08 мая 2018

Гавриилия: подвиг любви

Жизнь и высказывания старицы Гавриилии (Папайяни; 1897–1992), записанные духовными чадами

Γερόντισσα (произносится Герондисса) – так называют в Греции и пожилую монахиню, и игуменью монастыря, и старицу. Если вы придёте в греческий женский монастырь и увидите ещё достаточно молодую игуменью, то услышите, как к ней обращаются «Герондисса». Геронтисса Гавриилия в конце своей долгой жизни стала «старицей», т.е. носителем духовного дарования «старчества». 

Однако путь к этому был для неё своеобразным. Она много путешествовала и, как говорила сама, «пропахала почти весь земной шар». Но путешествия свои она совершала всегда ради служения ближнему, или ради миссионерской деятельности.

Особое место в её жизни занимает пребывание в Индии, где она лечила и прикасалась к «неприкасаемым» прокажённым, и где она, не зная языка, проповедовала на «пяти языках любви», понятных всем. В Индии она первое время жила с йогами в ашраме гуру Шивананды. Здесь она испытала на себе действие оккультных сил, когда стала неугодной им иная духовность. Но её хранила благодать Божия. Она очень полюбила эту прекрасную страну, и говорила, что Индия переживает ещё «дохристианскую эпоху» и что она готова к принятию христианства. Здесь она часто встречалась с «погибшими овцами дома Израилева», т.е. с христианами (европейцами и американцами), приехавшими в Индию «искать истину», многих из которых она снова обратила ко Христу.

Геронтисса Гавриилия была знакома со многими выдающимися личностями прошедшего века. Её записные книжки полны разнообразных имён со всего мира, из всякого племени и религии, знаменитых или незначительных, но для которых любовь к Другому очищает деятельность и жизнь. И где бы она ни была, всюду она жизнью воплощала евангельские заповеди, и прежде всего заповедь о любви, жила всегда в Присутствии Божием. Её отличало абсолютное нестяжание и «да» в служении ближнему. Она имела особую близость к Ангелам. Не случайно ей дали имя при постриге в честь архангела Гавриила. Из книги читатель познакомится с удивительным проявлением православного духа в лице схимонахини Гавриилии, нашей современницы, узнает её путь во Христе и мудрые советы и высказывания.

✓ О жизни в Индии (из писем Геронтиссы): 

«С 1938 г., когда я отправилась в Англию одна с Богом, слежу, как зритель, за своей жизнью. Но теперь ощущаю, что и тело моё не участвует. В страшную жару путешествовала я без воды или утреннего горячего питья, целыми днями. Также и в январе в холоде Дели обходилась летней одеждой и ничего не ощущала. Что касается плохого или хорошего отношения людей, это мне безразлично. Смотрю на свою жизнь, как смотрю фильм... Всякий день слышу о мучениях и трагедиях жизни, и вижу больных, что все они больны, поскольку ум их болен, и я позволяю рукам своим прикасаться к больным телам их, и мир узнаёт, что я делаю, и проявляет интерес... Я настолько счастлива, что мертва для всего этого; если на самом деле ты мёртв для мира, но однако же живой... Ещё мне нет дела до того, что со мной случается, т.е. то, что случается с Ав. Папайанни, с Лилей, с доктором Lila, с Mataji, как им нравиться меня называть, или какое бы то ни было другое имя имеет это человеческое создание, которого никто не знает, кроме Бога. Когда приезжаю на новое место, меня там ожидает радость открытия тех, кому Он хочет, чтобы Я дала им от Его любви, тех, кого Он уже назвал Своими. Моё путешествие в этих местах вызывает недоумение. Я для них первое белое создание, которое они когда-либо видели».

«...Тело моё переносит душу весь день, и ночью она находит Бога... Здесь я не говорю языком, но больных, похоже, это не трогает... Потому что я прикасаюсь к ним. Прикасаюсь (к людям) из касты «неприкасаемых» и Проказы. И когда я отрезаю ножницами гангренные пальцы их, славлю Бога, что у них бесчувственные члены. Когда по вечерам читаю Священное Писание, порой заползают змеи, скорпионы и ящерицы... И тогда нужно прерывать чтение, вставать и выбрасывать их вон...
Поднимаюсь в 5 ч. утра и выхожу из комнаты в 6, чтобы встретить Солнце. Потом пью стакан воды с лимоном и съедаю один банан. Потом принимаюсь за работу. Удивляешься, что может сделать массаж и простое смазывание вазелином! Затем очищаю язвы у прокажённых. После этого иду к источнику и таскаю воду или стираю одежду. В полдень обед и Молчание и Восхищение до 3. Потом час английского языка с двумя мальчиками Baba Amte, Единственный час в сутки, когда говорю. Потом на два часа работа в молочном отделении.
При закате, опять я в Присутствии Божием. Потом выходит луна, а я ещё недвижима. Потом иду в свою комнату. Ужин. Чтение Свящ. Писания, Сосредоточение, Молитва. Сон…»

«Я видела, что все миссионеры кипятят воду для питья и, несмотря на это, часто болеют дизентерией. С другой стороны, Лиля и я пили из различных источников, и даже из реки Ганг, и ничем не болели. Но я видела, что каждый раз она крестила её и говорила: "Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа" и давала мне пить и сама пила...»

«Каждый день посещаем по крайней мере десять учреждений... Ночами сплю в поезде. Какое чудо, что я ещё жива! Одну и единственную ночь имела роскошь поспать в зале ожидания одного вокзала ... Другие могут подумать, что я заболею или умру или иные бессмыслицы... Я ничем не болела и была всегда спокойна и счастлива. Никогда я не ощущала усталости, делая что-либо для Бога. Потому что это – величайшее разнообразие моей жизни. В день я бываю как двенадцать человек! Приходит один, я иду, я стала им. Ах, как прекрасно! Он говорит, а я слушаю, и мы говорим о его жизни. Иду я, не существую. Слушаю, слушаю, слушаю. Он уходит, приходит другой. Снова то же самое. Знаете, как это прекрасно? Я – двенадцать человек? Великое чудо! Не знаю, как объяснить. Мы говорим все о Боге. Устаешь? Никогда не можешь устать!»

✓ Извещение о монашестве

...После целых четырёх лет напряжённой работы и огромного приношения Индия её вознаграждает. Она останется совершенно одна на 11 месяцев в Гималаях у истоков Ганга, там, где никогда не ступала нога европейца. Недалеко от села, где был большой монастырь индуистских монахов, Govind Ashram. Местность была неповторимая. Господствовало величие Божие и влекло к молитве. Она жила в возлюбленной Тишине, ожидая волю Божию и не имея абсолютно никакой заботы. Имелся, конечно, план о новой больнице для прокажённых, которую бы ей построили, но ещё точно ничего не было.

В этой тишине Господь приготавливал её сердце к принятию следующего Извещения – Зова монашества, – которым был и этот Зов тишины, ставший с тех пор единственным, несмотря на все её внешние передвижения. Она находилась в Молитве и Молчании. Только редко случайный нищий или больной прерывал её одиночество. И потом снова возвращалась она в Тишину. И здесь благодать Божия покрывала каждый её шаг. Ведь она никогда ни о чём не заботилась, поскольку верила Тому, Кто сказал: «Не заботьтесь»...

Она отдавала много времени для молитвы, и, как говорила, спускалась часто вниз к Гангу и пела то, что в первый раз услышала в этих местах: «Слава Тебе, Показавшему нам свет». Программу дня её узнаём из письма, посланного оттуда Amte. «Жизнь моя – жизнь пустынника, и ничего более не делаю. Встаю в 4 утра и сижу молча, слушая только птиц. В это время ещё темно, солнце встаёт в 6.45. В 6 – завтрак: две чашки чая и овёс. Потом спускаюсь к Гангу. Между 8 и 9 – Священное Писание. В 9 ч. – час урока английского с ребёнком госпожи, хозяйки постоялого двора. Потом иду на почту и потом обедаю на весь день: стакан молока, чечевица, две лепёшки хлеба и помидор. В 12 съедаю полдник. Сразу после этого снова чтение Свящ. Писания, затем прогулка. С 6 до 8 – молчание. С 9 до 4 – запираю дверь...»

<...> Изумление было великое. Во-первых, потому что она никогда не задумывалась всерьёз о монашестве и не знала ни одного монастыря. И во-вторых, потому что считала, что Господь, как сама говорила, «был доволен той жизнью, какую она проводила». Извещение снова приходило два раза. Теперь объяснялся срыв плана о больнице для прокажённых... Теперь она понимала план Божий.

Из беседы много лет спустя: 

– У меня недоумение. Почему вы решили стать монахиней, тогда как вы могли бы то же самое делать как мирянка? Совершая здесь и там миссионерство.

– Во-первых, я не собиралась стать монахиней. Совсем. Сидела беззаботно и веровала, что там, где я была, была очень счастлива, что делаю то, что хочет Бог. Не было причины, и я не помышляла о рясе. Совсем. И даже один раз спросила на молитве: «Что хочет от меня Бог, чтобы я сделала? Быть в таком-то месте или в другом? Работать с параличными, или старыми, слепыми, или другими какими?» И ответ пришёл: «Бог не интересуется тем, где ты и что делаешь... Интересуется только качеством и количеством любви, какую мы даём». Ничем другим. Ничем другим. И следовательно, меня не волновало, буду или не буду я монахиней. Никогда я не думала об этом. И никогда я не посещала монастырь.

И неожиданно, там высоко в Гималаях, где я оказалась (в Уттар-Каши), было получено известие от Ангелов: «Теперь ты в состоянии идти в монахи». О чём я никогда не думала! «Э, – говорю, – я сижу спокойно, и посмотрим». Ведь я с детства не любила чёрное, и просила родителей своих не носить чёрное, но тёмно-синее. Кроме того, я шла, как безденежный паломник мира. И не имела средств. Куда идти? Монастырей не знала. Ждала...

Вдруг Извещение! Кто посмеётся Совету Божию? Через несколько дней снова Извещение: «Встанешь и пойдёшь в Ландур, и там тебя наставит такой-то человек...» Заболевает моя подруга, которая стала индийской монахиней (Дагия), и приходит и за несколько дней находит меня. Она была второй европейской женщиной в этих местах. Она болеет дизентерией, я лечу её, и она говорит: «Послушай, я не могу возвращаться в ашрам, где живу, мне нужно ехать куда-нибудь лечиться. Не поехать ли нам в Ландур?» Я забыла об Извещении. Говорю: «Давай поедем. Знаю один небольшой пансион, который содержит пожилая англичанка. Она примет меня даром, поскольку я делала ей физиотерапию». Телеграфируем, и она отвечает: «Пожалуйста»... Едем... На другой день подруга захотела пойти к зубному врачу. Когда пришли, врач говорит мне: «Вы откуда?» – «Из Греции». – «А, – говорит, – идите познакомьтесь с американской госпожой, которую звать Нелла Грэхем Кук. Она долго жила в Греции, чудесно говорит по-гречески и обрадуется».

Я еще ничего не сообразила. Идём, нахожу Неллу, одетую в пижаму. Но какой греческий! Удивительно! Лучше моего. Начала мне петь: «Λίγα πεύκα, λίγα μάρμορα, Ελλάδα μου» («Немного сосен, немного мрамора, Греция моя...») Плач, волнение. Отец её был археолог, привёз её в детстве в Грецию, где она закончила греческую школу. Нелла знала Ганди и была подругой с Мирой Бен, которая написала её биографию и другие книги. Говорит мне: «Куда поедешь теперь? Опять в Бекир?» – «Нет, – говорю, – странная вещь. Мне кажется, Бог хочет, чтобы я стала монахиней». И это я сказала очень застенчиво, дабы не сказать, что не следует... Не успела я, однако, хорошенько рассказать, как она прерывает, хватает меня и говорит: «Я пошлю тебя. Поедешь прямо в Вифанию, к отцу Феодосию, в прекрасный монастырь, недалеко от Иерусалима! Я гостила в этом монастыре. Самый прекрасный монастырь в мире! Я напишу, и мы договоримся!» Понимаете... С верха Гималаев тебя посылают в Вифанию! Я говорю: «Тогда пишите... У меня нет денег и пошевелиться. Сейчас еду в Хайдерабад». Там я должна была встретиться с одной индийской госпожой, которой Шивананда велел открыть собственную больницу прокажённых. Она была принцесса и потеряла сына и хотела сделать что-нибудь для Бога.

Итак, она садится и пишет отцу Феодосию. Нелла была очень сильная женщина. Филолог, энтузиастка, мечтательница. Изучила все религии. Организовала танцевальную группу из иорданских девочек и их возила в Персию... Об этом знал отец Феодосий (Вифания тогда принадлежала Иордании) и подумал: «Какую-нибудь безумную нам пришлёт эта Нелла! Не будем отвечать!» Прошло шесть месяцев, ничего. Снова пишет. Наконец о. Феодосии, видя её настойчивость, пишет: «Пусть приезжает на свои средства, и после увидим...» И я сказала: «Прекрасно, Бог хочет, чтобы я поехала. Но у меня не было билета. Итак, сижу спокойно»..

И так сидела ещё немного в своей любимой Индии. Между тем, мой знакомый из Австралии (речь идёт об Алане) присылает мне письмо: «Поскольку нас очень интересует то, что вы делаете в Индии, мы бы хотели, чтобы вы приехали сюда продолжить». Я ответила ему: «Собираюсь поехать в Иерусалим и стать монахиней». И он прислал мне первый чек, который был почти на пол-билета! Итак, когда оказалось пол-билета, я стала говорить уже «адью»... И смотрите, какое трогательное проявление любви. Индийские друзья вкладывают в конверты деньги и говорят: «Вместо того чтобы нам ехать в Волио, даём их тебе, ибо ты едешь к Богу в Иерусалим». И так вышло на два билета самолётом. Один я дала другу, Камерону К., который находится сегодня в Афинах, и второй для меня.

– Вы получили Извещение в каком возрасте?
– Сколько лет мне было тогда? Должно быть, 60 мне было.
– Зрелый человек. В большой зрелости.
– Мне было 55, когда я уезжала. Прошло пять лет.
– Пять лет вы искали.

– Я никогда ничего не искала. Шла, следуя голосу Господа. Как бы я имела Ангела-Путеводителя. Пойдёшь сюда... Пойдёшь туда... Приходили приглашения от людей, которые устраивали моё шествие... Но быть монахиней – я не выбирала этого. И никогда не выбирала сама ничего. Шла так всё время, и сейчас так иду... 

1. О МОНАШЕСТВЕ И МОЛИТВЕ

– Геронтисса, вы были всегда рядом с людьми и всегда их любили. Ощущаете ли вы изменение вашего с ними отношения, после того как вы стали монахиней?

– Страх был очень большой... Я думала, что все удалятся от меня, Что те, кто не любили Рясу, сказали бы: «Подальше, подальше». Однако, наоборот, едва вошла Ряса, приходят, просят совета и применяют его на деле. Здесь – благодать Божия. Истина! <...> Монашество имеет великую харизму[1] сделать тебя безликим. «Одна монахиня приехала... Один монах приехал... Один батюшка мне сказал...» Когда потеряешь свою собственную значимость ради Бога, тогда на самом деле принадлежишь Ему...

– Сестра, к счастью, что вы не родились... монахиней! Потому что вы приобрели опыт человеческой жизни, тогда как иначе, если бы вы были монахиней с детства, то были бы весьма односторонняя... Не знаю, имели бы ту возможность, какую сейчас имеете, дабы переживать всякое человеческое чувство и проблему, с каковыми приходят люди к вам советоваться.

– Если бы я была с молодости монахиней, это означало бы, что я была бы уже совершенной, дабы взял меня Бог сразу на эту ступень, так что я могла бы жить в Его радости с четырнадцати лет, и всё.

– Да, но вы помогаете очень многим здесь в миру. Практически!

– Не имеет значения, где я. Потому что, когда у тебя нет возможности практически или лично помочь человеку, пошли известие Богу, возьми этого человека, положи мысленно к ногам Христовым, проси Его, да даст Он ему благословение Своё, и тогда ты будешь в порядке. Это бывает постоянно. Это делают и монахи, живущие полностью вдали от мира. Они ушли не потому, что не любили мир. Ушли, поскольку очень любили его, и хотели бы ничего не делать другого, кроме как молиться за него. Монахи совершают молитвы и посты. Т.е. делают две высшие ступеньки любви к Богу. Молитва их становится бомбой и очищает миллионы стрем[2]... Не только пустыню, но и полмира. И если сегодня мир стоит на ногах, это потому, что тысячи монахов молятся за него. Когда возьмёте и прочитаете аскетов пустыни, тогда осознаете их мудрые Слова... Какая простота, какое смирение... Как будто они ничего не сделали... И вместе с тем... остались вечными.

Кто не знает, говорит: «Э, что делает монах? Молится? Чепуха! Дела! Дела! Они нужны нам!» Они – не правы. Потому что более сильного действия, чем действие молитвы не существует. «Много бо может молитва» – говорит Писание, и особенно усиленная... Ибо является силой... энергией. Видишь, говорит, и гору можешь переставить верой и молитвой <...> Только по благодати Божией. Скажи Ему: «Господи, возьми от меня гордость»... На другой день Он начинает работу! Во всяком случае, в конце концов приходим к заключению, что никто из нас, несмотря на любовь, не может изменить другого, ни посоветовать, ни повлиять на него. Понимаем, что только посредством молитвы мы могли помочь. К этому выводу пришла и сестра Мария, пятьдесят лет как отшельница. «Чувствую себя, – говорит, – намного ближе ко всему миру, чем когда иду по университетской улице...»

✓ О трезвении в монастыре

– Истинная жизнь в монастыре такова. Совсем не думаешь о жизни в миру. Величайшее благо, что даёт тебе монастырь. Ни с кем не говоришь. Старайся использовать время, зная, что ты находишься на другом поприще жизни. Тогда как если придёт теперь кто-нибудь и скажет: «Ах! Не знаешь, что делается... Убийство! Такой-то... Другой…», то ты не можешь, не можешь. Все эти образы, какие приходят на ум, хотя они не останутся, но бывает как что-то на миг... как бы что-то другого цвета обрызгивает человека. Это очень тонкая тема влияния внешнего мира на наш внутренний мир.
– А мы легко поддаёмся соблазну.
– Да.
– Для чего Он сказал нам «непрестанно»? Объясняет это?
– Да. И «бодрствуйте»... «Бодрствуйте, да не внидете в искушение». Всё время мы должны быть на страже. Мы должны быть приуготовлены. Но всё в охранении, когда мы бываем в присутствии Божием и Ангелов. Во всём. Во всём. И потом появляется привычка, и тебя уже не искушает. Любопытно... Бывает как бы разум раздвоенным. Одна часть прилеплена туда, друга сюда... Поняла? Однако надо постоянно быть там. Если переборет здесь, то человек испытывает утомление. Тогда вновь обращается к Нему. Это от Бога, раз и со¬единишься с Ним... Прилепилась душа моя за Него. Поэтому все Святые и ас¬кеты настаивают на частом причащении Божественных даров.

✓ «Молитва – не дело... Некое состояние души»

...Господь сказал: «Скоро вы рассеетесь все и оставите Меня Одного, но Я не Один, т.к. Отец Мой всегда со Мной...» Так же и мы, если подумаем, никогда не бываем одни. И как только обратим к Нему и взгляд и ум, найдём удобую позицию по отношению к Нему, прежде всего, и потом по отношению к людям. Т.е., если что-то желаете, просвещения, сразу бегите прежде к Евангелию, вместо того, чтобы иметь помощь у людей, особенно в том случае, когда нет подходящего человека – это моё начало. В Евангелии – Жизнь Вечная, т.е. Он Сам... Бог дал нам совесть: Самого Себя. Следовательно, в совести мы всегда найдём ответ...

Ещё одно, что очень помогает, как знаем, – постоянная молитва. Она не есть то, что бывает словами, и даже мыслью. Молитва – не дело: некое состояние души. И где бы вы ни оказались, что бы ни делали, в каком бы кругу ни были, душа ваша да находится в состоянии молитвы. Потому что душа от Бога. Следовательно, когда вы поможете ей молитвой и Иисусовой молитвой, дабы она соединилась с Именем Святым, тогда оно (состояние) продолжается, что бы вы ни делали <…>

– Однако повседневная жизнь, работа, брак, любовь к другому, дети, заботы, все эти вещи не оставляют времени. Если и хочешь, не имеешь времени...

– Не требуется время. Потому что, я же сказала вам, молитва – состояние души. Когда моешь посуду, как говорит «Странник», среди своих обстоятельств, и говоришь: «Господи, помилуй... Господи, помилуй...» – и когда идёшь зажигать плиту, или убирать кровати: «Господи, помилуй... Господи, помилуй... Господи, помилуй...» Всё, что мы делаем днём, можем делать, но позади всего этого, как бы слушая далёкую музыку, да имеем мысль о Боге, о Существе Божием... Ничего нет невозможного.

✓ О чётке

– Когда берём чётки и думаем о тех, за которых хотим помолиться, нашим двигателем является любовь. «Боже мой, Ты знаешь, как я люблю этого человека. Эта любовь моя – не моя, ибо Ты – источник Любви. От этого источника беру я, и Тебе приношу этого человека. И прошу Тебя, да дашь ему Просвещение, да дашь ему Милость, да дашь ему Силу, да дашь ему Веру, дай все богатые Твои щедроты. И молю тебя о... (и после того как скажешь такое предисловие, берёшь один узелок и говоришь) о таком-то, таком-то, таком-то. И приносишь мысленно к ногам Христовым этих лиц, как будто и они сами действительно коленопреклоненно молятся перед Ним, как говорит Паломник. У меня есть опыты многих лет, что Бог творит много чудес через такую молитву. Потому что Бог хочет иметь нас Своими соработниками. Какими бы ничтожными мы ни были. Ибо мы создания Его, и этими созданиями Он действует.

<...> Если не любите, не смейте молиться. Потому что не дойдёт до Ушей Божиих. Мерзость пред Господом. Приходят и говорят: «Не выдерживаю такого-то! Конечно, я не хочу ему зла, но прошу Бога, да просветит его». И я говорю: «Как ты смеешь?» Если скажу: «Прошу Тебя, Господи, просвети этого человека, которого я не люблю», Он мне скажет: «Какая тебе польза, если ты его не любишь. Возлюби его прежде и приходи просить Меня. Сразу тебе это сделаю» Потому что сказал: «Любите врагов».

✓ Письма монахине
(Афины, 1986 г.)

...Да. «Вот Родос, вот и... умирание». Если не произойдёт умирание страстей, не может произойти... скачка́ Воскресения. Знай, что Бог приводит нас туда, где мы находимся. Нельзя никогда чувствовать, что ты в заточении. Прими силу от Него, а не от людей – как бы хороши они тебе ни казались. Никогда не забывай Воскресение ваий и Великую пятницу, в которую ты последовала. И Господне: «Внемлите от человек...» Тем не менее, тогда только мы – Его, когда, зная всё это, любим всех, друзей и недругов, ибо Он нам даёт это как Свою заповедь. Тогда мы живём в прекрасном мире Его везде и всегда. Заботься о постоянном единении с Ним чётками, покаянием, (молитвой) «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя», громко, как бы Ему говоришь, так чтобы в уме не было места войти другой мысли. До сего дня я делаю это день и ночь, годами, и Он даёт мне Свою силу.

Как ты благословенна, что Бог позвал тебя в пустыню, дабы Он говорил сердцу твоему, как говорит Пророк. Сегодня у тебя есть не только благие чины Ангелов, но и светлые духи всех аскетов, которые болели, страдали, мучились только лишь для того, чтобы сломать своё «Я» и стать как маленькие дети и соединиться с Тем, Кто сказал: «Благодарю Тебя, Отче Небеси, яко утаил ecu тайны Твои от мудрых и открыл их младенцам. Ей, Отче Мой Небесный, ибо таково было благоволение Твое».

Малое дитя, дорогая Г., не знает, кто находится около него, богатый или бедный, молодой или старый, добрый или злой, свой или чужой, но всем он даёт свою улыбку и продолжает играть.

Смею сказать, что все успехи наши в мире – есть НИЧТО для того места, где ты находишься. Поэтому смотри на новую свою жизнь, как будто ты упала из безконечности на некую неизвестную Планету... Страх! Трепет. Но вот, перед тобой что происходит: все чины святых Ангелов! Они ограждают тебя, любят, понимают все языки – разума, сердца и души, и научают тебя петь вместе с ними постоянно: «Свят, Свят, Свят» – день и ночь. Помни это хорошенько, дорогая Г., потому что, когда будешь находиться с людьми, не будешь иметь времени для чего-либо другого, кроме как применять на практике побуждение Господа: «Просящему у тебя дай...» И потом быстрёхонько опять бежать назад ко сверхмирному светлому их обществу!

Мы, люди, говорим, что любим Христа всем сердцем: но восстаём и плачем, когда наши ближние дают нам оплеуху, или своими словами, или делами. Почему всё-таки? Потому что не живём жизнь по Христу. Мы хотим благополучия, хотим, чтобы наша любовь, какую мы отдаём, получала признание, или, по крайней мере, хотим, чтобы оставили нас в покое... Только живя с людьми, мы можем понять, являемся ли мы людьми, или нет. Господь сказал: «Радость Мою даю вам», но добавляет: «не так, как мир». А мы, люди, ожидаем радость от людей! Несчастные люди!

Где бы я ни была, в жизни моей принимала всё как волю Божию, и жила, как будто я была на месте том всегда... Только так хочет Бог. Никогда не думай о будущем. Оно – Его! Целая земля – зал ожидания для Вечности.
Делаем ли мы каждую минуту нашей жизни то, что полагается? Любовь, согласно с заповедями Божиими, и имея Образцом Лицо Христово? Никогда не будем забывать то, в чём Он нас заверил: «И вот Я буду с вами до скончания веков...» Т.е. подумаем: «Как бы мы вели себя, если бы Иисус Христос был видимым, возле нас всегда и везде?» Таков – образ жизни.

Будем смотреть на людей только как на то, что заключено в скобки на нашем пути. Просящему у тебя дай. Как я вижу из твоего письма, ты – на хорошем внутреннем пути. Нераздвоенная. Живи, как Он сказал нам: «Веруйте в Бога и в Меня веруйте». Ничего более. Никогда не строй планов согласно с планами других. Мы – дети Божий. Не тленных родителей, подобных нам самим. Не верьте людям, «имже несть спасения». Такова действительность в «корзине суетности».

Веруй! Веруй! Веруй! У Бога ты «любимое дитя», как все мы.
С любовью Христовой, объединяющей нас.

* * *
...Поздравляю с Пасхой! Получила оба твоих письма. Радость моя велика, что ты живёшь жизнью, какую хочет Христос. Это – цель нашей жизни, и только так мы проводим жизнь, для которой Бог запечатлел нас Святым Духом Своим. И если не делаем так, то мы предатели. Пусть не знают об этом те, кто живут в Корзине Суетности и судят, и порицают, и осуждают, и живут заблуждаясь и других прельщают... Ты же «по Мне гряди...» День и ночь, где ни окажешься, не забывай (слово): «Только Бог и я на земле», и служи Ему, как Ангелы Его. И люби, как Он любит ВСЕХ и ВСЯ. Тогда каждую минуту будет радость, тишина, любовь, благословение. Ибо ты будешь воистину СВОБОДНОЙ и РАБОЙ только ТОГО, Кому Богородица сказала: «Се, раба Твоя».

Знаю, что ты знаешь всё это: не пишу тебе, чтобы научить, но да уверю тебя, что радость, которую ты переживаешь, – единственная ИСТИНА.

✓ «Только Бог и я на земле...» 

– Сестра, скажите нам, почему говорят: «Только Бог и я на земле?» Что значит?

– Это для того, чтобы тебя не увлекли знания и наставления человеческие. Очень необходимо. Потому что всегда сила тьмы пошлёт вокруг тебя людей, которые кажутся овцами, но в глубине волки, как говорит Господь. И часто злой дух приведёт к тебе любимых лиц, чтобы увлечь тебя. Когда он увидит, что ты прилагаешь усилия, дабы достигнуть Пути Божия, то присылает их, и они совлекают тебя. Самые любимые твои лица могут обступить тебя и делать такие вещи, которые не имеют никакого отношения к Истине Божией. Поэтому всегда спрашивай себя: если бы невидимый Христос был здесь, Видимым, как бы я отнёсся к этому? Что бы сделал? И тогда тебя охватит такой ужас, что не сможешь ничего выговорить... Да! <...> Если у человека есть немного фантазии, и он будет иметь постоянно Господа Иисуса Христа, как Богочеловека, рядом с собой, знаете какой происходит трепет? Страшный и ужасный!

– Предзрех Господа предо мною выну...

– Тогда каждый раз, когда будем открывать уста, подумаем: «Что скажет Он? Как посмотрит на это? Как посмотрит на нас? Что скажет нам?» Это один способ. Когда меня спрашивают некоторые ребята: «Что делать, чтобы удержать уста и помысел?» – говорю им: «Если Его имеешь рядом с собой, посмеешь ли? Нет. Неужели осмелишься, поскольку Он невидимый???»

2. О ЛЮБВИ И РАДОСТИ ХРИСТОВОЙ

...Мир беден любовью. Все ищут любви, но когда она к ним приближается, они не узнают её, потому что никогда её не чувствовали. Бедный Мир! Только любовь встречается с вечностью, к которой она и принадлежит...

<...> Ты пишешь о любви... Да. Бывает так: Бог «дождит» Свою любовь на меня. Если удержу её для самой себя, умру, потому что не выдержу силы её. Если же всею силою огня возлюблю другого, зная, что это любовь Его, тогда происходят поразительные вещи в этом другом – кто на самом деле «был привлечён» Богом придти, дабы я возлюбила его. Сразу увидишь, что в нём происходит преображение. Намечается новое шествие, и, если он осознает, что эта любовь не от меня, а от Бога, на него приходит благословение. Иначе, если он не поймёт этого и начнёт благодарить меня за эту любовь, всё уничтожит. Но если поймёт, тогда и он, в свою очередь, даст другому и другому от этой любви, не ожидая, однако, ответа или благодарения... И тогда все мы радуемся, ибо мы ощущаем единение через любовь эту, которая есть Бог. И получается нечто другое. Мы сразу узнаём всех тех, кто бывает в этой Любви. Как превосходно...

<...> Любовь – от благодати Божией. Мы рождаемся ею. Поскольку мы создания Божии и поскольку Бог – Любовь есть. То, что Бог именно это, конечно, невозможно нам осознать только разумом. Потому что разум наш ограничен. Но дух, душа не ограничены. И душа чувствует Бога. Земными глазами мы Его не видим. Глазами души видим Его. Помнишь притчу о бедном Лазаре и о богатом? Лазарь пошёл в недра Авраама, а богатый – в ад, и мучился. И говорит Аврааму: «Отче, пошли Лазаря к братьям моим, сказать, что я мучаюсь, чтобы и они не делали неправду». Здесь мы видим нечто: что этот человек, злой и немилостивый к бедным, любил братьев своих. Другими словами, видим, что, если любишь только друзей, какая награда твоя?.. И грешники то же делают. Здесь различие христианина. Нужно любить и не своих. Каждого человека считать братом своим. Тут – великое Таинство и Тайна Христова. Итак, когда Авраам отвечает, говорит ему: «Имеют Моисея и Пророков. Если не веруют Моисею, и тому, кто придёт из другого мира и скажет им, не поверят». Поэтому Господь сказал апостолу Фоме: «Блаженны не видевшии и верующии». Почему? Потому что они с духовной, душевной и таинственной стороны Его увидят.

Когда веруешь глубоко, всей душой, почувствуешь присутствие Божие так сильно, как действительность. И тогда уже не будет существовать ничего другого. Отдаёшь свою руку в Его Руку и, куда бы Он ни повёл тебя... пойдёшь! Для людей ты можешь быть безумным. Для людей ты можешь быть отсталым, странным. Многие тебя осудят: «Сегодня здесь, а завтра там» – скажут... Но лучше для тебя, если осудят люди, нежели Бог в один день. Когда услышишь Глас Его и ты скажешь «Нет», чтобы не явиться для людей плохим, это будет очень ужасно.

– Ужасно... Но как нам приобрести такую любовь?

– Любовь, как я уже сказала, даётся нам от Бога. Потому что Бог есть Любовь. Любовь, какую мы даём другим, есть от Источника, идёт к нам, и снова уходит назад, к Источнику.

– Как прекрасно.

– Но любовь не может иметь меры. Она безгранична. Как говорит апостол Павел, она «всё покрывает, всему надеется, радуется, о добром, жалеет о неправде, никогда не отпадает». И как я уже много раз говорила, если отдашь всю свою любовь человеку, и тот не принимает, любовь эта вернётся обратно к тебе. Господь говорит об этом: «Если придёшь в дом, дай ему мир. Если не примут его, мир возвратится к тебе». Всё так... Но не забудь и другое. Что то, что бывает с добром, о чём молимся, что благословляем, возвращается к нам, и что так же бывает и со злом... Поэтому нужно нам быть страшно внимательными. И не помыслим против! Потому то сделаем вред себе. Понял ли, как происходит? Что касается неблагодарности, вычеркни её. Благодарность же другого следует удалять из ума. Ты имей её прежде для Бога, и потом для всего мира. Ожидать благодарности очень мизерно и низко... Неблагодарность принимай и радуйся!

– Допустим, я ощущаю горечь...
– И горечи не должно быть. Потому что эту горечь Бог чувствует за нас. Я говорила об этом и в тот раз. Что Он нам даёт день и ночь? Что даёт?
– Всё.
– Мы должны быть благодарными. Богу. И созданиям Его <...>

– Т.е., сестра, любовь всё может сделать?
– Всё! Такая сила! Любовь и молитва могут перевернуть весь мир! Не землетрясение! Не потопы!

– Итак, то важно, что вы любите знакомых и незнакомых. Как души...

– Да. Знаешь, почему? Потому что, как я всегда говорю, Бог, когда нас создал, вдунул в нас и дыхание Своё. Это Божие дыхание – любовь. Перестанем любить? Перестанем жить. Без Дыхания – не можем. Итак, когда любишь одного и не любишь другого, значит, что ты не любишь никого. Понял, что получается? Ибо Бог дал нам любовь, сердце, глаза, все дары Свои для этой цели. Прежде всего, дабы мы любили Его всею силою души пашей и всем существом, как говорит первая заповедь, и, во-вторых, чтобы мы не отделяли самих себя от других. Ближнего своего, «яко сам себя», говорит. Кто я, чтобы сказать: «Этот? Но он – плохой, нельзя его любить. Тот? Но он – лжец. Что у меня с ним общего?» А! Нет, брат мой! Любовь не такая. Любовь любит всяческая, как Бог любит нас всех, со всем нашим мусором! Есть ли у Него некоторые причины не любить нас? И со всем этим. И говорит нам это: «на праведных и неправедных дождит и даёт солнце благим и лукавым». Не так ли?

– Когда вы видите человека, как понимаете его? По взгляду ли? По манере говорить?

– По всему. Затем, по многой любви Божией и, потом, по многому опыту жизни можно понять, кто он приблизительно. По внешности его, по взгляду, голосу, его позиции, по всему. И понимаешь, что он за человек. Но это не означает, что ты изменишь о нём мнение, или будешь говорить с ним плохо, или будешь избегать его. Потому что встреча ваша может изменить этого человека, или может изменить тебя в чём-либо <...>

– Как хорошо, сестра. Как бы и нам достичь такого состояния, любить весь мир так, просто...

– Но для этого мы родились! Чтобы любить. Но смотри, что происходит. Виноват образ нашего воспитания. Говорят: «Не играй с этим ребёнком, он плохой. Не разговаривай с тем, он лгун». Так начинается зло. Ибо ребёнок, когда родится, готов полюбить всех. Также не знает «твоё» и «моё». Возьмёт твою сумку, откроет, найдёт в ней, что ему нравится, и берёт. Ребёнок – не вор! Просто, не понимает чувства собственности. Имеет одну общую любовь. Помню, и я, маленькая девчушка, очень любила людей. Не позволяла матери спуститься встретить гостей, но говорила ей: «Подождите, я схожу встречу их, а потом вы придёте». И ходила, и сидела, и разговаривала со взрослыми – как говорят дети. Но я очень любила людей, может быть потому, что любой ребёнок хочет любить. Если не дашь любви, не получишь, вначале... Потом не беспокойся уже, поскольку получишь любовь Божию. Её даёшь, и уже тебя не касается, любят тебя или нет... Совсем. Тебя касается, любишь ли ты, с Ним ли ты.

– Скажите мне и другое о любви. Как нужно давать?

– Смотрите. Как я уже говорила, если прекращает человек любить, перестаёт дышать. Она – как бы наше дыхание. Мы сделаны, замешаны, так сказать, с любовью. Так? Но это нечто неопределённое. Теория... Любовь, любовь, любовь. Однако проявляется. Прежде всего в выражении, с которым вы будете говорить с близкими, в том, что вы будете делать его всегда первым – т.к. любовь и смирение - синонимы, знайте это. Любовь и смирение идут вместе. Когда любишь человека, не можешь быть эгоисткой перед ним, всегда ставишь другое лицо первым. Бываешь смиренным перед любимым лицом. Так? Терпение, прощение... всё – в Любви. Любовь – когда ставишь себя на место другого. Это то, что сказал Христос: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». И то, что Он сказал законнику, спросившему Его: «Иди, и ты твори так же». Не обращая внимания, какой он. Хороший или плохой. Чужой или свой. Любовь говорит: возлюби любого за то, что есть он. Для того чтобы продвигался вперёд он. За то, что ожидает его. Не в отношении тебя. Никогда в отношении тебя. Так нас любит Бог.

– Сестра, это полноценная любовь. Т.е. ты любишь своего друга и, естественно, достигаешь правильного выражения любви тем, что вы сказали. Однако тем, что «Люби врага своего», входишь в противоречие с тем, что мы называем самосохранением.

– Скажу вам одну странную вещь из опыта. Человек, который любит, не может чувствовать, кто враг его. Это абсолютно невозможно. Придут другие и скажут ему об этом, и опять он не поверит. Не может поверить этому. Но даже если сам узнает и убедится, опять же пожалеет его, скажет: «Э! Бедный... Как он так чувствует?» Не скажет: «Смотри, что он обо мне думает... И кто он?» или ещё хуже... Говорит в подражание Иисусу. Когда делаешь всё, и величайшие жертвы, и когда отдаёшь ещё и самого себя полностью, и снова тебя не узнают, подумай опять, что ты раб неключимый Господу. Что бы ни делал... Ибо когда мы подумаем о безграничной Любви и Милосердии Господнем, и что всё принимаем от Бога, то мы чем воздадим? Только тем, чем можем воздать: снисхождением, радостью, приношением... всем этим.

И вы увидите и другое. Сколько мы делаем всё это, не думая о себе, столько не устаём, не болеем, ни от чего не страдаем. Когда приносите свою любовь весь день или работой, или страннолюбием... вот, как, когда я спросила вас незадолго до этого, не устали ли вы – т.к. столько времени вы на ногах, заботясь о нас, – вы ответили: «Совсем не устала». Знаете, почему? Потому что мы не чувствуем усталость, когда любим. Это так. Чем ты воздал? Мы не можем воздавать Богу, но будем воздавать всем, кто «по образу и подобию»! Как вам нравится?

✓ О праве другого

– Когда человек имеет любовь, терпение, послушание и смирение, он приобрёл и этот мир и Рай. Но кто препятствует? Всегда сила тьмы, которая говорит нам, что мы правы. Так?

– Мы никогда не правы?

– Никогда. Всегда «прав» другой! Это очень важно... Знаете почему? Потому что он своим «Я» – прав. Зачем же мне пытаться убедить его моим «Я»?

– Значит, мы покоряемся под «Я» другого и под право другого...

– Не покоряемся, как вы мыслите. Делаем, что считаем правильным, но не будем вести с ним бесцельные беседы, не будем осуждать, не будем терять тишину. Он будет продолжать свой путь, и оставим его на волю Божию. Он не может нам повредить. Потому что мы имеем над собой некое Начало, которое согласно с нашей правдой. Есть духовник, есть геронтисса, есть Владыка, есть вся Церковь, которая согласна. Сверх всего, есть Евангелие, которое говорит: «Вот – правда, вот – заповедь». Не так ли? Но об этого рода мыслях скажу, что у меня есть корзина, которую я называю «Корзина Суетности», и, как мы выбрасываем ненужные бумаги, так и эти мысли я бросаю туда, и они меня не волнуют. Потому что не должен человек огорчаться из-за этого. Порой придёт безбожник, какой-нибудь противник, начнёт бесцельные беседы с мыслью расстроить вас. Никогда этого не показывайте, хотя вы огорчены, ранены и всё такое. Не показывайте этого. Ибо тогда он выиграл свою игру. Так? В другой раз придёт ещё большая сила. Если же вы снова проявите бесстрастие, то он скажет: «Напрасно я бью здесь. Пойду бить в другом месте...» Поэтому прежде всего нет – гневу! Потому что Господь говорит: «Не противься злому» (Мф 5:39). Потому что, когда мы идём против чего-нибудь, убиваем себя в ссоре. Если придёт кто-нибудь в это время и увидит нас, поймёт ли он, кто прав, а кто не прав? Никогда! Мы становимся оба лукавыми и от лукавого. Поэтому говорю вам: когда начинается беседа, которая идёт к ссоре, один из двоих, если он Божий человек, должен молчать и говорить в себе: «Господи, Иисусе Христе, помилуй нас». Через две минуты всё прекращается.

✓ О связи Божественной благодати и любви

– Благодать Божия, в связи с нашими делами и жизнью, часто удаляется от нас. Иногда с большим трудом, молитвой и покорением (воле Божией) и смирением, снова приходит. Но ключом ко всему этому является степень нашей любви. Как-то я спросила Ангелов: «Чего же от меня хочет Бог? Какую работу мне сделать? Где мне быть?» И ответ был категоричным! «Ни куда идёшь, ни что делаешь, ни как живёшь, ни если помогаешь другим. Одно имеет значение. Кому и Сколько любви даёшь везде. Везде, без различия».
– Когда говорите «Кому и Сколько», что вы подразумеваете?
– Кому – когда даёшь любовь, не ожидая награды. Так? Сколько – должно быть неограниченно и со своей жертвой. Потому что, если в любви нет жертвы, это не любовь по Богу. Но какая жертва? Жертва, которую ты не чувствуй! В такой степени. Не говори: «Я сделала такую жертву и, смотри, безрезультатно...» Это – фарисейство!

✓ О радости Христовой

– Является ли радость неотъемлемым элементом христианина? Если веруешь во Христа, будешь ли всегда радостным?

– Будешь. Ибо Христос сказал: «Мир Мой даю вам, не как мир». И далее говорит: «Радость Мою даю вам, не как мир». Т.е. эта радость, как благодать Божия. Из нас истекает. Не ожидаем, чтобы другой нас сделал радостными, потому что прежде Христос нас делает радостными.

– Хотя видите больных людей, бедных, немощных... каждый день, вы радостны.

– Да. Потому что люблю их от всего сердца. Соединяю свою жизнь с их жизнью, но одновременно помышляю, что если я, смертный и грешный человек, могу так сильно любить, то тем более их любит Бог, Который, к тому же, создал их, и они дети Его. Другими словами, Он первый «отвечает» за них. Он знает, почему они болеют. Он знает, что произойдёт в душах их в результате этой болезни. Он знает, какова цель всего. Я не могу ни судить, ни вникать. Но что я делаю? Беру этого больного внутрь себя. Со всей любовью горячо молюсь о нём и предаю его к Ногам Христовым. Т.е. говорю: «Боже мой, Ты дай чаду Твоему благодать Твою, дай ему прощение Твоё, дай ему милость Твою, дай ему Свет Твой, дай ему здравие души же и тела, и яви волю Твою в жизни его». Потому что, когда не бывает явлена воля Божия в жизни человека, он лежит больным долгое время, чтобы извлечь уроки и опыты. Поскольку в кровати можешь подумать, можешь оставаться один, можешь найти ответы на массу вопросов. Кто находился долгое время в кровати, – и я долго оставалась в молодости в кровати – понимает, какой это дар для него, грешного. Потому что грех должен быть очищен. Сидя в кровати, мы можем быть одни. Ни собраний, ни внешних представлений, ничего... И всё это помогает...

Таким образом, я совершаю молитву и оставляю его в руках Божиих. Могу ли я сделать большее? Нет! Если я сделаю так, потом, конечно, благодать Божия не переменится. Не могу плакать над этим. Могу плакать над своими грехами и просить прощения. Это – другое дело. Но плакать о каком-нибудь другом чаде Божием... нет. Да, я буду соболезновать всем своим сердцем. Такое соболезнование приведёт меня на путь молитвы. Молитва будет как соединение с Богом... Бог хочет, чтобы в этом мире мы любили, дабы Он совершил Своё чудо – на самом деле, Он хочет, чтобы человеческая душа соединилась с Ним, я это осознала. Поэтому священники и люди Божии, когда совершают молебен, видят сразу, что происходит перемена в душе человека, о котором бывает молебен, хотя он находится далеко. И другой человек говорит тебе: «Знаешь, что я почувствовала? С того момента – некую другую силу», и т.д. Потому что нет более сильной вещи, чем действие молитвы. Молитва – это действие Божие. Это так... И прежде всего, прежде всего, нам нужно и другое: слушать Голос Божий. Не разговаривать.

– Т.е. радость может стать постоянной?
– Да. Даже и когда делаем что-либо важное, например, когда молимся и кто-нибудь придёт и постучит в дверь, Святой говорит тебе: не отсылай его, сделай вид, что ты не молилась, открой и скажи: «Проходи, брат мой». Когда будем так думать, только о брате, а не о себе самих, Радость будет постоянная. Тогда мы отражаем лицо другого. Если мы бываем зеркалом, в котором другой человек видит своё лицо, и это зеркало радостное, то он не может видеть ничего, кроме этого. Это очень важно.

3. О БОРЬБЕ С ПОМЫСЛАМИ И О БЕЗМОЛВИИ

– ...когда не думаешь о Боге, тогда не имеешь силы соединиться с Богом, и приходит очень сильный помысел... 

– Это происходит в большинстве случаев, когда вы бываете в присутствии людей, которые не по Богу, и которые в тот момент находятся под влиянием духа не благого. Ибо, когда вы бываете с людьми Божиими, то вам нет необходимости следить за тем, что вы скажете, или что подумаете, или как будете себя вести. Потому что только с людьми, любящими Бога, как и вы, бывает гармония. Однако мы видели во многих местах Евангелия, что Иисус Христос молчал. Например, перед Пилатом. Разве Он не мог сказать два слова? Однако, молчал. Почему молчал? Потому что дальше говорит, что было попущение Божие. Говорит Ему Пилат: «Знаешь ли, что я имею власть сделать это и это?» И Иисус говорит ему: «Какую власть? Только ту, какая дана тебе Свыше».

Предположим, что приходит человек и говорит нам на голову массу обвинений, – хотя мы не такие, и не было того, что он говорит, мотива... Согласны?

– Конечно, со мной случались и случаются подобные вещи.

– Случаются со всеми нами. В ту минуту, когда мы почувствуем присутствие Божие в нас, будем молчать. Если будем говорить, – это бессилие, не сила. Люди, мыслящие по-мирскому, полагают, что ответом поставят другого на своё место. «Он сказал мне это, и я ответила и заткнула ему рот». Когда вы молчите, другой, будучи разгневанным, и мыслящим по-мирски, так раздражается, что может дойти до того, что скажет вам ещё худшее. Потому что находит, что ваше молчание его оскорбляет. Заставляет его прикрывать своё состояние; гневается, что открывается, кто он, гневается ещё больше, и бывает тогда невыносим!

Есть и другой способ... В ту минуту, вместо того, чтобы молчать до конца, т.к. видите, что он ещё больше нервничает, скажите и устами то, что говорит ваша душа: «Господи наш, Иисусе Христе, помилуй нас». И если скажете: «помилуй нас», ощутите ужасную силу. Как-то в беседе мне пришлось сказать так, и тогда сразу мой собеседник сказал с улыбкой: «Э, итак, да помилует тебя! А меня помилует?.. Как было бы хорошо!» Потому что Господь говорит: «Если пойдёте и скажете: "Мир дому сему", и дом не примет его, этот мир возвратится к вам». Ясно говорит. Так и молитва эта...

Не существует на земле большей силы, чем любовь, которая есть синоним молитвы и её проявление в трудные минуты молчания. Однако молчание, имейте в виду, не есть следствие безразличия. Нужно интересоваться о сопернике, нужно уважать другого человека таким, каков он есть. Как видим, Господь никого не осуждал. Сказал: «Видишь, женщина, и Я прощаю тебя», после того, как сказал: «Не имеющий греха первый да бросит камень». Поскольку осуждал общее зло, массовое. Как сказал: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры». Он должен был это сказать, потому что иначе предавал бы Истину. И поскольку Он Сам есть Истина и Жизнь и Путь, должен был это сказать. Часто мы видим, в свою очередь, и самих себя с ними. Не говорит нам лично, но пo-Своему судит лицемерие всех нас.

Мы можем ненавидеть ложь, ненавидеть зло, но не лжеца, или злого, потому что он – брат наш. Сегодня он подвергся нападению злого духа. А если, да не будет, подвергнемся этому мы завтра?.. Потому что все мы – грешные и немощные, и, как говорит Господь, – «Без Меня не можете творить ничего». Если Он не будет постоянно вытаскивать нас за руку, мы погибли! Преткновение... Преткновение... Преткновение... Святой Петр только на одно мгновение отвёл свой взгляд от Господа и посмотрел на волны – и сразу начал погружаться. Поэтому смотри на Него во все глаза и иди... Скажешь, трудно, потому что Он невидимый. Однако – видимый душевными глазами. Так-то. Во вся¬ом случае, зло не может продолжаться в Монологе. Всегда ищет Диалога...

– Т.е. нужно молчать в хорошем смысле, да придут вещи по Богу.

– Да. Но также и сравнение у нас должно совершенно отсутствовать. Предположим, что мы находимся в учреждении. Руководитель учреждения к одному относится так, к другому иначе. Руководитель не виноват. Всё происходит в этом мире или потому, что так хочет Бог, или попускает для испытания всех нас. Разнообразно. Я, например, нахожусь здесь как испытание для всех остальных. Вы находитесь здесь как испытание для меня. Приходит второй, третий, и нас испытывает обоих, как мы будем вести себя при разных обстоятельствах. Итак, Господь не любит сравнения. Нужно всегда смотреть за собой... И не судить, хорошо ли, плохо ли сказал другой... «Но я не виновата. Зачем он мне сказал об этом? Другой виноват больше... Зачем он словами обидел меня?»

Мы должны помнить о следующем. В Евангелии видим, что Господь наш не любит сравнения. Он любил Марфу, однако, когда она сказала Ему: «Почему Ты позволяешь Марии слушать слово, тогда как я работаю», – исправил её. Затем, мы видим блудного сына. Приходит его брат и говорит отцу: «Почему для него так и так...», и он поставил его на своё место. В другом случае видим трёх делателей. Приходит первый, весь день в полуденном поту... и получает динарий. Приходит работавший с полудня и получает то же. И восстаёт первый: «Господи, я работал так и так...» Поэтому не знаем и мы, почему с нами так поступает другой. У него есть своя причина. Потому что он имеет просвещение и делает соответственно тому, что требует его душа. Иногда мы, может быть, думаем, что не имеем гордости, но когда нас «побьёт» игумен или игуменья, то оживает внутри нас «Я»... что нам было совсем неизвестно! И вкладывает нам мысль: «Что она бегает?» Однако... смотри, что ты делаешь.

Бог никогда не хочет сравнения. Понимаете? Он хочет, чтобы каждый из нас смотрел на своё шествие в отношении к Его истине...И поскольку Бог, когда дал нам Духа Своего и сотворил души, сделал нас человеками, то вместе с Духом Своим, Которого Он вдунул в нас, вдунул и Любовь. И как, когда мы перестаём дышать, перестаём жить, так и когда перестаём любить, бываем трупами. И чтобы достигнуть того, о чём Господь говорит, – да благословляем обижающих нас, – должна преизбытчествовать любовь... И поскольку, как говорит Евангелие, Бог есть Любовь, то это означает, что в то время, когда мы уходим с Глаз Божиих, следовательно, нас оставляет благодать. И если уходит благодать, мы – мертвы... И хотя потом мы делаем, но мы – трупы.

– Сколько недостатков...

– Вы сказали, что ваше пребывание в этом месте помогло вам вскрыть различные недостатки. Человек уходит от мира не для того, чтобы найти Бога. Уходит, чтобы открыть самого себя. И когда откроет, тогда может предстать пред Богом кающимся, смиренным, ничтожным, и постепенно, видя недостатки, будет изгонять всё то, что собрал гордостью, человеческим воспитанием, людской похвалой «молодец-молодец», и понять, кто он на самом деле. От древних основой является: «познай самого себя», но и до конца жизни только испытание самого себя даёт нам степень единения нашего с Богом. Когда ты окружён народом, и большинство говорит тебе: «Браво, как хорошо ты это сделал... какой прекрасный порядок у тебя на работе... как хорошо ты нам сказал и объяснил...» – и всё время слышишь только похвалу, случается порой, потом, через годы, по попущению Божию, слышишь: «Плохо и криво ты сделал!..» – и тогда опять приходишь в себя! Но, как сказал один мудрый человек, «каждый человек – христианин по рождению». Это так. До поры, когда уходим.

✓ «Помогает отшельничество»

Никто не может сказать, что он достиг совершенства. Потому что только Господь Совершенный. Во всяком случае, этому помогает уход из мира. Помогает отшельничество. Когда много лет назад, оставляя мир и оплачиваемую работу, я оказалась в Гималаях, без церкви, без семьи, без языка, т.е. только Бог и я на земле, то поняла это. Тогда понимаешь, что становишься более строже к себе, потому что бываешь постоянно в присутствии Божием. И тогда открывается твоё скрытое. Одиночество – необходимо. Потом можешь возвратиться в мир. По тогда уже то, что слышала раньше, «браво-браво», не произведёт на тебя никакого впечатления. И осуждения тебя не интересуют, поскольку знаешь, что твоя совесть говорит, в порядке ли ты сам. Тогда имеешь уже критерием Евангелие и совесть. И продвигаешься вперёд. Совершенного имеем для Суда. Мы можем искать и человеческую помощь: но... помощь моя от Господа, сотворшего Небо и землю.

Итак, у вас есть благоприятная возможность. Есть многочасовые службы. Утром, днём, вечером и снова после ужина. Это вам помогает не уходить из присутствия Божия, и от Его мысли. Читая, скажем, псалмы, Премудрость Соломона, Притчи, если вы поистине будете читать внимательно, будете иметь рядом наилучших Учителей, каких только ми можем иметь. Целью уединения всегда является внутренняя работа. Но порой бывает, по прошествии времени, когда ты сидишь в пустынном месте, спустишься потом когда-нибудь в мир и увидишь, что, может быть, ты не сделал ни шага. Потому что в первой беседе, при первом возражении, может быть увидишь, что проснулось «Я», спавшее столько времени.

<...> я настаиваю на этой мысли. Что отшельник, если не приходит по временам в мир, не может понять, где находится. Столько Святых так делали... И любопытно, что постепенно и к великому вашему недоумению, тех, кого вы видели своенравными, увидите покладистыми. И тех, кого считали злыми, увидите добрыми. Если вы поистине попросите Бога поработать в вашей душе, то не будете уже видеть других, какими вы видели их. Это великое чудо Божие! Т.е. со всеми нами, когда мы с Ним, Он делает великую перемену. И когда мы спускаемся, не бывает разницы, в миру мы или в пустыне. И видим всех детьми Божиими и, следовательно, хорошими. И тогда чувствуешь себя уютно: и в горах один, и в миру – один. Один с Богом. И уже не производит на тебя впечатление... Но сначала необходимо для тебя Место. Чтобы ты там обрёл себя.

✓ Письмо о безмолвии

...В (книге) «Подражание Христу» он пишет: «И если сделаешь самую трудную работу, и если всё принесёшь, знай, что найдётся кто-нибудь, кто сделает всё это лучше тебя, и что, в конце концов, ты не кто иной, как негодный и бесполезный раб». Это опыт и моей жизни. Какую «жертву» делаем (и что есть у нас «пожертвовать», когда ВСЕ – Его?), разве не делаем её для того, чтобы очистить себя от страстей? От самолюбия, славолюбия, эгоизма, мании величия, тщеславия? Полная «корзина суетности»! И когда мы всё это поймём, тогда заполним обратную сторону медали, которая есть Любовь. И это есть Смирение.

Блаженни, кто это познали, прочувствовали и, силою Божией, положили в практику своей жизни. Они переживают здесь на земле Рай и уходя возьмут его с собой. Ибо «Царствие Божие внутри вас есть». Тогда мы не бываем прилеплены ни к чему и ни к кому! Видим Свет («Аз есмъ Свет», – сказал). Весь путь, как бы ни казался трудным, с Ним – нет... «Аз есмъ Путь». И так мы летим на «крыльях» Ангелов, которые нас наставляют и охраняют.

Если бы я была живописцем, нарисовала бы одну такую икону, воображаемую, с бесконечной дорогой, всю Свет, и с Ангелами. Но всё самое прекрасное, что даровал нам Бог, ни написали, ни изобразили, ни воспели в песнях. Оно жило и живёт веками только в душе, сердце и духе тех, кто его вкусил. Не выразили на земле, только в Невидимом мире, ибо «тленный человек» не имеет средств.

Вначале хочешь поделиться нескончаемой благодатью Божией с теми, кого любишь. Постепенно научишься и ты делиться ею только с Ангелами Его до тех пор, когда однажды не будешь «существовать» уже. Обратись назад, ко всем воспоминаниям жизни, и увидишь, что помнишь лица, события, места, но никогда не видишь самого себя. Это – Истина. Путь. Жизнь – Божий Сын! И мы дети Его, сыноположенные. Какая радость!

Дорогой Д., я прожила столько лет этой жизни и теперь жду – со спокойствием, молитвой и тишиной, всегда исполненными Его Любви, – Зов Его к Путешествию без возвращения. Слава Ему за ВСЁ. БЛАГОДАРЮ ЕГО.

✓ О неподвижности [ума]

– Знаю одного, кто так привык к «неподвижности», что сделал её правилом жизни, и Ангелы подарили ему за это душевные крылья, невидимые. Так он летает по земле и по Небу и в невидимом космосе. А остальные, кто не знает этого, поскольку не видят, стараются передвигать его своею любовью...

По книге «Подвиг любви». – Свято-Покровская монашеская община, 2000. По благословению отцов Святой Афонской Горы

[1] Благодатное дарование
[2] Стремма – мера площади = 0,1 гектара