Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской
«Положи [Бог]... возглавити всяческая о Христе, яже на небесех и яже на земли в Нем» (Еф. 1, 9–10).
Остановимся, братие, ныне своею мыслию на этой тайне единения во Христе существ земных и небесных, из которых Он устроил единую Церковь земную и небесную.
Как бы для того, чтобы восполнить оскудение в мире ангельском, происшедшее после падения некоторых из духов, из персти, но в то же время по образу Божию и по подобию создан был человек, «умаленный малым чим от Ангел» (Пс. 8, 6). И этот человек во Христе действительно восприял силу уподобиться житию ангельских ликов. Явилось множество «земных Ангелов», «небесных человеков», которые молитвенным своим предстоянием Богу еще на земле уподоблялись ликостояниям ангельским. И доселе старейшие граждане неба, ангельские силы, находятся в единении с живущими на земле людьми, являясь руководителями их на пути к тому же общему небесному отечеству, возбуждая их чрез оставление вещественных страстей земной жизни уподобляться житию существ невещественных, мысленных. Доныне всякий раз, когда мы, «херувимы тайно образующе», приносим словесную, бескровную жертву Тела Христова, «с сими и мы блаженными силами... вопием и глаголем» тогда: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь Небо и земля славы Твоея»51.
Доселе вся Церковь земная воинствует не одна, но вспомоществуемая воинствами небесными. Как в древности Архистратиг Михаил споборал Иисусу Навину, ведшему Израиля в землю обетованную, так и ныне споборает он воинствующей на земле Церкви, пока не достигла она истинной земли обетования, «града Бога живаго, Иерусалима небеснаго и тем Ангелов, торжества и Церкви первородных, на небесех написанных» (Евр. 12, 22–23). Как ветхозаветному тайнозрителю, пророку Даниилу, открыто было, что древний Израиль вспомоществуем был непрестанно князем этого народа Михаилом Архистратигом (Дан. 12, 1), так и новозаветному тайнозрителю, святому апостолу Иоанну Богослову, открыто было, что Израиль Новый, Церковь Христова, вспомоществуется тем же Архистратигом и прочими небесными силами (Откр. 12, 7). И быть может, не к нынешнему ли времени относится по преимуществу то видение тайнозрителя, по которому Михаил и Ангелы его должны усиленно воевать против дракона, змия древнего, сатаны.
Ибо ныне страна, называющая себя «страною восходящего солнца», носящая дракона на знаменах своих, действительно восстала войной против облеченной в солнце Жены, то есть Христовой Церкви, «чтобы пожрать младенца ее» (Откр. 12, 4), то есть чад Церкви, особенно тех, которые рождены и рождаются от последней уже и в Японии. Не знаменательно ли, что как воины наши сознают, что ведут борьбу не из-за клочка земли, а за Крест Христов, так и военачальники провозглашают это открыто (Гриппенберг при отъезде из Вильны)? И напрасно ли было видение одному из воинов, открывшее ему тайну соучастия в настоящей борьбе России с Японией Архистратига Михаила, Гавриила и других бесплотных сил?
Почему же столь неощутительным остается для нас это соприсутствие нам небесных сил, так что некоторые из нас едва не сомневаются в действительности их соприсутствия? Конечно потому, что кто чего особенно ищет, то большею частию и находит. Любовь весьма изобретательна на отыскание предмета, к которому она стремится. Итак, стремимся ли мы с любовью к тому небесному, духовному жительству, которое свойственно Ангелам? Внимаем ли мы тому, что происходит в душе нашей? Различаем ли помыслы страстные от тех, которые происходят от естества? Не стараемся ли каждую страсть, как бы низка ни была она, назвать движением естества, извинить обстоятельствами жизни, слабостью воли, дурным характером, как будто не сами мы повинны в слабости своей воли или порче характера? Не считаем ли чистоты духа или обогащения его добродетелями духовными излишней, даже бесполезной роскошью? Не говорим уже о лжемыслителях и мечтателях нашего времени, которые начали возвеличивать страсти как проявления особенной силы, красоты и могущества человеческой природы, как источник всякого совершенства человеческого рода (Ницше, Золя, Розанов и др.). Если же не можем мы отличить движения страстей от движений естества, то как заметим и те движения, которые происходят не от нас, а от влияния высших духов на нашу душу? Если мы не ищем, не знаем, даже совсем не замечаем руководителей в духовной жизни из среды людей, то как можем искать руководства существ невидимых? И как в обычной жизни лучшие движения в душе нашей происходят большею частью не от нас, а от влияния со стороны людей, которых мы любим, людей более нас сильных, хотя мы не замечаем того, так и в духовной жизни не происходит ли многое от влияний на нас высших, духовных, невидимых руководителей Ангелов?
Итак, будем подвизаться подвигом духовным, чтобы ощутительнее и благоплоднее для нас было действие на нас высших духовных существ! Если же не в силах еще мы достигнуть духовного совершенства, при котором стало бы ощутительным единение с миром ангельским, то хотя бы оживим свою веру. Чрез нее ощутительнее будет для нас то, что доселе «радость бывает пред Ангелы Божиими о едином грешнике кающемся"(Лк. 15, 10), что доселе Ангелы Божии ополчаются около нас, по слову псалмопевца: «Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою» (Пс. 90, 11–12).
Подобная вера в помощь небесную как бы невольно усиливается у тех, кто добровольно становится лицом к лицу со смертию, как, например, наши воины, полагающие жизнь свою за Веру, Царя и Отечество. Для них, отрешившихся от привязанностей к земной жизни, очевиднее знамения небесного заступления, они с большей верой читают приведенные слова псалма, которыми сохраняются от многих опасностей, ведущих к неминуемой смерти52. Итак, если и мы, здесь оставшиеся, отрешимся, хотя бы подобно воинам нашим, от тех крепких уз, которые сплетаем себе чрезмерным пристрастием к благам и удовольствиям земным, если отложим, как и они, беспечность и вооружимся на подвиг борьбы с омрачающими дух наш плотскими пристрастиями, то узрим явственнее и небесное заступление нашего отечества ангельскими воинствами, и непрестанное воинствование их с нами, подвизающимися на земле, желающими восприять светлость духов праведников совершенных, на небесах вместе с Ангелами написанных. Аминь.
Если мы так часто вспоминаем о Христе, молимся Божией Матери и святым Божиим, то не гораздо ли дальше от нашего воспоминания Ангелы Божии?
Мы вспоминаем о них более тогда лишь, когда воспоминает о них святая Церковь, а в прочее время воспоминание о них оставляет многих из нас и к молитвам Ангелам Божиим мы обращаемся редко.
Слово 1-е
/Произнесено в церкви Олонецкой Духовной семинарии 8 ноября 1904 года/«Положи [Бог]... возглавити всяческая о Христе, яже на небесех и яже на земли в Нем» (Еф. 1, 9–10).
Остановимся, братие, ныне своею мыслию на этой тайне единения во Христе существ земных и небесных, из которых Он устроил единую Церковь земную и небесную.
Как бы для того, чтобы восполнить оскудение в мире ангельском, происшедшее после падения некоторых из духов, из персти, но в то же время по образу Божию и по подобию создан был человек, «умаленный малым чим от Ангел» (Пс. 8, 6). И этот человек во Христе действительно восприял силу уподобиться житию ангельских ликов. Явилось множество «земных Ангелов», «небесных человеков», которые молитвенным своим предстоянием Богу еще на земле уподоблялись ликостояниям ангельским. И доселе старейшие граждане неба, ангельские силы, находятся в единении с живущими на земле людьми, являясь руководителями их на пути к тому же общему небесному отечеству, возбуждая их чрез оставление вещественных страстей земной жизни уподобляться житию существ невещественных, мысленных. Доныне всякий раз, когда мы, «херувимы тайно образующе», приносим словесную, бескровную жертву Тела Христова, «с сими и мы блаженными силами... вопием и глаголем» тогда: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь Небо и земля славы Твоея»51.
Доселе вся Церковь земная воинствует не одна, но вспомоществуемая воинствами небесными. Как в древности Архистратиг Михаил споборал Иисусу Навину, ведшему Израиля в землю обетованную, так и ныне споборает он воинствующей на земле Церкви, пока не достигла она истинной земли обетования, «града Бога живаго, Иерусалима небеснаго и тем Ангелов, торжества и Церкви первородных, на небесех написанных» (Евр. 12, 22–23). Как ветхозаветному тайнозрителю, пророку Даниилу, открыто было, что древний Израиль вспомоществуем был непрестанно князем этого народа Михаилом Архистратигом (Дан. 12, 1), так и новозаветному тайнозрителю, святому апостолу Иоанну Богослову, открыто было, что Израиль Новый, Церковь Христова, вспомоществуется тем же Архистратигом и прочими небесными силами (Откр. 12, 7). И быть может, не к нынешнему ли времени относится по преимуществу то видение тайнозрителя, по которому Михаил и Ангелы его должны усиленно воевать против дракона, змия древнего, сатаны.
Ибо ныне страна, называющая себя «страною восходящего солнца», носящая дракона на знаменах своих, действительно восстала войной против облеченной в солнце Жены, то есть Христовой Церкви, «чтобы пожрать младенца ее» (Откр. 12, 4), то есть чад Церкви, особенно тех, которые рождены и рождаются от последней уже и в Японии. Не знаменательно ли, что как воины наши сознают, что ведут борьбу не из-за клочка земли, а за Крест Христов, так и военачальники провозглашают это открыто (Гриппенберг при отъезде из Вильны)? И напрасно ли было видение одному из воинов, открывшее ему тайну соучастия в настоящей борьбе России с Японией Архистратига Михаила, Гавриила и других бесплотных сил?
Почему же столь неощутительным остается для нас это соприсутствие нам небесных сил, так что некоторые из нас едва не сомневаются в действительности их соприсутствия? Конечно потому, что кто чего особенно ищет, то большею частию и находит. Любовь весьма изобретательна на отыскание предмета, к которому она стремится. Итак, стремимся ли мы с любовью к тому небесному, духовному жительству, которое свойственно Ангелам? Внимаем ли мы тому, что происходит в душе нашей? Различаем ли помыслы страстные от тех, которые происходят от естества? Не стараемся ли каждую страсть, как бы низка ни была она, назвать движением естества, извинить обстоятельствами жизни, слабостью воли, дурным характером, как будто не сами мы повинны в слабости своей воли или порче характера? Не считаем ли чистоты духа или обогащения его добродетелями духовными излишней, даже бесполезной роскошью? Не говорим уже о лжемыслителях и мечтателях нашего времени, которые начали возвеличивать страсти как проявления особенной силы, красоты и могущества человеческой природы, как источник всякого совершенства человеческого рода (Ницше, Золя, Розанов и др.). Если же не можем мы отличить движения страстей от движений естества, то как заметим и те движения, которые происходят не от нас, а от влияния высших духов на нашу душу? Если мы не ищем, не знаем, даже совсем не замечаем руководителей в духовной жизни из среды людей, то как можем искать руководства существ невидимых? И как в обычной жизни лучшие движения в душе нашей происходят большею частью не от нас, а от влияния со стороны людей, которых мы любим, людей более нас сильных, хотя мы не замечаем того, так и в духовной жизни не происходит ли многое от влияний на нас высших, духовных, невидимых руководителей Ангелов?
Итак, будем подвизаться подвигом духовным, чтобы ощутительнее и благоплоднее для нас было действие на нас высших духовных существ! Если же не в силах еще мы достигнуть духовного совершенства, при котором стало бы ощутительным единение с миром ангельским, то хотя бы оживим свою веру. Чрез нее ощутительнее будет для нас то, что доселе «радость бывает пред Ангелы Божиими о едином грешнике кающемся"(Лк. 15, 10), что доселе Ангелы Божии ополчаются около нас, по слову псалмопевца: «Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою» (Пс. 90, 11–12).
Подобная вера в помощь небесную как бы невольно усиливается у тех, кто добровольно становится лицом к лицу со смертию, как, например, наши воины, полагающие жизнь свою за Веру, Царя и Отечество. Для них, отрешившихся от привязанностей к земной жизни, очевиднее знамения небесного заступления, они с большей верой читают приведенные слова псалма, которыми сохраняются от многих опасностей, ведущих к неминуемой смерти52. Итак, если и мы, здесь оставшиеся, отрешимся, хотя бы подобно воинам нашим, от тех крепких уз, которые сплетаем себе чрезмерным пристрастием к благам и удовольствиям земным, если отложим, как и они, беспечность и вооружимся на подвиг борьбы с омрачающими дух наш плотскими пристрастиями, то узрим явственнее и небесное заступление нашего отечества ангельскими воинствами, и непрестанное воинствование их с нами, подвизающимися на земле, желающими восприять светлость духов праведников совершенных, на небесах вместе с Ангелами написанных. Аминь.
Слово 2-е
/Произнесено во Владикавказском кафедральном соборе 8 ноября 1916 года/
Если мы так часто вспоминаем о Христе, молимся Божией Матери и святым Божиим, то не гораздо ли дальше от нашего воспоминания Ангелы Божии?
Мы вспоминаем о них более тогда лишь, когда воспоминает о них святая Церковь, а в прочее время воспоминание о них оставляет многих из нас и к молитвам Ангелам Божиим мы обращаемся редко.
А между тем из Слова Божия мы видим, что Ангелы непрестанно служат нашему спасению вместе со святыми людьми Божиими, даже более о нем радуются и заботятся, чем сами люди. Рождается Христос, и вместо людей, не узнавших часа пришествия к ним Спасителя их, даже не принявших Того, Кто «к своим пришел» (Ин. 1, 11), Ангелы славословят рожденного Богомладенца чудною песнью, теперь и нами с духовным восторгом повторяемою: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение». Крещается ли Христос и после крещения побеждает диавола в пустыне, опять не видим людей, которые помогали бы Христу, искушаемому в Его подвиге; вместо людей, которые потом, желая подражать подвигу Христову, уходили целыми толпами в пустыни, теперь опять одни Ангелы служат Христу (Мк. 1, 13). Страждет ли Христос в саду Гефсиманском, когда душа Его скорбит смертельно и Он молится до кровавого пота, опять нет около Него людей соскорбящих, лишь Ангел укрепляет Его (Лк. 22, 43); даже ближайшие ученики Петр, Иаков и Иоанн спят тяжелым сном, по слову еще ветхозаветного псалмопевца о Христе: Поношение сокрушило сердце Мое, и Я изнемог, ждал сострадания, но нет его, - утешителей, но не нахожу (Пс. 68, 21). Правда, Петр хочет поднять меч в защиту Христа, когда настал час Ему предану быть в руки грешников, но не такой помощи искал Христос, страждущий от людей, имея возможность для избавления Своего иметь более, нежели двенадцать легионов Ангелов (Мф. 26, 51-53). И свидетелями славного воскресения Его являются одни Ангелы, они благовествуют о воскресении разбежавшимся от страха ученикам и забывшим все глаголы Его.
А в нашей жизни как непрестанны и превосходны действия Ангелов! Ведь они постоянно желают проникнуть (1 Пет. 1, 12) в тайну нашего спасения, они, как хранители, окружают каждого из «малых сих», они радуются о каждом грешнике кающемся более, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии; для них Господь устрояет трапезу духовного веселия (Лк. 15, 6-7, 23, 32), как для друзей Своих ближних, когда кто-либо из людей, подобно блудному сыну в притче, мертв был и ожил, пропадал и нашелся. Из них Господь хочет составить единую с нами Церковь - земную и небесную, сделать нас друзьями и сожителями Ангелов. Для этого Он и сошел на землю, чтобы взять на рамо Свою заблудившуюся овцу - человеческий род и соединить ее с Ангелами, восполняя людьми лики Ангелов, отпадших вместе с сатаною.
И вот, несмотря на такое близкое и непрестанное участие Ангелов в деле нашего спасения, исполненное столь великой и заботливой любви, мы так мало их замечаем. Между тем святая Церковь наспоминает нам о них непрестанно. Не только нынешний светлый праздник и иные учредила она для особенного прославления небесных сил, но и каждый день внушает нам разные моления Ангелам, каждый понедельник особенно назначает для их прославления и для испрошения молитвенного их ходатайства. Очевидно, будучи плотью, очень мы вперяем свои очи телесные, приковываем очи самого сердца лишь к земному и видимому; оттого о небесных силах бесплотных забываем и молитвенного их ходатайства и помощи, которые они как слуги, забывающие свое небесное Величие и славу, готовы являть нам, почти не просим.
Но какой великий ущерб получается в нашей духовной жизни оттого, что мы так редко входим в духовное общение с небесными Ангелами! Ведь для человека, живущего постоянно в низинах, наполненных зловредными испарениями, так необходимо по временам переселяться на более высокое место с чистым горным воздухом; даже лечение болезни часто в том лишь и состоит, что человека посылают дышать более здоровым и чистым воздухом.
Ведь мы живем в дольней стране страстей земных, житейских, вдыхаем их зловредные, ядовитые испарения, обращаясь постоянно в низинах и безднах греха, - как же необходимо нам почаще вдыхать как бы горный, небесный воздух беспримесной святости, которым непрестанно дышат Ангелы! Мало того, ведь мы, обложенные тяжелою, ленивою, немощною и многострастною плотью, так слабы, так побеждаемся страстями плотскими, уступаем без борьбы едва не всякому натиску или приступу страстей к душам нашим. Ангелы же такою большою обладают духовною крепостию, так они удобоподвижны на добро, так легко прилетают туда, где ожидают их помощи! И как поэтому необходимо чаще возносить к ним моление, внушаемое святой Церковью: «Ангельскому поревнуем житию и мысли вперим к высоте и с ними невещественно воспоим Господа»! Поэтому-то святые угодники Божий всегда представляли в уме своем образ жизни Ангелов как совершенный образец для подражания и действительно уподоблялись им, делались «ангелами во плоти».
А как необходима нам помощь Ангелов в борьбе с духом злобы! Ведь эта борьба не «против плоти и крови» (Еф. 6, 12), то есть не с подобными нам немощными людьми, но с сильнейшими нас и коварнейшими духами злобы, невидимо всегда и всячески готовыми нам вредить. Как же не прибегнуть к помощи небесных сил во главе с Архистратигом их, чрез которого и сатана с небес, как молния, ниспал (Лк. 10, 18)?
Трудно нам прямо взойти на ту неизмеримую духовную высоту, где пребывает Бог, первый Свет, и вот Господь создал Ангелов, «свет второй», являя в них как бы посредствующую ступень, к которой гораздо легче приблизиться и нам, также носящим образ Божий: Ангелы хотя и духи, но все же создания и ближе к нам, легче для нас, плотяных, подражать им, чем непосредственно Самому Богу, всесовершенному чистейшему Духу. Легче взойти на сравнительно низшую ступень в лествице бытия, на вершине которой утверждается Сам Господь.
Но скажут, быть может, некоторые: зачем же помощь Ангелов, когда мы имеем Самого Христа Бога, Пречистую Матерь Его, Богородицу, честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим? Разве Они не всесильны, чтобы во всем помогать нам? Разве недостаточна помощь Христа, Который облекся в подобную нам плоть, чтобы, Самому быв искушенным во всем, и нам искушаемым помогать (Евр. 2, 18; 4, 15)? Да, но и Христос явился во плоти нашей для того, чтобы, снизойдя к нам, чрез то нас потом удобнее возвести на высоту небесного жития ангельского. Поэтому Он не остался на земле с плотью, но вознесся, чтобы и мы «о горнем помышляли, а не о земном» (Кол. 3, 2). И Божия Матерь по смерти вознесена с телом к Сыну Своему и Богу «в Небесная и наднебесная» , а во время земной жизни, живя во храме и уготовляясь сделаться вместилищем Бога невидимого, не в общении ли с Ангелами Она более пребывала?
Будем помнить, что «плоть и кровь» Царствия Божия наследовать не могут и что наше тело должно по воскресении измениться, стать «духовным», чтобы соделаться соучастником Царствия Небесного (1 Кор. 15, 44, 50). Значит, и жизнь Христа на земле во плоти, равно и Божией Матери, внушают нам, как необходимо стремиться к общению с миром ангельским. Конечно, Христос всесилен для того, чтобы помогать нам; но, спасая существа, одаренные свободою, не вводит Он их насильно в Свое Царство, а хочет, чтобы употребляли они и свободные усилия войти в него, чтобы сами, взаимно помогая друг другу в этих усилиях, содействовали созиданию Небесного Царства. Как же обойтись в этой борьбе за созидающееся Царство Христово без участия высшего и более крепкого воинства небесных сил?
Будем же чаще и усиленнее призывать себе на помощь Ангелов, чтобы общением с ними облегчился дух наш от отягчающих и влекущих долу страстей плотских, чтобы легче влеклось подобное к подобному - на высоту, как все легкое на земле влечется на высоту воздушную, - чтобы нам достаточно укрепиться и удержаться на этой высоте и, оторвавшись, не быть увлеченными в бездну, куда тяжестью собственного яда страстей низринулись демоны и уподобившиеся им люди.
А в нашей жизни как непрестанны и превосходны действия Ангелов! Ведь они постоянно желают проникнуть (1 Пет. 1, 12) в тайну нашего спасения, они, как хранители, окружают каждого из «малых сих», они радуются о каждом грешнике кающемся более, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии; для них Господь устрояет трапезу духовного веселия (Лк. 15, 6-7, 23, 32), как для друзей Своих ближних, когда кто-либо из людей, подобно блудному сыну в притче, мертв был и ожил, пропадал и нашелся. Из них Господь хочет составить единую с нами Церковь - земную и небесную, сделать нас друзьями и сожителями Ангелов. Для этого Он и сошел на землю, чтобы взять на рамо Свою заблудившуюся овцу - человеческий род и соединить ее с Ангелами, восполняя людьми лики Ангелов, отпадших вместе с сатаною.
И вот, несмотря на такое близкое и непрестанное участие Ангелов в деле нашего спасения, исполненное столь великой и заботливой любви, мы так мало их замечаем. Между тем святая Церковь наспоминает нам о них непрестанно. Не только нынешний светлый праздник и иные учредила она для особенного прославления небесных сил, но и каждый день внушает нам разные моления Ангелам, каждый понедельник особенно назначает для их прославления и для испрошения молитвенного их ходатайства. Очевидно, будучи плотью, очень мы вперяем свои очи телесные, приковываем очи самого сердца лишь к земному и видимому; оттого о небесных силах бесплотных забываем и молитвенного их ходатайства и помощи, которые они как слуги, забывающие свое небесное Величие и славу, готовы являть нам, почти не просим.
Но какой великий ущерб получается в нашей духовной жизни оттого, что мы так редко входим в духовное общение с небесными Ангелами! Ведь для человека, живущего постоянно в низинах, наполненных зловредными испарениями, так необходимо по временам переселяться на более высокое место с чистым горным воздухом; даже лечение болезни часто в том лишь и состоит, что человека посылают дышать более здоровым и чистым воздухом.
Ведь мы живем в дольней стране страстей земных, житейских, вдыхаем их зловредные, ядовитые испарения, обращаясь постоянно в низинах и безднах греха, - как же необходимо нам почаще вдыхать как бы горный, небесный воздух беспримесной святости, которым непрестанно дышат Ангелы! Мало того, ведь мы, обложенные тяжелою, ленивою, немощною и многострастною плотью, так слабы, так побеждаемся страстями плотскими, уступаем без борьбы едва не всякому натиску или приступу страстей к душам нашим. Ангелы же такою большою обладают духовною крепостию, так они удобоподвижны на добро, так легко прилетают туда, где ожидают их помощи! И как поэтому необходимо чаще возносить к ним моление, внушаемое святой Церковью: «Ангельскому поревнуем житию и мысли вперим к высоте и с ними невещественно воспоим Господа»! Поэтому-то святые угодники Божий всегда представляли в уме своем образ жизни Ангелов как совершенный образец для подражания и действительно уподоблялись им, делались «ангелами во плоти».
А как необходима нам помощь Ангелов в борьбе с духом злобы! Ведь эта борьба не «против плоти и крови» (Еф. 6, 12), то есть не с подобными нам немощными людьми, но с сильнейшими нас и коварнейшими духами злобы, невидимо всегда и всячески готовыми нам вредить. Как же не прибегнуть к помощи небесных сил во главе с Архистратигом их, чрез которого и сатана с небес, как молния, ниспал (Лк. 10, 18)?
Трудно нам прямо взойти на ту неизмеримую духовную высоту, где пребывает Бог, первый Свет, и вот Господь создал Ангелов, «свет второй», являя в них как бы посредствующую ступень, к которой гораздо легче приблизиться и нам, также носящим образ Божий: Ангелы хотя и духи, но все же создания и ближе к нам, легче для нас, плотяных, подражать им, чем непосредственно Самому Богу, всесовершенному чистейшему Духу. Легче взойти на сравнительно низшую ступень в лествице бытия, на вершине которой утверждается Сам Господь.
Но скажут, быть может, некоторые: зачем же помощь Ангелов, когда мы имеем Самого Христа Бога, Пречистую Матерь Его, Богородицу, честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим? Разве Они не всесильны, чтобы во всем помогать нам? Разве недостаточна помощь Христа, Который облекся в подобную нам плоть, чтобы, Самому быв искушенным во всем, и нам искушаемым помогать (Евр. 2, 18; 4, 15)? Да, но и Христос явился во плоти нашей для того, чтобы, снизойдя к нам, чрез то нас потом удобнее возвести на высоту небесного жития ангельского. Поэтому Он не остался на земле с плотью, но вознесся, чтобы и мы «о горнем помышляли, а не о земном» (Кол. 3, 2). И Божия Матерь по смерти вознесена с телом к Сыну Своему и Богу «в Небесная и наднебесная» , а во время земной жизни, живя во храме и уготовляясь сделаться вместилищем Бога невидимого, не в общении ли с Ангелами Она более пребывала?
Будем помнить, что «плоть и кровь» Царствия Божия наследовать не могут и что наше тело должно по воскресении измениться, стать «духовным», чтобы соделаться соучастником Царствия Небесного (1 Кор. 15, 44, 50). Значит, и жизнь Христа на земле во плоти, равно и Божией Матери, внушают нам, как необходимо стремиться к общению с миром ангельским. Конечно, Христос всесилен для того, чтобы помогать нам; но, спасая существа, одаренные свободою, не вводит Он их насильно в Свое Царство, а хочет, чтобы употребляли они и свободные усилия войти в него, чтобы сами, взаимно помогая друг другу в этих усилиях, содействовали созиданию Небесного Царства. Как же обойтись в этой борьбе за созидающееся Царство Христово без участия высшего и более крепкого воинства небесных сил?
Будем же чаще и усиленнее призывать себе на помощь Ангелов, чтобы общением с ними облегчился дух наш от отягчающих и влекущих долу страстей плотских, чтобы легче влеклось подобное к подобному - на высоту, как все легкое на земле влечется на высоту воздушную, - чтобы нам достаточно укрепиться и удержаться на этой высоте и, оторвавшись, не быть увлеченными в бездну, куда тяжестью собственного яда страстей низринулись демоны и уподобившиеся им люди.