20 декабря 2018

Увещание к девству

Святитель Амвросий Медиоланский


Святитель Амвросий Медиоланский
Глава первая

1. Те, кого приглашают на великий пир, обычно приносят с собою подарки. Будучи позван на пир в город Бононию, где праздновалось перенесение (мощей) святого мученика, я также сберег для вас дары, полные святости и благодати.


Дары обыкновенно считают триумфами начальников, и эти дары также служат триумфами: ведь победы мучеников составляют триумф Христа, вождя нашего. Впрочем, не сюда направлял я путь свой; и только по вашей просьбе я вынужден был принести с собою то, что было приготовлено для других, и тем самым явиться к вам не без некоторого достояния. И вот таким образом скудость мою, которая не могла бы оправдать ваших ожиданий, с избытком восполнит мученик.

2. Имя мученика — Агрикола; у него Виталий раньше был слугой, а теперь он — друг и соучастник его по мученическому венцу. Чтобы предварительно осмотреть место, слуга вышел наперед; за ним в полной уверенности, что место окажется уже приготовленным верой раба, последовал господин. И, конечно, мы восхваляем (в господине) не чужие заслуги; ведь мученичество раба есть (плод) научения господина. Этот научил, а тот исполнил. В то же время ничуть не умаляется и заслуга раба. В самом деле разве можно умалять то, что даровал Христос? Прекрасно уже и то одно, что чрез слѵжение человеку раб научился, как угождать Христу; в то же время и господин приобрел сугубую похвалу: в отношении к рабу — за учительство, а в отношении к себе — за мученичество. И вот состязаясь между собою в добродетелях, они удостоились затем быть равными. Господин послал раба на мученичество первым, а раб увлек господина за собой.

3. Следовательно, (внешнее) положение человека ничуть не является препятствием к его прославлению; не знатность рода, а вера дарует заслуженную награду. Раб ли, свободный ли — мы все составляем во Христе едино: и каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал (Ефес. 6, 8). Рабство не уменьшает (заслуги) и свобода не увеличивает ее. Обрати внимание, как ни во что ставится временное положение. Рабом ли ты призван, говорит (апостол), не смущайся... Ибо раб, призванный в Господе, есть свободный Господа: равно и призванный свободным есть раб Христов (1 Кор. 7, 21-22). Рассмотри, говорю, смысл (слов) апостола. По-видимому, он более возвысил того, кто призван в рабском состоянии, чем того, кто призван из свободного состояния. Ибо из раба делается свободным Христа, а из свободного — рабом. Но на самом деле, ни одного Он не возвысил, тому и другому Он разделил в одинаковой мере. И действительно, у Христа рабство и свобода равноценны; между заслугами добродетельного рабства и свободы нет ни малейшего различия в заслугах; и нет собственно большего достоинства, кроме служения Христу. Наконец, Павел — раб Иисуса Христа: и если апостол хвалится этим рабством, то, следовательно, оно славно. Ужели, в самом деле, не является величайшей славой нашей то, что мы оценены такой ценою, что искупаемся кровию Господа? Но будем продолжать дальше.

4. И вот, когда гонители принуждали святого Виталия отречься от Христа, а он (вместо того) еще громче начал исповедовать Господа Иисуса Христа, когда они применили к нему все виды пыток, так что на теле его не оставалось ни одного места, свободного от ран, тогда он излил молитву ко Господу в следующих словах: «Господи Иисусе Христе, Спасителю мой и Боже мой, повели принять дух мой; ибо я давно уже сгораю желанием принять венец, который показывает мне Твой святый ангел». И окончивши молитву, он испустил дух.

5. Святой Агрикола был известен за человека очень мягкого нрава, так что его любили даже враги. Поэтому они и откладывали его мучение. И эта почтительность со стороны гонителей, соединенная с ненавистью к мученичеству, была (для него) тягостнее всякой жестокости. Наконец, когда Агрикола остался непреклонным, его распяли. Отсюда ясно, что милостивое отношение с их стороны было не выражением благорасположения, а обманом. Казнью раба они хотели устрашить господина. Но Христос обратил это в благодатный (дар): господин последовал примеру своего раба.

6. Даже имена их обоих (как бы нарочито) были приспособлены к мученическому подвигу; оба они, по-видимому, самыми наименованиями были обречены на мученичество. Один назывался Виталиеим как бы (в знак) того, что он презрением к этой жизни думал снискать себе жизнь истинную, вечную. Другой был Агриколой, как бы для того, чтобы сеять добрые плоды духовной благодати и орошать насаждения своих подвигов и всех добродетелей потоком святой крови.

7. А погребены были они на земле иудеев, среди их собственных могил. Иудеи сильно желали принять участие в погребении их вместе с теми рабами, Господина которых они отвергли. Так не когда сказал и Валаам: да умрет душа моя в душах праведных (Числ 23, 10); однако, при жизни своей он не приобщался к деяниям тех, среди душ которых он желал умереть. Так и этих, которых гнали при жизни, они стали чествовать по смерти. Также вот и там, как бы отделяя розу от терний, мы разыскивали останки мучеников.

8. Когда извлекались святые останки, нас окружала густая толпа иудеев; присутствовали с радостью и ликованием и члены Церкви (populus Есclesiae). Видя мучеников, иудеи говорили: цвети явишься на земле; христиане же говорили: время обрезания приспе (Песнь песн. 2, 12). Уже и жняй мзду приемлет (Иоан. 4, 36). Другие посеяли, а мы пожинаем плоды мучеников. Иудеи, слушая голоса ликующей Церкви, снова говорили между собой: глас горлицы слышат в земли нашей (Песнь песн. 2, 12). Посему прекрасно сказано: день дни отрыгает глагол и нощ нощи возвещает разум (Пс. 18, 3). День дни — христианин христианину, нощь нощи — иудей иудею. Словом, иудеи показывали, что они имеют знание о мучениках, но не имеют знания о Слове; т. е. (имеют знание) не согласное со знанием Единого Благого и Единого Истинного: Не разумеюще бо Божия правды, и свою правду ищуще поставити, правде Болжией не повинушася. (Римл. 10, 3).


Глава вторая

9. Итак, принес я вам дары, которые собрал своими руками, именно те победные знаки креста, благодать которого вы знаете от дел его. (Эту благодать) исповедуют даже сами демоны. Другие пусть собирают золото и серебро и извлекают их из неведомых жил, пусть они собирают драгоценные связки ожерельев, — все это временное сокровище и часто гибельное для обладателей его. Мы же собирали гвозди мученика; и их было далеко немало благодаря тому обстоятельству, что ран у мученика было больше, чем членов. Когда мы собирали эти гвозди, то мученик как бы восклицал к еврейскому народу: принеси руку твою и вложи в ребра Моя, и не буди неверен, но верен (Иоан. 20, 27). Мы собираем победную кровь и древо креста.

10. Когда святая вдовица просила этих даров, мы не могли отказать ей. Итак, примите дары спасения, которые теперь полагаются под священными алтарями. А святая вдовица та — это Юлиана, которая приготовила и предложила Господу сей храм, освящаемый нами сегодня; она, в лице своего потомства уже освятившая Господу храмы целомудрия и непорочности, достойна такого приношения. Желая говорить об Юлиане, я упомянул об Иудее. И язык не ошибся, но сделал точное определение. В самом деле, Иудея — это душа, исповедующая Христа. Вот даже (сказано): ведом во Иудеи Бог (Пс. 75, 2), т. е.: там, где Его исповедовали, а не где Его отрицали. Следовательно, духовная Иудея там, где больше и чище разумение; яко спасение от иудей есть (Иоан. 4, 22). Таким образом, ошибка языка открыла свидетельство святости.

11. Итак, почтим эту вдовицу, ибо написано: вдовицы чти сущия истинныя вдовицы (1 Тим. 5. 3); хотя, впрочем, нашей словесной почести не ищет эта вдовица, которая, имея свидетельство от добрых дел своих, возвысилась до исполнения апостольской заповеди, которая хорошо воспитала и еще лучше научила сыновей своих.

12. И кто не оплакал ее как сироту и достойную сожаления в то время, когда она потеряла мужа? Она же, напротив, сильнее оплакивала того служителя (Церкви), который был схвачен у святого алтаря, нежели своего мужа или отца детей. Хотя с потерей мужа она лишилась защиты и утешения, однако для ее святой мысли несчастие Церкви было тяжелее.

Глава третья

13. Она, препоясав тайники своего ума, в виду окружившей ее семьи, состоящей из трех дочерей и одного сына, воодушевившись тем, чего обыкновенно прочие страшатся, обратилась к своим детям с такою речью: «Дети! вы потеряли отца, но у вас осталась мать. Конечно, было бы лучше, если бы отец был жив, а матери не было. Однако, как я ни слаба и ни беспомощна, но все же под условием вашего желания последовать (за мною) я покажу вам то, на основании чего вы можете думать, что отец ваш не оставил вас: у вас есть даже лучший отец — Отец небесный. Это Тот, Который был опорой даже для этих отцов. И в самом деле, какая же другая надежда остается теперь у нас? Отец ваш был богат благодатью, а не деньгами; он был богат служением своим, а не родовыми имениями; его наследие — вера, которая составляет ценность перед Богом и ничтожество для мира. Он оставил вам достаточно богатое наследство, если только вы последуете его заветам. Только одна вера нераздельно принадлежит тому и другому полу, тогда как цензовое имущество принадлежит мужчинам, а приданое — девицам.

14. И вот ты, сын, некогда любезный отцу, помни, чем ты обязан своей матери, — (помни), что ты должен поддержать доброе имя своего дома. Тебя извиняет возраст, но тебя обязывают права наследства. Да веселятся, сын, отец и мати о тебе (Притч. 23, 25). Не призирай свою мать как неблагоразумную. Царево пророчество, говорится в Писании, егоже наказа мати его(Притч. 31, 1). (А) что есть сын, соблюдающий словеса Божии? Сын (мой) первородный, тебе говорю: что, надо моею чрева? что чадо моих молитв? Не даждь жене твоего богатства (Притч. 31, 2-3). Слышишь, что говорит Премудрый, что утверждает Писание.

15. Размысли, кто помог тебе родиться: ты скорее сын обетов, а не моих болезней. Рассуди, к какому служению отец предназначил тебя самым именем, когда назвал тебя Лаврентием. Мы направили свои обеты туда, откуда позаимствовали имя. И вот за обетами последовало исполнение их; воздай же мученику то, чем ты обязан ему. Он испросил тебя нам, а ты исполни то, что мы обещали о тебе наречением этого имени.

16. Что же иное, сын, по твоему мнению, ты должен избрать, как не Бога отцов твоих? Ведь Он делает бедными и богатыми, смиряет и возвышает, поднимает бедняка с земли и воздвигает нищего из ничтожества и вместе с могущественными дает ему возможность сидеть на престоле славы и наследия; Он исполняет желание просящего и благословляет лета праведнаго (1 Царств, 2, 7-9). Что, сын, превосходнее этого? И что иное представляет жизнь человека на сей земле, как не быстрого скорохода? Вот мы прошли (земное поприще) и ничего не видели. И, о если бы мы (только) были подобны этому скороходу, и таким образом ничего не видели и не поднимали никаких тяжестей! И ведь особенно тяжело движение бесплодное и бремя напрасное. Будучи напрасным, оно даже и нелегко: оно не свободно от греха, а ведь тяжка лихва греховная. Посему-то святой Иов и восклицает: Не искушение ли житие человеку на земли, и якоже наемника повседневнаго жизнь его? Или якоже раб, бояйся Господа своего и улучив сень? Или якоже наемник, ждый мзды своея? Тако и аз ждах месяцы тщы, нощи же болезней даны ми суть. Аще усну, глаголю: когда день? Егда же восстану, паки: когда вечер? Исполнен же бываю болезней от вечера до утра. Житие же мое быстрее пепла, погибе же во тщей надежди. (Иов. 7, 1-4. 6). Итак, человек — ничто, если только ты, Господи, не призришь на него и не посетишь до утра и не введешь его в покой. Если дерево срубают, то оно снова пускает ростки и расцветает от действия воды: человек же, когда упадет, превращается в ничто и для него наступают скорби.

17. Итак, если вы, дети, хотите избежать всех этих неизбежных искушений, то вы должны стремиться к непорочности тела, каковую я и предлагаю вам в виде совета, но не внушаю в виде приказания. В самом деле, относительно девства может быть дан только совет, но не повеление. Оно скорее дело желания, а не заповеди. Ведь то, что принадлежит благодати, не повелевается, а только составляет предмет желаний; оно предлагается для свободного избрания, а не для обязательного исполнения (servitutis). Поэтому апостол и говорит: о девах же повеления Господня не имам, совет же даю, яко помилован от Господа (1 Кор, 7, 25). Ибо он читал, что Господь сказал скопцам: елицы сохранят заповеди моя и изберут яже Аз хощу, и содержат завет Мой, дам им в дому Моем и во ограде моей место именито, лучшее от сынов и дщерей, имя вечно дам им и не оскудеют (Ис. 56, 4-5). Дам вам, говорит, лучшее место; в данном случае Он обращаем свою речь к скопцам, т. е. к тем, которые оскопили себя, отсекши детородные части. Итак, вот те, которым принадлежат на небе преимущественные пред прочими награды.

18. Их прославляет в своем Евангелии Сын Божий. Ибо когда апостолы сказали: если таково положение человека, что ему не позволено пустити жену, разве словесе прелюбодейна, то ему не нужно жениться, Господь ответил им: не вси вмещают словесе сего, но имже дано есть (Mф. 19, 10. 11), т. е.: немощь человеческой природы не вмещает того, что бы (девственное состояние) было всем доступно. Только для тех одних оно легко приемлемо, коих осенила божественная благодать и которые, дабы достигнуть царства небесного, смогли оскопить себя.

Глава четвертая

19. Вы слышали, дети, сколь велика награда непорочности. Ею приобретается царство, царство же небесное дарует жизнь ангельскую. И вам я советую именно это, что прекраснее всего, — (я вам советую) стать среди людей ангелами, которые не связаны между собою никакими брачными узами (Мф. 22, 30). Во всяком случае те, которые не выходят замуж и не женятся, пребывают на земле как ангелы; они не чувствуют скорбей плоти, они не знают рабства, они свободны от скверны мирских помыслов; напротив, они устремляют свои мысли к предметам божественным, они, как бы скинув с себя телесную немощь, помышляют не о том, что свойственно человеку, но о том, что суть Божие.

20. Подумайте, дочери, сколького вам не хватает, если вы, не имея отца, захотите выйти замуж. Не хватает хорошего приданого; если бы даже и этого самого было достаточно, то и тогда вы купили бы себе за большую цену (только) рабство. И вот при настоящих условиях, когда вы не имеете отца, кто только не окажет вам презрения? Куда вы прибегнете, где будете искать заступничества против обид мужа? А сколько невзгод в самом супружестве? как в большинстве случав тяжелы оскорбления? каковы — оковы?

21. Прежде всего, самое супружество суть оковы, которыми жена (nupta) привязывается к мужу и отдается ему в подчинение. Правда, узы любви приятны, но все же они узы; жена не может освободиться от них, хотя бы этого и пожелала, (она не может) иметь даже своей свободной воли. Апостол говорит: жена своим телом не владеет, но муж (1 Кор. 7,4). И что удивительного в этом касательно жены, когда и муж также не имеет власти над своим телом, но жена? Если не имеет власти над собой более сильный, то насколько менее (этой власти) у слабейшего? Итак, взаимное рабство не облегчает жену, напротив, связывает ее еще крепче.

22. Итак, смотрите, что говорит Писание, что советует апостол. И кто может дать вам лучший совет, как не этот сосуд божественного избрания? Послушайте, что же говорит он: хощу бо да вси человецы будут якоже и аз (1 Кор. 7, 7). И далее говорит он о незамужних и вдовицах: добро им, аще пребудут якоже и аз (ст. 8). Я хочу, чтобы вы были последовательницами этого великого апостола, чтобы вы подражали его жизни; а он избегал оков супружества и желал быть узником Христа Иисуса. Если бы он был связан сожительством (contubernio) супружества, то он не мог бы достичь столь великой благодати апостольства.

23. Если же тот, который и по учению (своему) был превосходнейшим и обладал столь великим даром Христа, признал весьма важным воздерживаться от вступления в супружеский союз, если он для того и остался в таком состоянии, чтобы не нанести слишком большого ущерба своему служению, — так как всегда быть свободным для молитвы и всегда внимать божественным заповедям собственно невозможно тому, которого отвлекает забота, связанная с супружеством и направленная на то, как бы ему угодить жене — : то само собою понятно, что следует избрать вам, которым только девство может дать свободу. В самом деле, выходящая замуж продается в рабство за свои же (собственные) деньги. Даже рабы — и те покупаются при более благоприятных условиях сравнительно с заключением супружества: в первом случае рабское служение покупается, а во втором — к рабству прибавляется еще плата. Та женщина, которая продается в браке, увешивается золотом и по (этому) золоту она оценивается.

24. Испытала я, дети, труды (брачного) союза, невзгоды супружества, и все это — с добрым супругом; даже с таким добрым мужем я и то не была свободной: я служила мужу и старалась угодить ему. Господь умилосердился, сделал его служителем алтаря, и вот вскоре затем он взят и у меня и у вас; и, может быть, по милосердию Божию, все это с тою целью, чтобы ему не называться (более) мужем.

25. Вы видите, дети, мать престарелую от болезней и все еще не созревшую для служения вдовицы. Вы видите, что всякая защита и доспехи мои утрачены. У меня нет ни помощи со стороны мужа, ни дарований девства. Впрочем, не о себе я забочусь: о вас я сокрушаюсь, о вас я размышляю. Тяжести супружества остались моим уделом, а вспомогательные средства исчезли. О, как я желала бы никогда не пользоваться ими!

26. Но вы можете снять вину с отца и облегчить мать; то, что утрачено нами, восстановите вы. В том только случае мы не будем раскаиваться в супружестве, если наши труды принесут вам пользу. Быть матерью девственниц я буду считать весьма близким к тому, как если бы я сама сохраняла девство. Посмотрите, дети, какую мать избрал себе Господь Иисус, шествуя в сей мир. Он пришел, чтобы чрез посредство Девы даровать спасение миру, и падение жены разрешил рождением Девы: пусть также и ваша непорочность разрешит мои прегрешения.

27. Посмотрите, сколько блага заключает в себе девство. Как видите, я (теперь) осталась сиротой и нуждаюсь в защите. Но если вы пожелаете оставаться так [
т. е. в девственном состоянии], то я ни у кого не буду искать помощи: венец вашей непорочности даст мне изобилие всякой помощи. Кто тогда не назовет меня счастливой, — меня, которую теперь считают несчастной? Кто не окажет почестей матери стольких девственниц? Кто не проникнется уважением к чертогу целомудрия?

Глава пятая

28. Многих жен божественное Писание показало миру, но честь всеобщего спасения оно даровало одним только девам. В Ветхом Завете еврейский народ, запертый и с суши, и с моря, дева перевела чрез море, как по суше (Исх. 15, 20); в Новом Завете (in Evangelio) Дева родила Создателя и Искупителя мира. Девой является и Церковь, которую апостол ревновал представить Христу чистою Девою (2 Кор. 11, 2); девой является дщерь Сиона (Ис. 37, 22), дева — и тот небесный город Иерусалим, в который не входит ничего мирского (commune) и нечистого (Апок. 21, 27). Дева — и та, которую призывает Иисус, обращаясь к ней со словами: гряди от Ливана невесто, гряди от Ливана; прииди и прейди из начала веры (Песнь песн. 4, 8). Она не только пришла (transivit), но и прошла (pertransit) девой: поспешая к жениху, она переходит мир (transit mundum) и достигает (pertransit) Христа; иными словами это значит, что посвятившая себя Христу стремится к небесному и минует пределы земного. Да и сам Жених шествует к своей Невесте так, что скачет чрез горы, прыгает чрез холмы (Песнь песн. 2, 8).

29. В похвалу же девства он прибавляет еще: вертоград заключен сестра моя, Невеста, вертоград заключен, источник запечатлен (Песнь песн. 4, 12), — (заключен) для того, чтобы девство, огражденное затворами целомудрия, приносило лучшие плоды, чтобы в нем пребывали неповрежденными печати целомудрия.

Берегите этот сад души вашей, этот источник чистой влаги, дабы кто не возмутил его в вас, дабы кто не распечатал этот источник, который запечатала у вас природа (genitalis crigo). Пусть никто не похищает виноградника души вашей и не насаждает (вместо него) дешевых овощей. Ведь виноградник — это как бы плоды девства, а супружество — это как бы насаждение овощей, которые часто подвергаются действию холода; и потому как и травные овощи, скоро отпадает и увядает, если только не положит конца ему старость, или не возвысит его до совершенства воздержание.

30.И так, пусть не приходит к вам Ахав с пожеланием погубить и уничтожить виноградник ваш (3 Царств 21, 2); пусть не приходит к вам и Иезавель — этот суетный поток века сего, — действительно, этим именем обозначается пустое и суетное изобилие — ; напротив, пусть придет к вам Навуфей, грядущий от отца, как это выходит по толкованию самого имени, — Навуфей, который защищает виноградник кровью своею и за него предлагает смерть свою. Это Он за нас был побит камнями, за нас он умер, за нас он подвергался лжесвидетельствам; это он, будучи богатым, пришел к нам (huc) уничиженным, дабы мы обогатились его нищетою. Он есть Лоза, которая обильными плодами своей благодати наполнила всю вселенную. Пусть Он пребывает в сердцах ваших, глубоко укрепившись (в них) корнем (своим); пусть и плод ваш, таким образом, будет обилен, и пламень телесных страстей пусть умеряется влагой духовной благодати.

31. Это он грядет на облаке легком, как сказал пророк: се Господь седит на облаце легце и приидет во Египет (Ис. 19, 1), показывая, что во Египет, т. е. на страдание (от) мира сего, он придет чрез посредство Девы. Итак, он назвал Марию облаком, потому что она носила плоть (Господню), — легким же потому, что она, не обремененная никакими тяготами супружества, пребыла Девою. Она жезл, прозябающий цвет, потому что девство (ее) чисто и устремлено к Господу по свободному изволению сердца, потому что она не уклоняется ни на какие окольные пути забот этого мира.

32. Вот почему Господь со креста и поручил ее возлюбленниийшему ученику своему святому Иоанну (Иоан. 19, 27), который сказал отцу своему и матери своей: не видех тебе(Второз. 33, 9). И, действительно, призванный Христом, он оставил отца и последовал за Словом. Дева и поручается именно ему, потому что он не знал своих; поручается ему, потому что он от персей Христовых почерпает мудрость; поручается ему, потому что он не познал братьев своих и не знал сынов своих. Посему-то закон и благословляет его: дайте Левию истинных его, дайте Левию жребий его (Втор. 33, 8).

33. И с этого времени он взял к себе Матерь Господню; действительно, мы видим в Писании, что от того часа поят ю ученик восвояси (Иоан. 19, 27). Что же значит восвояси, коль скоро он уже оставил отца и мать и последовал за Христом? И каким образом восвояси, коль скоро сами апостолы говорили: се мы оставихом вся и в след тебе идохом (Мф. 19, 27)? Что своего было у Иоанна, который не имел мирского и временного, который не был и от мира? Итак, что у него было своего? Конечно, только то, что он приял от Христа. Он — благой обладатель слова и мудрости, благой сосуд (receptor) благодати. Послушайте, что апостолы восприяли от Христа: приимите, говорит Он, Дух Свят, им же отпустите грехи, отпустятся им и им же держите, держатся (Иоан. 20, 22-23). И Матерь Господа Иисуса ведь не переселилась ни к кому иному, как только к носителю благодати, в котором Христос имел свое обиталище.

Глава шестая

34. Итак, и вы, дети мои, дайте этому истинному Левию истинных его. Будьте облаками, но облаками легкими. И вы будете ими, если только девство облегчит вас от тягостей жизни (conditionis) и просветит мрак сей бренной плоти. Посему и говорит она: черна есмь и добра, дщери Иерусалимския (Песнь песн. 1, 4); черна — плотию, добра — девством. Итак, вступившие в брак суть облака, и облака тяжелые; я даже полагаю, что наименование брачующихся взято именно от облаков. И на самом деле, когда выходящие замуж получают покрывало, они прикрываются им наподобие облаков. Поистине, тяжелые облака — те, которые несут на себе бремя брачной жизни. Говорят, что действительно они испытывают тяжесть во чреве, лишь только воспримут семена зачатия.

35. Итак, дадите Левию истинных его. А что может быть более истинным, как не то непорочное девство, которое сохраняет печать целомудрия и дарованные природою затворы невинности? И вот, когда молодая девушка, вкусивши супружества, лишается цветка (своего девства), она уже теряет то, что составляет ее собственность, и к ней примешивается чуждый элемент. На самом же деле, истинное состояние есть то, в котором мы рождаемся, а не то, в которое мы изменяемся; (истинно то), что мы получили от Творца, а не то, что мы восприняли от сожительства. Итак, дадите истинному Левию, этому главе священства, истинному Аарону, истинному Мелхиседеку, истинных его, тех истинных, каких он сам создал, а не тех, которых произвел обычай века сего; пусть он, таким образом, познает в вас деяние свое и ту неоскверненную и неразрушенную, дарованную вам природою, печать (девства).

36. Дайте ему, явите ему того Адама, который существовал до грехопадения, и ту Еву, которая пребывала лишь до момента, когда она выпила губительный яд змея, (явите их обоих, какими они были) прежде, чем преткнулись о козни его, когда они не были еще обладателями того, чего они должны были устыдиться (впоследствии). Да и теперь, даже хорошие супружества заключают в себе нечто такое, чего стыдятся друг перед другом сами супруги. Итак, будьте, дети, такими, какими были Адам и Ева в раю. О них написано, что после того, как Адам был изгнан из рая, он познал жену свою, и та зачала и родила сына, которого назвала Каином; потом снова зачала и родила сына, которому дала имя Авель (Быт. 4, 1-2). И вот второй плод оказался лучше, нежели первый, так как тот был непорочен, а этот нечестив. Тот прилеплялся к Богу и весь был Господень (а Domino), а этот — мирское и земное наследие. Посему в том предвозвещается искупление мира, а в этом — падение его. В том — жертва Христова, а в этом убийство диавола. Итак, да не будет у вас, дети, ничего οбщего с мирским наследием, не думайте о приобретении себе какой-либо части из иудейских земных владений.

37. Мы читаем, что Моисей, т. е. закон, определил все земли, приобретенные войной и убийством, распределить по жребию еврейскому народу. Участок из этих земель испросили себе и дочери Салпаада на том основании, что они были его дочерьми (Втор. 27, 1). Однако, тот же Моисей не уделил земли левитам, обитание коих было не земное, а более возвышенное. Им он назначил только вознаграждение за их священное служение — без земледельческого труда. Спрашивается, что это за дочери Салпаада, которые ищут земли? Как показывает значение (имени), под ними нужно разуметь помрачение уст. А оно бывает, конечно, у тех, у которых нет слова во устах их и истины в речи их (Пс. 5, 10), как это мы и видим в народе иудейском, который не хочет исповедовать Бога Христа Иисуса Сыном Божиим. Вот таковые и ищут земли и стремятся к наследию подобного рода, дабы проливать над ним пот во все время своей жизни, и вместо плодов пожинать терния забот и волнений.

38. Итак, вы, дочери, которые веруете в вечный свет, просвещающий всякого человека, которые исповедуете Христа не как бы в тени, но во свете, избегайте (указанного) помрачения уст. Вот народ, который ходил в сени смертной, и свет явился для них (Ис. 9. 2). Итак, мы, исповедующие Христа, были (некогда) в сени, но теперь уже свободны от нее. И хотя таким образом вместе с вами мне да позволено будет сказать, что мы исповедуем Христа; но однако будем исповедовать еще: я — вдовство, а вы — девство. Да совершится в нас исповедание устами во спасение.

39. Итак, дадите Левию, этому Спасителю нашему, жребий его. Жребий его — это левитское служение, жребий его — девство, жребий его — вдовство; действительно, не только дева, но и незамужняя женщина печется о Господнем. Поэтому апостол и сказал: В Нем и по жребию мы утвердились (Еф. 1, 11). В самом деле, как в Ветхом Завете земля была разделена по жребию, так и в Новом Завете (in Evangelio) мы посвящаемся Господу как бы по некоему жребию. Посему и написано евангелистами: разделиша ризы моя себе и о одежди моей меташа жребий (Пс. 21, 19; Иоан 19, 21). И апостолы, когда нужно было избрать двенадцатого апостола на место Иуды, постановили дар (munus) апостольского служения предоставить по жребию. И вот, по совершении молитвы о том, чтобы Господь избрал из двоих, кого Он желает, жребий пал на Матфия (Деян. 1, 26).

40. Итак, то древнее разделение по жребию было земным, а это духовным. Там — приобретение материальных благ мира сего, а здесь — приобретение личного служения; там — наследие забот, здесь — разделение дарований (gratiarum); там мы обладаем полями, исполненными трудом и печалью, а здесь нами обладает Христос. Почему святой Давид и говорит: стяжал еси утробы моя (Пс. 138, 13). Пусть же, дети, Он обладает утробою вашею, дабы она была рассадником целомудрия, возбудителем добродетелей. Посвятите себя Христу и исповедуйтесь Ему, говоря так: часть моя еси, Господи (Пс. 118, 57). Так может говорить только незамужняя, замужняя же сказать этого не может; ведь она стремится к тому, как бы ей угодить своему мужу, и только незамужняя (старается угодить) Христу. Та составляет наследие мира, а эта — наследие Христово.

41. Левит, наследие Христово, — это тот, который не присваивает себе ничего из земного. Кто ищет жену, тот уже не может сказать: часть моя еси, Господи (Пс. 118, 57). Но что же говорит служитель Христов: сребра и злата, говорит, несть у мене, но еже имам — сие ти даю: во имя Иисуса Христа Назорея восстани и ходи (Деян. 3, 6); и это он получил потому, что не искал золота. Действительно, он был послан без жезла, без сумы, без денег. Потому-то его и прославляли; так как он не имел того, чего не получил; он не стыдился бедности, так как искупил его уничиженный (pauper). Вот почему Он и сказал: восстани и ходи, — это потому, что он читал в Писании: сей нищий воззва, и Господь услыша и (Пс. 33, 7).

Глава седьмая

42. Итак, да будет вашим уделом Господь, — Господь, создающий и неплодную и рождающую. Создает Он ту и другую, но одна рождает в печали, а другая радуется в бесплодии (своем); этой последней сказано: возвеселися, неплоды, нераждающая, возгласи и возопий, нечревоболевшая (Ис. 54, 1). И, действительно, она имеет сыновей без мук рождения. Поэтому-то в приложении к Церкви и говорится: Кто слыхал, возникла ли страна в один день и родился ли народ вместе (Ис. 66, 8)? Но в один день земля не рождает, а рождает (так) благодать. Когда наступает день Пасхи, то по всему лицу земли (in toto orbe) совершаются таинства крещения, облекаются покрывалом посвящаемые девственницы. Итак, в один день без всякой скорби Церковь обыкновенно рождает много сынов и дочерей. И потому-то прекрасно говорится о посвящаемых (людях): и родился народ вместе (Ис. 66. 8).

43. Видите таинства, видите благодать Христову, благодать Святого Духа, который подается как бы по некоему жребию, ибо не по делам, но по вере каждый оправдывается Господом. В самом деле, как выпадение жребия зависит не от нашей власти, но от случая, так и благодать Господа ниспосылается не в качестве платы за заслугу, но как бы по произволу. Посему о разделении дарований (gratiarum), ниспосылаемых различными способами рабам Божиим, апостол и говорит: вся же сия действует един и тойжде Дух, разделяя коемуждо якоже хощет (1 Кор. 12, 12). Якоже хощет, говорит, а не как должно. Действительно, требующим более обильной платы за труд и жалующимся на то, что они получили равную (плату) с теми, которые пришли после, Господь говорит: или глаз твой завистлив от того, что я добр (Мф. 20, 15)?

44. Дайте же, дети, жребии ваши Тому, Который обыкновенно дарует (рабам) своим награду, превышающую цену труда. Дайте истину Его мужу святому (Втор. 33, 8), т. е.: (даруйте) непорочность; ибо пребывает непорочность Того, Который пришел, чуждый всякой скверны. Итак, девство есть истина, а потеря его — ложь. Посему, стойте твердо (state) в сердце своем, подобно хорошему винограднику в порослях своих.

45 Много бывает искушений; посему и говорит Писание: искусили его искушением и злословили его на воде пререкания кадис (Срвн. Пс. 105, 14, 32; Втор. 32, 51). Девство искушается многочисленными искателями, и когда девственница решит остаться непреклонной, тогда и являются пререкатели. Искатель вступает в пререкания и в случае отвержения прибегает к злословию. Положение незамужней — все равно будет ли это дева или вдова — представляется (тогда) позорным. Кадис — это и есть незамужняя, которая свята телом и духом, которая, посвятив себя Господу, оставила родителей и не исполняет желания тех, которые обыкновенно говорят ей: ты, дочь, обязана дать нам внуков. Кадис — это та, которая не знает детей. И если таким образом она богатствам века сего предпочитает поношение Христово, которое необходимо для всякого стремящегося угодить Христу, то не тем ли более (должны поступить так) вы, которых Отец призывает к непорочности и мать увещевает следовать тому, что составляет требование долга.

46. Итак, девство есть благо. Почему, (Писание) и говорит: кто рассудил есть в сердцы своем блюсти деву свою, добре творит. Тем же и вдаяй браку свою деву добре творит; и не вдаяй лучше творит (1 Кор. 7, 37-38). Тот хорошо поступает в виду искушения (laqueum), а этот поступает лучше по причине пользы. То (совершается) ради врачества, это — для получения награды. Блаженнейша же есть, аще тако пребудет по моему совету. Мнюся бо и аз Духа Божия имети (1 Кор. 7, 40). Итак, последуйте, дети, совету апостола, этому дару Святого Духа.

47. Возьмите и вы тимпан в руки ваши, как взяла его Мария, сестра Моисея и Аарона; (и) выходите со словами: поим Господеви, славно бо прославися, коня и всадника вверже в море(Исх. 15, 21). Умертвите члены ваши подобно тимпану. Пусть не волнует их никакая плотская похоть (lascivia carnis), пусть погибнет (в них) всякое чувство телесной страсти. И среди умерших похотей тела пусть будет известен вам один только умеряющий голос духа. Если вы умрете для греха, то вы будете живы для Бога; но живы будете только тогда, когда в вашем мертвом теле не будет никакого вожделения.

48. Имейте (versate) в руках ваших крест Господа Иисуса, и воздвигайте его в делах своих. Попирайте бездну мира сего и минуйте его. Он подобно коню, издающему похотливое ржание, пусть не находит в вас какого-либо пристанища; пусть утонет всякий, кто только пожелает преследовать и овладеть вами. Пусть по правую и левую сторону вокруг вас будет водная стена, умеряющая всякий телесный пыл ваш, доколе Божие благоволение не переселит вас к тем мысленным двенадцати источникам и семидесяти пальмовым деревьям, в тот покой великой субботы, и не удостоит поселить вас на гору своего наследия, где святая Мария предводительствует ликами.

49. Облекитесь, дети, в Господа Иисуса, ищите истинной премудрости, о которой говорит Иов: премудрость же откуда обретеся? и кое место есть ведения (Иов. 28, 12)? Бездна рече: нест во мне. Море рече: несть со мною (ст. 14). Хорошо сказала бездна: несть во мне, ибо Он воскрес; нет в ней Того, Кого она не могла удержать. Да и в Евангелии ты найдешь, что женам, пришедшим ко гробу, ангелы сказали: Иисуса распятаго ищете: несть зде, восста бо (Мф. 28, 5-6). Что значит: несть зде? Это значит: нет Его во гробе, нет Его в преисподней, но Он на небе. И море также, — т. е. век, мир этот —, говорит: несть со мною, ибо превыше мира Тот, которого не изменили ни падение, ни прелести мира сего, так как Он греха не сотвори, ни обретеся лесть во устех Его (1 Петр. 2, 22). Итак, и бездна сказала: несть во мне, и море сказало: несть со мною. Но небо не сказало, что нет у Него Того, Кого оно восприяло воскресшим. И рай не сказал: несть во мне Того, Которого он, — после освобождения разбойника по слову Самого Господа: днесь со Мною будеши в раю (Лук. 23, 43) —, познал как своего царя.

50. Привлеките, дети, мудрость во внутренние сокровищницы вашего сердца, так как она, не знающая смерти, драгоценнее золота и серебра; и ведь не мертвые восхвалят Тя, Господи, но живые (Пс. 113, 25). Посему, дабы жить вам, и вы хвалите Господа, хвалите Его и днем и ночью. А хвалить Его вы будете только тогда, если вас не будет отвращать от Него никакое влечение к супружеству, никакая мирская забота; в самом деле, избирающие жребий супружества несут бремя забот о делах мира сего.

Глава восьмая

51. Размыслите, дети, чем вы обязаны в отношении к родительским обетам. Мы отверзли к Богу уста свои, и воля родителей есть (законный) обет. Мы просили, а вы исполните. А какова сила родительских обетов, вас должна научить дочь Иеффая галаадского; она, дабы обет родительский не оказался напрасным, принесла в жертву даже свою жизнь (Суд. 11, 31). Ведь обеспокоенный неблагоприятным течением военных действий, (Иеффай) дал обет, в случае удачного исхода сражения, принести в жертву Богу то, что, при его возвращении домой, прежде всего ему попадется навстречу. И вот когда победа была одержана, к нему выходит навстречу дочь, которая более, чем другие, прониклась радостным ликованием по случаю победы и по долгу любви (к отцу). Отец зарыдал и забыл все свои чувства, когда вспомнил о (своем) обете. Дочь спросила его о причине (такого состояния), и он рассказал ей, что он обещал Господу. Тогда дочь стала убеждать его, чтобы он исполнил данный им Господу обет. И таким образом она искупила неосторожный обет отца своею кровью.

52. Все это касается и вас. И вот ты, сын, которого даровал мне истинный Елкана, — т. е. наследие Божие — ты (предмет) моих прошений и желаний, — отсюда ведь получил имя и Самуил —, ты, говорю, предмет моих молений и обетов, ты, который — я не знаю даже каким образом — вошел в утробу мою, когда я отчаялась уже иметь потомство мужеского пола, ты которого создали мне мои обеты, а не какие-либо тайны обычного зачатия, ты, говорю я, сын, познай, кто даровал мне тебя. Это — Тот образовал уста твои, это Тот сформировал (distinxit) члены твои, это Тот услышал молитвы мои, храму Которого и на служение Которому я обрекла тебя еще прежде рождения твоего. Не для родителей, не для себя, но для Бога рожден ты; ты начал принадлежать Ему раньше, чем вышел из ложесн матери. И все мы, конечно, принадлежим Ему, но однако ты, как плод обещаний, должен по преимуществу возвратиться к Господу твоему, ибо написано: делайте и воздавайте обеты Господу Богу вашему (Пс. 75, 12). Я ничтожна, я недостойна, и однако, как Анна, обещала, что во все дни и ночи твоей жизни ты не отступишь от лица Господня: я обещала, (а) ты соверши: для Себя Господь исполнит дар жертвы своей».

53. Это и иное (подобное этому) сказала благочестивая мать. И когда она увидела в детях соответствующее настроение, она привела затем свое достояние (suum), вскормленное сосцами духовной благодати, в храм Господень и, обратившись с молитвой, сказала: утвердися сердце мое в Господе, вознесеся рог мой в Бозе моем. Разширишася уста моя на враги моя, возвеселихя о спасении Твоем: яко несть свят, яко Господь, и несть праведен, яко Бог наш и несть свят паче Тебе (1 Царств, 2, 1-2).

54. Итак, вот что сказала детям своим мать, которая одновременно внесла в дом свой звание вдовства по отношению к себе и звание (titulos) целомудрия по отношению к детям, — словом эти как бы в некотором роде женские начала власти. И, конечно, прекрасна эта женщина, которая ничего не оставила для себя, и все, что имела, принесла Богу; жизнь ее является уроком научения (disciplinae) и некоторым образцом целомудрия, как по своему доброму замыслу, так и по своей еще более ценной поучительности. Действительно, пример вдовства и девства поучителен.

55. Вот идет она в Церковь, окруженная обществом дочерей — девственниц, и (как бы) вносит сюда это украшение своего дома. И в Церкви она находит то, что может назвать своим достоянием (suum), именно сына, возглашающего изречения священных чтений. Таким образом, оказалось, что и сестры его получали наставления дома в то время, как брата их слушали (в Церкви). И мать, подражая небесному примеру, радуется своему преуспеянию в сыне; все слова его чтений она слагает в благочестивом чувстве, и тщательно сохраняет в сердце.

Глава девятая

56. Хотя в увещаниях матери нет никаких упущений, но и я со своей стороны скажу вам, дети, хотя несколько слов. Ищите Господа Иисуса, Который увещевает нас искать царства Божия: и сия вся, говорит Он, приложатся вам (Мф. 6. 33). Но я хочу, чтобы вы прежде заслужили, и потом уже требовали награды. Награда прекрасна, но еще более прекрасен раздаятель награды и виновник дара. Награда — в царствии, и во Христе заключается власть ее раздаяния. Ищите этой (власти) в божественных Писаниях, где обретается Христос, и говорите так же, как говорила та (невеста); возвести ми, егоже возлюби душа моя (Песнь песн. 1, 6). Правда, и Синагога искала Его, но только оставила; ищите же и вы и не оставляйте Его. Но почему ты, Синагога, говоришь: егоже возлюбих, а не выражаешься так: его же люблю? Потому, конечно, ты и не обладаешь Им, так как говоришь: возлюбила: а почему бы тебе и доселе не любить Его сильно, чтобы иметь возможность обладать Им.

57. Впрочем, оставим эту (Синагогу). Ты, дева, коль скоро начнешь искать Его, Он уже с тобой; и, действительно, не может быть, чтобы Он не откликнулся (desit) на зов ищущих Его, — Он, Который явился тем, которые не искали Его и открылся тем, которые не звали. В то время, как ты беседуешь и размышляешь, Он уже тут — с тобой. Когда же Он придет, то сумей спросить Его, где Он пасет, где почивает, — как говорила и та (невеста): где пасеши, почиваеши в полудне (Песнь песн. 1, 6). Где же пребывает Христос? Конечно, там, где блистает полдень справедливости. Это доказывается даже свидетельством Священного Писания, которое говорит: в солнце положи селение свое (Пс. 18, 5). Посему тот же пророк говорит и в другом месте: во Свете твоем узрим свет (Пс. 35, 10). Свет есть Сын, Свет есть и Отец, Который является (videtur) в Сыне, ибо Сын есть сияние славы Отца и образ ипостаси Его (Евр. 1, 3).

58. Но и в своем свете ты, дева, ищи Христа, (ищи Его) в добрых размышлениях, в добрых деяниях, которые да просветятся пред Отцом твоим, — Который находится на небесах. Ищи (Его) ночью, ищи на ложе твоем, ибо и ночью приходит Он и стучит в дверь твою. Ведь Он желает, чтобы ты бодрствовала в каждое мгновение, желает, чтобы дверь мысли твоей была открыта. Есть и еще дверь, которую Он желает (видеть) открытою, именно — чтобы твои уста были открыты и возглашали хвалу Господу, красоту (gratiam) жениха, исповедание креста, чтобы ты, повторяя символ, воспевала псалмы на ложе своем. Итак, когда Он придет, то пусть найдет тебя бодрствующей, готовой. Пусть спит плоть твоя, но бодрствует вера; пусть спят соблазны тела, но бодрствует благоразумие сердца; пусть члены твои источают благовоние креста Христова и благовоние погребения, и сон, таким образом, не распространяет в них никакой теплоты, не возбуждает никаких движений. Душа, которую не возмущают какие-либо телесные возбуждения, сама открывает себя Христу.

59. Нашедши (все) это, Жених пройдет мимо; но душа твоя пусть последует за Ним, пусть сойдет она с ложа своего и пойдет за Словом Его, как написано: душа моя изыде в Слово Его(Песнь песн. 5, 6), — т. е.: пусть выйдет (peregrinetur) из тела, чтобы быть с Богом, так как, пребывая в теле, она удаляется от Христа. Потому апостол и говорит: дерзаем же и благоволим паче отыти от тела и внити ко Господу. Тем же и тщимся аще входяще, аще отходяще, благоугодни ему быти. Всем бо явитися подобает пред судищем Христовым, да приимет кийждо яже с телом содела, или блага, или зла (2 Кор. 5, 8-10). Как легко (cito) открыл он причину, по которой тело воскреснет. В самом деле, плоти, которая имеет восприять воздаяние за свои дела, необходимо даже воскреснуть: мы должны в теле же восприять за все то, что мы соделали в теле.

60. Итак, Господь желает, чтобы Его чаще искали: Он удаляется, бежит для того, чтобы возбудить (resuscitet) благодать (gratiam), которую, — он желает, — чтобы ты возбуждала в себе сама, как написано (в послании) к Тимофею: По сей причине напоминаю тебе возгревать дар Божий, живущий в тебе чрез возложение рук моих (2 Тим. 1, 6). И та, которая уже возгрела в себе этот дар (gratiam), становится (как бы) раненой любовью, как сказала та (невеста): яко уязвлена любовию аз есмь (Песн. песн. 5, 8), конечно под тем условием, если вы возгрели и возбудили любовь. А что это значит, мы поймем, если припомним, что Господь Иисус есть стрела; Ему говорит Отец: положих тя, яко стрелу избрану (Ис. 49, 2). А так как Он сам есть любовь, то существуют, конечно, и стрелы любви, которыми Он наносит раны ищущим Его. И действительно связанные узами они следуют за Ним; тех, которых Он ранит, Он же и привязывает (ligat). Есть, следовательно, даже узы любви; ими связан был Павел, который говорит: Павел, юзник Иисус Христов (Осии 11, 4; Филим. 1, 1).

61. О существовании ран любви свидетельствует также Иов, больше которого никто не любил Христа; он любил Его даже в страданиях своего собственного тела. Посему-то он говорил: стрелы бо Господни в теле моем суть, их же ярость испивает кровь мою; егда начну глаголати, бодут мя (Иов. 6, 4). Существуют, следовательно, раны любви, и раны благие: лучше раны друга, чем добровольные лобзания врага (Притч. 27, 6). Иеремия точно так же сгорал и не мог выносить огня любви, которым пылал при исполнении пророческого служения (Иер. 20, 9). Его ввергали даже в ров, ибо он возвещал иудеям будущие разрушения и не мог молчать (там же 38, 6). Побивали камнями и Стефана, а он эти раны за Христа принимал как раны любви, с чувством благочестивого расположения (Деян. 7, 58). Подвергались побоям апостолы, и радовались (Ibid. 5, 40). Как благ Господь, ради Которого и обиды сладки и смерть приятна! И даже очень приятна, потому что она дарует бессмертие.

Глава десятая

62. Во всяко время, говорит (Екклезиаст), да будут ризы твои белы (Еккл 9, 8). Что же более девства? Что более незапятнанного одеяния целомудрия? Прекрасно, конечно, целомудрие супружеское и целомудрие вдовства: чисто всякое целомудрие, но, может быть, не всякое бело, или же бело не во всякое время. Не бело оно, если кто не имеет власти над своим телом, когда молитва откладывается до (другого) времени. Посему прекрасно говорится о девстве: во всяко время да будут ризы твои белы и елей на главе твоей (Еккл. 9, 8), чтобы светильники твои всегда могли светить и не угасли, когда начнет приближаться Тот небесный Жених (Мф. 25, 6).

63. А в каком смысле Екклезиаст сказал: на главе твоей, — мы представим на основании (книги) Притчей; очи человека, — сказано — на главе его (Еккл. 2, 14), т. е. (на главе) — средоточие твоей мудрости (sapientiae tuae sensus). Вот почему, может быть, восхваляется и та евангельская жена, которая ноги Господни отерла своими волосами (Лук. 7, 38), — потому именно, что она смирила себя верою, дабы не показаться горделиво проникнутою тою плотскою мудростью, которая, как изъяснил истинный истолкователь таин Павел, закону не покоряется, тогда как (эта жена) покорила себя Христу.

64. Это (евангельское сказание) мы прекрасно можем понять и в буквальном смысле (corporaliter); в самом деле, если в пророческих писаниях дочери Сиона порицаются за то, что они выступали с высоко поднятой шеей, подмигивали глазами, влачили за собой (длинные) туники и играли ногами, и если за все это, говорит Господь, у них отнимается слава одежды их, украшения их, и плетения волос их (Ис. 3, 16. 18), то эта (евангельская) жена правильно (поступила), когда распустила волоса свои и плетения их развязала Евангельским учением (Лук. 7, 38). Вот почему и апостолы сказали, что женщинам должно искать не плетения волос, как учил Петр (1 Петра 3, 3), не плетений злато м или бисер ми или ризами многоценными (1 Тим. 2, 9), как утверждал Павел, но украшений внутреннего человека; ибо только тот сокровенный сердца человек, который беден для мира, является богатым для Бога.

65. Вот вы, дети, считающие себя бедными, выслушали (меня). Спрашивается, кто же является богатым человеком при существовании столь многих нужд? Конечно, только тот, у которого нет на совести тяжкого греха. В самом деле, добро, — говорит (Писание) — то существо, у которого нет греха на совести (Иис. Сир. 13, 30). Вы выслушали — говорю я — в чем может заключаться ваше богатство пред Богом. Вы богаты, говорит (Петр), если в вас будет нерастленный и смиренный дух (1 Петра 3, 4). Действительно, благие богатства свойственны невинности и кротости; им и грех не вменяется, так как в них не бывает никаких изворотов лукавства и обмана; всякий кроткий (человек) не умеет злословить, он не знает зависти, доволен своим, не ищет чужого; и даже когда бывает бедным, он считает себя богатым, если только у него имеется достаточно пропитания. Ввиду этого апостол Павел прекрасно говорит: и глубокая нищета их преизбыточествовала в богатстве их простоты (2 Коринф. 8, 2).

66. И так как Церковь была изукрашена приличествующими ей украшениями и, воспринимая свет от Христа, блистала сиянием, то в виду этого приводимое (ниже) место может быть понято в том смысле, что здесь Синагога обращается к Церкви с такими словами: где пасешь ты? где отдыхаешь в полдень? К чему мне быть скиталицею возле стад товарищей твоих (Песнь песн. 1, 6)? Наемницей желает быть та, которая ранее присваивала себе господство. Как гибельно вероломство!

67. Но так как она была не верна, жестоковыйна и святотатственна, то Христос поэтому отделяет ее от стад своей Церкви, говоря: если ты не ведаешь себя, прекраснейшая из женщин(Песн. п. 1. 7), т. е.: ты прежде познай саму себя, какова ты, и тогда только стремись приблизиться к стадам моим. И справедливо Синагога называется прекрасною среди жен, а не среди дев, так как она следовала за женой Евой, чрез которую пришло падение. Церковь же прекрасна среди дев, ибо она есть непорочная дева (virgo sine ruga).

68. Следовательно, как муж, так и жена должны знать, что они образ и подобие Божие, и потому должны искать красоту души, а не тела. Из чего же состоим мы? (Мы состоим) из субстанции души и силы мысли. В этом весь наш удел (portio). Давид говорит: на Бога уповах, не убоюся; что сотворит мне плоть (Пс. 55, 5)? Следовательно, мы не плоть, но дух. Но об иудеях сказано: не имать Дух мой пребывати в них, зане плоть суть (Быт. 6, 3). Мы — не золото, мы — не деньги, не изобилие богатств; ведь только то [
т. е. духовная жизнь, полная мысли] составляет наше (достояние). Поэтому Моисей и говорит тебе: внемли себе (Втор. 15, 9), т. е. (будь внимателен) к душе своей, дабы не погибнуть тебе и не сделаться плотяным. Внемли себе, т. е. тому образу, который ты принял от Христа, тому подобию, с которым ты сотворен. Сохраняй тот самый образ, который напечатлел в тебе Христос Своими деяниями, как Он Сам говорит Иерусалиму, т. е. душе, несущей мир: се написах, Иерусалиме, стены твоя (Ис. 49, 16).

69. Итак, внемли, и в особенности ты, сын, внемли себе, чтобы порадоваться в юности твоей. И Писание говорит тебе: веселись, юноша, в юности твоей (Еккл. 11, 9). Оно говорит тебе, конечно, не о самом времени исключительно только этого возраста. Дело представляется так, что существует как бы некоторый расцвет жизни, время добрых дел; что собственно и имеется в виду в словах Писания: обновится, яко орля, юность твоя (Пс. 102, 5). И да ублажит, говорит (Екклезиаст), тя сердце твое во днех юности твоея, и ходи в путех сердца твоего непорочен и в видении очию твоею, но не в дерзновении очей твоих (Еккл. 11, 9); конечно, в видении духовном, а не в дерзновении века сего. И разумей, яко от всех сих приведешь тя Бог на суд. И отстави ярость от сердца твоего, и отрини лукавство от плоти твоея (Ibid, ст. 10).

70. Внемли себе, дева, и ты будь усердна к молитве; пусть лицо твое покроется бледностью от постоянного моления. И приступая к молитве, ты приготовь наперед душу свою, чтобы молитва твоя не оказалась искушением для Бога; (молись так), чтобы нравы твои говорили, вера твоя вспомоществовала и в делах твоих выражалось то, о чем ты молишься. Внемли себе — это говорю я тебе, как и всякой девственнице. Ведь ты не лишена и наставницы, могущей дать тебе благочестивое воспитание.

71. В особенности, повторяю, будь, дева, внимательна к священному обету и остерегайся всякого бесстыдного глаза. Если даже хотя бы временно, подобно путнику, он пройдет мимо, то и тогда он открывает уста свои, и будет пить всякую попавшуюся воду, чтобы напоить тебя (Срвн. Иис. Сир. 26, 14). Ты никуда не должна выходить без матери, которая должна быть бдительным стражем (твоего) целомудрия. Даже выходы в Церковь для молодых девушек должны быть сравнительно редки. Посмотри, какова была Мария, и однако всякий раз когда ее искали, находили ее не где-либо в ином месте, а исключительно только в ее ложнице. Пусть она научит тебя, чему ты должна следовать. Она увидела ангела во образе мужа, и, уклоняя взоры свои от него, вострепетала в сердце своем. Посему-то ангел и говорит ей: не бойся, Мария. Уединение учит стыдливости, удаление (от мира) упражняет целомудрие.

72. Да и зачем нужно тебе свободно (facile) выходить, хотя бы и к ближней своей? Ведь нога глупого спешит в чужой дом, но человек многоопытный постыдится (Иис. Сир. 21, 25). Вот отчего происходят сплетни, опасаться которых прекрасно научает тебя Премудрый следующими словами: кто даст стражу научению моему и верную печать на уста мои, дабы мне не пасть чрез них и чтобы язык мой не погубил меня (Прем. Сир. 22, 31). Если мужескому полу повелевается молчать пред старейшими, то насколько более неприлично бывает говорить и заводить разные речи девственницам?

Положим, ты наложишь на себя молчание, на разве ты можешь заставить молчать других, и не слушать их? Иной сможет иногда наложить узду на уста свои и (положить) меру (stateram) словам (своим), но с ушами он сделать этого не может. Говорить зависит от нас, но слушать — от воли других; мы часто слушаем даже то, чего не желаем.

Глава одиннадцатая

74. Посмотрим, чему еще учит нас Писание. Не следует легкомысленно (facile) клясться, потому что очень часто бывают случаи, когда мы не можем выполнить того, в чем поклялись. А кто не клянется, тот, конечно, не совершает и клятвопреступления; наоборот, кто употребляет клятву, тот по необходимости иногда впадает в клятвопреступление, ибо всякий человек лжив (Пс. 115, 2). Итак, не клянись, чтобы тебе не впасть в клятвопреступление.

75. Даже и самая веселость у девственниц не должна проявляться слишком свободно. Если им не о чем плакать, то пусть они оплакивают этот мир, пусть плачут о падении согрешающих. Ведь та, которая оплакивает падения других, будет опасаться своих (падений). Пусть плачут они, наконец, хотя бы в силу того соображения, что плачущие здесь получат утешение там. Ведь если не будешь плакать, то подобно богачу, который роскошествовал здесь, а там, по свидетельству Господнего изречения, подвергся тяжким мукам, ты можешь услышать (слова Господа): восприял еси благая в животе твоем (Лук. 16, 25). Насколько же счастливее Лазарь, который здесь плакал, а там ликует; здесь терпел голод, а там наслаждается? Следовательно, если ты хочешь достичь благоговеселия, то книга Екклезиаст тебе дает указание, как тебе должно стремиться к такому (веселию); в ней говорится: прииди, яждь в веселии хлеб твой; яко уже угодна Богу творения твоя (Еккл. 9, 7).

76. Посмотрим также, как всех нас тот же Екклезиаст изобличает в неумеренном смехе. Якоже глас терния под котлом, говорит он, тако смех безумных (Еккл. 7, 7). А ведь терние, когда оно пылает, издает треск и быстро прогорает, не производя никакого тепла. Ввиду этого и сказано об иудеях: разгорешася яко огнь в тернии (Пс. 117, 12). Действительно, распаленные своим смехом, они сгорели во время страданий Господа, когда, смеясь над пожаром души своей, говорили: упова на Господа, да избавит его, да спасет ею, яко хощет его (Пс. 21, 9). И, надсмехаясь, они били Его по голове тростию, сплели Ему венец из терния и предлагали для питья уксус. Посмеяние это возжигает синагогу навеки. Таков смех глупых; он издает звуки, лишенные милости и сожигает сосуд их собственного тела. Следовательно, Сарра не без основания отрицала то, что она смеялась (Быт. 18, 15); она в данном случае боялась обнаружить смехом свое сомнение в исполнении небесных обетований; но ведь этот смех все же был полон разумности (gravitatis) и целомудрия; и никакой посторонний свидетель, кроме одного только Бога, ведущего сокровенные тайны, о нем не знал.

77. Прекрасно и следующее изречение: не тщися в дусе твоем яритися, яко ярость в недре безумных почиет (Еккл. 7, 10), т. е.: хотя бы и была причина, могущая возбудить гнев твой, но ты не спиши с наказанием, дабы пыл гнева твоего не воскипел слишком неумеренно. (Человек) не может уничтожить своих естественных (душевных) движений, но (он может) привнести в них замедление, и таким образом при помощи врачевства мысли умерить раздражение. Вот что уже давно сказал Давид: гневайтеся и не согрешайте (Пс. 4, 5); в данном случае он собственно запрещал не самый гнев, он не мог, конечно, уничтожить то, что было свойством природы, и вот как добрый врач он дает только лекарство, чтобы этот гнев не мог оказать вреда.

78. Наконец, если кто и согрешит сердцем, — так как гнев бывает неудержим, — то, по совету (Давида), он должен умилиться (compungatur) на ложе своем и осудить себя в прегрешении. Действительно, в Писании есть такие слова: яже глаголете в сердцах ваших, на ложах ваших умилитеся (Пс. 4, 5). Итак, он желал, чтобы все люди наблюдали за своими недостатками, чтобы тот, на которого не простирается сдерживающая сила общественного обличения, в случае совершения тайного преступления, стыдился своего собственного суда и укрощал себя как бы некоторым жалом горечи и стыда.

Глава двенадцатая

79. И к чему заниматься мне воздержанием, коль скоро говорит о нем Премудрый: Отними от меня пожелания чрева и сладострастие да не овладеет мною (Прем. I. Сирах. 23, 5)? Не бойся немощи от поста и воздержания, ибо тяжкая немощь делает душу трезвенною.

80. А каким образом должно заботиться о добром имени, — об этом учат Притчи Соломоновы в следующих словах: лучше имя доброе, нежели богатство большое (Притч. 22, 1). И что в самом деле значит наследственное имущество, если только оно не имеет в то же время доброго управителя? Посему праведный Иов и говорит: благословение умирающего на меня пусть приидет и уста вдовицы пусть благословляют меня. Я был глазом слепым, ногою хромым, отцом немощным (Иова 29, 13-15). Если я видел кого погибавшим без одежды, то Я не облекал ли его; не благословляли ли меня нуждающегося, и шерстию овец моих не согрел ли я плечи их (там же 31, 19 — 20); скрыл ли я когда-нибудь грех мой, который я совершил невольно как неразумный (ст. 3 3), оставил ли я когда-нибудь маломощного выйти из дверей моих с пустым недром (ст. 34). Вот какими (деяниями) приобретается доброе имя.

81. Но в девственнице больше всего достойна внимания ревность к трезвенности. Трезвенностью же я называю не воздержание от вина, а (воздержание) от плотской необузданности и свойственной миру хвастливости: этой хвастливостью мы опьяняемся даже сильнее, нежели вином; она ведь подает чашу падения и сосуд гнева. Вот почему Господь и говорит, обращаясь к Иерусалиму: сего ради слыши, смиренный и упивыйся не вином. Се взях от руки твоея чашу падения, фиал ярости (Ис. 51, 21-22). И эту чашу уже выпила (exinaniverit) Синагога; дщери же Церкви не должны пить от нее. Именно об иудеях сказано: дщери их удобрены, преукрашены, яка подобие храма (Пс. 143, 12); вы же — (самый) храм Божий, дщери Того, Который не преображается в ангела света, но есть Истинный Свет от Истинного Света. Поэтому да будет в вас не подобие только, но (самая) Истина. Между тем многие даже в то время, когда дают обет целомудрия, все еще заботятся о вспомогательных средствах красоты: они появляются в таком прикрашенном виде, с таким нежным лицом, что нарушают благоприличие священных (дев) Господних. К ним я и обращаюсь с такою апостольскою речью: если вы со Христом умерли для стихий мира сего, то для чего вы, как живущие (в мире), еще состязаетесь из-за этого мира? Не прикасайтесь, говорит (апостол), не притрагивайтесь, не вкушайте всею того, что относится к тлению (Кол. 2, 20-22).

82 Вот и святая Сотера, — да позволено будет воспользоваться близким (domesticum) нам примером благочестивой родительницы; да и мы, состоя в звании священническом, считаем вправе предпочитать наше достоинство званиям префектов и консулов: ведь мы имеем, повторяю, преимущества веры, которые гибели не знают, — вот, как я сказал, и святая Сотера не заботилась о своем лице. Правда, она и без того была весьма красива на вид; она была девицей знатного происхождения и при всем этом поставила ниже святой веры, как консульство, так и префектуру родителей. Она не вняла даже приказаниям принести жертву богам. И вот жестокий гонитель, (полагая), что нежная дева уступит перед болью или стыдом, приказал ее бить (по лицу) ладонью. А она, лишь только услышала это приказание, как сейчас же открыла лицо и только для мученичества сбросила покрывало и только для него осталась непокрытою; подставив лицо, она добровольно пошла навстречу оскорблению, и таким образом мученическое жертвоприношение совершилось там, где обыкновенно сосредоточивается искушение невинности. Она радовалась, что с потерей красоты от нее удалится опасность для невинности. Конечно, (гонители) смогли избороздить лицо ее рубцами ран, но при всем этом они никак не могли обезобразить лика ее добродетели и дара ее внутренней красоты.

83. Старинные басни передают об этрусском юноше, что он, обладая удивительной красотой лица, которая возбуждала любовь к нему со стороны женщин, испещрил лицо свое рубцами с тою целью, чтобы ни одна женщина не могла его любить. Я рассмотрю, был ли при этом целомудрен дух этого (юноши); по крайней мере, тот чувственный порыв, ради которого он обратил на себя внимание, не был целомудренным. Кроме того, он причинил себе одни только раны без вреда (для себя). А эта доставила (себе) победные знаки мученичества, чтобы сохранить образ Божий, который она получила.

Глава тринадцатая

84. Сохраняйте и вы этот образ, дщери, соблюдайте и вы заповеди божественного Писания, да всяка уста, как говорит (апостол Павел), заградятся (Римл. 3, 19). Ибо написано: блажен человек, егоже аще накажеши, Господи, и от закона Твоего научиши его (Пс. 93, 12). Благий Господь вразумляет и научает и большею частью обличает; но и того, кого Он обличает, делает блаженным, ибо блажен человек, которого обличает Господь. Посему не избегай Его порицаний: они ведь — от любви и благодати. Сам Он поражает, но будучи добрым врачом, Сам же и исцеляет своими руками (Втор. 32, 39). Шестижды от бед измет тя, в седьмем же не коснеттися зло; во гладе избавит тя от смерти, на брани же из руки железа изрешит тя; от бича языка скрыет тя (Иов. 5, 19-21). И на самом деле, если только ты не будешь помышлять о необходимости ограничивать кого бы то ни было, тогда ты не станешь и бояться бичей чужого языка.

85. Удивительно (метко) изобразило (Писание) слова злоречивых людей, когда упомянуло о биче языка, звук которого раздается на далекое пространство (late). Желая сохранить нас от этого (звука), апостол Петр и увещевает, чтобы мы не воздавали злом за зло, или ругательством за ругательство, и чтобы мы, когда нас злословят, воздавали даром благословения. Вот почему (в Писании) и сказано: удержи язык твой от зла (Пс. 33, 14), — т. е. как бы от бича языка, — и не бойся звука слов, если чиста твоя совесть. Хорошо, конечно, не допускать даже возможности порицания; если только это осуществимо; но так как очень многие укоряют не за пороки, а за добродетели, то пусть порицают то, что относится к похвале, и не нападают на то, что относится к заблуждению

86. Но что еще хуже — нас бичует не только чужой язык, но даже и свой. И эти бичевания бывают еще тяжелее тогда, когда чрез многословия мы впадаем в грех. А потому, храни, дева, пути твои, дабы не согрешать тебе языком своим (Пс. 38, 2). Да и хорошее говорить в большинстве случаев предосудительно для девы. И ты не удивляйся, что я так говорю относительно девы; ведь даже женщине — и то повелевается учиться в молчании (1 Тим. 2, 11). Прекрасно целомудрие, которое приутотовляется молчаньем.

87. Сусанна была в опасности и молчала, чтобы тем красноречивее (melius) можно было ей говорить (своим) молчаливым целомудрием (Дан. 13 гл). И вот стыдливость нашла (себе) защитника, который защитил ее целомудрие. И именно в приложении к ней прекрасно говорится в Писании, что Господь скрыл ее от бича языка.

88. Зачем же мы говорим (только) о женщинах? Молчал и Иосиф, когда его обвиняли, и невинность защитила его лучше, нежели язык. Молчал разумнейший из всех Даниил, и именно он заградил уста львов. В данном случае прекрасно выражается и святой Давид: положих, говорит он, устом моим хранило, внегда восстати грешному предо мною (Пс. 42, 2).

89. И зачем, в самом деле, ты желаешь говорить? Может быть, ты боишься того, как бы, при твоем молчании, не поверили тому, в чем тебя упрекают? Но послушай слов благого учителя, святого Иова: се смеюся поношению и не возглаголю: возопию и нигде же суд (Иов. 19, 7), т. е. всякий обвинитель — (говорит Иов) — поносит меня. И у тебя есть над чем смеяться, если только совесть (твоя) не знает за собою преступления. Зачем, в самом деле, тебе отражать слова словами? Пока еще нет суда, даже если ты будешь взывать, он все равно не приблизится. Тебе надлежит в мире сем перенесть много борьбы.

90. Преодолел святой Иов печаль по поводу потери (имущества); преодолел, и даже не позволил себе горько оплакивать потерю детей; преодолел скорби от ран; вот к язвам тела присоединяются еще искушения со стороны жены, но и их он не заметил. Для завершения борьбы ему доставляются еще укоры со стороны друзей. Боролся он с родительским чувством, боролся со страданием и болезнью тела; надлежало ему еще испытать искушение от (дружеских) речей.

Глава четырнадцатая

91. Итак, когда ты видишь, что вдова страдает от каких-либо материальных недостатков или от неприличного поведения сыновей; (когда ты видишь), что праведный умирает или терпит обиду, то не суди об его заслугах по невзгодам века сего и не дивись тому, что он оставлен Господом. Здесь ведь мы состязаемся, а получим венец в другом месте. И не о себе только, но о всех людях вообще я сказал (это). В самом деле, где мне (взять) столько заслуг? для меня снисхождение является уже наградой. Здесь борьба, а там награда, здесь служба, а там плата (за нее). Итак, доколе я в этом мире, я борюсь, я сражаюсь, на меня нападают, чтобы поразить меня; но силен Господь, чтобы поднять низвергнутого, поддержать падающего, ободрить колеблющегося. Зачем, поэтому, ты удивляешься, что тот или иной страдает? Доколе он в этой жизни, борьба его не прекратится и венца он не получит. Никто не получит похвалы, если только он не претерпит до конца; (только) после этого законного состязания он может получить венец.

92. Кто славнее, кто блаженнее Павла? Однако и этот сосуд Господнего избрания стяжал себе венец не прежде, как окончил весь подвиг. Поэтому он и говорит: подвигом добрым подвизахся, течение скончах, веру соблюдох; прочее убо соблюдается мне венец правды (2 Тим. 4, 7-8); этот (венец), говорит он, имеет быть дарован не только ему, но и всем любящим пришествие Господне. Прекрасно он сказал: любящим пришествие Христово; действительно, никто не спешит на суд кроме того, кто уверен в (своей) невинности, или кто наперед воспользовался трудом своим, кому споспешествуют или благодать Господня или благочестивые подвиги ради Христа.

93 Эту награду, конечно, получит и та вдова, которая хорошо воспитала детей; в детях она будет находить себе радость; в особенности же будет радоваться та вдовица, которая отдала Господу всех, которых она получила. Вот почему и та евангельская вдовица поставляется выше богатых (Лук. 21, 3); она похваляется устами Господа не только за то, что она положила на пропитание бедных все, что имела, но и за то, что принесла (именно) две медницы, т. е. полную веру. Вот и самарянин на содержание человека дал гостинику две медницы, чтобы он позаботился об излечении язв этого израненного разбойниками. Следовательно, в виду того, что она в своих заботах о потомстве подражала и девству ветхозаветной Марии, сестры Аарона, и непорочности новозаветной святой Марии, Матери Господней, она и получит на божественном суде награду за веру (свою). Она ничего не оставила для помощи себе в этом мире, но все служение (своего) благочестивого потомства вручила Господу.

94. Ныне, Господи, молю Тебя: как вечный Первосвященник, призри на этот дом Твой, на эти освящаемые ныне жертвенники, на эти духовные камни, в каждом из коих освящается Тебе живой храм; и по Твоему божественному милосердию приими молитвы рабов Твоих, изливаемые на месте сем. Да будет Тебе священным благовонием всякая жертва, приносимая в храме сем с чистой верою и святою ревностью. И взирая на ту спасительную жертву, ради которой отъемлется грех мира сего, воззри также и на эти жертвы святого целомудрия и не лиши их (своей) вечной помощи, да будут они Тебе жертвами благоприятными в воню благоухания, угодными Господу Христу, и удостой соблюсти дух их в непорочности, а душу и тело — беспечальными даже до дня Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа.