17 февраля 2019

Прп. Исидор Пелусиот. Письма о чтении, о благодати богодухновенных Писаний и пользе от них

Прп. Исидор Пелусиот. Письма о чтении, о благодати богодухновенных Писаний и пользе от них
Преподобный Исидор Пелусиот [греч. ᾿Ισίδωρος ὁ Πηλουσιώτης] (+435-440) — отец и учитель Церкви, , ученик Иоанна Златоуста, экзегет и богослов, автор богословских сочинений и писем экзегетического и нравоучительного содержания. Память 4 /17 февраля. 

Схоластику Ирону. Против Еллинов; о чтении, о благодати богодухновенных Писаний и пользе от них

Не пренебрегай, друг, медоточивым слышанием Божественных Писаний. Диавольская это хитрость, не позволяющая увидеть сокровище, чтобы не приобрели мы богатства. «Слышание Божественных мыслей ничего не приносит», - так говорит враг, чтобы не увидеть ему деяний, происходящих от сего слышания. 

Пресвитеру Иераку. Против язычников - о чтении, о благодати богодухновенных Писаний и о пользе оных

Божественные и небесные глаголы не любящим прекрасное представляются лишь простыми письменами, а для тех, кто любить узнавать премирное, они - цветущие луга, на которых обильно растут чистые цветы, орошенные небесным нектаром. Ибо достаточно одного только произнесения их, чтобы приводить в изумление. А уразумевающих они убеждают не в праздности оставаться, но заставляют все духовное чувство обращать на них, так чтобы прежде, нежели в точности рассмотрено настоящее, вожделевать следующего за ним, а рассмотрев и это, взыскать того, чего не достает, и, узрев сие третье, не иметь уже более, чему бы можно было удивляться. Потому что уразумевающие, погружая мысль внутрь написанного, приходят в столь великое удивление и исполняются столь великой благодати, что забвение препобеждает в них то, чему они удивлялись прежде, и не могут они уже вмещать ничего земного, хотя бы стеклось к ним все, чего ревностно домогаются другие. 

Диакону Феогносту. О чтении, против Еллинов; о благодати богодухновенных Писаний и о пользе оных

Слагавшим разговоры и писавшим обширные речи нередко удивлялся я в том, что крайне заботились они о собственной своей славе, употребляя высокий и преученый слог, и не радели о пользе будущих слушателей, о которой следовало бы им наиболее приложить попечение. Ибо от того, что писатели приобретают себе столько славы, ничего не прибудет для других, а если другие получат пользу, то будет великое приращение добродетели.

Но поскольку они имели в виду себя самих, то не обращали внимания на других. Почему и Божественное Писание винят они в том, что употребляет оно слог не обильный и украшенный, но низкий и простой.

Мы, напротив того, обвиняем их в самолюбии, потому что, возжелав себе славы, весьма мало заботились о других, а Писание, в подлинном смысле Божественное, освобождаем от сих обвинений, утверждая, что заботилось оно не о собственной славе, но о спасении будущих слушателей.

Если же любезен им высокий образ речи, то пусть знают, что лучше от невежды узнать истину, нежели от софиста - ложь. Ибо один выражается просто и кратко, а другой часто и красоту истины прикрывает неясностью, и, ложь принарядив красивою речью, в золотом сосуде растворяет яд. Если же истина сочетается с красивою речью, то, хотя и может доставить пользу людям ученым, однако ж всем другим будет мало пригодна и полезна. Почему и Писание изложило истину слогом простым, чтобы научались и невежды, и мудрые, и дети, и жены, ибо от простой речи никакого вреда не терпят мудрые, а от речи украшенной потерпит вред большая часть вселенной. Посему, если надлежало о ком позаботиться, то более всего о большинстве. И так как Писание позаботилось о всех, то сим ясно доказывается, что оно Божественно и небесно. 

Алипию. О чтении; против язычников; о благодати богодухновенных Писаний и о пользе от них

И для тех, которые полагают, что все ограничивается настоящею жизнью, как думаю, приличнее кончина жизни, нежели жизнь невежественная. А если справедливо это по отношению к ним, то тем более - по отношение к нам, имеющим цель в вечности и обязанным ежедневно изощрять разумение Божественными словами.

Симпликию. О том, что приобретение многих книг читающим их полезно, а представляющим богатством одно приобретение их служит причиною конечного наказания 

Накупил ты, как узнал я, множество книг, хотя не умеешь читать, и почитаешь себя богатым, поступая точно так же, как и те, которые имеют много пшеницы и кормят ею червей. Ибо и книги, когда они плотно уложены, зарождают и питают в себе моль. Посему, или пользуйся приобретением, или не позорь ученость, подвергаясь ее за это великому осмеянию, приобретая прозвище губителя книг, или книжного гроба и воспитателя моли, и усугубляя виновность свою пред Богом, как скрывший весьма полезный талант, который вверен был другим и разумно употребляем ими в дело, а тобою бесстыдно вкопан в землю. 

Кандиду. О том, что приобретение многих книг полезно для тех, которые употребляют их, как должно, а кто думает, что одно приобретение книг обогатит его, тому оно уготовляет конечное наказание

Некто, собрав пшеницу с возделанного им поля, запер ее и, поскольку не давал имевшим в ней нужду согражданам, погиб, побитый камнями и сожженный огнем. Если же он, заперев плоды своего делания, истреблен, как удержавший у себя общее достояние, то ты, приобретя произведения не своего ума, но скупив книги многих мудрецов и не извлекая из них пользы, а также не делясь ими с любителями оной, чего не потерпишь, и здесь осуждаемый, и от Бога наказуемый, как владелец бесполезного и ненужного тебе сокровища? 

Монаху Фалелею. О том, что отшельнику совершенно чуждо чтение языческих сочинений 

Кто не посмеется над тобою? Кто не пожалеет, что, пребывая в тишине любомудрия учеников Господних, ты привлекаешь к себе шум и брожение языческих писателей и стихотворцев? Скажи мне, что у них предпочтительнее нашего? Не лжи ли и смеха исполнено все, о чем они заботятся? Не от страстей ли их божества? Не ради ли страстей у них мужественные дела? Не ради ли страстей их подвиги? Поэтому бегай чтения об этой срамоте, потому что страшным образом растравляет оно раны, начавшие подживать, - бегай, чтобы лукавый дух не возвратился с большею силою и не нанес тебе поражения, которое будет гибельнее прежнего неведения или прежней лености. 

Киру. О том, что для чтения не должно ничего предпочитать книгам каноническим и принятым Церковью

Всякое писание, имеющее в виду благочестие, прекрасно и достойно одобрения и похвал. Священные же свитки засвидетельствованных Божественных Писаний суть ступени восхождения к Богу. Поэтому все, предлагаемое в Церкви Божией и переплавленное Божественным Духом истины принимай, как чистое золото. А что вне церковного употребления, то, хотя бы и заключало в себе нечто, внушающее уважение, предоставь отыскивать и хранить не причастным к твоим подвигам и находящим особенную цену в звучной речи, хотя бы она прикрывала собою и какие-либо еретические басни. 

О трех Соломоновых книгах: Притчи, Екклезиаст и Песни Песней

Поскольку желал ты знать о порядке трех Соломоновых книг, то знай, что одна учит нравственной добродетели, другая показываете суетность труда увлекающихся житейским, а последняя - любовь к Божественному в душе, обученной сказанному выше. Посему и расположены книги сии одна на первом, другая на втором и последняя на третьем месте. Кто, став учеником приточника, преуспел в нравственности, тот, приступая к Песни Песней, не поползнется уже в любовь плотскую и обычную, но воспарит к Пречистому и Божественному Жениху, Который соделывает блаженными уязвленных к Нему любовью.

Посему, советую молодым людям касаться третьего писания не прежде, чем преуспев уже в двух первых. Ибо и по таинственным уставам непристойно, лучше же сказать, безрассудно проникать во святилища недостойным еще и преддверий.

Как в ветхозаветном храме внешний двор доступен был всем, а внутреннее Святое, окруженное преградами и доступное некоторым, не доступно было неосвященным и нечистым, во внутренность же Святого и во Святая Святых не дозволялось входить даже имевшим безукоризненную жизнь, кроме одного архиерея, как освятившего себя на это и сложившего с себя всякую смертную скверну, так и молодым людям надлежит вести себя и в отношении сих книг. Сперва им надлежит украситься доблестью нравов и тогда уже касаться недоступного многим. Ибо если те, которые должны оставаться вне ограды, не будучи посвящены, безрассудно с усилием приступят к божественному тайнодействию, то понесут крайнее наказание.