21 апреля 2018

Советы и наставления монахини Надежды

Монахиня Надежда (Бреннер; 1890–1983) – последняя насельница Марфо-Мариинской Обители Милосердия, до закрытия монастыря в 1926 году. Избранные фрагменты из книги "Золотой святыни свет" 

 О недостатках нашей молитвы 

- Матушка, читаю утренние и вечерние молитвы безо всякого внимания. Тучи помыслов. Иногда просто не хочется молиться. 

- А ты разберись, кому это против шерсти. Это не тебе а е м у - не хочется! И свидетельствует: в какой мы власти кое у кого. И что же? Неужели будем ему угождать и делать то, что врагу нравится? Помнишь, как кричал слепец, просил у Господа милости. Многие заставляли его молчать (Мк.10, 47). Тогда он стал кричать еще сильнее. Вот так и нам надо поступать. Не умолкать трусливо - молиться серьезнее, когда на нас бес цыкнул. Самое демону приятное: видеть наше разленение, на молитве - нерадение, грехов - забвение... Более всего ему нравится - когда мы идем -в погибель. Не может такого быть, чтобы нам не хотелось молиться. Вся наша радость и утешение в этом. Что светлее - общения с Богом?! Если у тебя есть близкая сердцу душа - как ты рад с нею общаться. Она одна тебя поймет, ободрит, приласкает. А Бог-то гораздо ближе нам любого человека. Увы, обыкновенно, мы приходим к этому разумению, когда нам очень плохо - и нет понимающего. Тогда человек всерьез обращается ко Христу и слышит Его сострадание - к себе, и Любовь - за которую ничего не жалко отдать... Господи, прости нашу безответность в ответ на Твою Неизреченную к нам Любовь, Снисхождение, Милость... Сколь же мы непотребны... Не робей, борись с бесами. Скоро ты узнаешь, что все дела и обстоятельства пытаются выстроиться так, чтобы помешать молитве. А ты должна их использовать так, чтобы они - молитве помогали. Любящим Бога - все споспешествует во благо. Не трусь. Сопротивляйся врагам. Они воюют против молитвы, а ты их молитвой побеждай. Пробивайся, пробивайся к Богу! Жизнь течет, как песок сквозь пальцы, скоро все дни кончатся... Торопись не остаться перед Богом безответной, чтобы не прийти нам к Нему - с пустыми руками. 

...Чтобы углубить нашу молитву, - говорила матушка, нужно углубить наше восприятие текста. Как-нибудь, когда спешить некуда, сядь и переживи заново - ставшее привычным. Прямо от первой строчки до последней читай - очень медленно, на каждых двух-трех словах - останавливайся. Вникай в то, что сказано. Верни утраченное живое чувство святыни. 

Надо неотступно просить Бога дать молитву. Но не так, как просит хлеба ребенок: «Мама, дай, мама, дай...», а потом будет валять его в грязи, по слову одного старца. Надо, чтобы Бог чувствовал наше благоговение. Чтобы Он видел, что молитва для нас - является самой насущной необходимостью. И если так - проси с дерзновением - непременно получишь. 

Скоро слышит Бог молитву двоих или троих, молящихся от сердца вместе, - писал святой праведный Иоанн Кронштадтский. Матушка советовала в сложных ситуациях молиться по соглашению.

 О борьбе с духовным безчувствием

Однажды мы читали акафист Преподобному Серафиму: «Не спеши, – ласково остановила меня матушка, – вслушайся в то, – что говоришь. Произносишь: "... старец сый немощный и претрудный, тысящу дний и тысящу нощий на камени в молитве пребывал еси. Кто доволен изрещи болезни и борения твоя, блаженне Отче, яже претерпел еси, воздея преподобнии руце твои к Богу, амалика мысленного побеждая и Господеви поя: Аллилуия". Давай потрудимся хоть что-нибудь ощутить из того, что пережил Преподобный, выстаивая на камне месяц за месяцем; в зной – облепленный комарьем (он ведь никогда ни одной мошки не убил!); в холод, пургу – в голоде (ведь не ел, можно сказать, ничего – если с нами сравнить – настоящий голод!). Нас, несытыми, выпусти на мороз, сразу закостенеем. Вот попробуй в лесу стань на колени на камень и постой минуты три, а лучше пятнадцать... – матушка умолкла и сидела, переживая сказанное, и я впервые в жизни – попыталась вслед за ней что-то новое понять. – Какая сила духа, какая ко Господу Любовь за этим подвигом стояли! Смирение, которое мы представить себе не можем. Вот так помолчишь над акафистом, в смысл слов вникнешь – сердцем дрогнешь и ощутишь-то в себе, наконец, хоть робость какую, может она – с а м о с т ь нашу (самоуверенность, с которой мы так свыклись, что и не замечаем ее) – немного пошатнет... 

Хоть начальное желание – святым подражать. Нам бы не в лесу, в наших легких обстоятельствах, хоть слегка нудить себя – ко смирению... Господи, Господи, жизнь прожила – ничего не нажила, чем оправдаюсь?..»

...«Лучше помолись меньше, – повторяла матушка, – но чтобы слова святые в тебя проникли, тогда и Господь оглянется на твое чтение. А то вычитываем: радуйся, звери дивия кротостию твоею покоривши – и думаем, речь о медведе, который у ног Преподобного, как щенок, сухарь грыз. А ведь более жутких «зверей» Серафим покорил – все страсти, всех лютых бесов... Прочтем, да и подумаем: а я, Батюшка, окаянная, ни одну свою мелкую глупость не победила: ни раздражение, ни осуждение, ни обидчивость, не говоря уже о чем крупном. Помоги, любимый Батюшка. Ведь так – и до смерти можно не исправиться. Даруй хоть каплю твоей преданности Господу, твоего пренебрежения к своему самолюбию. Помоги мне, родимый Батюшка, погрязшей в болотине грехов, – не погибнуть. (Нужно было присутствовать при том, как говорила и молилась матушка – это было прямое обращение ее детской светлой души за меня, окаянную, – к живому Преподобному!)

Ведь часто б е с ч у в с т в е н н о святейшие слова произносим. Хоть всю Псалтирь без смысла протараторь – все на ветер. Можно два часа перечитывать один п с а л о м - и наплакаться вдосталь. И это заменит все правило. Батюшка наш советовал и в русском переводе время от времени Псалтирь читать. Боже, Ты Бог мой, Тебя от ранней зари ищу я; Тебя жаждет душа моя, по Тебе томится плоть моя в земле пустой, иссохшей и безводной (Пс. 62, 2). После русского чтения в славянском варианте ты эти слова лучше понимаешь. Поэтому надо – перечитывать их - и по-русски. И Евангелие – параллельно и по-славянски, и по-русски. Даже в утренних и вечерних молитвах сестер благословлял, пусть с неправильностями – но использовать женский род, чтобы слова не звучали у нас – отвлеченно... "Пресвятая Владычице Богородице, свете помраченныя моея души, надеждо, покрове, прибежище, утешение, радование мое, благодарю Тя яко сподобила мя ecu, недостойную, причастницей быти пречистаго Тела и честныя Крове Сына Твоего... И она прочла молитву до конца, используя женский род в окончаниях. 

«Любой текст молитвы относится – л и ч н о к себе! Хоть за шкирку, но надо возвращать себя к смыслу каждой молитвы. О-хо-хо, а мы-то, где только не налетаемся, пока две-три страницы прочтем. Прости нас, Милосердный Господи, помилуй. И – и с п р а в и...»

В другой раз матушка заметила: «Мы ведь не перед идолом, не перед деревянным истуканом фразы вычитываем, это язычникам простительно бездушно перед бездушным что-то тараторить. А мы молимся – Живому Богу!»

✓ О молитвах матушки

Утреннее правило матушка заканчивала молитвой: Господи Иисусе Христе, Сыне Единородный безначальнаго Твоего Отца, Ты бо рекл ecu пречистыми усты Твоими – яко без Мене не можете творити – ничесоже. Господи мой, Господи, верою объем в души моей и сердце – Тобою реченная. Припадаем Твоей Благости (из внутреннего чувства матушки при этих словах было ясно, что это воистину – припадание). Помози нам, грешным, сей день, сии дела, нами ныне начинаемая, о Тебе Самем совершити – во Имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь. Господи помилуй (три раза). На день грядущий и все дела – благослови – святыми молитвами: (и далее имена близких святых). 

Принимая просфору, матушка молилась своими словами: «Господи, помилуй всех моих близких: живых и усопших – особенно о тех умоляю и прошу, кому особенно плохо – здесь и там...» 

✓ "Причем тут голос? Поют – сердцем!"

Часто мы пели перед святым углом – тропари любимым святым... У меня с детства не было никаких музыкальных данных. Я стеснялась своей бездарности и старалась петь тропари как можно тише. Настоящее духовное пение особенно в дни Страстной седмицы, всегда доводило меня до слез. Один раз сказала матушке: «Не очень ли я Вам мешаю своим пением при отсутствии слуха и голоса? Так люблю музыку... И все в нашем роду были музыкальные. Бабушка пела удивительно. Мама хотя бы кончила музыкальную школу. А я не знаю, в кого уродилась». «При чем тут голос? – сказала с добротой матушка, – поют – с е р д ц е м . Для Бога ничто внешнее – не имеет никакого значения, ни внешние подвиги, ни таланты. Пой для Бога Своего из глубины сердца. Когда-нибудь запоешь как птица», – и она погладила меня по голове, как ребенка. Матушка обладала редкой чуткостью. И всегда могла отличить стеснительность от гордости – от других ее видов.

✓ Основание молитвы – неложное покаяние и смирение

– Матушка, как научиться молиться? Сколько ни пробую – ни с места! 

– Не ленись, замечай свою никчемность, упрекай себя, а иначе, кто тебя попрекнет? – улыбалась матушка, – никто тебя, как ты сама себя – не знает. Это и есть делание духовное. И птицу, как известно, можно выучить – и будет целый день повторять святые слова. Но духовной жизнью это отнюдь не называется. Постоянное себя рассмотрение, за собой слежение – самоукорение и нелицемерное покаяние на каждом шагу. Не для того, чтобы до уныния себя довести, а чтобы реально убедиться в своей никчемности. Тогда и молитва сама собой пойдет, потому что ее источник – скромное о себе мнение, добытое опытом. Тогда живая молитва зажурчит – живой ручеек. А без сердца, без сокрушения – все мертво. Молитва без покаяния – для Бога – копейка, а со смирением – золотой. 

Все хотят молиться исключительно Иисусовой молитвой. И когда бесы их пыл охладят (так как для этой молитвы – требуется неложное смирение) – вообще бросают молиться. Но не доставим такого удовольствия дьяволу. Как Преподобный Амвросий говорит: «Какие дрова: березовые, осиновые, дубовые – не важно, лишь бы печка грела. Каким видом молитвы пользоваться, все равно, лишь бы душа – горела к Богу». 

Бывает такое состояние, оно тоже для нашей пользы, когда душа – каменная земля, никакой влаги, никакого умиления – окамененное нечувствие – это и от грехов нераскаянных и от бесов может быть. Тогда молись, хоть как-нибудь. Когда человек изнемогает от бесчувствия, или от вражеских помыслов, но все-таки принуждает себя к молитве – его молитва мученическая. Но такое бесчувствие у нас, конечно, от нераскаянности. Один человек не приступал к молитве, прежде чем не приводил себе на память многие свои грехи, и исповеданные в том числе. И когда на самом деле приходил в сознание того, что он – первый грешник, тогда со страхом и трепетом, и сокрушением сердечным – начинал молиться. Но никакого уныния быть не должно! Трезвенная память: мы – сор, выметенный с Неба. Но желаем вернуть себе утраченное звание – детей Божиих. 

Святые не оскорблялись, когда их всячески уничижали, потому что они унижали сами себя – значительно больше. Считали: по достоинству! 

Пришли к одному подвижнику с обвинениями: мы все про тебя знаем: ты – вор! Конечно, – ответил тот. Ты – блудник, – не унимались они. Он и на это был согласен. И на все последующее молчал. Под конец старец услышал: «Ты – еретик!» Тогда он поднял голову и твердо сказал: «Нет, я – не еретик». Тогда они спросили: «Почему же ты не возражал раньше?» «Потому что все, в чем вы меня обвиняли, – имеет прямое ко мне отношение: не делом, так словом или помыслом. Но еретиком я, слава Богу, – не был. Христа никогда не предавал». 

Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс. 50,19). Бог не оставит Своей благодатью – кающееся сердце. А ведь, что у нас? Я – не хуже других! - и все. А в переводе звучит: я гораздо лучше других! С этим чувством и на исповедь идут и от нее отходят. А что это значит? Я еще не положила начала покаянию! – вот, что это на самом деле значит. Я – величайшая из нераскаянных грешниц. Ты положи основание молитве – неложное покаяние. За это всю жизнь нужно биться. До смерти. 

Найдем возможность смирить себя: скажем себе – да я за целый день вовсе о Тебе Боже – не вспомнила, все христиане имеют единственную цель – сблизиться с Тобой. Кто же я есть? Христова только по имени. Вот если эту кору, эту скалу гордостную – самолюбия и прекрасного о себе мнения – пробьем – если каплю горя в сердце ощутим – тогда хоть минуту да помолимся. У святых в сердце бил источник смирения – поэтому молитва шла – непрерывающимся потоком. Пока мы идем вместо дороги смирения – путем самоутверждения – откуда взяться молитве? 

Этот разговор помог матушкиной знакомой выйти из состояния окамененного нечувствия. Матушка была для нас великим утешением, даром Божией Милости – нашему убожеству, который мы полностью не заслужили. Рядом с ней мы увидели себя полумертвыми, лишенными горения, ревности по Богу – не положившими и начала покаянию... Людьми, которые не приобщились к духовной жизни, так как не начинали нудить себя – ко смирению. Мы старались делать какие-то «добрые дела» не замечая, что надмеваемся своим куцым деланием и таким образом превращаем их – в прах. 

Подвиг есть и в сраженье, 
Подвиг есть и в борьбе, – 
Высший подвиг в терпенье, 
Любви и мольбе... 
(Алексей Хомяков)

✓ Дай мне то, что Тебе угодно...

Как долго не молишься, чувствуешь, что уже черствеешь, что-то не то: 

- Матушка, ничего у меня не получается. 

- Ты думай, что ничего не можешь, тогда все само сделается. А ты думаешь: «Как это я - и ничего не могу». Надо только не выдумывать, а просить у Господа: «Дай мне то, что Тебе угодно», а не так: «Дай мне то-то и то-то». Как Ты хочешь, чтобы я спаслась, так и пусть, только чтобы мне Тебе послужить. А кто я? - Никто и ничто, пуст и наг пред Тобой предстою и лютых помышлений не отступаю. Лютых!.. С ними как на тот свет прийти? Господи, спаси, как хочешь, только не дай погибнуть, а то я выберу что-нибудь такое неподходящее. 

Много надо выдрать из себя чтобы по-настоящему любить друг друга. Как мало от нас требует Господь, как много мы от Него получаем! Прости нас, Господи, но все-таки мы Тебя любим. Веруем, любим. Хотим Тебе угодить хоть чем-нибудь. Хоть то, что есть, приими. Господи, Господи, спаси всех! Нет ничего страшнее - не знать Бога. Это такая страшная пустыня, такие дебри, в которых человек путается, путается...

✓ Молясь, обращайся за помощью к Царице Небесной

– Матушка, как ни стараюсь – страшное рассеяние на молитве, устаю от помыслов. 

– А ты вот так: Воспеваю Благодать Твою, Владычице, молю Тя, ум мой облагодати, – и делай земной поклон. – Ступати право мя настави, путем Христовых заповедей (поклон). Бдети к песни укрепи, уныния сон отгоняющи (да, не прерывай поклона, пока не доведешь до ума и сердца, - что произносишь). Связана пленицами грехопадений, – мольбами Твоми разреши, Богоневесто (поклон). 

Она дочитала известную молитву до конца. Казалось, я эти слова слышу в первый раз в жизни. Матушка обращлась ко своей Всесильной Заступнице, как дитя к матери, – никогда еще при мне никто так проникновенно не молился. 

– Эту молитву надо знать наизусть, – помолчав, добавила матушка, – кто, как Она, заступит нас в скорби, в гонении... на мытарствах.

✓ О внимании сердечном при молитве и чем оно достигается 

– Каких только мыслей бесовских не наслушаешься на молитве. Как с вражескими помыслами бороться?! 

– Вот читаешь молитву, поймал себя на помысле – возвращайся к началу, так святые отцы учат. И так, хоть сто раз – пока единожды прочтешь со вниманием. Дьявол убедися, что ты за количеством не гонишься и твердо на своем стоишь – желая добиться внимания сердечного, призывая на помощь Ангела-Хранителя и любимых угодников, и отбежит прочь. Проси святых: «Вы-то, как по-настоящему молились – не откажите, дайте каплю вашего покаяния, вашего понимания своей никчемности перед Владыкой». Один отец говорил: «Надо молиться так, чтобы святые отложили свои дела, желая послушать, что ты им хочешь сказать». А вообще, если от сердца и в простоте просить (а что такое простота?! – это знание: я – ничто!) – тогда никто не помешает, и Бог легко услышит. 

В революцию в голодные годы отец одного семейства уехал менять вещи на хлеб из Москвы на Украину. Шло время – никаких вестей. В воскресенье семья пошла в Данилов монастырь. После Литургии ищут – не найдут младшего. А он приник к мощам благоверного Князя Даниила и что-то шепчет. Мать ему: «Мы уходим». Он серьезно отвечает: «Не мешайте мне разговаривать с Князем Даниилом», – и продолжает шептать, уткнувшись лобиком в край раки. Через неделю вернулся отец. Рассказал, что долго ничего не мог обменять, а потом в один день всего навезли. Это был день, в который его пятилетний сын разговаривал с любимым святым. Так и ты молись – с простотой и верой несомненной – как дети у любимых матери и отца просят. Ребенок ведь знает, что во всем необходимом мама, конечно, не откажет. 

И повторила еще раз: «Проще, как можно проще молись...»

✓ О созерцательной молитве

Однажды матушка вспоминала о том, как молилась матушка Любовь. «Ищу, ищу ее, наконец, найду в пустом храме или в другом укромном месте – перед иконами. Она молитсятак, что страшно на нее смотреть: лицо полыхает, глаза не видят этого мира, будто без слов с Господом говорит – лицом к Лицу. Порой лежит на полу, распростертая ниц, ручьи слез, если ее и позвать – не отзовется и не услышит – восхищена умом и душой к Господу. Это высшая степень молитвы. Редкие удостаиваются...» 

Годы спустя прочла у игумений Таисии (Леушинской) воспоминание о молитве одной из монахинь ее монастыря, которое напомнило мне слова нашей матушки о молитве матушки Любови: 

«Помню только, что я стала читать наизусть акафист Сладчайшему Иисусу, присутствие Которого я еще ощущала в своем сердце, ибо только в тот день приняла Святые Тайны. Читаю икос, читаю другой, чувствую, что душа моя все больше и больше умиляется и согревается любовию к Господу, помню, что мало-помалу вся я, и душой и телом, начинаю как бы трепетать, обливаясь слезами, силы физические изменяют мне и, чтобы не упасть, становлюсь на колени и повергаюсь ниц перед святыми иконами, продолжая мысленно читать акафист; кажется, уже до половины прочитала я его, но затем ничего уже не помню; все окружающее меня в келье, самый пол, на котором лежала ниц, все словно скрылось куда-то, а мне виделось все иное: словно вдали Престол Божий, и Сам Иисус воссидит на нем, вокруг Престола бездна стоящих, не знаю – людей ли или Ангелов, но все они поют дивно, дивно хорошо; я тут же позади всех стою и наслаждаюсь. Больше я ничего не помню, и сказать не могу. Долго ли длилось это видение – я тоже не знаю; только потом сказывали мне мои келейные послушницы, что когда они пришли в келью и увидели меня поникшею перед иконами, подумали сперва, что я молюсь, а затем, так как я долго не подымалась, - приняли меня за спящую, стали окликать меня, но безуспешно, – и оставили меня в покое. Когда я пришла в себя от чудного восхищения и видения, в келье опять не было никого, чему я была весьма рада. Пол, на том месте, где лежала голова моя, был так обильно смочен слезами, как бы пролита была на него вода, – значит, телесные члены не были лишены жизни в то время, – глаза источали потоки слез, но я этого не чувствовала и не знала. Да вернее сказать, я и совсем не знаю, что было со мною; но сладость, наполнившая мое сердце в те святейшие минуты, долго оставалась в нем, как залог небесного посещения». 

В начале Великого поста матушка посоветовала знакомой иметь текст Канона Андрея Критского, чтобы полноценно воспринимать службу. 

В праздник Пресвятой Троицы одна жаловалась: «Батюшка очень тихо читал Коленопреклоненные молитвы, так хочется все понять, ну, ничего не разобрала...» – «В таких случаях надо хоть раз в году их прочитывать, хотя бы знать, о чем в них идет речь!» 

Помня наставления матушки, стараюсь прочитать, если не все, то основные молитвы из Троичной Минеи. Как радостно стоять на службе, когда понимаешь, что читают и поют! Мы старались с матушкой всегда прочесть что-нибудь из святых отцов, посвященное празднику... 

✓ О благодарности Богу


- Слава Тебе, Боже! Всего три слова, а какая великая в них - сила, - говорила матушка. - В любом несчастии - от сердца возблагодари и увидишь, как покатятся бесы. Ведь, что такое благодарность при несчастии? Это исповедание: достойное, Господи, по делам моим приемлю! Это лучшая форма смирения. Моя знакомая поскользнулась зимой и, падая, успела мысленно только: «Слава Тебе, Боже!» произнести - и, представь, - встала, как ни в чем не бывало. В народе говорят: до трех лет ребенок падает - словно на перинку. Ангел-Хранитель, оберегая дитя, подстилает ему свое крыло. Вспомни, как упал с колокольни, будучи ребенком, преподобный Серафим. И в наши дни подобные чудеса, Милостью Божией, происходят. Зови Бога - всем существом, благодари - от всей души - и сразу увидишь: как радостно станет жить. Радостно, потому что бесы будут разбегаться, Ангелы - приближаться! Где глубокая Любовь и Славословие Богу - там и Небо. Попробуй - узнаешь».


Матушка предлагала пользоваться оружием благодарения во всех самых сложных ситуациях. «Даже при богохульных помыслах не отчаивайся, не унывай и благодари от всей души: "Слава Тебе, Господи, что Ты мне напоминаешь о существовании ада! а значит, и о будущем возмездии за мои.грехи. Если бесы так нападают на меня сегодня, то если не покаюсь всерьез, какую смелость они обретут - после моей смерти?! Слава Тебе, Боже! что Ты напоминаешь мне о недалеком аде, о близости конца и ответа перед Неподкупным Судией - а то я и совсем - о них не думаю. Как Тебя благодарить, Господи?! Твою неизреченную Милость. Годы я понуждаю себя каяться, но Ты, попуская приближение ко мне преисподней - мощно призываешь меня к подлинному покаянию. Слава Тебе, Боже мой! Слава Тебе!" Исповедуйся, наивозможно серьезно, - во всех своих грехах с детства, и тогда уже можешь богохульные помыслы, по совету старцев, вменять - н и в о ч т о!»

✓ О Воле Божией

- Научитесь от Меня, яко кроток и смирен сердцем. А если у человека ни то, ни другое не получается? 

- Это дары. Проси у Него. Всем дан дар - просить. А ты до тех пор учись, пока получится. А может, кому и не полагается кротким быть - Господь Сам знает, что дает. Наше дело исполнять волю Его. Кто-то скажет: а я не знаю, в чем воля. Как? Знаем: воля Его в Любви, все соединяются в Любви. Он Сам знает, что нам нужно. Сказано: надо быть довольным. У тебя печаль и неприятности, горит - а ты будь доволен. Он всем дает, но каждому - что полагается. Одному полагается кротость, тихость, другому - слово дерзновенное и твердое. Дан дар возгревай. 

Как жить? Господь дал нам все средства, чтобы с Ним быть, Ему угодить, а мы все брыкаемся: то люди мешают, то место не подходит - все что-нибудь нам посреди дороги. А нужно посмотреть, не стоит ли нам самим измениться. Быть может, чтото в тебе не так, раз люди рядом становятся плохими. 

- Все это люди мешают мне спасаться! -продолжала матушка, как бы от лица двоих.

— Да ты сама себе мешаешь, матушка ты моя. Господь требует все, что есть хорошее, Ему отдать, а мы все припрятываем... Господи, только меня не бросай! Я, правда, негодный человек, не творю, чего Ты хочешь, но подожди, помоги! Просто! Надо на все смотреть - просто. Вот тебе путь, иди по этой дорожке, не свертывай. Скажи мне, Господи, путь вонъже пойду! Он не скажет, если мы не спрашиваем. Одни чуть не живые лезут на небо, а другие потихонечку-потихонечку, а там и встретились - здравствуйте! 

Сердце-то наше хочет одного - угождать Богу, а мы им ворочаем. Да возвеселится сердце мое боятися имени Твоего! Ты угождаешь, кто тебе угождает, а ты угоди, кто тебе досаждает, гляди, он и обернется и другим станет. 

- Как это, я буду любить того, кто досаждает? 

- Это-то и полагается. Если бы мы попробовали, мы бы увидели, как надо жить. Мало того, что ты не делаешь зла - ты делай добро, тебя Господь на добро создал. Господь всем хочет спасения, так что, человек, не обижайся, ты сам бываешь виноват, если что не так в твоей жизни творится.

✓ Без Бога нам никуда не деться

Жизнь насколько проста, настолько и мудра. Старайся найти, понять волю Божию, постигнуть правду, запечатленную в Новом завете, понять, что без нее тебе никуда не деться! Исполнять всеми силами души. А мы не больно-то стараемся, горячимся: «Господи, что я могу сделать для Тебя? Господи, что мне надо, чтобы успокоилась душа моя? Я все время чувствую, что волю Твою не творю, а должна знать, что Тебе надо». Господь говорит: «Тебе все дано, не вылезай, делай из того, что тебе дано». Господь говорит: «Я подожду, подожду, старайся». Господи, Ты все знаешь, знаешь, что б е з Т е б я м ы никто и ничто, от Тебя зависит помощь нам. Без Тебя мы вроде - без рук, без ног, без головы, а с Тобой - все у нас есть. Так что только с Тобой нам надо быть.

✓ Всегда радуйся!

- Как хорошо горит огонек у лампадки! Как хорошо, если бы душа так Господу горела - тихо, спокойно! Не всем пламенем дано гореть, но хотя бы неизменным огоньком. Всегда радуйся - нельзя грехами своими затмить весь свет. Ты со мной, Господи, все Ты мне даешь. А если даже болезни и скорби?! Не скорби. Ведь не так много Богу потрудились. Будешь за горькое благодарить, Господь тебе вменит за труд, для Него подъятый. От своих добрых дел, от подвигов - порой и потщеславишься. А в болезни, слава Богу, любоваться на себя не приходится. Великий дар Божий - болезнь. Перенесешь терпеливо - в будущей жизни получишь награду великую, радость несказанную. 

Радоваться, быть всегда - довольным, - нет, мы так не умеем! Господи, как хорошо жить на свете! Господи, благодарю Тебя за жизнь, которую Ты дал мне, и все потребное для жизни! Господь мой - я Его люблю и в немощи и впечали моей. Он меня помнит, любит -у меня есть все для радости! 

Как это мы не знаем, чего хотят от нас наши папа и мама? Нет, мы должны знать, должны! Так и остаемся должны... А Он все ждет, ждет до конца - может быть, все-таки, совесть найдется. Господи, только помоги, чтобы не очень Тебя оскорблять! Мало-мальски жить, чтобы Тебя не огорчать - а нам все хочется, чтобы не было никаких бедствий и препятствий, никаких огорчений. Это-то и плохо. Забудемся, заплутаемся, так что потом испугаемся самих себя. Только дай нам волю - эх ты, так и покатили, не остановишь, народ такой. За нами гляди в оба, а то, пожалуй, натворим. Но все-таки, Ты, Господи, знаешь, что мы Тебя любим. Без тебя - ни до порога. Священное Писание зеркало наше, жития святых. Как один священник девушке сказал: поменьше гляди в зеркало, побольше - в Евангелие.