26 мая 2021

«Такова душа истинно христианская!..»

Из Слова, сказанного епископом Виталием (Гречулевичем; †1885) в церкви С.-Петербургской духовной академии 26 сентября 1846 г.


...В чем самое первое отличие христианина истинно богомудрого? 

В том именно, что у него познание о Боге, или лучше сам триединый Бог составляет предмет постоянного и непрерывнаго его размышления.

Святые истины христианского учения, или, по выражению божественного Павла, слово Христово не остается для него чем-то внешним, но вселяется в него богатно (Кол. 3:16), обитает в нем, живет и действует, так, что если, кроме того, дается место в душе его и другим мыслям, чувствам и желаниям, то как гостям только и пришлецам, на время, по нужде. А постоянный обитатель и господин в душе мудрого христианина – это высокий помысл о Боге! „О Боге должно чаще вспоминать, – сказал св. Григорий Богослов [в первом слове о Богословии], – нежели дышать, и если можно, этим только и заниматьсяˮ. Так всегда и действует истинно боголюбивая душа христианская!

Обращается ли богомысленный человек к слову Божию, в котором он поучается день и ночь? Здесь, можно сказать, каждая иота, раскрывает ему высокие истины богопознания. и внушает глубокие мысли о Боге.

Устремляет ли он свой умственный взор, просветленный божественным Откровением, на видимую природу? Здесь, не только небеса с их величественными светилами, и земля с ее дивными произведениями, поведают ему славу Божию (Пс. 18:2); не только великие явления природы, то грозные и поразительные, то благотворные и восхитительные, вещают ему о всемогущем, премудром и всеблагом Владыке твари: но и самые, по-видимому, ничтожные вещи, самые малоприметные явления возбуждают в нем мысли о Творце и Промыслителе!

Обращает ли свое внимание богомудренный христианин на себя самого? – Здесь не только в важнейших событиях собственной жизни усматривает он дивную, промыслительную руку Отца небесного, но и всякий ежедневный, самый незначительный случай рождает в его душе представление о Боге. Нередко, первый попавшийся ему на встречу предмет, и даже самое простое слово, произнесенное кем-нибудь случайно, говорят ему о Боге и о судьбах правды Его, а тем самым увеличивают его духовное, собираемое от мира, сокровище, которое у него и всегда и везде есть Бог и Господь. (Таково „Сокровище» святителя Тихона Задонского)!

Что же такое мысль истинно благочестивого христианина? Это чистый луч солнца, который каких бы ни касался предметов, не сливается с ними, но, непрестанно отражаясь, как бы возвращается к тому светилу, из которого истекает, как из своего первого начала. Это чистое, непрерывно пылающее пламя, которое, чем бы ни было питаемо, всегда стремится горе́. Это благовонное кадило, которое, будучи воскурено, неудержимо стремится к небу, и, как святая жертва, непрестанно возносится, в благоухании, к Престолу Всевышнего. Такова мысль душ истинно богомудренных!

Явно, что она есть плод не одного только озарения ума светом божественной истины, но и согреяния сердца теплотой любви божественной. У людей истинно благочестивых, сколько чист, светел и возвышен ум, столько же свято и чисто сердце. Ибо сам Господь блаженство созерцать Бога обетовал только чистым по сердцу (Мф. 5:8). Только любяй – знает Бога, яко Бог любы есть (1Ин. 4:7,8), засвидетельствовал св. Иоанн Богослов. И свидетельство его верно; потому что и сам он, как воспевает ныне Церковь, токмо „полн сый любве, полн бысть и богословияˮ. [26 сент. на Господи воззвах, слава]

И если люди, душевно преданные богопознанию, непрестанно стремятся к Богу мыслью, то потому именно, что и сердце их обрело в Боге свое сокровище, по слову Господа: идеже сокровище ваше, ту будет и сердце ваше (Мф. 6:19). Или лучше, истинные христиане пребывают мыслью в Боге, потому что Бог пребывает в их сердце (1Ин. 4:17). „Всякая богомысленная душа, – говорит св. Ефрем Сирин [в слове на Пс. 104, 3], – есть храм Его, а сердце – священный жертвенник; здесь Ему приносятся жертвы, здесь Дух Св. присутствует и, как священник, совершает святое служение!ˮ Такова душа истинно христианская!

*   *   *
<...> Но тем более открывается достоинство истинно богомысленного и преуспевающего в богопознании христианина – в его жизни! Чей ум и сердце преисполнены мыслью о Боге и живым чувством вездеприсутствия и благодатного действия Его на нас, того и воля не может не пребывать в Боге. Все его существо, весь живот его сокровен в Боге. Такой человек, можно сказать, только телом еще остается на земле, а душа его на небе, – предстоит престолу Божию.

Оттого вся жизнь озаренного светом истинного богоразумия человека есть, именно, непрестанное служение Богу. Он, по выражению св. Писания, ходит пред Богом постоянно, и не сделает ни одного шага без полной уверенности, что поступает совершенно по воле Божией.

Как у людей небогомысленных даже духовные дела оскверняются плотскими, нечистыми побуждениями, так у человека истинно богомудрого самые телесные действия возвышаются до высоты и святости дел духовных, по слову Писания: аще убо ясте, аще ли пиете, аще ли ино что творите, вся во славу Божию творите (1Кор. 10:31).

Такая тщательность к богоугождению есть самый естественный плод богомысленного ума и боголюбивого сердца. Живая мысль о Боге и Его вездеприсутствии – есть прекрасный цвет, из которого не может не произрасти спасительный плод благих дел. У всякого истинного христианина каждая мысль о Боге, каждое чувство, посвященное Богу, возбуждаясь при одном даже воззрении на тот или другой предмет, обращается для него в правило жизни, в закон деятельности.

И не потому ли о святых мужах, всегда пребывавших в богомыслии, или изучавших священнейшую науку богопознания не одним лишь обыкновенным изучением умственным, а своей собственной жизнью, говорится, что они поучались в законе Господнем непрестанно?

Так некогда один из богомысленных, хотя и „некнижных“ людей, св. Памва – сознавался, что он девятнадцать лет изучал один только стих божественного Писания: рех, сохраню пути моя, еже не согрешати ми языком моим (Пс. 88:2), – потому именно, что старался осуществить этот опыт истинного богопознания в своей собственной жизни, чтоб быть сведущим в истинах богопознания не на одних только словах, но и на самом деле.

Вот к чему клонятся все умственные подвиги верных слуг Божьих! К тому, именно, чтобы изучить весь круг богопознания самым делом, – осуществить Его в собственной жизни! Они горят желанием всю жизнь свою, и все существо свое посвятить всецело Богу, к которому непрестанно стремится весь ум, в котором непрерывно живет их сердце.

И – благ Господь всем призывающим Его во истине! – сии благословенные рабы Господни достигают, наконец, до столь высокой степени преуспеяния в деятельном богопознании и богопочтении, что одни только узы смертной плоти отделяют их от преискреннейшего единения с Богом триипостасным! Тогда-то у истинно богопросвещенного христианина раздается самое пламенное желание – разрешиться от этих уз, чтобы вечно быть с Богом в теснейшем союзе (Флп. 1:23)!

Это желание есть, можно сказать, не что иное, как тайное чувство (тайное, потому что человек богомудрый не замечает своих совершенств), чувство того, что он уже созрел для высшего небесного училища боговедения и боговидения, – что после того, как он еще здесь временно удостоивался быть собеседником Ангелов, уже может быть и постоянным их соучеником в богопознании, как присный небожитель.

И вот, когда по воле Божией, узы плоти расторгаются, богомысленная душа воспаряет горе, и предвкушает блаженство вечного единения с Тем, Кого жаждала, к Кому стремилась, о Ком беседой услаждалась (Пс. 118:103), для Кого жила и действовала во все время земного странствования!

Таково назначение истинного христианина, усердно упражняющегося и постепенно преуспевающего в богопознании! Таковы черты его!..


/На день св. апост. и еванг. Иоанна Богослова/