиг руку мою, ибо я намеревался о другом написать тебе пару слов, а уже заполнил четыре страницы.
Кончая писать под диктовку, как мне кажется, приступаю теперь к ответу на твое письмо. Последования – хороши и молюсь, да облечет вас Бог силою. Но может быть, устают сестры? Может быть, истощаются? Если видишь, что ослабеваете, сократи что-либо. Если какая из молодых вечером хочет поесть, может взять немного хлеба и воды, поскольку они находятся в развитии (организма), то и не подобает им лишаться необходимого в питании и оказания помощи опытными в развитии тела, чтобы не повредиться. Когда пройдет время развития, тогда могут поститься и кушать раз в день. Женский организм создан так, чтобы иметь необходимость во многом, ибо предназначен для величайших истощений. Поэтому женщины, желающие подражать по питанию мужчинам, быстрее истощаются. Женщина имеет физиологическую необходимость и в большей пище и большем сне. Вспомните, что вы женщины и не состязайтесь с мужчинами. Всегда имейте примером женщин, и тех не сразу все житие: ибо об этом нужно иметь рассуждение в аскезе и в нравственном совершенстве. Когда увидите многую аскезу, знайте, что существует великая нравственная добродетель, которая поддерживает аскезу тела, ибо нам подобает хорошо знать, что сила души укрепляет и поддерживает тело в подвигах.
Без душевной мощи, великие аскезы невозможны, и если кто смелый возьмется за большие аскезы, прежде чем оздоровит свою душу нравственными добродетелями, сей прельстится и отпадет. Посему считаю, желаю, настаиваю: идите разумным путем во всем, проводя житие по потребностям вашего жительства и по потребности сохранения вашего тела и здравия, и ищите нравственного совершенства. Горячо желаю, укрепляйтесь в добродетели сей, так чтоб вы могли сказать и чувствовать: «живу уже не я: живет же во мне Христос». Когда этого добьетесь, тогда ищите приобрести и другие добродетели, но, прежде всего ту, ибо без нее ничего не сделаете. И никакая да не прельстится, полагая, что молитвы и моления приведут ее к совершенству: такая заблуждается, ибо к совершенству ведет вселивыйся в нас Господь, Которого волю творим, Который говорит, что вселится и будет ходить в нас, когда мы творим Его заповеди. Едина же и первая заповедь есть, да будет в нас воля не наша, но Божия, да будет с таким совершенством, как она бывает на небе со Святыми Ангелами, и мы сможем сказать: «Господи! Не как я хочу, но как Ты: да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли». Без Христа в нас молитвы и моления ведут в заблуждение.
Говорю это, показуя вам, где подобает повернуть и что искать, чтобы безопасно достичь искомого конца.
Подвизайтесь прежде всего для смирения вашего эгоизма. Оно есть начало самоотречения и воцарения в нас божественной воли (...)
Желаю вам всего наилучшего.
Духовный ваш Отец
+ Пентапольский Нектарий
* * *
В Афинах 13 апреля 1907 г.
Преподобная в Господе дочь Ксения, отеческое благословение вам.
Получил от 7 числа текущего месяца без номера письмо ваше и молитвенно желаю всего наилучшего. Благодатию Божией и я здоров в дому господ Николая Папаионниса и Фокиона Вамвиса. Дом их с Богом: они приняли меня с услужением, и я оставался у них в течение пяти с половиной часов: от 10 часов утра до 3 с половиной дня. В этом доме приютили и Зою, которая показала мне ваше письмо и просила разрешения приехать, что я и дал ей.
От нее узнаете о моем посещении. Эта благочестивая семья хочет приехать и построить вне Обители дом, чтобы завершить в преподобии остаток своей жизни, они просили же на сие мое разрешение. Они будут жить вне Обители, но хотят ходить на службу в храм Обители и питаться в Обители, предоставляя Обители средства на свое содержание и все свое имущество, которое после смерти будет имением Обители. Просьбу их я одобрил, ибо считаю сию семью со всех точек зрения Обители пригодной и полезной. Во-первых, за их добродетели и за уважение к их старости. Во-вторых, за моральное укрепление и мужество, каковое предоставят вам. В-третьих, за общество их. В-четвертых, ибо оба старца любят Церковь и отличные музыканты, могут помогать певчим. В-пятых, ибо со временем одного из них, Богу благоволившему, рукоположу во иерея. В-шестых, ибо они радуются уважению всех, и самое их уважение отразится и на Обители. В-седьмых, ибо экономически Обитель после этого приобретает одно жилище, в котором мы сможем ухаживать и за гостями. И последнее: и имущество их поможет Обители, и в сельскохозяйственных, легких работах около монастыря они пригодятся, и как сторожа с Богом будут охранять сад Обители. Этим я выражаю свое согласие. Желаю, чтобы ты прочитала мое письмо и сестрам и написала свое мнение, или если не успеете теперь, то когда приеду в третий день Пасхи, тогда мне скажете, как вы об этом разумеете.
Принеси мои поздравления Амалии за прекрасный Крест, молитвенно желаю ей всего наилучшего.
Верю, что мой приезд будет удачным, так говорит мне предчувствие, и что я буду доволен.
Желаю вам провести святые дни Страстей Господних в духовном общении с Господом и отпраздновать с духовной радостью Святое Его тридневное Воскресение. Аминь.
Если Стилиан (Στηλιανоς пишу через η «и», т.к. в произношении бывает ε (е) – Стелий τελιоς, ε и η дают ώ; υ не бывает ε, но оυ, думаю, что так должно писаться) приехал, то пошлю что-нибудь для Церкви, для начала работы. Хочу, чтобы Елена сказала Димарху, что я принимаю штукатура, которого он порекомендовал, и что когда приеду, побеседую с ним. Пусть скажет ему только, чтобы пришел в Обитель установить на купол Крест так, чтобы теперь на праздники и в день Пасхи он находился бы стоящим в сиянии на куполе.
С жандармом посылаю вам свечи и книги.
Духовный ваш Отец
+ Пентапольский Нектарий
* * *
В Афинах 28 октября 1907 г.
Преподобная в Господе дочь Ксения, отеческое тебе благословение.
Получили от 26 уходящего месяца письмо, и мы были благодарны и прославляли Бога. Хочу, чтобы за такое благое расположение Преосвященнейшего, вы воспели славословие и благодарили Бога от всего сердца за Его воздействие на душу Митрополита, ибо не бывает сие без Бога, но Бог – Совершитель, и Ему подобает благодать, и слава и хвала.
Я пока еще не видел Преосвященнейшего, но узнал от его людей, что он остался очень доволен. Дай Бог, чтобы у него сохранилось такое воодушевление до конца. Сие же божественным благоволением бывает и зависит еще от того насколько и вы жительствуете по Богу, и живет в вас Христос, о чем я молюсь всем сердцем.
Посещение Преосвещеннейшего научило нас не малодушествовать, и что вера и надежда на Бога делают невозможное, но вера абсолютная, которая бы имела убеждение. Принуждайте себя с разумом во всем, дабы вера, надежда и любовь к Богу приближали вас ежедневно к совершенству.
Домогайтесь любви. Совершенная любовь ведет к совершенству веры и надежды. Просите ежедневно у Бога любви: ей следуют и множество всяческих благих добродетелей. Любите и будьте возлюблены. Давайте любовь, дабы получить любовь. Отдайте Богу все ваше сердце, да пребудете в любви, и пребывающий в любви, в Боге пребывает и Бог в нем.
Пока правление не выдало мне деньги, но надеюсь получить через несколько дней в счет моего жалования и послать вам на носки.
Панагий прислал мне какие-то счета, которые я не понимаю: он взялся за 140 или более 130 драхм выполнить работу. Какие он уже представляет мне счета? Я послал их вам без рассмотрения. Напишите сколько он просит и, если больше, спросите почему стало больше. Если превышает жалование ноября, сколько превышает, я вышлю, и вы заплатите.
Приехала Елена, и я видел ее в день приезда и обрадовался, узнав о всех, особенно о Кириакии. Молюсь, да сохранит ее Бог во здравии.
Елена сказала, что Синклитикия вам сказала, что я не думаю приехать в Обитель, и что думаю перейти с Костей в другое место, и что вас буду видеть время от времени. Синклитикия не поняла, что я хотел ей сказать. Я хочу основать Богословское Училище и в качестве места не исключаю и Эгину. Сие хочу оставить, так как если Бог благословит и покажется маяк, просвещающий всю Элладу, то он позаботится и о вашей Обители. Мудрейший и старейший воспримет покровительство над Обителью, дабы Обитель и после успения моего имела бы предстателя и сторонника моих начал и так далее. Вот о чем идет речь.
Пока не завершились работы в Школе, когда завершатся приеду, и, Богу благоволившу, думаю сделать тебя совершенной монахиней.
Благословение тебе и передай благословение всем сестрам.
Духовный ваш Отец
+ Пентапольский Нектарий
* * *
В Афинах 5 декабря 1907 г.
Возлюбленные дочери в Господе, молитвенно желаю вам всего наилучшего.
Получил от 30 прошлого месяца письмо ваше, увидел сострадание ваше к Синклитикии и принимаю моление ваше. К Синклитикии охладела душа моя настолько, что пребывает к ней безразличной, причина же – душевное ее состояние.
Я, возлюбленные, люблю вас не потому, что вы меня любите, но потому, что вы любите Господа нашего Иисуса Христа. Любовь ко Господу, как общая любовь, согревает и к вам мое сердце. Когда одна из вас отрывает свое сердце от Господа и
предает его суете мира и душевным похотям, тогда любовь моя к ней престает, ибо сестра эта, отнявшая свое сердце у Христа, отсекла любовную связь между нами, так как кольцом, связью нашей была общая ко Христу любовь. Значит, холодность моя стала следствием удаления ее от Христа.
Ее любовь ко мне, как человеческая, не Согревает сердце мое, ибо она чужда любви Христовой, и невозможно для меня иметь в сердце две любви, божественную и человеческую, ибо не может кто двум господам работать, то есть любить, ибо любовь есть работа любимому, работающий же не свободен, так чтобы и другому работать, посему, поскольку союз любви это Господь, господствующий сердцами нашими, то всякая из сестер, имеющая в сердце своем Христа, есть и моя возлюбленная: и всякую, оторвавшую от сердца Христа, не дай Бог сего, и если даже меня любит, и служит мне, я никак ее не люблю.
Любовь моя к вам имеет любовь Господню, чем более вы любите Господа, тем более и я люблю. Чем меньше любите Его, тем меньше и я люблю вас. Значит, желающая любви моей об одном и только да позаботится, как любить Господа, и любовь ко Господу влечет к ней и мою любовь, ибо мы связаны с Господом.
Обо мне не заботятся и не думают по-человечески, что должны иметь ко мне любовь. Любовь ко мне да будет не только результатом мысли и причиной моей любви к вам, но преизбытком любви Господней: она должна истекать именно из общего союза любви. Самая любовь есть чистая в духе любовь, которую не в силах обработать лукавый и коварно искать превратить ее мало-помалу в любовь человеческую и обычную. Таковая любовь, когда только в одном лице развивается, рождает в другом любимом ненависть. Когда в обоих развивается, то рождает эротическую любовь. Посему в любви друг ко другу или к одноплеменникам или особенно к лицам, склонным к эротической любви, мы должны ежедневно исследовать, вытекает ли наша любовь от союза любви, то есть Христовой, или не истекает от полноты любви.
Бдящий над своею любовью и хранящий ее непорочной, не смешанной с человеческой, сохраняется и от сетей лукавого, который старается внушить человеческую любовь к любимым лицам и превратить в эрос, обманывая во сне любящие человеческую любовь лица, и в котором, любимое лицо, соединенное с любовью Господней, ненавидит любящее по-человечески лицо: тогда лукавый представляет его терзаемого сердцем от эротической любви. Отсюда необходимо большое внимание в любви друг ко другу и еще в любви вашей ко мне и ко всякому иному, да не впадете в сети лукавого.
Из этого вы можете уяснить цель, ради которой я написал так строго Синклитикии. Я хотел привести ее в чувство, ибо почувствовал, что сердце ее охладело к Господу, что начала развиваться в сердце ее любовь человеческая, которая могла перейти в эрос, если бы я попустительствовал ей или бы сделал ей приятное. Лукавый начал прельщать ее во сне.
Через письмо я хотел вывести ее из прелести, обратить ее внимание и снова привести к любви Господней. Уж вы Госпожа Геронтисса Ксения, письмо мое Синклитикии не давай, часть же письма моего о любви прочитай и остальным сестрам, если рассудишь. Скажи Синклитикиии, что я получил ее письмо, и что составление письма моего сего произошло из текста ее письма, и что душа моя охлаждается к ней, когда слышу, что она хочет мирского и когда чувствую, что сердце ее удаляется от Христа, и когда вижу гордость и превозношение и отсутствие смиренномудрия и ненависть, развиваемую к сестрам и тому подобное.
Если она хочет, чтобы я любил ее, как невесту Христову, пусть позаботится полюбить, как прежде, Господа, как Жениха. Поскольку же небольшое состояние дает ей дерзновение думать, что она может жить в мире с родителями, то чтобы она оставила всякую надежду возвращения в свою семью, пусть напишет о продаже ее части (наследия) и высылке ей денег для построения ее келии, чтобы успокоился дух и сердце ее, и она избавилась бы от искушения, внушающего ей уйти из Обители. Тем более время построить ей келию(...)
Благословение вам и остаюсь к Богу молитвенник.
Благословение мое всем сестрам
Духовный Отец ваш
+ Пентапольский Нектарий
* * *
В Афинах 15 февраля 1908 г.
Возлюбленная дочь в Господе Ксения, отеческое тебе благословение.
Получил письмо ваше и радуюсь о вашем здравии. Божией благодатию и я здоров.
Ставлю вас в известность, что Совет Школы решил дать мне пенсию триста (300) драхм в месяц, ибо я сообщил ему, что не могу более руководить Школой из-за переутомления. Пока остаюсь в руководстве до нахождения моего преемника в руководстве.
Таково известие, о котором я написал, чем привел вас в удивление.
Если до Пасхи найдут ректора, приеду и останусь до сентября. Говорю до сентября, во-первых, так как Митрополит сказал мне оставаться в Пирэйи для полемики против всевозможных ересей, и во-вторых, так как пока еще не прояснился промысел о Косте, который без меня не может жить нигде, но и со мной рядом с вами нельзя ему быть. Помолитесь, да просветит меня Бог, что мне делать с ним.
Между прочим, говорю вам, что Костя не хочет, чтобы наши вещи были посланы в Эгину, так как думает, что прежде чем мы пошлем их в Эгину, нас пригласят в Египет. С этой мечтой он ложится и встает. Мы много лет об этом мечтали, но Костя видит это каждые день и ночь. Когда приеду подумаем об этом вопросе проживания нашего с Костей и как одновременно мне быть с вами.
Собачку назовите Ива.
Известием об очистке колодца я доволен. Хочу, чтобы всякий раз как вы мне пишите, пиши мне о количестве воды в колодце и водоеме.
Дал Елене два пакета семян, один щавеля, другой деревьев (...). Семя деревьев как бы листья, имеющие в середине росток. Посейте их возле дороги ко Святому Харлампию, начиная от гумна и далее с обеих сторон. Сеяние его легкое, слегка разрыхленная земля – и сеется и закапывается. Не требует ни поливки, ничего. Щавель, где хотите, посейте.
Духовный ваш Отец + Пентапольский Нектарий
/Издано в кн.: Архим. Нектарий Зиомболас. "Жизнь и деятельность святого Нектария". Перевод. Игумена Илии (Жукова). 2006/
1 Димарх – мэр.
2 Речь идет об Обители Хрисолеонтиссы Эгинской – местночтимой иконы Богородицы, в честь которой создан этот монастырь на о. Эгина.
3 Великая агиасма – крещенская вода.
4 Кантарий – единица веса – около 440 кг.
5 Θεоτоκάριоν – Богородичный молитвенник.
2 Речь идет об Обители Хрисолеонтиссы Эгинской – местночтимой иконы Богородицы, в честь которой создан этот монастырь на о. Эгина.
3 Великая агиасма – крещенская вода.
4 Кантарий – единица веса – около 440 кг.
5 Θεоτоκάριоν – Богородичный молитвенник.