Наставления об Иисусовой молитве, извлеченные из писем преподобного Оптинского старца Анатолия (Зерцалова) к духовным чадам
Пользуйся временем свободы, читай книжки отеческия, а главное– учись держать Иисусову молитву. Начни хоть в день четок по 10. Да и прибавляй по сотенке. Эти четки, разумеется, без поклонов. А без Иисуса никогда не очистишь сердца.
Знаю, что без привычки звать Его постоянно трудно, и очень трудно! Да кто ж от тебя требует, чтобы ты неустанно твердила сию молитву. Делай по силе, делай со смирением и самоукорением, и обыкнешь, и полюбишь ее так, что и насильно не оторвут от нея. Потому что она сладка и радостотворна. «Помянух Бога и возвеселихся».
Очень ты меня утешила, что желаешь учиться молитве. Иисусовой. Начинай с устной. А прежде всего, вместо фундамента, положи терпеть скорби. Тогда она скоро привьется. Постись по силе. Молитва требует тоже крепости.
12 Февраля 1876 г.
Письмо твое, многоболезненная сестра А., получил… Пишешь не без скорби, что сидишь, как заключенная в келье, тогда как другия идут в церковь. Значит, ты, матушка, забываешь о моем желании и напоминании, чтоб ты как можно больше держала устную молитву Иисусову. И особенно когда остаешься одна. Это самое дорогое время укоренять ее в памяти. А ты значит умом блуждаешь – вот и делается скучно. А молитва Иисусова веселит сердце…
18 Июля 1884 г.
...А лучше ... – вырисовывать на мягком юном сердце Сладчайшее Имя, светозарную молитовку: Г. И. Х. С. Б. п. м. грешную. Вот тогда‑то будет верх радостей, безконечное веселие. Тогда, когда т. е. утвердится в сердце Иисус, не захочешь ни Рима, ни Иерусалима. Ибо сам Царь со всепетою Своею Материю и всеми Ангелами и Святыми, придут сами к тебе и будут жить у тебя. Аз и Отец к Нему приидем и обитель у Него сотворим.
Мир тебе!.. Четки не по тебе – верю, посылаю другия – по силе твоей… Посылаю тебе и яблочко, и грушу. И все твои прихоти с любовию исполню, только ты не забывай самаго важнаго–моего тебе завещания: Г. И. Х. С. Б. Богородицею помилуй мя. Знаю, что в начале это дело трудное, но зато узришь свет и радость. А без сего делания тяжка и безотрадна жизнь иноческая, если продлится. Правда, трудно, но вникнуть–тут особаго нет ничего. Не требуется ни книг, ни свечей, ни времени. Сидишь, ходишь, ешь, лежишь, а сама все Г. И. Х. С. Б. п. н.!
20 Декабря 1876 г.
Получил я письмо твое, Г., помню, но ответил ли, не упомню. И письма не найду. Помнится, ты писала, что молитва Иисусова легче держится. Если так, Слава тебе Господи! Продолжай и ухищряйся, чтобы держать ее крепче. Лучше этого времени никогда не найдешь. Когда разедется торг, тогда хоть руками махай, да поздно будет. Только помни, Г., давнее слово. Будь готова встретить скорби. Ибо всем, кому слюбится Иисусова молитва, враг никогда не ответить без отмщения: но непременно научит или старших, или младших, а уж пакостей непременно натворят.
Получил и второе твое письмо… Скорбь твоя великая! Да и Господь сказал: «в мире скорбь имети будете, но скорбь ваша в радость претворится. И радости вашея никтоже возьмет от вас». Посиди и ты у моря и подожди погодки…
Что касается тягости на душе, то я тебе и говорил и говорю: единственное средство быть покойной и веселой–это молитва Иисусова. А без этого драгоценнаго дара–монашеского утешения не ищи, не жди. А как искать Иисуса? Я тебе читал из Библии, и сама ты читала.
Совсем я заметался с письмами, и не знаю, ответил тебе или нет, сестра А.
Молитву умственно держать можно и по болезни и по немощам, и по случаю народа, и в службе. Только от этого иногда голова болит, но что же делать? За то слюбится. Тысячу раз слюбится. Ты старайся держать мысль с Иисусом не в голове собственно, а направляя несколько к персям. Тогда конечно грудь заболит, но без этого нельзя. Бог наш огнь поядаяй есть. И где нечисто – там и больно. Такая боль за недостоинство посылается, но со временем пройдет…
12/20 Декабря 1876 г.
Преподобная мать Т.! Ты меня истинно утешила, когда написала, что молитва для тебя уж не так трудна, как была прежде. Говорю о молитве Иисусовой. И слава Тебе, Господи, снисходящему нашим немощам!
Постоянно творить ее тебе еще нельзя. Ибо, пока не вкусит человек (яко благ Господь), трудно непрестанно иметь в сердце Иисуса. Но и за то, что есть, слава Богу! Значит, пока держится молитва, не оставляй ея. А главное – во время молитвы окаявай себя, как недостойную произносить имя, непрестанно славословимое на небеси и на земли, Ангелами и человеками. А скорби собирай, как сокровище – ибо это очень способствует Иисусовой молитве. А потому враг и научает и подстрекает всех, кто только может досадить тебе. Я тебя предупреждал давно, что всякий христианин чем больше держится за эту молитву, тем больше озлобляет диавола, не терпящаго имени Иисусова и направляющаго на такого людей, даже и близких. Я видел девицу, которую отец родной так возненавидел, что хотел убить. Только та проходила умную, – чего тебе нельзя еще.
Что не стяжала терпения, не унывай, а старайся стяжавать его понемножку. А что плоть томится – хорошо: Елико внешний человек тлеет, толико внутренний обновляется по всяк день… Сестер милуй, если оне тебе досаждают. А что оне тебя считают, за твое молчание, сердящеюся – это ничего, ровно ничего. Мир тебе и благословение от Сладчайшаго Иисуса. Нед. иером. Анатолий.
Март, 1877 г.
Письмо твое я читал, читал, и не мог надивиться: как это девочка мне показалась умная, внимательная, а какия глупости плетет! Она верит помыслам, что творить Иисусову молитву есть нечто важное. Глупенькая ты, преглупенькая! Я ж тебе говорил, что эту молитву, как не требующую ни книг, ни поклонов, ни других тяжелых подвигов, дают старухам, больным и окаменелым сердцем. Конечно, кто ужасно любит ходить в Церковь, придет прежде всех, не пропустит ни одного слова в Церкви, придет домой – обливается слезами, зря свою нищету и недостоинство; такому, конечно, молитву Иисусову не стали бы навязывать. А ты, глупенькая, во всем повинная: ни молиться, ни смиряться, ни любить оскорбляющих, ни слова Божия слушать, ничего подобнаго не умеешь. –А хочешь спастись! Что ж нам оставалось с тобою делать? Вот мы и дали тебе легонькую, прелегонькую молитву – всего 5 слов. А ты и тут ухитрилась отыскать что‑то особенно великое, отличающее тебя от других, то есть: что собственно тебя должно бы смирять; ты в безумии думаешь этим еще гордиться. Врагу, разумеется, страшно, что такая девчонка, ни на что не годная, вдруг спасется, и потому всячески тебя уловляет, и внушает такия лживыя и глупыя мысли, что ты будто должна гордиться тем, что именно должно бы смирять тебя.
Оставь же глупости, притекай к Иисусу, а не к диаволу. Иисус умер до тебя, значит, тебя любит. А диавол не умер, а скорее тебя хочет умертвить. Так и не слушай его. Я и батюшку Амвросия спрашивал о тебе, он тоже сказал: «пусть продолжает, а диавола не слушает. А горло и грудь болят за недостоинство». Ибо всякая, а особенно эта старушечья молитва, назначается только для больных и непотребных–хуже которых всех я непотребнейший, –требует познания своей немощи и смирения. А ты сдуру вздумала еще возноситься! Глупенькая ты, преглупенькая!
Ну, Бог простит тебя! Начнем исправляться! Я и сам желаю положить начало. Благослови, Господи!
А что радость разливается в сердце – это я тебе, кажется, говорил: бывает. Иногда Господь желает подвижника утешить, видя, что он уже изнемогает: иногда же от усиленнаго напряжения к этой молитве. Сказано: Бог, т. е. Иисус, –огнь есть (грехи и немощи) попаляяй! И потому, часто призываемый Сладчайший Иисус не может не веселить сердце. Разве уж окаяннейший какой, яко же аз, огрубелый, то долго не может чувствовать радости. А настоящие молитвенники через несколько дней чувствуют радость и сладость, которая из сердца разливается – и на всего человека. Но только опасно принимать ее без разбора; ибо и сатана преобразуется в Ангела светла. А потому, как неопытная в духовной жизни, будь осторожна и принимать берегись, и отвергать берегись. Прочти у Марка Подвижника слово 2–е глава 28. Прочти еще в том, втором, слове главу 134–ю. А если оставишь молитву, куда тебя тогда девать? Терпи. Это скоро все пройдет, и слюбится. Молитва прекращается–это обыкновенно от празднословия, обжорства, осуждения, и главное – от гордости.
А так как ты особенно горда, то особенно и держись за эту молитву. А чтобы она никогда не прекращалась, так для этого ты, молоденькая, посиди у моря, подожди погодки!
16 Февраля 1878 г.
Батюшка о. Амвросий посылает тебе благословение. И аз грешный молюсь за тебя, чтобы тебя Господь сподобил со святыми в вечной славе своей царствовати. А что матушка и казначея тебя пробирают: за это я им очень и очень благодарен. И не напрасно. А потому что в свете ничто так не помогает молитве, как терпение скорбей и любовь к ближним. Так что еслиб у тебя не было скорбей, то нужно бы молить Милосердаго Господа, чтобы Он их послал тебе. Прочти в наставлении о. Серафима (Саровскаго) 8–й пункт. А что делается в сердце, не безпокойся. Иисусово имя безпокоит врагов душ наших, который поселился был в сердце – вот он и возится; а ты делай тебе заповеданное. Помни, что призываемый тобою Иисус сильнее врага. Непременно разыщи книгу: «Семь слов Марка Подвижника» и читай постоянно. Так таки и сиди над ней. Мир тебе!
Считай себя хуже всех на свете – вот тебе и повеселеет.
Не знаю, как давно получил письмо твое, Н., потому что ты в нем не означила ни числа ни месяца. Касательно правила, назначеннаго тебе мною, скажу, справляй как удобнее, только старайся совсем не опускать: да чтобы ум был занят молитвою и Богом. А то вишь ты, у тебя теснит грудь и терзается сердце; а кто помнит Иисуса, у того веселится сердце.
Опять перечитывал твои скорби, М. Они все те же, и я в них не нахожу ничего ни особеннаго тяжкаго, ни страшнаго, ни безнадежнаго.
А ты просто угорела, и тебе представляются все страсти, отчаянность, уныние… А я тебе говорил, что молитва Иисусова не может быть крепка без крепких скорбей. Но ты этого и знать не хочешь: ей не нужно ни Иисуса, ни раю и никого на свете, только бы убежать от скорбей… Еще повторяю тебе слово Божие не в первый и не во второй раз: «многими скорбями подобает нам внити в Царствие Божие». «В скорбях сокровенна есть милость Божия».
«Блаженни есте, егда поносят вас, и ижденут, и рекут всяк зол глагол Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех».
Но М. ни мзды, ни неба, ни Бога–ничего не нужно, только убежать бы в Т. от скорбей. Ну, и от Бога убежишь.
6 Сентября.
Мир тебе, сестра А.! Ты желаешь получить от меня строчку: вот тебе пять! Если хочешь быть благодарною, то воздай за них пятью словами: 1–е Господи, 2–е Иисусе, 3–е Христе, 4–е Сыне, 5–е Божий. И к ним прибавляй – «помилуй мя грешную». Так все и тверди. Этим и Богу угодишь, и меня отблагодаришь, и себя спасешь. Нед. И. Анатолий.
Ты, матушка, что‑то неловко спасаешься! Будь смиреннее… Не ретись через чур на молитву. Помни, что сказали Св. Отцы: «В ближнем твоем спасение твое». Читай 7 слов Макария Египетскаго. Особенно 14–ю главу 1–го слова.
16 Апреля 1886 г.
Воистину Христос Воскресе!.. Получил твое письмо и спешу тебя успокоить. Первое – ты не слушала меня. Я тебя не один, а много раз предостерегал: когда будет утверждаться молитва, отнюдь не спускай внимания вниз. Иначе блудная страсть замучит. И это не есть прелесть, а дело естества, происходящее от неправильнаго умнаго делания. Вот если бы ты эту сладость приняла за благодать, тогда была бы прелесть. А теперь еще можно поправить дело. Тем больше, что ты сама сознаешь путаницу. А исправление начни с того – не спускай вниз внимания, а держи ум в средине сердца. А если он у тебя уж повадился лазить вниз, то оставь на время и займись чтением. Хорошо, если бы ты приобрела книгу Паисия Величковскаго. Тебе надо ее прочесть. Держись этого правила и не погибнешь. Молитвы же не оставляй. Такия уклонения случаются со многими. Мир тебе и спасение.
Мир тебе, сестра М.! Молитву не спускай книзу. Держи вверху сердца. А то потужишь. Если начнется у тебя внизу теплота, то старайся перевести ее наверх, или, по крайней мере, в средину сердца, а то лучше оставь. Блудные помыслы есть верный признак прелести. Вот если будет теплота в чреслах, то есть в пояснице, то ничего, твори, пока опять не явятся блудные помыслы. А то брось. И так молись.
Насилу порадовала меня М., и слезы свои горькия отерла! Ведь яж тебе писал, что тебе тяжело не от того, что скорби твои невыносимы, а что ты сама‑то недопеченная. Ведь вот потерпела – перешла буря искушения – и те же скорби и та же жизнь – а терпится – ничего себе!
Знай же, если будешь слушать впредь, то найдешь столько утешения, что сама пожелаешь скорбей – этого ничем незаменимаго сокровища – да поздно будет! Батюшка посылает тебе благословение. Я ему говорил, как ты страдаешь, он ответил, что это попускается за молитву. Значит, оставь молитву, вот и скорби отойдут… Молитва прекратиться может только от больших грехов. Или если кто не кается и не зазирает себя. А кто кается, тому‑то и нужна эта молитва. Только нужно держать себя во глубине смирения и непотребства… А чтобы утвердилась молитва, лучшее самое средство–терпеть скорби и презрение! Значит, ты сама разорила все!
Молитву твори, а судить ее–не суди. Не твое дело. Помни ту главу у Марка Подвижника – слово 2–е, гл. 28: «Иное есть действие благодати, непонятное для младенца (духовнаго возраста), а иное действие врага похожее на истину. Хорошо не разбирать подобных действий». А должно вопрошать искусных в духовном деле. Так и ты не домогайся знать, от кого что посылается, а все терпи да извещай нас. А если устная молитва сама собою переходит в умную, то прекращать не нужно. Только все укорять себя и не смущаться…
Мир тебе и благословение Божие, страждущая сестра, мать М. Получил письмо твое. Вижу грусть твою и болезнь твою. Ты ропщешь, что я оставил тебя. Это неправда: всегда помнил и помню, и сердцем сочувствую, но я не хотел понуждать тебя, когда ты изявила желание перейти к другому отцу.
Если бы тебе ответить, то нужно бы: или соизволить тебе, или возбранить. Но если возбранить, то ты, пожалуй, приписала бы это самолюбию моему; а соизволить – значит взять на свою душу ответственность, если новый наставник поведет тебя иным путем. А для тебя это вдвойне опасно, потому что проходишь путь умной молитвы. А если он этого пути и сам не знает, куда он тебя заведет? У меня были опыты, что ученые, и даже очень ученые по книгам, на деле ни на волос не понимали этого духовнаго делания. Потому что этот путь дается не книгою, а кровью. Даждь кровь, и приими духа. Но теперь вижу, что твое желание перейти к другому было капризом, и потому я обращаюсь к тебе по–старинному. Бог да простит тебя во всех прегрешениях твоих! Молитву Иисусову держи по силе. А когда ослабеешь, имей одну память присущия Божия. Что молитва твоя не безпрерывна, не скорби–это тебе рано. А благодари Бога за то, что есть. Спасайся, и да спасет тя Господь.
Сестра о Господе и чадо духовное, М. Письмо твое от 4–го Апр. получил. Пишешь, что старцы тебя совсем оставили. Не думали тебя оставлять, но недосуг не дозволяет писать тебе часто. Пишешь, что во время молитвы у тебя бывают плотския движения и скверные, и хульные помыслы. Должно быть, ты во время молитвы держишь внимание ума внутри очень низко. Сердце человека находится под левым сосцем и, ежели молящийся человек держит внимание ума ниже, тогда и бывает движение плоти.
Держи больше устную молитву, тогда и избавишься от подобных движений; от устной молитвы никто не впадал в прелесть, а умную, сердечную молитву без наставления проходить опасно. Такая молитва требует наставления, безгневия, молчания и смиреннаго самоукорения во всяком неприятном случае. Поэтому безопасней всегда держаться молитвы устной, так как мы скудны в терпении, смирении и безгневии; потому и требуется молиться особенно во время смущения и за себя и за оскорбляющих: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных.
Более писать недосужно. Держись смирения и самоукорения, и поможет тебе Господь. Просишь приехать. Если и приедешь, не скоро доберешься, потому что я стал стар и слаб и народом очень обременен. Мир тебе и Божие благословение!
Многогр. И. Амвросий. 24 Апреля 87 г.
30 Октября 1889 г.
Мир тебе и благословение Божие, преподобная мать М.! Письмо твое получил. Когда оно послано не выставлено. А я тебя просил обозначать число и год и проч. И грозил, что писать не буду. Все ничего! За то и попущаются тебе испытания.
Получивши письмо, я отложил его, чтобы заняться особо. Но оно исчезло. Келейники и я все перебрали, перетрясли, но письма нет. Вот только что, случайно, мне отыскали его. Прочитавши письмо твое (от неизвестнаго числа), я тогда же пошел к батюшке Амвросию. И вместе разбирали его. Мы не нашли в молитве неправильностей. Только таких вещей, как благоухание, принимать не должно. Об этом пишет Св. Симеон Новый Богослов во 2–м образе молитвы. Сердечнаго места упруго отыскивать не должно: когда возрастет молитва, она сама отыщет оное. Наше старание – заключать ум в слова Г. И. Х. С. Б. п. м. Святитель Димитрий учит: «где ум, там и сердце».
Что молитва прерывается, это иначе и быть не может. А если постоянно стоит, то учат св. Отцы: «убойся. Это волчий путь». А как говорить? Что видим в воздухе? То дождь, то солнце, то снег, то ветер, то жар, то холод. Так и в нашем устроении: одно состояние быть не может и не должно. А когда прекращается молитва умная, берись за поделие.
А переменять руководителя на полдороге опасно. Конечно, перейти к батюшке ровно все равно, но это от того, что учение наше одно, и учитель наш был один. Но не все так. Есть пословица: каждый молодец на свой образец. К батюшке Амвросию всегда можешь писать ничтоже сумняся. А к неизвестным опасайся. Особенно при твоем устроении–на полдороге. Бог тебя благословит продолжать начатое дело, ни мало ни устрашаясь, ни усумневаясь. Бог нам помощник. Самочинникам, правда, должно бояться. А кто, сознавая свою немощь, вопрошает других, тот благонадежен. Только всегда укоряй и смиряй себя. Мир тебе и спасение.
Недостойный богомолец многогрешный
7 Ноября 1889 г.
Сестра о Господе и чадо духовное мать М.! Мир тебе и Божие благословение и всякое утверждение в истине. Возмогай о Господе и в державе крепости Его. Письмо твое получил. Ты приносишь жалобу на о. Анатолия, что он не отвечает. Недавно приходил ко мне о. Анатолий и с сожалением говорил, что долго не ответил на твое письмо важнаго содержания от множества хлопот и забвения. И прибавил, что недавно послал тебе заказное письмо, которое теперь, вероятно, ты уже получила.
Тебя враг смущает разными недоумениями. Отцы Святые советуют не страшиться, призывая имя Божие, тем более, что не самочинно, а по благословению начала ты дело сие. А чего не понимаешь, оставляй без особеннаго значения, не отвергая и не принимая, как советует преп. Марк Подвижник духовным младенцам, как например то, что ты видела Христа, распятаго внутри сердца, и Спасителя, седящаго в темнице в красной одежде, и какой‑то непонятный свет. Это и подобное тому предоставляй все воле Божией, говоря себе: Бог Един весть полезное и спасительное.
Прочитай в Добротолюбии все места о прелести и остерегайся обозначенных признаков прелести. Остальное предоставляй все воле Божией.
Пишешь, что когда творишь молитву, смотришь на сердце. Отцы святые советуют во время молитвы смотреть внутрь сердца, а не сверху и не с боку, и, особенно, если внимание ума низходит ниже сердца, тогда возбуждается плотская страсть.
Пишешь, что на праздник Иоанна Богослова ты от изнеможения ушла из церкви в келлию и, лежа на постели, увидела бегущаго врага во всем его безобразии. Вперед, если изнеможешь в церкви, сиди или лежи, но не уходи. Вообще, знай, как и сама ты читала в книгах отеческих, что ни против чего так враг не возстает, как против молитвы Иисусовой. Поэтому, как начала ты держаться молитвы Иисусовой, то и не оставляй ее, а продолжай, уповая на помощь и милость Божию. Силень Господь и Царица небесная сохранить нас от зол и бед, наносимых врагами душевными.
Еще пишешь, что некоторыя сестры у вас относятся к Аfонским старцам. Но ты их не знаешь, и они–тебя. Поэтому и не может быть удобно такое отношение. Призывая на тебя мир и благословение Божие, остаюсь с искренним благожеланием. Многогр. И. Амвросий.
P. S. Еще в письме твоем сказано, что у тебя дня три было сильное плотское волнение и востание. Вероятно, осудила кого или попущено было к смирению и испытанию.
22/18 Июня 1890 г.
Мир тебе и благословение Господне! Письмо твое получил и внимательно прочел. Ничего в нем особенного не нашел касательно молитвеннаго прохождения. Читай еще 43 главу Каллиста и Игнатия, там все случайности описаны. А что прекратилась молитва – тому, конечно, есть причина: или самомнение, или осуждение. А главное, чтобы мы были смиренными…
Касательно явлений света, там, желтаго или белаго и еще чего – не принимай, как тебе сказано, т. е. не проклинай и не увлекайся. Прочти у Марка Подвижника в сотницах и будь спокойна.
11 Августа 1892 г.
Сестра о Господе и чадо духовное, мать М.! Письмо твое от 5–го Авг. получил… Бывает у тебя в прохождении молитвы сон, леность, тоска и охлаждение ко всему по несколько дней и даже неделю. Очень может быть, что ты окрадена была пред этим сопротивником тайным тщеславием, гордостию или осуждением, или гневом, или чем другим. Вот враг душевный и насилует нашу природу, чтобы в праздности и развлечении иждивали дни свои вместо того, чтобы готовиться к вечности. А сон моея лености, сказано в писании, готовит вечную муку. И промыслительно бывает с великими подвижниками, что благодать как бы на время отступает, чтобы познал человек более немощь своего естества и более прибегал к Богу, прося Его помощи и заступления. Это время для великих подвижников, борющихся и труждающихся в молитве, самое благоприятное для восприятия великих венцов: так как царствие Божие нудится и нуждницы восхищают оное. А если мы и побеждаемся своею немощию, не будем унывать от сего, но паче смиряться и подвизаться при помощи Божией. Сила Божия в немощи совершается. Плач по Бозе очень полезен и сеющие слезами радостью, сказано, пожнут, взимающе рукояти своих благих произволений и дел. Разумеется, хорошо избирать удобное место в Церкви, чтобы от других скрывать этот Божий дар. И ложась, и вставая, иметь плачь по Бозе хорошо. Святый Царе–Пророк Давид и на царственном престоле имел досуг и привычку омочать слезами постелю свою. А нам грешным еще более приличествует сие делать. Помози Господи!..
О ненавидящей тебя молись, и силень Господь умиротворить ее к тебе. Своею ненавистию она себе вредит душевно, будучи подвизаема от врага, а тебе благодетельствует, потому что – Блажени есте, егда поносят вас…
… Ты опять больна? Значит, ты не помнишь моего лекарства. Я тебе говорил: твори постоянно молитву Иисусову и будешь здорова. Ведь я тебе не с ветру давал этот совет, а испытавши хорошо на деле. Правда, что поболеть молодому человеку полезно. Но еще лучше здоровому служить телом и духом Богу.
4 Марта 1885 г.
Мир тебе! Что это с тобою сделалось? Я и понять не могу. Жар, зноб и все страсти. Очень, очень жаль тебя бедненькую… Вижу, тебе пришло блаженное время лежать. Лежи. Лежи да молитовку твори: Г. И. X. С. Б. п. м. грешную, немощную. А то, видишь, что может случиться: рада бы сотворить ее, да сил не хватит: затворены двери. И кто успел зажечь светильник свой, тот и ликует со Сладчайшим и Вожделеннейшим своим Женихом в неумолкаемом шуме празднующих. А светильник‑то и есть эта молитва. Сердце– фитиль, молитва–огонь, а радость неизглаголанная в сердце молитвенном–действие Духа Святаго или наслаждение в Невестнике с Небесным Женихом. Потому‑то я вас и увещеваю и прошу: не дремите, не губите времени, в смехах да шутках, невозвратимаго времени; все эти временныя утехи обратятся в уголь горящий, в омерзительное зловоние, в невыносимую томноту, а убежать будет некуда. И потому Господь сказал возлюбленным своим: «бдите и молитеся, да не внидете в напасть»… Мир тебе!
Да и в совершении посильных наружных молений и чтений, вам обоим, как единодушным, нечего много стесняться друг другом. Если одна изнеможет и лежит, другая, ни мало не стесняясь, клади поклоны или читай, или Иисусову молитву читай. Вслух читаемая молитва пользует и лежачаго.
24 Декабря 1883 г.
Христос рождается, славите! Вероятно, и вы будете славить Его. Славьте не гневом, не ропотом, не зазрением высших и низших, а смирением, любовию к сестрам, молитвенным непрестанным призыванием Иисуса – и тогда познаешь славу Христа и дары Сладчайшаго Иисуса. Терпи и спасешься!
…Ты все, Д., жалуешься на скорби; а великий старец о. Серафим Саровский сказал: «неимеющий скорбей, не имеет спасения».
Говоришь, что тебе не удобно вставать для молитвы и для чтения, – и не вставай, и огня не зажигай, а лежи себе, пожалуй, и голову накрой одеялом, а сама тверди: Г. И. Х. Б. н. помилуй мя грешную. И будет очень хорошо, даже еще лучше.
27 Октября 1883 г.
Говорил я батюшке о твоей молитве, которая начинается в церкви и переходит в сердце. Он ответил, что молоденьким это нейдет. А надо тотчас творить устами. Спасайся! Смиряйся!..
1 Февраля 1884 г.
Утешение твое молитвенное не новость: я тебе раз, а может быть, сто раз твердил: потрудись, потерпи, а там сам Бог утешит.
Болеть можешь, сколько угодно, ибо это нам очень полезно, а скорбеть по времени – ибо причины не имеешь, а лучше благодари Бога за Его милости к нам немощным… Если тебя за уединение считают гордою – радуйся. Если мешают молиться, не унывай, а смиряйся. Многогр. И. Анатолий.
Жены с мvры богомудрыя в след Тебе течаху… поклонишася радующиеся Живому Богу… Так и мы, если будем подобно женам мvроносицам, вслед Жениха своего тещи, постигнем Его, узрим Его, обимем Его. И он с нами будет во веки!
* * *
...молитву Иисусову всеми силами старайся держать – она вся наша жизнь, вся краса, все утешение, что в начале она трудна – это всем известно; но после за то неоцененна, всерадостна, вселюбезна ... Вначале молитва Иисусова всегда бывает тяжка и нечиста; а после усладительна.
* * *
Не изыскивай сама себе скорбей, которых ты искать не обязана, а ищи и зело ищи Того, Кого мы с тобой обязаны и неотложно обязаны искать: ищи Иисуса, Жениха нашего, Питателя нашего, Надежду нашу, Жизнь и Свет очей наших! И не постыдимся.Знаю, что без привычки звать Его постоянно трудно, и очень трудно! Да кто ж от тебя требует, чтобы ты неустанно твердила сию молитву. Делай по силе, делай со смирением и самоукорением, и обыкнешь, и полюбишь ее так, что и насильно не оторвут от нея. Потому что она сладка и радостотворна. «Помянух Бога и возвеселихся».
Как учиться молитве Иисусовой
Очень ты меня утешила, что желаешь учиться молитве. Иисусовой. Начинай с устной. А прежде всего, вместо фундамента, положи терпеть скорби. Тогда она скоро привьется. Постись по силе. Молитва требует тоже крепости.
Оставаясь наедине, упражняйся во Иисусовой молитве
12 Февраля 1876 г.
Письмо твое, многоболезненная сестра А., получил… Пишешь не без скорби, что сидишь, как заключенная в келье, тогда как другия идут в церковь. Значит, ты, матушка, забываешь о моем желании и напоминании, чтоб ты как можно больше держала устную молитву Иисусову. И особенно когда остаешься одна. Это самое дорогое время укоренять ее в памяти. А ты значит умом блуждаешь – вот и делается скучно. А молитва Иисусова веселит сердце…
Об утверждении в сердце Иисуса
18 Июля 1884 г.
...А лучше ... – вырисовывать на мягком юном сердце Сладчайшее Имя, светозарную молитовку: Г. И. Х. С. Б. п. м. грешную. Вот тогда‑то будет верх радостей, безконечное веселие. Тогда, когда т. е. утвердится в сердце Иисус, не захочешь ни Рима, ни Иерусалима. Ибо сам Царь со всепетою Своею Материю и всеми Ангелами и Святыми, придут сами к тебе и будут жить у тебя. Аз и Отец к Нему приидем и обитель у Него сотворим.
Не забывай молитвы Иисусовой
Мир тебе!.. Четки не по тебе – верю, посылаю другия – по силе твоей… Посылаю тебе и яблочко, и грушу. И все твои прихоти с любовию исполню, только ты не забывай самаго важнаго–моего тебе завещания: Г. И. Х. С. Б. Богородицею помилуй мя. Знаю, что в начале это дело трудное, но зато узришь свет и радость. А без сего делания тяжка и безотрадна жизнь иноческая, если продлится. Правда, трудно, но вникнуть–тут особаго нет ничего. Не требуется ни книг, ни свечей, ни времени. Сидишь, ходишь, ешь, лежишь, а сама все Г. И. Х. С. Б. п. н.!
Враг не простит полюбившим Иисусову молитву
20 Декабря 1876 г.
Получил я письмо твое, Г., помню, но ответил ли, не упомню. И письма не найду. Помнится, ты писала, что молитва Иисусова легче держится. Если так, Слава тебе Господи! Продолжай и ухищряйся, чтобы держать ее крепче. Лучше этого времени никогда не найдешь. Когда разедется торг, тогда хоть руками махай, да поздно будет. Только помни, Г., давнее слово. Будь готова встретить скорби. Ибо всем, кому слюбится Иисусова молитва, враг никогда не ответить без отмщения: но непременно научит или старших, или младших, а уж пакостей непременно натворят.
Единственное средство быть покойной и веселой – молитва Иисусова
Получил и второе твое письмо… Скорбь твоя великая! Да и Господь сказал: «в мире скорбь имети будете, но скорбь ваша в радость претворится. И радости вашея никтоже возьмет от вас». Посиди и ты у моря и подожди погодки…
Что касается тягости на душе, то я тебе и говорил и говорю: единственное средство быть покойной и веселой–это молитва Иисусова. А без этого драгоценнаго дара–монашеского утешения не ищи, не жди. А как искать Иисуса? Я тебе читал из Библии, и сама ты читала.
Наставление о молитве Иисусовой
Совсем я заметался с письмами, и не знаю, ответил тебе или нет, сестра А.
Молитву умственно держать можно и по болезни и по немощам, и по случаю народа, и в службе. Только от этого иногда голова болит, но что же делать? За то слюбится. Тысячу раз слюбится. Ты старайся держать мысль с Иисусом не в голове собственно, а направляя несколько к персям. Тогда конечно грудь заболит, но без этого нельзя. Бог наш огнь поядаяй есть. И где нечисто – там и больно. Такая боль за недостоинство посылается, но со временем пройдет…
* * *
Иисусова молитва, когда прививается, то непременно у всех страстных сопровождается болями. От устной болят прежде всего губы. Это пройдет. Чай пей как можно меньше и жиже, а больше холодную воду: это облегчит тебе и грудь, и жжение сердца, и утолит страсть. Только чтобы вода была не слишком холодная.
О молитве Иисусовой, ея действии и плодах
12/20 Декабря 1876 г.
Преподобная мать Т.! Ты меня истинно утешила, когда написала, что молитва для тебя уж не так трудна, как была прежде. Говорю о молитве Иисусовой. И слава Тебе, Господи, снисходящему нашим немощам!
Постоянно творить ее тебе еще нельзя. Ибо, пока не вкусит человек (яко благ Господь), трудно непрестанно иметь в сердце Иисуса. Но и за то, что есть, слава Богу! Значит, пока держится молитва, не оставляй ея. А главное – во время молитвы окаявай себя, как недостойную произносить имя, непрестанно славословимое на небеси и на земли, Ангелами и человеками. А скорби собирай, как сокровище – ибо это очень способствует Иисусовой молитве. А потому враг и научает и подстрекает всех, кто только может досадить тебе. Я тебя предупреждал давно, что всякий христианин чем больше держится за эту молитву, тем больше озлобляет диавола, не терпящаго имени Иисусова и направляющаго на такого людей, даже и близких. Я видел девицу, которую отец родной так возненавидел, что хотел убить. Только та проходила умную, – чего тебе нельзя еще.
Что не стяжала терпения, не унывай, а старайся стяжавать его понемножку. А что плоть томится – хорошо: Елико внешний человек тлеет, толико внутренний обновляется по всяк день… Сестер милуй, если оне тебе досаждают. А что оне тебя считают, за твое молчание, сердящеюся – это ничего, ровно ничего. Мир тебе и благословение от Сладчайшаго Иисуса. Нед. иером. Анатолий.
Не гордись тем, что держишь молитву Иисусову. Плод этой молитвы
Март, 1877 г.
Письмо твое я читал, читал, и не мог надивиться: как это девочка мне показалась умная, внимательная, а какия глупости плетет! Она верит помыслам, что творить Иисусову молитву есть нечто важное. Глупенькая ты, преглупенькая! Я ж тебе говорил, что эту молитву, как не требующую ни книг, ни поклонов, ни других тяжелых подвигов, дают старухам, больным и окаменелым сердцем. Конечно, кто ужасно любит ходить в Церковь, придет прежде всех, не пропустит ни одного слова в Церкви, придет домой – обливается слезами, зря свою нищету и недостоинство; такому, конечно, молитву Иисусову не стали бы навязывать. А ты, глупенькая, во всем повинная: ни молиться, ни смиряться, ни любить оскорбляющих, ни слова Божия слушать, ничего подобнаго не умеешь. –А хочешь спастись! Что ж нам оставалось с тобою делать? Вот мы и дали тебе легонькую, прелегонькую молитву – всего 5 слов. А ты и тут ухитрилась отыскать что‑то особенно великое, отличающее тебя от других, то есть: что собственно тебя должно бы смирять; ты в безумии думаешь этим еще гордиться. Врагу, разумеется, страшно, что такая девчонка, ни на что не годная, вдруг спасется, и потому всячески тебя уловляет, и внушает такия лживыя и глупыя мысли, что ты будто должна гордиться тем, что именно должно бы смирять тебя.
Оставь же глупости, притекай к Иисусу, а не к диаволу. Иисус умер до тебя, значит, тебя любит. А диавол не умер, а скорее тебя хочет умертвить. Так и не слушай его. Я и батюшку Амвросия спрашивал о тебе, он тоже сказал: «пусть продолжает, а диавола не слушает. А горло и грудь болят за недостоинство». Ибо всякая, а особенно эта старушечья молитва, назначается только для больных и непотребных–хуже которых всех я непотребнейший, –требует познания своей немощи и смирения. А ты сдуру вздумала еще возноситься! Глупенькая ты, преглупенькая!
Ну, Бог простит тебя! Начнем исправляться! Я и сам желаю положить начало. Благослови, Господи!
А что радость разливается в сердце – это я тебе, кажется, говорил: бывает. Иногда Господь желает подвижника утешить, видя, что он уже изнемогает: иногда же от усиленнаго напряжения к этой молитве. Сказано: Бог, т. е. Иисус, –огнь есть (грехи и немощи) попаляяй! И потому, часто призываемый Сладчайший Иисус не может не веселить сердце. Разве уж окаяннейший какой, яко же аз, огрубелый, то долго не может чувствовать радости. А настоящие молитвенники через несколько дней чувствуют радость и сладость, которая из сердца разливается – и на всего человека. Но только опасно принимать ее без разбора; ибо и сатана преобразуется в Ангела светла. А потому, как неопытная в духовной жизни, будь осторожна и принимать берегись, и отвергать берегись. Прочти у Марка Подвижника слово 2–е глава 28. Прочти еще в том, втором, слове главу 134–ю. А если оставишь молитву, куда тебя тогда девать? Терпи. Это скоро все пройдет, и слюбится. Молитва прекращается–это обыкновенно от празднословия, обжорства, осуждения, и главное – от гордости.
А так как ты особенно горда, то особенно и держись за эту молитву. А чтобы она никогда не прекращалась, так для этого ты, молоденькая, посиди у моря, подожди погодки!
Скорби научают молитве. Действие молитвы Иисусовой
Батюшка о. Амвросий посылает тебе благословение. И аз грешный молюсь за тебя, чтобы тебя Господь сподобил со святыми в вечной славе своей царствовати. А что матушка и казначея тебя пробирают: за это я им очень и очень благодарен. И не напрасно. А потому что в свете ничто так не помогает молитве, как терпение скорбей и любовь к ближним. Так что еслиб у тебя не было скорбей, то нужно бы молить Милосердаго Господа, чтобы Он их послал тебе. Прочти в наставлении о. Серафима (Саровскаго) 8–й пункт. А что делается в сердце, не безпокойся. Иисусово имя безпокоит врагов душ наших, который поселился был в сердце – вот он и возится; а ты делай тебе заповеданное. Помни, что призываемый тобою Иисус сильнее врага. Непременно разыщи книгу: «Семь слов Марка Подвижника» и читай постоянно. Так таки и сиди над ней. Мир тебе!
Считай себя хуже всех на свете – вот тебе и повеселеет.
Кто помнит Иисуса, у того веселится сердце
Не знаю, как давно получил письмо твое, Н., потому что ты в нем не означила ни числа ни месяца. Касательно правила, назначеннаго тебе мною, скажу, справляй как удобнее, только старайся совсем не опускать: да чтобы ум был занят молитвою и Богом. А то вишь ты, у тебя теснит грудь и терзается сердце; а кто помнит Иисуса, у того веселится сердце.
Молитва Иисусова некрепка без крепких скорбей
Опять перечитывал твои скорби, М. Они все те же, и я в них не нахожу ничего ни особеннаго тяжкаго, ни страшнаго, ни безнадежнаго.
А ты просто угорела, и тебе представляются все страсти, отчаянность, уныние… А я тебе говорил, что молитва Иисусова не может быть крепка без крепких скорбей. Но ты этого и знать не хочешь: ей не нужно ни Иисуса, ни раю и никого на свете, только бы убежать от скорбей… Еще повторяю тебе слово Божие не в первый и не во второй раз: «многими скорбями подобает нам внити в Царствие Божие». «В скорбях сокровенна есть милость Божия».
«Блаженни есте, егда поносят вас, и ижденут, и рекут всяк зол глагол Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех».
Но М. ни мзды, ни неба, ни Бога–ничего не нужно, только убежать бы в Т. от скорбей. Ну, и от Бога убежишь.
Еще о молитве Иисусовой
6 Сентября.
Мир тебе, сестра А.! Ты желаешь получить от меня строчку: вот тебе пять! Если хочешь быть благодарною, то воздай за них пятью словами: 1–е Господи, 2–е Иисусе, 3–е Христе, 4–е Сыне, 5–е Божий. И к ним прибавляй – «помилуй мя грешную». Так все и тверди. Этим и Богу угодишь, и меня отблагодаришь, и себя спасешь. Нед. И. Анатолий.
Неловко спасаешься...
Ты, матушка, что‑то неловко спасаешься! Будь смиреннее… Не ретись через чур на молитву. Помни, что сказали Св. Отцы: «В ближнем твоем спасение твое». Читай 7 слов Макария Египетскаго. Особенно 14–ю главу 1–го слова.
Предосторожности в молитве Иисусовой
16 Апреля 1886 г.
Воистину Христос Воскресе!.. Получил твое письмо и спешу тебя успокоить. Первое – ты не слушала меня. Я тебя не один, а много раз предостерегал: когда будет утверждаться молитва, отнюдь не спускай внимания вниз. Иначе блудная страсть замучит. И это не есть прелесть, а дело естества, происходящее от неправильнаго умнаго делания. Вот если бы ты эту сладость приняла за благодать, тогда была бы прелесть. А теперь еще можно поправить дело. Тем больше, что ты сама сознаешь путаницу. А исправление начни с того – не спускай вниз внимания, а держи ум в средине сердца. А если он у тебя уж повадился лазить вниз, то оставь на время и займись чтением. Хорошо, если бы ты приобрела книгу Паисия Величковскаго. Тебе надо ее прочесть. Держись этого правила и не погибнешь. Молитвы же не оставляй. Такия уклонения случаются со многими. Мир тебе и спасение.
Блудные помыслы – верный признак прелести в молитве
Мир тебе, сестра М.! Молитву не спускай книзу. Держи вверху сердца. А то потужишь. Если начнется у тебя внизу теплота, то старайся перевести ее наверх, или, по крайней мере, в средину сердца, а то лучше оставь. Блудные помыслы есть верный признак прелести. Вот если будет теплота в чреслах, то есть в пояснице, то ничего, твори, пока опять не явятся блудные помыслы. А то брось. И так молись.
Чтобы утвердилась молитва, терпи скорби и презрения
Насилу порадовала меня М., и слезы свои горькия отерла! Ведь яж тебе писал, что тебе тяжело не от того, что скорби твои невыносимы, а что ты сама‑то недопеченная. Ведь вот потерпела – перешла буря искушения – и те же скорби и та же жизнь – а терпится – ничего себе!
Знай же, если будешь слушать впредь, то найдешь столько утешения, что сама пожелаешь скорбей – этого ничем незаменимаго сокровища – да поздно будет! Батюшка посылает тебе благословение. Я ему говорил, как ты страдаешь, он ответил, что это попускается за молитву. Значит, оставь молитву, вот и скорби отойдут… Молитва прекратиться может только от больших грехов. Или если кто не кается и не зазирает себя. А кто кается, тому‑то и нужна эта молитва. Только нужно держать себя во глубине смирения и непотребства… А чтобы утвердилась молитва, лучшее самое средство–терпеть скорби и презрение! Значит, ты сама разорила все!
В действии молитвы не все понятно для неопытных
Молитву твори, а судить ее–не суди. Не твое дело. Помни ту главу у Марка Подвижника – слово 2–е, гл. 28: «Иное есть действие благодати, непонятное для младенца (духовнаго возраста), а иное действие врага похожее на истину. Хорошо не разбирать подобных действий». А должно вопрошать искусных в духовном деле. Так и ты не домогайся знать, от кого что посылается, а все терпи да извещай нас. А если устная молитва сама собою переходит в умную, то прекращать не нужно. Только все укорять себя и не смущаться…
При обучении умной молитве нужен опыт
26 Января 1887 г.
Мир тебе и благословение Божие, страждущая сестра, мать М. Получил письмо твое. Вижу грусть твою и болезнь твою. Ты ропщешь, что я оставил тебя. Это неправда: всегда помнил и помню, и сердцем сочувствую, но я не хотел понуждать тебя, когда ты изявила желание перейти к другому отцу.
Если бы тебе ответить, то нужно бы: или соизволить тебе, или возбранить. Но если возбранить, то ты, пожалуй, приписала бы это самолюбию моему; а соизволить – значит взять на свою душу ответственность, если новый наставник поведет тебя иным путем. А для тебя это вдвойне опасно, потому что проходишь путь умной молитвы. А если он этого пути и сам не знает, куда он тебя заведет? У меня были опыты, что ученые, и даже очень ученые по книгам, на деле ни на волос не понимали этого духовнаго делания. Потому что этот путь дается не книгою, а кровью. Даждь кровь, и приими духа. Но теперь вижу, что твое желание перейти к другому было капризом, и потому я обращаюсь к тебе по–старинному. Бог да простит тебя во всех прегрешениях твоих! Молитву Иисусову держи по силе. А когда ослабеешь, имей одну память присущия Божия. Что молитва твоя не безпрерывна, не скорби–это тебе рано. А благодари Бога за то, что есть. Спасайся, и да спасет тя Господь.
О молитве Иисусовой устной и сердечной
(Письмо старца Амвросия)
Держи больше устную молитву, тогда и избавишься от подобных движений; от устной молитвы никто не впадал в прелесть, а умную, сердечную молитву без наставления проходить опасно. Такая молитва требует наставления, безгневия, молчания и смиреннаго самоукорения во всяком неприятном случае. Поэтому безопасней всегда держаться молитвы устной, так как мы скудны в терпении, смирении и безгневии; потому и требуется молиться особенно во время смущения и за себя и за оскорбляющих: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных.
Более писать недосужно. Держись смирения и самоукорения, и поможет тебе Господь. Просишь приехать. Если и приедешь, не скоро доберешься, потому что я стал стар и слаб и народом очень обременен. Мир тебе и Божие благословение!
Многогр. И. Амвросий. 24 Апреля 87 г.
Еще о молитве Иисусовой
30 Октября 1889 г.
Мир тебе и благословение Божие, преподобная мать М.! Письмо твое получил. Когда оно послано не выставлено. А я тебя просил обозначать число и год и проч. И грозил, что писать не буду. Все ничего! За то и попущаются тебе испытания.
Получивши письмо, я отложил его, чтобы заняться особо. Но оно исчезло. Келейники и я все перебрали, перетрясли, но письма нет. Вот только что, случайно, мне отыскали его. Прочитавши письмо твое (от неизвестнаго числа), я тогда же пошел к батюшке Амвросию. И вместе разбирали его. Мы не нашли в молитве неправильностей. Только таких вещей, как благоухание, принимать не должно. Об этом пишет Св. Симеон Новый Богослов во 2–м образе молитвы. Сердечнаго места упруго отыскивать не должно: когда возрастет молитва, она сама отыщет оное. Наше старание – заключать ум в слова Г. И. Х. С. Б. п. м. Святитель Димитрий учит: «где ум, там и сердце».
Что молитва прерывается, это иначе и быть не может. А если постоянно стоит, то учат св. Отцы: «убойся. Это волчий путь». А как говорить? Что видим в воздухе? То дождь, то солнце, то снег, то ветер, то жар, то холод. Так и в нашем устроении: одно состояние быть не может и не должно. А когда прекращается молитва умная, берись за поделие.
А переменять руководителя на полдороге опасно. Конечно, перейти к батюшке ровно все равно, но это от того, что учение наше одно, и учитель наш был один. Но не все так. Есть пословица: каждый молодец на свой образец. К батюшке Амвросию всегда можешь писать ничтоже сумняся. А к неизвестным опасайся. Особенно при твоем устроении–на полдороге. Бог тебя благословит продолжать начатое дело, ни мало ни устрашаясь, ни усумневаясь. Бог нам помощник. Самочинникам, правда, должно бояться. А кто, сознавая свою немощь, вопрошает других, тот благонадежен. Только всегда укоряй и смиряй себя. Мир тебе и спасение.
Недостойный богомолец многогрешный
Еще о молитве Иисусовой и о видениях
(Письмо старца Амвросия)
7 Ноября 1889 г.
Сестра о Господе и чадо духовное мать М.! Мир тебе и Божие благословение и всякое утверждение в истине. Возмогай о Господе и в державе крепости Его. Письмо твое получил. Ты приносишь жалобу на о. Анатолия, что он не отвечает. Недавно приходил ко мне о. Анатолий и с сожалением говорил, что долго не ответил на твое письмо важнаго содержания от множества хлопот и забвения. И прибавил, что недавно послал тебе заказное письмо, которое теперь, вероятно, ты уже получила.
Тебя враг смущает разными недоумениями. Отцы Святые советуют не страшиться, призывая имя Божие, тем более, что не самочинно, а по благословению начала ты дело сие. А чего не понимаешь, оставляй без особеннаго значения, не отвергая и не принимая, как советует преп. Марк Подвижник духовным младенцам, как например то, что ты видела Христа, распятаго внутри сердца, и Спасителя, седящаго в темнице в красной одежде, и какой‑то непонятный свет. Это и подобное тому предоставляй все воле Божией, говоря себе: Бог Един весть полезное и спасительное.
Прочитай в Добротолюбии все места о прелести и остерегайся обозначенных признаков прелести. Остальное предоставляй все воле Божией.
Пишешь, что когда творишь молитву, смотришь на сердце. Отцы святые советуют во время молитвы смотреть внутрь сердца, а не сверху и не с боку, и, особенно, если внимание ума низходит ниже сердца, тогда возбуждается плотская страсть.
Пишешь, что на праздник Иоанна Богослова ты от изнеможения ушла из церкви в келлию и, лежа на постели, увидела бегущаго врага во всем его безобразии. Вперед, если изнеможешь в церкви, сиди или лежи, но не уходи. Вообще, знай, как и сама ты читала в книгах отеческих, что ни против чего так враг не возстает, как против молитвы Иисусовой. Поэтому, как начала ты держаться молитвы Иисусовой, то и не оставляй ее, а продолжай, уповая на помощь и милость Божию. Силень Господь и Царица небесная сохранить нас от зол и бед, наносимых врагами душевными.
Еще пишешь, что некоторыя сестры у вас относятся к Аfонским старцам. Но ты их не знаешь, и они–тебя. Поэтому и не может быть удобно такое отношение. Призывая на тебя мир и благословение Божие, остаюсь с искренним благожеланием. Многогр. И. Амвросий.
P. S. Еще в письме твоем сказано, что у тебя дня три было сильное плотское волнение и востание. Вероятно, осудила кого или попущено было к смирению и испытанию.
Еще о случаях при молитве Иисусовой
22/18 Июня 1890 г.
Мир тебе и благословение Господне! Письмо твое получил и внимательно прочел. Ничего в нем особенного не нашел касательно молитвеннаго прохождения. Читай еще 43 главу Каллиста и Игнатия, там все случайности описаны. А что прекратилась молитва – тому, конечно, есть причина: или самомнение, или осуждение. А главное, чтобы мы были смиренными…
Касательно явлений света, там, желтаго или белаго и еще чего – не принимай, как тебе сказано, т. е. не проклинай и не увлекайся. Прочти у Марка Подвижника в сотницах и будь спокойна.
Об искушениях во время молитвы
11 Августа 1892 г.
Сестра о Господе и чадо духовное, мать М.! Письмо твое от 5–го Авг. получил… Бывает у тебя в прохождении молитвы сон, леность, тоска и охлаждение ко всему по несколько дней и даже неделю. Очень может быть, что ты окрадена была пред этим сопротивником тайным тщеславием, гордостию или осуждением, или гневом, или чем другим. Вот враг душевный и насилует нашу природу, чтобы в праздности и развлечении иждивали дни свои вместо того, чтобы готовиться к вечности. А сон моея лености, сказано в писании, готовит вечную муку. И промыслительно бывает с великими подвижниками, что благодать как бы на время отступает, чтобы познал человек более немощь своего естества и более прибегал к Богу, прося Его помощи и заступления. Это время для великих подвижников, борющихся и труждающихся в молитве, самое благоприятное для восприятия великих венцов: так как царствие Божие нудится и нуждницы восхищают оное. А если мы и побеждаемся своею немощию, не будем унывать от сего, но паче смиряться и подвизаться при помощи Божией. Сила Божия в немощи совершается. Плач по Бозе очень полезен и сеющие слезами радостью, сказано, пожнут, взимающе рукояти своих благих произволений и дел. Разумеется, хорошо избирать удобное место в Церкви, чтобы от других скрывать этот Божий дар. И ложась, и вставая, иметь плачь по Бозе хорошо. Святый Царе–Пророк Давид и на царственном престоле имел досуг и привычку омочать слезами постелю свою. А нам грешным еще более приличествует сие делать. Помози Господи!..
О ненавидящей тебя молись, и силень Господь умиротворить ее к тебе. Своею ненавистию она себе вредит душевно, будучи подвизаема от врага, а тебе благодетельствует, потому что – Блажени есте, егда поносят вас…
Твори молитву Иисусову и будешь здорова
… Ты опять больна? Значит, ты не помнишь моего лекарства. Я тебе говорил: твори постоянно молитву Иисусову и будешь здорова. Ведь я тебе не с ветру давал этот совет, а испытавши хорошо на деле. Правда, что поболеть молодому человеку полезно. Но еще лучше здоровому служить телом и духом Богу.
Не теряйте времени – учитесь молитве
4 Марта 1885 г.
Мир тебе! Что это с тобою сделалось? Я и понять не могу. Жар, зноб и все страсти. Очень, очень жаль тебя бедненькую… Вижу, тебе пришло блаженное время лежать. Лежи. Лежи да молитовку твори: Г. И. X. С. Б. п. м. грешную, немощную. А то, видишь, что может случиться: рада бы сотворить ее, да сил не хватит: затворены двери. И кто успел зажечь светильник свой, тот и ликует со Сладчайшим и Вожделеннейшим своим Женихом в неумолкаемом шуме празднующих. А светильник‑то и есть эта молитва. Сердце– фитиль, молитва–огонь, а радость неизглаголанная в сердце молитвенном–действие Духа Святаго или наслаждение в Невестнике с Небесным Женихом. Потому‑то я вас и увещеваю и прошу: не дремите, не губите времени, в смехах да шутках, невозвратимаго времени; все эти временныя утехи обратятся в уголь горящий, в омерзительное зловоние, в невыносимую томноту, а убежать будет некуда. И потому Господь сказал возлюбленным своим: «бдите и молитеся, да не внидете в напасть»… Мир тебе!
* * *
...Если тело не терпит поста и труда, то обрати внимание на душу, т. е. на сердце и ум. Упражняй их в Иисусовой молитве. И будет приобретение твое паче труждающихся телесно. Главное–держись Иисусовой молитвы, иногда устами, а иногда умом. Это со временем слюбится, а в начале, правда, иногда бывает и трудно.Да и в совершении посильных наружных молений и чтений, вам обоим, как единодушным, нечего много стесняться друг другом. Если одна изнеможет и лежит, другая, ни мало не стесняясь, клади поклоны или читай, или Иисусову молитву читай. Вслух читаемая молитва пользует и лежачаго.
* * *
Желаешь правила для новой жизни. И какое же тебе дать больной? Держись всеми силами за Иисуса, возлюбленнаго Жениха своего, и будет с тебя. Твори молитву Иисусову умом, голосом, шопотом, как только можешь. А другия чтения и поклоны, –когда будешь в силах.
Как надо славить Христа
24 Декабря 1883 г.
Христос рождается, славите! Вероятно, и вы будете славить Его. Славьте не гневом, не ропотом, не зазрением высших и низших, а смирением, любовию к сестрам, молитвенным непрестанным призыванием Иисуса – и тогда познаешь славу Христа и дары Сладчайшаго Иисуса. Терпи и спасешься!
Молиться можно всегда
…Ты все, Д., жалуешься на скорби; а великий старец о. Серафим Саровский сказал: «неимеющий скорбей, не имеет спасения».
Говоришь, что тебе не удобно вставать для молитвы и для чтения, – и не вставай, и огня не зажигай, а лежи себе, пожалуй, и голову накрой одеялом, а сама тверди: Г. И. Х. Б. н. помилуй мя грешную. И будет очень хорошо, даже еще лучше.
Молодым надо держаться устной молитвы
27 Октября 1883 г.
Говорил я батюшке о твоей молитве, которая начинается в церкви и переходит в сердце. Он ответил, что молоденьким это нейдет. А надо тотчас творить устами. Спасайся! Смиряйся!..
Утешение от молитвы
1 Февраля 1884 г.
Утешение твое молитвенное не новость: я тебе раз, а может быть, сто раз твердил: потрудись, потерпи, а там сам Бог утешит.
* * *
...если на молитве помыслы разсеваются, то это дело обыкновенное – новоначальным нельзя не разсеяваться. Что касается до смущения твоего от помыслов, то средство одно: терпение и смирение. Мир тебе! Многогр. И. Анатолий.
* * *
Молитва Иисусова не может быть без тучи помыслов вначале. А после мало–помалу очищается.
* * *
Помыслов отвергать ты же еще не можешь, а будет с тебя, если будешь терпеть и звать Иисуса.
* * *
Иисусову молитву читать на помыслы – единственное против них средство; но и всегда ее мы обязаны иметь в устах, хотя бы и сокровенно. А собственно умную без разрешения и руководства учителя нельзя.
* * *
...не унывай. Помыслы борют очень многих, только смиренных не смеют тронуть. А мы смирения не имеем, вот и терпим безчестие. Этих помыслов ты еще не можешь отразить, а беги скорей к Иисусу, т. е. тверди Иисусову молитву.
* * *
...молитву Иисусову творить привыкнуть скоро нельзя. Ты только старайся не забывать о Боге и кайся в забвении и развлечении…Болеть можешь, сколько угодно, ибо это нам очень полезно, а скорбеть по времени – ибо причины не имеешь, а лучше благодари Бога за Его милости к нам немощным… Если тебя за уединение считают гордою – радуйся. Если мешают молиться, не унывай, а смиряйся. Многогр. И. Анатолий.
* * *
В церкви, когда диавол затыкает себе уши и смежает глаза, старайся читать Иисусову молитву. Внимай по силе кафизмам, оне после тебе усладятся. В них много красоты и сладости, которыя разгонят сон и уныние…
* * *
Отвечаю на твои недоумения: молитва Иисусова не только не мешает, но даже способствует слушать чтение и пение и помогает обыкновенной церковной и келейной молитве, и услаждает, очень услаждает сердце, и дух делает мирным, и мысль дает светлую. А ты думаешь неправильно; ибо ты–девочка неопытная, да еще своенравная. А ты старайся смирять себя, и молитва скоро привьется к тебе. Только не спеши, а жди помощи Божией. А что другия про тебя говорят, об этом не безпокойся. Ты пришла в монастырь угождать не людям, а Богу, который и спасет тебя – в этом ручаюсь – только потерпи.
* * *
Монашенки носят всегда четки для того, чтобы не забывать молитву Иисусову. Для этого‑то четки и даются.
* * *
Говорить сестрам на пользу хорошо, а молчать еще лучше. А себя укоряя за них молиться, еще того лучше.
* * *
По заповеди Господней, понуждайся молиться о всех ненавидящих и обидящих тебя!
* * *
Молитвы, или правило, когда исполнишь, благодари Бога, а не исполнишь, зазри себя.
* * *
Молитва к Богу всякая доходна. А какая именно – об этом мы не знаем. Он один Судия праведный, а мы можем ложь признать за истину. Молись, и веруй.
* * *
...спать – спи, бегать – егай, а главнаго не забывай – книжки почитывай. Да молитовку по силе держи, хоть ходя, хоть лежа. А то мы с тобой окажемся ловкою прислугою. А настоящий‑то слуга тот, кто приседит при ногу Иисусову, т. е. твердит молитву Его. О таковой слуге Он, истинный Бог, сказал: идеже есть Аз, ту и слуга Мой будет. А Он седит на небесном Престоле, одесную Отца.
* * *
Молитву Иисусову старайся твердить чаще, в особенности же, когда стужают помыслы. А увлечешься – укори себя. И будет с тебя ... Твори чаще Иисусову молитву, – повеселеет на сердце…
* * *
Когда блудные помыслы нападают, молись св. мученице Fомаиде. И твори сильнее Иисусову молитву…
* * *
Скучно тебе бывает от того, что не помнишь Иисуса Христа… Иисусову молитву творить скоро привыкнуть нельзя. Тогда все бы творили ее, ибо она слишком дорога.Жены с мvры богомудрыя в след Тебе течаху… поклонишася радующиеся Живому Богу… Так и мы, если будем подобно женам мvроносицам, вслед Жениха своего тещи, постигнем Его, узрим Его, обимем Его. И он с нами будет во веки!
* * *
Господь молитвы всех слышит. Только гордых не принимает. А смиренных или укоряющих себя всегда приемлет. Господь тебе помогает–только ты не можешь видеть сего. Он не может оставить тебя, ибо любит тебя.