Разные наставления о молитве / О чтении Псалтири / О молитве в храме / О благодарении / О молитве за врагов и о личном покаянии / О причащении / О кресте и о крестном знамении / В пост
РАЗНЫЕ НАСТАВЛЕНИЯ О МОЛИТВЕ
Молитесь! Призываю всегда молиться, прежде всего подчеркиваю всегда: за Церковь молитесь. Мы слышим, у нас особенно в мятущемся состоянии на Украине Церковь находится, в тяжелом состоянии. Молимся о единстве Церкви, в скорби и обстоянии сущей. Вздохни каждый о Церкви, чтоб нам сохранил Господь Единую Святую Русскую Православную Церковь.
+
Самое главное — молитва. Молитва много может, немощь любую молитва побеждает. И вы опытным путем учитесь молиться и с молитвой все немощи побеждать благодатию Божией. А если не молишься, очередь отбываешь, как тяжко крутит, вертит тебя всего — никакой радости, ни благости ни тебе, ни окружающим тебя людям.
...В молитве мы общаемся с Богом, обращаемся к Богу, просим в молитвах Бога, каемся в молитвах перед Богом. И Бог Сердцеведец все слышит, все весть и вся благая нам подает. Дух Святый в молитве нас освящает.
+
Господь сподобляет нас слушать слово Божие за Божественной литургией. Господь сподобляет слушать слова святых молитв, которые составили великие святители - Иоанн Златоуст и другие святые отцы, и которыми мы молимся за каждой службой Божией в храме Божием. Можно и своими словами молиться. Но самая главная молитва - по молитвослову. Сохрани Господь лжемолитву употреблять, заклинания разные, шептания разные народные и прочее. Это уже не Богу, а сатане молятся такие люди. «Пошла Богородица куда-то, сидела на гумне» и прочее - басни века сего. Молитвослов дан каждому из нас. Святые отцы составили молитвы, сами молились этими молитвами, спаслись, и нам заповедовали молиться этими святыми молитвами и спасаться. И дай, Господи, по молитвослову, не выдумывая ничего, не мудрствуя лукаво, как мы многие мудрствуем, молиться, спастись всем и наследовать Царствие Небесное.
+
Молись, терпи да за все Бога благодари, да и все ... Терпением и молитвой Бог будет спасать мир в последнее время, читал недавно, старцы говорят нашего уже двадцатого века. И нам дай Господи именно вот этот путь христианской жизни — терпеть, молиться и спастись всем. Самое главное — терпение и молитва. Это самое сильное оружие против диавола.
...сейчас главная епитимия века нашего — это терпение. Что Бог ни даёт, на всё Божия воля, и всё нужно спокойно переносить — без паники, без уныния, без нытья, без отчаяния, без мыслей на ближнего. За свои грехи мы и страждем. И дай, Господи, спокойно просить у Бога: что, Боже, ты ни дашь мне… особенно утром, молитвой оптинских старцев, вздохни, читая её, — дай мне умиротворение сердца и дай мне терпения, Господи. Терпеливо со всеми относиться и на работе, и дома, и в службе, и со всеми ближними. И в этом терпении научи нас, Господи, любить, терпеть и молиться друг за друга. Вот молитва мира оптинских старцев. И эта молитва оптинских старцев да наставляет нас на путь.
+
Чтобы познать Иисуса Христа, сердце чистое нужно иметь, а лукавое, недоброе сердце никогда не познает Иисуса Христа, Спасителя нашего. Вот об этом всегда нужно задумываться и сердце чистое всегда просить у Бога. Почему и за литургией особенно прошу: «Господи, дай мне мирное сердце», — чтобы умиротворить, успокоить, как часто говорю вам слово оптинских старцев, угомониться самому, взять себя в руки. И тогда уже умиротворение, спокойствие идет, и действительно сердечная молитва тогда идет. И вам помогай Господи, чтобы от сердца вашего светлое, доброе, хорошее исходило, а не злое. Чтобы вы понимали сердцем Спасителя нашего...
...Сеять семена надо. Какие ваши сердца, какая почва — от вас самих зависит. В добром сердце задержится семя и росточек даст, а глупое, бестолковое, гордое сердце, каменное никогда не примет этого росточка. Пустота... Как один блаженный говорил, шелуха, шелуха пошелестела, во славу Божию, дорогой, да и все. А зернышек мало, мало. Вот молите Бога, Господина жатвы, Спасителя, чтоб хоть голеньким, полусухим, да все-таки зернышком Христовым нам всем быть, чтобы дать плод хоть не мног и войти в жизнь вечную.
+
Я ценю всех людей по тому, как молится человек, как относится к службе Божией. Если человек бессмысленно относится к службе, невнимательный к чтению, пению, не стремится участвовать в службе Божией - это человек нецерковный, пустой человек. Только с сожалением посмотришь на него - не жилец он здесь, уйдет он отсюда в этот мир глупый и будет там идти в погибель. А кто молится, тому Бог даст и благодать, даст и сан, даст и постриг - все даст Господь тому, кто терпеливо, подвижнически молится. Нам нужны не трудники - нам нужны монахи. Братья и сестры нужны, молитвенники нужны. Вот кто нужен в храме нашем Божием.
+
Кто рано встает - тому Бог дает. Хоть глаза слипаются, все равно вставай. Так я всех гоняю по хате: «Живо спать! Девять часов - чтобы все в кровати. Пять часов - чтобы все „От сна восстав" читали». Вот это будет и радость дня сего, когда мы отдохнем, пораньше ляжем и пораньше встанем, и встретим день Господень молитвой святой. А то беснуются, до 12 часов ночи лазят. А потом утром: «Подняться не могу, подвиг такой». Какой подвиг! Рано ляг, часов в восемь-девять, после правил - бегом штаны снимай, спать лягай. Рано утречком надевай штаны, беги скорее Богу молиться в церковь.
+
Старайтесь исполнять заповеди Божии, молитесь. Без молитвы, без беседы с Богом не будет спасения. Если мы не пойдем к доктору, он лечить нас не будет. Пришли, доктор выслушал наши прошения, — тогда он лечит, диагноз ставит нам. А как с Богом общаться? Молитва дана нам Богом. Научи нас молиться, Господи! И пели мы сегодня: «Отче наш, Иже еси на небесех, да святится имя Твое...» Господня молитва — обращение к Богу. Мольбу, молитву, общение с Богом — вот что дал нам Господь всем. Молитесь! Без молитвы пустота и бессмыслица жизни будет всегда. Будем молиться — будет смысл жизни. Господь будет постепенно просветлять ум, давать все необходимое.
+
Помогайте друг другу, поддерживайте друг друга, унывающим подавайте руку помощи. Помолитесь, особенно если чувствуете, что в унынии или растерянности человек, помолитесь с усердием церковным друг о друге, а молитва много может!
+
Молитва - самое сильное действенное лекарство ... Приди в храм к целителю Пантелеимону, приди к молитве, припади к Врачу душ и телес, Спасителю нашему. Просфорочка, свечечка, сорокоуст - вот самое главное лекарство. А тогда, если за больного молятся, и врачам легко будет лечить, потому что здесь духовная молитва идет о выздоровлении болящего. И у врачей уже тогда совершенно иное мышление. Мне многие рассказывали: «Когда молятся о больных и о врачах, у нас совершенно иной подход, мы по-иному чувствуем болезнь, мы по-иному начинаем чувствовать, как правильно лечить». И хирурги все говорят: «Временами сделаешь операцию просто играючи. А временами невозможно даже предсказать исход этого мучения, которое творится над больным: и врач мучается, и этот больной корчится несчастный на операции». Всегда к молитве прибегать. Чтобы вместе сочетались и молитва, и оперативное или какое-то другое лечение. Вот и будет польза тогда во славу Божию.
+
Обязательно со вздохом всегда каждый день помолитесь: «Господи, только дай мне христианскую мирную кончину, когда придет время, и доб рый ответ на Суде Божием». Часто говорю: старые священники, еще царского рукоположения, отец Димитрий, помню, всегда в этот момент, пока колени гнулись, земной поклон ложили, когда дьякон или батюшка возглашал это прошение. Просили земным поклоном. И им Господь, я замечал, кто молился об этом даре Божием, даровал всегда мирную кончину христианскую. И нам всем!.. Мы все с каждым днём приближаемся к вечности. Вечером приду в келию, на сон грядущий перекрещусь на святые образа: «Слава Богу, день протопал». Уже не говорю: «ближе к смерти», чтоб вас никого не шокировать. «Ближе к Царствию Небесному». Еще на один шаг, еще на один день, вздохну. Вот так. Так и вам дай Бог вздохнуть в конце каждого дня: «Слава Богу!»
+
На молитве знаете, как бес искушает? Стань на молитву - дьяволята сразу рот раскрывают: «А-а-ой, спать уже хочется», всю суету тебе подсунут сразу - и то надо делать, и то не успел, и то не почитал, сразу же свинцом наши глаза слипают: ничего не вижу, спать, все уже. Вот такое искушение. Удивляться нечего этому - борьба диавола. Но дай, Господи, благоразумно побеждать!
Говорил одному сегодня: мы же немощные, натопчемся за целый день... И аз, грешный, также лягу, отдохну, сразу перекрещу лоб, посплю. А потом ночью Господь пробудит, толкнет под бок - можно и помолиться. Тихо, весь мир спит. Хоть лежа на кровати, включи свет и тихонько помолись. И то, что ты вечером бормотал да своими отяжелевшими глазами читал, ничего не соображая, сейчас за десять минут спокойно почитаешь, помолишься, перекрестишься и так сладко еще захрапишь до утра. А утром вставай и «Восставши от сна...» читай. Вот так.
Смиренно все должны мы нести, кротко, не думая, что мы чего-то достигли в жизни. Самое страшное, когда дьявол нас прельщает, и мы начинаем: мы достигли, мы молитвенниками стали, мы постниками стали, мы уже добродетельную какую-то жизнь ведем, мы добрые дела делаем. Я что-то для церкви сделала. Ох я уже какая! Я ж навестила какого-то больного, кому-то помогла. Все уже - доброе дело умирает сразу и пустота образуется, потому что нет смирения. А кротко, смиренно все сотвори, и благо тебе будет.
+
Как хорошо жить в монастыре! Общее послушание, общая молитва, общий труд, общие горести, общие радости, общие беды, общий стол, трапеза общая, литургия - все общее. Общая помощь друг другу. Как хорошо все-таки быть в обществе. Общая молитва, общее правило. Старец мне говорил всегда: «Стремись на общее правило. В келье ты никогда так не помолишься». Я по себе знаю, как в келье молиться. За день натопаюсь, думаю: «Буду молиться». Надо читать. Стал читать - ноги болят. Дай на коленочки стану возле дивана. Стал на коленочки - ой, колени болят! Дай же я подушку под колени подложу! Подложил, читаю дальше, стою - ой, локти уже совсем заболели. Дай же я под локти подушку подложу! Стою, читаю. А-а-ах! - раззевался, спать хочется - немножко полежу. Как «раком» встал, на подушку лег - вот это мое правило такое, вот так в одиночестве подвизаться. Как мой старец покойный говорил: «Стремись в Церковь. Ты будешь спать, сидеть на лавочке, дремать, другой будет помыслами суетными заниматься, третий что-то будет делать, а четвертый будет как ангел стоять молиться, и благодать поровну на всех будет от общей молитвы».
Вот и у нас одни на кухне кухтовятся, вторые - в богадельне, третьи тут молятся, а благодать молитвы на всех одинаково идет. Вот что такое Общежительный Устав, который ввел преподобный Феодосий Великий ... Всегда говорю: жизнь трудная, один прутик легко сломить, а когда уже целый сноп - поди его сломи! Никогда не сломишь. Почему монастырей боялся и боится диа- вол - потому что могуча сила снопа, хлеба Христова. Вот что такое монастырь! Не может диавол сломить: одного искусит - девяносто девять за него молятся. И тот приходит в себя: «Что ж я натворил? Пал во грех». Давай каяться и возвращаться. Вот так.
+
Дай, Господи, чтобы мы не унывали в молитве, чтобы не говорили по безумию своему: «Я молюсь, а Бог не слышит меня». Ложь. Лжецы, обманщики перед Богом! Слышит Господь! Не то что молитву - каждый вздох наш слышит, каждый наш помысел Господь знает. И придет время, конечно, и исполнения всего просимого. Научи нас, Господи, терпеливой такой молитве, стабильной. Спокойно к Богу идти, не как спортсмены, дергаться: а результат какой, сколько поднял, сколько пробежал, сколько секунд, сколько минут? Это ложь все, это гордыня человеческая. Так и в духовной жизни: некоторые прочитают сто Иисусовых молитв - какой результат? Да никакого результата не будет тебе. Ты молись спокойно, да и все. Никогда не ждите, как эти спортсмены глупые, результата какого- то. Бог сам даст. Результатом будет итог жизни нашей, кончина наша.
Как на Святой Горе Афонской говорят: подвижник такой-то, не ест-не пьет, по воздуху уже ходит. А старцы улыбнутся и говорят: «Посмотрим, какой конец будет». Тогда о старце Силуане столько было споров на Афоне... Одни говорили - он в прелести, другие - он в святости. Спор был, а старцы мудрые улыбались и говорили: «Посмотрим, какой конец будет, тогда и скажем свое слово». И когда все увидели блаженную поистине кончину старца Силуана, вот тогда Афон весь вздохнул и сказал: «Праведен сей муж был и ушел он в Вечность ко престолу Божию, к лику святых». Вот как оценивали. Так и вы, никогда не надейтесь на результат. А постоянно трудись, трудись, трудись.
+
Каждый день в пять часов на ногах мы уже. В полпятого подъём, звоночек звонит: «Пению, молитве час. Господи, помилуй нас», — сторожа ночные идут по обители кричат и звонком звонят. Пробуждается обитель для жизни уже очередного дня, встречать очередной день в молитве, в псалмопении и в труде во славу Божию. И все бежим скорей в храм, чтоб не опоздать к пяти часам. В пять часов — замок на двери храма. Сони все стоят перед замком, кланяются там, а потом поклоны ложат в трапезной — обеда лишаются у нас, кто проспал, братия и сёстры.
Удивляются все: «Как ты их воспитываешь?» — приехали из других монастырей. Да, говорю, очень просто: лишу обеда, да и всё, на неделю — живо будут бегать в церковь, аж пятки сверкать будут. Смотрю, запоздавшие без одной минуты пять аж пятки сверкают бегут, старухи все: «Запыхалась, ой, опоздаю!» Благочинный — раз, замок перед самым носом ей: опоздала баба! Иди, поклоны будешь ложить сейчас. Да, вот так и воспитались все! Бегают, в пять часов полная церковь уже, братья и сёстры — все молятся, никто не опаздывает. Вот так, всё во славу Божию!
Уже потребность они начинают чувствовать: «Как так — опоздать на молитвы? Как без молитвы остаться? Как перед закрытыми райскими дверями можно остаться нерадивым? Уже надо бежать». Так они теперь за пятнадцать минут все приходят, чтобы спокойно помолиться, умиротвориться. И когда священник выходит: «Благословен Бог наш…» — уже все молятся, крестят лбы свои. И начинается очередной трудовой монастырский день, во славу Божию.
+
— Можно ли закрывать глаза, когда молишься?
— Ну, а чего ж? На то ж они и глаза, чтоб открывать да закрывать. Я тоже бывает закрою глаза и молюсь с закрытыми глазами, чтоб не рассеиваться мыслями. А то глазами то-то, то-то посмотришь, оно же знаешь — глаза есть глаза. Вот так, а чего ж. Но всё время с закрытыми не надо глазами, а то заснёшь.
+
Дай, Боже, стремиться к этому живому источнику воды. Не заниматься самооправдыванием, а стремиться пить источник живой воды — молитву святую и получать утешение, покаяние, и спасение, и наследие жизни вечной.
О ЧТЕНИИ ПСАЛТИРИ
Псалтырь - особую богодухновеннейшую молитвенную книгу написал царь Давид. На этой книге зиждется все богослужение. Ни литургия без нее не совершится, ни вечерня, ни утреня - везде употребляется Псалтырь. Некоторые приходят ко мне и говорят: «А как молиться?» - «Бери в руки Псалтырь и понемножку читай, учись читать. И будет тебе молитва за весь мир: и за детей, и за внуков, и за пьяниц, и за наркоманов». Выше Псалтыри нет ничего, кроме Святого Евангелия - Нового Завета Спасителя мира. И в Пасху, и в Рождество, во все праздники употребляется книга Псалтырь в богослужении. А дома просто читай. На первой «Славе» - молитву о Церкви - ту, которую мы, священники, читаем у престола. Эту молитву все миряне должны переписать и обязательно почитать за Церковь, помолиться. А молитва много может. Вторую «Славу» почитал - помолись о живых своих, о благодетелях, врагов своих помяни, недоброжелателей. «Молитва праведного много может» - говорит нам Святое Слово Божие. Третья «Слава» - помяни всех усопших своих: и родителей, и врагов, с которыми не примирился. Помолись за всех - вот тебе и будет всемирная молитва, и утешение тебе будет, и будет Бог давать и благодать в сердце, и покаяние - все это будет сопутствовать тебе. А то понабирают всего - и то читать, и то читать... Ты почитай Псалтырь, ты кафизмочку почитай, ты о грехах своих поплачь над этой книгой святой. И когда в доме просто Псалтырь имеется, эта святая книга, даже тогда бесы трепещут подходить к этому дому. Вот что значит Псалтырь. На славянском языке должны читать, учиться нашему кирилло-мефодиевому языку славянскому - церковному, настоящему.
...Слава Богу, читают постоянно и у нас в храме Псалтырь. Дал бы Бог, чтобы мы духовно созрели, чтобы не только днем читать, но и ночью. Но еще пока духовно мы не готовы к этому. Придет время - созреем, тогда и благословение будет, чтобы уже неусыпаемо читали, и день и ночь не прерывалось бы псалмопение. Вот тогда и будет Бог с нами, и покаяние будет, и очищение от грехов будет, когда неусыпаемый Псалтырь при храмах будет читаться.
«УЧИТЕСЬ БЫТЬ МОЛИТВЕННИКАМИ В ХРАМЕ...»
К храму Божию да стремится всякая душа, к радости. Духовное отдохновение всегда в храме находим, вздох сердечный. И в храме особенно мы молимся, прежде всего о самих себе и о своих невежествиях, о своих грехах. Вот о чем мы молимся в храме Божием... Самое главное — чистое, светлое покаяние это в храме. И за каждой службой Божией не гуляй мыслями своими в глупостях века сего, а кайся перед Богом, и Бог Сердцеведец, видя покаяние, обязательно будет прощать, в чем мы каемся, легкость на душе будет, радость.
...По милости Божией, оторвались мы от этого жуткого, преступного, грязного, сатанинского мира. Исчадие ада этот мир сейчас, особенно в наше преступное время. И пришли к храму Божию, к свету, к кораблю пришли спасения, к дому молитвы, чтобы вздохнуть Богу, помолиться Богу, услышать Слово Божие. Вздохнуть о своей горемычной жизни прошедшей, вздохнуть о своих грехах. Вздохнуть в молитве Богу о болящих, особенно в сегодняшний день, о страждущих, о немощных, о бесноватых и о всех несчастных людях. Помолиться Богу о себе самих и о близких своих, о здравии и о упокоении, вот зачем мы пришли в храм Божий...
О живых всех молись всегда за литургией, никого не пропускай — ни добрых, ни злых. За всех помолись. Всех помяни: и крестных, и крестников, и священников, и архиереев, которых ты знаешь, — за всех помолись, и монахов, и в монастырях побывай мысленно, где бывали и знаете и что-то видели. Помолись о всех: и о воспитателях, и о учителях, и своих соучениках, и студенческую скамью вспомните, и профессоров, и докторов, которые нас лечили, и медсестер, которые нас истязали уколами, и банками, и склянками, и всем прочим. О всех помолитесь с любовью, каждый в нас влагал частицу души своей. Учителя знания давали, пусть они сами ошибались в лжезнании, но все равно они стремились чему-то светлому, доброму научить. Врачи как могли нас лечили, также частицу души своей влагали. Все доброе, светлое влагали в нас, в нашу жизнь.
...Особо молимся о тех, которых еще не призвал Господь к вере. О них особенно молиться нужно: «Верные, о оглашенных помолимся, да Господь помилует их». В молитвах не нужно унывать никогда, крест ни на ком ставить не нужно, что не спасется и прочее. «Верные, о оглашенных помолимся, да Господь помилует их». Весь мир сейчас оглашен Словом Истины. И никто не запрещает вам молиться самим и о некрещеных, и о непросвещенных, и об отошедших от Господа, от Матери Церкви. За них простую христианскую творите молитву, особенно за Божественной литургией. Только нельзя некрещеных подавать в алтарь, потому что только о крещеных совершается молитва во Святая Святых - о чадах Церкви Божией. А кто не крещен, не просвещен водою и Духом, не может стать наследником Царствия Небесного, а алтарь есть предвестник его. Потому и не пишут их имена в записочках, а молиться за них должны мы в домашней и в храме в личной молитве. Не гнать из-под палки в церковь ... Не радость, а зло получается. Насильно мил не будешь. А если вы терпеливо будете молиться, не навязывая ничего, какое-то доброе слово скажете, перетерпите то, что свойственно неверующим людям, спокойно перенесете, все во славу Божию перенесете - вот этим терпением и победите врага. И «молитва верных» много может. Придет время - призовет Господь и детей неверующих, призовет и мужей, и жен неверующих, и постепенно, не искусственно - ради жинки или ради мужика, или ради детей, или ради родителей становятся верующими, а самое дорогое - по призванию. Как Господь призовет. Почему самая актуальная суперектения - это о оглашенных, самая современная ектения - о всем мире молитва совершается. А какие глубокие молитвы читает священник у престола в этот момент... Особые, тайноводственные, освятительные молитвы, молясь за весь мир, чтобы никого не оставил Господь. И в тюрьмах, и в ссылках, и на тяжком одре немощи лежащих - всех поминает священник, молясь, чтобы Господь призвал их к вере святой Православной...
О всех помолитесь. О упокоении всех помяните, кто умер уже, ушел в вечность... И те безымянные могилы воинов убиенных, всех старайтесь поминать. Вот и не будет скучно никогда за молитвой на службе. Вот и время пройдет незаметно.
Вот это и будет сердечная, светлая, добрая молитва храма Божия. Действительно, после этой молитвы сердечной, которой ты должен всю литургию молиться, уйдешь из храма, как в народе говорят, «намоленный». Светлым, спокойным, добрым пойдешь вновь в запад свой, во тьму жития сего. Но свет Христов, лампадочка, которую укрепили, огонёчек её, в храме Божием, будет освещать и горемычную дальнейшую нашу жизнь.
Вот к этому сердечному поведению в храме молитвенному стремитесь. Вот это и есть молитва литургии Божественной. Вселенская молитва! Всеобъемлющая молитва идет! Вот к этой молитве да стремится каждый из нас: «Дом мой домом молитвы наречется». И храм Божий и есть этот дом молитвы. И дай, Господи, чтобы мы всегда были кающимися грешниками в храме Божием, всегда были молитвенниками в храме Божием, чтобы нам не было скучно, чтобы нам не было тяжело стоять на службе. Чтобы радостно было нам на службе, чтобы мы не успевали заметить, как служба Божия прошла. «А я еще не помянул всех, не успел всех перечислить и помянуть» - вот таково состояние души должно быть за Божественной святой литургией.
Не бегайте по храму никогда Божию. Туда-сюда мотаются, это только плохие люди, добрый человек пришел, встал и молится. Если какая-то надобность необходимая есть, — тихонечко, чтоб никого не затронуть, вышел на цыпочках, чтобы и стука от ног не было слышно, ибо всякий шорох и лишнее движение — что? — отвлекают ближнего твоего от молитвы, и ты соблазном уже ближнему служишь. А то многие: на коленях люди стоят, тихо молятся, — лезет, переступает через ноги, толкается, она наперед всегда лезет, хамка такая. Стыдно смотреть на эту, извините, рожу противную… после этого. Да люди ж молятся! Ты ж будь культурная или культурный, жалей людей! Опоздал — встань в конце храма, молись. Когда народ поднимется с колен, тихонечко пройди. Но не занимай так называемое «свое место»...
Вот так мы должны культурно вести себя, никаких свечек не ставить на подсвечниках, а то бегают, ставят… И возьмет те три свечки: «А где ж поставить?» Еще и стоят, хамы, и смотрят, как эта свечка его сгорит, «колдует» там что-то над теми свечками, думает. Да на то она и свечка, чтоб горела. Всегда, сколько вас предупреждаю: когда и я бывал в монастырях или в храмах, никогда не лез, купил свечечки, тихонько передал их наперед. Куда их поставят, к какой их иконе поставят, я Богу эту свечку передал в жертву. Когда она сгорит там? Может, её через месяц аж, на то она и свечка — сгореть. Может, её ещё десять раз нужно на нужды храма понести да продать, ибо эти свечки дороже нам обходятся, чем вы их покупаете. Это уже дело храма Божия. Положили свечи, на то она и свеча, ты жертву принесла Богу от чистого сердца. Придет время, она сгорит или нет? Сгорит. Купил ты свечечку, она уже пошла к Престолу Божию прямо, как милостынька. Это должны все знать, и вот этой ложью не заниматься: самой только поставить трясущимися руками, самой стоять смотреть эту свечку, людей отвлекать от молитвы. Другую сваливают свечку, женщины поставили свечку, — свою лепит; это грех, не нужно этим грешить. Тихонечко положил свечки Богу, как та вдовица две копеечки принесла от чистого сердца, положила и все. Она не думала, кому ж деньги ее пойдут, последние две копеечки. Она принесла их Богу. Так и просфоры, и записки: тихонечко все подали в конце храма, в корзинку положили, эту корзинку принесли в алтарь, разбираем, читаем, поминаем, частички вынимаем. И за милостыньку, за гроши Бога и вас благодарим. Вот так нужно культурно поступать всегда в храме Божием, чтоб ни толкотни, ни хождения, сохрани Господь, бесконечно повторяю, криков чтоб не было. Чтобы не превращать храмы — во что? — в сумасшедший дом: ах, хрю-хрю, и начинает там биться в истерике… Ложь это все, можно всегда себя сдержать.
...Знаю, болеют люди тяжко, нервно, душевно, духовно болеют. Крепись, молись, стань на колени; муть у тебя в голове — тихонечко выйди на улицу, на свежий воздух, побудь, зайди и вновь молись. Не вводи никого в искушение. Как легко и радостно молиться в храме, когда мертвая тишина, спокойствие, благоговение и не замечаешь времени!
Мгновение проходит, единое дыхание проходит. Вот что значит вместе молиться, в дисциплине молиться, не искушая никого, а сердцем молиться и светлым своим христианским разумом. Вот этого — доброй молитвы, доброго поведения и радости духовной — не лишай нас никогда, Господи, в жизни нашей земной дальнейшей.
...Помните: как настроились, идя к Богу, к храму, то и получите. Настроен, что тебя кругом будут толкать, щипать, у тебя будет болеть — ты и получишь это. Настроен, чтобы тебе полегчало, и тебе Бог даст — полегчает. Настроен ты на волю Божию — исполнится воля Божия. А настроен на молитву — ты прочувствуешь молитву. Вот на что настроишься, то и получишь от Бога. Но прежде всего в храм идут не за здоровьем, а за молитвой: «Дом Мой — домом молитвы наречется», «Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему». На поклонение к Богу в храм мы идем, к молитве — вот зачем идем мы в храм Божий. И как мы настроены, то мы и получаем от храма Божиего в жизни нашей земной. Идешь к Богу со светлой душой, ты, конечно, Божий дар и получишь во славу Божию...
Учитесь быть именно молитвенниками в храме Божием. Учитесь именно быть не отребьями-искусителями, как в других храмах Божиих, с печалью смотришь, — разговаривают, толкаются на клиросе эти певчие так называемые, растрепанные эти артисты стоят. Да лучше те бабки пусть поют беззубые, чем эти вот певчие так называемые, артисты накрашенные. Это уже плохо. А когда все единым сердцем, единым вздохом молятся — как радостно тогда за этой литургией. Поэтому думайте и, когда в храмах Божиих находитесь, никогда не потворствуйте этому злому человеческому делу. В уголочке где-то забейся, за какую-то иконочку, стой тихонечко и молись. И Отец, видя твою усердную молитву, особенно тайную, сердечную, обязательно Отец Небесный воздаст тебе и явно, в жизни твоей земной. За недоброжелателей и трудно — подвиг молиться: молитесь за них, за врагов, за обидчиков ваших. Как мыльный пузырь, лопается злоба, когда мы молимся за своих обидчиков, знайте. А когда мы подогреваем эту злобу, тогда еще хуже становится, чернее и тот обидчик, и мы. Как ото картошку пережаришь на сковородке. Когда нормально жаришь — румяная, вкусная, но когда уж перекалишь ее — чернота, вонь идет. Точно так и в жизни нашей. Чтобы не было этой черной вони, — молитесь, а молитва смягчает сердце, злоба утихает, сердце умиротворяется, и радость, и смысл жизни появляются. К этому также стремитесь. Молитесь за обидчиков, нечего мстить: «Я тебе такой-сякой или такая-сякая». Бог им Судия да будет, помолимся, и все пройдет. И будет мир и тишина в сердце: и самим радостно, и врагам радостно, и людям окружающим нас.
... И постоянно: пришел в храм Божий молиться за всех — вот и кирпичик себе положил. И так всю жизнь, кирпичик за кирпичиком, и идет наше домостроительство в вечность, домостроительство небесное ... За эту милость Божию, за подвиг молитвы в нашем храме благодарим мы Господа.
О БЛАГОДАРЕНИИ
То ли юбилей в жизни нашей, то ли юбилей семейной жизни, то ли еще какое-то другое Божие благодеяние мы получили, избавились от болезни, от скорби — служим благодарственный молебен, благодарим Господа, и это святое Евангелие читается [от Луки, зачало 85, о десяти прокаженных]. О благодарении Богу.
Мы без конца вопием к Богу: «Боже, дай нам то-то, дай то-то». Бесконечно: и в церкви, на литургии, и на вечерне, и на утрене. «Подай, Господи! Подай, Господи! Подай, Господи!» — певчие вопиют бесконечно гласом велиим. А «Тебе, Господи!» — один раз всего в конце звучит. «Тебе, Господи!» Вот этого «Тебе, Господи!» как нам не хватает в жизни. Мы всего просим у Бога: и здоровья, и мира, и счастья, и радости — всего просим мы у Бога. Мы вздыхаем, как эти прокаженные: «Господи, не оставь нас, исцели!» И тут сразу сомнения начинаются: как это, что это будет? Если Господь и дает какую-то благодатную помощь, мы подобны бываем этому самарянину? Почти нет, никогда. Забываем сказать простое: «Слава Тебе, Господи! Тебе, Господи!» Едет человек в дорогу, благополучно путешествие совершил, приехал домой. Он скажет: «Слава Тебе, Господи»? Многие из вас сказали? Забыли. Ну, хорошо, о, скорей приехал домой, радостный, всё. Больной человек, на операцию ложится. Как просит, Господи, даже неверующий вздыхает: «Боже, да тяжкий нож предлежит мне. Как, поднимусь я, не поднимусь?» Выздоровел: «Тебе, Господи» — есть или нет? Зуб тяжкий полечили, вырвали, тяжкая болезнь: «Антипа святой, выручай, бо беда тяжкая со ртом». «Тебе, Господи» сказали? «Слава Тебе, Господи» мало сказало, мало, мало сказало. Садишься за руль — «Господи, благослови» многие перекрестятся? А приехал — да перекреститься: «Слава Тебе, Господи, благополучно я приехал». А вдруг там аварию Господь может какуюто мне предотвратил, наглую смерть в пути. «Тебе, Господи» кто скажет или нет? Подумайте всегда. Не будьте неблагодарными, этими прокаженными девятью, а будьте всегда благодарными самарянами этими. Даже иноверцы, для иудеев они враги были, но именно этот враг иудеев, казалось бы, и первый опомнился возблагодарить Бога за благодеяние. И этим Евангелием научи нас, Господи, как всегда нужно вздохнуть, поблагодарить Бога.
Кушать садимся — мало кто из нас «Отче наш» прочитает, к сожалению. А «Благодарим Тя, Христе Боже»? Ой, на пальцах пересчитаешь, чтоб сознательно прочли эту молитву благодарственную о пище, о даре Божием. Какой грех тяжкий! Всегда нужно помолиться перед пищей, дар Божий вкушаем, плод земли-матери вкушаем, — освященный солнышком, освященный росою и дождем возращенный и ветрами благоумеренными. И мы за этот дар Божий даже не почитаем простую молитву: «Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ, не лиши нас и Небеснаго Твоего Царствия…»
Какие чудные слова простые звучат этой святой молитвы! А мы, как свиньи, скорей за стол. Ой, не едим, а что делаем? Жрем самым настоящим образом. Та же свинья налопается, и та ж хрюкнет Богу: «Слава ж Тебе, Господи! Накормил Ты меня». А мы встали и пошли. Неблагодарные эти свиньи мы, даже хуже свиней! Прости нас, грешных, Господи, научи нас, Господи, благодарить.
А сколько благодеяний Господь дает нам в жизни! Духовным оком смотри каждый и благодари. Самая высшая благодарность (вчера вечером говорил я вам, сегодня неоднократно подчеркиваю) — благодарность Богу за то, что призвал Он нас всех к вере. Это самая высшая благодарность, что мы не те без умные, несчастные люди, которые совершенно не знают и не хотят знать Бога. Жуткие они, страшные, плоти только своей работают, а не Богу. И какая радость, что, невзирая на искушения, невзирая на грехопадения наши, на все, все-таки Господь от нас не отворачивается, не наказывает нас, убогих и грешных, а призвал к Себе: «Приидите ко Мне, вси труждающиися и обремененнии, и Я упокою вас».
Именно к этому духовному покою мы и пришли — к Богу. За эту милость Божию всегда благодарите. Особенно когда ко храму приходите: «Слава Тебе, Гос поди, еще один раз в жизни Господь сподобил меня переступить храма сего порог. Может быть, из нас кто-то уже последний раз сегодня в храме стоит, уже больше не сможет он прийти, уже отпоют его и в могилу закопают, некоторые здесь стоящие есть такие люди. Может, кто-то последний раз был у исповеди сегодня в своей жизни, может, кто-то последний раз причастится Святых Христовых Таин. И как нужно благодарить Господа за эту радость: еще раз побыли, еще помолились. Какая чудная служба, какое чудное пение, чтение и какая чудная общая молитва, тихая, мирная, спокойно.
Действительно, то, что нам всем необходимо, храм дает — умиротворение сердца. Здесь именно наступает мирность сердца, мирность духа, к чему стремились великие подвижники и преподобные отцы Серафим Саровский, Амвросий Оптинский. Все стремились к этой мирности духа. В миру ты ее не найдешь, вот именно здесь приходи к мирности духа, стяжай этот благодатный дар Божий и неси этот благодатный дар в дальнейшую свою земную жизнь.
За эту милость Божию веры истинной православной, ведущую в жизнь вечную и в Царствие Небесное, всегда с любовью благодарим Господа: «Господи, невзирая ни на что, мы верующими остаемся, мы верны Тебе, Господи, и мы стремимся к Тебе, Господи, мы идем к Тебе, Господи, и за эту милость слава Тебе, Господи!» Вот эту благодарность всегда воспринимайте в сердце.
* * *
Благодарим Господа, что Он укрепил немощи наша, что мы, священники, мирно, спокойно молились у престола Божия и что вас всех укрепил Господь ... в молитве. Да приимет Господь подвиг наш молитвенный и в Царствии Небесном. Там да благословит нас Господь Бог.
О МОЛИТВЕ ЗА ВРАГОВ И О ЛИЧНОМ ПОКАЯНИИ
...Врагов ваших любите. А любить как? Это молиться прежде всего должны, с любовью сердечной, с теплотой. Думать: «Какой глупый человек! И чего враждовать, и чего не хватает, да вразуми его Господи» ... Поскорбеть всегда нужно и вздохнуть: «Да вразуми ж их, Господи!» Вот и будет тебе радость в молитве за врагов, благожелательность, и лицемерия не будет... Всегда кто досаждает нам, кто творит нам зло, вот такая добрая, сердечная молитва.
...Мы обязаны исполнять заповедь Божию: «Молитесь и за врагов и недоброжелателей ваших». Молитва очень много может, но не со злом молиться, как мы некоторые: накажи Господи и прочее. Вразуми, Господи, приведи к покаянию, дабы злоба и нечисть и ненависть исчезли. Вот какова светлая, чистая молитва должна быть и о врагах наших...
За каждой службой ... врагов, недоброжелателей своих обязательно помяни, кто тебе зависть творит, ненависть творит, зло творит тебе - помяни их. От молитвы за врагов бес лопается, люди потом смиряются со временем - вот что означает молитва за врагов.
Молиться, прежде всего, мы пришли о своих грехах, покаяние каждый приноси ... Приносить плоды достойные покаяния и каждый момент за Божественной литургией каяться о своей прошедшей жизни. Мысленно пройди свою жизнь, часто говорю вам, от босоногого детства твоего всё вспомни, и грехи детства, и грехи отрочества, и грехи юности, и блуд, и злобу, и ненависть, всё вспомни. Всё перед Богом, и мысли свои плохие, и уныние, и отчаяние — всё перед Богом помяни. И чтобы Господь был милостивый и простил нас, вздох покаяния каждого сердца за каждым присутствием в храме Божием мы должны приносить.
Вот и будет тогда и память смертная, и память о грехах, и смягчение сердца, и легкость кающейся души нашей, исцеление души нашей. Вразуми, Господи, именно к частному, своему личному покаянию всегда. Не самооправдывать грехи, кто-то виноват в чём-то, — мы повинны, и через нас и люди падают в соблазны и во грехи. Себя повини перед Богом Спасителем нашим. Вот и будет легко вам и радостно на службе Божией, и время тяготить вас не будет, вы не будете успевать всех помянуть, за всё покаяться, когда уже и служба Божия окончилась.
Вот такой теплой, легкой, сердечной молитвы и просим мы всегда у Бога, чтобы не в тяжесть было наше посещение храма Божия — отстоять, оттопать, отбыть очередь да глупыми мыслями позаниматься, — а облегчение совести, исцеление души, пришел еси во врачебницу, да не исцелён отсюда отыдеши. Вот именно это исцеление душевных наших и духовных немощей и грехов наших, вот что нам необходимо во врачебнице храма Божия.
И дай, Господи, чтоб вы учились каяться. Это постоянная школа нашей жизни, постоянный вопль покаянный, постоянное сознание своей неправоты, и постоянно всегда посмотри со стороны на себя (учиться нужно), каков ты есть, и мы увидим своё ничтожество, гадкое, мерзкое, и чтобы и гордыни и близко не было — я что-то значу; смирение всё прощает. Вот такой светлой молитвы даруй нам, Господи.
О ПРИЧАЩЕНИИ
Без правила причащаться не благословляю никому, не детям, никому. Всем напечатаны молитвословы сейчас, в каждом молитвослове правило ко исповеди и ко причащению напечатаны, все молитвы. Надо учиться, нужно читать, нужно трудиться, нужно молиться, чтобы благодать Божия была. А так — как скот, не молившись, не постившись, лезут причащаться. А какая польза от этого? Это будет причащение не во исцеление души и тела, а в суд и во осуждение. Это знайте. Пользы никакой уже, это наглость наша будет у Чаши святой. Так что не наглейте перед Богом, Бог поругаем не бывает. Почему и пользы никакой от этого нет, что мы и молимся вроде, и причащаемся? Потому что нет сокрушения души, подготовленности нет, молитвы нет, так только, один обряд, один обряд. Обряд, обряд, обряд, обряд да и всё...
О КРЕСТЕ И О КРЕСТНОМ ЗНАМЕНИИ
Храните крест святой! Никогда крест не снимайте, всегда будьте со святым крестом! И днём, и ночью, и в дороге, и на отдыхе, и на водах, и на суше — кругом святой крест сопровождает нас. Выходя из дома, осени себя крестом; приходя в дом, осени себя крестом, садишься кушать — прочитай молитву «Отче наш», осени себя крестом и пищу перекрести, дабы пища сия была приятная, полезная и в радость нашему телу. Всё осенять святым крестом. Крест — самое страшное оружие против диавола.
В ПОСТ
Особо главное в пост — это псалмопение. Псалтирь помогай Господи читать, хоть понемножку читайте. И миряне в церкви чтоб следили, чтоб каждый день вычитали Псалтирь, потихонечку все. В богадельне чтоб читали за благодетелей Псалтирь, старухи чтоб не ругались там между собой, пособираются, какая из них святей там обнаружится, а чтобы Богу молились, Псалтирь читали за благодетелей, которые кормят нас. Хоть в кельях, хоть дома в квартире зажги свечечку сретенскую и хоть одну «Славу» прочти, хоть одну страничку Псалтири прочти, и толк уже будет — совершено псалмопение. Мы читаем, что всё время спасались угоднички псалмопением, в житиях святых. Вот и нам, особенно во дни поста, даруй, Господи, псалмопение. Читайте на славянском языке, учитесь. На русском оно-то понятно, но нет той молитвенности, что на славянском языке. Ничего, что сразу не поймешь, — потом со временем Бог откроет, все поймешь, во славу Божию. Что нужно — поймешь, а что не нужно — значит, не нужно и понимать тебе.
+
Когда сердцем познаешь словеса Божии, особенно когда в Великий пост читаешь Евангелие, совершенно иное восприятие. Нежели когда накушаешься, сладко выспишься, тогда уже Слово Божие не так понятно, тогда ты умом только события будешь воспринимать. А накушавшаяся плоть сердце закрывает тогда. А когда пост и молитва сопровождают тебя, тогда и Слово Божие в сердце слагается. Понятно становится то, что сейчас, уже после Пасхи, когда мы, как жирные коты, понакушались уже все, Евангелие в голову не лезет абсолютно, вот так. А в пост — какая сладость. Как ру чеек журчит это Слово Божие: читаешь — не начитаешься. Радуешься Слову Божию. Вот этой радости, откровения Слова Божия не лиши нас, Господи, во все дни нашей христианской жизни.
+
Епитимия, кто несет поклоны, кому давали священники, не снимается с человека ни на Пасху, никогда — наказание есть наказание. На Пасху из тюрьмы ж не освобождают! Так и епитимия не снимается. Если кто желает поклоны ложить — ложите. Бог не осудит; не желаешь — стой чурбаком себе. Это уже ваше дело, личное. По уставу, строго, не положено поклоны класть, после того как вы в пост каждый день по 500 поклонов ложили. Кто из вас повыложил по 500 поклонов в пост? Никого нет? Ну и все! Значит, есть возможность — стань на коленочки, помолись; нет возможности — стой чурбаком себе сухим, да и всё. Ну что ж поделаешь? Бог и ту молитву принимает... Вот таковы особенности. Псалтирь читаем.