29 декабря 2018

О помыслах и внутренней духовной брани

Георгий (Стратоник), затворник Задонский. Избранные письма

Георгий (Стратоник), затворник Задонский. Избранные письма
Письмо епископу Воронежскому Епифанию 

Ваше высокопреподобие. Видно из газет, какие смущения претерпевают многие государства; но не видно, когда какое смущение претерпевает истинный христианин внутри сердца своего от помышлений, находящих с противоборющей стороны, от врага — искусителя спасающихся душ. 

Сей дух, древнею злобою именуемый, тайно влагает мысль на сердце человеку, чтобы прежде смутить его душу; а потом мало-помалу, или вдруг, как в ком успеет, выводя из спасительного терпения, гонит с места на место; и таким уклонением ищет лишить повинующегося ему всех средств ко спасению, чрез терпение приобретаемых. В таком-то положении боримый Николай Михайлович был у меня; он смущается гонящею его мыслью, чтобы оставить святую обитель. По кротости же и смирению его, я не мог не со-участвовать в нем: пригласил его, не уклоняясь от церковного послушания, пожить у меня под одной крышкой, до приезда вашего. 

Повергаюсь в любовь вашего высокопреподобия — смиренно испрашивающий ваших отеческих молитв и благословения, слабый и непотребный раб, многогрешный Георгий. 

21 февраля 1831 года 

Духовнику Задонского монастыря отцу Амвросию

Милостивый батюшка! 

Жалуюсь вам на тайного неприятеля: он со всех сторон обступил меня; мыслит выгнать из крепости или пожечь всего. Прошу подать мне руку помощи к отражению врага древнего; пролейте молитву сердечную пред чудотворною иконою Божией Матери — с испрошением у Спасителя мне прощения. Да воздаст вам Царь славы за ваше ходатайство о ближнем — ныне и во веки бесконечные. Немощный проситель ваш, непотребный раб, грешный Георгий. 

23 июня 1822 года 

Духовнику Задонского монастыря отцу Амвросию 

Батюшка! Я получил письмо ваше ко мне, писанное 1-го числа мая, и не отвечал вам до сего времени. Все прошедшее время, как сон, как одна ми-нута; все с концом сближается! Грехи, соблазны час от часу умножаются; коварство, злоба, зависть, вражда и ненависть что дальше, то больше усиливаются, до самого ада: повсюду простерты сети от злоковарного ловителя. Дух лукавый, хитрый непрестанно изощряет стрелы, чтобы пронзить, убить, свесть во ад и такие души, какие только есть ищущие вечного спасения. Духа древней злобы меры и средства тмочисленны, и, аще не Господь бы был в нас, кто бы мог жив быти и противиться столь наглому напастнику! Господь просвещение мое и Спаситель мой! (Пс 26,1) В скорбех распространил мя еси (Пс 4,2) и умножил мя еси в болезнех: умножил мя еси силою Твоею и укрепил еси наступити и победити борющий мя враги моя; отверзл еси уста моя, да возвещу хвалу Твою во спасении моем: слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение (Лк 2, 14). Благоволи, Господи, до конца сохранитися ми и претерпети находящая, да посрамятся и постыдятся вконец ищущий ми злая (см.: Пс 34, 4). Ты еси упование мое, Господи, не постыди меня вконец. 

N.N. 

Не слушайте лукавого, когда приносит на сердце помышление лукавое; лукавый дух о том и старается, чтобы смутить сердца, оклеветать одного другому и на место любви и кротости водворить злобу и мщение; но любящие Бога хранят Божию заповедь и побеждают всякое зло взаимною друг к другу любовью. 

Истинная любовь покоряет всякую страсть; она превосходит все желания плотские и соединяет душу с Богом; а любящим Бога вся поспешествуют во благое(Рим 8, 28). Чтобы пребывать во благих, нужно противиться злым помыслам и не слушать таких советов, которыми душу отвлекают от любви Божией. Спасайтесь о Господе каждый в своем звании — да будет вам Покровительница Матерь Божия. 

27 февраля 1836 года 

N.N. 

Мысль рождается от сердца и износит слово; словом познается мысль, а по ней и самое сердце — и бывает дело по намерению. 

Всякое зло побеждается благим делом. Благие мысли покоят душу; и все это зиждется внутри нас, когда ищем Царствия Божия. 

Как удалить гнев гонителей? Любовью! Как жить? По заповеди Христовой. Покуда блуждает мысль, потуда и ересь укрепляется в сопротивных. О, да воссияет святая вера, именем Христовым воскрешающая мертвых! 

По заповеданной Господом любви взаимно испрашиваю святых молитв ваших, н. р. Е. 

Александре Николаевне Ильиной

Мысли, как облака, парят, летят и изменяются. Когда внезапно помрачается день и солнце покрывается тучами, тогда кажется: поднебесная страна одевается в траур печали. Лишение дневного света поражает скукою и томительным унынием. Так бывает и с человеческим сердцем, ежели оно не ходит вслед Иисуса Христа, глаголющего: ходяй по Мне не имать ходити во тме, но имать свет животный (Ин 8, 12),— каждому глаголет Господь. Поэтому можно каждому разуметь, что следы Христа суть Его учение и заповеди; и кто не живет по Его завещанию, тот умирает по своему изволению. Иго благое и бремя легкое отвергающие подвергаются томлениям от не-проницаемой ночи. 

Мысль благая есть светлый луч для озарения души. Надобно подражать в испрашивании сего благодатного луча святому Иоанну Златоусту, молящемуся к Богу: «Господи! Даждь ми мысль благу». Грусть, печаль, тоска и прочие досады или душевные оскорбления бывают от находящих мыслей, которые на сердце воображают неприятности и возмущают всю душу. Но лишь только явится благая мысль, они исчезают, как мрак от света. Ежели благая мысль побуждает человека на какое-либо доброе дело, то дело сие немедленно, по возможности своей, следует исполнить, а иначе сердце опять исполнится томительными непотребными мыслями. Теперь из этого видно, что человек свободен ко всему и получит праведное воздаяние не только по делам своим, но и по мыслям, когда что мыслил худое или доброе. Кто же без Господа знает, что завтрашний день будет он жив и здоров? И ежели Господь хочет сегодня в который либо час отделить душу от тела, кто же может воспротивиться и еще продолжить жизнь свою? Никто! Поэтому надобно быть готовым к переселению каждый день и час. Хотя бы хорошее здоровье и не обещало скорой смерти, однако по воле Господней все может быть. Как готовящиеся в дорогу имеют письменный о себе вид и довольно денег, так готовящимся в другой мир надобно иметь чистую молитву и добрые дела. Чего себе и вам желаю о Господе. 

Сентября 17-го дня 1823 года, день Премудрости и ее дщерей 
(т. е. святых мучениц Софии и ее дочерей Веры, Надежды, Любови) 

Александре Николаевне Ильиной 

Счастливы претерпевающие безропотно! Находящие мысли беспокоят душу, и сердце износит свои помышления; но на что нам они, когда мы имеем готовое назначение, чтоб делать, распоряжать и мыслить точно так, как заповедано Иисусом Христом? Противящиеся Его велениям противны Ему. Таковые хотя и смеются, радуясь о прельщении себя своими мнениями, но в день судный восплачутся и возрыдают, и не будет утешающего их, ежели ныне не покаются и не обратятся к Богу с сокрушенным сердцем. 

Во многом совете спасение. Советоваться во всякое время должно и можно и с совестью своею, и с Божиими оправданиями, как изъясняется святой царь Давид (см.: Пс 118, 24, 105): советы мои оправдания Твоя; или: закон Твой свет стезям моим. Поэтому как нам, так и каждому предлежит одно и то же делание заповедей Господних. Вы за то будете отвечать, что могли сделать добро — и не сделали; а которого не могли, того и не спросится. Мы должны делать, что можем, сегодня, а завтрашнее не надобно мешать в сегодняшние мысли; надобно мало говорить и много делать полезного — вот истинное приобретение души! 

Января 6-го, 1825 года 

Глафире Петровне 

…Каждой душе, верующей во Христа, должно слушать Христа, поучаться смирению и кротости, отвергать неподобающие помыслы, которые иногда как будто шепчут в ухо и подущают одеваться в какую-нибудь соблазнительную одежду. Это особенно вам приключается, и как в церковь Божию идти бывает нужно — тогда бесовский смех на смущение христианских душ. Дадут ответ пред Богом во время свое и те особы, которые любят очень пристрастно и гордо украшать себя единственно для того, чтобы на них люди посмотрели и отдали им свое почтение; но на обнаженные их сердца смотрит Бог и воздаст им по прелести ума их, ежели не покаются. 

Известно вам, что гордый дух ненавидит смиренный образ Христова и христианского благочестия. Он всячески старается уклонять от молитвы в рассеянность, а от благоговения в суетные разговоры. Не спит всегубитель, но ищет под всяким предлогом и видом уловить спасающуюся душу. Вы удобно можете познать его, когда он является вам с премудрою своею злоковарностью в образе Ангела светла. 

Какой дух, благой ли или злой, шепнул вам в ухо и вложил мысль на сердце написать ко мне, что вы больше плакали, нежели Матерь Божия? Конечно, благой сего не внушит вам; это вы можете понимать, подумайте только о себе смиренно. Ежели бы ваши слезы и так были велики, как море, чего никак и быть не может,— о! и тогда они недостойны к сравнению с одной капелькой от слез Божией Матери. Смиренная раба Господня всегда смиренно о себе помышляет. Буди вам делом и занятием вашим, прошу вас, чтобы непрестанно повторять сию молитву в сердце своем: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную! Как себе, так и вам желаю вечного спасения. 

Божиею милостью спасению вашему соучаствующий, н. р. Е. 

Елене Михайловне Васильчиковой 

Божиею милостию и смирением благоустрояется истинная добродетель, которая волею же Божиею подвергаема бывает разным испытаниям от находящих человеческих и мысленных оскорблений, и все это нужно благодушно претерпевать. Припоминается еще и то: когда Семей проклинал царя Давида и каменьем бросал в него, а друзья царевы тут же хотели убить сего злоречивого человека, что сказал им царь? Господь велел ему клясть Давида, да будет милостив ко мне, видя мое смирение (2 Цар.16,16).
Да покровительствует вам Матерь Божия! 

11 марта 1836 года 

Княжне Татьяне Андреевне Волконской

Христос посреди нас! Сие пишу за молитвами святителя Тихона. Благость Божия благими мыслями да утешит ваше сердце! Человек суете уподобися: дни его, яко сень преходящая,— поет царь Давид (Пс 143, 4). И еще он же так выражается: Господь весть помышления человеческие, яко суть суетна (Пс 93, 11). А каковы помышления, таковы и суждения; о предрассудках же нечего и говорить: они как песок. Одно только слово Божие, предложенное в книгах Священного Писания, может от-крыть вам самих вас и приятно руководствовать в покой вечного блаженства. Чистые сердцем ублажаются, что они узрят Бога,— поэтому нет ничего нужнее, как всеми силами и средствами стараться об очищении своего сердца, чтобы никакая подозрительная мысль не имела в нем себе пребывания: тогда уже тяжко будет слушать говорящих суетное и ложное, и не только слушать, но и быть с ними вместе; напротив же сего, приятно будет обращаться с плачущими и воздыхающими о бедствовании души во многомятежном мире сем и о Страшном Суде Божием; с такими людьми не рассталась бы душа, всегда ищущая очищения от неподобных помышлений. 

Сердечное сообщение мое вам да будет в славу Божию и в пользу внимающей душе вашей. Близок Бог к претерпевающим тесноту и прискорбие ради Царствия Божия Небесного — это вы знаете. Но знакомо ли вам и тщательное испытание вашего сердца, и произволение, чему внимает и что приемлет ваше сердце и в каком слове более любит медлить душа ваша? Очень благоприятно, когда внимание ума погружает в единственную мысль,— чтобы, удаляясь всякого празднословия, всяко благоугодить Богу. 

К А. Т. 

Христос посреди нас, возлюбленная сестра о Господе А. Т. Если мысли, как облако, изменяются, то и проходят также подобно облакам. Пасмурно на дворе, мрачно и в комнате, скучно и на сердце; но и это скоро изменяется, и тьма исчезает при появлении солнечных лучей; а когда ужасные ударяют громы и молния разительно блистает, тогда содрогается душа, простирается на молитву и успокаивается в надежде, что сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимские. Соусердствующий вашей искренности, н. р. Е. 

Августа 29-го,—1830 г. 

К Т. С. 

Матушка! Предупредительно поздравляю вас с праздником Рождества Христова и с наступающим Новым годом: — да призрит Господь благодатью своею на вас и на все семейство ваше!—Со всеми мир имейте и святыню, без чего никто же узрит Господа, свидетельствует Св. Писание; и чтобы не побеждаться от зла, но побеждать благим словом и делом всякое зло. Христианской души нрав и дело - благие мысли удер-живать в себе, а злые отвергать от себя, когда они находят. Да поможет вам в том сам Господь по молитвам Святителя и Чудотворца Митрофана Воронежского и Святителя Тихона Задонского и прочих споспешествующих молитвами своими. Соусердствующий о имени Христовом, немощный и непотр. раб Егор. 

Декабря 19-го, 1832 г. 

К М.П. Колычевой 

Господь да помилует нас от наветующего на нас прилогами. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови в утробе моей! В руки твои предаю дух мой! Прими в любовь твою, о, неизреченный в милости Царь, Господь и Бог мой! Да не возглаголют уста мои дел человеческих; за словеса уст твоих я сохранил пути жестоки. Сохрани мя, Господи, яко зеницу ока; избави душу мою от неправды. С ним есть в скорби, изму его, и прославлю его, и явлю ему спасение мое. Не нам, не нам, но имени твоему, Господи, дай славу. 

Каждая мысль и самое тайное движение сердца против со-борной апостольской церкви и предания святых отцов, утвержденного семью Вселенскими Соборами, послужат к (облегчению) обличению души—в самый час смерти, в который страхом и трепетом связанная душа невольно извлечется за отступление от веры в ад, к родителю и отцу всякой лжи, а смрадное тело будет угодною пищею червям. 

Боже! в помощь мне услышь! Господи, помочь мне поспеши. Я радуюсь об успешном строении вашей церкви: да присутствует сему благодать Господня! Чтобы труды созидающих вознаградились сторицей в неизменяемом веке. 

Повествователь анекдота близкий мне друг; я знал его ко-ротко. Он не гадал по книгам, даже не доверял своему здравому рассудку, не испросив милостивого свыше уверения, и был истинный хранитель веры. 

Чего желаете мне, то обращается и на вас, по гласу Господнему: в какую меру мерите, возмерится и вам. Дай Бог вам жить многие годы; а я скоро переселюсь в вечность. Но не буди воля ваша, а воля Божья! просим: даруй нам, Господи, конец благой. Вам преданный о Господе брат Г..... 

13-го июля, 1824 г. 

Марии Петровне Колычевой 

Не могу удержаться, чтобы не подарить вам сейчас красный крест за два прекрасных стишка: 1) Принимая и отражая нападение, мы становимся опытнее и искреннее в любви к Богу. 2) Когда демоны, изгнав ум из целомудрия, окружат блудными помыслами, тогда со слезами воззови ко Владыке: изгоняющий мя... обыдоша мя (Пс 16, 11); Радосте моя! избави мя от обышедших мя (Пс 31,7) — и избавишься. И 3-й вдобавок: восприими пост, труд, бдение и доброе безмолвие с прилежною молитвою — вот и пламенеющий крест готов! Утешайся им, сестра моя, во Господе! Господь просвещение мое и Спаситель мой (Пс 26,1)! 

5 декабря 1824 года 

Марии Петровне Колычевой 

Ограждай себя в делании всякого добра ради Христа долготерпением; приими меч духовный — глагол Божий; секи, руби, истребляй сим мечом возникающие помышления, наносимые от сопротивной силы. Веруй, надейся, прославляй; помни, Чей есть меч, столь сильный, что сопротивная сила от единого наказания его со-трясается, а от действия вовсе исчезает. 

Ноября 9-го, 1826 года 

Марии Петровне Колычевой 

По всегдашнему блюдению и точному рассматриванию всяких причин, от коих приключаются разные случаи в человеческом роде, спасительною мыслию светло видится, что нет ни одной причины, которая бы не служила к пользе сердца, пребывающего в нищете духовной. Наша воля — принимать в сердце прелестное мечтание или отвергать по истинному разуму, чтобы чрез отвержение минутных сладостных утешений удобно могли принять и нести свой крест и идти вслед Спасителя Христа, не уклоняясь ни в какую сторону. Кто же неизвестен, что мир прелестен и миродержатели многохитры в своих умышлениях. Они знаниями своими высоки и надменны; им угодно мечтать, высокопарный престол суда своего иметь среди звезд небесных; и потому гордым духом без пощажения судят каждого смиренного: они о себе мудры и трудолюбивы в плетении и соткании сетей своих. И мне встречается нередко припоминать их деятельность, обметая, высоко и низко, на стенах и углах паутину прилежно работающих пауков... 

Душевно сострадая вам, я остановился в строках ваших на вопросе: можно ли для него поставить станок токарный в столовой?... Умыслами исполненное сердце не может быть покойно... И еще: я имею волю делать, что хочу. Волею и делами рекомендуется качество души. Каково употребление воли, таково и расположение души. 

Однако вы, матушка, возмогайте терпением о благочестии, не побеждайтесь от зла, но, уклоняя злую мысль, платите благим делом — и будет славная победа на вашей стороне. Вы можете удивить мирным словом в долготерпении вашем и самого непримиримого противоборника, когда не будете упрекать и порицать, хотя бы явно видели и находили, что сказать в обличение,— в таком случае глубокое молчание и тайный вздох ко Господу спасительнее вразумит виновного, нежели жаркое слово от нетерпеливого сердца... Веруйте! Нужно непрестанно питать свою душу словом Божиим и видеть с усмотрением движений мысленного существа своего, какой надобно быть душе смиренной, которая молится о другой душе, уклонившейся в заблуждение. 

Апреля 10-го, 1827 года 

Марии Петровне Колычевой 

Слава Богу о всем! О Христе, вразумляющем нас на истинный путь, пишу к сердцу вашему и убеждаюсь просить вас: не оставляйте тех посильных спа-сительных средств, что вы в моих строках находите к исполнению... А когда вам слышится и памятуется хульное слово, в ту ж минуту преклонитесь на молитву и просите Господа, чтобы не повторялись в памяти вашей хульные слова; а ежели, по попущению, и будут представляться, только вы не внимайте им и не повторяйте их. Противиться им можете — это в вашей воле. Умоляйте Матерь Божию о предстательствовании: Она обидимых защищает и сохраняет под покровом Своим. Уверьте сами себя, что не только соблазнительными шутками или кощунством и смехом, но и праздным словом оскорбляется благодать Господня и оставляет человека, по воле его, как он хочет. Этого несчастия нет ничего опаснее!!! Вы хотя год потерпите на одном месте в спасительном подвиге ради приобретения души. Мысль благая: чтобы выстроить для себя дом в Кирсановской общине; это в воле вашей — последовать благой мысли; а Господь благодатью Своею вам поможет. 

Мая 1-го, 1827 года 

Марии Петровне Колычевой 

…Еще слово к вашему сердцу: находящие хульные мысли или от кого произносимое хульное слово должно уничтожить в то же мгновение и не давать места им на памяти. Ежели они и неотступно находят, то и тогда не внимать им — и, посрамившись, отойдут, видя непрестанно призываемое имя Христово. Чего не преодолеют труды и терпение? Спасайтесь милостью Божиею, храня во всякой чистоте и непорочности свое сердце.
Слава Богу! дом наш зиждется молитвами множества странных поклонников: они благословляют перед Господом жертву вашу, которою вы поусердствовали мне. 

Мая 15-го, 1827 года 

Марии Петровне Колычевой 

Не можно, не можно угождать вкупе и миру и Богу! Пусть проверит каждый свою мысль. К чему кто уклоняется, в том и является. 

Марии Петровне Колычевой 

Кому что приснится! Сновидение есть невольное мечтание души: когда тело бездейственно и подобно мертвому спит, в мысленной силе представляются разнообразные картины, так что иногда что-нибудь страшливое возмущает чувства, иногда что-нибудь приятное радует; но то и другое уничтожается, когда пробуждается человек и ум его вступает в сношение с предметами, действительно вне нас сущими. Конечно, некоторые сны и неспящему отливаются в памяти; только уже от действительного изволения зависит прилагать к невольно приснившемуся свои умственные толки и гадания или просто оставить, покуда само собою изгладится из памяти... 

Есть, впрочем, особенно побудительные сновидения, которые иногда служат ко спасительному назиданию души... Но пристрастно верить снам и углубляться в то, что привиделось, значит грезить наяву. 

Как во сне грезится всякое — хорошо и худо, так и наяву находящие мысли или помыслы бывают неспящему попущением Господним. И к чему более уклоняется душа, то и показывает ее расположение и изволение; и таким образом она или оправдается за непоколебимое пребывание в благой мысли, или осудится за уклонение от оной, по воле сердца своего, в неподобные мечтания прельстившегося ума. 

Истинное Слово — Иисус Христос — Да занимает всю нашу память и воображение сердца, неуклонно верующего во имя Его,— чего себе и вам усердно желаю. Недостойный Г... 

Декабря 14-го, 1830 года 

Екатерине Васильевне Даниловой 

Истину пишу вам, что один есть истинный наставник—самое Слово Божие, Иисус Христос! Ежели вы усердно поучаетесь в слове Божием, внимаете, углубляетесь, повинуетесь святой воле Божией, объявленной вам в заповедях, по которым надлежит спасаться от суеверия и ереси и духа лестча, обольщающего всех неосторожных и невнимающих учению Христову; ежели вы молитесь подобающею молитвою, заключая в ней и чувства и мысли свои, с преданностию всего сердца вашего, то уже поистине святая Церковь есть мать ваша, и вы с несомненною верою неуклонно слушайте ее и повинуйтесь ее учению. Учитель же и глава Церкви—Сам Христос!—А когда вы хотите следовать иначе, по возбуждению только чувств ваших, порабощая им и душу свою и око ума, которым должно рассматривать все движения начальнейших мысленных причин, тогда каких плевел не посеет князь тьмы, чтобы подавить пшеницу и лишить небесной пищи бедствующую душу! Не все ли, последующие чувственным своим побуждениям, состоят под стихиями мира сего? и вся мудрость их утонченной философии так стеснена и ограничена, что не смеет да и не может выйти из пределов стихийной связи; потому что они не имеют веры, которая проходит и самое небо, —а ходят ощупью по земле. Но истинная христианка не порабощена такой языческой философии: вам предложено учение выше стихий; Учитель наш—Иисус Христос, Творец всей видимой и невидимой твари... Все это вам подробно объяснит, руководимый Духом Божиим, святой Ефрем Сирин; от вас же зависит поприлежнее послушать его и проникнуть поглубже в святую истину. 

Марта 29-го, 1835 г. 

Екатерине Васильевне Даниловой 

Мир, все превосходящий, да приидет в вас и умиротворит ваши мысли! Сердце непокойно, покуда не упокоит его благая мысль, даруемая свыше; ее-то и надобно испрашивать от Бога; просите — и дастся вам... Все прошедшее невозвратно; нам дано пользоваться настоящим и тем приобретать будущее. Напишите самые мысли, которые вас обуревают и смущают, и, Божией милостью, постараемся привести их в познание и увидим, от какого духа их происхождение. 

Мне приятно соединиться с вами искренностью сердца, но соединение сие заключается и существует в истине духа. Моя радость в том, когда я сорадуюсь душе, единомысленной мне о Господе. Но что такое сам я? — увы! — уничижение человеков; ничего доброго в себе не имею, а только чувствую, что едино мне на потребу — вечное спасение и что все временное и видимое течет, как река; но для нас есть пристань вечного блаженства. 

Июля 20-го, 1835 года 

К Екатерине Александровне Маркович 

С неописанною радостью летит из недр сердечных всеми возвещаемое слово: Христос воскресе! О, какой восторг верующей души! какое всерадостнейшее торжество! 

Примите в сердце вашем искренность моей души! ею приношу вам поздравление.—Матушка моя о Господе! Слава вездесущему и всеобновляющему Богу, Иисусу Христу! Какая тайна действует на сердце, что все оно трогается и радостно трепещет!... Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!... Благоприятнейшего утешения и любезного спокойствия всему семейству вашему желаю в Господе! А что менее сердца, в том сердце успокоиться не может. Кто мо-жет мыслью обнять всякое непостоянство всего мира, тот волнение морское найдет недостаточным к сравнению в изменяемости сего мира.—О мысли! что не спите? Дайте мне покой. От нашего изволения зависит последовать слову Божию, или полагаться на свое умышление: это многопопечительно и суетно, болезненно и печально, но возлагающие печаль свою на Господа делаются свободны! Последуем Ему, по заповеди Его, и не усумнимся в святой надежде о промысле Его: поэтому уже спадут тяжести душевные и отымется скорбь сердца о суетном состоянии. Одним словом заверяет Св. Апостол Павел, что: любящим Бога вся споспешествует во благое! Веруем и радуемся! О, да возрадуется душа ваша о Господе и уповает на Него! Слава Богу!—По первому письму благонамеренное желание ваше, с благоговением к Господу, к прославленно Иисуса Христа, исполнено. Я целовал благоугодную пред Богом мысль вашу. А не отвечал вам по лености моей; простите меня, матушка моя, недостойного прощения!— Одною только искрою сердца моего прилежно вам усердствую о Господе! Во всем ничтожный, слабый и непотребный раб Егор. 

6-го Марта, 1825 г. Пасха. 

К А. П. Р. 

Иисус Христос свидетельствует нам, что царствие Божие внутрь вас есть, и что от сердца исходят помышления благая и злая: поэтому мы все внимание и старание должны обратить на мысли; и когда, при помощи Божией, проразумеем свое мысленное качество, тогда станем познавать и сердце, любит ли оно всего более своего Творца и Господа, или уклоняется только на то, чего когда пожелает. Пожелание же какой-либо вещи, или утешения, кроме Бога, увлекает нас в пространство прелестей, и мы сами произвольно отвращаемся от света истины, и во мраке собственных удовольствий лишаемся сладчайшего утешителя—Бога. 

Радуйтеся о Господе! да обновятся сердца наши и чувства в заповедях Божиих, любовью и ревностью по Господе! 

2-й день Нового года. 1823 г. 

В. И. О. 

Воистину Христос воскрес! 

За поминовение ваше об упокоении души вашего родителя благодарю вас. Нужно поминать его имя на проскомидии и дать по нем милостыню нищим, да посетит его душу милость Божия. Из церковной истории видно, что много пользуют душам преставившихся творимые по ним повиновения и милостыня. И так, слава Богу, всяко промышляющему о спасении душ наших! 

Не могу не радоваться, когда помышляю об отечестве небесном: наше отечество на небеси! Ах! я здесь минутный гость и прохожий странник, покудова душа в теле. Прошу вас не называть меня наставником: мне прилично называться неключимым рабом Господа моего. Мое искреннее усердие есть—сообщать вам истинное слово. Не следует нам бояться никакого страхования, — когда в вечер или в ночь читаем молитвы и молимся Господу. Скажите себе: Господь просвещение мое и Спаситель мой: кого убоюся? Господь защититель живота моего: от кого устрашуся? все ничто! Страхование наносит душе нечистый дух: и если ум не смутится и не оставит молитвы, — лукавый дух исчезнет. Я взываю к Ангелу моему, прогонителю злых духов: Святый Великомучениче Георгие! прогони от меня нечистого духа! и—получаю просимое, и бываю покоен. Я сердечно говорю с вами: когда сопротивный дух наносил мне страхование, тогда внушал он душе моей: оставь молитву и отступлю от тебя; из этого разумно было, что молитвы ему — стрелы, и с продолжением оных исчезает всякое страхование. — Почто вы боитесь в комнате быть одна? Да я хотел бы и в расселине земной сокрыться, только бы молиться. В этом — истинная наша надежда! Не молиться — страшно, а молиться есть спасение. Сам Господь заповедал: бдите и молитесь, да не войдете в напасть; нападает враг на молящихся, да ничего не может сделать им без попущения Божиего. Он хотел пожрать одного спасающегося, и явился ему в странном виде, разинув пасть свою, чтобы поглотить его; но благоугождающий Господу без боязни сказал сопротивному: пожри меня, если можешь; Господь же мой не попустил тебе того: что же всуе трудишься? — и тотчас исчезло привидение. Господь и не кающихся грешников долго терпит, в ожидании их покаяния; а обращающихся и кающихся всячески милует, прощает и спасает. Теперь, надеясь на заступление Божие, вы не будете бояться, когда на молитве вам будет страхование. 

Господь дал вам желание идти в монастырь, чтобы избежать суетностей мира: слава Богу! благодарение Господу! Слух носится, что ныне особенно прилежат к неусыпному молению в Воронежском монастыре... Молитесь Господу Иисусу Христу и Матери Божией, да благоустроится ваша жизнь временная — и спасение вечное по воле Господней. 

Мая 17-го, 1829 г. 

К М.М. 

Здесь всегда две мысли борются в душе: одна — предлагает скорби и вечное спасение, другая — мнимое наслаждение на земле, на утешение чувств и плоти! Выбор зависит от изволения и решения на что-нибудь одно.
Кто себе обещает много лет жить, тот должен вразумиться, что не может сам собою и часу прожить. Смерть, как тать, внезапно похищает. Св. Ангел Божий — хранитель ваш да вразумит сердце ваше ко спасению! 

10-го Апреля, 1827 г. 

К Е.Я.Т. 

Промысл Божий свят! 

Предлагаю вам размыслить о вашем приключении в дымной кухне. Чувства ваши столь нежны, что не в силах были перенести маленький чад. Смотрю, как вас берут с одним только дыханием и несут в покойное место... Уже вы пришли в чувство, теперь я обращаюсь к вам с духовным изъяснением. 

О любовь чистейшая! очисти чувства наши к видению невидимого. 

Вот вам пришла мысль видеть суету людей ваших, пекущихся и молвящих о пище, чтобы угодить чреву, посмотреть, что готовят; и вы, не размысливши, послушались этой мысли, пришли — и чуть не умерли!.. Теперь перейдем от наружного к внутреннему: подобно и сердце наше, когда соизволит уклониться в суетные помыслы, то как будто входит в дымную кухню; хотя бы и казалось оно по наружности чистым, но пары от разных распалительных вещей, по тонкости своей, проходят в чувства и угашают жизненность добрых расположений сердца; иначе сказать: мысли, находящие на нас с противной стороны, ежели в них замедлим отуманивают наше воображение ложными мечтами; а как только засмотримся и будем ими услаждаться, тотчас помрачается ум и душа делается мертвою, а сердце камнем... 

Очень нужно рассматривать мысль свою или находящую отвне, какая она, и какого духа, и откуда приходит? Всякое явное действие прежде начинается внутренно в сердце, а потом уже обнаруживается и происходит делом. От наружного же действия познается внутренность человека: к чему он более склонен и какое помышление сердца его... 

Простите меня: искренно и любезно говорю с вами. Очень было бы приятно, и спасительно, и похвально, если бы вы, ревнуя о благочестии, могли устроить так, чтобы в назначенные от вас часы, поутру и в вечеру, все люди ваши собирались в одно место для выслушания утренних и вечерних молитв. Ваша любовь меня побуждает сделать вам это предложение; а в присутствии вашем они, без сомнения, будут благоговейно слушать молитвы и к вам более умножать любовь свою. 

1825 года, 19-го сентября 

К А. Т. Б. 

Слово: „аще не Господь созиждет дом", и проч. имеет связь с другим: „Иже везде сый, и вся исполняяй". Ежели храмина душевная основана на твердом камне веры, то что же может препятствовать изволяющим основаться в непоколебимой твердости? Господь — основание! и помощь Его готова поизволяющим. Почто же унывать, когда дано средство избавиться от растления веры! Веруем, что приемлем оставление грехов за исповедание и покаяние наше. Зачем же внимать сопротивно находящим помышлениям? К успокоению нашему мы имеем новую заповедь от Господа: да любим друг друга, как Господь возлюбил нас. Соблюдение Слова Божия в нас есть истинный покой нам. Вы имеете полную власть и волю сопротивляться именем Господним охватившим вас помышлениям. Повторяйте Слово Божие и сопротивляйтесь наглости сопротивного! — Мы только возьмемся за спасительные средства, а он тут и есть, и силится волнениями и своими, и мирскими, не допустить нас положить начало благое; но нисколько не может, без попущения Господнего, причинить вреда ни малейшей твари... 

Господь сил с нами! 

Прошу вас принять сие не за наставление и не за учительное слово, а за одно только сообщение искренности сердца. 

Декабря 14-го, 1828 г. 

К А.Т.Б. 

Слава Богу за все! 

Словом сердца вашего да прославится имя Божие! По искренности вашей ко мне прошу вас: не принимайте помышлений, смущающих душу и уклоняющих от разумения воли Божьей, которой повиноваться есть блаженство наше. Ангелы святые со всяким усердием и послушанием исполняют волю Господа, и вся тварь работает Ему: один грешник, пребывающий в нераскаянном житии, не хочет покориться высочайшей власти Его, не хочет слушать и творить святых повелений Его! Увы! Что такой восприемлет в день всеобщего воскресения и в час судный за сопротивление воле Творца и непослушание заповедям Его!.. Неверующий уже осужден есть, по свидетельству Св. Писания, а верующему вся возможна суть о Господе!. Смирился, и спасет меня Господь: вот видите, что значит смирение пред Господом, по засвидетельствованию смирившегося Израильского царя Давида... 

Я с вами говорю, как с собою. — Очень нужно поверять себя утром и вечером во всех делах своих и помышлениях. Прошу вас самих рассмотреть находящую на сердце ваше мысль о могущей случиться смерти родителя вашего, мысль, наносящую вам суетное страхование и ропот на то, что делается не так, как угодно вашей воле, вашему желанию. Ах! Вы счастливы и в самой горести, когда благость Божия покрывает ваше сердце. Убедительно повторяю вам, что наше отечество на небесах; а здесь все временное, видимое—мимо идет. 

28-го Марта, 1831 г. 

К А.Ф.А. 

Чувства очищаются внимательным чтением святого Писания и размышлением об оном. Тогда душа очень приятно поглощается словом Божиим и ощущает сама в себе премирное спокойствие. Растлевается же сие спокойствие празднословием; от того и скука, и грусть находят часто: но смиренное терпение ради Бога в благих занятиях и трудах вознаграждает чистейшим утешением сердца искренних. 

Августа 8-го, 1830 года 

К А.Ф.А. 

Здесь-то и надобно потерпеть нам ради Господа всякую скуку, и грусть, и многие скорби — для соблюдения целомудрия и благочестия; и во всякое время противиться неподобающим помыслам, немедленно гнать их молитвою и страхом Божиим и не попущать им ни одной минуты медлить на сердце. Когда мечтаются в памяти такие неподобающие помыслы, тогда старайтесь помышлять о внезапной смерти и говорите: помилуй мя, Господи, яко немощен есмь: воздрема душа моя от уныния (Пс 6,3; 118,28). Буди милость Божия с вами! Да поможет вам Господь побеждать самих себя и каждый день полагать час смертный, когда имеет душа от тела разлучиться. Так-то нужно нам всегда приготовлять себя к исходу, к преселению в вечность. Поистине едино только на потребу — вечное спасение. Спасайтесь о Господе, покуда время есть! 

Апреля 23-го, 1833 года 

К В. В. Г. 

В отражение мысленных страхований, еще не воображаемых, а только что сближающихся к душе, внутренним словом просто говорю я к ним: от тайного коварства и хитрости вашей, злокозненные духи, к поражению вашему я имею Крест Христов и Самого Господа Иисуса Христа, Спасителя моего. Он не благоволил вам, помрачившимся, являться в гнусном виде вашем на устрашение меня; исчезни, вражия сила, гонимая силою Креста Господня! 

Так размышляю я с душой моей: «Явна мне ныне злоба злых духов и заступление Господне. Когда мы утопали в прелести мира сего и погружались глубоко в море страстей, тогда не стращали нас злые духи, но услаждали утешениями и восхищали под самые облака, блистая нам увеселительными явлениями, чтобы ослепить нас и лишить вечно истинного света. О душа моя! при первом обращении нашем ко Господу как явно стали они с противной стороны нападать на нас! Но мы ныне в обращении нашем к Всесильному Богу, верою уверены и надеждою крепкою укрепляемые, не боимся их. Тогда нужно было бояться, когда, по их внушениям, преступали заповеди Господни, живши в свое удовольствие; но теперь един страх нам буди — страх Божий! Прочее всяко страхование прочь! Прочь отойди, возмутитель души моей! Господь не повелел тебе возмущать мое благое внимание; исчезни, дух лукавый,— воображаю Животворящий Крест Христов и знаменуюсь им». 

Слава Богу! Исчезли, подобно дыму, и к тому не бысть и тени их. 

Не задумывайтесь; всегда всей душой и сердцем веруйте и уповайте, что Господь — Просвещение, и Спаситель, и Защититель, и Хранитель. Святой Ангел Божий неотступно охраняет вас, призывающую Его на помощь. 

Празднословия, с кем бы то ни было, не любите и не медлите в непотребных разговорах, от которых имеет себе случай набегать смущение,— и страшливых помыслов не будет, когда сами пребудете в хранении себя от всякого порока. Буди вам одно Царствие Божие,— в предмете, и в душе, и в сердце обретаемое о имени Христове. 

Февраля 2-го, 1827 года 

К В. В. Г. 

Теперь наше устроение зависит от Промысла Божия, которым посрамляется человеческое умышление. Теперь оставляем наружности для любящих видеть все по своему вкусу. Предадимся без возвращения слову Божию и, чему оно научает нас внутренно, тому единому всеми силами последуем усердно; усердно обратимся к наблюдению самих себя и станем рассматривать, какие в нас мысли: смущенные или тихие, в вере ли утвержденные или разными мнениями и разными надеждами колеблющиеся? Пусть в нас ум наш благоговейно скажет чистою, простою мыслью: верую, надеюсь, ищу в сердце моем словом Твоим, Иисусе Христе, Царствия Божия: помози, Господи, да обрящу и пребуду в нем без конца. Ты еси, Господи, начало безначальное и конец бесконечный: не оставь меня в кратковременной жизни сей, побуждай меня, чрез кого хощеши, да ищу Царствия Твоего внутрь меня, пока найду. Да царствует во мне слово Твое, спасающее мя во веки! 

Вы мне сказали очень приятно в строках ваших: «Все от себя светское удалить и обнищать ради Христа, чтобы ничто наружное не развлекало: я хотя и небогата, но много есть излишних вещей». 

Любезно свидетельствую вам слово Самого Иисуса Христа: аще кто не отвержет всего имения своего, не может быти Мой ученик (см.: Лк 14, 33). Как сказано, так и самым делом есть. Но сколько на это дающих толкования по своим разумениям и разнообразным умышлениям! Святой апостол Павел, примиряя всех мятежников, приятно вразумляет их, говоря: имущий, яко не имущий. Смысл сего наставления можно объяснить, представив себе такой случай: ежели бы кто имел дом и богатство и случилось бы всего этого ему лишиться вдруг, то и подумать нельзя ему, чтобы он лишился чего, ибо имел как не имел. 

Довольно поговорил я с вами об истине, существующей в нас, и еще продолжаю говорить с вами. Нужно знать, что такое плотское мудрование и что дух. Некоторые основание своей надежды полагают на видимых вещах и запасаются имением в продовольствование себе на многие года; но когда внезапно, или как по нечаянности, лишатся видимой своей надежды, тогда унывают, грустят, тужат, ропщут на недостаток, жалуются на лишение временных удовольствий: все таковые мудрствуют по плоти, а не по духу и страдают и болезнуют о суетных. 

Воззрите на птицы небесныя: яко не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы свои,— и Господь питает их (см.: Мф 6, 26). Кто так собою, по слову Господню, располагает и несомненно верует Промыслу Божию, тот живет и мудрствует по духу. Оскорбляемый не оскорбляется, обидимый не тужит, гонимый и презираемый радуется и веселится за имя Христово! Таков есть дух правый, право позна-вающий будущее воздаяние комуждо по делом его (Пс 61,13)! Таковой все временное презирает и непрестанно устремляется к вечности... 

8 февраля 1827 года 

К В. В. Г. 

Христос посреди нас! 

Когда мысли смущают душу, тогда нужно разбирать, и рассуждать, и видеть, с какой стороны они приходят, и молиться со слезами Господу, да избавит душу от смущения. Жить по-монастырски значит никого не зазирать, только себя и назирать и осуждать, рассматривая пожелательные движения сердца своего. Нужно воображать в памяти своей, как должно работать Господеви со страхом и как о Нем же радоваться с трепетом. Святой Ангел Хранитель да вразумит вас смиренномудрствовати и разумевати небесное; ибо для неба и для Царствия Божия мы сотворены. Спасайтесь о Господе. 

26 февраля 1828 года 

К В. В. Г. 

Смотрите внутрь себя: вы теперь можете видеть, как идут дни жизни вашей и чем более занято сердце ваше — молитвою ли, чтением ли и размышлением о житии святых, благоугодивших Богу, или уклонением в сопротиволежащие слабости под извинительным предлогом немощи? Удобно можете рассмотреть движения чувств ваших, ежели вы одни и никто вам не противословит. Вам прилично радоваться, а не унывать; сердцу, посвященному на служение Господу, надлежит радоваться о едином Господе, презирая и отвергая все прочие, непристойные благочестию, радости. Вы одарены умом и рассуждением, может быть, более других, а потому и обязаны более других внимать себе и блюсти себя, чтобы умствовать в смирении сердца и рассуждать о настоящем и предлежащем течении дней временной вашей жизни! 

Слово Божие уверяет нас, что многие взыщут Царствия Небесного и не обрящут от того, что не захотят идти тем путем, который тесен и прискорбен,— путь же сей есть Сам Иисус Христос, претерпевый смерть крестную, спасая нас и подавая нам пример, как должно спасаться и претерпевать скорби до конца. Многие взыщут спасения, но не захотят терпеть тесноту и скорби, по этой самой причине и не обрящут его. Желаю как себе, так и вам вразумиться истинным словом, чтобы в нас не имело места слово ложное, обольщающее ласкательно любящих услаждаться миром, который весь во зле лежит, по свидетельству Священного Писания — да напечатлеется сие на сердце вашем! Трудно отвыкнуть от того, к чему привыкли; но о Господе возможно с любовью привыкнуть творить Ему угодное и хранить свое сердце от находящих суетных помышлений. 

Мая 9-го, 1828 года 

К В. В. Г. 

Вам нужно, чтобы теперешнее ваше смущение прошло: оно и пройдет; только прошу вас не внимать находящим помышлениям. Утвердитесь в Господе; не ищите ничего по находящим вам мнениям; всякое мнение вам надобно победить верою. Помните, что наша брань не к видимым, не к плоти и крови, но к невидимым, к духовом злобы поднебесным. Господь нам прибежище и помощь, когда мы и очень бываем оскорблены. Не смотрите на других, кто что делает; вы имеете свое дело — занимайтесь чтением, молитвою и рукоделием, приличным вам. 

Молитву же Иисусову непрестанно имейте на сердце вашем; пусть, как хотят, смущают вас находящие мысли,— вы терпите и утверждайтесь верою и нимало не внимайте им. Знаете, что когда дуют ветры, тогда колеблется и смущается вода, потом устаивается и бывает чиста и годна к употреблению. Ныне прошу вас сколько можно чаще читать книгу святого Ефрема Сирина, попеременно с В. П. Любите церковь и келью и ходите из кельи в церковь, а из церкви в келью свою; а за приветствия других благодарите смиренным поклоном с молчанием. За ваше послушание Господь вразумит вас и далее, как и что делать вам; любите друг друга и терпите в единомыслии; никаких не принимайте помыслов и не смущайтесь ничем; смерти не желайте; наша жизнь — Иисус Христос! Если вам пришлют что сладкое, благодарите — и отдавайте другим, горьким на утешение. Помыслы вас давно выгоняют из монастыря. Скажите им: «Не слушаю вас, я по своей воле никуда не пойду, и здесь мне очень хорошо. Слава Богу! Слава Богу! Слава Богу!» 

Июня 20-го, 1829 года 

К В. В. Г. 

Благодать Божия снисходительна к немощи нашей. Вы воз-дыхаете, что нескоро получаете желаемое; но уверьте мысль свою, что знает Господь, когда и каким образом подавать благое рабам Своим, благопокоряющимся воле Его. — Распо-ложитесь теперь с кем вам лучше и удобнее провести зимнее время, и ради Бога никак не внимайте смущающему помыслу; а просите Господа все провидящего, да даст Вашему сердцу мирные мысли и утверждение. Спасение наше не от умыслов человеческих зависит, а Самим Господом Иисусом Христом, разоряющим советы князей, устраивается. Да вообразится в нас распятый за нас Христос, и словом учения Его да ограждаются сердца наши от сопротивных смущающих нас, да не ослабеем, шествуя тесным и прискорбным путем в жизнь вечную. 

Вас просят в гости за монастырь: вы можете поступать как вам угодно; но кто привыкнет внимать спасению своему, тому тяжко быть вне монастыря и слышать разговоры не спасительные; как солнышко в дни, так слово Божие в душе согревает, веселит и радует человека. 

17-го Сентября, 1829 г. 

К П.И.А. 

Ангелы радуются, когда душа, презирая многосуетный мир сей, обращается ко Христу и жаждет непрестанно благоугождать Ему, да будет воля Его. Да укрепит Господь благую мысль сердца вашего в великий четверток исполнить по благонамерению вашему... Не внимайте мятущимся помыслам; отвергайте их при помощи Божией, ежедневно возлагая печаль свою на Господа. Да устроит Господь о вас по милости Своей! — Матерь Божия да сохранит вас под кровом Своим от находящего смущения и уныния, наносимого неприязненным духом; да прогонит окаянного возмутителя Святой Хранитель Ангел ваш! Радуйтесь о Господе! Наше отечество на небесах! 

26-го Марта, 1831 г. 

К П.И.А. 

В монастыре ли вы теперь? — Может быть и невольно за-держали вас у себя родные ваши; буди милость Божия с ними! Вам нет ничего нужнее, как внимать своему спасению. — Как же это внимать своему спасению? — Так же, как внимали прежде посторонним разговорам, так ныне внимайте молитве и чтению, и чтобы не желать ничего такого, что уклоняет от сего спасительного занятия и внимания. Господь просвещение мое и Спаситель мой — вот истинное утешение души и сердца вашего: любящим Бога вся споспешествует во благое! Да повторяем в памяти нашей сию молитву: Господи, сподоби мя любити Тя от всея души моея и помышления, и творити во всем волю Твою. Спасайтесь о имени Христове, чтобы удостоиться небесных благ. Да покровительствует нас Матерь Божия материнским Своим призрением! 

30-го Мая, 1832 г. 

К П. И. А. 

Слава Богу! Буди мир вам! 

Бодрствуйте и не унывайте; лукавый повсюду сети ставит, чтобы кого уловить, старается и бдит над своим злодейством: так не надобно дремать, но стараться о своем спасении, чтобы всяко избежать его злодейства и не попасть в расставленные им сети. Небрежение, разленение, сонливость, уныние, или празднословие, смех, сластолюбие, тщеславие, гордость—все это и подобное сему его сети, от которых всех да избавят нас Господь и Матерь Божья, да сохранят нас под кровом Своим! 

Сподоби, Господи, любити Тя от всея души моея и помы-шления, и творити во всем волю Твою. Любить Господа Бога всем сердцем более всего на свете, и творить Его святую волю, которая открыта нам в заповедях Его, есть вся жизнь наша и вечное блаженство; в том покой наш и неизреченная радость. 

19-го Мая, 1833 г. 

К П. И. А. 

Всякие неподобающие помыслы, особенно находящие в церкви, прогоняются и истребляются смиренною молитвою и прилежным вниманием слову Божию. Когда вы с терпением будете им противиться, то уверитесь самым делом, что они убегут от вас. Душа, обращающаяся ко Господу, нигде не уйдет от искушений вражиих, однако Господь не попущает искуситися паче сил, но еще и помогает переносить искушения, побеждая самого искусителя. 

19 января 1834 года 

К Татьяне Григорьевне Викулиной 

Христос воскресе! Милостивая матушка Татьяна Григорьевна! Приношу вам и семейству вашему мое нижайшее поздравление со всерадостным празд-ником. Восторжествовала победа над адом попрана смерть смертью! Да восторжествует и ваше сердце в объятиях Христовой радости над всякой печалью! 

Лишь только возверзите печаль вашу на Господа, в ту же минуту исчезнут мятежные мысли и Бог благоустроит все во спасение ваше. 

Душу мучат более мысли, нежели самые дела; они смущают сердце, страшат и обещают то, чего иногда быть не может. Лишь бы только колебать ум, отягчать печалью душу и уклонять сердце от всемогущего Бога. 

Промыслитель всякого блага одарил человека самовластием, то есть волею, по которой уклоняется сердце, как хочет: или на добро, или на сопротивление благому. 

С помощью Божией и молитв, о нас приносимых святителем Тихоном, я побужденный пишу к душе и сердцу вашему не по наружности одной, но более по мысленной сущности внутренних движений, которые видит Бог; а потому для рассматривания собственного сердца и надлежит каждому, сколько можно, уединяться от всякой молвы и разно-мысленных разговоров. Когда вы с верою и упованием на Бога вступите в рассуждение своих помышлений с тем намерением, чтобы предпринять доброе и явить благоугодное пред Богом на самом деле, тогда Ангел Божий научит вас истинному устроению всего расстроенного и вы получите покой душе вашей, упокоивая повиновением душу, виновную всего вашего состояния. 

Полученное вами прежде сего письмо мое не почитайте за мой суд: я страшусь судить человека! — ибо сам подлежу ежечасному суду и верю Божию слову: не судите, не судими будете! Но — по вере вашей, как внушилось, так и предалось к вашему ведению. 

Лучше не верить своим глазам и сердцу, нежели все благоустрояющему Божию Промыслу о нас! 

За усердие и посильное исполнение ваше ради Бога относительно воспоминания души пред Престолом Божия милосердия, сколько можете вместить трудов и неусыпного попечения при искренней вере вашей о призрении бедствующих по разным случаям, Господь вас утешит неизреченно. 

Прошу вас не открываться никому в следующих моих строках, которые пишу единственно при сем случае в пользу вашей души: мой отец, всеми любимый, попался в руки мстительных людей, которые в ночное время его не познали и, не давши времени к объяснению, но вместо другого, виноватого пред ними, лишили жизни невинного и еще многолюбимого ими моего отца. Хоронимое тело его не показало мертвости на себе, но вид лица покрывал играющий румянец,— и с тем положен в землю. Многие мнили, что он жив и душа есть в теле. Мать моя оплакивать и поминовение о душе его делать непрестанно умножала по своей к нему любви; и никто ее не мог удержать от сего стремления. В одно время он ей сам явился и сказал, чтобы она не плакала о нем: «Мне очень хорошо! И сего никакой язык сказать не может»; он дал ей скушать один конфект для познания райской сладости и скрылся. После сего довольное время она чувствовала на сердце неизреченную радость и некое наисладчайшее успокоение всех чувств душевных. Все это она сама мне пересказывала, обливаясь слезами, смешанными с сердечной радостью! Теперь я сие сообщаю вам к утешению и уверению, что всякая душа, отлучившаяся от тела, пользуется истинным поминовением и добрыми делами, во славу Божию о ней творимыми. То же и вашей душе обращается в великую пользу. 

Присланное вами употреблено без остатка; нагие, алчущие и жаждущие прославили имя Христово, помянули душу и приносят вам сердечную благодарность. Пожелавши вам ныне сионского веселия о Воскресении Христовом остаюсь — непотребный раб Е. 

22 апреля 1823 года