Преподобный Максим Грек. Послание к инокиням
Многогрешный инок Максим Грек, кланяюсь до земли честным инокиням.
От любви вашей, какую вы оказали мне о Господе по своему доброму изволению, я не просил, и на ум мне никогда не приходило получить такой подарок, какой получил я от вас сверх ожидания.
У меня, убогаго и нищаго добродетелями и книжным разумом, просят честныя и премудрыя дщери Небеснаго Царя напоминания о богоугодной жизни, как бы недостаточествующия в премудрости и разуме божественном, тогда как они, на самом деле, прилежнейшия ученицы Самой Ипостасной Премудрости, Создателя и Владыки всех, Бога и Отца. Откуда возьму я, убогий в этом отношении, потребное для предложения им душеполезной трапезы и неистощимой пищи? Надлежит тому, кто предпринимает учить других, как благоугождать Богу, прежде во всем самому делом исполнить это, чтобы жизнь его во всем согласовалась с его учением о Боге, дабы поучаемые им относились к нему с доверием и сам он получил бы воздаяние от Бога, как содействующий Ему в деле спасения верующих. Так и таинственное слово Божие учит нас, говоря: Лицемере, изми первее бервно из очесе твоего, и тогда прозриши изъяти сучец из очесе брата твоего (Mф. 7, 21). Также: Иже сотворит и научит, той велий наречется во Царствии Небесном. Я же, имея на мысленных очах не одно бревно, но безчисленное множество их, как возмогу изъять сучец из очей других, сам нуждаясь в таком враче? Но как слово Божие обещает, говоря: Отверзи уста твоя, и исполню я; также: Господь даст глагол благовествующим силою многою; то и я, повинуясь сему и надеясь на это, дерзаю приступить к сему, хотя это превосходит мои силы и сан; не вы бо, говорит, будете глаголющии, но Дух Отца Моего Небеснаго. Призвав в помощь этого Божественнаго Помощника, начну поучение следующим образом.
Начало премудрости страх Господень, разум же благ всем творящим его (Пс. 110, 10). Под премудростию здесь мы разумеем не обилие разума или познания всяких писаний – божественных и внешних, но исполнение делом божественных заповедей и велений, как Сам Господь учит, говоря: Не всяк, глаголяй Ми: Господи, Господи, внидет в Царство Небесное, но творяй волю Отца Моего, иже есть на небесех (Mф. 7, 21), то есть, кто прилежно исполняет спасительныя Его заповеди словом и делом. Ибо кто приносит Ему только продолжительныя молитвы, а о том, чтобы принести Ему плод заповедей Божиих, который есть любовь, правда и милость, не заботится, тот услышит от Него: Что Мя глаголете, Господи, Господи, а того, что Я вам повелеваю, не исполняете. Тому же учит Он нас и чрез божественнаго пророка, который говорит: Грешнику же, то есть не по заповедям Его живущему, рече Бог: вскую ты поведаеши оправдания Моя и восприемлеши завет Мой усты твоими (Пс. 49, 16).
Вот этими словами Он явственно уничижает и отвергает того, кто украшает себя одним только большим знанием божественнаго Писания и этим думает благоугодить Богу, делая противное сему. Ибо после приведенных слов следует: ты же возненавидел ecu наказание и отверг ecu словеса Моя вспять, то есть преступаешь и презираешь спасительныя Мои заповеди и крадешь с крадущими, тогда как Я повелеваю тебе не красть, обижаешь с обижающими, лихоимствуешь с лихоимствующими и осуждаешь неповиннаго, приемля дары от обидчика, тогда как Я все это ненавижу от души и отвожу тебя от этого Моими божественными заповедями, повелевая тебе так: Не уповайте на неправду, и на восхищение не желайте, богатство аще течет, не прилагайте сердца, то есть не вдавайте себя всецело в то, чтобы скопить себе посредством всякой неправды большия сокровища на земли, идеже червь и тля тлит, и идеже татие подкапывают и крадут. Поэтому хорошо и справедливо говорит слово Божие, что начало премудрости есть страх Господень, то есть начало спасения души есть хранение и исполнение заповедей Божиих.
Это оно и называет страхом Господним, как и чрез Пророка тайно научает, говоря: Приидите, чада, послушайте мене, страху Господню научу вас. Кто есть человек хотяй живот, любяй дни видети благи (Пс. 33, 12), как бы говоря: если найдется кто-нибудь, имеющий такое желание, да удержит, говорит, язык свой от зла, то есть от клеветы, от лжи, от хулы, оболгания, сквернословия, буесловия и празднословия, и устне да не глаголют лести, но да говорят только истину и правду, да уклонится таковый от зла и да сотворит благо, то есть да возненавидит всякую нечистоту плоти и духа, да гнушается сим, и сотворит благо, то есть да возлюбит всякую чистоту и святость души и тела. Да отступит от неправды и да возлюбит правду; да отступит от жестокости и немилосердия, и да будет милостив, щедр, нищелюбив, милосерд ко всем вообще, находящимся в скудости и в различных бедах; если кто голодает, да накормит его досыта; если жаждет, да напоит; если наготствует, да оденет жалкия его кости, и померзающаго от холода да не презрит и да не минует тех, которые находятся в таковых бедствиях. Ибо весь закон и пророцы, то есть все десять заповедей Божиих и все то, что пророки завещают вам многими и различными изречениями, – все это заключается в этих двух заповедях, то есть: Возлюбиши Господа Бога твоего всею душею твоею и всею крепостию твоею, и ближняго своего яко сам себе (Мк. 12, 30–31).
Кто эти две заповеди исполняет делом, тот весь закон и все пророчества исполнил, а кто пренебрегает ими и попусту хвалится, говоря: люблю Бога, – тот окончательно прельстился умом, ибо говорят неложныя уста Христовы: Имеяй заповеди Моя и соблюдаяй их, то есть исполняющий их делом, той есть любяй Мя, не любяй Мя словес Моих не соблюдает (Ин. 14, 21). Также блаженный Иоанн Богослов в первом соборном послании говорит: Глаголяй, яко люблю Бога, а заповеди Его не соблюдает, ложь есть, и в семь истины несть (2, 4.), следовательно, и Xpиcтa в нем нет, ибо самая истина есть Христос. И если Xpиcтa нет в нас, то горе нам, ибо мы окажемся трудившимися напрасно, надеясь спастись одним только воздержанием от брашен, продолжительными молитвами и бдением. Несть Царство Божие брашно и питие, но правда и мир и радость о Дусе Святе, по святому апостолу Павлу (Рим. 14, 17). Здесь Царством Божиим он называет новое евангельское законоположение, которое есть не что иное, как только всякая правда, совершенная любовь и святыня, также милость и щедрость ко всякому, находящемуся в бедах и нищете.
Иже бо сими служит Христови, говорит Апостол Павел, благоугоден есть Богови, и искусен человеком (Рим. 14, 18). Всем этим мы достоверно научаемся, что начало премудрости, то есть спасения души, есть страх Божий, который заключается в соблюдении святых Его заповедей, как и божественный песнопевец говорит: Блажен муж бояйся Господа, в заповедех Его восхощет зело (Пс. 111, 1), то есть всею душею любит жить по ним и всегдашним исполнением их старается благоугодить Богу. А кто склоняется к душепагубной мысли, что-де ныне люди слабы по естеству и необходимо снисходить человеческой немощи, то и я скажу тому то же; только снисходить можно в том, в чем снисхождение не противно заповедям Божиим и не нарушает отеческих иноческих уставов, которые заключаются в нестяжании, в безмолвии, в жизни безпопечительной, в несребролюбии, в нелихоимстве, в смиренномудрии и кротости, в любви нелицемерной, в милосердии и жалости ко всем находящимся в бедах.
Всякое же снисхождение, соединенное с нарушением сих заповедей и установлений, есть совершенная погибель души, а не спасение. Какое спасение в том, чтобы, вопреки данным нами обетам, опять приобретать имения и стяжания, и обильныя сокровища на земле с нарушением заповеди евангельской посредством неправды и лихоимания, от которых происходит безчисленное множество всякаго нестроения и безчиния помыслов и дел мирских, ссоры, брани, по причине которых мы только пострижением и черною одеждою отличаемся от мирян. Но об этом достаточно сказаннаго для тех, которые искренно любят шествовать тесным и прискорбным евангельским путем, без самооправдания, а для не покоряющихся истине евангельской и хвалящих пространный путь мною достаточно сказано в ином слове; пусть оттуда почерпают исправление, если хотят. Мы же возвратимся к остальным душеполезным завещаниям Святаго Духа.
Желая поощрить нас к деланию страха Божия, то есть заповедей Владыки, Слово Божие перечисляет нам происходящие отсюда плоды духовных дарований, которых сподобились блаженные делатели их. Таковы суть от века благоугодившие Богу патриархи, пророки, апостолы, мученики и богоносные отцы наши, основатели и наставники иноческаго жития. Каковы же те дарования, которых сподобятся таковые, слушай: Сильно, говорит, на земли будет семя его (Пс. 111, 2); сильно – не золотом, не серебром или обилием житейских стяжаний, как некоторые неправо думают, но сильно верою и правдою и любовию к Богу и ближнему, каковым был тот, который говорит: Кто ны разлучит от любве Божия? Скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или меч? Известихся бо, яко ни смерть, ни живот, ни ангели, ни начала, ни силы, ни ина тварь кая возможет нас разлучити от любве Божия, яже о Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 8; 35, 39).
И в другом месте: Во плоти ходяще, не по плоти воинствуем. Оружия бо воинства нашего не плотская, но сильна Богом на разорение твердем: помышления низлагающе и всяко возношение, взимающееся на разум Божий (2 Кор. 10, 3–5). Семенем же их, по справедливости, назовем евангельскую проповедь, которая, будучи насеяна по всей вселенной безчисленным множеством правоверных, сильных во всякой святыне и правде, и преподобии, плодоносит Небесному Делателю мучеников, преподобных иноков и всяких праведников, которые твердостию веры и теплотою любви к Спасителю Xpисту отогнали отовсюду тьму прелести богомерзких идолов и ввели данный от Бога свет неложнаго благочестия. Они были сильны в брани, как духовной, так и телесной, ополчаясь верою во Xpиcтa Бога и любовию к Нему не только против начал и властей тьмы века сего прелестнаго и против лукавых духов, но и против самых нечестивых гонителей – греков, римлян и иудеев, и их неистовство на Xpиcтa и безмерную их гордость смирили, и повергли на землю, и, как прах, который на пути, говоря псаломски, сгладили (Пс. 17, 43).
Итак, хорошо сказал божественный Давид, что сильно будет на земли семя праведника, после чего прибавляет: Слава и богатство в дому его, то есть в дому боящагося Господа и исполняющаго делом Его заповеди. Богатство же и славу должно разуметь не маловременныя и земныя, которыя быстро исчезают, но славу, ниспосылаемую свыше преподобным угодникам Божиим, и богатство духовных дарований, которыми были обогащены богоносные апостолы, преподобные и праведные еще в настоящей жизни, а также наслаждение вечных благ, которых око не виде и ухо не слыша, как написано (1 Кор. 2, 9). Об этом обогащении говорит негде песнопевец к Создателю и Владыке всех: посетил ecu землю, то есть человеческое естество, и упоил ecu ю, то есть преисполнил духовнаго веселия и радования, умножил ecu обогатити ю (Пс. 64, 10), то есть благоволил преизобильно оградить и украсить естество человеческое силами и знамениями и всякими духовными дарованиями.
Оно находилось в крайней нищете, не имея познания о Боге, Создателе своем, Питателе и Промыслителе, богатела же она всякою бесовскою прелестию и нечестием, всяким безумием и всякою злобою. Отвергнув истинный разум и страх Божий, и поработившись окончательно лукавым бесам, оно управлялось ими, как безсловесное какое животное, и вовлекалось во всякую пропасть безбожия и скотскаго блужения. Но не презрел до конца Всеблагий Бог естество человеческое, но, умилосердившись, посетил оное, недугующее всяким безбожием, и не просто только посетил, но успокоил и обогатил, украсив и преобразив всякими дарованиями Святаго Духа, как выше сказано мною. Поэтому и правда его пребывает во веки, то есть благочестивыя дела его и предприятия не погибают вместе с окончанием этой временной жизни, как дела лукавыя людей нечестивых и грешных, но последуют благочестивым по исходе их из этой жизни и вечно пребывают при них.
Такими дарованиями украсится от Бога всякий истинно Божий человек, то есть всякий боящийся Господа. Возсия во тьме свет правым. Как возсиявший солнечный свет разсеивает ночную тьму, так и праведник лучами благих и богоугодных своих деяний просвещает разумно сидящих во тьме неведения Бога, если они принадлежат к числу праведных и достойны сподобиться такой благодати, как сказал верховный апостол Петр: Поистине, разумеваю, яко не на лица зрит Бог: но во всяком языце бояйся Его и делаяй правду, приятен Ему есть (Деян. 10; 34, 35), то есть удостоивается Им евангельской благодати и проповеди, разума о Xpиcте и веры в Него. И это так. Но послушаем о дальнейших исправлениях боящагося Господа: Милостив, говорит, и щедр и праведен. Благ муж щедря и дая взаймы.
Такое расположение дарует страх Божий тому, кто делом исполняет заповеди Божии и с несомненною верою приемлет сказанное Господом: Блажени милостивии, яко тии помиловани будут; и опять: Будите убо вы совершени и щедры, якоже Отец ваш Небесный совершен есть и щедр (Mф. 5, 48). Воистину, нет ни одного другого добраго дела, совершаемаго нами, которое было бы так сильно преклонить на милость к нам Создателя всех, как человеколюбие, милость и сострадание к нищим и к находящимся в бедах и скорбях. Это явствует из многих мест Писания, в особенности же из того, что Сам Праведный Судия ни за какое другое дело похвалит тогда, на суде стоящих одесную Его и дарует им Царство Небесное, как только за то, что они алчущаго Его накормили, жаждущаго напоили, нагого одели, страннаго ввели, то есть в дома свои милостиво приняли и всячески упокоили; когда находился в темнице, то пришли к Нему и всяким способом утешали Его, и болящаго посетили.
Ради всех этих добрых дел, оказанных живущим в бедах, увенчает тогда праведных – Праведный и милостивых – Милостивый и Человеколюбивый, умолчав об остальных исправлениях их и подвигах духовных, как то: о великом пощении, молитве, всенощных стояниях и удалении в дальния и необитаемыя пустыни. Этим Он, Всемилостивый, желал показать то, что без милости и человеколюбия, оказываемых к находящимся в бедах, все те подвиги не приносят никакой пользы и считаются пред Ним недостойными упоминания; ибо Сам говорит: Милости хощу, а не жертвы, и уведения Божия, а не всесожжений. Этим Спаситель как бы так говорит: «Если идешь в церковь помолиться Мне и принести какую-нибудь жертву, и на пути встретишь беднаго нищаго, который нуждается в помощи или просит у тебя милостыни, – отдай просящему у тебя нищему то, что хотел ты дать иepeю Моему на молебен или на совершение святой службы, и не презри нужду и скудость нищаго, предпочитая ему приносимую Мне молитву и святую службу.
Ибо милость, оказанная ему, то – Мне от тебя и жертва благоприятная, и молитва благоугодная, если без сомнения послушаешься Меня, как и Я послушался без сомнения Отца Моего Небеснаго и принес Самого Себя в жертву и приношение за падшаго Адама и за весь происшедший от него род человеческий». Еще яснее научил нас сему неподкупный Судия притчею о пяти буиих девах, оставленных вне божественнаго чертога за то, что не взяли с собою в сосуды достаточно елея. Буии же девы, как учат божественные Отцы, суть души мужей и жен благочестивых, подвизающихся всегда во всенощных молитвах и много упражняющихся в пощении для очищения себя от всякой скверны плоти и духа; елея же, которым обозначается милосердие и сострадание к нищим и к живущим в бедах, не только не попеклись приобрести, а напротив, угнетали их ежегодными требованиями безчеловечных ростов. Поэтому справедливо таковыя души благочестивых названы Страшным Судией – буиими; ибо, одолев страсти, которыя выше естества и силы человеческой, и утишив в себе скотоподобное плотское стремление, они были побеждены страстию иудейскаго сребролюбия и поработились ненасытному лихоимству, не позаботившись о дарованных им по естеству милости, человеколюбии и благости, а превратили естество свое в зверское, стяжавая себе всяким неправедным способом различныя имения.
Таковых кто может достойно оплакать, которые не только не милуют нищих по божественной заповеди Спасителя, но еще расхищают и остальное именьице бедных и убогих ежегодными требованиями с них обременительнейших ростов. А есть и такие, которые настолько победились страстию иудейскаго сребролюбия и ненасытнаго лихоимства, что злоумышленно придумывают разныя клеветы против некоторых богатых людей, которые никого ничем не обидели. Кто может описать окаянство таковых? Никакое искусство риторскаго слова не в состоянии изобразить это ни с чем не сравнимое зло. Но предоставим исправление и исцеление их Спасителю и общему всех Врачу, Господу нашему Иисусу Хриcтy; мы же возвратимся к предлежащему. В память вечную, сказано, будет праведник, от слуха зла не убоится (Пс. 111, 6). Этим песнопевец, или правильнее – воодушевлявший его божественный огнь Святаго Духа (Параклита) – показал нам, чем награждает праведных делание со страхом Божиим Его заповедей. Что же это такое? – а то, что они никогда не придут в забвение, но сподобятся быть поминаемы в безконечные веки, то есть всегда будет совершаться чрез них хваление Богу и Спасителю Христу.
Ибо как нечестивых и грешных память погибает с шумом, как говорит Писание, так и память праведных пребывает в безконечные веки с похвалами пред Богом, и они ненасытно наслаждаются божественной славы, видения и беседы, с большим дерзновением. От слуха зла, говорит тот же, не убоится. Ибо к стоящим ошуюю Судии будет произнесен страшный и горький оный глас (слух зол): Идите от Мене, проклятии, во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его (Mф. 25, 41). Что может быть страшнее и болезненнее сего окончательнаго вечнаго осуждения? Этого, говорит, «слуха зла» не убоится тогда праведный; ибо он услышит нескончаемое и неложное оное благословение, которое будет сказано ко всем, стоящим одесную Его: Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира (Mф. 25, 34).
Эту милость окажет им праведный Судия и богатый Мздовоздаятель за их человеколюбие и милость и благоутробие, какия они оказали всякому нищему и всякому находящемуся в беде, как говорит божественный песнопевец: Расточи, даде убогим, правда его пребывает во веки (Пс. 111, 9). Этим кратким изречением Дух Святый ясно научил, каким образом боящийся Господа и заповеди Его исполняющий делом сподобляется вечной памяти у Бога и не убоится злого того слуха, потому, говорит, в память вечную будет праведник и от слуха зла не убоится, – что он делом исполнил заповедь Спасителя, которая говорит: Аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое, и даждь нищим, и имети имаши сокровище на небеси (Mф. 19, 21). Кто от всей души и от всего помышления, от всего сердца и от всей крепости своей возлюбит Господа и неизреченныя Его блага, тот не только раздаст все свое имение и стяжания, но и все плотския свои страсти окончательно возненавидит, и все свои желания отсечет, и с каждым днем будет преуспевать в богоугодных добродетелях, отвергнув вполне все житейское, возбраняющее ему восход к Богу. Ибо никтоже, говорит, может двема господинома работати – Богу и мамоне, то есть никто из работающих неправедному богатству не может благоугодить Богу. А кто снова опутывает себя житейскими попечениями после того, как раз навсегда отрекся сего пред Самим Богом и избранными Его ангелами, тот пусть услышит Законодателя, Который ясно говорит: Никтоже возложь руку свою на рало, и возвратившись вспять, управлен есть в Царствии Божии (Лк. 9, 62).
И опять: Всяк, иже слышит словеса Моя сия и творит я, уподоблю его мужу мудру, иже созда храмину свою на камени, которую не могли нисколько поколебать ни сильнейшие ветры, ни проливные дожди, ни множество других приражений рек. А кто слышит и не творит, то есть не исполняет делом Моих заповедей и повелений, тот уподобляется мужу уродиву, иже созда храмину свою на песце, на которую когда сниде дождь, и приидоша реки, и возвеяша ветри, то тотчас обрушили ее, и бе падение ея велие (Mф. 7, 24–27). Храминою же, думаю, Законодатель называет явившийся во мне добрый помысл, разсуждение и произволение, когда я решил сам про себя оставить мирскую безчинную жизнь и всю суету и неистовства ложная и принять иноческое безмолвное житие, доставляющее безчисленныя духовныя блага.
И если это свое благое решение и произволение исполню и совершу по заповедям Господним, и не перестану всегда прилепляться Ему всякою правдою, безмолвием и безпопечением, отрекаясь от удовольствий и наслаждений плоти, и возлюблю до конца совершенное нестяжание и иноческое жестокое пребывание, тогда воистину создал я храмину свою, то есть иночество, на камени, который есть Сам Христос Спаситель, Который называется духовным камнем и составляет твердость и утверждение для всех любящих Его, Который и сохраняет их невредимыми от нападения всяких бесовских козней, которыя и называются иносказательно ветром и дождем, и сильными реками. Если же по причине слабости своей мысли я, после того как сочетался Христу и отрекся житейскаго мятежа и суеты, опять опутаю себя ими, и опять начну приобретать всякия стяжания и сокровища на земли, – золото и серебро, и вдам себя в излишния и суетныя заботы и попечения, к которым приплетаются споры и тяжбы, а от этих рождается зависть и рвение, памятозлобие и вражда, и облак безчисленнаго множества злых и душевредных помыслов, тогда воистину уподоблен буду праведным Судиею мужу уродиву (безумному), создавшему храмину свою на песце, то есть на преступлении и преслушании спасительных евангельских заповедей, и удобно пленен бываю моим противником, и при всяком нападении на меня нечистых помыслов оказываюсь безсильным к борьбе с ними и вполне неискусным.
Придя в такое состояние по причине своего великаго безумия и нечувствия, не нахожу никого окаяннее себя. Ходящии, говорит, хождаху и плакахуся, метающе семена своя, грядуще же приидут радостию, вземлюще рукояти своя (Пс. 125, 6). Это священное изречение произнесено Духом Святым не только относительно мучеников и страдальцев, но и о преподобных иноках, добровольно располагающих себя к терпению всякой скорби и тесноты и неленостно шествующих путем, ведущим к Богу, которые со многими слезами и трудами постничества метают духовныя семена свои, то есть благия деяния. Поэтому и во время всеобщаго воскресения грядуще приидут с радостию, вземлюще рукояти своя, то есть примут от безсмертной десницы Владыки уготованныя им вечныя воздаяния: наслаждение уготованными для праведных вечными благами, которыя суть – безсмертие, Царство Божие безконечное, насыщение разума премудростию Божиею и радость несказанная, – коих да сподобимся и мы получить милостию и щедротами и человеколюбием Господа нашего Иисуса Хриcтa, Которому подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Всесвятым и Благим и Животворящим Духом, ныне и присно и в безконечные веки. Аминь.
Многогрешный инок Максим Грек, кланяюсь до земли честным инокиням.
От любви вашей, какую вы оказали мне о Господе по своему доброму изволению, я не просил, и на ум мне никогда не приходило получить такой подарок, какой получил я от вас сверх ожидания.
Поэтому я считаю справедливым возблагодарить такое великое ваше ко мне человеколюбие тетрадкою, напоминающею об иноческой жизни. Вы исполнены премудрости и разума божественнаго, как благоугождающия Самому Подателю всякой премудрости и разума – Иисусу Xpиcтy, духовному Жениху душ ваших, от Котораго вы постоянно и просвещаетесь светом всякой премудрости и высочайшаго разума. Примите же это малое напоминание с обычною вам духовною любовию и кротостию, хотя бы в ней кое-где и встречалась речь не особенно легкая. Не удивляйтесь этому и не смущайтесь, ибо я боюсь Того, Который чрез пророка своего Исаию говорит: Горе глаголющим тьму свет, и свет тьму, полагающим горькое сладкое, и сладкое горькое (Ис. 5, 20); также: Страшно есть еже впасти в руце Бога Живаго (Евр. 10, 31). Хотя я и грешнее всех грешников, но истину евангельскаго законоположения я обязан всем проповедовать всею душею, всем сердцем и устами. Если же кто вознегодует по причине прямоты этой тетрадки, тот сам увидит, ибо каждый свое бремя понесет, сказано в божественном Писании, и также – каждый что посеет, то и пожнет. Здравствуйте всегда о Господе и нас во святых своих молитвах не забывайте!
О том, как должно проводить иноческую жизнь,
и что исполнение евангельских заповедей есть истинный страх Божий
У меня, убогаго и нищаго добродетелями и книжным разумом, просят честныя и премудрыя дщери Небеснаго Царя напоминания о богоугодной жизни, как бы недостаточествующия в премудрости и разуме божественном, тогда как они, на самом деле, прилежнейшия ученицы Самой Ипостасной Премудрости, Создателя и Владыки всех, Бога и Отца. Откуда возьму я, убогий в этом отношении, потребное для предложения им душеполезной трапезы и неистощимой пищи? Надлежит тому, кто предпринимает учить других, как благоугождать Богу, прежде во всем самому делом исполнить это, чтобы жизнь его во всем согласовалась с его учением о Боге, дабы поучаемые им относились к нему с доверием и сам он получил бы воздаяние от Бога, как содействующий Ему в деле спасения верующих. Так и таинственное слово Божие учит нас, говоря: Лицемере, изми первее бервно из очесе твоего, и тогда прозриши изъяти сучец из очесе брата твоего (Mф. 7, 21). Также: Иже сотворит и научит, той велий наречется во Царствии Небесном. Я же, имея на мысленных очах не одно бревно, но безчисленное множество их, как возмогу изъять сучец из очей других, сам нуждаясь в таком враче? Но как слово Божие обещает, говоря: Отверзи уста твоя, и исполню я; также: Господь даст глагол благовествующим силою многою; то и я, повинуясь сему и надеясь на это, дерзаю приступить к сему, хотя это превосходит мои силы и сан; не вы бо, говорит, будете глаголющии, но Дух Отца Моего Небеснаго. Призвав в помощь этого Божественнаго Помощника, начну поучение следующим образом.
Начало премудрости страх Господень, разум же благ всем творящим его (Пс. 110, 10). Под премудростию здесь мы разумеем не обилие разума или познания всяких писаний – божественных и внешних, но исполнение делом божественных заповедей и велений, как Сам Господь учит, говоря: Не всяк, глаголяй Ми: Господи, Господи, внидет в Царство Небесное, но творяй волю Отца Моего, иже есть на небесех (Mф. 7, 21), то есть, кто прилежно исполняет спасительныя Его заповеди словом и делом. Ибо кто приносит Ему только продолжительныя молитвы, а о том, чтобы принести Ему плод заповедей Божиих, который есть любовь, правда и милость, не заботится, тот услышит от Него: Что Мя глаголете, Господи, Господи, а того, что Я вам повелеваю, не исполняете. Тому же учит Он нас и чрез божественнаго пророка, который говорит: Грешнику же, то есть не по заповедям Его живущему, рече Бог: вскую ты поведаеши оправдания Моя и восприемлеши завет Мой усты твоими (Пс. 49, 16).
Вот этими словами Он явственно уничижает и отвергает того, кто украшает себя одним только большим знанием божественнаго Писания и этим думает благоугодить Богу, делая противное сему. Ибо после приведенных слов следует: ты же возненавидел ecu наказание и отверг ecu словеса Моя вспять, то есть преступаешь и презираешь спасительныя Мои заповеди и крадешь с крадущими, тогда как Я повелеваю тебе не красть, обижаешь с обижающими, лихоимствуешь с лихоимствующими и осуждаешь неповиннаго, приемля дары от обидчика, тогда как Я все это ненавижу от души и отвожу тебя от этого Моими божественными заповедями, повелевая тебе так: Не уповайте на неправду, и на восхищение не желайте, богатство аще течет, не прилагайте сердца, то есть не вдавайте себя всецело в то, чтобы скопить себе посредством всякой неправды большия сокровища на земли, идеже червь и тля тлит, и идеже татие подкапывают и крадут. Поэтому хорошо и справедливо говорит слово Божие, что начало премудрости есть страх Господень, то есть начало спасения души есть хранение и исполнение заповедей Божиих.
Это оно и называет страхом Господним, как и чрез Пророка тайно научает, говоря: Приидите, чада, послушайте мене, страху Господню научу вас. Кто есть человек хотяй живот, любяй дни видети благи (Пс. 33, 12), как бы говоря: если найдется кто-нибудь, имеющий такое желание, да удержит, говорит, язык свой от зла, то есть от клеветы, от лжи, от хулы, оболгания, сквернословия, буесловия и празднословия, и устне да не глаголют лести, но да говорят только истину и правду, да уклонится таковый от зла и да сотворит благо, то есть да возненавидит всякую нечистоту плоти и духа, да гнушается сим, и сотворит благо, то есть да возлюбит всякую чистоту и святость души и тела. Да отступит от неправды и да возлюбит правду; да отступит от жестокости и немилосердия, и да будет милостив, щедр, нищелюбив, милосерд ко всем вообще, находящимся в скудости и в различных бедах; если кто голодает, да накормит его досыта; если жаждет, да напоит; если наготствует, да оденет жалкия его кости, и померзающаго от холода да не презрит и да не минует тех, которые находятся в таковых бедствиях. Ибо весь закон и пророцы, то есть все десять заповедей Божиих и все то, что пророки завещают вам многими и различными изречениями, – все это заключается в этих двух заповедях, то есть: Возлюбиши Господа Бога твоего всею душею твоею и всею крепостию твоею, и ближняго своего яко сам себе (Мк. 12, 30–31).
Кто эти две заповеди исполняет делом, тот весь закон и все пророчества исполнил, а кто пренебрегает ими и попусту хвалится, говоря: люблю Бога, – тот окончательно прельстился умом, ибо говорят неложныя уста Христовы: Имеяй заповеди Моя и соблюдаяй их, то есть исполняющий их делом, той есть любяй Мя, не любяй Мя словес Моих не соблюдает (Ин. 14, 21). Также блаженный Иоанн Богослов в первом соборном послании говорит: Глаголяй, яко люблю Бога, а заповеди Его не соблюдает, ложь есть, и в семь истины несть (2, 4.), следовательно, и Xpиcтa в нем нет, ибо самая истина есть Христос. И если Xpиcтa нет в нас, то горе нам, ибо мы окажемся трудившимися напрасно, надеясь спастись одним только воздержанием от брашен, продолжительными молитвами и бдением. Несть Царство Божие брашно и питие, но правда и мир и радость о Дусе Святе, по святому апостолу Павлу (Рим. 14, 17). Здесь Царством Божиим он называет новое евангельское законоположение, которое есть не что иное, как только всякая правда, совершенная любовь и святыня, также милость и щедрость ко всякому, находящемуся в бедах и нищете.
Иже бо сими служит Христови, говорит Апостол Павел, благоугоден есть Богови, и искусен человеком (Рим. 14, 18). Всем этим мы достоверно научаемся, что начало премудрости, то есть спасения души, есть страх Божий, который заключается в соблюдении святых Его заповедей, как и божественный песнопевец говорит: Блажен муж бояйся Господа, в заповедех Его восхощет зело (Пс. 111, 1), то есть всею душею любит жить по ним и всегдашним исполнением их старается благоугодить Богу. А кто склоняется к душепагубной мысли, что-де ныне люди слабы по естеству и необходимо снисходить человеческой немощи, то и я скажу тому то же; только снисходить можно в том, в чем снисхождение не противно заповедям Божиим и не нарушает отеческих иноческих уставов, которые заключаются в нестяжании, в безмолвии, в жизни безпопечительной, в несребролюбии, в нелихоимстве, в смиренномудрии и кротости, в любви нелицемерной, в милосердии и жалости ко всем находящимся в бедах.
Всякое же снисхождение, соединенное с нарушением сих заповедей и установлений, есть совершенная погибель души, а не спасение. Какое спасение в том, чтобы, вопреки данным нами обетам, опять приобретать имения и стяжания, и обильныя сокровища на земле с нарушением заповеди евангельской посредством неправды и лихоимания, от которых происходит безчисленное множество всякаго нестроения и безчиния помыслов и дел мирских, ссоры, брани, по причине которых мы только пострижением и черною одеждою отличаемся от мирян. Но об этом достаточно сказаннаго для тех, которые искренно любят шествовать тесным и прискорбным евангельским путем, без самооправдания, а для не покоряющихся истине евангельской и хвалящих пространный путь мною достаточно сказано в ином слове; пусть оттуда почерпают исправление, если хотят. Мы же возвратимся к остальным душеполезным завещаниям Святаго Духа.
Желая поощрить нас к деланию страха Божия, то есть заповедей Владыки, Слово Божие перечисляет нам происходящие отсюда плоды духовных дарований, которых сподобились блаженные делатели их. Таковы суть от века благоугодившие Богу патриархи, пророки, апостолы, мученики и богоносные отцы наши, основатели и наставники иноческаго жития. Каковы же те дарования, которых сподобятся таковые, слушай: Сильно, говорит, на земли будет семя его (Пс. 111, 2); сильно – не золотом, не серебром или обилием житейских стяжаний, как некоторые неправо думают, но сильно верою и правдою и любовию к Богу и ближнему, каковым был тот, который говорит: Кто ны разлучит от любве Божия? Скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или меч? Известихся бо, яко ни смерть, ни живот, ни ангели, ни начала, ни силы, ни ина тварь кая возможет нас разлучити от любве Божия, яже о Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 8; 35, 39).
И в другом месте: Во плоти ходяще, не по плоти воинствуем. Оружия бо воинства нашего не плотская, но сильна Богом на разорение твердем: помышления низлагающе и всяко возношение, взимающееся на разум Божий (2 Кор. 10, 3–5). Семенем же их, по справедливости, назовем евангельскую проповедь, которая, будучи насеяна по всей вселенной безчисленным множеством правоверных, сильных во всякой святыне и правде, и преподобии, плодоносит Небесному Делателю мучеников, преподобных иноков и всяких праведников, которые твердостию веры и теплотою любви к Спасителю Xpисту отогнали отовсюду тьму прелести богомерзких идолов и ввели данный от Бога свет неложнаго благочестия. Они были сильны в брани, как духовной, так и телесной, ополчаясь верою во Xpиcтa Бога и любовию к Нему не только против начал и властей тьмы века сего прелестнаго и против лукавых духов, но и против самых нечестивых гонителей – греков, римлян и иудеев, и их неистовство на Xpиcтa и безмерную их гордость смирили, и повергли на землю, и, как прах, который на пути, говоря псаломски, сгладили (Пс. 17, 43).
Итак, хорошо сказал божественный Давид, что сильно будет на земли семя праведника, после чего прибавляет: Слава и богатство в дому его, то есть в дому боящагося Господа и исполняющаго делом Его заповеди. Богатство же и славу должно разуметь не маловременныя и земныя, которыя быстро исчезают, но славу, ниспосылаемую свыше преподобным угодникам Божиим, и богатство духовных дарований, которыми были обогащены богоносные апостолы, преподобные и праведные еще в настоящей жизни, а также наслаждение вечных благ, которых око не виде и ухо не слыша, как написано (1 Кор. 2, 9). Об этом обогащении говорит негде песнопевец к Создателю и Владыке всех: посетил ecu землю, то есть человеческое естество, и упоил ecu ю, то есть преисполнил духовнаго веселия и радования, умножил ecu обогатити ю (Пс. 64, 10), то есть благоволил преизобильно оградить и украсить естество человеческое силами и знамениями и всякими духовными дарованиями.
Оно находилось в крайней нищете, не имея познания о Боге, Создателе своем, Питателе и Промыслителе, богатела же она всякою бесовскою прелестию и нечестием, всяким безумием и всякою злобою. Отвергнув истинный разум и страх Божий, и поработившись окончательно лукавым бесам, оно управлялось ими, как безсловесное какое животное, и вовлекалось во всякую пропасть безбожия и скотскаго блужения. Но не презрел до конца Всеблагий Бог естество человеческое, но, умилосердившись, посетил оное, недугующее всяким безбожием, и не просто только посетил, но успокоил и обогатил, украсив и преобразив всякими дарованиями Святаго Духа, как выше сказано мною. Поэтому и правда его пребывает во веки, то есть благочестивыя дела его и предприятия не погибают вместе с окончанием этой временной жизни, как дела лукавыя людей нечестивых и грешных, но последуют благочестивым по исходе их из этой жизни и вечно пребывают при них.
Такими дарованиями украсится от Бога всякий истинно Божий человек, то есть всякий боящийся Господа. Возсия во тьме свет правым. Как возсиявший солнечный свет разсеивает ночную тьму, так и праведник лучами благих и богоугодных своих деяний просвещает разумно сидящих во тьме неведения Бога, если они принадлежат к числу праведных и достойны сподобиться такой благодати, как сказал верховный апостол Петр: Поистине, разумеваю, яко не на лица зрит Бог: но во всяком языце бояйся Его и делаяй правду, приятен Ему есть (Деян. 10; 34, 35), то есть удостоивается Им евангельской благодати и проповеди, разума о Xpиcте и веры в Него. И это так. Но послушаем о дальнейших исправлениях боящагося Господа: Милостив, говорит, и щедр и праведен. Благ муж щедря и дая взаймы.
Такое расположение дарует страх Божий тому, кто делом исполняет заповеди Божии и с несомненною верою приемлет сказанное Господом: Блажени милостивии, яко тии помиловани будут; и опять: Будите убо вы совершени и щедры, якоже Отец ваш Небесный совершен есть и щедр (Mф. 5, 48). Воистину, нет ни одного другого добраго дела, совершаемаго нами, которое было бы так сильно преклонить на милость к нам Создателя всех, как человеколюбие, милость и сострадание к нищим и к находящимся в бедах и скорбях. Это явствует из многих мест Писания, в особенности же из того, что Сам Праведный Судия ни за какое другое дело похвалит тогда, на суде стоящих одесную Его и дарует им Царство Небесное, как только за то, что они алчущаго Его накормили, жаждущаго напоили, нагого одели, страннаго ввели, то есть в дома свои милостиво приняли и всячески упокоили; когда находился в темнице, то пришли к Нему и всяким способом утешали Его, и болящаго посетили.
Ради всех этих добрых дел, оказанных живущим в бедах, увенчает тогда праведных – Праведный и милостивых – Милостивый и Человеколюбивый, умолчав об остальных исправлениях их и подвигах духовных, как то: о великом пощении, молитве, всенощных стояниях и удалении в дальния и необитаемыя пустыни. Этим Он, Всемилостивый, желал показать то, что без милости и человеколюбия, оказываемых к находящимся в бедах, все те подвиги не приносят никакой пользы и считаются пред Ним недостойными упоминания; ибо Сам говорит: Милости хощу, а не жертвы, и уведения Божия, а не всесожжений. Этим Спаситель как бы так говорит: «Если идешь в церковь помолиться Мне и принести какую-нибудь жертву, и на пути встретишь беднаго нищаго, который нуждается в помощи или просит у тебя милостыни, – отдай просящему у тебя нищему то, что хотел ты дать иepeю Моему на молебен или на совершение святой службы, и не презри нужду и скудость нищаго, предпочитая ему приносимую Мне молитву и святую службу.
Ибо милость, оказанная ему, то – Мне от тебя и жертва благоприятная, и молитва благоугодная, если без сомнения послушаешься Меня, как и Я послушался без сомнения Отца Моего Небеснаго и принес Самого Себя в жертву и приношение за падшаго Адама и за весь происшедший от него род человеческий». Еще яснее научил нас сему неподкупный Судия притчею о пяти буиих девах, оставленных вне божественнаго чертога за то, что не взяли с собою в сосуды достаточно елея. Буии же девы, как учат божественные Отцы, суть души мужей и жен благочестивых, подвизающихся всегда во всенощных молитвах и много упражняющихся в пощении для очищения себя от всякой скверны плоти и духа; елея же, которым обозначается милосердие и сострадание к нищим и к живущим в бедах, не только не попеклись приобрести, а напротив, угнетали их ежегодными требованиями безчеловечных ростов. Поэтому справедливо таковыя души благочестивых названы Страшным Судией – буиими; ибо, одолев страсти, которыя выше естества и силы человеческой, и утишив в себе скотоподобное плотское стремление, они были побеждены страстию иудейскаго сребролюбия и поработились ненасытному лихоимству, не позаботившись о дарованных им по естеству милости, человеколюбии и благости, а превратили естество свое в зверское, стяжавая себе всяким неправедным способом различныя имения.
Таковых кто может достойно оплакать, которые не только не милуют нищих по божественной заповеди Спасителя, но еще расхищают и остальное именьице бедных и убогих ежегодными требованиями с них обременительнейших ростов. А есть и такие, которые настолько победились страстию иудейскаго сребролюбия и ненасытнаго лихоимства, что злоумышленно придумывают разныя клеветы против некоторых богатых людей, которые никого ничем не обидели. Кто может описать окаянство таковых? Никакое искусство риторскаго слова не в состоянии изобразить это ни с чем не сравнимое зло. Но предоставим исправление и исцеление их Спасителю и общему всех Врачу, Господу нашему Иисусу Хриcтy; мы же возвратимся к предлежащему. В память вечную, сказано, будет праведник, от слуха зла не убоится (Пс. 111, 6). Этим песнопевец, или правильнее – воодушевлявший его божественный огнь Святаго Духа (Параклита) – показал нам, чем награждает праведных делание со страхом Божиим Его заповедей. Что же это такое? – а то, что они никогда не придут в забвение, но сподобятся быть поминаемы в безконечные веки, то есть всегда будет совершаться чрез них хваление Богу и Спасителю Христу.
Ибо как нечестивых и грешных память погибает с шумом, как говорит Писание, так и память праведных пребывает в безконечные веки с похвалами пред Богом, и они ненасытно наслаждаются божественной славы, видения и беседы, с большим дерзновением. От слуха зла, говорит тот же, не убоится. Ибо к стоящим ошуюю Судии будет произнесен страшный и горький оный глас (слух зол): Идите от Мене, проклятии, во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его (Mф. 25, 41). Что может быть страшнее и болезненнее сего окончательнаго вечнаго осуждения? Этого, говорит, «слуха зла» не убоится тогда праведный; ибо он услышит нескончаемое и неложное оное благословение, которое будет сказано ко всем, стоящим одесную Его: Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира (Mф. 25, 34).
Эту милость окажет им праведный Судия и богатый Мздовоздаятель за их человеколюбие и милость и благоутробие, какия они оказали всякому нищему и всякому находящемуся в беде, как говорит божественный песнопевец: Расточи, даде убогим, правда его пребывает во веки (Пс. 111, 9). Этим кратким изречением Дух Святый ясно научил, каким образом боящийся Господа и заповеди Его исполняющий делом сподобляется вечной памяти у Бога и не убоится злого того слуха, потому, говорит, в память вечную будет праведник и от слуха зла не убоится, – что он делом исполнил заповедь Спасителя, которая говорит: Аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое, и даждь нищим, и имети имаши сокровище на небеси (Mф. 19, 21). Кто от всей души и от всего помышления, от всего сердца и от всей крепости своей возлюбит Господа и неизреченныя Его блага, тот не только раздаст все свое имение и стяжания, но и все плотския свои страсти окончательно возненавидит, и все свои желания отсечет, и с каждым днем будет преуспевать в богоугодных добродетелях, отвергнув вполне все житейское, возбраняющее ему восход к Богу. Ибо никтоже, говорит, может двема господинома работати – Богу и мамоне, то есть никто из работающих неправедному богатству не может благоугодить Богу. А кто снова опутывает себя житейскими попечениями после того, как раз навсегда отрекся сего пред Самим Богом и избранными Его ангелами, тот пусть услышит Законодателя, Который ясно говорит: Никтоже возложь руку свою на рало, и возвратившись вспять, управлен есть в Царствии Божии (Лк. 9, 62).
И опять: Всяк, иже слышит словеса Моя сия и творит я, уподоблю его мужу мудру, иже созда храмину свою на камени, которую не могли нисколько поколебать ни сильнейшие ветры, ни проливные дожди, ни множество других приражений рек. А кто слышит и не творит, то есть не исполняет делом Моих заповедей и повелений, тот уподобляется мужу уродиву, иже созда храмину свою на песце, на которую когда сниде дождь, и приидоша реки, и возвеяша ветри, то тотчас обрушили ее, и бе падение ея велие (Mф. 7, 24–27). Храминою же, думаю, Законодатель называет явившийся во мне добрый помысл, разсуждение и произволение, когда я решил сам про себя оставить мирскую безчинную жизнь и всю суету и неистовства ложная и принять иноческое безмолвное житие, доставляющее безчисленныя духовныя блага.
И если это свое благое решение и произволение исполню и совершу по заповедям Господним, и не перестану всегда прилепляться Ему всякою правдою, безмолвием и безпопечением, отрекаясь от удовольствий и наслаждений плоти, и возлюблю до конца совершенное нестяжание и иноческое жестокое пребывание, тогда воистину создал я храмину свою, то есть иночество, на камени, который есть Сам Христос Спаситель, Который называется духовным камнем и составляет твердость и утверждение для всех любящих Его, Который и сохраняет их невредимыми от нападения всяких бесовских козней, которыя и называются иносказательно ветром и дождем, и сильными реками. Если же по причине слабости своей мысли я, после того как сочетался Христу и отрекся житейскаго мятежа и суеты, опять опутаю себя ими, и опять начну приобретать всякия стяжания и сокровища на земли, – золото и серебро, и вдам себя в излишния и суетныя заботы и попечения, к которым приплетаются споры и тяжбы, а от этих рождается зависть и рвение, памятозлобие и вражда, и облак безчисленнаго множества злых и душевредных помыслов, тогда воистину уподоблен буду праведным Судиею мужу уродиву (безумному), создавшему храмину свою на песце, то есть на преступлении и преслушании спасительных евангельских заповедей, и удобно пленен бываю моим противником, и при всяком нападении на меня нечистых помыслов оказываюсь безсильным к борьбе с ними и вполне неискусным.
Придя в такое состояние по причине своего великаго безумия и нечувствия, не нахожу никого окаяннее себя. Ходящии, говорит, хождаху и плакахуся, метающе семена своя, грядуще же приидут радостию, вземлюще рукояти своя (Пс. 125, 6). Это священное изречение произнесено Духом Святым не только относительно мучеников и страдальцев, но и о преподобных иноках, добровольно располагающих себя к терпению всякой скорби и тесноты и неленостно шествующих путем, ведущим к Богу, которые со многими слезами и трудами постничества метают духовныя семена свои, то есть благия деяния. Поэтому и во время всеобщаго воскресения грядуще приидут с радостию, вземлюще рукояти своя, то есть примут от безсмертной десницы Владыки уготованныя им вечныя воздаяния: наслаждение уготованными для праведных вечными благами, которыя суть – безсмертие, Царство Божие безконечное, насыщение разума премудростию Божиею и радость несказанная, – коих да сподобимся и мы получить милостию и щедротами и человеколюбием Господа нашего Иисуса Хриcтa, Которому подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Всесвятым и Благим и Животворящим Духом, ныне и присно и в безконечные веки. Аминь.