Архимандрит Рафаил (Карелин)
Слово "исихия" означает тишину и безмолвие. Исихазм это особый образ уединенной жизни, это подвиг сосредоточенной молитвы, сведения всех душевных сил в сердце, это трезвение чувств, чистота ума от помыслов, мертвенность для мира, и дерзновенная попытка пережить, хотя бы в малой степени, состояние будущего века.
В настоящее время появились десятки книг, посвященных вопросу исихии, и, вместе с тем, смысл этого слово становится для наших современников все менее и менее понятным, как будто оно скрывается в густом тумане.
Когда я читаю современные исследования о исихии, то мне представляется, что я нахожусь в музее, куда свезены, как экспонаты, священные предметы, взятые из разрушенного храма. Они пронумерованы, под каждым дана пояснительная справка, похожая на аннотацию книги, но они перестали вызывать чувство благоговения: это святыни, превращенные в произведения искусства или памятники истории. Можно говорить об их художественной ценности, можно оценивать филигранную работу древних мастеров, но в музее исчезает самое главное - храм, в котором находились эти священные предметы и изображения; здесь исчезает присутствие Бога, и современный человек видит в них только внешнее – то, что подсказано ему искусствоведами.
Исихия вынесена из пустынь и монастырских келий в мир, от которого она так тщательно скрывалась, подобно серне, прячущейся в горах. Она стала предметом научных теорий и скрупулезного анализа, словно дискурсивное мышление может проникнуть в тайну Духа Святого, которая как награда открывается за подвиг жизни, подобный бескровному мученичеству. Это тайна сообщается человеческому сердцу только через благодать; исихия недоступна для рассудочного анализа, она открывается как общение с Богом и состояние глубоко покоя. Только немногие мистики решались интерпретировать через слово то, что находится выше слова.
Чтобы понять святого Григория Паламу надо приблизиться к нему через личную аскезу. Чтобы увидеть сокровенный смысл и понять язык преподобного Григория Синаита и его учеников надо заниматься Иисусовой молитвой в уединении. Чтобы говорить о исихии, надо вначале научиться молчать.
Слово "исихия" означает тишину. Но само понятие тишины стало для современного человека чем-то чуждым, оно выпало из внутреннего опыта. Для него тишина это негативное понятие, это отсутствие жизни или внутренний вакуум; о исихии он может мыслить только абстрактно.
Человек испорчен грехом. В нем беспрерывная борьба помыслов и страстей. Его сознание подобно поверхности моря, которое никогда не бывает спокойным. В его душе - разрыв и противостояние между разумом, волей и чувством; редко, когда они действуют синхронно, и то, их эфемерное единство тотчас рассыпается как башня из песка. Человек своими силами не может преодолеть разрыв и распад душевных способностей и свойств после грехопадения. Он не может победить трех исполинов: гордость души, похоть плоти и невежество своего ума.
В вопросе о бесстрастии и покое религиозные представления народов в перспективе их истории стали похожи на развилку путей. Буддизм решил, что само бытие является злом и, поэтому, надо совершить духовное самоубийство - уничтожить все содержание души и духа, и в этой бездонном и безкачественном вакууме найти свободу и покой – покой мертвеца. Буддист должен с твердостью самурая вонзить нож в грудь и убить все чувства, не исключая любви. Это - исихия смерти.
Другой путь – считать мир иллюзией, в том числе, и самого человека, и находить покой в бесстрастном и равнодушном наблюдении над проходящими событиями, как смотрят на игру теней или на плывущие по небу облака. Это - исихия метафизической пустоты.
Христианская исихия противоположна этим двум путям, этим двум учениям, похожих на реквием над миром. Исихия не смерть, а жизнь, это опытное познание вечной жизни, которая начинается как царство Божие внутри человека. Царство Божие – это благодать. Но возникает вопрос: ведь все святые спасаются через стяжание благодати, в том числе люди, лишенные возможности для уединения, которые даже занимали ответственные посты в государстве; как они могут стяжать благодать и достичь святости? Надо помнить, что исихия это не общий, а особый путь; это наиболее целесообразная форма жизни - как внешнее уединение и внутреннее безмолвие для стяжания и опытного переживания благодатных состояний. Здесь постоянное, волевое ограничение впечатлений, входящих в душу через пять чувств, уничтожение помыслов в самом их зачатии, и контроль над каждым словом. Исихия это пребывание в благодати и созерцание в себе ее действий, как преображения, богоуподобления, радости и внутреннего света. Еще скажем, что исихия это жестокая борьба с демоном, постоянно пытающемся разрушить безмолвие, как бы вырвать знамя в бою у противника.
У Екклесиаста написано: "Кто передвигает ограду – того ужалит змей". В последнее время стали десакрализировать святыню, как бы разрушать священные стены, ограждающий двор храма. Например, в интернете открыты сайты под названием Исихия, на которых, кто попало говорят и спорят о том, чего никогда не испытывали и возможно, никогда не испытают. Святые Отцы предупреждали: "Не открывай неподготовленным высокого учения – это может погубить их; а если увидишь новоначального, который самовольно лезет на небо, то удержи его за ногу, и спусти на землю, иначе он может разбиться насмерть".
Человек, загруженный информацией, не овладевший Иисусовой молитвой, не прошедший послушания у старца, и покусившийся со своими страстями и гордыней войти в мир безмолвия, может надорвать свои силы и повредиться умом. Отцы говорили, что новоначальных по жизни, и гордых по нраву, пустыня или изгоняет или убивает. В монастырях монахов заставляли много трудиться, и только потом допускали их до более уединенной и безмолвной жизни. На этих форумах вы не встретите старцев-монахов, опытных в духовной жизни, а людей, большинство которых, мало - чего понимая, много говорят, часто путают молитву с медитацией, и отравляют других своими ложными представлениями о исихии. Поэтому я считаю форумы о исихии дешевой профанацией тайны священнобезмолвия, и приманкой для мух, которые возомнили себя орлами.
В настоящее время появились десятки книг, посвященных вопросу исихии, и, вместе с тем, смысл этого слово становится для наших современников все менее и менее понятным, как будто оно скрывается в густом тумане.
Когда я читаю современные исследования о исихии, то мне представляется, что я нахожусь в музее, куда свезены, как экспонаты, священные предметы, взятые из разрушенного храма. Они пронумерованы, под каждым дана пояснительная справка, похожая на аннотацию книги, но они перестали вызывать чувство благоговения: это святыни, превращенные в произведения искусства или памятники истории. Можно говорить об их художественной ценности, можно оценивать филигранную работу древних мастеров, но в музее исчезает самое главное - храм, в котором находились эти священные предметы и изображения; здесь исчезает присутствие Бога, и современный человек видит в них только внешнее – то, что подсказано ему искусствоведами.
Исихия вынесена из пустынь и монастырских келий в мир, от которого она так тщательно скрывалась, подобно серне, прячущейся в горах. Она стала предметом научных теорий и скрупулезного анализа, словно дискурсивное мышление может проникнуть в тайну Духа Святого, которая как награда открывается за подвиг жизни, подобный бескровному мученичеству. Это тайна сообщается человеческому сердцу только через благодать; исихия недоступна для рассудочного анализа, она открывается как общение с Богом и состояние глубоко покоя. Только немногие мистики решались интерпретировать через слово то, что находится выше слова.
Чтобы понять святого Григория Паламу надо приблизиться к нему через личную аскезу. Чтобы увидеть сокровенный смысл и понять язык преподобного Григория Синаита и его учеников надо заниматься Иисусовой молитвой в уединении. Чтобы говорить о исихии, надо вначале научиться молчать.
Слово "исихия" означает тишину. Но само понятие тишины стало для современного человека чем-то чуждым, оно выпало из внутреннего опыта. Для него тишина это негативное понятие, это отсутствие жизни или внутренний вакуум; о исихии он может мыслить только абстрактно.
Человек испорчен грехом. В нем беспрерывная борьба помыслов и страстей. Его сознание подобно поверхности моря, которое никогда не бывает спокойным. В его душе - разрыв и противостояние между разумом, волей и чувством; редко, когда они действуют синхронно, и то, их эфемерное единство тотчас рассыпается как башня из песка. Человек своими силами не может преодолеть разрыв и распад душевных способностей и свойств после грехопадения. Он не может победить трех исполинов: гордость души, похоть плоти и невежество своего ума.
В вопросе о бесстрастии и покое религиозные представления народов в перспективе их истории стали похожи на развилку путей. Буддизм решил, что само бытие является злом и, поэтому, надо совершить духовное самоубийство - уничтожить все содержание души и духа, и в этой бездонном и безкачественном вакууме найти свободу и покой – покой мертвеца. Буддист должен с твердостью самурая вонзить нож в грудь и убить все чувства, не исключая любви. Это - исихия смерти.
Другой путь – считать мир иллюзией, в том числе, и самого человека, и находить покой в бесстрастном и равнодушном наблюдении над проходящими событиями, как смотрят на игру теней или на плывущие по небу облака. Это - исихия метафизической пустоты.
Христианская исихия противоположна этим двум путям, этим двум учениям, похожих на реквием над миром. Исихия не смерть, а жизнь, это опытное познание вечной жизни, которая начинается как царство Божие внутри человека. Царство Божие – это благодать. Но возникает вопрос: ведь все святые спасаются через стяжание благодати, в том числе люди, лишенные возможности для уединения, которые даже занимали ответственные посты в государстве; как они могут стяжать благодать и достичь святости? Надо помнить, что исихия это не общий, а особый путь; это наиболее целесообразная форма жизни - как внешнее уединение и внутреннее безмолвие для стяжания и опытного переживания благодатных состояний. Здесь постоянное, волевое ограничение впечатлений, входящих в душу через пять чувств, уничтожение помыслов в самом их зачатии, и контроль над каждым словом. Исихия это пребывание в благодати и созерцание в себе ее действий, как преображения, богоуподобления, радости и внутреннего света. Еще скажем, что исихия это жестокая борьба с демоном, постоянно пытающемся разрушить безмолвие, как бы вырвать знамя в бою у противника.
У Екклесиаста написано: "Кто передвигает ограду – того ужалит змей". В последнее время стали десакрализировать святыню, как бы разрушать священные стены, ограждающий двор храма. Например, в интернете открыты сайты под названием Исихия, на которых, кто попало говорят и спорят о том, чего никогда не испытывали и возможно, никогда не испытают. Святые Отцы предупреждали: "Не открывай неподготовленным высокого учения – это может погубить их; а если увидишь новоначального, который самовольно лезет на небо, то удержи его за ногу, и спусти на землю, иначе он может разбиться насмерть".
Человек, загруженный информацией, не овладевший Иисусовой молитвой, не прошедший послушания у старца, и покусившийся со своими страстями и гордыней войти в мир безмолвия, может надорвать свои силы и повредиться умом. Отцы говорили, что новоначальных по жизни, и гордых по нраву, пустыня или изгоняет или убивает. В монастырях монахов заставляли много трудиться, и только потом допускали их до более уединенной и безмолвной жизни. На этих форумах вы не встретите старцев-монахов, опытных в духовной жизни, а людей, большинство которых, мало - чего понимая, много говорят, часто путают молитву с медитацией, и отравляют других своими ложными представлениями о исихии. Поэтому я считаю форумы о исихии дешевой профанацией тайны священнобезмолвия, и приманкой для мух, которые возомнили себя орлами.