Cхиархимандрит Авраам (Рейдман). Слово в день святого Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных
В Евангелии от Марка повествуется, что жены-мироносицы пришли ко гробу Господню, «и взглянув, увидели, что камень отвален, а он был весьма велик, и вошедши во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду, и ужаснулись» (Мк. 16, 4-5). Ангел явился в виде юноши и, вероятно, не имел крыльев, с которыми обычно изображают Ангелов на иконах. Но все-таки в его облике, в окружавшей его атмосфере было нечто такое, что привело жен в трепет, поэтому Ангел должен был их успокоить.
А вот что рассказывает о том же событии Евангелие от Луки: «В первый же день недели, очень рано, неся приготовленные ароматы, пришли они ко гробу, и вместе с ними некоторые другие; но нашли камень отваленным от гроба. И, войдя, не нашли тела Господа Иисуса. Когда же недоумевали они о сем, вдруг предстали перед ними два мужа, в одеждах блистающих» (Лк. 24, 1-4). Что значит «блистающие одежды»? Люди всегда стараются каким-то образом украсить свои одежды. Например, священнические облачения изготовляют из парчи – это ткань с переплетающимися металлическими нитями, – от чего создается впечатление, что ризы блестят. Но мы должны понимать, что когда в Евангелии говорится о блистающих одеждах, то имеется в виду совсем не это. Одеяния Ангелов ― это слава Божия, представляющаяся человеческому взору как бы одеждой. «И когда они были в страхе и наклонили лица свои к земле, сказали им: что вы ищете живого между мертвыми?» (Лк. 24, 5). Ангелы успокаивали мироносиц. Да и как было женам не испугаться, когда вдруг перед ними неожиданно предстали явившиеся как бы из ничего существа, да еще в блистающих одеждах.
А сейчас прочтем из Ветхого Завета о явлении Ангелов, бывшем пророку Иезекиилю. Вероятно, все эти отрывки из Священного Писания вам известны, но собранные вместе они могут произвести на нас сильное впечатление. Они могут показать, каково должно быть наше благоговение перед Ангелами, посылаемыми Богом для служения человеческому роду по Его неизреченной любви к нам. Я приведу целую главу, но, думаю, Священное Писание настолько интересно, что всякому подлинному христианину чтение Священного Писания доставляет удовольствие, духовное наслаждение, а не скуку.
«Было слово Господне к Иезекиилю, сыну Вузия, священнику, в земле Халдейской, при реке Ховаре; и была на нем там рука Господня». «И я видел», ― говорит пророк Иезекииль, ― «Вот, бурный ветер шел от севера, великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него, а из средины его как бы свет пламени из средины огня; и из средины его видно было подобие четырех животных, ― и таков был вид их: облик их был как у человека» (Иез. 1, 3-5). Трудно даже представить себе, как же на самом деле выглядели эти существа. «И таков был вид их: облик их был как у человека; и у каждого четыре лица» (Иез. 1, 5-6). Представьте себе: человек с четырьмя лицами! «И у каждого четыре лица, и у каждого из них четыре крыла; а ноги их — ноги прямые, и ступни ног их — как ступня ноги у тельца, и сверкали, как блестящая медь. И руки человеческие были под крыльями их, на четырех сторонах их; и лица у них и крылья у них — у всех четырех; крылья их соприкасались одно к другому; во время шествия своего они не оборачивались, а шли каждое по направлению лица своего. Подобие лиц их — лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырех; а с левой стороны лице тельца у всех четырех и лице орла у всех четырех. И лица их и крылья их сверху были разделены, но у каждого два крыла соприкасались одно к другому, а два покрывали тела их. И шли они, каждое в ту сторону, которая пред лицем его; куда дух хотел идти, туда и шли; во время шествия своего не оборачивались. И вид этих животных был как вид горящих углей, как вид лампад; огонь ходил между животными, и сияние от огня и молния исходила из огня. И животные быстро двигались туда и сюда, как сверкает молния. И смотрел я на животных, и вот, на земле подле этих животных по одному колесу перед четырьмя лицами их. Вид колес и устроение их — как вид топаза, и подобие у всех четырех одно; и по виду их и по устроению их казалось, будто колесо находилось в колесе. Когда они шли, шли на четыре свои стороны; во время шествия не оборачивались. А ободья их — высоки и страшны были они; ободья их у всех четырех вокруг полны были глаз. И когда шли животные, шли и колеса подле них; а когда животные поднимались от земли, тогда поднимались и колеса. Куда дух хотел идти, туда шли и они; куда бы ни пошел дух, и колеса поднимались наравне с ними, ибо дух животных был в колесах. Когда шли те, шли и они; и когда те стояли, стояли и они; и когда те поднимались от земли, тогда наравне с ними поднимались и колеса, ибо дух животных был в колесах. Над головами животных было подобие свода, как вид изумительного кристалла, простертого сверху над головами их. А под сводом простирались крылья их прямо одно к другому, и у каждого были два крыла, которые покрывали их, у каждого два крыла покрывали тела их. И когда они шли, я слышал шум крыльев их, как бы шум многих вод, как бы глас Всемогущего, сильный шум, как бы шум в воинском стане; а когда они останавливались, опускали крылья свои. И голос был со свода, который над головами их; когда они останавливались» (Иез. 1, 6-25). Непостижимо для нас, что же испытывал в тот момент пророк Иезекииль. Какой благоговейный ужас должен был охватить этого человека, узревшего непостижимое, страшное видение Ангелов, видевшего их такими, какие они есть!
Между тем сейчас приходится наблюдать то, что Ангелов, этих святых, небесных существ, изображают в недостойном, по сути в кощунственном виде. Я говорю о изображении Ангелов как младенцев с крылышками. Глядя на них, даже верующие люди умиляются: «Какой миленький ангел!» На самом деле Ангел ― это не какой-то «миленький ангелочек». Ангел ― это тот, кто являлся в таинственном видении пророку Иезекиилю. Ангел ― это тот, чей лик сверкает, как молния, по описанию апостола Матфея. Представьте себе человека, у которого лицо сверкает, как молния. Наверное, вы в обморок упали бы, если бы такое увидели. Этих возвышенных, святых существ мы изображаем в виде каких-то миловидных младенцев с крылышками, умиляемся этому и считаем это вполне христианскими чувствами. Получают широкое распространение всевозможные поздравительные открытки с такими изображениями, сувенирчики подобного рода. И нам самим это нравится, и детям мы это дарим, чем внушаем им неправильное, кощунственное представление об Ангелах.
Откуда появились такие изображения? Они пришли к нам с Запада. Когда благодать Божия оставила западных христиан, отпавших от единства с истинной православной Церковью, тогда постепенно началось разложение бывшего христианского общества. Люди стали искать другие идеалы, вне христианского предания. Благодати у них уже не было, поэтому они не могли удержаться в рамках христианского учения, которое без содействия благодати Божией невозможно исполнить и даже постичь. Началось постепенное удаление, отступление от христианства. Западные художники стали изображать Спасителя, Божию Матерь и святых в таком духе, что эти изображения не возбуждают в своих зрителях подлинных христианских чувств: благоговения, молитвы, страха Божия, истинного умиления. Напротив, они приводят к ложному, чувственному восторгу. Так, распятого Христа художники изображали как страдающего человека, который в муках умирает на Кресте, при этом не умея изобразить Его как Сына Божия, искупающего грехи мира. Божию Матерь они изображали как обыкновенную красивую женщину. Часто писали Пречистую Деву с какой-нибудь красивой блудницы, что является верхом кощунства и низости человеческой. Ангелов изображали не как страшных, величественных, неземных существ, а в виде детей.
Откуда же взялось именно такое изображение Ангелов? Даже не прилично говорить об этом с амвона, но нужно сказать для того, чтобы вас вразумить. У древних язычников почиталось божество по имени Купидон, которое изображали в виде мальчика с крыльями. Это существо было сыном богини любви, правильнее сказать, блуда, Афродиты, или Венеры, как ее называли древние римляне. По представлению древних язычников, Купидон в виде крылатого мальчика ― как бы мы сейчас сказали: в виде «ангелочка» ― летал с золотым луком и стрелами в руках, пуская их в людей, чем воспламенял в них блудную страсть или любовь, как говорят некоторые, желая прикрыть это низменное чувство приличным словом. И вот художники эпохи Возрождения стали изображать купидонов вместо Ангелов.
Такое извращенное отношение к духовным предметам возникло в связи с отступлением от христианских идеалов. Люди хотели заменить потерянные, уже не известные истинно христианские чувства хотя бы какими-то чувствами, например: чувством сострадания к распятому Христу как к простому человеку, сентиментальным, чувственным умилением Ангелами. Постепенно все это стало переходить к нам, когда Россия подверглась влиянию Запада. С конца семнадцатого века император Петр I стал насильственно насаждать западные принципы как в государственном устройстве, так и в культуре и религии. И под напором государственной власти западный дух стал проникать в Церковь. Так у нас появились вот такие «купидонообразные» ангелы.
Чтобы очиститься от той скверны, которую нам принес разлагающийся Запад ― разлагающийся, то есть лишенный христианских идеалов, ― мы должны изгнать из своей души симпатию ко всему чувственному. Мы должны ориентироваться на Священное Писание, на православную древнерусскую, византийскую иконопись для того, чтобы воспитать в себе подлинно христианские чувства, и в данном случае для того, чтобы во время молитвы у нас не возникала совершенно неуместная сентиментальность и снисходительное отношение к Ангелам. Когда мы молимся Ангелу Хранителю, когда взираем на икону святых Ангелов, мы должны испытывать страх Божий, благоговение, смирение перед этими существами, которые, хотя и посланы нам в услужение, для нашего спасения, но неизмеримо превосходят нас по своей природе и в особенности по своей святости.
Если же говорить об ангелах падших ― демонах, то мы не должны представлять себе их наподобие забавных козликов, с рогами, копытами и хвостом. Когда демон нападает на человека, искушает его, это совсем не смешно, и тот, кто смеется над демонами, бывает сам посмешищем для них. Борьба с демонами ― это страшно. Они являются в чудовищном, уродливом виде, иногда и в образе козлов, но если бы мы увидели такого козла, то, скорее, упали бы от страха в обморок, а не смеялись бы. Только великие угодники Божии могли относиться с презрением к этим низким существам. Священное Писание говорит о диаволе и демонах, чтобы привести нас к трезвению. В Апокалипсисе, например, диавол изображается в виде дракона, то есть гигантского змея. А апостол Петр говорит: «Дьявол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Петр. 5, 8). Как лев, а не как козлик с рожками и с хвостиком.
На этот счет мне хотелось бы привести один пример из малоизвестной книги «Возле заката». В ней повествуется о подвижниках благочестия, подвизавшихся на Кавказе в конце девятнадцатого ― в начале двадцатого веков. Был некий монах Иордан. Обратившийся из старообрядцев, бывший офицер, монах Иордан стал отшельником и очень строгим постником: ничего не ел, кроме кукурузной муки – ни хлеба, ни ягод. Однажды его ученик не выдержал, поел ягод и из стыда, чтобы как-то успокоить свою совесть, решил предложить ягоды и старцу. Тот говорит: «Поставь». Ученик оставил ягоды, и они так и засохли, а отец Иордан к ним даже не прикоснулся. Так вот этот подвижник при том, что ел одну кукурузную муку и то понемногу, испытывал сильнейшую блудную страсть. Однажды, находясь под действием блудных помыслов, творя против них молитвы, он вышел из кельи, и вдруг видит перед собой обнаженную женщину огромного роста, в несколько метров, от нее исходил нестерпимый смрад. «Подойди ко мне», ― говорит женщина монаху, ― «насладимся». От ужаса отец Иордан упал в обморок. Не какая-то девушка упала в обморок, а упал в обморок мужчина, бывший офицер, да еще постник и молитвенник. Чудовищное, омерзительное явление, но из этого примера мы можем сделать вывод, как страшно видение бесов.
Очень опасно с одной стороны умиляться Ангелами в виде младенцев с крылышками, с другой смеяться над демонами в виде чертиков с рожками и с хвостиками наподобие козликов. Будем относиться с благоговением и со страхом Божиим к Ангелам; будем относиться с осторожностью к искушающим нас демонам, совершая свое спасение со страхом. Не будем их бояться, ведь нас защищает Господь и наш Ангел Хранитель оберегает нас, но не будем и переоценивать свои силы и делать вид, что мы герои. Таково правильное, истинно православное отношение к миру духовных существ. Духовный мир неотделим от нас. Как телом мы соприкасаемся с миром земным, так душой ― с миром духовным. Как верующий человек, хотя бы и не хотел, вынужден жить телесной жизнью, так и неверующий человек, хотя бы и не хотел, живет духовной жизнью, то есть его душа, сознает он это или нет, состоит в общении с духовными существами. Поэтому будем относиться к делу своего спасения со страхом Божиим и вниманием, следуя православным традициям, православному преданию, а не тому, что привнесло время в виде изображений и, самое главное, в виде неправильного отношения к духовным предметам. Аминь.
Сегодня, братья и сестры, мы совершаем память святого Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Хотя об Ангелах нам открыто немного, все же, опираясь на Священное Писание, мы можем составить правильное представление о природе этих существ и на основании этого представления иметь к ним правильное, благоговейное отношение.
Для начала приведем отрывок из Евангелия от Матфея. Когда жены-мироносицы пришли ко гробу Господню, желая довершить обряд погребения, им явился Ангел и возвестил о воскресении Христовом. Вот каково было это явление: «По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб, и вот сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с Небес, приступив, отвалил камень от гроба и сидел на нем. Вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег» (Мф. 28, 1-3). Такой облик имеют Ангелы, когда являются в своей славе. Иногда, применяясь к человеческой немощи и желая доставить пользу людям, Ангелы скрывают от них свою славу. Так, архангел Рафаил явился Товии под видом юноши и сопутствовал ему в качестве слуги. Но когда Ангелы являются человеческому взору в той Божественной славе, в том превосходстве дарований, которыми наделена их природа по сравнению с нашей, то вид их представляет собой необычайное зрелище. «Вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег» (Мф. 28, 3). Белая, как снег, одежда была проявлением Божественной славы. В Иудее снег выпадает крайне редко и очень быстро тает, поэтому он не успевает потемнеть и бывает ослепительно белым, сияющим белизной. И под словами «бела как снег» евангелист подразумевает белизну необыкновенную, неземную. Какова реакция обыкновенных грешных людей на такое явление Ангела? «Устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали как мертвые» (Мф. 28, 4). Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: «Не бойтесь, ибо знаю, что вы ищите Иисуса распятого» (Мф. 28, 5). Как видно, испугались и мироносицы, хотя они были праведными, святыми, искренне любящими Господа. А тех, кто был настроен к Господу враждебно, объял такой ужас, что они упали замертво. На иконах, передающих это событие, стражники так и изображаются: упавшими на землю и оцепеневшими от страха. Вот как воспринимает явление Ангелов немощный человек, в особенности человек грешный. У нас, конечно же, нет чистоты и святости жен-мироносиц, и потому мы должны испытывать благоговейный страх перед этими существами, а не представлять себе Ангелов так, как нам хочется.
В Евангелии от Марка повествуется, что жены-мироносицы пришли ко гробу Господню, «и взглянув, увидели, что камень отвален, а он был весьма велик, и вошедши во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду, и ужаснулись» (Мк. 16, 4-5). Ангел явился в виде юноши и, вероятно, не имел крыльев, с которыми обычно изображают Ангелов на иконах. Но все-таки в его облике, в окружавшей его атмосфере было нечто такое, что привело жен в трепет, поэтому Ангел должен был их успокоить.
А вот что рассказывает о том же событии Евангелие от Луки: «В первый же день недели, очень рано, неся приготовленные ароматы, пришли они ко гробу, и вместе с ними некоторые другие; но нашли камень отваленным от гроба. И, войдя, не нашли тела Господа Иисуса. Когда же недоумевали они о сем, вдруг предстали перед ними два мужа, в одеждах блистающих» (Лк. 24, 1-4). Что значит «блистающие одежды»? Люди всегда стараются каким-то образом украсить свои одежды. Например, священнические облачения изготовляют из парчи – это ткань с переплетающимися металлическими нитями, – от чего создается впечатление, что ризы блестят. Но мы должны понимать, что когда в Евангелии говорится о блистающих одеждах, то имеется в виду совсем не это. Одеяния Ангелов ― это слава Божия, представляющаяся человеческому взору как бы одеждой. «И когда они были в страхе и наклонили лица свои к земле, сказали им: что вы ищете живого между мертвыми?» (Лк. 24, 5). Ангелы успокаивали мироносиц. Да и как было женам не испугаться, когда вдруг перед ними неожиданно предстали явившиеся как бы из ничего существа, да еще в блистающих одеждах.
А сейчас прочтем из Ветхого Завета о явлении Ангелов, бывшем пророку Иезекиилю. Вероятно, все эти отрывки из Священного Писания вам известны, но собранные вместе они могут произвести на нас сильное впечатление. Они могут показать, каково должно быть наше благоговение перед Ангелами, посылаемыми Богом для служения человеческому роду по Его неизреченной любви к нам. Я приведу целую главу, но, думаю, Священное Писание настолько интересно, что всякому подлинному христианину чтение Священного Писания доставляет удовольствие, духовное наслаждение, а не скуку.
«Было слово Господне к Иезекиилю, сыну Вузия, священнику, в земле Халдейской, при реке Ховаре; и была на нем там рука Господня». «И я видел», ― говорит пророк Иезекииль, ― «Вот, бурный ветер шел от севера, великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него, а из средины его как бы свет пламени из средины огня; и из средины его видно было подобие четырех животных, ― и таков был вид их: облик их был как у человека» (Иез. 1, 3-5). Трудно даже представить себе, как же на самом деле выглядели эти существа. «И таков был вид их: облик их был как у человека; и у каждого четыре лица» (Иез. 1, 5-6). Представьте себе: человек с четырьмя лицами! «И у каждого четыре лица, и у каждого из них четыре крыла; а ноги их — ноги прямые, и ступни ног их — как ступня ноги у тельца, и сверкали, как блестящая медь. И руки человеческие были под крыльями их, на четырех сторонах их; и лица у них и крылья у них — у всех четырех; крылья их соприкасались одно к другому; во время шествия своего они не оборачивались, а шли каждое по направлению лица своего. Подобие лиц их — лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырех; а с левой стороны лице тельца у всех четырех и лице орла у всех четырех. И лица их и крылья их сверху были разделены, но у каждого два крыла соприкасались одно к другому, а два покрывали тела их. И шли они, каждое в ту сторону, которая пред лицем его; куда дух хотел идти, туда и шли; во время шествия своего не оборачивались. И вид этих животных был как вид горящих углей, как вид лампад; огонь ходил между животными, и сияние от огня и молния исходила из огня. И животные быстро двигались туда и сюда, как сверкает молния. И смотрел я на животных, и вот, на земле подле этих животных по одному колесу перед четырьмя лицами их. Вид колес и устроение их — как вид топаза, и подобие у всех четырех одно; и по виду их и по устроению их казалось, будто колесо находилось в колесе. Когда они шли, шли на четыре свои стороны; во время шествия не оборачивались. А ободья их — высоки и страшны были они; ободья их у всех четырех вокруг полны были глаз. И когда шли животные, шли и колеса подле них; а когда животные поднимались от земли, тогда поднимались и колеса. Куда дух хотел идти, туда шли и они; куда бы ни пошел дух, и колеса поднимались наравне с ними, ибо дух животных был в колесах. Когда шли те, шли и они; и когда те стояли, стояли и они; и когда те поднимались от земли, тогда наравне с ними поднимались и колеса, ибо дух животных был в колесах. Над головами животных было подобие свода, как вид изумительного кристалла, простертого сверху над головами их. А под сводом простирались крылья их прямо одно к другому, и у каждого были два крыла, которые покрывали их, у каждого два крыла покрывали тела их. И когда они шли, я слышал шум крыльев их, как бы шум многих вод, как бы глас Всемогущего, сильный шум, как бы шум в воинском стане; а когда они останавливались, опускали крылья свои. И голос был со свода, который над головами их; когда они останавливались» (Иез. 1, 6-25). Непостижимо для нас, что же испытывал в тот момент пророк Иезекииль. Какой благоговейный ужас должен был охватить этого человека, узревшего непостижимое, страшное видение Ангелов, видевшего их такими, какие они есть!
Между тем сейчас приходится наблюдать то, что Ангелов, этих святых, небесных существ, изображают в недостойном, по сути в кощунственном виде. Я говорю о изображении Ангелов как младенцев с крылышками. Глядя на них, даже верующие люди умиляются: «Какой миленький ангел!» На самом деле Ангел ― это не какой-то «миленький ангелочек». Ангел ― это тот, кто являлся в таинственном видении пророку Иезекиилю. Ангел ― это тот, чей лик сверкает, как молния, по описанию апостола Матфея. Представьте себе человека, у которого лицо сверкает, как молния. Наверное, вы в обморок упали бы, если бы такое увидели. Этих возвышенных, святых существ мы изображаем в виде каких-то миловидных младенцев с крылышками, умиляемся этому и считаем это вполне христианскими чувствами. Получают широкое распространение всевозможные поздравительные открытки с такими изображениями, сувенирчики подобного рода. И нам самим это нравится, и детям мы это дарим, чем внушаем им неправильное, кощунственное представление об Ангелах.
Откуда появились такие изображения? Они пришли к нам с Запада. Когда благодать Божия оставила западных христиан, отпавших от единства с истинной православной Церковью, тогда постепенно началось разложение бывшего христианского общества. Люди стали искать другие идеалы, вне христианского предания. Благодати у них уже не было, поэтому они не могли удержаться в рамках христианского учения, которое без содействия благодати Божией невозможно исполнить и даже постичь. Началось постепенное удаление, отступление от христианства. Западные художники стали изображать Спасителя, Божию Матерь и святых в таком духе, что эти изображения не возбуждают в своих зрителях подлинных христианских чувств: благоговения, молитвы, страха Божия, истинного умиления. Напротив, они приводят к ложному, чувственному восторгу. Так, распятого Христа художники изображали как страдающего человека, который в муках умирает на Кресте, при этом не умея изобразить Его как Сына Божия, искупающего грехи мира. Божию Матерь они изображали как обыкновенную красивую женщину. Часто писали Пречистую Деву с какой-нибудь красивой блудницы, что является верхом кощунства и низости человеческой. Ангелов изображали не как страшных, величественных, неземных существ, а в виде детей.
Откуда же взялось именно такое изображение Ангелов? Даже не прилично говорить об этом с амвона, но нужно сказать для того, чтобы вас вразумить. У древних язычников почиталось божество по имени Купидон, которое изображали в виде мальчика с крыльями. Это существо было сыном богини любви, правильнее сказать, блуда, Афродиты, или Венеры, как ее называли древние римляне. По представлению древних язычников, Купидон в виде крылатого мальчика ― как бы мы сейчас сказали: в виде «ангелочка» ― летал с золотым луком и стрелами в руках, пуская их в людей, чем воспламенял в них блудную страсть или любовь, как говорят некоторые, желая прикрыть это низменное чувство приличным словом. И вот художники эпохи Возрождения стали изображать купидонов вместо Ангелов.
Такое извращенное отношение к духовным предметам возникло в связи с отступлением от христианских идеалов. Люди хотели заменить потерянные, уже не известные истинно христианские чувства хотя бы какими-то чувствами, например: чувством сострадания к распятому Христу как к простому человеку, сентиментальным, чувственным умилением Ангелами. Постепенно все это стало переходить к нам, когда Россия подверглась влиянию Запада. С конца семнадцатого века император Петр I стал насильственно насаждать западные принципы как в государственном устройстве, так и в культуре и религии. И под напором государственной власти западный дух стал проникать в Церковь. Так у нас появились вот такие «купидонообразные» ангелы.
Чтобы очиститься от той скверны, которую нам принес разлагающийся Запад ― разлагающийся, то есть лишенный христианских идеалов, ― мы должны изгнать из своей души симпатию ко всему чувственному. Мы должны ориентироваться на Священное Писание, на православную древнерусскую, византийскую иконопись для того, чтобы воспитать в себе подлинно христианские чувства, и в данном случае для того, чтобы во время молитвы у нас не возникала совершенно неуместная сентиментальность и снисходительное отношение к Ангелам. Когда мы молимся Ангелу Хранителю, когда взираем на икону святых Ангелов, мы должны испытывать страх Божий, благоговение, смирение перед этими существами, которые, хотя и посланы нам в услужение, для нашего спасения, но неизмеримо превосходят нас по своей природе и в особенности по своей святости.
Если же говорить об ангелах падших ― демонах, то мы не должны представлять себе их наподобие забавных козликов, с рогами, копытами и хвостом. Когда демон нападает на человека, искушает его, это совсем не смешно, и тот, кто смеется над демонами, бывает сам посмешищем для них. Борьба с демонами ― это страшно. Они являются в чудовищном, уродливом виде, иногда и в образе козлов, но если бы мы увидели такого козла, то, скорее, упали бы от страха в обморок, а не смеялись бы. Только великие угодники Божии могли относиться с презрением к этим низким существам. Священное Писание говорит о диаволе и демонах, чтобы привести нас к трезвению. В Апокалипсисе, например, диавол изображается в виде дракона, то есть гигантского змея. А апостол Петр говорит: «Дьявол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Петр. 5, 8). Как лев, а не как козлик с рожками и с хвостиком.
На этот счет мне хотелось бы привести один пример из малоизвестной книги «Возле заката». В ней повествуется о подвижниках благочестия, подвизавшихся на Кавказе в конце девятнадцатого ― в начале двадцатого веков. Был некий монах Иордан. Обратившийся из старообрядцев, бывший офицер, монах Иордан стал отшельником и очень строгим постником: ничего не ел, кроме кукурузной муки – ни хлеба, ни ягод. Однажды его ученик не выдержал, поел ягод и из стыда, чтобы как-то успокоить свою совесть, решил предложить ягоды и старцу. Тот говорит: «Поставь». Ученик оставил ягоды, и они так и засохли, а отец Иордан к ним даже не прикоснулся. Так вот этот подвижник при том, что ел одну кукурузную муку и то понемногу, испытывал сильнейшую блудную страсть. Однажды, находясь под действием блудных помыслов, творя против них молитвы, он вышел из кельи, и вдруг видит перед собой обнаженную женщину огромного роста, в несколько метров, от нее исходил нестерпимый смрад. «Подойди ко мне», ― говорит женщина монаху, ― «насладимся». От ужаса отец Иордан упал в обморок. Не какая-то девушка упала в обморок, а упал в обморок мужчина, бывший офицер, да еще постник и молитвенник. Чудовищное, омерзительное явление, но из этого примера мы можем сделать вывод, как страшно видение бесов.
Очень опасно с одной стороны умиляться Ангелами в виде младенцев с крылышками, с другой смеяться над демонами в виде чертиков с рожками и с хвостиками наподобие козликов. Будем относиться с благоговением и со страхом Божиим к Ангелам; будем относиться с осторожностью к искушающим нас демонам, совершая свое спасение со страхом. Не будем их бояться, ведь нас защищает Господь и наш Ангел Хранитель оберегает нас, но не будем и переоценивать свои силы и делать вид, что мы герои. Таково правильное, истинно православное отношение к миру духовных существ. Духовный мир неотделим от нас. Как телом мы соприкасаемся с миром земным, так душой ― с миром духовным. Как верующий человек, хотя бы и не хотел, вынужден жить телесной жизнью, так и неверующий человек, хотя бы и не хотел, живет духовной жизнью, то есть его душа, сознает он это или нет, состоит в общении с духовными существами. Поэтому будем относиться к делу своего спасения со страхом Божиим и вниманием, следуя православным традициям, православному преданию, а не тому, что привнесло время в виде изображений и, самое главное, в виде неправильного отношения к духовным предметам. Аминь.