Епископ Виталий (Гречулевич; †1885). Слово в день Покрова Божией Матери
...Чтоб получить нам верный успех в молитвах наших к Божией Матери, обратим при настоящем празднестве всё наше внимание на то, каковы должны быть наши молитвы, возносимые к Царице Небесной.
У пресвятой и пречистой Владычицы нашей нет и не может быть лицеприятия. Ею с любовию приемлется одна правда и с милосердием – только искреннее раскаяние. Итак, возлюбленные, если по собственному сознанию нашему мы нарушаем волю Сына Её и Бога, то не дерзнём прибегать к Ней с мольбою без твёрдой решимости всеми силами стараться вперёд верно исполнять Его святые и всеблагие веления. Если наши мысли, намерения, желания вращаются около предметов, недостойных нас, то не дерзнём, возлюбленные, приступать к пречистому образу Заступницы усердной, пока наш ум не будет устремлён горе, пока не сосредоточатся в нас самих наши помышления, пока наши побуждения не будут чисты, чужды своекорыстия, наши желания праведны, святы. В таком только святом расположении духа мы должны приступать к молитве.
Недаром же, возлюбленные, лица св. Божиих человеков во время молитвы иногда просиявали светом небесным, и уподобляли их ангелам Божиим. Молитва освящает и освещает тех, которые воссылают её во всей святости.
Такое святое расположение духа естественно должно соделать наши молитвы святыми и по предмету моления. Для сего мы должны просить и молиться о том только, что само по себе чисто и праведно. А потому главным предметом наших молитв должны быть блага духовные, вечные. Можно и должно молиться и о благах тленных и временных, но с чистым намерением и благою целию – для усовершенствования себя в добродетели, для вечного блага своего и других.
Кроме того, есть ли какая-нибудь минута в нашей жизни, в которую мы не нуждались бы в небесной помощи? Наша жизнь есть непрерывная цепь зол, как внешних, так и внутренних; то ощущаем мы нужду в благах телесных, то чувствуем недостаток в благах духовных. К кому же прибегнем с непрестанною мольбою о помощи, как не к Заступнице и Ходатайнице верных? Никто не имеет больше Её дерзновения к Сыну Её и Богу!
Наши молитвы могут быть услышаны и не услышаны, может произойти противное нашим молитвам – для нашего же блага. Но во всяком случае мы должны молиться и молиться непрестанно. Евангельская вдовица, искавшая помощи у жестокосердого судии, не иначе получила желаемое, как посредством неотступной просьбы. Сию вдовицу представляет Спаситель в пример всем молящимся, чтобы не стужали си (Лк. 18:1), т. е. не унывали в молитве, а непрестанно молились. Пусть не исполнятся наши прошения, пусть произойдёт даже противное им! Ужели мы за это самое можем скорбеть и ослабевать в подвиге молитвы?
Нет! Наш ум крайне недальновиден. Наше сердце очень нечисто. Мы можем просить и нередко просим, что нам кажется полезным, а между тем оно вредно. Царица Небесная с высоты своего величия несравненно лучше нас видит и нас самих, и всё наше прошедшее и настоящее. Предоставим же Ей в полной мере располагать нашею участию! Наше дело – молиться постоянно, неотступно.
Мнимое неуслышание наших молений Заступницею. Небесною часто бывает верным доказательством Её неложного о нас заступления и спасительным плодом нашей истинной к Ней молитвы.
Так и в нынешний день узрел Её некогда «на воздусе за ны молящуюся» в церкви влахернской один из тайных, смиреннейших рабов Её, отверженный и уничижённый от мира Андрей, юродивый Христа ради. Так важно, возлюбленные, пред Царицею Небесною смирение!
И кому более прилично смирение, как не молящимся, как не тем, которые, чувствуя своё бессилие, просят помощи высшей? Им ли много разглагольствовать и рассуждать? Помня это, мы должны все свои молитвы к Заступнице сопровождать глубочайшим смирением.
Таковы-то... таковы должны быть наши молитвы, воссылаемые нами к нашей Заступнице небесной! Если в таком именно духе станем воссылать к Ней молитвы, то Она исполнит во благих желание сердец наших. Ибо Она есть, как величает Её св. Церковь, предстательство христиан непостыдное и ходатайство к Творцу непреложное, и потому не постыдится та истинно христианская душа, во глубине которой неизгладимо начертано и молитвенно повторяется на всякое время и на всякий час: предстательство и покров жизни моея полагаю Тя, Богородительнице Дево! Аминь.
/Сказано 1 окт. 1850 г. в Покровской церкви Императорского СПб. Воспитательного дома и состоящего при нём Сиротского института/
1
Молитвы наши к Заступнице верных должны быть, во-первых, воссылаемы в духе веры и святыни. Удостоившись быть вместилищем Того, пред Которым и самое небо нечисто, Пресвятая Дева соделалась столь чистою и святою, что святостию своею превосходит херувимов и серафимов. Если Ходатайница наша столько свята, то, без сомнения, и молитвы наши, воссылаемые к Ней, должны быть святы и чисты. Они должны быть святы по отношению к нам самим, молящимся, которые и всегда должны поступать свято, или, по выражению апостола, ходить присно во святыни духа (2Сол. 2:13), но особенно, когда вступаем в собеседование Честнейшею Херувимов. Тогда-то особенно все силы существа нашего должны быть направлены к святому и удалены от всякой нечистоты и неправды.У пресвятой и пречистой Владычицы нашей нет и не может быть лицеприятия. Ею с любовию приемлется одна правда и с милосердием – только искреннее раскаяние. Итак, возлюбленные, если по собственному сознанию нашему мы нарушаем волю Сына Её и Бога, то не дерзнём прибегать к Ней с мольбою без твёрдой решимости всеми силами стараться вперёд верно исполнять Его святые и всеблагие веления. Если наши мысли, намерения, желания вращаются около предметов, недостойных нас, то не дерзнём, возлюбленные, приступать к пречистому образу Заступницы усердной, пока наш ум не будет устремлён горе, пока не сосредоточатся в нас самих наши помышления, пока наши побуждения не будут чисты, чужды своекорыстия, наши желания праведны, святы. В таком только святом расположении духа мы должны приступать к молитве.
Недаром же, возлюбленные, лица св. Божиих человеков во время молитвы иногда просиявали светом небесным, и уподобляли их ангелам Божиим. Молитва освящает и освещает тех, которые воссылают её во всей святости.
Такое святое расположение духа естественно должно соделать наши молитвы святыми и по предмету моления. Для сего мы должны просить и молиться о том только, что само по себе чисто и праведно. А потому главным предметом наших молитв должны быть блага духовные, вечные. Можно и должно молиться и о благах тленных и временных, но с чистым намерением и благою целию – для усовершенствования себя в добродетели, для вечного блага своего и других.
2
Но как святость наша должна быть одинакова и неизменна, так и молитвы наши должны быть постоянны. Не только тогда, когда постигают нас бедствия, мы должны прибегать под кров Царицы Небесной, но и тогда, когда наслаждаемся благополучием. Ибо искать Её помощи только в бедствиях значит почитать Её не из любви к Ней, не из сознания долга, а как бы по нужде и необходимости.Кроме того, есть ли какая-нибудь минута в нашей жизни, в которую мы не нуждались бы в небесной помощи? Наша жизнь есть непрерывная цепь зол, как внешних, так и внутренних; то ощущаем мы нужду в благах телесных, то чувствуем недостаток в благах духовных. К кому же прибегнем с непрестанною мольбою о помощи, как не к Заступнице и Ходатайнице верных? Никто не имеет больше Её дерзновения к Сыну Её и Богу!
Наши молитвы могут быть услышаны и не услышаны, может произойти противное нашим молитвам – для нашего же блага. Но во всяком случае мы должны молиться и молиться непрестанно. Евангельская вдовица, искавшая помощи у жестокосердого судии, не иначе получила желаемое, как посредством неотступной просьбы. Сию вдовицу представляет Спаситель в пример всем молящимся, чтобы не стужали си (Лк. 18:1), т. е. не унывали в молитве, а непрестанно молились. Пусть не исполнятся наши прошения, пусть произойдёт даже противное им! Ужели мы за это самое можем скорбеть и ослабевать в подвиге молитвы?
Нет! Наш ум крайне недальновиден. Наше сердце очень нечисто. Мы можем просить и нередко просим, что нам кажется полезным, а между тем оно вредно. Царица Небесная с высоты своего величия несравненно лучше нас видит и нас самих, и всё наше прошедшее и настоящее. Предоставим же Ей в полной мере располагать нашею участию! Наше дело – молиться постоянно, неотступно.
Мнимое неуслышание наших молений Заступницею. Небесною часто бывает верным доказательством Её неложного о нас заступления и спасительным плодом нашей истинной к Ней молитвы.
3
Такую мысль внушает нам смирение, с которым посему самому должны быть соединены наши молитвы. Оно-то научает нас предавать все прошения наши в полную волю Божией Матери, внушает нам не указывать, так сказать, Ей дерзостно, как предотвратить наши нужды. Притом, как сама Царица Небесная привлекла на Себя особенное благословение Божие смирением, так и, царствуя ныне на небеси с Сыном своим и Господом, призирает особенно на смиренных.Так и в нынешний день узрел Её некогда «на воздусе за ны молящуюся» в церкви влахернской один из тайных, смиреннейших рабов Её, отверженный и уничижённый от мира Андрей, юродивый Христа ради. Так важно, возлюбленные, пред Царицею Небесною смирение!
И кому более прилично смирение, как не молящимся, как не тем, которые, чувствуя своё бессилие, просят помощи высшей? Им ли много разглагольствовать и рассуждать? Помня это, мы должны все свои молитвы к Заступнице сопровождать глубочайшим смирением.
Таковы-то... таковы должны быть наши молитвы, воссылаемые нами к нашей Заступнице небесной! Если в таком именно духе станем воссылать к Ней молитвы, то Она исполнит во благих желание сердец наших. Ибо Она есть, как величает Её св. Церковь, предстательство христиан непостыдное и ходатайство к Творцу непреложное, и потому не постыдится та истинно христианская душа, во глубине которой неизгладимо начертано и молитвенно повторяется на всякое время и на всякий час: предстательство и покров жизни моея полагаю Тя, Богородительнице Дево! Аминь.
/Сказано 1 окт. 1850 г. в Покровской церкви Императорского СПб. Воспитательного дома и состоящего при нём Сиротского института/
* * *
Радость христианина при мысли о неусыпающей в молитвах Богородице
/Слово в день Успения Пресвятой Богородицы/
В молитвах неусыпающую Богородицу,
и в предстательствах непреложное упование,
гроб и умерщвление не удержаста:
якоже бо Живота Матерь, к животу престави,
во утробу Вселивыйся приснодевственную.
(Кондак праздника)
Сколько отрады и утешения, сколько величия и торжества христианской надежды заключает в себе эта священная песнь церковная, ублажающая всечестное успение Божией Матери! С умилением и радостию слышим, что пресвятая Богородица не усыпает в молитвах о нас к Богу.
Не усыпает, потому что день и ночь, каждый час и каждое мгновение пред Её Богоматерним всеобъемлющим и всепроницающим взором открывается бесчисленное множество людей, из которых одни окружены несметными полчищами невидимых врагов, ищущих погибели их, другие удручены скорбями и напастями, третьи страдают тяжкими недугами и жестокими болезнями, все же вообще обременены грехами многими без всякой возможности освободиться от всех этих бед собственными силами и даже весьма нередко лишены сознания и чувства, чтобы вопиять Богу о помощи и заступлении. Видит это преблагословенная Матерь всеблагого Бога и, объемля беспредельною любовию всех земнородных, близко принимает к своему Богоматернему сердцу всякую их беду, всякую слезу, всякий вздох и непрестанно подъемлет свои пречистые длани к престолу благодати на умоление своего Божественного Сына и Господа, да милостив будет неправдам людским и отвратит праведный гнев свой, на нас движимый, и избавит нас от всякого зла.
Можно быть вполне уверенным, что и среди предстоящего благочестивого собрания не найдётся ни одного человека, сколько-нибудь верующего, который бы на себе самом не испытал благотворного действия неусыпаемых молитв Богоматери. Аще бо Ты, Богородице, не бы предстояла за ны молящи, кто бы нас избавил от толиких бед, кто же бы сохранил доныне свободны? И что было бы с нами, если бы хотя на одно мгновение прекратилось столь всемощное заступление за нас Царицы Небесной? Наша погибель была бы неизбежна.
Как же отрадно и утешительно должно быть для нас всепразднственное воспоминание о том, что в молитвах неусыпающую Богородицу самый гроб и умерщвление не удержали, но возвратили Её всегда живою о нас ходатаицею и молитвенницею!
Но избавление нас от временных и вечных бедствий не составляет единственного предмета неусыпных молитв преблагословенной Матери Господа и Бога нашего Иисуса Христа. Она ещё более и главнейшим образом предстательствует о даровании нам небесных благ и в сих-то предстательствах является непреложным упованием. Надежда блаженного бессмертия составляет крайний предел наших желаний. Без этой надежды вся наша временная жизнь не имела бы для нас, можно сказать, никакой цены. Без неё все претерпеваемые нами в жизни бедствия были бы для нас нестерпимым и ничем не вознаградимым истязанием. Без неё самые лучшие блага в жизни были бы для нас одним мимолётным призраком.
Сознавая это, все люди, просвещённые верою, во все времена одного только искали, к одному лишь стремились – чтобы, последовав узким и прискорбным путём за Божественным Искупителем, получить вечное спасение. И для всех таковых пренепорочная Матерь Господа нашего всегда были и есть всемощною предстательницею и непреложным упованием. Она-то была, как воспевает св. Церковь, для апостолов немолчными устами, для страстотерпцев – непобедимым дерзновением, для всех подвижников благочестия – светлым благодати познанием.
Посему-то всегда и везде в самые последние минуты жизни всякая душа христианская, уже напутствованная св. таинствами, последнее надёжное убежище находит себе под кровом Царицы Небесной, к чему и служит так называемый канон на исход души.
Представьте же себе, возлюбленные о Христе братия, в каком недоумении и прискорбии находились ученики Христовы, когда воспевали исходное пение святому успению самой Матери Божией, и как велика и неописанна была их радость, когда, нашедши гроб Её праздным, они удостоверились, что в молитвах неусыпающую Богородицу, и в предстательствах непреложное упование, гроб и умерщвление не удержаста! Оттого-то и для нас так радостен настоящий праздник.
Есть и ещё одна сторона в празднуемом событии, усугубляющая нашу радость. Преславное успение пресвятой Богородицы представляет духовному взору нашему самое основание, по которому преблагословенная Приснодева переселилась от земли на небо, от временной к вечно блаженной жизни: якоже бо Живота Матерь к животу престави, во утробу Вселивыйся приснодевственную. Но воплотившийся от приснодевственной утробы Господь Иисус Христос есть Начальник и нашей жизни и, яко Первенец из мёртвых (Откр. 1:5), живыми и мёртвыми обладающий, в преставлении к животу своей пречистой Матери представил нам образ и дал залог переселения в горний мир и всех земнородных Её чад по благодати. И с этой-то стороны настоящий праздник сугубо радостен для нас.
Впрочем, возлюбленные о Христе братия, чтобы радость сия пребыла для нас неотъемлемою не только в нынешний благознаменитый день, но и во все последующие дни нашей жизни и за пределами гроба в жизни будущего века, потщимся явить себя достойными чадами премилосердой Матери Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, соблюдая во всём Его святой закон и не изменяя Ему ни в чём, во своих же вольных и невольных прегрешениях у Него единого испрашивая милости и прощения, под руководством св. Церкви. Тогда-то поистине пресвятая Богородица молитвами своими избавит от смерти души наши и введёт нас в жизнь вечную. Аминь.
/Сказано в Исаакиевском соборе 15 августа 1871 года/
Сколько отрады и утешения, сколько величия и торжества христианской надежды заключает в себе эта священная песнь церковная, ублажающая всечестное успение Божией Матери! С умилением и радостию слышим, что пресвятая Богородица не усыпает в молитвах о нас к Богу.
Не усыпает, потому что день и ночь, каждый час и каждое мгновение пред Её Богоматерним всеобъемлющим и всепроницающим взором открывается бесчисленное множество людей, из которых одни окружены несметными полчищами невидимых врагов, ищущих погибели их, другие удручены скорбями и напастями, третьи страдают тяжкими недугами и жестокими болезнями, все же вообще обременены грехами многими без всякой возможности освободиться от всех этих бед собственными силами и даже весьма нередко лишены сознания и чувства, чтобы вопиять Богу о помощи и заступлении. Видит это преблагословенная Матерь всеблагого Бога и, объемля беспредельною любовию всех земнородных, близко принимает к своему Богоматернему сердцу всякую их беду, всякую слезу, всякий вздох и непрестанно подъемлет свои пречистые длани к престолу благодати на умоление своего Божественного Сына и Господа, да милостив будет неправдам людским и отвратит праведный гнев свой, на нас движимый, и избавит нас от всякого зла.
Можно быть вполне уверенным, что и среди предстоящего благочестивого собрания не найдётся ни одного человека, сколько-нибудь верующего, который бы на себе самом не испытал благотворного действия неусыпаемых молитв Богоматери. Аще бо Ты, Богородице, не бы предстояла за ны молящи, кто бы нас избавил от толиких бед, кто же бы сохранил доныне свободны? И что было бы с нами, если бы хотя на одно мгновение прекратилось столь всемощное заступление за нас Царицы Небесной? Наша погибель была бы неизбежна.
Как же отрадно и утешительно должно быть для нас всепразднственное воспоминание о том, что в молитвах неусыпающую Богородицу самый гроб и умерщвление не удержали, но возвратили Её всегда живою о нас ходатаицею и молитвенницею!
Но избавление нас от временных и вечных бедствий не составляет единственного предмета неусыпных молитв преблагословенной Матери Господа и Бога нашего Иисуса Христа. Она ещё более и главнейшим образом предстательствует о даровании нам небесных благ и в сих-то предстательствах является непреложным упованием. Надежда блаженного бессмертия составляет крайний предел наших желаний. Без этой надежды вся наша временная жизнь не имела бы для нас, можно сказать, никакой цены. Без неё все претерпеваемые нами в жизни бедствия были бы для нас нестерпимым и ничем не вознаградимым истязанием. Без неё самые лучшие блага в жизни были бы для нас одним мимолётным призраком.
Сознавая это, все люди, просвещённые верою, во все времена одного только искали, к одному лишь стремились – чтобы, последовав узким и прискорбным путём за Божественным Искупителем, получить вечное спасение. И для всех таковых пренепорочная Матерь Господа нашего всегда были и есть всемощною предстательницею и непреложным упованием. Она-то была, как воспевает св. Церковь, для апостолов немолчными устами, для страстотерпцев – непобедимым дерзновением, для всех подвижников благочестия – светлым благодати познанием.
Посему-то всегда и везде в самые последние минуты жизни всякая душа христианская, уже напутствованная св. таинствами, последнее надёжное убежище находит себе под кровом Царицы Небесной, к чему и служит так называемый канон на исход души.
Представьте же себе, возлюбленные о Христе братия, в каком недоумении и прискорбии находились ученики Христовы, когда воспевали исходное пение святому успению самой Матери Божией, и как велика и неописанна была их радость, когда, нашедши гроб Её праздным, они удостоверились, что в молитвах неусыпающую Богородицу, и в предстательствах непреложное упование, гроб и умерщвление не удержаста! Оттого-то и для нас так радостен настоящий праздник.
Есть и ещё одна сторона в празднуемом событии, усугубляющая нашу радость. Преславное успение пресвятой Богородицы представляет духовному взору нашему самое основание, по которому преблагословенная Приснодева переселилась от земли на небо, от временной к вечно блаженной жизни: якоже бо Живота Матерь к животу престави, во утробу Вселивыйся приснодевственную. Но воплотившийся от приснодевственной утробы Господь Иисус Христос есть Начальник и нашей жизни и, яко Первенец из мёртвых (Откр. 1:5), живыми и мёртвыми обладающий, в преставлении к животу своей пречистой Матери представил нам образ и дал залог переселения в горний мир и всех земнородных Её чад по благодати. И с этой-то стороны настоящий праздник сугубо радостен для нас.
Впрочем, возлюбленные о Христе братия, чтобы радость сия пребыла для нас неотъемлемою не только в нынешний благознаменитый день, но и во все последующие дни нашей жизни и за пределами гроба в жизни будущего века, потщимся явить себя достойными чадами премилосердой Матери Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, соблюдая во всём Его святой закон и не изменяя Ему ни в чём, во своих же вольных и невольных прегрешениях у Него единого испрашивая милости и прощения, под руководством св. Церкви. Тогда-то поистине пресвятая Богородица молитвами своими избавит от смерти души наши и введёт нас в жизнь вечную. Аминь.
/Сказано в Исаакиевском соборе 15 августа 1871 года/