Возлюбленные братия и сестры, мы с вами живем на земле и как бы плывем по бурному житейскому морю. И волны этого моря порой так свирепы, так велики и грозны, что, кажется, ничто их не укротит. Тяжело и опасно плавание по морю природному, несравненно тяжелее и опаснее плавание по морю житейскому.
Как волны, на нас обрушиваются всякие невзгоды, опасности, притеснения или непонимание людей, ссоры, клевета, неурядицы. И все это удручает, лишает нас радости и покоя. Вот святой апостол увещает христиан жить со всяким смиреномудрием и кротостию, с долготерпением, терпяще друг другу любовию. Так ли мы живем? Есть ли у нас в жизни эта дивная гармония взаимной любви и терпения?
Приходится сознаться, дорогие мои, что мы очень и очень далеки от этой апостольской заповеди. Но в чем причина всяких неустройств, нашей немирной жизни? Причина всех раздоров, всех нестроений, вражды и разделения одна – нет смирения. И ведь что страшно? Его нет у нас не только в отношениях с нашими ближними, его нет даже в нашей собственной душе. Загляните в нее. Там – мрак, холод, смятение, беспокойство, там нет стройности, порядка, ясности, мира. Нас волнуют страсти, и это внутреннее волнение искажает нашу жизнь, все наши отношения. И происходит это все по той же причине – нет смирения.
Сила смирения
Возлюбленные братия и сестры, мы с вами живем на земле и как бы плывем по бурному житейскому морю. И волны этого моря порой так свирепы, так велики и грозны, что, кажется, ничто их не укротит. Тяжело и опасно плавание по морю природному, несравненно тяжелее и опаснее плавание по морю житейскому. Как волны, на нас обрушиваются всякие невзгоды, опасности, притеснения или непонимание людей, ссоры, клевета, неурядицы. И все это удручает, лишает нас радости и покоя. Вот святой апостол увещает христиан жить со всяким смиреномудрием и кротостию, с долготерпением, терпяще друг другу любовию [1]. Так ли мы живем? Есть ли у нас в жизни эта дивная гармония взаимной любви и терпения?
Приходится сознаться, дорогие мои, что мы очень и очень далеки от этой апостольской заповеди. Но в чем причина всяких неустройств, нашей немирной жизни? Причина всех раздоров, всех нестроений, вражды и разделения одна — нет смирения. И ведь что страшно? Его нет у нас не только в отношениях с нашими ближними, его нет даже в нашей собственной душе. Загляните в нее. Там — мрак, холод, смятение, беспокойство, там нет стройности, порядка, ясности, мира. Нас волнуют страсти, и это внутреннее волнение искажает нашу жизнь, все наши отношения. И происходит это все по той же причине — нет смирения.
Святые отцы говорят: только смиренный может хранить мир душевный. Страсти томят, мучают, терзают нашу душу, как лютые звери. Сколько же страстей осаждают человеческий род: гордость, гнев, ненависть, нечистота, зависть и прочее. И они не только здесь нас мучают, они будут жечь огнем ужасным и там — в загробном мире. Они могут совсем нас погубить, ввергнуть в ад, если мы не будем с ними бороться. Это борьба тяжелая, но необходимая, если мы только желаем истинно спастись.
По милости Божией, братия и сестры, мы имеем множество дивных примеров благочестивой жизни и высокого подвига наших святых, богоносных отцов. Они глубоко осознали необходимость этой борьбы и всю свою жизнь положили на то, чтобы победить страсти. Мы имеем их пример и их богомудрые наставления, которые написаны ими на основании собственного опыта долгой подвижнической жизни. Какое же оружие выбрали эти святые люди в борьбе со своими страстями? Что нужно нам, чтобы идти вслед за ними?
Господь наш Иисус Христос в Своем Святом Евангелии сказал, что сей... род (то есть всякое зло, страсти и бесовские нападения) изгоняется только молитвою и постом [2].
И все святые отцы шли путем тяжкого подвига — крайнего воздержания, многих болезней и трудов. Каждый из них подвизался по-разному, но у всех у них есть одно общее — святое, благодатное смирение. Это самое сильное оружие против бесов и их козней.
О Преподобном Сергии сказано: «Возлюбил еси смирение, и зельным бдением, и молитвами душегубныя страсти умертвив...» [3] Один старец говорил, что диавол всему может подражать: посту — он никогда не ест, бдению — он не спит, а смирению подражать не может. Гордость низвергла его с неба в преисподнюю, и сам он низлагается только святым смирением.
Приходится сознаться, дорогие мои, что мы очень и очень далеки от этой апостольской заповеди. Но в чем причина всяких неустройств, нашей немирной жизни? Причина всех раздоров, всех нестроений, вражды и разделения одна — нет смирения. И ведь что страшно? Его нет у нас не только в отношениях с нашими ближними, его нет даже в нашей собственной душе. Загляните в нее. Там — мрак, холод, смятение, беспокойство, там нет стройности, порядка, ясности, мира. Нас волнуют страсти, и это внутреннее волнение искажает нашу жизнь, все наши отношения. И происходит это все по той же причине — нет смирения.
Святые отцы говорят: только смиренный может хранить мир душевный. Страсти томят, мучают, терзают нашу душу, как лютые звери. Сколько же страстей осаждают человеческий род: гордость, гнев, ненависть, нечистота, зависть и прочее. И они не только здесь нас мучают, они будут жечь огнем ужасным и там — в загробном мире. Они могут совсем нас погубить, ввергнуть в ад, если мы не будем с ними бороться. Это борьба тяжелая, но необходимая, если мы только желаем истинно спастись.
По милости Божией, братия и сестры, мы имеем множество дивных примеров благочестивой жизни и высокого подвига наших святых, богоносных отцов. Они глубоко осознали необходимость этой борьбы и всю свою жизнь положили на то, чтобы победить страсти. Мы имеем их пример и их богомудрые наставления, которые написаны ими на основании собственного опыта долгой подвижнической жизни. Какое же оружие выбрали эти святые люди в борьбе со своими страстями? Что нужно нам, чтобы идти вслед за ними?
Господь наш Иисус Христос в Своем Святом Евангелии сказал, что сей... род (то есть всякое зло, страсти и бесовские нападения) изгоняется только молитвою и постом [2].
И все святые отцы шли путем тяжкого подвига — крайнего воздержания, многих болезней и трудов. Каждый из них подвизался по-разному, но у всех у них есть одно общее — святое, благодатное смирение. Это самое сильное оружие против бесов и их козней.
О Преподобном Сергии сказано: «Возлюбил еси смирение, и зельным бдением, и молитвами душегубныя страсти умертвив...» [3] Один старец говорил, что диавол всему может подражать: посту — он никогда не ест, бдению — он не спит, а смирению подражать не может. Гордость низвергла его с неба в преисподнюю, и сам он низлагается только святым смирением.
Рассказывают, что к одному старцу-подвижнику привели бесноватого, чтобы тот исцелил его. Старец помолился и стал изгонять беса, говоря: «Выйди из творения Божия». Бес отвечал: «Выйду, но скажи мне сначала, в Евангелии кого называют козлищами, а кого агнцами?» Старец отвечал: «Козлище — это я, а агнцев знает Бог». Бес, услышав этот ответ, громко возопил: «Я исхожу по твоему смирению» — и тотчас оставил болящего.
Святые отцы-подвижники прошли путем святого смирения и единогласны в похвалах этой высокой добродетели. Преподобный Антоний Великий говорит: «Возлюби смирение, и оно покроет все грехи твои». Святой Иоанн Лествичник пишет: «Кто борется с блудом постом, тот связывает врага веревками, а кто борется смирением, тот побивает его и зарывает в песок». За нашу гордость Господь попускает врагу искушать нас, чтобы мы познали свою немощь. За гордость мы теряем благодатную помощь и подкрепление от Бога, без Которого мы ничто.
Возлюбленные братия и сестры, смирение нужно всем нам. Как прекрасен, как счастлив человек, обладающий смирением. Оно желанно каждому из нас, христиан. Оно необходимо всем, но особенно оно украшает юность. Как роза в шипах делается прекрасной, так юность цветет, охраненная благодушным смирением. Но насколько же оно трудно для нас, таких непослушных, самочинных, высокоумных. Насколько же оно далеко от нас, и кажется недостижимым это святое смирение. Можно и молиться, и поститься, и подвизаться, но смирить себя, сломить свою гордыню, которая постоянно прорастает в сердце, можно только при помощи благодати Божией.
«Христа, нас ради волею смирившагося, даже до рабия образа, подражав, возлюбил еси смирение...» [4] Вот тайна смирения — возлюбить нашего Господа, смирившегося «до рабия образа», подражать Ему. Ведь Сам Господь зовет нас к этому: «... научитеся от Мене, яко кроток есмъ и смирен сердцем...» [5]
Научиться следует не для чего иного, как для того, чтобы найти покой своей мятущейся душе. И мы об этом слышим каждый день и знаем, а все у нас не выходит, все мы только собираемся смиряться, но, может быть, даже и не собираемся... Преподобный Сергий умел смиряться не на словах, а на деле. Вот он служит вечерню в своем деревянном храме, построенном его трудами, а на клиросе среди братий разгорелся спор. Гневные слова долетают до слуха смиренного Сергия. Оказывается, это его брат Стефан оспаривает его право на игуменство. Слышна брань, порицается его имя... Скорбным показалось это Преподобному: разве он искал власти, почета? Кончилось богослужение, разошлись по келлиям братия, только авва Сергий отправился не в келлию, а тихонько вышел за ворота и... удалился от родной обители, ушел далеко в лес, скрылся. Не с обидой ушел, а по смирению, уступая, чтобы не дать повода к разделению. Никого не наказал, никому не выговорил, оправдываться не стал: «возлюбил еси смирение».
Дорогие мои, мы приходим к Преподобному Сергию, мы его любим и доверяем ему. Он наш отец духовный. Он непрестанно учит нас смирению. И если мы хотим быть его детьми, если хотим подняться в те небесные выси, куда вознесло его смирение, то и нам непременно надо возлюбить святое смирение.
Последуем же за ним, возлюбленные братия и сестры. Мы должны быть счастливы, оттого что нам не надо искать спасительного пути где-то далеко, не надо блуждать, перед нами вечно живой пример нашего аввы. И не только пример, но и его сильная помощь. Повторю: смирение — вещь совсем не легкая, многими трудами приобретаемая, но надо больше просить его, нашего отца и ходатая. Он сам возлюбил смирение, нас учит смиряться, любит смиренных и непременно услышит нашу просьбу, помолится за нас ко Господу, поможет нам стяжать это святое качество души.
Возлюбим же смирение, братия и сестры. Смирение умертвит страсти, бушующие в душе, терзающие нас. Смирение водворит мир в сердце, смирение украсит нас. Если в душе у нас постоянное благодатное смирение, то оно изольется и на наши отношения с людьми, нам везде будет легко и радостно. Мы вот все жалуемся, что нам трудно, ни один не скажет, что ему легко. Мы ропщем, оправдываемся, обвиняем других, ищем спокойствия. Но все тщетно, если сами не будем смиряться, терпеть, а терпение без смирения не бывает.
Как же нам смиряться?
Святой апостол учит побеждать зло добром [6]. Ведь как у нас бывает в жизни! Нас заденут — мы готовы побить человека; нам слово скажут — мы в ответ десять... И так во всем. Отсюда все неурядицы, ссоры и прочее. Но попробуйте смириться, хотя бы раз промолчите, и ссора не вспыхнет. Нас обидели незаслуженно, мы мучаемся и переживаем, но смиритесь, простите, и в душе у вас водворится мир и тишина. Господь любит всякую смиренную душу. Предоставьте Господу свою защиту и оправдание. «Смиритесь пред Господом, и вознесет вас», — говорит святой апостол Иаков [7].
Смирение — ангельская добродетель в противоположность бесовской гордости. Смирением Ангелы парят в небе, и все смиренные души восходят туда, в ангельский мир, для вечного славословия Бога.
Блажен, кто приобрел смирение. Оно примирит его с самыми тяжелыми условиями и жизненными испытаниями. Оно сделает жизнь легкой и радостной. Оно умертвит страсти. Вместе с ними душа сбросит с себя всякую земную привязанность, поднимется выше своих грехов, выше скорбей и воспарит на самое небо. «... Смирением возвышаемый, в вечныя кровы возлетевый» [8]. Аминь.
/Архимандрит Тихон (Агриков). Жизнеописание, проповеди, письма. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2008/
[1] Мф. 17, 21.
[2] Еф. 4, 2.
[3] Служба на преставление преподобного Сергия. Канон 1, песнь 1.
[4] Служба на преставление преподобного Сергия. Канон 1, песнь 1.
[5] Мф. 11, 29.
[6] Рим. 12, 21.
[7] Иак. 4, 10.
[8] Акафист преподобному Сергию. Икос 8.
[2] Еф. 4, 2.
[3] Служба на преставление преподобного Сергия. Канон 1, песнь 1.
[4] Служба на преставление преподобного Сергия. Канон 1, песнь 1.
[5] Мф. 11, 29.
[6] Рим. 12, 21.
[7] Иак. 4, 10.
[8] Акафист преподобному Сергию. Икос 8.