"Ты все заботишься о мелочной точности правила. Заботься больше о качестве молитвы и душевном мире, а в остальном больные должны более смиряться". Преподобный Амвросий
"Молитвы или правило, когда исполнишь, благодари Бога, а не исполнишь, зазри себя". Преподобный Анатолий
Когда придет желание молиться среди правила особенною молитвою и с поклонами, тогда не надо мешать такому настроению ... Кончивши правило молитвы, можно молиться о чем придет усердие". Преподобный Амвросий
"Спрашиваешь ты меня: пред праздниками оставляется ли четочное правило и Псалтирь и вставать ли в 12 часов ночи? Когда бденная служба, тогда все это оставляется, довольно церковной службы". Преподобный Анатолий
"Когда нельзя ходить в церковь, (должно) дома вычитывать: вместо утрени – утренние молитвы, 12 избранных псалмов и 1-й час, а вместо обедни 3-й и 6-й часы с изобразительными". Преподобный Амвросий
"Исполнять правило надобно в свое время, а если почему-либо не исправишь, должно приносить покаяние и стяжавать смирение, а на другой день не исправлять, это значит, что не хотим сознать себя и смириться, но чтобы быть не должным Богу, и думаем сим успокоиться". Преподобный Макарий
"Пятисотницу (по немощи или недосугу) от вечерни можно раскладывать (на целые сутки) ... К пятисотнице не прикладывать своих выдумок, а как следует (т. е. как положено) молиться". Преподобный Амвросий
"<Четочное правило> должно стоять впереди всего, кроме церкви. – Лучше что-нибудь другое оставляй, а четочное правило, хоть одиночное, старайся, кроме праздников, совершать ежедневно, и почаще молитву Иисусову произносить – это всего нужнее". Преподобный Амвросий
"Выходя и входя в свою келью кладите 4 уставных поклона с молитвами, а вообще всегда навыкайте молитве Иисусовой". Преподобный Варсонофий
"Обетов и канонов на себя не накладывайте никаких без одобрения отца духовного, с советом которого один поклон принесет вам более пользы, нежели тысяча поклонов своечинных, чему верьте без сомнения, ибо я не обманщик ваш!" Преподобный Антоний
"...келейное правило необходимости своей не потеряло. Оно необходимо для поддержания молитвенного и вообще иноческого настроения. Без молитвы нет монашества. А монашество для монахов – их обет. От обета отказываться нельзя. Не только монах, но и мирянин, приникающий к монашеству и потому ставший близким, как бы родным по духу к монашеству, на опыте увидит, как дорого совершение домашнего молитвенного правила". Преподобный Никон
"Отягощаешься работою, так что и правило, и чтение за оною оставляешь: сама сему виновна, хотя и благолепие дому Божию делаешь, но все надобно с рассуждением и умеренно заниматься, не на срок взяли работу". Преподобный Макарий
Один оптинский инок говорит батюшке, что иногда опускает пятисотницу. Старец отвечает: "Когда будешь умирать, горько жалеть об этом будешь, только тогда уже поздно". Преподобный Амвросий
Инок сказывает батюшке, что поклоны земные <при пятисотнице> класть затрудняется. Старец отвечает на это: "Не можешь наклоняться в землю, клади поясные поклоны, если и поясных не можешь класть, твори молитву Иисусову устами. Святой пророк Давид сказал: "Хвала Его во устех моих" (Пс. 33:1). По немощи – по болезни это допускается". Преподобный Амвросий
"Когда справляешь правило (келейное), то опускай занавеску. А когда посмотришь в окно, то вспомни, что каяться надо. У Иоанна Лествичника написано: если хочешь что недолжное сделать, вспомни, что должно сказать о сем старцу, то и остановишься". Преподобный Амвросий
"Пишешь, что от лености и от усталости не исполняешь иногда молитвенного правила и так засыпаешь и просыпаешь. Должно лень от усталости отличать. Если устала и так заснула от бессилия, то укоряй себя больше пред Богом и кайся, и смиряйся. Если же ты не устала, а просто не хочется молиться, то это уже лень — тут должно понуждать себя к молитве, хотя бы она была и рассеянная. Молиться с самопонуждением состоит в нашей воле, а молиться с умилением зависит от Бога. Мы же должны молиться молитвою какою можем, а за самое понуждение Бог даст и умиление в свое время, когда Ему благоугодно будет". Преподобный Иосиф
"Господь не истяжет правил, а особо от болящих и слабых, – но смирение необходимо всегда, оно восполнит и недостаток правил. Смирение в чем состоит – считать себя худшею всех, никого не осуждать, не роптать и прочее". Преподобный Макарий
"Ежели будем полагаться на свои правила, а нравственность не будет исправляться, т.е. смирение, кротость, любовь, терпение, великодушие, то никакие правила нас не воспользуют. Но этим правила я не отвергаю, но более сим дается ему силы…" Преподобный Макарий
"Если в доме будете совершать правило, то более означенного не прилагайте нисколько, а когда силы ваши будут, то хоть и прибавьте для одного Великого поста две кафизмы Псалтиря в сутки. Но когда будете первую и последнюю неделю ходить в церковь, то и все правило оставьте, кроме Апостола и Евангелия. Относительно ж поклонов скажу вам: как в первую и последнюю неделю будут класть в церкви поклоны на часах, так и вы кладите положенные.., а именно: "Господи и Владыко живота моего…" и прочее, кроме – ничего". Преподобный Лев
"Молитвы или правило, когда исполнишь, благодари Бога, а не исполнишь, зазри себя". Преподобный Анатолий
Когда придет желание молиться среди правила особенною молитвою и с поклонами, тогда не надо мешать такому настроению ... Кончивши правило молитвы, можно молиться о чем придет усердие". Преподобный Амвросий
"Спрашиваешь ты меня: пред праздниками оставляется ли четочное правило и Псалтирь и вставать ли в 12 часов ночи? Когда бденная служба, тогда все это оставляется, довольно церковной службы". Преподобный Анатолий
"Когда нельзя ходить в церковь, (должно) дома вычитывать: вместо утрени – утренние молитвы, 12 избранных псалмов и 1-й час, а вместо обедни 3-й и 6-й часы с изобразительными". Преподобный Амвросий
"Исполнять правило надобно в свое время, а если почему-либо не исправишь, должно приносить покаяние и стяжавать смирение, а на другой день не исправлять, это значит, что не хотим сознать себя и смириться, но чтобы быть не должным Богу, и думаем сим успокоиться". Преподобный Макарий
"Пятисотницу (по немощи или недосугу) от вечерни можно раскладывать (на целые сутки) ... К пятисотнице не прикладывать своих выдумок, а как следует (т. е. как положено) молиться". Преподобный Амвросий
"<Четочное правило> должно стоять впереди всего, кроме церкви. – Лучше что-нибудь другое оставляй, а четочное правило, хоть одиночное, старайся, кроме праздников, совершать ежедневно, и почаще молитву Иисусову произносить – это всего нужнее". Преподобный Амвросий
"Выходя и входя в свою келью кладите 4 уставных поклона с молитвами, а вообще всегда навыкайте молитве Иисусовой". Преподобный Варсонофий
"Обетов и канонов на себя не накладывайте никаких без одобрения отца духовного, с советом которого один поклон принесет вам более пользы, нежели тысяча поклонов своечинных, чему верьте без сомнения, ибо я не обманщик ваш!" Преподобный Антоний
"...келейное правило необходимости своей не потеряло. Оно необходимо для поддержания молитвенного и вообще иноческого настроения. Без молитвы нет монашества. А монашество для монахов – их обет. От обета отказываться нельзя. Не только монах, но и мирянин, приникающий к монашеству и потому ставший близким, как бы родным по духу к монашеству, на опыте увидит, как дорого совершение домашнего молитвенного правила". Преподобный Никон
"Отягощаешься работою, так что и правило, и чтение за оною оставляешь: сама сему виновна, хотя и благолепие дому Божию делаешь, но все надобно с рассуждением и умеренно заниматься, не на срок взяли работу". Преподобный Макарий
Один оптинский инок говорит батюшке, что иногда опускает пятисотницу. Старец отвечает: "Когда будешь умирать, горько жалеть об этом будешь, только тогда уже поздно". Преподобный Амвросий
Инок сказывает батюшке, что поклоны земные <при пятисотнице> класть затрудняется. Старец отвечает на это: "Не можешь наклоняться в землю, клади поясные поклоны, если и поясных не можешь класть, твори молитву Иисусову устами. Святой пророк Давид сказал: "Хвала Его во устех моих" (Пс. 33:1). По немощи – по болезни это допускается". Преподобный Амвросий
"Когда справляешь правило (келейное), то опускай занавеску. А когда посмотришь в окно, то вспомни, что каяться надо. У Иоанна Лествичника написано: если хочешь что недолжное сделать, вспомни, что должно сказать о сем старцу, то и остановишься". Преподобный Амвросий
"Пишешь, что от лености и от усталости не исполняешь иногда молитвенного правила и так засыпаешь и просыпаешь. Должно лень от усталости отличать. Если устала и так заснула от бессилия, то укоряй себя больше пред Богом и кайся, и смиряйся. Если же ты не устала, а просто не хочется молиться, то это уже лень — тут должно понуждать себя к молитве, хотя бы она была и рассеянная. Молиться с самопонуждением состоит в нашей воле, а молиться с умилением зависит от Бога. Мы же должны молиться молитвою какою можем, а за самое понуждение Бог даст и умиление в свое время, когда Ему благоугодно будет". Преподобный Иосиф
"Господь не истяжет правил, а особо от болящих и слабых, – но смирение необходимо всегда, оно восполнит и недостаток правил. Смирение в чем состоит – считать себя худшею всех, никого не осуждать, не роптать и прочее". Преподобный Макарий
"Ежели будем полагаться на свои правила, а нравственность не будет исправляться, т.е. смирение, кротость, любовь, терпение, великодушие, то никакие правила нас не воспользуют. Но этим правила я не отвергаю, но более сим дается ему силы…" Преподобный Макарий
"Если в доме будете совершать правило, то более означенного не прилагайте нисколько, а когда силы ваши будут, то хоть и прибавьте для одного Великого поста две кафизмы Псалтиря в сутки. Но когда будете первую и последнюю неделю ходить в церковь, то и все правило оставьте, кроме Апостола и Евангелия. Относительно ж поклонов скажу вам: как в первую и последнюю неделю будут класть в церкви поклоны на часах, так и вы кладите положенные.., а именно: "Господи и Владыко живота моего…" и прочее, кроме – ничего". Преподобный Лев