17 ноября 2018

Старческие беседы архимандрита Феофана

Беседа 1-я

Вам надобно радоваться и благодарить Бога, что привел вас в тихое пристанище - в дом Свой, нарочно для вас приготовленный, селение небесное, земное небо! Земные жители! подражайте же Ангелам небесным. 


Вы должны почитать, что вы не на земле, а в небесном селении. Там сколько обитает святых иных в девстве, иных в мученичестве просиявших! Какое множество преподобных! Где же они обитают? В дому Отца Моего обители многи суть (Ин. 14, 2). Какое пространство!

Блаженни, яже избрал и приял еси Господи. От скольких миллионов избраны вы! Вы часть Божия! Это преддверие царства небесного, это звание Божие. Надобно верить этому - что вы включены в книге животной: так старайтесь же, чтобы не изгладить из нее свое имя. Вы храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас (Кор. 3, 16), - в какой же чистоте надобно вам быть!

Вы отлучены в жребий святых: так нечего завидовать мирской жизни, от которой отлучились, а надобно благодарить Бога, что привел вас в тихое пристанище. Когда корабль бывает в море - волнуется, обуревается, а в пристанище - тишина, спокойствие. Никого в сердце свое не принимайте: ни родных, ни кого, кроме Бога. Когда придет желание видеть родных, приведите на память слова: отец мой и мати моя остависта мя, Господь же восприят мя (Пс. 26, 10). Ведь Он Отец наш: Отче наш, иже еси на небесех!
О родных своих молитеся, чтоб и к ним был милосерд Господь, а умом своим в домы к ним не учащайте; наши родственники - небесные силы, святители, мученики, преподобные, и вси святии; к ним надобно учащать умом своим.
Не скучайте своим жребием не думайте, что вы что-нибудь оставили, чего-нибудь лишились: взыскающии Господа не лишатся всякого блага.

Если бы мы помнили всегда, что живем в дому Божием, в тихом пристанище, и всегда имеем присутствующего с нами Самого Бога и Ангела хранителя: тогда бы и на земле-то ангельская жизнь была.

Если мы и в монастыре живем, да занимаемся ми-ром, и помним о том только, что там говорили и делали, то нам будет такая жизнь не на пользу.
Враг представляет, что здесь не так полезно, в другом месте лучше.
Сказать против этого: Господь Бог знает лучше нас, куда меня привел.
Не допускайте мысли, что вот здесь худо, в другом монастыре, может быть, лучше; это враг льстит. Враг пожалуй и в небе представит худое. С худыми мыслями везде худо, а с хорошими везде хорошо.

Беседа 2-я. Телом вышли из мира; надобно и духом выйти

Вышли из мира; смотрите же не озирайтесь: помните жену Лота. Что стало с ней, когда обратилась посмотреть на оставленный Содом?

Враг всячески старается, как-нибудь, привесть в развращение, как бы опять возвратить в мир, какую бы вложить мирскую мысль, и если кто, не рассудя, этой мысли последует, то поведет за ворота монастырские, исполнит слух дурными словами, ум помрачит.

Не отлучайся от мене, Создателю мой! Какая мысль придет, тотчас к Господу обратитесь; что обещано, то действительно будет; ежели победим какую мысль то вот уж мы и победители страстей. Если мысль придет не полезная, будет звать: туда поди, или то скажи, а мы ей воспротивимся и молитвою отразим ее, то вот и победителями стали!

Небесную мысль с нуждою приобрести можно: а дурная сама приходит, и отогнать ее можно только молитвою.

В огороде семена садят, а с ними вырастает и несаженная, бесплодная трава; мы желаем насадить в себе добрые мысли, а тут сами собою приходят противные Богу, неполезные нам.

Новоначальному в таком случае нужно молиться: Господи, отъими от мене весь помысл лукавый!

Другие, которые уже знают совершенно, как и откуда эти мысли приходят, - отвечали: я не изволяю. А совершенные уже со властью отгоняли их; отъиди от мене, лукавый! Если же кто принимает всякие мысли, занимается ими, не гонит их от себя, тот приходит в развращение и близок к погибели.
Когда враг сделает прилог, и мы немедленно обратимся к Богу, помолимся, тогда враг скоро оставит нас; а когда примем его совет, он сейчас покажет и что сказать, и как сделать, поможет и в дело произвесть совет его, совсем овладеет нами, сделает пленниками.

В миру-то мы навидались и наслышались всего - трудно это посеянное семя истребить; а тут еще враг свой совет предлагает уму: иным гнев против оскорбившего, иным какие-нибудь мирские выгоды и утехи представляет. Если слушать вражьего голоса, он поведет нас не ко спасению, а к погибели.

Как явилась мысль противная Богу, тотчас сказать: Господи, отъими от мене помысл лукавый.

Она как змей какой: ничем нельзя избавиться от нее, как только молитвою. Когда враг представляет нам что-нибудь, и мы не отразим его и обратим к нему мысль: после будем унывать, отчаиваться. Нужно перекреститься, молитвою отражать врага. За то мы не будем наказаны, что вражеские мысли приражаются; если отразим, то еще венцы получим; а если примем, то получим уже наказание, а не награду.

Если вы не приняли дурной мысли, отразили ее молитвою, вы уже победители страстей. А ежели непрестанна будете оставаться победителями, какая награда! Побеждающему дам сести со мною на престоле Моем, якоже и Аз победих, и седох со Отцем Моим (Апок. 3, 21).

Без искушений нельзя. Чадо, аще приступавши работати Господеви Богу, уготови душу твою во искушение (Сир. 2, 1). А какая награда, когда претерпим искушение! Вмале наказани бывше, великими благодтельствованы будут, яко Бог искуси их и обрете их достойны Себе. Яко злато в горниле искуси их, и яко всеплодие жертвенное прият я. И во время посещения их, воссияют: и яко искры по стеблию потекут. Судят языком, и обладают людьми (Прем. 3, 5, 8).

(Он прочитывал это всегда с особенным одушевлением)

Господи, мы поползновенны от юности: Ты освяти души наши, Ты освяти и наши мысли, слова наши, телеса наши! 

Беседа 3-я 

Мы живем не во времена гонений, но нельзя сказать, чтобы и ныне не было гонений: есть гонения от врага, - то одно представит, то другое, чтобы привести в уныние, в печаль, отчаяние, чтобы как-нибудь отторгнуть от Бога, - представляет чего совсем не было, увеличивает, из макового зерна делает гору.

Терпеть надобно, - Господь Бог не оставит. Скорбеть не надобно, печалиться не надобно, что вступили в эту жизнь. Бог поможет, - просите Его. Иногда случаются какие-нибудь немощи, болезни - надобно благодарить Господа. Ежели с благодарением будем терпеть, получим венец мученический.

Мы бегаем скорбей; а святые-то скорбели о том, что нет скорбей: можно ли, говорили, спастись без них? Надобно и скорби-то претерпевать с благодарением. Мы думаем, что скорби так, просто приходят. Нет! Господь Бог посылает, чтобы мы познали, что не достигли еще смирения, терпения.
Господь Бог знает, что вам надобно; взывайте к Нему: да будет воля Твоя! Он ко всем вопиет: призови Мя в день скорби твоея, и изму тя (Пс. 49, 15); призови не сомневаясь, а с верою. Не думайте, чтобы Господь Бог не призирал на ваши труды, на ваше терпение: Он на все доброе призирает, и если поживете так, не оставит вас.

Потрудитесь, и Господь Бог успокоит вас.

Беседа 4-я 

Не много в здешней жизни и потерпеть-то; а что есть лучшая и неимеющая конца будущая жизнь, в этом вы несомненно и твердо должны быть уверены. Не много пожить-то нам. Одна минута, меньше самой минуты вся жизнь в сравнении с вечностью. Если вечность-то получим не благоприятную, ведь ей конца не будет!

Будет такое время, что станем раскаиваться, зачем не так усердно служили Богу, не так любили, не так прославляли Его, как должно!

Когда Христос Сын Божий приидет судить - может быть, скоро! - тогда одних поставит одесную, а других ошуюю; одним скажет: идите, проклятии, в огнь вечный! - другим: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира.

Праведницы просветятся яко солнце в царствии Отца небесного: какое воздаяние за малое терпение!

Сокровища всего мира, ничто пред вечным предопределенным нам блаженством пред благами, ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша (Кор. 2, 9). И такого-то сокровища мы лишаем себя ради временного покоя.

Живем так, как бы и не умереть! Однако, смерть всегда пред глазами. Видим и слышим постоянно - тот умер, другой умер, - один хорошо, другой худо! Страшно и подумать, что будет бесконечная жизнь, и по достоинству, кто как поживет здесь, так и прославится.

Сколько же жить там? Семьдесят ли сто ли лет? миллион ли, сто ли миллионов? Нет! Во веки веков! И чем более будем там жить, тем более будем познавать величие Божие, и умножаться будет любовь наша.

Если бы от земли до неба гору песку насыпать и на каждый год по песчинке откладывать, все бы конец был; а там уже не будет конца.

Видим вещи деревянные, железные, медные, серебряные и золотые. Золото всех металлов крепче, но все-таки подвержено уничтожению! Душа же наша нетленна! Хорошо, если б мы ее очистили в здешней жизни, чтобы она сияла подобно злату в будущей жизни, или как серебро; только не была бы подобна дереву, не сделалась бы пищею огня; серебро огнем умаляется, золото же не умаляется, сколько не жги его: хорошо бы быть золотыми!
Жизнь наша, может быть, к последнему времени, к концу приближается. Обратися, душе моя, в покой твой, яко Господь благодействова тя, яко изъят душу мою от смерти, очи мои от слез (Пс. 114. 6, 7). Вот что хорошо иметь в мысли: я земля, мне надо только посмотреть на это премудрое здание, - посмотрю и опять обращусь в землю.

Беседа 5-я

Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии (Пс. 126, 1) надобно просить Господа, чтоб Он был камень краеуголен в душевном нашем строении. Разве бо того ни деяние, ни слово совершается.
Если Господь Бог на одну минуту оставит нас, куда мы годимся?
Вы говорите в молитве: Отче наш! Если Он Отец, то и печется о вас. Скорее, говорит, матерь забудет исчадие, Аз же не забуду тебя. Создатель мой! Младенец к матери как бежит! А мы все от Тебя удаляемся!

К Царю небесному доступ от нас зависит; во всяком смущении прибегать можно. Говорят: кто на море не бывал, тот усердно Богу не маливался; так и в волнениях житейских: чем больше волнения, чем больше смущения, тем нужнее прибегать к Богу.

Ежели бы благоволения Божия не было к вам, ежели бы Господь не призирал на святое свое место, ничего бы здесь и не было! Он призирает; только надобно расположить сердца свои, чтобы покорными быть, в волю Его предать себя, - и Он управит путь наш во благое. Кажется бы, нам о чем больше думать, как не о том, как бы приобрести Господа? Не заняты никакими делами, никакими попечениями. А если и бывает какая нужда, должно предаться в волю Божию. Он знает, что нам полезно.

Бог и все делает для твоей же пользы, а для Себя самого Он, вседовольный и всеблаженный, надобности в тебе не имеет. Разве Он не может сотворить миллиона миров, и разве нет у Него небесных сил: Архангелов, Серафимов и Херувимов!

Так не надобно иметь своей воли: нужно предаться в волю Божию. И в моей жизни все шло не по моему желанию.

Намерение было в Афонской горе жить, - нет, Бог не привел. Хотел пожить у о. Паисия, у такого великого старца, - нет, и этого не привелось. Страшно и помыслить идти против воли Божией.

Если придет какая мысль противная, надобно воображать, как там, на небесах, нет ни зависти, ни подозрения какого-нибудь, нет ни противоречия, ни противления, - все повинуются манию Создателя. И в здешней-то жизни мы должны подобиться небесной. 

Беседа 6-я

Христос Сын Божий послушлив был Отцу даже до смерти: вот какое послушание! А не то, что я уж довольно потерпел, - сил не достает больше: конечно, не достанет, ежели не будешь просить Бога.

Ежели волю-то свою исполнять, то придется не исполнить воли Божией. Воля-то наша разлучает нас от Бога, - как стена медная становится между Им и нами, говорит авва Дорофей. Ведь мы всегда желаем получить что-нибудь бездельное только бы по нашему, а чрез это теряем сокровище небесное! Куда же придем мы с своей-то волей? Не придем в царство небесное!

Где нет послушания, - Бога нет, и Ангела хранителя нет; а где послушание, - тут Бог, тут Ангел.

Мы просим Господа: не лиши мене небесных Твоих благ; Он говорит: готов - научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, - будьте терпеливы, будьте послушны, и получите царствие небесное.

Беседа 7-я

Вот мой совет; начальник что скажет, тотчас повиноваться, как Божию велению. Какое бы послушание не было, все Господу Богу. 
Не с досадою, с не насупленным лицом надобно принимать послушание, а с любовью, как от самого Бога, с радостью, в молчании.

В здешней-то жизни и потерпеть и потрудиться; какое бы послушание не было, да если с памятью Божией, - благоприятная жертва Господу Богу: если ничего незначущее, самое маленькое послушание, да с усердием с хорошими мыслями, то великая и приятная жертва Господу Богу.

Самые низкие послушания, да с памятью Божиею, выше высоких, совершаемых с рассеянными мыслями. А ежели предадите себя лености, прекословию, будете указывать на других, зачем те не делают, будете роптать, спорить, празднословить, - все труды свои погубите.

Если послушание с огорчением, не с любовью, никакой пользы нет от него, только вред. Скажут: вот этого не делай, - "согрешил, простите". Скажут: вот тебе послушание - "благословите" и исполняй как бы от самого Бога услышал это слово, - не думай, что послушание человеку исполняешь: тогда будешь чадом Божиим.

Что враг предлагает, слушаемся; что Бог говорит, отвергаем. Ежели я не послушаю настоятеля, не послушаю Христа Сына Божия; когда не послушаю Сына, не послушаю и Отца, Время придет, - чтоб не услышать: что вы мне говорите: Господи, Господи, а не творите, яже глаголю Который не имеет послушания, зиждет храмину на песке.

Когда вам скажут: подите туда, а вы всегда отвечали бы только: благословите, - тогда у вас было бы много спасающихся. А вместо того мысль противная: будто я один, будто нет других, я болен, другие ничего не делают, все один я, - это не свойство спасающихся. Одного позвали на послушание, когда он писал; нужно было провести одну черточку, чтобы дописать слово, - он и это оставил.

Всем надобно трудиться; без этого нельзя: в поте лица твоего снеси хлеб твой (Быт. 3, 19). Когда дадут какое послушание, призывайте Бога в помощь, говоря: Господи, помози мне святое послушание исполнить; я раб греха, должен свободиться от рабства греховного святым послушанием. Если придет мысль, что послушание не пользует, отвергните ее, и говорите: нет! святое послушание паче поста и молитвы; исполняя послушание, приносим жертву Богу.

А кто от послушания спадет, то есть преслушает, тот спал как с небес; в послушании, с неразвращенными хорошими мыслями имеем в себе Бога - Дух Святый осеняет нашу душу; а кто в преслушании, тот уже подручен врагу, враг уже тут свою волю и творит.

Когда будет недостаток, в пище ли, в одежде ли, или в чем другом, или послушание не нравится, - надобно стерпеть.

Хоть и побранят: Господь Бог велел терпеть. Самого Христа Сына Божия били, плевали на Него, а Он не отвратил лица своего от заплевания.
Кто смирен, кто терпелив, кто послушен, тем надобно последовать. Не надобно говорить: зачем меня посылают: а не другого! Надобно слушаться. Не послушаетесь - вот утеряете сокровище свое душевное, теряете Бога, теряете царствие небесное!

Уж нет этого хуже в обителях, как раздор, противоречие, презрение других.
Делайте дела Божии, пока день есть, пока можете трудиться в послушании. Послушание паче поста и молитвы.

Беседа 8-я

Ваша жизнь называется ангельскою: так надобно, чтобы она соответствовала этому имени, чтобы любовь к Господу была в вас и любовь между собою, чтобы раздоров не было, противоречия, зависти, празднословия, а было бы послушание и смирение.

А когда мы в непокорении, в непослушании, в раздоре между собою, Господь Бог не может быть с нами.

А где в обители провождают мирную жизнь, угодную Господу, там присутствуют ангелы.

Мой долг сказать вам, чтобы в обители соблюдалось спокойствие мир, любовь между собою. Всякое начальство от Бога. Повинуйтеся же со смирением, с усердием с любовью: это дело Божие. В смирении вашем помяну вы Господь; а мы смиряться не хотим!

В обители - то как бы одному человеку должно быть, - в такой тишине.

Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы Отца и Сына и Святого Духа! Ежели бы Бог удостоил в кротости, в терпении, в любви жить, и здесь было бы царствие небесное, спокойствие небесное.

Почитайте начальника своего не наружным видом, не поклонами, а сердечным почитанием: вот что повелел Бог. Может быть, кто вообразит, что он неучен: Христос Сын Божий выбрал в Апостолы рыбаков, которые и грамоте не учились!

Ежели какая нужда, придите к Отцу настоятелю, помолившись, чтобы Господь вразумил Его: тогда и младенец скажет на пользу. Молитесь об Нем, чтобы Господь укрепил силы Его.

Бога ради, живите между собою в согласии, в союзе, в любви. Погибнуть недолго; спастись-то трудно. В обители надобно почитать всех за святых, а только себя грешным, - всех почитать за Ангелов Божиих, почитать что это земное небо!

Всегда в кротости, с тихостью надобно говорить между собою, с любовью, чтобы и взоры-то были благоприятные. Аще око твое темно, и все тело твое темно будет; аще око свое просто, о все тело твое светло будет. Ежели с худым намерением, темны наши мысли, темны и дела.

Один человек много может сделать добра, и один человек может много сделать худого.

Один человек может произвести раздор, расхитить все стадо Христово; а один добродетельно живущий может привести все в мирность.

Беседа 9-я 

Не надобно укорять друг друга. Ежели есть немощные, пусть те, что посильнее, немощи немощных носят. Ведь не за тем пришли, чтобы указывать друг на друга - кто больше трудится, кто меньше. Сколько потрудимся, столько получим и награды от Бога.

Зачем думать, что в обители мало спасающихся? Надобно думать, что все спасаются, только ты один не спасаешься, живешь худо.

Кто и хорошо живет, да думает о себе, что он лучше других - питает в себе вредные мысли. Лучше говорить: Господи! видишь, как я согрешил, осуждаю других, вижу более чужие недостатки, нежели свои. Святые говорят: если мысль внушает тебе - вот те худы, скажи: я, может быть, хуже их, а осуждением лишусь и того, что имею хорошего.

Ежели мысль придет осуждать брата, тотчас скажи: спаси, Господи, и помилуй брата моего, и его святыми молитвами дай мне смирение.

Иногда мы и не думаем о том, кого пренебрегаем: а тот может быть угодил Господу больше всех. Кто может знать сердце человеческое, кроме Бога? Мы смотрим на наружность, а Бог зрит на сердце.

Впрочем, остеречь согрешающего, ради общей пользы, можно; примет ли он предостережение, или не примет, только бы сказать не от злобы, со смирением, для спасения души ближнего.

Если не приняли, поклониться и сказать. Я истинно от чистого сердца хотел пользы души твоей, да и прочие соблазняются; но прости меня: я согрешил.

Беседа 10-я

Семьдесят крат седмерицею велит Господь отпущать нам грехи. До седмижды отпущу ли? Нет, говорит, до седмидесяти крат седмерицею, т.е. 490 раз.

Не надобно спорить, не надобно защищаться, что не виноват; в мирской жизни - там оправдываются, там гордятся; а здесь смиряются; эта жизнь духовная, во всем противная мирской жизни.

Господи! даждь зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего.
Оправдываться не надобно: тут много будет слов; а коротко сказать: простите, согрешил! Вот этим и кончить все.

Ежели тебе думается, что кто-нибудь тебя не любит, скажи себе: да я и не стою любви, - то ли дело делаю, что велит Господь? за что же любить меня!
Ежели кто скорбит, надобно подумать, что это Господь хочет привести меня в чувство, напомнить, что я худой.

Авва Дорофей, когда видел одного брата, терпеливо сносившего оскорбления, хотел узнать, с каким разумом переносит их: тебя оскорбляют, как ты это сносишь? - Я почитаю это все равно, как собака лает. Так старец перекрестился и сказал: избави Боже такого наружного терпения! Ежели внутри есть какое неудовольствие против брата: внутренно помолиться за него, а словом испросить прощения.

А если будем молчать, да злобствовать и выдумывать, чтобы какое-нибудь оскорбительное слово сказать, значит приняли врага, с ним согласились.

Малый пожар легче потушить, нежели как дать ему время усилиться: так-то и враждебные мысли сначала удобнее удержать. Одному монаху показалось, что в монастыре его не любит один брат: он пошел в другой монастырь. Там не полюбили трое: он и оттуда ушел. А в третьем и еще больше. Тогда он возвратился в первый монастырь и написал записочку: "терплю Бога ради"! Как его оскорбят в чем, он вынет записочку и прочитает: терплю Бога ради!

Ежели кто сердится, враждует на брата, тот недостоин и в церковь ходить и молитву приносить Господу: как я буду приносить ему молитву, когда не слушаюсь Его? Ведь Он велел любить даже врагов и ненавидящих: любите враги ваша, благословите кленущия вы, добро творите ненавидящим вас, и молитеся за творящих вам напасть (Матф. 5, 44). Он дал нам образ прощать врагам: за распинателей молился.

Беседа 11-я

Бог от нас требует немного: любви да смирения. Ежели любви не будет, и спасения не будет; ежели терпения не будет, и спасения не будет.
Спасение, как с одной стороны трудно, неприступно, тяжело, так с другой очень просто и легко. Господь Бог наставит! Научитеся от Мене, говорит Он, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим (Матф. 11, 29). Нет ближайшего и надежнейшего пути ко спасению, как путь смирения.

Немного надобно: Господи, даждь ми смирение. Простенько, - витиеватых речей не надобно употреблять. Одно смирение восполнит все добродетели.

Блажени нищии духом, яко тех есть царствие небесное (Матф. 5, 3). Нищий тот, кто имеет недостаток в житейских потребностях; а мы должны быть нищи духом, признавать, что ничего не имеем - никакого духовного богатства, видеть только свои недостатки.

Ни о чем больше не надобно заботиться и просить Бога, как о смирении: все сети вражии проходит смирение, он даже не касаются его. Это первая добродетель. Гордостью одной можно погибнуть, а смирением одним спастись.

Кто на земле лежит, тому нет опасности, что упадет и разобьется; а вот кто по верхам-то лазит, тому угрожает такая опасность.

Сердце мое страхом Твоим да покрыется, смиренно-мудрствующее, да не вознесшеся отпадет от Тебе, Всещедрый! Смиренномудрие-то себе внимать: что я нерадив, что я ленив, что я против мыслей своих не вооружаюсь, не побеждаю их, да никого не осуждать. А ежели мы будем оправдывать себя, чтобы не сказано было: "Аз прииму время, правоты Твоя разсужду".
Вот, когда грамоте учатся, сначала кажется весьма трудно и непонятно читать склады: так-то и монастырской жизни учиться. Наша азбука: согрешил, простите.

Надобно думать о себе: я хуже всех, я всех грешнее. Христос Сын Божий говорит: аще и вся повеленная вам сотворите, глаголите, яко раби неключими, не поребны есмы (Лук. 17, 10). А уж кольми паче, когда добрых-то дел и нет. Как же думать о себе, что мы лучше других! От смирения и покорность, и послушание, и любовь; от гордости непослушание, осуждение, вражда, злоба: то корни, а это произрастения.

Ежели по внешности смиренны, тихи, терпеливы, этого недостаточно; надобно внутреннее, духовное самоуничижение, - чтобы искренно признавать себя хуже всех.

Все силы в смирении. Сколько поклонов ни клади, а будешь мечтать о себе, что я жестокую жизнь веду, так в этих трудах никакой пользы нет.
Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем (Матф. 11, 29). Нестяжание, раздаяние милостыни, пост и молитва - без смирения ничто! Без смирения хотя бы власяницу носили, хоть вериги, хотя бы чрезмерный пост имели, все не принесет никакой пользы: научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем. А кто учитель-то?

Ежели ты по внешности, смирен, тих, терпелив, это все аще недостаточно: это телесное, а надобно душевное, совершенное. Надобно думать: я хуже всех, я сам во всем виноват; а не так чтобы других винить, что тебя оклеветали; оправдания никакого иметь не должно.

Поклоны смиренные - они ничего не составляют: нужно чтобы внутреннее-то смирение было, со смиренным поклоном мысли-то бы смиренные были.

Когда вам скажут: это дурно, нехорошо, надобно верить, а не на своем мнении утверждаться. Помните слова аввы Дорофея, который никогда на свое мнение не полагался и говорил мнению, от врага наносимому; анафема тебе и разуму твоему, и рассуждению твоему, и ведению твоему и мудрованию твоему: что знаешь, от бесов знаешь; когда же что старец скажет, - вот от Бога, теперь, свято.

Не смиряющийся, непокоряющийся, непослушающий - только на вред души своей живет в монастыре.

Беседа 12

Бремя грехов и так велико; а мы прибавляем еще! ведь оно с собою во ад увлечет нас! 
Телесные болезни, и те беспокоят! а болезни-то душевные как должны быть тяжки! Объяша мя болезни смертныя, потоцы беззакония обыдоша мя!

Теперь нам дано время на исправление, чтобы Господу Богу принесть покаяние. Все способы милосердия открыты; которые ожесточаются, сами виноваты! Видите, как грешница-то припала с любовью к стопам Сына Божия и как Он, милостиво и удобно простил! Вот и вы также припадайте к Нему в покаянии.

На что отлагать покаяние, говорить: покаюсь еще? Вместо этого, сказать тогда же, как согрешил: Господи, помилуй мя падшего.

Одни грехи повседневные, другие смертные. За смертный грех требуется большее покаяние. А рассмеяться случится, тотчас скажи: согрешил Господи - прости; мысль дурная пришла: Господи, отъими от мене весь помысл лукавый видимого сего жития; случится солгать: Господи прости мое согрешение. Святые дщицы такие имели, записывали грехи и после читали.

Когда исповедаетесь и священник скажет - прощаю и разрешаю соделанное в ведении и неведении, - вот вы уже и прощены. Есть такие, что пренебрегают этим: какого же дара великого они лишаются! Скажете: дел немного, - что же исповедоваться только словами? И это немало, лишь бы с сокрушением и верою. "Аще от дел спасеши мя, несть се благодать и дар, но долг паче. Ей, многий в щедротах и неизреченный в милости! Веруяй бо в мя, рекл еси, о Христе мой, жив будет и не узрит смерти во веки. Аще бо вера, яже в Тя, спасает отчаянныя, се верую, спаси мя, яко Бог мой еси Ты и Создатель; вера же вместо дел да вменится мне, Боже мой; не взыщеши дел отнюдь оправдающих мя, но та вера моя да довлеет вместо всех, та да отвещает, та да оправдит мя, та да покажет мя причастника славы Твоея вечныя!"

Но покаяться, с намерением опять приняться за грехи - это смертный грех. Излишнее упование на Бога без добрых дел - смертный грех. Надобно просить: не вниди в суд с рабом Твоим, а не думать - меня Господь помилует.

Также и поплакать о грехах надобно. Одни слезы от огорчения, - эти не полезны, эти вредны; а такие - что я неисправную жизнь провожу, ленюсь, оскорбляюсь, не могу угодить братьям своим; не имею столько любви к Богу, чтобы возлюбить Его всею душою, всем сердцем; всею мыслью, - эти слезы полезны и об них надобно молиться. Господи, даждь ми слезы и память смертную!

На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона (Пс. 136, 1). Плакали, что лишились Сиона, лишились здешнего Иерусалима. А нам-то как горько надобно плакать, что лишаем себя горнего Иерусалима, царства небесного, лицезрения Божия!


Беседа 13-я


Это счастье нашей жизни, когда мы причащаемся тела и крови Христовой; ядый Мою плоть, и пияй Мою кровь, во мне пребывает, и Аз в нем. Иже не снесть плоти Сына человеческого, ни пиет крове Его, живота не имать в себе (Иоан. 6: 56, 53), - мертвый человек!

Это великое благодеяние Божие: чрез приобщение св. таин освящается душа и тело, чрез него Бог в нас присутствует.

С каким благоговением должны мы приступать к телу и крови Христа Сына Божия! К какому таинству приступаем! Огнь божественный достойных освящает, недостойных попаляет. А недостоин тот, кто приступает без примирения.

Не думайте, что, попостивишсь неделю, вы уже достойны причащения. Нет, сколько бы ни постились, один пост не делает достойными принятия страшных и пречистых таин.

Не в том состоит приготовление, чтобы не опускать ни одной службы, да чтобы масло не попало на ложку, чтобы от пищи воздержаться: надобно внутреннее очищение, - чтобы тщеславия не было, гордости, непокорности, чтобы худой мысли не удерживать в душе ни на минуту.

Кто остается в ожесточении, не хочет испросить прощения у других в тайных и явных оскорблениях, или прощает не от сердца, - на таковых Господь гневается, и приобщение таковых бывает в осуждение. 

Приобщаться же без злобы, исповедавшись от чистого сердца, чем чаще, тем лучше.

Беседа 14-я

Вместо Бога, мы обращаемся любовью ко временным вещам; оставляем Бога, а прилепляемся к твари, - занимаем мысли суетным. Если возымем пристрастие к пище, к одежде, это будет идолопоклонство. А ничего не надобно любить паче Бога. Старайтесь только Бога возлюбить и к Нему Единому прилепиться. Помните, что в молитве на шестом часе читаете: не уклони сердца моего в словеса или помышления лукавствия, но любовию твоею уязви души наши!

Увидите в трапезе какой- либо недостаток, встретите в другом чем нужду, будьте терпеливы. Мы недостойны и того, чем здесь пользуемся: надобно и за это благодарить Господа. За все благодарить.

Что Господь благословит, то и кушайте; можете кушать, кушайте, а нет, - и голодом сидите. Подкрепляйте-ка себя одним хлебом, да и то таким, который был бы вам не совсем по вкусу. Что ни дадут, все принимайте с благодарением; представляйте, что и сего недостойны за грехи ваши тайные, коих никто не знает. Где же иначе, будет терпение, для которого вы пришли сюда!

Когда чувствуешь голод, худую и суровую пищу будешь есть без всякого рассуждения. Если же пища вам не покажется, осените себя знамением животворящего креста Господня и скажите в себе: что ты, враг, меня смущаешь? У других и такой пищи нет! Сам Царь небесный благословил меня вкушать ее; кто живет ради Бога, кто пришел для Христа Иисуса, тому вкусной пищи не надобно.

Иоанн игумен говорил Симеону: "почто так много постишься, чадо? брашно не осквернит человека". Он отвечал: "правда, пища человека не оскверняет, но скверные помыслы рождает и пригвождает ум к земным вожделениям, утолстевает плоть и претворяет духовного человека в плотяного". Так вот видите: он был избран и освящен от утробы матерней, но и он требовал поста. 

Впрочем, если и сухое буду есть, да буду роптать, буду осуждать, - сухоядение не на пользу мне. "Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем" (Матф. 11, 29), вот в чем спасение.

Иоанн Милостивый укорял себя; ты избранныя рыбы ешь, вино пьешь. Нельзя сказать, что бы он употреблял суровую пищу; он был патриарх; но пища не повредила ему, когда он смирял себя.

Плоть наша тлению подвержена, - прах, пища червям. Зачем же ее упитывать и гордиться ею? Чем гордиться? разве червями-то?

В мирской жизни, там украшаются каменьями, жемчугом; а Бог этого не требует, требует, чтобы украшали душу смирением, терпением, послушанием: это лучше всех украшений.

Господь Бог отнял у нас эту внешнюю красоту красивую одежду: она не пользует: только питает тщеславие. Он дает нам внутреннюю красоту, ибо смотрит на сердца.

Хотя бы кто приобрел все сокровища мира, будет нищ, если душевного сокровища не будет иметь. 

Беседа 15-я

О молитве просите Господа Бога, так как и святые Апостолы просили: "Господи, научи ны молитися" (Лук. 11, 2), Мы и сами не знаем, о чем молиться-то; Духом Твоим Святым наставь нас!

Телесные очи даны нам, чтобы созерцать великолепие мира, созданного Богом, а очи душевные чтобы устремлять к Самому Тому: "к Тебе воздвигох очи мои, живущему на небесех" (Пс. 24, 1).

От нас большой премудрости Бог не требует: сколь бы умны не были, постигнуть Господа Бога никак не можем.

Вот мы на солнце не можем взглянуть; как же Бога-то можем видеть, как Его можем постигнуть? Ни Ангелы, ни Архангелы, все небесные силы не могут вполне постигнуть существа Божия; они только более и более успевают в познании Божества.

Как самая малая мошка, которая чуть движется, столько-то и мы понимаем о Божестве. Ниже ангелы Божии могут постигнуть, что такое Бог.

Пред Богом надобно стоять со страхом и трепетом, чтобы как глава, так и мысль были преклонены. С великим благоговением надобно произносить имя Божие: что мы? - червь и прах! Иисусова молитва, после Господней молитвы, кажется всех молитв выше; ею прямо и просто говорить ко Господу.

Немногого Бог требует; вот краткая молитва, - выучите ее: "Владыко, Боже Отче Вседержителю, Господи Сыне Единородный, Иисусе, Христе, и Святый Душе, едино Божество, едина сила, помилуй мя грешного и ими же веси судьбами, спаси мя недостойного раба Твоего. Владычице моя Пресвятая Богородице, спаси мя грешного!"

Пресвятую Богородицу с каждым своим дыханием призывайте; на каждый свой вздох, что вздохнули, то в уме и вообразите молитву к Ней.

Повторяйте молитву: "Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим". Выше всех Ангелов, и Архангелов! И Она-то ходатаица о нас к Сыну Своему! Ее милосердием, чудес и от икон Ее святых какая благодать дана!

Твердо веруйте, что когда читаете архангельское приветствие, Она невидимо присутствует и соплетает вам венец. Иисус Христос предъизбрал Ее в Матерь Себе, чтобы Она о грешных ходатайствовала. Кто о пресвятой Богородице беседует токмо, и за то великое воздаяние будет. Она все слышит и о всех ходатайствуете Пресвятым Ее молитвам все возможно!
Каждый из вас имеет при себе Ангела хранителя: потому и читается всякий день канон ему. Опасайтесь, чтобы не отогнать его худыми делами. Святии архистратизи Божии Михаиле и Гаврииле и прочия небесныя силы, молите Бога о мне! Святии вси, молите Бога о мне! Вот эту молитву можно говорить и сидя и лежа, и ходя на послушании.

Как нет никаких помыслов, то есть, когда не допускаешь их, то умилительные молитвы приходят в память сами собою.

Начатие молитвы состоит в том, чтобы приходящие к нам посторонние мысли, при первой их встрече, отражать умом; средина когда мысль наша в том единственно погружена, что мы читаем; совершенство ее в восхищении всей души нашей к Богу.

Не надобно дозволять, чтобы мысль наша скиталась всюду. В расслабление не надобно вдаваться стоя на молитве; надобно, чтобы и члены в ней участвовали, и плечи чувствовали, - так и мысли-то будут покрепче к Богу, и понятие будет получше к тому что читают. Ведь это то и есть наука душевная.

Когда устами читаем молитву, а ум наш бродит далеко, то, очевидно, не предстоим пред Богом. Ум или дух в нас так скоро перелетает, что в одно мгновение может представить, что мы видели или слыхали; но зачем же нам заниматься пустым?

Но с умной молитвой надобно соединять и устную. Враг и самих слов молитвы боится. Один говорил: я не понимаю умом, что читаю. Ты не понимаешь, отвечал старец, да враг-то понимает. Ведь дух наш облечен плотию. Нужно, чтобы тело свое служение приносило Богу, а душа свое! И умом и словом служите Богу.

Христос Сын Божий говорит: непрестанно молитеся (1 Сл. 5, 17). Это не значит, чтобы всегда стоять да класть поклоны, - а про себя, или умом, или устами, произносить: Господи помилуй; Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго.

А ежели и стоять, да в рассеянии мыслей, что нибудь земное созерцая умом - труд без пользы, как дерево без плода.

Восстав поутру, не принимайте никаких помыслов, а первое сотворите молитву. Без молитвы никуда из келлии вашей не выходите, хотя бы в коридор за водой.

Каждый раз, как ударяют часы, надобно делать крестное знамение: Господи, помоги мне исправиться; Господи, подаждь ми помощь к исправлению жизни моей.

Занимаетесь ли рукоделием, или ходите, имейте на устах молитву Иисусову: Господи Иисусе Христе, помилуй мя грешнаго. Молитвой все освящается.
Дело в руках - молитва на устах.

Во время скорби, вместо ропота и дерзкого обвинения других, молитесь и сознавайтесь, что за грехи ваши достойно страждете.

Не говорите и не думайте, что в смущении не можете молиться, лучше скажите сами себе: мне велено молиться, хотя и не хочется.

Ложась в постель, мы читаем: Владыко Человеколюбче! Ужели мне одр сей гроб будет? Как во гроб ложимся. Когда уснем, это преддверие смерти.

Тогда припомните наставление псалмопевца: на ложах ваших умилитеся (Пс. 4, 5), на ложах то поплачьте о грехах! Слезами моими постелю мою омочу (Пс. 6, 7): вот св. Давид и Царь был, однако плакал, - кольми паче мы грешные!

Беседа 16-я 

Едино просих от Господа то взыщу, еже жити ми в дому Господни вся дни живота моего, зрети ми красоту Господню, и посещати храм святый Его (Пс. 29, 4). Вот наше сокровище, наша радость!

Здесь, слава Богу, живущие всегда в храме Божием, - иной хоть и с леностью, а иной притекает со всем желанием ко Господу.

В церкви со страхом и трепетом должно предстоять: сам Бог присутствует в нем. В храме стояще славы Твоея, на небеси стояти мним. Не надобно переходить с места на место, оглядываться, тем паче смеяться: все это грех.

Надобно слушать и умом следовать за тем, что читают и поют в церкви.
Если кому, ради послушания, и придется не быть в церкви, Господь не взыщет. Изо ста человек - кто на послушании, кто на молитве. Если пяток, десяток соблюдают себя в чистых мыслях, они восполняют недостаток других. Кто обленился, тот исправится, кто бодрствовал, может впасть в леность: общий-то недостаток и восполняется за общей молитвой.
Надобно думать, что я на земном небе, на руках Божией Матери. "Десною Твоею рукою приими Ты Слове, сохрани мя, соблюди, да не огнь мене опалит греховный!" - Видите ли: грехи-то огнь!

Молитва должна быть непринужденная: невольник не богомольник. Кто слова Божия не слушает, может ли послушать человека?

Выше сил Господь не требует от нас подвигов. И на молитве для чего не отдохнуть? Иногда воздремлете, а иногда пободрствуете.

Преподобный Пимен был очень снисходителен к немощным. Брат спрашивает его о другом брате, воздремавшем стоя на молитве: отче, толкну ли его, чтобы он проснулся? "А я бы еще руку подложил: пусть бы отдохнул немного". Вот у них те же немощи были. Которые благодать получили, те, конечно, уже бодрствовали.

По немощи не должно выходить вон из церкви, - лучше посидеть: в этом греха нет.

Нужно, чтобы люди пользовались, видя ваше благоговение: чрез это Господь Бог и вам подаст милость.

Беседа 17-я

Особенно вам, которые на клиросе, надобно соблюдать благоговение. Вы приносите архангельскую, серафимскую службу; подобно Ангелам, вы славословите Господа. Будьте примером для других.

Надобно со страхом и трепетом стоять пред лицом Божиим; надобно вам больше всех беречь себя от пренебрежения, нерадения; разговоров и смеха. На вас все смотрят: соблазнить одного и тут грех; а ежели десять, двадцать? - Какую тяготу греховную надобно взять на себя! С вами маленькие есть: станете смеяться, спорить и их научите; а это какой грех! 

Хоть бы и ошибиться кому случилось в чтении или пении, не останавливаться тогда, не делать заметного смущения: такого правила держался и преосвященный Гавриил (Митрополит С.-Петербургский).

Ежели не то читают или не столько стихов в каноне, пожалуй, надобно легонько напомнить тому, кто читает, а ему тотчас исполнить; только бы не смеяться да не оборачиваться. Смотрите, чтобы и Господь не отвратил от нас лица Своего.

Ежели привычку сделаем смеяться, смешное само находить станет, и конца ему не будет, все будете в этом упражняться. Иногда и нечаянно вещь такая случится, что к смеху приведет человека: об этом тотчас надобно раскаяться. Блаженни плачущии, яко тии утешатся (Матф. 5, 4): вот этому надобно учиться.

Надобно, чтобы пение было благоговейно, чтобы не слишком было сильно и напряжено: ежели пение бывает слишком громко, оно не приятно; и слишком тихо - также не хорошо.

Нужно в пении соблюдать умеренность и благоговение.

Бога ради, будьте внимательны. Пение у вас хорошее: нужно с пением согласовать и ум. Пойте разумно (Пс. 48, 8.)! Воспойте Господеви песнь нову (32, 3)! Когда поете, нужно, чтобы и мысль соединялась с словами и возносилась к Господу. Чрез это и слушающие скорее обращаются сердцем к Богу. Не надобно тщеславиться, думать: я хорошо пою, у меня голос лучше: ведь это не наше это дарование Божие.

Вот я передаю вам то, что сам слышал, как сам научился: слышанное от старцев простых и неученых, и говорит вам неученый.

Я, признаюсь, прежде ничего не мог говорить, - никому ничего! А когда пришла нужда - явилось и слово...

Конец.



/Опубликовано в журнале «Русский инок» 

№№ 39-46, 1911 г. Джорданвилль, США/