Избранный от чрева матери быть сосудом Божией благодати, отец Зиновий не мыслил свою жизнь без Церкви. Он был аскетом в миру. Молитвенное правило владыка большей частью совершал ночью, а день его с утра до вечера принадлежал храму и людям. Келейник владыки вспоминает:
«Владыка всегда молился ночью. Встанет часа в два-три и молится до утра. Бывало, проснешься, скажешь: "Владыка, пожалейте себя, ложитесь"». А он ответит: «Иди спи, у меня своё дело» [1].
Ежедневно он присутствовал на всех службах, а на Литургии вынимал множество частиц за живых и усопших, за тех, кого он знал и о ком просили помолиться. Если в своей личной жизни владыка отличался простотой и невзыскательностью, то церковные службы он проводил с особым торжеством и благолепием. Редко можно встретить человека, жизнь которого была бы так неразрывно связана с храмом, как жизнь митрополита Зиновия. Храм — дом Божий, в нём всё Божие, всё святое, всё имеет глубокий духовный смысл. Владыка Зиновий с ревностной ненасытностью жил и дышал постоянной атмосферой церковных песнопений, молитвенных воззваний, сделавшихся стихией его души. Он очень заботился о храме, постоянно поддерживал его в чистоте и порядке. В церковной ограде насадил много деревьев.
Вокруг церкви он собрал монашествующих, которые исполняли клиросное и другие послушания. Многие глинские монахи после вторичного закрытия пустыни нашли себе приют у владыки Зиновия. «Он как бы заменил собой игумена для глинской братии. Одни держались около владыки в Тбилиси при Александро-Невской церкви, другие ушли в горные скиты, третьи подвизались на приходах, и всем он помогал духовно и материально, заботился о них, как отец о детях» [1]. Где бы ни находились глинские монахи, они всегда знали, что у владыки Зиновия они найдут помощь и поддержку. Некоторые из них остались в Грузии на всю жизнь.
Подвиг непрестанного внимания к себе и смирение много способствовали старцу в приобретении умной молитвы и созерцании Бога. Главным молитвенным деланием владыки была внутренняя Иисусова молитва, в которой он достиг совершенства. Она не прерывалась у него даже во время бесед.
Опытный делатель молитвы, владыка Зиновий, давал подробные указания как проходить этот подвиг людям самых различных положений и в разных обстоятельствах. Старец учил, что стяжание истинной молитвы в своём сердце требует от христианина большого труда и настойчивости. Он не должен ждать расположения к молитве, но всегда понуждать себя к ней. Перед тем как приступить к молитвенному правилу, христианину нужно подготовить себя к нему: удалить все посторонние мысли, успокоить чувства и вспомнить о Том, к Кому он обращается с молитвой.
Сама духовная сущность молитвы — возношение ума и сердца человека к Богу — представляет возможность для постоянного упражнения в ней, так как молиться можно всегда и везде: в пути, в часы работы и отдыха, во время бесед и принятия пищи, в уединении и при многолюдстве, стоя, сидя, лежа. Чтобы приобрести постоянную молитвенную настроенность, владыка Зиновий советовал как можно чаще повторять в уме краткие молитвы «Господи, помилуй», «Господи, помоги», «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Но при этом не надеяться на свои усилия, а у Господа просить ниспослать дар молитвы. Всему этому его учил духовник-старец монах Герасим, который и сам просил Господа о правильном молитвенном устроении своих духовных чад, одним из которых и являлся будущий святитель.
Владыка Зиновий совершал богослужения с таким благоговением, что схиархимандрит Андроник говорил: «Сколько мне радости, что Господь сподобил меня молиться в церкви со Святителем нашим». Неразрывно духовно связанный с братией Глинской пустыни, владыка Зиновий писал, что «всегда молится и призывает благословение на всех Глинских», и сам просил их молитв.
Молитва старца была очень сильной. У одного священника было большое искушение. Когда он становился на молитву, ему являлась страшная голова, которая наводила на него ужас. Дошло до того, что он стал бояться оставаться один. Ему посоветовали обратиться к митрополиту Зиновию. Владыка, выслушав священника, сказал, чтобы он шёл спокойно домой. Старец пообещал, что в этот же вечер начнет за него молиться. С тех пор ничего подобного со священником не повторялось.
Ежедневно во время богослужения владыка был в церкви. А если он сильно болел, то предавался молитве в своей келии. «Были случаи, когда у него с вечера была температура 40 градусов, а утром он стоял уже в церкви за Литургией и даже выходил на молебен. Это было до последних лет его жизни, когда он уже разменял девятый десяток своей жизни. Он проводил свои дни в посте и молитве» [2].
Владыка Зиновий (Мажуга) в алтаре Александро-Невского храма |
Наставления преподобного о молитве
Молитва была его дыханием и связывала его с Источником жизни. Именно молитва была той реальной и действенной помощью, которую он мог оказывать людям, привлекая к ним милость самого Господа. Святитель Димитрий Ростовский так сказал о силе молитвы: «Молитва не только побеждает законы природы, не только является непреоборимым щитом против видимых и невидимых врагов, но удерживает даже и руку Самого всесильного Бога, поднятую для поражения грешников».
Владыка Зиновий хорошо знал, что верный пастырь Христов должен не только молиться и заботиться о духовном возрастании паствы, но и учить её молиться. На вопрос одного из духовных чад о том, какие молитвы к Божией Матери он рекомендует, святитель ответил, что молитва «Богородице Дево, радуйся...» заключает и всеобъемлет в себе всё. «Вот, вдумайтесь, — он произнес ещё раз эту молитву медленно, делая остановки для обдумывания, — "Богородице Дево, радуйся... Благодатная Марие, Господь с Тобою... благословенна Ты в женах... и благословен плод чрева Твоего... яко Спаса родила... еси душ наших"» [3].
Владыка очень любил Пресвятую Богородицу и часто обращался к Ней с усердной молитвой. «На вопрос одного иеромонаха о том, что надо делать, чтобы остаться верным Христу и перенести все испытания, если вновь начнутся кровавые гонения на Церковь, митрополит ответил: "Молись Божией Матери и как можно чаще читай «Богородице Дево, радуйся». Кто читает эту молитву, того хранит Пресвятая Богородица. Я был в ссылке с одним епископом. От него требовали, чтобы он подписал бумагу о том, что он участвовал в заговоре против властей; там было указано еще несколько лиц. Его пытали во время допросов, но он выдержал пытки и не предал своих собратьев. Этот епископ рассказал мне, что он непрестанно читал молитву «Богородице Дево, радуйся», а по ночам — канон Одигитрии, который знал наизусть. Он говорил, что чувствовал боль, но как бы приглушенно, а затем терял сознание. Наконец, не добившись ничего, его оставили в покое"» [4].
Однажды святитель сказал молодому монаху: «Бойся горячо молиться о тех, к кому ты питаешь плотское пристрастие; такая молитва неугодна Богу: в ней содержится тайный блуд. Вверь этого человека Промыслу Божию, а сам забудь о нём. Если исполнишь это, то за твою решимость Господь не оставит его Своей милостью и примет твоё забвение как молитву» [4].
Об Иисусовой молитве
Когда владыку спросили о том, как творить Иисусову молитву, святитель ответил, что «не следует стремиться к каким-либо высоким степеням и к особой концентрации мысли, а нужно в простоте сердца говорить молитву живому Богу, Который близок к нам, как наша душа. Он советовал пользоваться минутами одиночества и отгонять помыслы во время Иисусовой молитвы. Такое делание владыка считал выше чтения книг. Он повторял, что Иисусова молитва прививается к смиренному сердцу. Своим близким владыка Зиновий рассказывал, что Иисусову молитву он приобрёл в молодости, когда жил в пустыни, а в миру старается сохранить её» [4].
Однажды владыка ответил монаху, спросившему его, как спастись: «Когда ты находишься один в своей келии, твори Иисусову молитву и отгоняй все помыслы, не только худые, но и добрые. Безмолвие монаха — это свобода от помыслов. Если будешь поступать так, то увидишь Промысл Божий в своей жизни» [5].
Благословляя своим духовным чадам читать Иисусову молитву, дополнительно к ней старец Зиновий советовал выполнять правило ко Пресвятой Богородице: кроме молитвы «Пресвятая Богородице, спаси нас», еще и «Богородице Дево, радуйся» [1].
Из книги Зиновия Чеснокова «Старец и Митрополит. О жизни святителя Зиновия (Мажуга), в схиме Серафима»
[1] Чесноков Александр, протоиерей. Великий старец-святитель митрополит Тетрицкаройский Зиновий / Православный голос Кубани. — 1995, № 7 (55).
[2] Чесноков Александр. Старец-святитель Зиновий / Чесноков Александр, священник. Глинская пустынь и пастырское служение её иноков: Диссертация кандидата богословия. Приложение: Т. 2. — Загорск, 1990.
[3] Чесноков Александр, священник. Глинская Рождество-Богородицкая пустынь и её знаменитые старцы XX столетия. — Загорск, 1991.
[4] Рафаил (Карелин), архимандрит. На пути из времени в вечность. Воспоминания. — Саратов, 2008.
[5] Рафаил (Карелин), архимандрит. Тайна спасения: Беседы о духовной жизни из воспоминаний. — М., 2002.