19 октября 2018

Св. Антиох Палестинский о подвиге

Из «Пандектов»*. Слово 79-е. О подвиге


Подвиг есть соратник и сопричастник терпения, а вернее – начало [всему] и конец, разве что и не нечто единое, требующее взаимной помощи и совершенствования. Ибо невозможно быть увенчанным одному без другого. Итак, слаженно и последовательно мы должны сочетать терпение и подвиг, потому что они нам добывают победу против всякой страсти диавольской при помощи и поддержке Подвигоположника Господа нашего Иисуса Христа. 

Подвизающийся же от всего воздерживается (ср. 1 Кор. 9:25) и не перестает [этого делать], пока не изгладит Господь всех врагов от лица его. «Воздержание же двояко. Ибо от одного должно воздерживаться, а от другого не должно. 

От зла следует воздерживаться и не творить его, а от добра не следует воздерживаться, но должно творить его. Посему, делая доброе, воздерживайся от всякого порока, воздерживайся от блуда, прелюбодеяния, пьянства, беззакония, неги, порочности, роскоши, богатства, похвальбы, высокоумия, гордости, лжи, клеветы, лицемерия, памятозлобия, всякой хулы, воровства, грабительства, лжесвидетельства, многостяжания, злой похоти, обмана, тщеславия, хвастовства и всего подобного этому. От таковых дел следует воздерживаться подвижнику и рабу Божию. 

Есть же и дела добрые, которые должно делать и не воздерживаться от них. Прежде всего это вера, страх Господень, любовь, единомыслие, праведные речи, истина, терпение, забота о вдовах, призрение нуждающихся сирот, избавление рабов Божиих от нужд; нужно быть страннолюбивым, тихим, считать себя худшим всех прочих людей, почитать старших, подвизаться в праведности, соблюдать братство, быть долготерпеливым, не иметь памятозлобия, измученных душою – ободрять, соблазнившихся в вере – не отвергать, но обращать и делать добродерзновенными, согрешающих – назидать, нуждающихся и должников – не притеснять и другое тому подобное. Ибо если кто такое соблюдает и не воздерживается от этого, то будет жить для Бога» [«Пастырь Ерма». Заповеди. 8]. Следует подвижнику и ослаблять противника в своей плоти, чтобы через влажность [страстей] ум не поскользнулся бы и не впал в спокойствие наслаждения, но чтобы в уме подвизающихся действовал Божественный Свет, а сам он работал бы Божественному закону и наслаждался бы им вместе с Ним, по Апостолу (Рим. 7:22).

Посему следует подготовить ум и переселить мысль [к вышнему, чтобы] заглянуть за [видимое] небо и вознестись ею выше всякой твари, а приведет к тому возгоревшееся [духовное] вожделение и непрестанное об этом помышление, [Col. 1672] что и показали истинные подвижники и прославились в своем подвиге. Ибо издалека узрев обетованное благодаря вере (ср. Евр. 11:7), они перенесли продолжительные скорби, поскольку считали верным Обещавшего, ожидая сияющего дня Владыки, в который покажет Бог служащих Ему, когда придет на облаках небесных (Мф. 24:30) и соберет преподобных Своих (ср. Пс. 49:5) – совершенных подвижников. 

Посему следует претерпевать испытания и переносить частые неудобства для тела, а для души – дурные помыслы. И так, со всякой незыблемостью и терпением, должно совершать нам мученичество в совести нашей пред лицом Божиим: Терпя, потерпех Господа, и внят ми(Пс. 39:1). Ибо никто не может приобрести добродетель, если прежде не будет сражаться за нее до крови. Потому что должно противостоять греху даже до смерти, подвижнически и неослабно, по апостолу Павлу (ср. Еф. 6:12). Говорит и Писание: живот и смерть пред лицем человека, благословение и клятва(Втор. 30:19), и что захочет [из этого], то и дастся ему. И владыка человека, как говорится, благочестивый и мудрый разум, ибо он через целомудрие властвует над чревоугодием и похотью, через праведность – над всяким пороком, через мужество – над яростью, рассудком и страхом, и притом не так, чтобы их уничтожать, но чтобы не поддаваться им. Поэтому сказано, что похотения никто не сможет вырвать из вас, но разум может позволить себе не порабощаться похотению. 

И посему великая есть нужда в подвиге, чтобы и мы вместе с Павлом действительно сказали бы: Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды (2 Тим. 4:7–8). Умащая же и нас на подобное рвение, он говорил: Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться (2 Тим. 2:5). И опять-таки: Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить… И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным (1Кор. 9:24–27). Пишет же и филиппийцам: Таким же подвигом, какой вы видели во мне и ныне слышите о мне (Флп. 1:30). Евреям же говорит так: Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха, и забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает (Евр. 12:4–6). Других же восхваляя, говорит: Так что мы сами хвалимся… терпением вашим и верою во всех гонениях и скорбях, переносимых вами в доказательство того, что будет праведный суд Божий… для которого и страдаете (2 Фес. 1:4–5). 

Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы (2Тим. 3:12). Иоанн же: Не дивитесь, братия мои, если мир ненавидит вас. Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь(1 Ин. 3:13–14). И Господь: подвизайтесь войти сквозь тесные врата (Лк. 13:24), потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь (Мф. 7:13–14), [которой да удостоимся и мы благодатию Христа Бога]. Ему же слава во веки. Аминь.

Антиох Палестинский. Изображение преподобного в рукописи Пандектов из собрания СТСЛ (XIX в)

* «Всеобъемлющее собрание (Пандекты) Богодухновенных Святых Писаний» Антиоха Монаха, жившего в VI-VII веках в Палестине, – известное в древности произведение монашеской письменности. В основе своей Пандекты – компиляция из Библии и Св. Отцов, т. е. Пандекты можно считать выжимкой православного монашеского опыта.