08 января 2019

Псково-печерские старцы о смирении

Преподобный Симеон Псково-Печерский и архимандрит Серафим (Розенберг)Поучения о смирении псково-печерского подвижника благочестия архимандрита Серафима (Розенберга) и советы его духовного отца преподобного Симеона (Желнина) Псково-Печерского своему ученику – отцу Серафиму. 

Архимандрит Серафим (Розенберг):

Что нужно монаху прежде всего, чтобы улучить милость Божию? Каков я должен по Евангелию быть? Буди те убо вы совершены, якоже Отец ваш Небесный совершен есть (Мф 5,48).

Далеко до сего. Чтобы достичь этого, каждое твое движение и шаг да будет со страхом Божиим, ибо мы – члены Божии. Всё в мире и в нас самих принадлежит Богу и находится в Его власти. Господня земля и исполнение ея, вселенная и ecu живущии на ней (Пс 23, 1). При этом, Он всегда зрит внутрь меня: есть ли там чистота, страх, смирение?

Кто же спасется? Смиривший себя – тот вознесется. Смиритеся пред Господем, и вознесет вы (Иак 4, 10). Кто смирен – тот мирен и спасен. Говорят, что смирение и любовь даже выше дара умной молитвы.

Вся жизнь твоя должна быть положена на то, чтоб свое «я» стереть в порошок. Монах, будь мал сам в себе. Непадательно – иметь себя под всей тварью. Если монах действительно не увидит себя хуже всякой твари, то не получит ничего.

Тот, кто немного значит в собственных своих глазах, бывает умерен в желаниях своих. Хотя он и ошибается иногда в своих намерениях, но не потеряет сам себя и блаженного спокойствия души. При этом, чтоб быть кротким, потребна добрая воля и твердость.

Научись самоукорению и самоотвержению. Самоукорение – в том, чтобы и при добродетелях считать себя мало блага что сотворша (по крайней мере, плачь и вой о своем греховном бессилии). Я худой, злой, нечистый, плотский, похотливый, гордый, немощный – и при этом люблю себя. В самоотвержении же – первая забота не о своем самочувствии, удовольствии (пусть даже и духовном) и прочем, но об исполнении заповеди Божией.

Смиренный никогда ни в ком не может возбудить зависти. Наружное же и ложное смирение вызывает тщеславие. Подлинное смирение внутри – не снаружи.

Всем угодить трудно: горе, егда добре рекут вам всu человецы (Лк 6, 26) (равно и благочестивые, и злочестивые). Честь в глазах других – пустое: не ищи похвал, не будь честолюбив, не ищи всем нравиться; от хороших и за хорошее не ищи почета; не кажись лучшим, чем есть; не старайся быть большим, чем на деле есть.

Тайная гордость славы, чести, похвалы ищет; высоко себя и дела свои превозносит, других презирает и уничижает, ищет себя показать, бесстыдно себя являет, какое добро имеет – себе приписывает, а не Богу; хвалится и тем добром, которого не имеет; недостатки и пороки свои скрывает; в презрении и уничижении быть не терпит; увещаний, обличений, советов не принимает; в дела чужие самовольно вмешивается; в несчастий ропщет, негодует и часто хулит Бога.

Аще кто хощет старей быти, да будет всех менший, и всем слуга [Мк 9.35). Усвой!

Преподобные отцы Варсануфий и Иоанн учат: почитай себя за ничто; ни с кем не сравнивай себя, не говори о своем добром деле. Каково добротворение – когда ты полон страстей? Не думай что ты сделал что-нибудь доброе. Ни в каком случае не следует почитать себя за нечто, но во всем отсекать свою волю, повиноваться всем; без смущения переносить, что постигнет нас от вне. Не следует обращать внимания на чужие грехи. Познавай свои согрешения и немощь. Необходимо самоукорение. Нужно считать себя землею и пеплом (И пророк Давид говорит: Аз же есмъ червь, а не человек (Пс 21, 7)).

Иоанн Лествичник наставляет нас; «аще грешник за вину будет укорять себяискренно и чистосердечно пред лицем Божиим, то Господь призрит нас и разрушит наши гордость, возношение, яко паутину».

Нет ли в сердце мысли – что ты хоть немного, да лучше других живешь? В этом – горделивое самомнение (от них же первый есмь аз). Считай себя за бесполезный прах. Пример нам здесь – Христос. Заповедь Божия: будь всем раб и слуга – это говорит Иисус Христос, Который Сам умыл ноги апостолам, Который, будучи Сыном Божиим, плотию оделся нашею, умер за меня, терпел оплевания. И даже в Своем смирении Он – всех выше. А ты – худший бесов: тебе ли не смиренномудрствовать? Вспоминай Иисуса Христа, смирение Его... Смотри, как Господь учит нас Своим словом и всею Своею земною жизнию. Он Сам Себе умалил, зрак раба приим... смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя (Флп 2,7–8). Именно потому Господь наставляет:научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим (Мф 11,29). Он говорит: сила бо Моя в немощи совершается(2Кор 12,9). Блажени нищии духом, яко тех есть Царствие Небесное (Мф 5.3). Ведь и печаль о своем недостоинстве, нищете духовной – есть дарование благодати Божией.

Итак, сила смирения – сила Христова. Святые непрестанно смирялись, смирялся Сам Господь Иисус Христос. Ты ли, грешник, не будешь смирять ся выну? Выну вспоминай смирение Божие и Святых Его.

И ныне Бог беспредельно смиряет Себя, чтобы снизойти до нас, до каждого нашего дела. Без помощи Божией ты не можешь ничего. Без Мене не можете твори- ти ничесоже (Ин 15,5); Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии: аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий (Пс 126, 1). Помни это и смиряйся. Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс 50, 19).

Не ищи, чем потщеславиться – делаешь это напрасно! Ты – тварь и раб купленый Кровию Христовой – твори волю Господа, а не свою; различай их. Как часто говоришь в молитве: «да будет воля Твоя» (исповедуешь самоотвержение), а при этом лишь своей воли ищешь и ее исполняешь. Но Господь речет, что даже если мы и Его волю, а не собственную, творим, то все равно должны глаголать:яко раби неключими есмы: яко, еже должни бехом сотворити, сотворихом(Лк 17. 10); мы – рабы Божии, Его создание, искуплены Кровию Иисусовою и потому просто обязаны исполнять Его волю – а обязанность или долг не принято хвалить за исполнение! Ты трудишься? И здесь нечем хвалиться. Труд – это твоя обязанность. Как говорит, Апостол, яко аще кто не хощет делати, ниже да яст(2Сол 3,10).

Молитвенно предстой Богу. Помни, что Он – Создатель мой; я – весь Его, а совершаю многие грехи, проявляю непослушание, неблагодарность. Он – мой Благодетель ежеминутный, Искупитель Кровию Своею, Промыслитель, Податель благ; я же – лишь дело рук Его. Его величие безмерно, Он мир видимый и невидимый создал из ничего Словом. Вот величие Божие! Ему Единому подобает слава! Ты же – что?

Господу известно, что в тебе есть, в твоей душе, чего ты стоишь и всегда испытывает тебя. Святые, умирая, понимали и говорили: ин суд Божий и ин человеческий. А теперь вспомни грехи свои прошлые: за ними – бездна. Бог – Судия мой грядущий – по делам судит, осуждает на вечную муку непослушных и нераскаянных.

Ничего я ради Бога не сделал доброго; одна опора мне – неизреченное милосердие Божие. Говори: кто я такой? И кто считает меня за что-либо?Всех нас одинаково ждет смерть, суд, вечность; избави, Боже, всякого человека от худой судьбы по смерти.

Признавай себя неразумным, неосоленным и уничиженным, и вовсе ничего не значущим. Внимай лишь себе, умри для всякого человека, не верь своим помыслам, оставь самооправдание, не желай славы человеческой, исполняй послушания, осуждая только себя. Молись молитвой святого Ефрема: «Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего» ... Если узнают все: каков я? – презирать будут меня и насмехаться. Думай, что все худо делаешь, всякое дело.

Не верь себе даже и в добром; учись вопрошать других, а не полагаться на себя.

Тем более не нужно желать быть учителем; хочешь для вразумления сказать: делай это с ласкою, кротостию и любовию, а главное – испросив внутренно помощь Божию.

Во всякий момент имей себя ниже всех; будь готов терпеть смиренно, как заслуженное, насмешки, укоры, выговоры, искушения, лишения; до последнего издыхания считайся всех худшим – при вере, твердой надежде на милосердие Божие, при покаянии.

Не должен я ненавидеть подобных мне людей – с их слабостями и пороками; мы все – одно тело, одного Бога Отца – дети. Не смешивай человека, этот образ Божий, со злом, которое в нем, потому что зло есть только случайное его несчастие, болезнь, мечта бесовская, но существо его – образ Божий – все-таки в нем остается.

Да не следует даже и сравнивать себя ни с кем – все умнее и лучше тебя пред Богом. Я пред оком Божиим, по грехам – ничто, а он (мой ближний) – всё. Я далек от исполнения заповедей Божиих – а другие их исполняют.

Считай себя хуже всех людей. Всегда смотри на свои недостатки, укоряйся, мысли себя хуже бесов, старайся вменяться ни во что, считай себя землею и пеплом, ни с кем не сравнивай себя.

Думай так: внутри я – нищий, нагой и убогий; помни о своей нищете, руку к Богу протянув, будь по сему и смирен, как и подобает просящему нищему.

Когда человек узнает от Духа Божия совершенную свою нищету, он исчезнет перед величием Божиим в ничто. Такой на всякого другого человека смотрит, как на святыню Божию, с нерешимостию рассуждая в себе: кто весть, – может, он в сердце своем стяжал Того, Кто превыше всего, Ведь ты не знаешь тайных добродетелей других! То есть даже и при пороке пьянства человек, может быть, горько кается Богу и выше тебя – трезвого.

Итак, оправдывать себя – неблагодарное дело. Непременно солжешь. Тогда и снедает тебя ревность не по разуму. Тогда бывают свои пороки и недостатки забыты. Тогда одолевает злоба. Если тебе хочется осудить кого – сосчитай свои грехи и недостатки. Отбрось осуждение. Молчи – смиряясь. Совесть не разрешает осудить – не стану. Я сам – в блуде, в осуждении, в сластях, в лени? Страшно, если совесть молчит.

Жития читай, чтоб видеть, чего ты не имеешь. Чтение житий – через описываемое в них святое мужество – возбуждает к ревности или через показуемое всесвятое смирение приводит тебя к глубокому познанию твоей немощи и к зазрению самого себя.

Думай так: лишь дети Божии – наследники Царствия Небесного – я же раб их непотребный.

Избави мя, Господи, от самомнения, которое есть обман и самообман; да вижу себя без покрова самолюбия и буду смирен и пред последним из людей. Пусть я всегда молюсь, каюсь, подлинно отвергнув нерадение, маловерие, забвение, смиренно жду смерти, суда и вечности.

Говори: «Ты моя крепость, Господи; слава силе Твоей». Признай немощность свою, отрини свою силу, значение, приписываемое себе доброе. Да будешь всем слуга и раб. Бога ради люби ближнего и смиряйся пред людьми: они – Божии создания, возлюбленнии Господом, бессмертные души, земные Ангелы, Святые, с ними пребывает Бог; я же хуже всех их пред Богом. Он Кровь

Свою пролил ради Спасения их душ, они – наследники вечной жизни. Исполненных мною добрых дел – не вижу; все спасутся – кроме меня.

Желающий смириться должен всегда так молиться: «Дай мне, Господи, положить начало Спасения. Господи, даруй мне зреть грехи мои, зреть свое действительное духовное растление, яко же есмь. Господи, даруй мне печаль и болезнь сердечную о грехах моих многих, яко же песок морской. Духа Твоего Святаго не отыми от мене, воздаждь мне радость Спасения Твоего. Сердце чисто созижди во мне, отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти. Сердце сокрушенное и смиренное мне даруй и то, чтобы зреть себя хуже всякой твари».

Но следует помнить и о том, что просящий Бога об истинном смирении – просит послать ему кого-либо, кто уничижит, оскорбит его. Именно потому и говорится: радуйтеся В искушениях (ср. Мф 5, 11–12; 1Пет 1, 6). Просишь подлинного смирения – смирись в искушениях и страданиях, ибо чрез них очищаешься от страстей и получаешь жизнь вечную. Ведь сердце богоугождения – есть смирение с терпением. Борись с собой. Помни: даже и враждебные мне люди – мои благодетели; они учат меня терпению и незлобию (указывают мои недостатки). Поношение человеческое причиняет боль сердцу, но бывает причиной чистоты для того, кто его переносит.

Есть два возможных выхода при перенесении унижений от ближнего. Во-первых, гордый отпор – настоять на своей воле, не уступлю, моя правда, гнев, возмущение, оскорбление словом, грех. Во-вторых – смиренное перенесение с терпением оскорбления; это не легко, но именно так велит поступать Господь. Учение Смитов и Джонсов – об укреплении характера, о том, чтобы убедить себя, что я сильнее и выше всех; учение же Спасителя – противоположно. Я ничего не знаю сам (не имею своего) и научить других (дать им что-либо от себя) не могу. Сатана шепчет: ты особый, пусть дорожат тобою, ведь ты желаешь Спасения, хорошо умеешь что-то, физиономия у тебя значительная. Но ты ответь ему: мое здесь – лишь грехи и немощи, а я сам и все доброе во мне – от Господа Бога, создавшего мя.

Одним дается тем премудрость, что познают слепоту свою. Свет Христов просвещает видящих тьму свою, и благодать Божия очищает признающих нечистоту свою. Ибо Кто бо чист будет от скверны? никтоже (Иов 14,4). Се – истина, а самолюбие – ложь. Се первая ступень совершенства – познание своих мерзостей и ничтожности; кроме тьмы – во мне нет ничего. И тогда так смирившиеся просят уже света, и он им дается. Так исполняется слово Апостола: Наше бо житие на небесах есть (Флп 3, 20). Тогда возможно бываетотложити вам, по первому житию, ветхаго человека, тлеющего в похотех прелестных, обновлятися же духом ума вашего и облещися в новаго человека, созданного по Богу в правде и в преподобии истины (Еф 4, 22–24). Осуществляется духовное рождение, которое есть целиком Божие дело. О сем молись, и тогдаОтец, Иже с небесе, даст Духа Святаго просящим у Него (Лк 11, 13).

Святитель Василий Великий говорит о силе молитвы смиренных людей: «если кто водимый Святым и человеколюбивым Духом, не мечтая о самом себе, но уничтожая себя, чтобы возвысить других, возопиет духом, испрашивая чего-либо великого, и не произнесет ничего недостойного и низкого, выражающего искание земного и мирского, то вопль сего просящего услышан будет Господом».

Покаяние падшего восстановляет.

Плачь о грехах во врата небесные ударяет,

А смирение оныя отверзает.

Пользуйся всяким случаем, служащим ко смирению. Отвергни волю свою от себя и смиряйся во всю жизнь, и спасешься.

Преподобный Симеон (Желнин) Псково-Печерский:

Очень желаешь всем нравиться: уважали-б тебя, чтили, хвалили, умный, хорошо читает, боишься ошибиться, замечаний.

Тот, кто не много значит в своих глазах, бывает умерен в желаниях своих. Ошибившись – не потеряет себя и спокойствия. Огорчения его мирны и тихи. Не возбудит зависти. Для преобретения кротости обязательно нужны добрая воля и твердость.

Говори: Слава Богу за немощи мои; если и тут ропщешь, то что-же... Думай: не надо мне здоровья, совершенства – но смирения, Спасения, милости Божией.

Ищешь своей славы всюду – на людях боишься показаться слабым в чем – но ты все же слаб, немощен, несовершенен, малознающ, безпамятен, порочен (хоть иногда и кажешь себя праведником). Помни Бога – Он создал тебя, а не ты сам себя. Его, а не себя имей центром всего – и будет ти благо. Его славы ищи; а ты безчестишь Его своими беззаконными делами, словами, мыслями, исполняя свою волю и врага Божия.

Каков я не есмь – Господь знает; терпи, борись всякий момент со злом. Духовно мертв? Напрягись – смирись – оживешь! Не беда, что слаб головой, здоровьем, духовно мертв, обуреваем бесами, не было б тут твоей злой воли, но были бы борьба, смирение, тщание творить Божию волю. Но ты плотян, самолюбив, ленив – последнее наихудшее! Готов убить человека ради угождения плоти. И Господь попускает путаться мыслям уже много лет – на грани духовной гибели добровольной. Вся вера – на людях, а в келье – перед самолюбием лишь. Доктора не помогут! Лекари твои – послушание, терпение, смерть, Суд, вечность, страх Божий...

Не ищи быть идеальным, не мечтай зря, не услаждайся подобными мечтами; зря тратишь и силы на разыгрывание умного, красавца, героя, всезнайки, святоши, с самообладанием, хладнокровием, с силой, со здоровьем... Это обман все. Будь тем, чем создан, – и это требует немалого мужества; будь прост, открыт, искренен – без задних мыслей. Помощь твоя – вера и надежда на Бога. Рассуди: что плоть против души и земная жизнь против вечной? Немощен головой? Так неси эти скорби, терпи, лишь кайся, смиряясь. Говори: имиже ведаешь судьбами спаси, Господи, мою душу.

Вера твоя – без духовного опыта, откровений? Ты что, хочешь видеть Бога наподобие Серафимов, находящихся у Престола Божия? Духовное борение требуется всегда; иначе вознесешься – будешь думать, что не такой, как прочие.

Гордый считает, что имеет что-то, что умен – и боится лишиться сего, боится унижения, смущается; ты ничего доброго не имеешь – нечего тебе и лишаться. Смиряйся пред каждым человеком.

Молчи в ответ на замечания: ты во всем ошибаешься, твое самолюбие скрывает от тебя твои недостатки и погрешности, а твое отношение к другим людям их еще более увеличивает. Вспоминай их – грех мой предо мною есть выну (Пс 50, 5).

Ты пребываешь в уверенности, что ты – особенный, умный, святой, умелый? – не верь сему, не верь в свою праведность.

Лишь думаешь о себе, что ты умнее всех, правее всех, – докажи. Хуже многих мирян живешь.

Молись: « даруй, Господи, не считать себя за что, зреть грехи и немощи своя, помнить час смертный, Тебя помнить, Суд, вечную муку, вечное блаженство».

Думай так: «Я – ничто из ничего. Бог мой – всё, всё. По отношению к Богу другие люди – прах, как и я, лишь твари Его. По отношению же ко мне, они – рабы Божии, бессмертные души, дети Божии – Господа моего; со страхом и смирением нужно мне обращаться с ними.

Раньше видел, что были – хорошие люди? А теперь? Не видишь! – самолюбие ослепило. Все тебя лучше, а ты – навоз и прах бесполезный».

Верь: как человек – я хуже всех еретиков и язычников. Я согрешаю, сознавая свой грех, а они, не зная Бога и заповедей Его, – неосознанно. Их воспитание таково, среда, возможности.

Люди праведные – несмотря на свои большие знания, полезный труд и добродетели – никогда не гордятся, но смиренны. Они не мнят себя, как ты себя мнишь, святыми, праведниками, Богу угодными, отличными, особенными. Не ты лучше других, но все лучше тебя, и во всем лучше, чем ты, и при этом не гордятся.

Считаешь себя за нечто, всегда озабочен о славе своей – не впасть бы в бесславие; не уповая на Бога – грешишь, боишься лишиться поддержки от человек, лишиться денег и прочего.

Смиренный же – покоен, боится одного Бога.

Книги читаешь и кажется, что умен? Но умнее всех Христос. Находящийся в себялюбии – пребывает во лжи, находящийся в смирении – пребывает в истине. Смирение – путь к любви.

Гордыня – ложь. На чем она основана? От диавола она. Помни: я должен познать это и смириться пред Богом, слушать Его и Святую Православную Церковь.

Помни всегда Бога, ищи Его славы, Его бойся, служи Ему, греха бойся – чтоб не оскорбить и не разгневать Его, и всем сим сам спасешься и улучишь блаженную вечность.

Помни: я слишком низок для Божественных мыслей, много о себе думаю, копаюсь с собой, хотя недостоин никакого внимания. Один Бог – великий, чудный – достоин всякого внимания, послушания, хвалы.

Следует тебе быть как на военной службе: не мнить о себе что-либо и быть твердым.

Истина есть лишь у Святой Православной Церкви.

Думай: «Хочу того, чего Бог хочет...» Смиряться нужно Бога ради, а не ради себя лишь или по боязни (пред Богом, пред человеки).

Человек истинно добродетельный не видит своих добродетелей, но лишь недостатки (не сравнивает себя с другими). Не сравнивай себя ни с кем; ты – прах. Помни: я – прах, Бог же – всё.

Думай: я – человек, христианин, монах, облагодетельствован, одарен Богом – горе мне недостойному, осужден буду на Страшном Суде.

Будь уверен, что все будут в Царствии Божием, кроме тебя; можешь войти туда лишь по милости Божией и по молитвам братий.

Думай: все, все спасутся. Один я пойду в вечную муку: на словах люблю Бога, а делами служу диаволу.



Всех почитай высшими себя.

Помни: ты – хуже всех и каждого, не возносись, не удивляйся, если унизят. Укоряй всегда себя – ты ничто; смиряйся пред Богом и всеми.

Познай себя: ты – гной; жизнь твоя – на волоске, не в твоей воле, и добраго ничего нет в тебе, злаго же – полон.

Стяжай смирение – без него тьма; им ограждайся от диавола, ставь себя ниже людей. Смирение поставляет выше всех сетей диавола.

Побеждаешь в страстях настолько, насколько смиряешься и приемлешь помощь от Бога.

О себе меньше говори, похвалы и дары не принимай охотно.

Ублажают, ругают ли – нужно быть как бы мертвецом.

Все что имеешь здесь, на земле – дано тебе от Бога, и все со смертью твоей – отымется. Если хвалят тебя – скажи себе: хвалят меня не за мое, но за чужое.

Чем спастись? Помни: не богат ты, а нищ; наг ты добродетелей, нищ, грехами смердящ, немощен; молись: милостив буди мне, Господи.

Заповедь: будь всем слуга; пример тебе – Иисус Христос, Апостол Павел; грехи зри свои, думай: что я такое? – велика сила смирения, и велика гибельность гордости: вспомни примеры из житий Святых; помни смерть (за ней – Суд и ад); Бог – зде, я – червь, за грехи свои – смердящий. Исполняй эту заповедь.

Смирения ищешь? Не ищи более удобной одежды, вещей попрочнее, быть примерным, здоровья, безупречного знания дела, быть святым сразу – в глазах людей, почета, вежливости, уважения по отношению к себе; поминай смирение Господне – ноги умыл ученикам: Он – Бог сый, а ты кто?

Не старайся по-прежнему казаться сильным, но искореняй греховную слабость; бегай богопротивного, гибельного. Терпи, смиряйся (хотя слабость – в глаза не посмотреть – может казаться скромностию; трусость – кротостию, смирением; жалобность – человеколюбием (хотя и жесток); боязнь искушения – целомудрием, хранением очес).

Думай: жив Господь Бог – я же гной пред Ним и всем подножие.

Смирение необходимо иметь касательно добродетелей – говорить себе, что не имею добродетелей, своеволия, и осуждения беречься. Нужно иметь свои твердые убеждения, познавать людей, уметь обращаться с ними, помнить Бога.

Самолюбие – прелесть; диавол верит в Бога, но в прелести сый, идет против Него. Самолюбие – тяжелая страсть, долго может быть неискоренима. Кроется всюду. Кажется тебе: кого Бог избрал, того и научит, как поступать. И при смирении диавол подступает – ввергает в отчаяние. Смиряясь, надо надеяться на обращенное ко всем милосердие Божие.

Смиряйся всегда, унижай себя в душе: хоть ты и Серафим (соименен ангельскому чину), но ты – мурин [эфиоп. – Авт.] среди Ангелов Божиих, подножие им, первый грешник – то есть преступник воли Божией; тебе много дано – но много и спросится.

Всё на земле – и ты, и всё тебе принадлежащее – не твое, но Божие – ложь есть тщеславиться о сем.

Настойчивым надо быть, как евангельские нищий и слепой – просите, и дастся вам: ищите, и обрящете: толцыте, и отверзется вам (Мф 7, 7) – с терпением и смирением.

Ты не свой сам; ты – Божие творение, искуплен Иисусом Христом – раб Христов.

Не лицемерь, но понудься исполнить заповедь – переломи себя.

Поучайся в заповедях; стой пред Богом в струнку; думай: не стою ничего...

/Из книги «Мы всегда под крылом Божиим. Жизнь и поучения архим. Серафима (Розенберга)»/