«Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, – благодатью вы спасены, – и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе» (Еф. 2:4–7).
Первое, на что обращаем здесь внимание – апостол Павел особенно подчеркивает связь нашего спасения со Христом. Причем, если посмотреть на греческий текст, эта связь станет еще очевиднее. К словам «оживотворил», «воскресил», «посадил» прибавлена греческая приставка «син», что значит «с», «вместе». Получается: «со-оживил», «со-воскресил», «со-посадил». Так, кстати, и говорится в церковнославянской Библии: «сооживи», «с Ним воскреси», «спосади».
Все это произошло с Христом, но и мы можем пройти этот путь, если будем всегда и везде со Христом. «Христос – это возможность», – говорит свт. Феофан Затворник, толкуя это место. А возможность еще нужно осуществить. «Христос – это источник», – прибавляет святитель. Можно жить рядом с источником и не приходить к нему. Христос воскресит нас и посадит на небесах рядом с Собой, если только мы будем Христовы.
Понимаемые так эти красивые строки переводят нас из области преждевременного любования картинами Царствия Небесного в реальность борьбы, осуществления возможности. Встречаясь с красотой и высотой новозаветных строк, не будем забывать, братья и сестры, важнейшее правило чтения Писания. Каждое предложение должно пониматься в контексте главы, глава – в контексте книги, а книга – в контексте всей Библии. Читаем мы про спасительность веры, необходимо вспомнить: «Не всякий, говорящий Мне: ‟Господи! Господи!”, войдет в Царство Небесное» (Мф. 7:21). Эти слова Господа помогут нам углубить свое понимание веры. Читаем: «Посадил на небесах во Христе Иисусе», вспоминаем: «Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14:22). Таким образом мы будем читать именно Библию, а не фрагменты из нее. Нам всегда нужно смотреть на эти строки «стереовзглядом», сразу представляя себе параллельные места, чтобы знать полный библейский взгляд на ту или иную тему. Текст, понятый односторонне, может увести человека не туда.
Если, например, сегодняшнее чтение воспринять прямо, как написано, вне всего учения апостола Павла о спасении, что это будет? Протестантский катехизис: «Я спасен и меня ожидает Царство Небесное. Остается лишь благодарить Господа. Аллилуйя!»
Но давайте попробуем взглянуть на эти библейские слова, прислушиваясь к сердцу и вспоминая, что еще говорит на эту тему Писание в других местах.
«Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас...» Любовь. При встрече с этим словом другие слова всплывают в памяти. «Симоне Ионин, любиши ли Мя?» – «Ей, Господи, Ты веси, яко люблю Тя» (Ин. 21:15), – отвечает Петр. А в горле ком, и в глазах слезы. Говорят, всю жизнь по ночам плакал... А что же я? Знаю, Господь любит меня. А я люблю? Отвечать страшно. Сказать «нет» сердце не позволит, а ответишь «да» – совесть молоточком постучит и спросит: «Да что ты говоришь? Уж я-то знаю, как ты любишь Господа. Себя любишь – и больше никого». Правда? Правда. Но сердце все равно говорит: люблю Господа... Непросто, очень непросто читать в Библии о любви.
«И нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом». То, что я преступник и был мертв духовно, это знаю. Но вот действительно ли я «оживотворен»? Понимаю, что такая возможность мне дана. Но насколько я воспользовался ею? Чувствую ли я себя новым творением? Ведь христианин – новый человек. В конце главы Павел к этому и приводит. Кто он такой, этот новый человек? «Новым человеком называет Он того, который обновляется по вся дни и имеет обитель в новом мире, когда будет небо ново и земля нова (Ис. 65:17), – имеет пить чашу Иисусову новую в Царствии Божием (Мк. 14:25) и петь песнь новую (Пс. 32:3; Пс. 97:1)», – пишет святитель Феофан. Я к этому стремлюсь или в мою жизнь просто вошли новые, «православные» правила? Утренние и вечерние молитвы и просфора перед завтраком?
«Благодатью вы спасены». Итак, я спасен? Уже? Ну-ка, посмотрим, что еще говорит Писание о спасении. «Господи! неужели мало спасающихся? Он же сказал им: подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут» (Лк. 13:23–24). Оказывается, не все так просто. «Спасаетесь, – говорит апостол Павел, – если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали» (1 Кор. 15:2). Выходит, уверовать можно тщетно. О, далеко не все так просто! А некоторые мне говорят: раз веруешь, значит уже спасен...
«И воскресил с Ним». Что это значит? Я уже воскрешен, или речь о будущем воскресении? Неважно. Суть в другом. Где в Евангелии говорится о воскресении? В конце книги. А что перед этим? Проповедь, страдания в мире людей, Голгофа, Крестная смерть... Итак, если я хочу быть со-воскрешен, то должен быть и со... Какой ужас! Неужели нельзя, чтоб без этого? Чтоб сразу Пасха? Нельзя. Пасхи без «этого» не бывает. Хочешь воскресения – подымай крест.
«И посадил на небесах во Христе Иисусе». Чтобы сесть на небесах со Христом Иисусом, надо во Христе Иисусе умереть. Могу ли я быть уверен, что до конца дней сохраню веру? Церковная история знает профессоров богословия, которые умирали неверующими; монахов, ставших безбожниками; благочестивых христиан, принявших после ислам. Пусть Господь решает, быть ли мне на небесах, а я буду думать о том, чтобы веру сохранить. Сохранить до смерти.
«Дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе». Радоваться «преизобильному богатству благодати» ТАМ будет тот, кто скучал по благодати ЗДЕСЬ. Зададим себе серьезный вопрос, братья и сестры. Скучаем ли мы по благодати? Да и знаем ли мы, о чем идет речь? А ведь насколько я скучаю по благодати здесь, настолько мне будет дано там. Если я скучаю на этом свете лишь по футболу и пиву, то на том свете благодать будет меня лишь мучить, потому что там никто не сможет полюбить то, чего не любил здесь.
Итак, дорогие христиане, посмотрите, как много вопросов ставит лишь одно предложение из Библии. И чем больше мы будем читать все Писание, тем более нам будет открываться смысла в одном стихе. Потому-то и надо читать Писание каждый день. Книга огромная, а знать ее надо всю, чтобы уметь правильно понять хотя бы один стих. И еще: будем искать в Библии не только ответы, но и вопросы. Великая ценность Евангелия в том, что оно заставляет задавать правильные вопросы самому себе. А правильный вопрос есть залог правильного ответа.
«Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас» да отверзет нам ум к уразумению Писаний, и да оживит нас, и да посадит на небесах во Христе Иисусе, Господе нашем, Который есть наше спасение и ответ на все наши вопросы. Но только – правильные вопросы.
«Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас» да отверзет нам ум к уразумению Писаний, и да оживит нас, и да посадит на небесах во Христе Иисусе, Господе нашем, Который есть наше спасение и ответ на все наши вопросы. Но только – правильные вопросы.
Сергей Комаров