08 марта 2019

«Ад там, где нет молитвы...»

Преосвященнейший Иеремия (Соловьев; +1884), епископ Нижегородский и Арзамаский. Поучения о молитве

Преосвященнейший Иеремия (Соловьев; +1884), епископ Нижегородский и Арзамаский. Поучения о молитве
О молитве-благодарении.  О молитве ко Пресвятой Богородице. — Поучение о молитве на притчу о мытаре и фарисее и о блудном сыне. — Великопостные беседы о молитве. — Из келейных записок: на слова молитв. — Разные мысли о молитве. — «Авва Отче!.. – взывал и молился Иисус» — «Боже, незримый, сокровенный!..» 

1. О молитве-благодарении

Благодарить Господа Бога есть священнейший наш долг никогда непрестаемый. Как благодеяния и дары Божии изливаются на нас током непрерывным в каждое мгновение ока: сие солнце всегда нам подает жизнь и теплоту; воздух чрез вдыхание его непрерывно питает и оживляет нас; ежедневно от щедрот Божиих приемлем пищу, питие и одеяние; короче – как нет времени, в которое бы Бог Творец и Промыслитель наш ее благодетельствовал нам, так нет, и не может быть времени, в которое мы не обязаны возносить к Нему нашей посильной благодарности.

Но есть времена, есть дни, часы, в которые благодарить Господа Бога возлагается на нас особая обязанность. Какие то часы? Это часы утренние, в которые воставше от одра и сна, должны мы чрез внимательное и благоговейное чтение утренних молитв, Св. Церковью положенных, принести Господу Богу благодарение за то, что блюдомые Ангелом Хранителем имели сон здравый, укрепляющий, безблазненный и чрез него обновились на труд и делание нового дня. Это часы вечерние, в которые молитвами на сон грядущим надлежит возблагодарить Бога, за дарование благополучного дня – сими, напр. словами: что Ти принесу или что Ти воздам Великодаровитый Бессмертный Царю, яко ленящася мене на Твое угождение, и ничто же благо сотворша, привел еси на конец мимошедшаго дне сего, обращение и спасение души моей строя? Еще в каждый день нарочитыми часами особенной Господу Богу признательности должны быть те часы, в которые мы, для поддержания жизненных сил своих, приобщаемся даров Божиих, вкушая пищу и питие, и по вкушении молясь так: благодарю Тя, Христе Боже, яко насытил мя земных Твоих благ.

После часов, какие дни особенно и преимущественно надлежит нам Христианам посвящать на излияние и возношение Господу Богу благодарственных наших чувствований?

Это, во-первых, в частной и семейной нашей жизни те дни, в которые мы из утробы матерней вышли на сей свет Божий; в которые отцу и матери Бог даровал сына или дщерь; в которые милосердою рукою Божией избавлены от опасности, угрожавшей дому, семейству, имуществу или чести нашей. Во-вторых, это суть дни, в которые мы яко Христиане и чада Божией Церкви празднственно воспоминаем то или другое дело в домостроительстве Божием для восстановления и спасения рода человеческого; таковы дни настоящие, в кои благодарно и благоговейно праздновали мы (аще и не все так) воплощение Бога Слова, Сына Божия от Пресвятой Девы Марии. Наконец, нарочитыми днями благодарения Господу Богу должны быть последние и окончательные дни года. Если грешно и стыдно вечерний, последний час дня пропустить без молитвы и благодарности Богу, то не грешнее ли, не стыднее ли, когда бы мы или кто-либо из нас не посвятили последних дней сего оканчивающегося года на размышление о благодеяниях Божиих, незаслуженно принятых нами от Всещедрой руки Его в течение всего года и на принесение Господу Богу благодарности за дары и милости Его. И так благополучно оканчивая год сей, благодарим Господа.

2. О молитве ко Пресвятой Богородице

Все упование мое на Тя возлагаю, Мати Божия, сохрани под кровом Твоим...

Так молиться и взывать ко Пресвятой, Преблагословенной Богородице Приснодеве Марии в молитвах, положенных на сон грядущим, наставляет нас Матерь наша – Святая Православная Церковь. Все упование мое на Тя возлагаю, Мати Божия, сохрани мя под кровом Твоим. Так каждый из вас порознь, благочестивые Христиане, и так все Богобоязненные отцы и матери семейств совокупно со своими чадами и со своими домочадцами, пришедши на запад солнца и отходя ко сну, молятся и возглашают едиными усты и единым – семейным – сердцем: все упование мое на Тя возлагаю, Мати Божия. Говорю: совокупно со своими чадами и единым семейным сердцем. Ибо, возлюбл., глаголал аз вам некогда, с сего же священного места, здесь же – в утробе земли – глубже того, куда некогда каждого из нас опустят и положат во гробе, глаголал аз вам и паки глаголю сие: вкупе – семейно – наслаждаетесь вы дарами Божиими, вкупе отец, мать и чада, за обеденным и за вечерним столом, вкушаете хлеб-соль и питие. Хорошо ли, разумно ли поступит благочестивое семейство, если не вкупе предстанет пред лицом Отца Небесного для домашней, вечерней или утренней, молитвы? Аще и Сын бяше, обаче навыче от сих, яже пострада, послушанию, и совершився, т.е. в добром согласии, в мире, во взаимном снисхождении! Сколь прекраснее и Богоприятнее отцу, матери, чадам и всему дому представлять из себя малую, но Соборную Церковь и совокупно возносить моления и молитвы и благодарения Пресвятой Троице, Отцу и Сыну и Св. Духу, и Пресвятой Богородице, и Ангелу Хранителю! Общая семейная молитва есть начало и источник семейного благополучия.

Все упование мое на Тя возлагаю, Мати Божия. Некто из ветхозаветных Богомудрых мужей рек: воззрите на древния роды и видите, кто верова Господеви, и постыдеся! (Сир. 2:10). Не усомнимся тоже изрещи и о Матери Господа нашего Иисуса Христа, Преблагословенней Богородице Приснодеве Марии. Воззрите на древние роды и видите, кто верова Ей и возлагал на Нее все упование свое, и постыдеся? Верова некогда Царице Небесной и возлагал на Нее все упование свое царствующий град Св. Равноапостольного Константина, и не посрамился. Скифский некий зверообразный воевода, зверообразно нападший на него, со всем тьмочисленным воинством своим, погряз, подобно Фараону, в море Черном. Святейшим памятником сего события имеем мы умилительнейшую песнь ко Пресвятей Богородице: взбранной Воеводе победительная, яко избавшеся от злых, благодарственная восписуем Ти, раби Твои, Богородице. Многажды в бедах своих обращался ко Пречистей и Царствующий град России – Москва; многажды на Нее возлагал все упование свое, и постыделся ли? Нет; но постыждены и посрамлены враги наши – предводители воев Татарских и Ляхских, а в последние годы Гальских и иных многих. И настоящее торжество наше что иное есть, как не благодарственное воспоминание чудесного спасения Москвы от Ляхского нашествия заступлением Пресвятыя Богородицы, по предречению, а купно и ходатайству Преподобного Отца нашего Сергия Радонежского Чудотворца. Веровал Матери Господней и наш Богоспасаемый град; в годину страшного для России искушения возуповал и все упование свое возложил на Преблагословенную и Нижний Новгород. И что же? Постыдился ли? Нет, а прославился, даровав Москве и всей России утеху и спасение. Свидетель сему великому, славному и дивному делу зде почивающий приснопоминаемый согражданин наш Козьма Минин. Ты, о верный рабе Божий и Царский, Косьмо, ты не глаголешь с нами ныне обычным нашим человеческим словом, обычными нашими, телесными сими устами. Но делом твоим, твоею благословенною доблестью ты ясно поведаешь нам, что никто же притекаяй к Богородице посрамлен бысть; и никто же призываяй Ее не услышан изыде. И может ли быть иначе? Она есть Благого Царя Благая Матерь: и так не восхищет ли сотворить нам все, что нам во благо и во спасение? Она есть Всемогущего Царя всеблагомощная Матерь: и так не возможет ли исполнить и совершить все, чего просим и молим от Нее для блага общественного и собственного? Вся стихии, небо и земля, воздух и море повинуются Ей; и вси противнии дуси страхом обдержими трепещут имени Ея Святаго. Она есть премудрая Матерь Света, Матерь Источника и Подателя премудрости – Христа: и так будет ли иметь недостаток или недоразумение в верных средствах к помощи и спасению нашему?

Да возлагаем убо, со дерзновением, твердо и благонадежно да возлагаем все упование наше на Преблагословенную Деву Матерь Господа! Да взываем к Ней утро и вечер все – родители и дети, Пастыри и пасомые, мужи и жены, юноши и девы, все купно и порознь да взываем к Царице Небесной: все упование мое на Тя возлагаю Мати Божия. Все и всякое упование, все надежды наши, а не ту или другую. Искушение всякому человеку житие на сей земле, говорит Праведный Иов, т.е. сия временная жизнь наша исполнена бед и нужд. Беды во градех; беды в пустыне; беды от врагов; беды от лжебратий; беды от чужих и беды от присных. А сколько нужд! Есть у нас нужды телесные, есть душевные и духовные; есть потребности ума; есть потребности сердца; есть надобности общественные и есть частные. Во всех сих бедах, во всех нуждах и потребностях дерзай, христианская душа, притекать к Пренепорочной и взывать к Ней: все упование мое – всякую беду мою, всякое затруднение, всякую нужду, во всякий час жизни и в страшный час смерти на Тя возлагаю, Мати Божия, сохрани мя под кровом Твоим.

Но, возлюбленные! дабы все упование наше на Пресвятую Богородицу не посрамило нас в чем-либо, осмотримся нет ли в нас самих и окрест нас того, на что, как Она Сама, так и Божественный Сын Ея Господь наш и Спаситель не могут взирать оком благоволения? Ах есть, есть – и не мало! Есть нецыи между нами, у которых на все достает времени; но не находят они времени для того, чтобы присутствовать при Богослужении том, которое и по уставу Церкви и в установленный час совершается. Есть нецыи, коих великолепные домы преисполнены сокровищ и блестят златом; но в них не обрящете ни Св. Евангелия, ни молитвенной книжицы. Есть нецыи, кои живут так, как бы жить им здесь вечно – не исходно, как бы не было у них духа бессмертного: так мало у них помысла и заботы о вечности и о душе. К утешению Св. Церкви и к общему назиданию есть довольно и таких, кои во всякое время с радостью текут в храмы Божии, кои священные дни проводят свято, воздерживаясь от непорядочных и несвоевременных занятий и дел. Но есть нецыи, кои, по-видимому, стоят за Праздники Господни, ревнуют об умножении и удержании их; но они, ревнуя нередко о произвольных, пренебрегают и сквернят Праздники Богоучрежденные, великие. Правда ли сие? Правда. Какой праздник святее, больше праздника Пятидесятницы – праздника в честь Святой, Животворящей Троицы – Отца и Сына и Святого Духа? Однако же в нашем граде обрелися такие из сограждан наших ревнители и чтители сего великого праздника, кои, прежде нежели окончилась коленопреклоненная молитва, в сем первенствующем Соборном храме, о ниспослании Св. Духа, – открыли и деяли куплю и торговлю свою в виду сего храма и при самом, некоем другом, храме. Каким иным оком, как не оком неблаговоления и гнева зрели тогда на нас с Небес и Господь Бог, и Царица Небесная и Ангел хранитель града нашего? Имеяй уши слышати да слышит! Мал квас все смешение квасит. Но, возлюбленные, не срамляя вас глаголю и воспоминаю сие, но яко отец чада возлюбленные и яко пастырь словесные овцы наказую, усердно тщася и желая, да притекаем мы все к Богородице не всуе, а спасительно; не в прогневание, а Богоприятно; не беспечно и легкомысленно, а с глубоким чувством смирения, с сокрушенным сознанием своей греховности; не просто, а с твердою решимостью исправить свое житие, в покаянии взывая и моляся: Владычице! помози, на ны милосердовавши, потщися – погибаем от множества согрешений. Аминь.

3. Поучение о молитве на притчу о мытаре и фарисее и о блудном сыне

Всякая христианская душа, по собственному опыту, ведает, сколь важное и необходимое нам дело есть молитва. Молитва, по словам Св. Отцов, Ангелов и самого Бога на помощь нам призывает; молитва демонов прогоняет; молитва есть матерь святыни и всякой добродетели; молитва заглаждает грехи; и нет столь важного, столь великого преступления, которого бы молитва, соединясь с милостынею, не могла покрыть и изгладить; веру нашу утверждает в сердце; надежду просветляет; любовь к Богу и ближним согревает и плодоносною творит. Как птице без крыльев невозможно парить по воздуху, так душе без молитвы невозможно преуспевать в добрых делах и приближаться к Господу Богу. Толь важное и великое для нас дело есть молитва!

И вот почему, возлюбленные, Господь наш и Бог Иисус Христос, как в минувшую неделю, так и в настоящую учил и учит нас, чрез сие Святое и Божественное Евангелие, молитве.

Как же в минувшую неделю учил нас Господь молитве? Читалось тогда, как памятуете, сие Евангелие (Лк. 18:10–14): «человека два внидоста в церковь помолитися: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей же став, сице в себе моляшеся: Боже, хвалу тебе воздаю, яко несмь, якоже прочие человецы, хищницы, неправидницы, прелюбодеи. Мытарь же издалеча стоя, не хотяше ни очию возвести на небо, но бияше перси своя, глаголя: Боже, милостив буди мне, грешному». Чрез кого же и чьим примером из сих двух Господь желает нас научить истинной и Богоугодной молитве? Чрез того ли, который надменно вошел в церковь и надменно стал впереди всех, презорливо обзирая семо и овамо? Или чрез того, который едва дерзнул переступить священный праг и смиренно занял место позади всех, и очи свои не смел возвести? Той ли молитве поучало нас сие Святое Евангелие в минувшую неделю, которою молился фарисей добродетельный, но горделивый? Или той, которою взывал к Богу мытарь грешный, но смиренный и самоуничиженный? Сию ли молитву: Боже, хвалу тебе воздаю, яко несмь, якоже прочии человецы? Или сию: Боже, милостив буди мне грешному, предложил нам Господ в образец для употребления? Сию, именно сию последнюю. Ибо сия оправдала, утешила, превознесла смиренного мытаря; а та послужила к осуждению и уничижению надменного фарисея. Глаголю вам, рек Господь, яко сниде сей оправдан в дом свой паче онаго. Яко всяк возносяйся смирится; смиряяй же себе вознесется.

Вот видите теперь наставление и урок о молитве, преподанные в минувшую неделю! Как учит молитве Святое Евангелие, ныне чтенное? Чтобы яснее увидать сие, припомним содержание его (Лк. 15:11–32). У некоторого человека было два сына; младшему из них не понравилось быть в зависимости от родительской воли, гибельное своеволие он более полюбил, нежели спасительное послушание; и потому выпросивши у доброго отца свою часть, он отделился и удалился. В своеволии слепом, он скоро все свое имение расточил, живя роскошно и распутно, и впал в убожество. И как бедность и нужда суть лучшие учители человека, то несчастный и легкомысленный юноша почувствовал свое положение, пришел в себя, и решился в покаянном и сокрушенном духе возвратиться в дом отца своего и у прогневанного родителя просить милости и прощения; решился, и востав иде к отцу своему.

Что же он, пришедши, изрек? Как просил он? Как умолял отца своего простить ему его легкомыслие, его своеволие и беспутство? Отче, рече ему сын, отче, согреших на небо и пред тобою и несмь достоит нарещися сын твой. И вот, возл., образец молитвы, в нынешнем Евангелии преподанный нам грешным! Под человеком неким, у которого два сына, разумеется, сам Господь Бог; старшего сына представляют Ангелы добрые, выну пребывающие пред лицом Божиим; а юнейшего означаем мы грешные люди, грехами нашими и страстьми далеко уклоняющиеся от Бога. Итак, его Молитва: отче, согреших на небо и пред тобою, должна быть молитвою всех нас и каждого. Как от мытаря надлежит нам изучить молитву: Боже, милостив буди мне грешнику, так от сына блудного должно нам принять сию: отче, согреших на небо и перед тобою, и несмь достоин нарещися сын твой.

Господи Иисусе Христе! некогда Святые Твои ученики и Апостолы, возжелав вящшаго совершенства и успеха, в молитве воззвали к тебе: Господи, научи ны молитися.

И Ты научил их, и рек: сице молитеся: Отче наш, иже еси на небесех! Да святится имя Твое. Да приидет царствие твое. Да будет воля Твоя, яко на небеси, и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам Днесь. И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим. И не введи нас во искушение. Но избави нас от лукаваго! (Лк. 11:1–4).

По примеру святых Твоих учеников и мы грешные молимся и взываем к Тебе Днесь: Господи, научи нас благоумиленной мытаревой молитве: Боже, милостив буди мне грешному; и Богоприятной молитве блудного сына: отче, согреших на небо и пред тобою. И довлеет нам паче всех знаний навсегда, а паче для покаянного времени, к коему Св. Церковь матерне начала уготовлять нас. Аминь.

4. Великопостные беседы о молитве 

Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою... 

Никогда не произносится в Божественных храмах так часто и с таким сладкопением, с такою знаменительностью сие молитвенное, из Псалтири Давидовой, Слово: Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою (Пс. 140:2), как теперь во дни святые Четыредесятницы. Почему сие? Потому, что хотя мы всегда обязаны молиться по слову Божию: непрестанно молитеся (1Сол. 5:17); хотя молитва всегда для нас – для внутреннего нашего человека необходима, как воздух и его вдыхание – для внешнего. Но наипаче ныне во дни святые Четыредесятницы, во дни покаяния и очищения нашего молитва и моление составляют особенную нашу потребность и долг. Ибо где и у кого нет молитвы, там и у того нет поста; когда нет молитвы, нет покаяния; когда нет молитвы, нет говения и приготовления к достойному и спасительному приобщению Св. и Животворящих Таин Христовых.

Да исправится убо молитва наша, постящиеся бр., яко кадило. Да исправится молитва наша всегда нам благопотребная и должная, а наипаче во дни пощения.

Да исправится молитва наша! Ибо и в обыкновенном житейском нашем быту каково то дело, которое совершается неисправно, не вполне удовлетворительно и полезно. Так напр. ученик, если неисправно учится, неблагоуспешен; купец, если неисправно производит куплю, более теряет, нежели приобретает; художник, если неисправно употребляет кисть или иное орудие, токмо труд и время погубляет. И мы, о христиане, если молимся неисправною молитвою говорю уже сие для того, чтобы укрепить и возвысить молитву вашу, а не ослабить, ибо молиться лучше, как можем, нежели вовсе оставить молитву. Если, говорю, молимся мы неисправною и неудовлетворительною молитвою, то не приемлем от молитвы нашей всей духовной пользы и всего плода. Что же? Если посмотрим ныне на свои качества и дела беспристрастно, то не окажется ли, что у многих из нас такая молитва была и есть, которую много надобно исправлять, и об исправлении которой усердно должно воззвать к Богу – Единому совершителю и исправителю дел рук наших: да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою.

Вот в молитве Св. Ефрема сколько Четыредесятниц молим и просим Господа и Владыку живота нашего, чтобы он не дал нам и отнял у нас дух праздности, уныния, любоначалия, празднословия? Однако же, сколько часов, сколько дней, иногда даже Священных, проведено иными в бездействии или в деле худшем даже самого бездействия, и в празднословии. Вот многие из нас во многие седмерицы и десятицы Св. Четыредесятниц молились словами того же Св. Отца, да подастся нам дух целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви. Но прияли ли мы сии добродетели, и украшены ли ими наши души. Не все. Почему же? Скажите – от того, что испорченному естеству нашему не нравится сие Боголепное украшение, состоящее из цветов смирения, чистоты, терпения и любви христианской; и от того, что в мире сем так много искушений, так много приманок и случаев к свойствам и действиям, противоположным тем добродетелями, коих просим в молитве Св. Ефрема. Правда и сие. Но еще и от того мы доселе не имеем просимых добродетелей, что просим неисправно, молимся молитвою неисправленною; да исправится убо молитва наша!

Чем же можем исправить и благонадежной соделать молитву нашу?

1. Милостынею. Никакая приправа на трапезе нашей не делает пищи столько вкусною и приятною, сколько молитва от милостыни становится богоприятною. Почему и сказано премудрыми: огнь горящий угасить вода, и милостыня очистит грехи (Сир.3:30). Простри и простирай убо руку твою нищему, да совершится благословение Твое (Сир.7:35).

2. Молитва наша бывает, яко кадило благовонное, если мы, во время молитвы и еще пред самою молитвою удаляем от сердец наших воню всякого злопомнения, гнева и досадливости: вся, елика Аще молящеся просите, глаголет Христос, веруйте яко приимите. И егда стоите молящеся, отпущайте, Аще что имати на кого, да и Отец ваш, иже есть на Небесех, отпустит вам согрешения ваша. Аще же вы не отпущаете, ни Отец ваш иже есть на небесех, отпустит вам согрешений ваших (Мк. 11:25–26). И вот почему, воз., вступая в поприще Св. Четыредесятницы, и мы, яко человек грешный, испрашивали у всех вас, и вы друг другу прощайте в согрешениях ваших.

3. Дабы наша молитва была богоугодна и плодоносна, требуется, возл., чтобы она была не устною токмо и умною, но и творительною.

Что сие значит требование? То, чтобы мы не только просили того и другого у Господа, но и сами бы старались о приобретения того, чего просим. Напр., ежедневно мы устами священнослужителя в сем или ином храме просим у Господа дня свята, мирна, безгрешна. Молясь так, надобно всячески блюстися тех дел и случаев, кои могут нарушить мир и святость дня. Ежедневно молимся мы, да будет с нами Ангел хранитель, мирный наставник. Надобно же во всякое время тщательно остерегаться того, что неприятно нашему Ангелу хранителю и что заставляет его удаляться от нас. А он, Ангел и хранитель наш, не может терпеть нечистоты и грехов, точно также как пчела дыма. Ежедневно просим мы у Господа доброго ответа на страшном Судище Христовом. Надобно же самим нам избегать всего того, что может подвергнуть нас на оном страшном суде сраму и стыду – стыду пред лицом неба и земли.

Так, о Господи Боже наш, тако Твоею Благодатью, Твоею Силою, Твоим Премудрым и всемогущим действием да исправится молитва наша, яко кадило пред Тобою к Славе Твоей и ко спасению нашему. Аминь. 

Не уклони сердце мое в словеса лукавствия непщевати вины о гресех... 

Вот и сие молитвенное из псалтири Давидовой слово с таковым же сладкопением возглашается ныне, в таковых же умиляющих душу звуках слышится нами во дни сии – во дни Св. Четыредесятницы, как молитва об исправлении молитвы: да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою (Пс. 140:2). И сколько, наипаче теперь, прилично взывать к Господу Богу: да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, столько же прилично и должно с усугубленным усердием молиться во дни Св. Четыредесятницы сею молитвою: не уклони сердце мое в словеса лукавствия (Пс. 140:4).

Показав кратко в среду особенное отношение к настоящему времени песнопения: да исправится молитва моя, покажем, сколь прилично и сколь благопотребно нам взывать ныне: не уклони сердце мое... Чтобы почувствовать сие, вопросим для чего Св. Четыредесятница установлена Самим Богом, освящена примером Самого Богочеловека Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, четыредесять дней и нощей в пустыне постившегося; любезно прията и содержится Святою Православною Апостольскою Церковью, узаконена, действующа Самому Духу Святому, Св. Отцами, Пастырями и Учителями Св. Церкви искони доныне, до наших времен, видимо, впрочем, оскудевших любовью и уважением к посту? Для чего она учреждена и узаконена? Для того, чтобы бедный грешник вразумясь тем, что видит он и слышит во дни Св. Четыредесятницы, почувствовал опасность и бедственность своего положения, пришел в себя, по примеру оного безрассудного Евангельского сына; решился возвратиться в дом родительский, из коего уклонился он своеволием, и молить оскорбленного отца своего, взывая: Отче, согреших на небо и пред Тобою… Что есть по своей цели Св. Четыредесятница? Тот день спасения, в который Христос Господь изводит нового Своего Израиля от работы греху и диаволу, подобно как Моисей извел ветхого от работы Египетской.

То время благоприятное, в которое благодать Божия священнотайне коснувшись наших умов и сердец подвизает и склоняет нас совлечься оного ветхого человека, тлеющего в похотях прелестных и облечься в человека нового, обновляемого по образу Божию в правде и преподобии истины, свергнуть с себя ту одежду греха, нечистоты и виновности, в которую облекло нас беззаконное вкушение от запрещенного древа, по внушению змия обольстителя, и облечься в тот виссон оправдания и святости, в который облекает нас Господь Иисус Христос в Таинстве покаяния и Приобщения Св. и Животворящих Таин. Что есть Св. Четыредесятница? Священнейшее, спасительное Богоданное время, в которое в душе истинно молящегося и кающегося грешника невидимо, таинственно совершается некий спасительный поворот, или перелом какой? Поворот, подобный тому, какой бывает в поднебесной от одного времени года на другое; перелом тот самый, какой желается и ожидается врачом в телесных болезнях. Т.е. душа кающаяся, во время Св. поста, благодатью Всесвятого Духа обращается от тьмы к свету; из темной области сатанины в светоносное Царство Христа Спасителя; от греха к добродетели; от нечестия к делам благочестия; от гордости к смирению; от сластолюбия к воздержанию; от скупости и лихоимства к щедрости и милостыни; от нечистоты к чистому и целомудренному поведению. Одним словом, кающийся грешник во дни Св. Четыредесятницы Божиею благодатью прелагается, возвращается и преводится от жития бесстрашного, беззаконного к житию Богобоязненному, к житию по заповедям Божиим.

О милосердый Господи Боже! и ближним и дальним братиям и сестрам нашим даруй сию спасительную премену и обращение от пути порока на стези добродетели; сподоби нас возлюбити Тя, яко же возлюбихом иногда той самый грех; и поработати Тебе тощно, яко же поработахом прежде сатане льстивому!

Но не бывают ли и невидимыми те печальные опыты, что человек грешник раскается в своих согрешениях и потом паки возвращается к тем же грехам; свергает бремя работы греху и паки приемлет его; станет на путь спасения – на путь добродетели и воздержания и опять совращается с него; в таинстве покаяния и Св. Евхаристии очищается и освящается, и увы! паки и снова окаляет и оскверняет душу и тело? Так, бывало сие и бывает. И потому видим в сем Евангелии, что когда Христос Господь исцелил расслабленного и простил ему его согрешения, рекши: отпущаются тебе грехи твои, то признал необходимым предостеречь его от вящшей беды: се здрав eси, – рек ему – ктому не согрешай, да не горше ти что будет (Ин. 5:14). Когда простил и разрешил от осуждения одну виновную женщину, то также нашел надобным внушить ей: иди в мир; но более не согрешай (Лк. 7:48, 50).

Что же из сего видно? То из сих опытов и примеров ясно видно, что для кающихся грешников, во дни покаяния, да и всегда, нет приличнее и ближе молитвы, как сия, нами слышимая: не уклони сердце мое в словеса лукавствия непщевати вины о гресех. Если Господь Иисус Христос, освободитель и разрешитель от греха, преподавая разрешение, надобным почитал предохранять и остерегать от повторения грехов, то и приемлющим прощение и разрешение надлежит попещися и принять меры, чтобы снова не уклонится в греховную жизнь, принять меры и молиться.

Воззовем убо еще и еще, и да взываем елико можно чаще сию молитву; не уклони сердце мое в словеса лукавствия. Приступая к Таинству покаяния и принося сокрушенное и чистосердечное исповедание грехов, взывай, кающаяся душа, к Господу Богу так: се аз подобно оному блудному сыну далеко удалился от Тебя, Боже Создателю, грехами моими; но се паки гряду к Тебе, жалея и болезнуя о прежнем; паки возвращаюсь в дом Твой, в Отчии объятия Твои. Ведая немощь естества моего, не уклони сердце мое в те же словеса и дела лукавствия подобно тем израильтянам, коих взоры и сердца с пути в землю обетованную обращались в Египет. Преступих аз закон Твой, Боже! Первую скрижаль Его преступих, любя Тебя, о Творче мой, менее нежели некия твари; преступих, имя Твое Святое произнося без нужды, без благоговения, всуе, дни Твои, дни праздников восхищая у Тебя, чрез употребление их на забавы и дела житейские; преступих вторую скрижаль закона Твоего, иногда преогорчевая родителей и начальников; оскорбляя ближних моих; изменяя чистоте, правде и истине. Но се возжелах закона Твоего; се паки направляю стопы моя по словеси заповедей Твоих. Помоги мне убо в сем и не уклони слабого сердца моего на прежние пути беззакония.

Как член общества, как член семейства, семейные и общественные обязанности мои хранил я и исполнял не всегда верно, не всегда усердно, не всегда бескорыстно. Отныне, пред судилищем покаяния, пред Св. жертвенником Твоим, приемлю намерение и решимость быть верну своему долгу и обязанностям. Даждь мне положити твердое сему начало и не уклони сердце мое опять ослепиться страстью плотскою, или сребролюбия и лихоимания, или суесловия и гордыни.

Не уклони сердце мое в словеса лукавствия. Ибо если мы будем продолжением грехов наших уклоняться от Господа Бога далее и далее, что тогда с нами последует? Что будет с нашею душою, с нашим телом? Что будет тогда с нами здесь во времени, и там в вечности?

Все уклоняющиеся и удаляющиеся от Тебе, о Боже, все удаляющиеся от Тебе бесстрашием и беззаконною жизнью погибнут, глаголет Царь и Пророк Давид в псалтири своей! Не уклони убо сердце наше в словеса лукавствия непщевати вины о гресех. Аминь. 

Положи, Господи, хранение устом моим и дверь ограждения о устнах моих... (Словеса Царя Пророка Давида)

Один Богомудрый Пастырь и Учитель Церкви (Тихон) размышляя о языке человеческом, так описал и изобразил его: «Ничем так не грешит человек, как языком, когда его не управляет по надлежащему. Язык клянет человеки, созданныя по образу Божию; язык злословит отца и матерь; язык научает убийству; язык советует и сговаривается о содеянии нечистоты, татьбы; язык лжет, льстит, обманывает, язык празднословит, кощунствует, сквернословит; язык виноватых в суде оправдывает, а правых обвиняет; язык в купечестве худую вещь за добрую продает; язык дерзко касается власти, которая суду его (земному) не подлежит; язык терзает и святых мужей, кои незлобием своим никому не вредят; от языка не избыл Сам Господь наш и Спаситель, который греха не сотворил, ниже обретеся лесть в устех Его; язык отрыгает хулы на великое, Святое и страшное Имя Божие. Словом злой язык ничего не щадит, но на все извергает яд, крыющийса в злом и неисправленном сердце человека». Доселе бл. Тихон. О язык необузданный! Мал уд, но велико зло, скопище зла, неудержимо зло, исполн яда смертоносна (Иак.3:8). И вот почему, возлюбленные, ежедневно Святою Церковью, Матерью нашею, влагается в уста наша, а во дни Св. Четыредесятницы с особенным сладкопением возглашается сия молитва об удержании языка: Положи Господи хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих (Пс. 140:3).

Положи, Господи, хранение. Поелику язык есть зло неудержимо; и хотя две ограды имеет – зубы, т.е. и губы, говорит тот же Учитель Церкви, однако же, прорывается, когда сердце бывает, как сосуд некий, преисполненно чувствием: то тщание наше, как в прочих добродетелях, так и обуздании языка, недостаточно. Посему Царе-Пророк Давид молится и нас научает взывать и молиться ко Господу: Положи – сам положи, Господи, хранение устом моим. Сам затвори уста сии, как затворяют храмину, содержащую в себе какие-либо дорогие вещи. Сам заключи их, как заключают сокровищницу, или хранилище сокровищ. Сам огради и запечатлей устне наши, как обыкновенно заграждают и запечатлевают отверстие сосуда, вмещающего в себе драгоценное, или иное какое особенное вещество. Вот смысл моления: Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих!

Но что значит то, что Св. Царь Давид, сей великий учитель и покаяния и Богоугодного молчания сею молитвою просит заграждения устен, а другою, которую также часто слышим в Церкви, молится о том, чтоб Господь Боготверзал и отверз уста его: Господи, устне мои отверзеши? (Пс. 50:17). Как согласить сии два моления?

Господь Бог Создатель тела и души нашей всякой силе, всякой способности нашей и всякому члену и орудию назначил и определил известную цель и дело. Сии очи, толь премудро, яко два светила, утвержденные во главе, на высоте нашего тела, служат нам к тому, чтобы зрели мы на небе и на земле чудеса и дивные дела премудрости Божией, Его всемогущества и Благости, и друг друга. Уши дарованы нам Творцом нашим, чтобы слышали мы глаголы Божии и изрекаемые в Евангелии сем и в иных Божественных писаниях, и речи и собеседования наших ближних. Руки и ноги, чтобы служили нам в трудах благословенных и в хождении Богоугодном и душеполезном, например, в храм Божий, а не в дом веселия.

А язык человеческий, язык, отличающий нас от бессловесных, эта превосходная принадлежность существа разумного, он для чего нам дарован? И какое имеет назначение?

Благословлю Господа на всякое время, вещает Святый, и хвала Его выну во устех моих (Пс. 33:2). Вот первое священнейшее назначение и дело языка человеческого. Т.е. прославлять Господа Бога, восхвалять Творца, промыслителя и вседержителя, славословить Пресвятую, Единосущную Троицу – Отца и Сына Искупителя и Духа всеосвятителя – славословить и купно изрекать Ему нужды, желания и прошения сердца.

Молим вы, братие, – вещает Ап. Павел, – вразумляйте безчинныя, утешайте малодушныя, заступайте немощныя (1Сол. 5:14); друг друга назидайте, друг друга к доброму возбуждайте, а от злого удерживайте. Вот еще Богоугодное, святое, благотворное занятие языка человеческого, Духом Святым ему определенное.

Итак, совершенно ясно, когда уста наши должны быть затворены и заключены, и когда отверзаны? Слышишь ли, что некий брат изрыгает на святую веру хулу, сомнения, неверие и кощунство. Отверзи уста твои и смело загради уста, бесчинно и дерзко глаголющие. Поревает ли тебя самого дух маловерия, нетерпеливости, сомнения, поревает ли изрещи слово сомнящееся, или маловерное, или нетерпеливое? Положи тогда хранение устам твоим и пребуди безмолвен, каясь. Видишь ли брата и ближнего твоего осуждаемого, злословимого, унижаемого? Отверзи уста твои и благоразумно стань за честь твоего брата. Возбуждается ли в тебе мысль и готовность осудить кого-либо, разгласить худое о ком-либо? Положи хранение устом твоим, и постарайся узреть свои прегрешения и проступки. Дух лжи и лести понуждает ли тебя изрещи ложь, лесть и говорить лукаво? Положи хранение устам твоим, и отверзи их, чтобы яко пред лицом Божиим говорить правду и истину. Подстрекаешься ли от гнева и досады изречь слово гневное, обидное? Удержи тогда язык твой от глаголания и не буди скор. Надобно ли утешить скорбящего, подкрепить немощного, ободрить дух страждущего? Тогда не буди косен, и поспешай; ибо, по слову Премудрого, лучше ходить в дом плача, нежели в дом веселия; хорошо сорадоваться с радующимися; но стократ лучше со всею искренностью соскорбеть скорбящим и плакать с плачущими.

Заключим слово: уста наши всегда и во всякое время, а наипаче во дни священные, да будут твердо заключены от всякого слова гнилого: всяко слово гнило да не исходит из уст ваших, – глаголет Дух Святый. Но да будут у всех нас устне наши отверзсты и открыты для слова, еже есть благо, к созданию веры, да даст благодать слушающим (Еф.4). Говорю, у всех нас, ибо все мы некогда за всякое праздное слово должны дать ответ на страшном суде Христовом, у всех нас, а паче у пастырей и священнослужителей да отверзаются уста для научения людей Божиих заповедям Божиим. У родителей, у отца и матери, да будут крепко, яко забралом заперты уста их, чтоб не сказать чего-либо вредного и соблазнительного для детей своих, для невинного их слуха и сердца; и да будут выну, а паче утро и вечер и в дни священные, отверзсты, чтоб беседовать с детьми своими о Боге, о Христе Спасителе, Единородном Сыне Божием, о Духе Святом, о добродетели, о пороке, о вечном блаженстве и о вечных муках.

Тогда, тогда и Пастыри и пасомые, и старцы и юные, и родители и дети едиными устами и единым сердцем достойно и Боголюбезно прославят всечестное и великолепное имя Отца и Сына и Св. Духа. Еже буди – буди! Аминь.

5. Из келейных записок: на слова молитв

Соверши стопы моя во стезях Твоих, да не подвижутся стопы моя... (Пс. 16:5) 

Так утверди мене, так твердо и неколеблемо даруй мне идти или шествовать, чтобы не пошатнуться ни направо, ни налево, ни вперед, ни вспять. Младенец, слабыми необученными и не утвержденными ногами передвигаясь с места на место, колеблется и нередко падает. Мне, молит благочестивая душа, так твердо ходить даруй, Боже, как тверд и неколебим в шествии своем муж здравый и крепкий. Тоже самое бывает в хождении духовном, в деятельности Христианской с различными возрастами духовной жизни. Есть удобоколеблемые чадца, имеющие надобность в оставлении грехов имени Его (Иисуса) ради. Есть юноши крепцыи, побеждающее лукавого и его козни (1Иоан.2).

Да не подвижутся стопы моя. Как иногда подвизаются, колеблются стопы в духовном разуме? Когда порывается сердце к похотствованию, ко гневу, к возносливости, к унынию, к сребролюбию и к иным порокам. Да не подвижутся сюда стопы наши! Аще же и поскользнемся, исправимся и утвердим плесни свои с помощью благодати. Еже буди, буди. Аминь.

Стопы твердыя в стезях – это мужа совершенна, стопы движущиеся – это детского духовного возраста. Сколько ты Днесь пошатнулся в разные стороны? Ко гневу, к празднословию, к осудливости и проч.? Многажды. Просить прощения.

Возлюблю Тя, Господи, крепосте моя... (Пс. 17:2)

Кто когда-либо с такою полнотою чувств, разумения и всесовершенной преданности мог произносить и читать сии слова, как Богочеловек Иисус Христос, во время частной тридцатилетней Своей жизни? Никто. Возлюблю Тя, Господи Отче, до того, что из любви к Тебе и к падшей Моей и Твоей твари не отрекусь подъять и претерпеть и всякую нужду, и всякий труд, и всякую опасность, и всякое унижение и всякую болезнь, и смерть, самую поносную и жестокую. Возлюблю Тя, Боже Отче! и движимый любовью гряду ко крещению от Иоанна не имея, яко безгрешный, надобности в крещении. Возлюблю Тя и люблю Тя, Отче, и любовь Моя к Тебе поведет Мя по крещению в пустыню, чтоб сразиться со врагом и одолеть его силою поста, молитвы и слова Божия; потом отверзет уста Мои на поучение людей и преподание им спасительных истин; прострет руку Мою на творение чудес к исцелению и воскрешению болящих и умерших; наконец возведет Мя на крест, чтоб на оном излить кровь Мою до последней ее капли для славы Твоей и для искупления человека! Тако возлюблю Тя, Господи, крепосте Моя, взывал Ходатай наш Господь Иисус Христос! К таковой же любви стремиться и возвышаться должна и всякая Христианская душа! Возлюблю Тя – и не токмо Сам хочу, желаю, буду любить Тебя, но Духом Твоим Святым излию достодолжную любовь к Тебе в сердце каждого верующего в Мя.

Избави, Боже, Израиля, от всех скорбей его (Пс.24:22)

Кто из благочестивых Израильтян не молился сею молитвою об избавлении Израиля от скорбей его? Кто из истинных Патриотов не желал и не просил от Бога мира, благоденствия и довольства Израилю? От Давида, изрекшего сии молитвенные слова: избави, Боже, Израиля от скорбей его, – до Осии, от Осии до Маккавеев, от них до Христа все взывали, с большим или меньшим разумением, с большим или меньшим усердием, все произносили: избави, Боже, Израиля от всех скорбей его. Но токмо Христос, токмо Он Един, Ходатай и Посредник всего мира не токмо молился и предстательствовал пред Богом Отцом о спасении Израиля и всего человечества от бедствий многочисленного и всякого рода. Молился и предстательствовал в пустыне Иорданской, куда Он удалился по приятии вчера крещения от руки Иоанна; молился и предстательствовал, проводя целые ночи в молитве на Фаворе, на горе Блаженств, в саду и в иных уединенных местах. Не токмо, говорю, молился и ходатайствовал об избавлении Израиля от всех скорбей, но для избавления его от скорбей и погибели Сам благоволил подъять на Себя скорби, болезни, поношения, труды, лишения, истощание, укоризны и крайнее в мире сем зло – смерть поносную, смертную казнь, самую публичную, постыдную и болезненную. Вот что приложил к ходатайству и молитве Своей об Израиле Господь Иисус! Дело, и какое дело! Ужаснись.

Едино просих от Господа, то взыщу (Пс. 26:4). Многие молитвенники взывали тако о едином для них потребном и вожделенном. И кто, кроме молящегося теперь в пустыни Господа Иисуса, мог быть и был совершенно и всецело упразднен от всякого привходящего желания и вида? Никто из человеков, более или менее зараженных самолюбием. Один Он, один Господь и Спаситель наш ничего теперь, в Пустыни пребывая и моляся, не имел в мысли Своей, в памяти Своей, в молитве Своей к Богу Отцу, – ничего кроме нашего спасения и восстановления в падшем мире славы Божией. И нам, о, братия, буди, по глаголу Господню, едино на потребу! Аминь.

Услыша Господь молитву мою, Господь моление мое прият (Пс.6:10). Не домыслишься, о чем была Давидова молитва сия, услышанная Богом? и почему он уведал, что Господь услышал его моление и приял? Об избавлении ли от Иевусеев и упрочении Сиона? Об удержании ли победы над иными врагами Израиля внешними и внутренними? О прощении ли его согрешения, по услышании обличения Нафанова? Или иное что, не знаем. Но какую Твою, о Иисусе Христе, молитву услышал и приял Отец Небесный, сие ведаем. И как уведал Ты, что Господь услыша моление Твое и приял молитву Твою, и сие вещаем. Какую же молитву? О Спасении рода человеческого, об освобождении нас от греха, смерти и дьявола. Как узнал, что услышано моление Твое? Из того, что по четыредесятидневном посте и по толико же временной молитве денно-нощной Ангелы приступили яве и служаху; служаху, представив и телесное подкрепление и, конечно, от Отца Небесного извещение.

6. Разные мысли о молитве

Воистину достойно и праведно есть покланяться Господу нашему Иисусу Христу, яко небесному Учителю, Наставнику, просветителю рода человеческого. Ибо кто когда-либо в поднебесной так учил, и так глаголал, как Он? Никто. Кто так ясно, так просто и вместе так возвышенно исповедал нам Бога, живущего в неприступном свете, и возвестил Его присносущную силу, Его непостижимые, беспредельные совершенства, премудрость, всемогущество, правду, благость, кто до Него? Никто. Кто так учил и научил молиться Единосущному Отцу Его, Богу Вседержителю, как научил Он, и собственным примером Своим, и преподав нам сию краткую, но все объемлющую молитву: Отче наш иже eси на небесех, и пр.? Никто <...> Никто из людей не умел богоугодно и достойно именовать Господа Бога и призывать Его в молитве и молениях своих. Христос Господь с небес принес совершеннейший образец молитвы и внушил, сице молитеся: Отче наш, иже eси на небесех, да святится имя Твое и проч.

+
Всем сердцем да веруем во Единого Триипостасного Бога, Отца и Сына и Св. Духа; да почитаем сию Пресвятую, Единосущную Животворящую Троицу, покланяясь Ей всем существом нашим и призывая в молитве, коль можно, чаще так: Пресвятая Троице Боже наш слава Тебе: помилуй нас.

+
Апостольская молитва: даждь рабам Твоим со всяким дерзновением глаголати слово Твое – слово о Христе и Христово (Деян.4:30). Апостольской молитвы сила: и помолившимся им, подвижеся место, идеже бяху собрани. 

+
У тебя, христианин, одна да будет жажда – жажда благочестия, и первою молитвою – сия молитва: жаждущую мою душу напой благочестия водами. Ибо сие – то есть то, о чем рек Господь: едино есть на потребу (Лк. 10:42).

+
...основание вечного небесного благополучия есть Христианское благонравие и страх Божий. Пастырь ли кто и Учитель да памятует, что долг его денно-нощно быть молитвенником, что на нем лежит и вразумлять, и научать, и обличать, кого и когда надобно, презирая страх человеческий, и весь на Христа возвергаясь. Отцы и матери да памятуют, что они должны наставить детей и словом и примером, наставить и в истинах Святой веры и заповедях Божиих, и как подобает молиться утро и вечер.

+
О, аде, где твоя победа? Там, где нет поста, где нет молитвы Иисусовой, т.е. от Господа Иисуса преданной и к Нему Господу Иисусу возносимой; там и тогда, где и когда предаются нечистым замыслам и делам, где гордость и прочие дела тьмы. Ад есть темное место, или темное состояние духа. Следовательно, где свет Христов и Сам Христос, там нет ада.

+
...коль печально, коль прискорбно теперь душам тех родителей, кои учили детей своих разным языкам, но не научили языку христианскому – языку благоговейного призывания имени Божия, языку истины, правды и целомудрия; кои наставляли детей своих, как обращаться в обществе, чтоб уловить внимание и ласку, но не вразумили их как обращаться в молитве с Господом Богом и с Ангелом хранителем! 

+
Аз воспоминая в недостойной моей молитве почивших рабов и рабынь Твоих, Господи, молю Тебя, о Всеблагий, да не буду, по грехами моим и окаянству, лишен тогожде воспоминания и памяти молитвенной, но да удостоюсь, Аще и зело не достоин.

7. «Авва Отче!.. – взывал и молился Иисус»

Авва Отче! троекратно произнес Господь Иисус в саду Гефсиманском, после тайной вечери, моляся о чаше грядущих на Него страданий крестных. Авва Отче, пад на землю, взывал Он. Авва Отче! вся возможна Тебе: мимо неси от Мене чашу сию (Мк.14:36).

Но тожде – Авва Отче Иисус Христос возглашал от всего Богочеловеческого существа Своего многажды, неисчислимо, во время земной жизни Своей.

Авва Отче, воззрев на Небеса, произнес Он, когда, имея 12 лет, должен был на слова Пресвятой Матери Своей: се отец твой и аз боляще искахом Тебе сказать сие: что яко искасте Мене? не весте ли, яко в тех, яже Отца Моего, достоит быти ми (Лк.2:49,50)?

Авва Отче, – взывал и молился Иисус, грядый из Назарета во Иерусалим, достигнув тридесяти лет, оставляя жизнь частную и вступая в общественное служение человечеству, и уготовляясь принять от руки Иоанна Крещение, очистительное не для Него, яко Пречистого и Всесвятого, но всеочистительное для нас грешных.

Авва Отче, – взывал Иисус, вшед во Иордан, погружаясь в водах его купно с грешными, и приемля на Пречистую главу Свою возложение рук Иоанновых, как бы в знамение дара очищения и прощения грехов.

Иисусу крещшуся и молящуся Авва Отче – еще, Аще можно сказать сие, живее, пламеннее, громче возопил усты и сердцем Своим Иисус, когда отверзлись Небеса и Он услышал глас Родителя Своего о Себе: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, и узрел снишедшего на Него Духа Святого, телесным образом, яко голубя.

По крещении, Иисус четыредесять дней пребывал в Пустыне, в совершенном посте и уединении. Колико же крат в каждый день там воззвал Он к Небесному, Истинному, Единосущному Отцу Своему: Авва Отче!

И мы грешные, ленивые, постяся и говея много раз слышим, сами читаем, поем: Отче наш, Иже еси на небесех, да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя.

Иисус Христос, сый в Лоне Отчем, Сын Любви, мог ли в Божественном сердце Своем прервать и остановить сие сладчайшее взывание: Авва Отче?

Авва Отче! Господь мой к Отцу Своему взывал во всенощной молитве Своей пред избранием дванадесяти Учеников Своих (Лук.6:12)

Авва Отче! Господь мой взывал в той Своей молитве, которую видя и которой с любовью поревновав дванадесять избранных Учеников, просили Его, да научит их такожде молиться, как Он молится, и Он вняв святому их желанию, рек им: еще молитеся: Отче наш, Иже еси на Небесех, да святится имя Твое! да приидет Царствие Твое! да будешь воля Твоя, и пр.

Авва Отче! вещали Пресвятые Уста Иисуса тогда, как Он, после Петра, Иоанна и Иакова, молился на Фаворе, и егда моляшеся, бысть видение лица Его ино, и одеяние Его блистаяся, и глас Аввы Отца бысть из облака: Сей есть Сын Мой возлюбленный, Того послушайте.

И можно ли перечислить все разы и времена, когда Иисус Христос вещал Отцу Своему: Авва Отче? Всякое дыхание Богочеловека сопровождалось им, сладчайшим взыванием.

Но и нам недостойным даровано обращаться ко Всевышнему с таковым же гласом: Авва Отче. Елицы Духом Божиим водятся, сии суть сынове Божии. Не приясте бо духа работы паки в боязнь, но приясте Духа сыноположения, о Нем же вопием: Авва Отче! (Рим.8:14,15)

Какая наибольшая честь? вещать с дерзновением сердечным к Богу: Авва Отче! Какое наибольшее достоинство? быть и чувствовать себя сыном (а мне хотя бы последним рабом!) Всевышнего. Честь сия и достоинство заслужены нам Христом, Единосущными Сыном Божиим.

8. «Боже, незримый, сокровенный!..»

О Боге размышление обрати в смиренную к Богу молитву: Боже! не умею аз о Тебе достойно помыслити: научи мя. Боже! не обретаю в себе и не чувствую подобающего к Тебе благоговения: даруй мне его. 

Боже! раб Твой есмь аз: призри на мя и помилуй мя, Аще раб есмь ленивый и неключимый! 

Боже! Ты благоволил, чтобы я взирал на Тебя, яко на Отца, и именовал Тебя Отцом: Отче наш, Иже еси на небесех, да святится имя Твое; но яко блудный сын вопию Ти: сотвори мя, яко единого от наемник Твоих. 

Боже! Твои небеса, Твое солнце, луна, звезды: да будет, чтобы я не токмо бесчувственно пользовался благодеяниями их, но и умел взирать на сии величественные дела Твои и разуметь вещания их о Тебе, о присносущной силе Твоей и премудрости. 

Боже! Твоя земля: да будет она для меня не обиталищем токмо, но и училищем, в коем кончил бы я полный курс образования умственного и нравственного, и врачебницею, в коей Твоею Благодатью освободился бы я от всех грехов и болезней, как наследованных мною, так и тех, кои моею неправильною деятельностью или бездействием приобретены. 

Боже! Ты послал нам из Твоего Отча недра наставника и сказателя Твоих дел и Твоей воли, послал Единородного Сына Твоего: а много ли успели мы в ведении Твоих тайн? Ты в Нем же, в Сыне Твоем, даровал нам врача, а как мы болезнены и расслаблены духовно! По вине-то нашей. 

Боже Отче! не могу я познать Тебя познанием живым, если Сын Твой не оживит во мне умершую познавательную силу и если не откроет мне Тебя. 

Боже Сыне! останусь я на веки во тьме и сени смертней, если Дух Твой, Дух животворящий не осенит мя и не найдет на мя. 

Боже! желаю знать Тебя, мыслить о Тебе, иметь и призреть Тебя выну пред собою; но чувствую, что не могу без Тебя достигнуть сего. 

Боже! желаю благоговеть пред Тобою, яко пред Владыкою вселенной; желаю любить Тебя сыновне; но не в силах дотоле, доколе чудодейственно не произведет во мне сих чувствий Благодать Твоя. 

Боже! Где то грубое племя, где подданный, столь отдаленный и несмысленный, которые не чувствовали бы власти и прав над собою своего властителя, хотя бы они никогда не видали его самого и дел его? В Сибири ли? В Камчатке ли? У Алеутов ли? А мы, люди христианские, не разумеем, не чувствуем своих всеподданнейших отношений ко Христу Спасителю и Его всевластного над нами владычества. 

Боже! сколь многое, бесчисленное множество чудес и дел Твоих, уже бывших и совершившихся, видимых и совершаемых, и наконец будущих и ожидаемых! Помоги и мне Духом твоим, да разумею хотя мало, отчасти. 

Боже! Кто-то крадет Тебя у моего ума, у моего сердца, у моей памяти: на Божественной страже да станет Ангел Твой и да блюдет он Тебя во мне так, чтобы и мыслил о Тебе, и памятовал о Тебе денно-нощно, во сне и во время бдения, днем и ночью, и размышлением погружался в совершенствах Твоих, в делах Твоих и тайнах. Но кто же крадет? Враг, известный исконный враг. 

Боже! Воззрев на Тебя и на себя, вижу, что я меньше, нежели капелька в отношении к морю Океану: могу ли смириться в должную меру? 

Боже! а в духовном отношении я противоположен Тебе. Ты Свет, я тьма. Ты свят, я скверна. Ты благ, я зол. Ты Правда, я ложь. Ты премудр, я безумен. Но Боже! Ты в начале сотворил меня по образу Своему, и так преобрази меня в сей первобытный образ. 

Боже, незримый, сокровенный! но мы все и наше все пред Тобою обнажено и открыто; все самые тонкие помыслы наши назираемы. 

Боже! Ты свет, засветивший солнце, звезды; а я мрачен. Ты теплота, согревающая любовью серафимы и херувимы; а я хладен. Ты водишь и движешь бесчисленные миры в безмерном пространстве; а я недвижим к благоугождению Тебе. 

Боже! Ты мой Бог, доколе пребываю в мире сем; Ты мой Бог, по исшествии из мира сего и по вселении тамо, аможе, по Твоей воле и суду обрящуся; во веки веков Ты мой Бог, аз же раб Твой. 

Боже! как безмерна, как длинна, как бесчисленны ступени лествицы, по которой шествовать и восходить, конечно, не без труда, не без усилий и не без ниспадений повременных, суждено Твоими судьбами Твоей твари, разумом и волею одаренной! А я стал ли на первую ступень? Здесь, в сей жизни, надлежит твердо ступить, с помощью Благодати, на эту лествицу и хотя первые пройти ступени. Там без сего она на всегда останется недоступно далекою и высокою. Кто принес покаяние во грехах своих, тот на всходе по сей спасительной лестнице. 

Боже! даждь мне произносить и писать великое имя Твое с чувством и страха, и любви, и благоговения, а не так хладно и бесчувственно, как теперь. 

Боже! очисти мя, омый мя, просвети мя. Иного ничего не желаю и не прошу. Прияв от Тебе очищение, освящение, просвещение, Аще посреди сени смертной и в самую сень смертную пойду, не убоюся зла. 

Боже! беседы с Царем земным боюся; присутствия лица Царева страшуся: како бесстрашен, бесчувствен пред Тобою! Что за несообразность! В одном разумителен, другого, столь же, если не более, простого, не понимаю; к меньшему опаслив, к большему беспечен; в одном случае чувствительность и мягкость сердца, в другом, где бы камню и металлу можно растаять, жесткость и нечувствие. Что за несообразность и противоречие в одном и том же лице! 

Боже! Всели в мя любовь, о которой сладкое слово Ефрема теперь читаю. 

Боже! Аще Ты не возьмешь в руце Свои сердца нашего, что с ним произойдет? что в нем накопится? чем оно изчертится? Возьми убо его и устрой о нем вещь благу. 

Боже! Ты содержишь солнце, землю, все миры: мою ли волю и сердце не удержиши? Да, последнее и для самого Всемогущества труднее, по причине свободы, которой дарованы свои права, как неотъемлемое достояние, и которую покорить и взять можно не иначе, как свободно. 

Боже! кто отпадает от Тебя, куда он падает и в какое место, где бы не было Тебя, Твоей власти, силы? В себя самого, в свой личный эгоизм. Токмо здесь не обрящешься Ты. Помилуй мя от сего; унее телом пасть с великой высоты гор, зданий, древес в бездонную пропасть земную, или в глубину морскую, нежели духом в свою личность, в эгоизм, в темную самоотдельность. Таково было падение люцифера! К таковому же отпадению, отлучению, отделению от Бога смел он вринуть Адама и род наш весь. Но буди благословен Сын Божий, воссоединяющий нас с Отцом Своим, посредством Благодатного домостроительства!