Преподобный Иустин (Попович)
Триипостасный Бог проявил Свою творческую силу прежде всего в сотворении духовного мира. Он из ничего сотворил все духовные существа, одарив их по Своему премудрому благоволению жизнью и духовно-моральными особенностями. Сотворенные, чтобы быть исполнителями и вестникам: воли Божией, эти духовные существа названы ангелами.
А наименование «ангел» («ангелос») относится не к естеству, а к предназначению и означает «вестник». В Святом Откровении в некоторых местах слово «ангел» употребляется в переносном смысле и означает людей, избираемых Богом быть вестниками Своей воли в мире (Мал. 2:7, 3,1; Мф. 11:10; Мк. 1:2; Лк. 7:27, 9,52; 2 Пар. 36:15; Агг. 1:13; Откр. 1:20, 2,1, 8, 12, 18, 3,1, 7, 14). Это отождествление ангелов и людей по наименованию исходило из тождественности служения, которое ангелы и Божии избранники совершали среди людей. Но было бы ошибочным на этом основании отождествлять ангелов и людей по природе и существу, ибо Священное Писание в большинстве случаев и в основном под именем ангелов разумеет существа своего рода, отличающиеся и от Бога, и от людей своим особым естеством и существованием, своей самостоятельной личностью и свойствами.
О том, что ангелы действительно являются отдельными существами и личностями, Святое Откровение свидетельствует нам различными образами. В самом начале Библии повествуется, как Бог поставляет херувима с пламенным мечом перед вратами Едема, чтобы тот охранял путь к древу жизни (Быт. 3:24), что ясно показывает, что херувим — это самостоятельное существо и отдельная личность, сознательно и добровольно исполняющая волю Божию. Ангелы выводят Лота из Содома (Быт. 19:1, 15). Патриарх Иаков видит ангелов, нисходящих и восходящих по лествице, утвержденной на земле и верхом касающейся неба, где Господь Бог стоял (Быт. 28:12-13). Этим самым ангелы ясно отличаются и от Бога, и от людей как некоторые промежуточные существа, ниже Бога, но выше человека В книге Иова ангелы называются сынами Божиими, восклицающими от радости, когда Бог сотворяет звезды (Иов. 38:7), и всегда предстоящими Господу, когда Он только этого пожелает (Иов. 1:6, 2, 1), но в которых Бог и помимо того, что они Ему так близки, находит недостатки своего рода (Иов. 4:18). Все это показывает, что ангелы — это самостоятельные существа, — свободные личности, имеющие свой особый образ существования и жизни.
В Святом Откровении находится целый ряд свидетельств о явлениях ангелов как действительных, личных существ, являющихся посредниками между Богом и людьми. Так, пророк Давид видит Ангела Господня, по заповеди Божией наводящего язву на народ (2 Цар. 24:15 - 17); ангел Господень является пророку Илии и дает ему наставления по случаю болезни царя Охозии (4 Цар. 1:3, 15); пророк Исайя видит шестокрылатых серафимов, окружающих престол Господа Саваофа, славяще Его, из которых один слетает к нему и горящим углем касается его уст, говоря ему: «Вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен» (Ис. 6:2-7); пророк Иезекииль видит многоочитых херувимов, которые проницательно следят за всеми событиями во вселенной (Иез. 10:1-22); пророку Даниилу несколько раз является Архангел Гавриил и открывает ему будущую судьбу его народа (Дан. 8:16, 9,21 - 22); пророку Захарии неоднократно является ангел Господень и сообщает ему волю Божию (Зах. 1:9-19, 2,3, 3,3-6, 4,1-5). На действительности таких явлений ангелов людям в Откровении и основана вера людей в ангелов как Божиих вестников, являющихся существами личными. Новозаветное Откровение особенно изобилует явлениями ангелов и свидетельствами о них. В истории новозаветного человечества ангелы участвуют с самого начала и вплоть до апокалиптического завершения. Здесь ангелы сообщаются с людьми как братья по вере, любви и надежде. Новый Завет открывается явлением Архангела Гавриила Захарии с вестью, что жена его, неплодная Елисавета, родит сына — Иоанна Предтечу (Лк. 1:11-20), и явлением того же Архангела Святой Деве Марии с благовестием. что она родит Спасителя мира (Лк. 1:26-38). Во время рождения Спасителя в Вифлееме является множество ангелов, славословящих новорожденного Богомладенца (Лк. 2:9-13). Ангел несколько раз является во сне Праведному Иосифу, преподавая ему необходимые наставления (Мф. 1:20, 2,13, 19). Ангелы являются и служат Господу Иисусу в пустыне после Его победы над искусителем (Мф. 4:11). В Гефсиманском саду ангел является Спасителю и укрепляет Его (Лк. 22:43). Ангел отваливает камень от гроба Спасителя (Мф.28:2). Ангел первым объявляет мироносицам благовестие, что Господь воскрес (Мф. 28:5-7; Мк. 16:5-8; Лк. 24:4-8; Ин. 20:12). При Вознесении Спасителя ангелы являются Апостолам и объясняют им тайну Вознесения и Второго Пришествия Спасителя (Деян. 1:10-11). Ангелы участвуют в жизни молодой Церкви: ангел является и освобождает Апостолов из темницы (Деян. 5:19-20); ангел направляет Корнилия на путь спасения (Деян. 10:13); ангел является Апостолу Петру в темнице и выводит его из нее (Деян. 12:7-11); ангел поражает первого церквоборца Ирода, который умирает изъеденный червями (Деян. 12:23); ангел является Апостолу Павлу и объявляет, что ему «должно предстать пред кесаря» в Рим (Деян. 27:23-24). Апокалипсис весь принадлежит их явлениям и действиям (Откр. 7:1, 2, 11, 8,2-3, 6-8, 10, 12, 9,1, 10,1, 7-8, 15,1, 6, 16,2-5, 10, 12, 17, 17,1, 7, 18,1-2, 20,1 и т.д.). Все это очевидно показывает, что ангелы — это самостоятельные существа и чудесные личности, участвующие во всем новозаветном домостроительстве спасения, творя волю Божию в качестве посланников Божиих.
Новозаветное Откровение изобилует не только явлениями святых Ангелов, но и учением об ангелах. Одно другим подтверждается, разъясняется, дополняется. Сам Спаситель, объясняя притчу о плевелах, говорит об ангелах как о существах реальных, не менее реальных и очевидных, как реален и очевиден Сын Человеческий, мир, сыны царства и сыны зла (Мф.13:37-41). В Своем учении Господь советует, чтобы не презирали ни одного из «малых сих», которые верою в Него стремятся в Царство Небесное, ибо ангелы их на небесах всегда видят лицо Отца Небесного. Это значит, что ангелы — не только самостоятельные, личные существа, но и что они весьма близки Богу и весьма дороги в глазах Его. Об этом говорят и слова Спасителя людям: «Всяк, иже аще исповесть Мя пред человеки, и Сын Человеческий исповесть его пред ангелы Божиими; а отвергийся Мене пред человеки отвержен будет пред ангелы Божиими» (Лк. 12:8-9). Неотступно и всегда верные Господу Христу, с Ним придут «и все святые Ангелы» во время Его Второго Пришествия во славе (Мф. 25:31; Лк.9:26). Отвечая саддукеям, отрицавшим существование ангелов (Деян. 23:8) Господь Иисус Христос не только подтверждает, что ангелы существуют, но показывает и образ их существования: «В воскресение бо ни женятся, ни посягают, но яко ангели Божии на небеси суть» (Мф. 22:30). Когда пламенный ученик употребляет меч для защиты своего Божественного Учителя, Спаситель осуждает его поступок словами: «Или мнится ти, яко не могу ныне умолити Отца Моего, и представит Ми вящше неже дванадесятелегеона ангел» (Мф. 26:53). Спаситель не произнес бы всех этих слов о святых ангелах, если бы ангелы не существовали как самостоятельные, личные, святые и близкие Богу существа.
Христоносные Апостолы о существовании святых Ангелов учат так же, как и Господь. Апостол Павел заклинает своего ученика Тимофея нелицемерно держаться святого учения и причем заклинает его пред Богом и Господом Иисусом Христом и избранными Его Ангелами (1 Тим. 5:21). Ангелы с неба наблюдают за всем, что происходит с христианами в мире (1 Кор. 4:9). В Церкви Христовой ангелы научаются той же Божественной премудрости, что и люди (Еф. 3:10). Они всегда пребывают на службе Богу (Евр. 1:14; 1 Петр. 3:22), и Церковь преизобилует ими (Евр. 12:22-23). Апостол Петр ясно отличает пророков и апостолов от Ангелов (1 Петр. 3:22).
Это Богооткровенное учение Церковь всегда заботливо охраняла, и от древности в своих символах исповедовала веру в Бога как Творца духовного, невидимого мира. Так, в древнем Символе Иерусалимской Церкви (а подобно тому и в символах Антиохийской, Кесарийской и Кипрской Церквей) говорится: «Верую во единаго Бога..., Творца неба и земли, видимым же всем и невидимым». Эта общая вера нашла свое выражение в первом члене Никео-Цареградского Символа веры и этим самым навсегда санкционирована Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церковью. Решением Седьмого Вселенского Собора о том, чтобы, наряду со святыми иконами Спасителя и святых, благочестиво почитались и святые иконы святых Ангелов, Церковь еще раз соборно исповедала и подтвердила свою вселенскую веру в существование бестелесных ангелов как существ действительных, личных, самостоятельных и святых.
2. Ангелы не являются ни в коем смысле самородными и самобытными существами; их, как и все творения, сотворил Бог. Святое Откровение ясно свидетельствует о том, что все возникшее — Богом возникло («начало быть») (Ин. 1:3; Рим. 11:36; Евр. 3:4; Еф. 3:9; Откр.4:11), cледовательно, — и ангелы. Кроме того, в Ветхом Завете ясно говорится о том, что Бог сотворил ангелов. Ездра обращается к Богу со словами: «Ты, Господи, един, Ты создал небо, небеса небес и все воинство их, землю и все, что на ней, моря и все, что в них, и Ты живишь все сие и небесные воинства Тебе поклоняются» (Неем. 9:6). То, что здесь под воинством небесным подразумеваются ангелы, видно из контекста (Лк.2:13), где ангелы называются воинством небесным. Апостол Павел ясно свидетельствует, что ангелов сотворил вечный Сын Божий: «Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано» (Кол. 1:16). Насколько Святое Откровение ясно учит, что Бог сотворил ангелов, настолько в нем неясно, когда они сотворены. Судя по уже указанному месту из книги Иова, где говорится, что Ангелы «восклицали от радости», когда Господь сотворил звезды (Иов. 38:7), и на основании всего сказанного о первобытном небе, а также на основе библейского повествования о искушении первых людей в раю от змия, т.е. падшего духа (Быт. 3:1-19), что предполагает, что мир духов существовал до того, и что в нем уже ранее произошел некий моральный переворот, завершившийся отпадением от Бога некоторых духов, — необходимо заключить, что Бог сотворил ангелов до материального мира. Боговдохновенные истолкователи Божественного Откровения — святой Златоуст, святой Григорий Богослов и святой Дамаскин — учат, что Бог сотворил ангелов до материального, видимого мира. А молитвенная мысль Церкви говорит, что ангелы — «тварем начаток». 3. Естество ангелов бестелесно, духовно, ибо они — духи (Евр. 1:14; Мф. 22:30). «Хочешь ли знать, — спрашивает блаженный Августин, — имя естества ангелов? Вот оно — дух. Хочешь ли знать его службу? Вот она — ангел. По существу своему он — дух, а по службе — ангел». Будучи духами, ангелы невидимы, разумны, свободны, бессмертны, бесстрастны. Вследствие всех этих особенностей, естество ангелов не может быть выразимо категориями человеческой мысли и слова, и, в действительности, «только Творец знает облик и определение ангельской сущности». Поскольку ангелы имеют естество более совершенное, чем человеческое, то мы не можем с точностью знать, чем они являются по естеству. О духовности естества ангелов Святое Откровение говорит и косвенным образом, называя их невидимыми (Кол. 1:16), т.е. недосягаемыми для наших органов чувств. По учению Отцов, ангелы, когда по воле Божией и являются достойным людям, являются не такими, какие они по себе, в своей невидимой сущности, а в неком преображенном облике, в каком бы люди могли их видеть. Хотя ангелы и духовные творения, все-таки их духовность необходимо отличать от духовности Существа Божия, ибо духовность Божия абсолютна, бесконечна, безгранична, а ангельская — конечна, относительна и ограниченна. На это, в известном смысле, указывает Святое Откровение, когда повествует, что Бог и в ангелах Своих находит недостатки (Иов. 4:18). Святые Отцы и Учители Церкви согласны во мнении, что ангелы — существа относительно духовные, бестелесные. Когда некоторые их них говорят о телесности ангелов, они под ней понимают или тончайшие тела, световидные и эфирные, не имеющие ничего общего с материальной телесностью, или особую форму существования, или пространственную ограниченность. С другой стороны, те Отцы, которые утверждают полную бестелесность ангелов, когда се сравнивают с бестелесностью Божией, считают необходимым приписать ей известную вещественность. Такое понимание святой Дамаскин формулирует следующим образом: «Ангел — существо разумное, свободное, бестелесное... Бестелесным и невещественным он называется в сравнении с нами, ибо в сравнении с Богом, Единым несравнимым, все выглядит грубым и вещественным; только Божество истинно невещественно и бестелесно». Хотя ангелы являются бестелесными, духовными, они все-таки ограничены в пространственном отношении, ибо вездесущие принадлежит только Богу. На такую ограниченность и невездесущие ангелов указывает Святое Откровение, когда изображает ангелов, сходящих с неба на землю и воcходящих от земли на небо (Дан. 9:21, 23, 8,15; Быт. 28:12; Ин. 1:51; Лк. 1:26, 38; Мф. 28:25; Лк. 2:15, 22,43), что показывает, что они не могут быть одновременно и на небе, и на земле. Они находятся там, где действуют, ибо и они известным образом ограничены местом. «Ангелы ограниченны, — говорит святой Дамаскин, — ибо когда они находятся на небе, их нет на земле, а когда их Бог посылает на землю, они не остаются на небе и не могут в то же время быть и действовать и здесь, и там. Поскольку они — умы, то находятся в местах мысленных и не ограничены телесным образом. Они не берут на себя формы телесным образом и не простираются в три измерения, но духовно присутствуют и действуют там, где им приказано, причем им ничто не может воспрепятствовать — ни стены, ни двери, ни запоры, ни печати». В отношении к будущему ангелы бессмертны, т.е. умереть не могут (Лк. 20:36), но им это бессмертие принадлежит не по естеству, а по дару и благодати Божией, ибо все тлеющее начало по естеству должно иметь и конец». Ангелы совершеннее людей (Пс. 8:5-7; Евр. 2:7) и по естеству, и по уму, и по воле? и по мощи, и по силе (2 Петр. 2:11; Пс. 102:20). Но поскольку они — существа сотворенные и ограниченные, то и их духовное развитие и совершенствование имеет свои границы. «Все Ангелы сотворены Богом через Слово и освящением от Святого Духа достигли совершенства, участвуя в святости и благодати по значимости и чину. «Ангелы существуют волей Отца, вошли в бытие действом Сына и усовершенствовались присутствием Духа». Освящение и совершенствование ангелов — это подвиг, в котором они участвуют всем своим существом и волей, и умом, и чувством. «Совершенство ангелов — это освящение и постоянность в нем». «Они имеют освящение не из самой сущности своей, а от Духа Святого, и послушанием остаются в нем». Они действием благодати Святого Духа настолько усовершенствовались и утвердились в добре и святости, что стали неподвижными на зло. «От Святаго Духа освящаеми Ангельстии Собори, на зло пребывают недвижимы, еже к первому благому восхождению обожаеми».
«Ангелы сейчас неподвижны на зло не по естеству, а по благодати и по своей приверженности только к добру».
Неподвижные на зло действием благодати Божией и своей любовью к Божественному добру, добрые Ангелы вовек являются святыми и светлыми (2 Кор. 11:14). Но они святы и светлы по дару Божию, а не самостоятельно и независимо. Они являются самыми верными обладателями и переносителями святости и света Божия. «Ангелы, -по словам святого Дамаскина, — являются носителями вторичного света, умного, — которые свой свет получают от первосущего и безначального Света». Ангелы как «фота девтера» (букв. «второсветлые» — прим.ред.), освещаемые пречистым Светом, принимают это озарение по мере своего естества и чина; они настолько впитали и приняли (букв. «втиснули» — прим.ред.) в себя Добро, что стали носителями вторичного света и могут просвещать и других излиянием и преподанием Первого Света. «Не грешить — принадлежит Богу, а также и Ангелам по причине их близости к Богу, которой они воспользовались, чтобы добровольно и навсегда утвердиться в добре. Бог — Свет наивысший, неприступный, неизреченный; а второй свет — Ангел, некий вид излияния Первого Света и общения, приобретающий свечение приверженностью и послушанием Первому Свету». Ангелы являются первыми к Богу и вокруг Бога существами; они первыми напояются от Первого Света и просвещаемые cловом истины и сами являются светом и отблесками совершенного Света». Они видят Бога лицом к лицу, созерцают вечную истину, постигают в Слове законы и принципы твари и тлеют удел в Божественной вечности. Все это указывает на их несказанную радость, блаженство и совершенство.
Несмотря на все такое совершенство, Ангелы все-таки бесконечно далеки от того, чтобы их совершенство в каком бы то ни было отношении можно было сравнить с Божиим совершенством. Их совершенство является совершенством твари и в границах созданных тварей. Так, на ограниченность их совершенства указывает Святое Откровение, утверждающее, что никто (значит, и Ангелы тоже), кроме Духа Божия, не знает глубин Божиих (1 Кор. 2:11), что Ангелы не знают будущего, которое одному Богу известно (Мк. 13:32), что они не знают полностью тайну искупления, в которую желают проникнуть (Еф. 2:10; 1 Петр. 1:12), и что они не знают и помыслов сердец человеческих (3 Цар. 8:39; Иер.17:9; 1 Кор. 2:11). Они своей собственной силой не могут ни чудес творить ибо Бог «творяй чудеса Един» (Пс. 71:18). Бог и в них находит известные недостатки (Иов. 4:18). Проникнутые этой Богооткровенной истиной Святые Отцы учат, что Ангелы при всей своей разумности, намного превышающей человеческую, не знают и не могут знать Божеского естества. Сознавая непостижимость Божеского естества, Ангелы крылами закрывают свои лица, прославляя Господа Саваофа, ибо наивысшая степень мудрости производит наивысшую степень благоговения и благочестия. Ангелы созерцают Бога, насколько это им возможно, и этим питаются. В сравнении с человеком, ангелы намного превосходят его совершенством; в сравнении с Богом, ангелы являются ограниченными и несовершенными, ибо они суть тварь и совершенством своим, каким бы большим оно ни было, они движутся в границах своей Богозданной природы.
4. Ангельский мир числом неисчисляем. Святое Откровение свидетельствует об этом. Пророк Даниил говорит о тысячах тысяч ангелов (Дан. 7:9-10); святой тайновидец Иоанн в Откровении видит ангелов, число которых несказанно велико (Откр. 5:11); Сам Спаситель говорит о легионах ангелов (Мф. 26:53); Евангелист Лука говорит о множестве небесных ангелов, славословящих новорожденного Богомладенца (Лк. 2:13); Апостол Павел говорит, что верные соединяются через Церковь с тьмами Ангелов (Евр. 12:22); Второе Пришествие Господа Иисуса Христа на землю будет сопровождаемо необозримым множеством святых Ангелов (Иуд. 1:14). Святые Отцы считают, что блаженные воинства святых Ангелов бесчисленны, и множество бестелесных Сил бесконечно, а потому употребляемые нами числа малы для обозначения их бесконечного множества. «Ряды небесных сил исчислить нельзя. Многи блаженные воинства над-мирных духов; они превышают немощную и узкую меру наших материальных чисел». «Ангелов так много, что они превосходят всякое число».
5. Ангелы различаются и подразделяются между собой по совершенству и чину. Святое Откровение ясно говорит об этом различии и подразделении между ними. Когда Апостол Павел хочет точнее определить, что Единородный Сын Божий сотворил на небе, он говорит: «Тем создана быша всяческая, яже на небеси..., аще престоли, аще господствия, аще начала, аще власти» (Кол. 1:16, 2,10; Еф. 1:21, 3,10). Помимо этих четырех степеней, Святое Откровение различает еще пять степеней небесной иерархии: Серафимов (Ис. 6:2), Херувимов (Быт. 3:24; Исх. 25:18-22; Иез. 9:3, 10,1-20, 41,18, 20, 25; Пс. 79:2, 17,11, 98,1; Ис. 37:1), Силы (Еф. 1:21; Рим. 8:38; 1 Петр. 3:22), Архангелов (Иуд. 1:9; 1 Сол. 4:16) и Ангелов (Рим. 8:38; 1 Петр. 3:22). Исповедуя эту Богооткровенную истину о подразделении и различии между святыми Ангелами, Церковь в лице Святых Отцов делит их на три чина, а каждый чин на три ряда. Такое подразделение выражено в древнем церковном сочинении «О небесной иерархии», приписываемом святому Дионисию Ареопагиту. В этом сочинении Небесные Силы, в зависимости от совершенства естества и близости к Трисолнечному Божеству, разделяются на три иерархии, а каждая иерархия — на три лика. Высшую иерархию составляют Серафимы, Херувимы, Престолы; среднюю иерархию: Господства, Силы, Власти; низшую иерархию: Начала, Архангелы, Ангелы. Высшая иерархия получает свет от Трисолнечного Господа, средняя получает от высшей, а низшая от средней. Это бывает «сообразно их природе и чину». «Ангелы отличаются один от другого светом и положением, будь то их свет зависит от их положения или их положение зависит от их света; и они просвещают один другого, ибо превосходят одни других чином или естеством. Ясно, что высшие Ангелы передают свет и знание низшим».
Преподавая всегда такое учение о святых Ангелах, Церковь на Пятом Вселенском Соборе осудила мнение Оригена, в соответствии с которым все бестелесные духи сотворены полностью одинаковыми по естеству и первоначально не были разделены на степени, но это случилось тогда, когда их известное число пало и отпало от Бога.
6. Ангелы живут на небе и имеют одно дело — славить Бога и служить Его Божественной воле. Святое Откровение это показывает и доказывает. Святой боговидец Исайя видит Серафимов, окружающих престол Божий и восклицающих: «Свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь вся земля славы Его» (Ис. 6:3; Иез. 3:12; Пс. 148:2); возлюбленный Христом Иоанн, погруженный в апокалиптические видения, свидетельствует, как небесные Силы «покоя не имут день и нощь, глаголюще: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Иже бе, и сый и грядый» (Откр. 4:8, 7,11-12), Пророк Даниил видит, что там, где Ветхий денми воссел на престоле небесном, «тысяща тысящ (Ангелов) служаху Ему, и тмы тем предстояху Ему» (Дан. 7:9-10). Сам Спаситель заявляет, что Ангелы «выну видят лице Отца Небесного» (Мф. 18:10) и непрестанно исполняют волю Божию и на небе, и на земле, служа, таким образом, осуществлению Божия плана о мире и человеке (Евр. 1:14; Деян. 5:19, 7,58, 66; Мф.4:11, 25,31, 28, 2,5-7, 13,39-42, 49; Лк. 22:43, 2,14; Гал. 3:19; Еф.1:21; 1 Петр. 3:22; Ин. 5:4, 1,51; Пс. 33:8; Откр. 7:1-2, 16,5, 14,18). «Ангелы сильны, — говорит святой Дамаскин, — и готовы к совершению Божией воли, и по свойственной им быстроте мгновенно появляются там, куда их направит Божественное повеление».
/«Избранные главы о творении мира и человека»/