28 ноября 2017

Преподобная София из Клисуры и ради Христа юродивые в Православной Церкви

Широкое народное почитание преподобной Софии, этой "понтийской пташки", как с любовью зовут ее в народе, в Греции началось еще при ее жизни. Ее святые мощи были обретены в 1982 году. 4 октября 2011 года Священный Синод Константинопольской Православной Церкви причислил ее к лику преподобных.
6 мая 2012 года на месте ее подвигов в монастыре "Клисура" состоялось первое торжественное богослужение в ее честь. 6 июня того же года имя преподобной было включено в месяцеслов Русской Православной Церкви. 

Преподобная София (Хотокуриду) происходила из Понта, деревни округа Ардаси святой Трапезундской Митрополии. В 1914 году турки забрали ее мужа в рабочий батальон, где он, по всей вероятности, скончался. Смерть настигла и ее дитя, после чего молодая вдова ушла в горы, где жила в аскезе и строгом посте. Там ей явился святой Георгий и сообщил о надвигающемся турецком вторжении. София рассказала об этом своим односельчанам. Им удалось спрятаться и избежать опасности. Когда происходил обмен населением, корабль, перевозивший односельчан Софии в Грецию, едва не потерпел крушение. Святая, видя в морских волнах Богородицу и ангелов, попросила, чтобы утонула она, а односельчане ее спаслись. Но Богородица спасла их всех. Капитан корабля, не веря в их спасение, сказал: “Среди нас есть святой”. И люди ответили: “София”.

Богородица привела святую в Свой монастырь в Клисуре в Кастории, посвященный Рождеству Пресвятой Богородицы, где София прожила в аскезе почти полвека. Здесь она встретила благочестивого иеромонаха Григория со Святой Горы, который подготовил ее к монашеской жизни. Святая жила как монахиня в миру, нося черную одежду вдовства и аскезы, сидела подле очага и натирала лицо золой, чтобы скрыть свою красоту.

Большую часть времени она провела в одиночестве, наедине с Богом, хотя монастырь и оставался без монахов. Она претерпевала лютые зимы, когда температура падала до -15 градусов, и высокую влажность этой местности. Когда ей предлагали развести огонь, она лишь кричала протяжное “Нет!”, которое до сих пор звучит в ушах тех, кто его слышал. Святая ходила босой, одежда ее напоминала лохмотья и была совершенно непригодной для условий этой местности. Ей дарили новую одежду, но она не надевала ее, отдавая тем, кто в ней нуждался. Спала святая на соломе, подкладывая вниз острые камни. Она никогда не мылась и не причесывалась, и поэтому ее волосы стали очень жесткими. Когда однажды ей понадобилось убрать их с лица, чтобы лучше видеть, потребовалось отрезать их ножницами для стрижки овец. Но, несмотря на это, волосы ее благоухали.

Пища ее была наискромнейшей. Обычно она состояла из всего, что могло найтись в этой местности: грибы, мох, сорняки, папоротники, листья деревьев, заплесневелые соленые помидоры. По субботам и воскресеньям она наливала себе в тарелку ложку оливкового масла. Иной раз она открывала рыбные консервы, но ела их только после того, как на них образовывалась плесень. Ела святая из ржавой медной посуды, но нисколько не страдала от этого. Когда окружающие упрекали ее за эти крайности, она отвечала: “Учу свою плоть”.

Но будучи столь строгой по отношению к себе, с людьми святая вела себя с невероятной добротой и мягкостью. Она не оставляла себе ни единой драхмы из денег, что ей давали, но прятала их и отдавала нуждающимся. Местные девушки – нынешние старицы монастыря Клисуры – говорившие на греческом и влахском языках, очень любили находиться рядом с Софией, хотя и не понимали ее понтийского языка. Она наставляла сбившихся с пути незамужних девушек, заботилась о том, чтобы они вышли замуж, давала им в приданое деньги, пожертвованные ей, и призывала им в покровительство Богоматерь. “Богородица не оставит вас”, – говорила святая.

Преподобная София никогда никого не огорчала и не расстраивала. Если она чувствовала, что человека гложет какое-то затруднение, она проходила мимо него, сказав пару слов, и удалялась. Не поняв сказанного, люди следовали за ней, и святая утешала их, давала советы, укрепляла Божественной благодатью, и они уходили обновленными. Святая часто повторяла: “Приходят к Богородице черными, уходят белыми”. От иереев, монахов и мирян она слышала о многих искушениях. Но никогда никого не судила, говоря: “Прощайте, потому что Бог простил вас”.

Святая любила животных. Одна медведица, жившая в лесу, приходила к святой и брала из ее рук пищу, после чего, с благодарностью облизав ее руки и ноги, возвращалась в лес. Святая оставляла на подоконниках крошки хлеба для птиц, которые, когда она молилась, кружили вокруг и щебетали. Все было так, словно преподобная жила в раю до грехопадения.

Святая София имела общение с Богородицей и святыми. Однажды она серьезно заболела аппендицитом или грыжей, так что от боли ее сворачивало пополам. Но она не обращалась к врачам, говоря: “Придет Богородица и заберет боль”. Она прикладывала к появившейся у нее ране фитили от лампад, пока она не загноилась и не стала источать дурной запах. Тогда святой явились Богородица, архангел Гавриил и святой Георгий. “Сейчас мы будем резать тебя”, – сказал архангел. Святая ответила: “Я грешна, позвольте сначала исповедаться и причаститься, а потом режьте”. “Мы сделаем тебе операцию”, – сказал архангел. Так и случилось. София выздоровела и часто без стеснения поднимала блузу и платье, чтобы показать людям надрез, заживший сам собой.

Святая София почила 6 мая 1974 года. Мощи ее были обретены в 1982 году и много дней источали аромат базилика.

Порой святая вела себя очень странно, чтобы не снискать славы среди людей. В результате многие люди неправильно понимали ее и называли сумасшедшей. В течение всей жизни святая была известна лишь в Клисуре и соседнем районе Птолемаиде. О ней не знали церковные круги, часто превозносящие своих добродетельных членов. Но после смерти святой многие люди, слыша рассказы о ее чудесах, советах и помощи святых, осознали, какое сокровище они имели рядом с собой и оценили святую Софию по достоинству. Простые люди рассказывали местному епископу о многочисленных исцелениях, совершенных святой как при жизни, так и после ее преподобной кончины, а также о том, как часто она оказывала им духовную поддержку. В прошлом году Церковь включила ее в свой агиологий, а 1 июля этого года в Кастории Вселенский Патриарх официально объявил о причислении ее к лику святых.

Ради Христа юродивые впервые появились в Византийскую эпоху. Это люди, которые после долгой аскетической жизни и по Божественному вдохновению притворяются сумасшедшими, “насмехаясь над миром”. Святой VI века Симеон, ради Христа юродивый, говорил своему соратнику святому Иоанну, когда тот рассказывал ему об опасностях, которым Симеон себя подвергает: “Не бойся, брат Иоанн, я не по своей воле поступаю так, но по велению Божьему”,

Одна из причин, по которой святые избирают такой образ жизни, – это попытка избежать человекоугодия и опасности впасть в гордость. Как сказано в житии святого Симеона, “молитва его была только о том, как бы подвиг его не открылся до самого дня отшествия его, чтобы избежать ему славы людской, порождающей в человеке гордыню и самонадеянность, погубившую даже ангелов небесных”. И Бог услышал его. “Хотя Симеон явил множество знамений и сотворил множество чудес, подвиг святого остался сокрытым от людей”, – продолжает его биограф.

Вторая причина – это избегание общения с мирскими властями и отвержение общественных условностей, которыми были связаны христиане после возобладания Православия в Римской империи. Они пытались подражать верующим первых веков Христианства, считающимся “безумными ради Христа” 
[1 Кор. 4:10], становясь “позорищем для мира, ангелов и человеков” [1 Кор. 4:9], как апостол Павел. Они подражали мученикам и желали свидетельствовать своей жизнью о временности общества и о том, что истинная родина христиан находится на небесах [Фил. 3:20].

Потому они и совершали скандальные поступки, нарушая общественный и церковный порядок, наглядно попирая формальную этику, вызывая недоумение и гнев многих, за что испытывали побои и унижения и отвергались обществом. Некоторые, тем не менее, различают в их безумии святость и, приближаясь к ним, дивятся их равноангельской жизни и приобщаются к Божественной благодати, которую юродивые имеют в избытке. Благодаря своему странному поведению ради Христа юродивые помогают ближним своими учениями и чудесами, обличают прегрешения, исправляя их, всегда прося ближних молчать о них, дабы их святость не обнаружилась. Как правило, церковные власти не замечают и даже презирают юродивых. Тем не менее рядом с ними всегда находится представитель Церкви, которому они открываются и с помощью которого сохраняют связь с ополчившейся на них Церковью. В конце жизни Бог прославляет их необычайными явлениями, люди, получившие от них помощь, рассказывают о ней, и в результате Церковь чтит юродивых как святых.

Во многом ради Христа юродивых нам напоминают пророки Ветхого Завета. Они живут в великом воздержании и аскезе, порицают богатых и высокопоставленных лиц, некоторых святых во благо даже наказывают телесно. Ими движет другая власть, не мирская, но Божественная, они сохраняют пророческий дар и после пришествия Христа.

Истинных ради Христа юродивых не так уж и много. Помимо святого Симеона, в византийский период стали известны святая Исидора из Тавенского монастыря, преподобные Феодор, Павел Коринфский, Фома Антиохийский, Марк Лошадник, Андрей Константинопольский, Савва Ватопедский. Многие же не по воле Божьей, но по своим эгоистическим причинам подражают странному поведению юродивых. Трулльский Собор 692 года осуждает “лицемерно беснующихся” и “таковый образ действий, по злости нравов, притворно на себя приемлющих” [60-ое правило Трулльского Собора, из предисловия к Леонтий Неапольский “Святой Симеон ради Христа Юродивый”]. Однако желание некоторых людей подражать юродству, чтобы снискать славу, свидетельствует об обществе, уважающем даже тех, кто живет вдали от него.

Пожалуй, крайности более понятны русскому менталитету, чем греческому. По этой причине ради Христа юродивые с их нестандартным поведением в большинстве своем появляются в России. Тарковский писал, что эти люди уже своим внешним обликом – схожестью с оборванцами и нищими – привлекали внимание “нормальных” людей своими пророчествами, искупительными жертвами и чудесами, находящимися за гранью реального мира. Только искусство сегодня несет в себе следы этого сверхъестественного мира. И в годы жизни Тарковского в России существовали некоторые юродивые, не ставшие, однако, широко известными из-за жесткой советской цензуры.

Существуют и греческие святые, порой обнаруживающие некие признаки юродства, чтобы избежать похвалы общества и славы людей. Однако они не вели себя непонятным образом. Среди них можно выделить святого Арсения Каппадокийского (+1924), святую Софию, некоторых святогорских монахов XX века, таких как старец Георгий Отшельник, Костас Кавиот, старец Иаков из Нового Скита (+1982), старец Тимофей из Капсалы, старец Иродион Румынский (+1990), а также безымянный русский монах, который, по одним сведениям, принял монашество, а согласно другим – жил на Афоне как мирянин. Они не впадают в безумие, чтобы поразить окружающих, но изображают некую странность, легкомыслие и глупость, которые формальная этика многих христиан им не прощает. В большинстве случаев это попытка скрыться, а порой – показать, что морализм, распространяемый в нашей стране миссионерами и околоцерковными организациями, не выдерживает никакой критики.

Святые, в особенности, упомянутые выше, на протяжении своей жизни не были замечены церковными и какими бы то ни было другими кругами. Тем не менее они таинственно питают христианские корни нашего народа, чтобы помочь ему выдержать ветра обмирщения, теплохладности, нигилизма, фальшивой “прогрессивности”, подлости и лжи, преобладающих в публичных высказываниях, – ветра, которые дуют на поверхности. Они поддерживают свой народ и ходатайствуют о нем перед Богом. Они, словно ветхозаветные праведники, не дают обществу деградировать и погибнуть. В них заключена мистическая сила нашего народа. Они духовно питают нас, становясь для нас надеждой на настоящее и будущее.


Преподобная старица София Хотокуриду, в монашестве Миртидиотисса решением Священного Синода от 7 июня 2012 года имя святой было включено в месяцеслов Русской Православной Церкви. Память святой – 23 апреля (6 мая). В фильме предоставлены воспоминания свидетелей от общения со старицей, а также её боговдохновенные поучения.