Поучения о молитве псково-печерского подвижника благочестия архимандрита Серафима (Розенберга) и советы его духовного отца преподобного Симеона (Желнина) Псково-Печерского своему ученику – отцу Серафиму.
Архимандрит Серафим (Розенберг):
Докучать надо молитвами Господу и святым Его.
В молитве своей поведай Всецарю прошение твое. Принеси Богу в молитве исповедывание грехов, сокрушение, проси Его о милости. Искренне благодари в ней Бога за благодеяния, прославляй совершенства Божии.
Собираясь произнести слово молитвы, – затаи над каждым дыхание.Молитва–дыхание духа. Через нее – сердечное умиление.
Молитва есть возникновение в сердце нашем одного за другим благоговейных чувств к Господу: чувства самоуничижения, преданности, благодарения, славословия, прошения, сокрушения, покорности воле Божией и прочее.
Сердце надо принести Богу в молитве, и Он не даст тебе поколебаться. Возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает: не даст в век молвы праведнику (Пс 54,23). Слова таких твоих молитв – как бисер многоценный (как драгоценный жемчуг) для Бога.
Молитва – непобедимая победа. Молитва же без надежды грешна.
Настоящий молитвенник око ума выну имея протяженно к Богу, зрит «умными очесы» Бога.
Молитва – непрестанное обращение ума к Господу в сердце. Сила Иисусовой молитвы – от веры и глубокого с Ним сочетания сердца и ума. При молитве Иисусовой ум заключай в сердце.
Не давай уму быть праздным – молись. Ум, властвуй над помыслами. В молитве и добрые мысли отгоняй, не внимай им – тать прячется под ними, чтобы отвлечь тебя. Перекрести уста – если враг не дает молитву выговорить.
Следует молиться, не внимая бесовским помыслам.
Не ленись и не малодушествуй; но прежде чем заснешь, многие сотвори молитвы в сердце своем и противостой помыслам и покушениям диаволаводить тебя по воле своей – да восприимет тебя Бог. Сколько сил есть – заботься о том, чтобы засыпать с псалмами (слова для молитв часто берутся из Священного Писания, Псалтири) в устах и умным поучением, и никак не позволяй по нерадению уму своему принимать чуждые помыслы, но с какими помышлениями молился ты, в тех поучаясь – склонись и на одр, чтобы и когда будешь спать, они прибывали в тебе, и когда пробудишься, собеседовали с тобою. Проговаривай также и святый Символ православной веры прежде чем заснешь; ибо православствовать о Боге есть источник и охрана всех благ.
Бог вездесущий есть и в нас. Потому-то необходимы страх Божий, отрешение земных благ, чистота совести. Господь близ и внимает тебе, молитве твоей, Он – ближе воздуха.
Нудь себя на молитву молись о ней.
Я здесь, Господи! Лица Твоего, Господи, взыщу! Продли, Господи, лета жизни моея, да потружусь во Спасение, да не в погибель умру, яко заслужил ад душе своей, да потерплю Тя, поборюсь – с Твоею помощью – во очищение себя от страстей мерзких и постыдных, по милости Твоей великой.
Молись за всех от сердца. Порой забывай себя. Спаси их всех, Господи!
И за еретиков молись – не покаются ли как-нибудь. Но их самих бегай, с ними не разговаривай – отрежь.
Кто всем сердцем желает обратиться к Богу, того Сам Бог научит, как молиться.
Но молись – даже и тогда, если, кроме трудов, не видишь утешения в ней, прилежно, усердно. Легко молиться в несчастии – не упусти такого случая. Молитва есть беседа с Богом. Одна опора у нас – милость Божия. Предстой в молитве Страшному Суду. Помни сказанное: Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое во истине Твоей: и не вниди в суд с рабом Твоим, яко не оправдится пред Тобою всяк живый (Пс 142,1–2). И еще: Помяни убо, откуду спал ecu, и покайся, и первая дела сотвори; аще же ни, гряду тебе скоро и двигну светильник твой от места своего, аще не покаешися (Откр 2,5). И слово Апостола: Или о богатстве благости Его и кротости и долготерпении нерадиши, не ведый, яко благость Божия на покаяние тя ведет? По жестокости же твоей и непокаянному сердцу, собиравши себе гнев в день гнева и откровения праведнаго суда Божия, Иже воздаст коемуждо по делом его (Рим 2,4–6). Добрые же наши дела немногие перемешаны в нас с грехом.
Господь Крестом совершил наше Спасение. У Него сила и власть. Я же нищ. Я – непотребен и безответен пред Богом. Чувствующий свою внутреннюю бедность не престанет молиться. Я – бесплодная смоковница, достойная посечения. Помилуешь – буди благословен – слава милосердию Твоему! Накажешь – буди благословен – слава правосудию Твоему Слава Тебе, Господи, за всё!
Молись терпеливо, и дастся тебе. Вспомни евангельскую притчу о вдовице и судне неправедном (см. Лк 18, 1–8).
Слепый звал: сыне Давидов, помилуй мя (хоть слеп был – звал как мог). Господь внял его молитве – нищего и слепого – просветил очи его, и бывший слепец по Иисусе иде (Мк 10, 52), славя Бога (познав Его как Господа – «познал Его быти Бога»).
В молитве следует хранить ум безвидным; не давать воли воображению; быть в присутствии Божием, предстоять Господу – но не воображать Господа. Внимать всецело словам молитв – умом, чтобы ум погружался, заключался и вмещался (чуждый всякого мечтания) в словах молитвы, – причем сердце обыкновенно сочувствует уму душеспасительным чувством печали о грехах. Здесь следует избегать самочиния. Нужно отвергать все образы, рисующиеся в способности воображения, потому что ум в молитве предстоит невидимому Богу, Которого невозможно представить никаким вещественным образом. Те, которые в молитве не видят ничего, – как раз и видят Бога.
На православных иконах – лик темен, бесстрастен чертами; здесь и есть образ немечтательной молитвы.
Видения не принимай – как недостойный; пребудь в сознании своего ничтожества; враг преобразуется даже и в Ангела света; скажи ему с мужеством: «Возвратись, окаянный, во тьму свою; как недостойному – мне не подобают видения и откровения. Одно мне нужно – безмерное благоутробие Господа моего Иисуса Христа, молитвы и заступления Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии и всех Святых».
/Из книги «Мы всегда под крылом Божиим. Жизнь и поучения архим. Серафима (Розенберга)»/
Архимандрит Серафим (Розенберг):
Докучать надо молитвами Господу и святым Его.
В молитве своей поведай Всецарю прошение твое. Принеси Богу в молитве исповедывание грехов, сокрушение, проси Его о милости. Искренне благодари в ней Бога за благодеяния, прославляй совершенства Божии.
Собираясь произнести слово молитвы, – затаи над каждым дыхание.Молитва–дыхание духа. Через нее – сердечное умиление.
Молитва есть возникновение в сердце нашем одного за другим благоговейных чувств к Господу: чувства самоуничижения, преданности, благодарения, славословия, прошения, сокрушения, покорности воле Божией и прочее.
Сердце надо принести Богу в молитве, и Он не даст тебе поколебаться. Возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает: не даст в век молвы праведнику (Пс 54,23). Слова таких твоих молитв – как бисер многоценный (как драгоценный жемчуг) для Бога.
Молитва – непобедимая победа. Молитва же без надежды грешна.
Настоящий молитвенник око ума выну имея протяженно к Богу, зрит «умными очесы» Бога.
Молитва – непрестанное обращение ума к Господу в сердце. Сила Иисусовой молитвы – от веры и глубокого с Ним сочетания сердца и ума. При молитве Иисусовой ум заключай в сердце.
Не давай уму быть праздным – молись. Ум, властвуй над помыслами. В молитве и добрые мысли отгоняй, не внимай им – тать прячется под ними, чтобы отвлечь тебя. Перекрести уста – если враг не дает молитву выговорить.
Следует молиться, не внимая бесовским помыслам.
Не ленись и не малодушествуй; но прежде чем заснешь, многие сотвори молитвы в сердце своем и противостой помыслам и покушениям диаволаводить тебя по воле своей – да восприимет тебя Бог. Сколько сил есть – заботься о том, чтобы засыпать с псалмами (слова для молитв часто берутся из Священного Писания, Псалтири) в устах и умным поучением, и никак не позволяй по нерадению уму своему принимать чуждые помыслы, но с какими помышлениями молился ты, в тех поучаясь – склонись и на одр, чтобы и когда будешь спать, они прибывали в тебе, и когда пробудишься, собеседовали с тобою. Проговаривай также и святый Символ православной веры прежде чем заснешь; ибо православствовать о Боге есть источник и охрана всех благ.
Бог вездесущий есть и в нас. Потому-то необходимы страх Божий, отрешение земных благ, чистота совести. Господь близ и внимает тебе, молитве твоей, Он – ближе воздуха.
Нудь себя на молитву молись о ней.
Я здесь, Господи! Лица Твоего, Господи, взыщу! Продли, Господи, лета жизни моея, да потружусь во Спасение, да не в погибель умру, яко заслужил ад душе своей, да потерплю Тя, поборюсь – с Твоею помощью – во очищение себя от страстей мерзких и постыдных, по милости Твоей великой.
Молись за всех от сердца. Порой забывай себя. Спаси их всех, Господи!
И за еретиков молись – не покаются ли как-нибудь. Но их самих бегай, с ними не разговаривай – отрежь.
Кто всем сердцем желает обратиться к Богу, того Сам Бог научит, как молиться.
Но молись – даже и тогда, если, кроме трудов, не видишь утешения в ней, прилежно, усердно. Легко молиться в несчастии – не упусти такого случая. Молитва есть беседа с Богом. Одна опора у нас – милость Божия. Предстой в молитве Страшному Суду. Помни сказанное: Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое во истине Твоей: и не вниди в суд с рабом Твоим, яко не оправдится пред Тобою всяк живый (Пс 142,1–2). И еще: Помяни убо, откуду спал ecu, и покайся, и первая дела сотвори; аще же ни, гряду тебе скоро и двигну светильник твой от места своего, аще не покаешися (Откр 2,5). И слово Апостола: Или о богатстве благости Его и кротости и долготерпении нерадиши, не ведый, яко благость Божия на покаяние тя ведет? По жестокости же твоей и непокаянному сердцу, собиравши себе гнев в день гнева и откровения праведнаго суда Божия, Иже воздаст коемуждо по делом его (Рим 2,4–6). Добрые же наши дела немногие перемешаны в нас с грехом.
Господь Крестом совершил наше Спасение. У Него сила и власть. Я же нищ. Я – непотребен и безответен пред Богом. Чувствующий свою внутреннюю бедность не престанет молиться. Я – бесплодная смоковница, достойная посечения. Помилуешь – буди благословен – слава милосердию Твоему! Накажешь – буди благословен – слава правосудию Твоему Слава Тебе, Господи, за всё!
Молись терпеливо, и дастся тебе. Вспомни евангельскую притчу о вдовице и судне неправедном (см. Лк 18, 1–8).
Слепый звал: сыне Давидов, помилуй мя (хоть слеп был – звал как мог). Господь внял его молитве – нищего и слепого – просветил очи его, и бывший слепец по Иисусе иде (Мк 10, 52), славя Бога (познав Его как Господа – «познал Его быти Бога»).
В молитве следует хранить ум безвидным; не давать воли воображению; быть в присутствии Божием, предстоять Господу – но не воображать Господа. Внимать всецело словам молитв – умом, чтобы ум погружался, заключался и вмещался (чуждый всякого мечтания) в словах молитвы, – причем сердце обыкновенно сочувствует уму душеспасительным чувством печали о грехах. Здесь следует избегать самочиния. Нужно отвергать все образы, рисующиеся в способности воображения, потому что ум в молитве предстоит невидимому Богу, Которого невозможно представить никаким вещественным образом. Те, которые в молитве не видят ничего, – как раз и видят Бога.
На православных иконах – лик темен, бесстрастен чертами; здесь и есть образ немечтательной молитвы.
Видения не принимай – как недостойный; пребудь в сознании своего ничтожества; враг преобразуется даже и в Ангела света; скажи ему с мужеством: «Возвратись, окаянный, во тьму свою; как недостойному – мне не подобают видения и откровения. Одно мне нужно – безмерное благоутробие Господа моего Иисуса Христа, молитвы и заступления Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии и всех Святых».
Преподобный Симеон (Желнин) Псково-Печерский:
Что такое молитва? Живому Богу говоришь – от сердца, в великом внимании – и Он слышит! Каждое слово!
Мысль: в молитве не гляди в даль и в высь, как бы призывая далекого Бога. Бог ближе воздуха к нам, опусти очи, смирись, углубись в себя, страшись и плачь о грехах, и кайся Богу, и проси и благодари, так как Бог близ, сам же ты отдалился от Него – своими гордостью, суетою, грехами, рассеянием помыслов.
Мысль: в молитве не гляди в даль и в высь, как бы призывая далекого Бога. Бог ближе воздуха к нам, опусти очи, смирись, углубись в себя, страшись и плачь о грехах, и кайся Богу, и проси и благодари, так как Бог близ, сам же ты отдалился от Него – своими гордостью, суетою, грехами, рассеянием помыслов.
Господь говорит: сила... Моя в немощи совершается (2Кор 12,9). Умилостивлять нужно Бога, докучать Богу.
Помолись прежде всякого дела – будет хорошо. От сердца молись.
Без молитвы из кельи не выходи.
С молитвой всё начинай.
Злостраждет ли кто в вас? да молитву деет: благодушествует ли кто? да поет (Иак 5, 13).
Перед молитвой – самоуничиженно поставь себя в присутствие Божие и говори как в уши Его, по-детски просто.
Перед молитвой помысли: в нужде я, всё в Его, в Божией руке, Он живит и низлагает, велик, милостив, человеколюбец. В молитве внимай словам ее со страхом и трепетом.
Перед молитвой необходимо чувство благодеяний Божиих.
Проси в молитве у Бога любви.
Моли Бога о благодати Святого Духа.
Молись – указал бы Бог что сказать, делать, как поступать.
Молись о здоровий, научении.
Следует просить у Бога: доброго здравия души и тела, мирной жизни, христианской кончины.
Молись о помиловании в смертном исходе и о защите – когда не в силах молиться.
Проси Бога памяти о Нем и молитвы, и помощи в борьбе; ты – не светский борец, стискивающий зубы, а обращающий к Богу ум и сердце в искушении, выставляющий на бой: молитву, память смерти, терпение; коли худо тебе – терпи, даст все это Бог.
Ты не молишься, если не имеешь страх Божий и болезнование о грехах.
Не достоин ты, скверный и блудный, быть радостен чистой молитвой– терпи.
Велика любовь Божия, что не дает молитвы гордому сердцу и уму.
Преподобным Серафимом сказано – следует непрестанно памятовать Бога в молитве.
Собирай ум в молитве, не внимай помыслам, будешь тверд; романы, воспоминания, впечатления, тщеславие, страсти, мечты – расточают силы, убивают для духовной жизни тебя самого!
С одним человеком говоря – другому уже не внимаешь; и молясь, поступай также: молись и не внимай помыслам.
Особая сила – в сосредоточии молитвенного внимания на чем-либо одном, в удалении от отвлекающих предметов. Избегай наслаждения природой, лишних забот о чреве, о плоти. Спасительнее жить в тухлой атмосфере с сухой коркой, но при молитве и в умилении.
Стоишь как пред иконой, так душою пред Престолом Бога или Богоматерью и другими Святыми, стоящими около Престола; или как пред Вездесущим Богом, ум собрав – сосредоточен. Пред Ангелом Хранителем – как стоящим возле тебя. Нужно возноситься душою к Престолу Божию. Святые боролись за сие сосредоточие.
Послушание выше поста и молитвы – при соединении с молитвой.
Мы живы, а мертвые грешники – в беде великой, совсем немощны; мы за них молим; они сознают свои грехи и страсти, и чрез те бывают мучимы – не удовлетворить их; они в страхе из-за своей участи; мы их нашей молитвой ободряем, облегчаем, радуем.
[Поначалу отец Симеон говорит об Иисусовой молитве отцу Серафиму следующее.– Авт.]:
Иисусова молитва? Для нее мы слабы. Вспоминай все время о Боге – вот и молитва; читай Евангелие, помни о будущей жизни.
[Потом разрешает ее творить, но с осторожностью. – Авт.]:
Каков ты есть – или каков стараешься казаться? Молись и молись. Повеселеешь, как станешь ниже всех в своем мнении о себе, будешь тогда и смелее в действиях.
Держи более устную молитву – не впадешь в прелесть, а умно-сердечную молитву без наставления проходить опасно. Суть этой молитвы – заключать ум в слова: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешнаго»; где ум – там и сердце.
[Наконец, благословляет ее совершать. – Авт.]:
Иисусову молитву читай. Главное в Иисусовой молитве – вера, что Господь зрит тебя, тебе внимает, Он – близ, слышит. Говори в слух уха Божия Иисусову молитву. Сознание держи у сердца.
Правил молитвы держись, 5–10 минут.
Не мечтай о немедленных ответах на твои вопросы: когда надо будет, Господу помолишься – и вразумит.
Помолись прежде всякого дела – будет хорошо. От сердца молись.
Без молитвы из кельи не выходи.
С молитвой всё начинай.
Злостраждет ли кто в вас? да молитву деет: благодушествует ли кто? да поет (Иак 5, 13).
Перед молитвой – самоуничиженно поставь себя в присутствие Божие и говори как в уши Его, по-детски просто.
Перед молитвой помысли: в нужде я, всё в Его, в Божией руке, Он живит и низлагает, велик, милостив, человеколюбец. В молитве внимай словам ее со страхом и трепетом.
Перед молитвой необходимо чувство благодеяний Божиих.
Проси в молитве у Бога любви.
Моли Бога о благодати Святого Духа.
Молись – указал бы Бог что сказать, делать, как поступать.
Молись о здоровий, научении.
Следует просить у Бога: доброго здравия души и тела, мирной жизни, христианской кончины.
Молись о помиловании в смертном исходе и о защите – когда не в силах молиться.
Проси Бога памяти о Нем и молитвы, и помощи в борьбе; ты – не светский борец, стискивающий зубы, а обращающий к Богу ум и сердце в искушении, выставляющий на бой: молитву, память смерти, терпение; коли худо тебе – терпи, даст все это Бог.
Ты не молишься, если не имеешь страх Божий и болезнование о грехах.
Не достоин ты, скверный и блудный, быть радостен чистой молитвой– терпи.
Велика любовь Божия, что не дает молитвы гордому сердцу и уму.
Преподобным Серафимом сказано – следует непрестанно памятовать Бога в молитве.
Собирай ум в молитве, не внимай помыслам, будешь тверд; романы, воспоминания, впечатления, тщеславие, страсти, мечты – расточают силы, убивают для духовной жизни тебя самого!
С одним человеком говоря – другому уже не внимаешь; и молясь, поступай также: молись и не внимай помыслам.
Особая сила – в сосредоточии молитвенного внимания на чем-либо одном, в удалении от отвлекающих предметов. Избегай наслаждения природой, лишних забот о чреве, о плоти. Спасительнее жить в тухлой атмосфере с сухой коркой, но при молитве и в умилении.
Стоишь как пред иконой, так душою пред Престолом Бога или Богоматерью и другими Святыми, стоящими около Престола; или как пред Вездесущим Богом, ум собрав – сосредоточен. Пред Ангелом Хранителем – как стоящим возле тебя. Нужно возноситься душою к Престолу Божию. Святые боролись за сие сосредоточие.
Послушание выше поста и молитвы – при соединении с молитвой.
Мы живы, а мертвые грешники – в беде великой, совсем немощны; мы за них молим; они сознают свои грехи и страсти, и чрез те бывают мучимы – не удовлетворить их; они в страхе из-за своей участи; мы их нашей молитвой ободряем, облегчаем, радуем.
[Поначалу отец Симеон говорит об Иисусовой молитве отцу Серафиму следующее.– Авт.]:
Иисусова молитва? Для нее мы слабы. Вспоминай все время о Боге – вот и молитва; читай Евангелие, помни о будущей жизни.
[Потом разрешает ее творить, но с осторожностью. – Авт.]:
Каков ты есть – или каков стараешься казаться? Молись и молись. Повеселеешь, как станешь ниже всех в своем мнении о себе, будешь тогда и смелее в действиях.
Держи более устную молитву – не впадешь в прелесть, а умно-сердечную молитву без наставления проходить опасно. Суть этой молитвы – заключать ум в слова: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешнаго»; где ум – там и сердце.
[Наконец, благословляет ее совершать. – Авт.]:
Иисусову молитву читай. Главное в Иисусовой молитве – вера, что Господь зрит тебя, тебе внимает, Он – близ, слышит. Говори в слух уха Божия Иисусову молитву. Сознание держи у сердца.
Правил молитвы держись, 5–10 минут.
Не мечтай о немедленных ответах на твои вопросы: когда надо будет, Господу помолишься – и вразумит.