15 ноября 2018

Протоиерей Думитру Стэнилоае. Вехи жизни. Список трудов

 (румын. Dumitru Stăniloae)
Протоиерей Думитру Станилоаэ – «патриарх румынского богословия», «богослов Любви», один из наиболее значительных православных мыслителей. Воспитанник старцев, прекрасный знаток святоотеческой письменности и современной философии, он не просто ученый, переводчик, комментатор и издатель. 

В работах Станилоаэ оживает сам дух молитвенного отеческого мышления, возникает собственная, укорененная в Предании мысль. Ровесник прошлого столетия, его свидетель и участник, он настолько опередил свое время, что вполне может называться богословом века ХХI.

Вехи жизненного пути

1903. Родился 16 ноября в селе Влэдень уезда Брашов. Был пятым, последним ребенком в семье Иримии и Ревеки; прадед его был священником.

1914–1922. Проходит обучение в православном гуманитарном лицее им. св. митр. Андрея (Шагуны) в г. Брашове.

1922–1927. Обучается на богословском факультете университета г. Чернэуць (Черновцы).

1923–1924. Обучается на литературном факультете Бухарестского университета.

1927. Заканчивает 4-й курс Чернэуцкого университета и защищает диплом по богословию под руководством проф. Василия Лоикитэ на тему «Крещение детей».

1927–1928. Проходит стажировку на богословском факультете Афинского университета по догматике и церковной истории.

1928. Осенью защищает в Чернэуцком университете докторскую диссертацию на тему «Жизнь и труды патриарха Досифея Иерусалимского и его связи с Румынскими княжествами».

1928–1929. В Мюнхене стажируется на курсах проф. Августа Гейзенберга, отца знаменитого физика. Совершает поездки в Берлин, Париж и Белград для стажировки и поиска сведений о подлинниках трудов свт. Григория Паламы.

1929. По возвращении на родину назначен профессором догматики в Андреевской богословской академии г. Сибиу. Здесь же преподавал апологетику (1929–1932, 1936–1937), пастырское богословие (1932–1936) и греческий язык (1929–1934).

1930. Посещает в Константинополь с целью розыска и копирования богословских трактатов свт. Григория Паламы; в том же году женится на девице Марии.

1931. 10 мая у четы Стэнилоае рождаются первенцы-близнецы: Думитру (проживет лишь 4 месяца) и Мария (тоже умрет рано, в 14-летнем возрасте, в 1945 г.). 8 октября Думитру рукоположен во диакона.

1932. 25 сентября рукоположен во священника.

1933. 8 октября в семье Стэнилоае рождается дочь Лидия, принявшая Святое Крещение от священника Иоанна Лупаша, трансильванского профессора-историка.

1933. В Сибиу выходит книга о. Думитру «Послевоенный католицизм».

1934. 1 января он назначен директором газеты «Румынский телеграф», и служение это исполняет в течение 11 лет, до мая 1945 г. Одновременно являлся членом епархиального собрания архиепископии Сибиу и советником архиепископа.

1936. В июне назначен ректором Богословской академии в г. Сибиу, должность эту исполняет в течение 10 лет, до 1946 г.

1938. В Сибиу выходит его фундаментальный труд «Жизнь и учение св. Григория Паламы».

1939. Здесь же выходит в свет его книга «Православие и румынизм».

1940. О. Думитру становится ставрофорным протоиереем.

1940. Летом, с вступлением Румынии во вторую мировую войну, в Бухаресте по инициативе поэта Санду Тудора создается группа «Неопалимая купина» («Rugul aprins»), в которую, кроме о. Думитру Стэнилоае, входят: русский иером. Иоанн (Кулигин) — духовник митр. Ростовского, проживавший на чужбине в Бухарестском монастыре Черника; иером. Бенедикт (Гиуш),иером. Софиан (Богиу), проф. Александру Миронеску, поэт Василе Войкулеску, архитектор Константин Джоджа, свящ. Андрей Скрима, Ион Марин Содовяну. Их регулярные встречи в бухарестских монастырях Анфим и Черника дали импульс возрождению духовной жизни в Бухаресте.

1943. В Сибиу выходит книга о. Думитру «Иисус Христос, или Восстановление человека».

1946. Он переходит с должности ректора на должность профессора Сибиуской богословской академии.

1946. Здесь же, в Сибиу, в новом переводе с древнегреческого о. Думитру и с его обширными комментариями выходит в свет 1-й том «Филокалии» («Добротолюбия»).

1947. В январе переведен на кафедру аскетики и мистики Бухарестского богословского факультета. Проживает с семьей в домике при храме свт. Григория Великого.

1947. В Сибиу выходит в свет 2-й том «Филокалии».

1948. Факультет преобразован в Богословский университет, и о. Думитру назначен профессором догматического и символического богословия. Его преподавательская работа была прервана с 1958 по1963 г.— он отбывал заключение в тюрьмах.

1948. В Сибиу публикуются 3-й и 4-й тома «Филокалии».

1949. Кафедра мистики ликвидируется, о. Думитру остается профессором догматики при докторантуре Бухарестского университета.

1958. В Бухаресте выходит в свет «Догматическое и символическое богословие» — двухтомный учебник, составленный о. Думитру Стэнилоае в соавторстве для богословских институтов.

1958. После вывода советских войск в Румынии начинается волна арестов. Арестованы члены группы «Неугасимая купина». Органы безопасности начинают слежку за о. Думитру. 4 сентября в его доме производится обыск, и 5 сентября в 4 часа утра его арестовывают и сажают в тюрьму. 4 ноября над о. Думитру начинается показательный процесс.

1959. Заключен в тюрьму Аюд, известную суровыми условиями содержания. Здесь о. Думитру проводит в камере-одиночке несколько месяцев.

1961. Осенью этапирован в Бухарест для нового судебного расследования.

1962. В марте возвращен в Аюдскую тюрьму.

1963. В январе выходит на свободу и устраивается на работу служащим при Святейшем Синоде. В октябре снова принят на кафедру.

1965. О. Думитру дают разрешение публиковаться, однако его работы предварительно цензурируются.

1968. Получает разрешение на участие в конференциях во Фрайбурге и Гейдельберге.

1969. Участвует в конференции в Оксфорде.

1970. Посещает ФРГ как член делегации Румынской Православной Церкви.

1971. В числе делегатов Рум.ПЦ посещает Ватикан, Грецию, Коптскую церковь в Египте.

1973. Выходит на пенсию в звании почетного профессора, продолжая работать профессором-консультантом при докторантуре Бухарестского богословского университета.

1976. В Бухаресте выходит в свет 5-й том «Филокалии».

1976. В Афинах проф. Стэнилоае участвует во II Конгрессе преподавателей православного богословия. Университет г. Салоники присваивает о. Думитру звание доктора honoris causa. Впоследствии участвовал на многих конференциях в богословских университетах Афин, Салоник, Парижа, Страсбурга, Бонна, Тюбингена, Женевы, США и иных мероприятиях христианских богословов.

1977. В Бухаресте выходят в свет 6-й и 7-й тома «Филокалии».

1978. Здесь же публикуется 3-томный учебник о. Думитру по православному догматическому богословию.

1979. В Бухаресте выходит 8-й том «Филокалии».

1980. Выходят в свет — в Бухаресте 9-й том «Филокалии» и за границей — несколько книг о. Думитру: в Женеве — «Бог есть любовь» («Dieu est Amour»), в Нью-Йорке — «Богословие и Церковь» («Theology and the Church»), в Афинах — «Молитва, свобода, святость». Тюбингенский факультет теологии присваивает о. Думитру премию доктора Леопольда Лукаса.

1981. В Бухаресте выходит в свет 3-томный учебник о. Думитру Стэнилоае «Православное нравственное богословие для богословских институтов» и 10-й том «Филокалии».

1981. Парижский Свято-Сергиевский православный институт объявляет о. Думитру доктором гонорис кауза. В Лондоне он награжден почетным знаком «Крест святого Августина Кентерберрийского» за богословские и христианские заслуги. В Париже выходит его книга «Молитва Иисусова и опыт Святого Духа» («Priere de Jesus et experience de Saint Esprit»).

1982. Белградский богословский факультет присваивает о. Думитру звание доктора honoris causa. В ноябре он участвует в заграничных конференциях — в Нью-Йорке, Бостоне, Детройте, Чикаго, Вашингтоне. В Бухаресте выходит 1-й том «Сочинений» свт. Григория Нисского в переводе о. Думитру.

1983. В Бухаресте публикуется 1-я часть творений прп. Максима Исповедника в переводе о. Думитру.

1986. В Крайове выходит фундаментальная работа о. Думитру Стэнилоае «Духовность и Причастие в православной Литургии» — современное толкование Божественной Литургии.

1987. В Бухаресте в его переводе выходит 1-й том «Сочинений» свт. Афанасия Великого.

1987. В Крайове печатается книга о. Думитру Стэнилоае «Бессмертный образ Божий».

1988. В Бухаресте в его переводе выходит 2-й том «Сочинений» свт. Афанасия Великого.

1990. О. Думитру избран членом-корреспондентом Румынской академии.

1990. В Крайове выходит в свет фундаментальный труд о. Думитру «Исследования по православному догматическому богословию», Епископией г. Роман издается 11-й том «Филокалии». В Бухаресте публикуется 2-я часть творений прп. Максима Исповедника в переводе о. Думитру.

1991. Избран действительным членом Румынской академии. Афинский богословский факультет объявляет о. Думитру доктором honoris causa. В Бухаресте в его переводе выходит 1-й том «Писаний» свт. Кирилла Александрийского.

1991. Также в Бухаресте выходят книга о. Думитру «Христианская аскетика и мистика, или Богословие духовной жизни», 12-й том «Филокалии» и «Лествица» прп. Иоанна, игумена Синайского, в его переводе.

1992. Бухарестский университет объявляет о. Думитру доктором honoris causa.

1992. В Бухаресте публикуются «Размышления о духовности румынского народа» и «Семь утренних бесед с отцом Стэнилоае». В Бухаресте же выходит 2-й том «Писаний» свт. Кирилла Александрийского в его переводе; 3-й том выйдет в 1994 г., уже после смерти о. Думитру.

1993. Выходят в свет последние книги о. Думитру: «Святая Троица, или В начале была Любовь», «Толкование на Евангелие от Иоанна», «Иисус Христос — свет миру», «Жизнь Бога в Православии» и «Лавсаик» в его переводе.

1993. 5 октября великий православный богослов Думитру Стэнилоае упокоился о Господе.

Сочинения протоиерея Думитру Станилоаэ

Монографии
  • Жизнь и деятельность Иерусалимского патриарха Досифея и его связи с Румынскими княжествами. Чернэуць, 1929. — 169 с. (докторская диссертация).
  • Послевоенный католицизм. Сибиу, 1933. — 204 с.
  • Православие и румынизм. Сибиу, 1939. — 395 с. (Бухарест, 1993).
  • Отношение г-на Лучиана Блага к христианству и Православию. Сибиу, 1942. — 150 с. (Бухарест, 1993).
  • Жизнь и учение св. Григория Паламы, с тремя вновь переведенными трактатами. Сибиу, 1938. — 250, CLX с. (Бухарест, 1993).
  • Иисус Христос, или Восстановление человека. Сибиу, 1943. — 404 с. (Бухарест, 1993).
  • Догматическое и символическое богословие. Учебник для богословских институтов: В 2 т. Бухарест, 1958. — 1008 с. (в соавт.)
  • Православное догматическое богословие для богословских институтов: В 3 т. Бухарест, 1978. — 504, 380, 463 с. (Бухарест, 1994).
  • Православное нравственное богословие для богословских институтов. Т. 3: Православная духовность. Бухарест, 1981. — 320 с.
  • Духовность и Причастие в православной Литургии. Крайова, 1986. — 440 с. (Бухарест, 2004).
  • Бессмертный образ Божий. Крайова, 1987. — 392 с.
  • Исследования по православному догматическому богословию. Крайова, 1990. — 705 с.
  • Христианская аскетика и мистика, или Богословие духовной жизни. Бухарест, 1991. — 320 с. (Клуж. 1993. — 537 с.; В 2 т. Алба Юлия. 197, 207 с.).
  • Размышления о духовности румынского народа. Крайова, 1992. — 162 с. (Бухарест, 2002).
  • Семь утренних бесед с отцом Стэнилоае (записал Сорин Думитреску). Бухарест, 1992. — 272 с.
  • Святая Троица, или вначале была Любовь. Бухарест, 1993. — 96 с.
  • Толкование на Евангелие от Иоанна. Крайова, 1993.
  • Иисус Христос — свет миру. Бухарест, 1993.
  • Жизнь Бога в Православии. Клуж-Напока, 1993. — 240 с. (Там же. 2000).
Переводы
  • Андрустос Христос. Догматика Восточной Православной Церкви. Сибиу, 1930. — XVI, 48 с.
  • Ниссен Вильгельм. Страна, поющая в образах: Внешние фрески монастырей Молдовы. Бухарест, 1978. — 196 с., илл.
  • Филокалия, или Сборник писаний святых отцов, учащих, как может человек очиститься: Свет и совершенство / Перевод, введение и примечания.
  • Т. 1. Сибиу, 1946. — XIII, 404 с. (Бухарест, 1992).
  • Т. 2. Сибиу, 1947. — ХХ, 285 с. (Бухарест, 1992).
  • Т. 3. Сибиу, 1948. — XVI, 464 с. (Бухарест, 1992).
  • Т. 4. Сибиу, 1948. — VII, 327 с. (Бухарест, 1992).
  • Т. 5. Бухарест, 1976. — 329 с.
  • Т. 6. Бухарест, 1977. — 329 с.
  • Т. 7. Бухарест, 1977. — 527 с.
  • Т. 8. Бухарест, 1979. — 646 с.
  • Т. 9. Бухарест, 1980. 645 с.
  • Т. 10. Бухарест, 1981. 523 с.
  • Т. 11. Издание епископии Романа, 1990. — 698 с.
  • Т. 12. Бухарест, 1991. — 296 с.
В серии «Отцы и писатели Церкви»
  • Св. Григорий Нисский. Писания. Ч. 1. Бухарест, 1982. — 496 с. (в сотр.)
  • Св. Максим Исповедник. Писания. Ч. 1. Бухарест, 1983. — 372 с.; Ч. 2. Бухарест, 1990. — 367 с.
  • Св. Афанасий Великий. Писания. Ч. 1. Бухарест, 1987. — 416 с.; Ч. 2. Бухарест, 1988. — 256 с.
  • Св. Кирилл Александрийский. Писания. Ч. 1. Бухарест, 1991. — 616 с.; Ч. 2. Бухарест, 1992. — 464 с.; Ч. 3. Бухарест, 1994. — 310 с.
  • Св. Иоанн Лествичник. Лествица. Бухарест, 1992. — 464 с.
  • Лавсаик: Краткие жизнеописания пустынников. Бухарест, 1993. — 128 с.
  • Св. Дионисий Ареопагит. Писания.
  • Св. Григорий Богослов. Пять богословских песнопений.
  • Другие различные переводы в «Revista Teologică» [«Богословский журнал»] (Сибиу) и «Mitropolia Olteniei» [«Митрополия Олтении»] (Крайова).
Богословские статьи
  • Путь к свету Божественному у св. Григория Паламы // Anuarul VI al Academiei teologice Andreiane [6-й ежегодник Андреевской богословской академии]. Сибиу, 1930.
  • Два трактата св. Григория Паламы // Anuarul IХ al Academiei teologice Andreiane [9-й ежегодник Андреевской богословской академии]. Сибиу, 1933.
  • Православная антропология: Комментарии относительно первоначального состояния человека // Anuarul ХVI al Academiei teologice Andreiane [16-й ежегодник Андреевской богословской академии]. Сибиу, 1940.
  • Космос и душа, образы Церкви // RT[2]. Год 34. 1944. № 3–4; 7–8.
  • Элементы православной антропологии // Prinos închinat ÎPS Nicodim, Patriarhul României… [Приношение Высокопреосв. Никодиму, Патриарху Румынии]. Бухарест, 1946.
  • Патриарх Сергий Московский как богослов // Ortodoxia. Год 1. 1949. № 2–3.
  • Учение о Матери Божией у православных и католиков // Ortodoxia. Год 2. 1950. № 4.
  • Матерь Божия как Ходатаица // Ortodoxia. Год 4. 1952. № 3–4.
  • Виды и причины ложного мистицизма // ST[3]. Год 5. 1953. № 1–2.
  • Божественная Евхаристия в трех конфессиях // Ortodoxia. Год 5. 1953. № 1.
  • Состояние душ после частного суда и православное и католическое учение // Ortodoxia. Год 5. 1953. № 4.
  • Причины и догматические последствия схизмы // Ortodoxia. Год 6. 1954. № 2–3.
  • Добродетели в православном и ктолическом учении // Ortodoxia. Год 6. 1954. № 4.
  • Исповедание грехов и покаяние в былой Церкви // BOR[4]. Год 83. 1955. № 3–4.
  • Екклезиологический синтез // ST. Год 7. 1955. № 5–6.
  • Частный суд после смерти // Ortodoxia. Год 7. 1955. № 4.
  • Сущность Таинств в трех конфессиях // Ortodoxia. Год 8. 1956. № 1.
  • Количество Таинств, отношения между ними и проблема Таинств вне Церкви // Ortodoxia. Год 8. 1956. № 2.
  • Первоначальное состояние человека в трех конфессиях // Ortodoxia. Год 8. 1956. № 3.
  • Внутренняя связь между смертью и Воскресением Господа // ST. Год 8. 1956. № 5–6.
  • Православное и католическое учение о прародительском грехе // Ortodoxia. Год 9. 1957. № 1.
  • Протестантское учение о наследственном грехе, рассмотренное с православной точки зрения // Ortodoxia. Год 9. 1957. № 2.
  • Символ как предвосхищение и основа иконы // ST. Год 9. 1957. № 7–8.
  • Познание Бога у св. Иоанна Златоуста // Ortodoxia. Год 9. 1957. № 4.
  • Вокруг «Духовных бесед» св. Макария Египетского // MO[5]. Год. 10. 1958. № 1–2.
  • Иисус Христос как прототип Своей иконы // MMS[6]. Год. 34. 1958. № 3–4.
  • Общность через любовь // Ortodoxia. Год 15. 1963. № 1.
  • «Икономия» в Православной Церкви // Ortodoxia. Год 15. 1963. № 2.
  • Экуменическое движение и проблемы современного мира // GB[7]. Год 22. 1963. № 3–4.
  • Экуменическое движение и христианское единство на нынешнем уровне // Ortodoxia. Год 15. 1963. № 3–4.
  • Священная Традиция: Определение понятия и его расширения // Ortodoxia. Год 16. 1964. № 1.
  • Авторитет Церкви // ST. Год 16. 1964. № 3–4.
  • Понятие догмата // ST. Год 16. 1964. № 9–10.
  • Троические отношения в жизни Церкви // Ortodoxia. Год 16. 1964. № 4.
  • Связь между Евхаристией и христианской любовью // ST. Год 17. 1965. № 1–2.
  • Возможность догматического согласия между Православной Церковью и древними Восточными Церквами // Ortodoxia. Год 17. 1965. № 1.
  • Католическое учение о непогрешимости на I и II Ватиканских соборах // Ortodoxia. Год 17. 1965. № 4.
  • Церковь универсальная и Соборная // Ortodoxia. Год 18. 1966. № 2.
  • О сакраментальном аспекте Церкви // ST. Год 18. 1966. № 9–10.
  • Святой Дух и соборность Церкви // Ortodoxia. Год 19. 1967. № 1.
  • Критерии присутствия Святого Духа // ST. Год 19. 1967. № 3–4.
  • Координаты экуменизма с православной точки зрения // Ortodoxia. Год 19. 1967. № 4.
  • Откровение через действия, слова и образы // Ortodoxia. Год 20. 1968. № 3.
  • Евхаристическое богословие // Ortodoxia. Год 21. 1969. № 3.
  • Богословские основания иерархии и синодальности // ST. Год 22. 1970. № 3–4.
  • Святая Троица: структура высшей любви // ST. Год 22. 1970. № 5–6.
  • Единство и различия в православной традиции // Ortodoxia. Год 22. 1970. № 3.
  • Интеллигибельность Церкви в сакраментальой жизни // Ortodoxia. Год 22. 1970. № 4.
  • Бог есть любовь // Ortodoxia. Год 23. 1971. № 3.
  • В проблеме интеркоммуниона [совместного причащения с неправославными] // Ortodoxia. Год 23. 1971. № 4.
  • Православное учение о спасении и проистекающие из него выводы о христианском служении в мире // Ortodoxia. Год 24. 1972. № 2.
  • Образ Христа в западной Церкви: Иисус Христос, благодать и высшее слово Божие // Ortodoxia. Год 25. 1973. № 1.
  • Непреходящий и благородный характер традиции // ST. Год 25. 1973. № 3–4.
  • Образ Божий в мире // Ortodoxia. Год 25. 1973. № 3.
  • Бог есть свет // Ortodoxia. Год 26. 1974. № 1.
  • Святой Дух в Откровении и в Церкви // Ortodoxia. Год 26. 1974. № 2.
  • Природа и благодать в византийском богословии // Ortodoxia. Год 26. 1974. № 3.
  • Христология Соборов // Ortodoxia. Год 26. 1974. № 4.
  • Православная концепция традиции и развития учения // Ortodoxia. Год 27. 1975. № 1.
  • Творение как дар и Таинства Церкви // Ortodoxia. Год 28. 1976. № 1.
  • Значение Божественного света // Ortodoxia. Год 28. 1976. № 3–4.
  • Крест и христианское обновление в православном учении // MMS. Год 52. 1976. № 7–8.
  • Динамика творения в Церкви // Ortodoxia. Год 29. 1977. № 3–4.
  • Иконы в православном культе // Ortodoxia. Год 30. 1978. № 3.
  • Сущность и Ипостаси Святой Троицы по святому Василию Великому // Ortodoxia. Год 31. 1979. № 1.
  • Христология и иконология в споре VIII–IX вв. // ST. Год 31. 1979. № 1–4.
  • Иисус Христос — Архиерей вовек // Ortodoxia. Год 31. 1979. № 2.
  • Исхождение Святого Духа от Отца и Его отношение к Сыну как основание нашего обожения и всыновления // Ortodoxia. Год 31. 1979. № 3–4.
  • Святость в Православии // Ortodoxia. Год 32. 1980. № 1.
  • Священное Писание и апостольская традиция в исповедании Церкви // Ortodoxia. Год 32. 1980. № 2.
  • Наше совершенствование во Христе по учению Православной Церкви // МО. Год 32. 1980. № 1–2, 3–6; Год 33. 1981. № 1–3.
  • Сын Божий, Сын Человеческий // MMS. Год 56. 1980. № 9–12.
  • Литургия — восхождение к Богу и дверь небесная // MB[8]. Год 31. 1981. № 1–3.
  • Храм — небо на земле или литургический центр творения // МВ. Год 31. 1981. № 3.
  • Вселенский Собор и никео-цареградский Символ // Ortodoxia. Год 33. 1981. № 3.
  • Идол как образ обожествленной природы и икона как окно в Божественную трансцендентность // Ortodoxia. Год 34. 1982. № 1.
  • Исповедание правой веры через молитвы священника, сопровождаемые ответами верующих, как приготовление к совершению Евхаристической Жертвы и причащению ей // МВ. Год 31. 1982. № 1–3.
  • Церковь в значении храма и широкого единения во Христе // Ortodoxia. Год 34. 1982. № 3.
  • Виды присутствия Христа в богослужении Церкви // МВ. Год 32. 1982. № 7–9.
  • Жертва Христова и наше одухотворение через причащение ей на Святой Литургии // Ortodoxia. Год 35. 1983. № 1.
  • Лютеранское учение об оправдании и слове и несколько православных размышлений // Ortodoxia. Год 35. 1983. № 4.
  • Вклад «монахов-скитян» в уточнении христологии в начале VI в. // МО. Год 37. 1985. № 34.
  • Святая Троица созидающая, спасающая и вечная цель всех верующих // Ortodoxia. Год 38. 1986. № 2.
  • Святая Троица и творение мира из ничего во времени // МО. Год 38. 1987. № 2.
  • Сын Божий и Слово воплощенное и воскресшее как Человек, воссоединяющий в Себе творение навеки // МО. Год 39. 1987. № 4.
  • Слово Творческое и вечно спасающее /// МО. Год 43. 1991. № 1.
  • Иерархическое привлечение мира к Святой Троице через Слово Божие Вочеловечившееся // МО. Год 43. 1991. № 2.

Кроме перечисленных работ, отец Думитру Стэнилоае написал множество исторических и публицистических статей.

Подготовила Зинаида Пейкова

/По материалам «Словаря румынских богословов» и воспоминаниям дочери протоиерея Думитру Стэнилоае, г-жи Лидии Стэнилоае-Ионеску/