29 июля 2021

О монашестве. Из писем и проповедей глинского старца схиархимандрита Иоанна (Маслова)

20 писем к монашествующим схиархимандрита Иоанна (Маслова)

Глинский старец схиархимандрит Иоанн (Маслов)
Письмо 1-е

Возлюбленные о Господе матушка Серафима и все сестры, желаю вам бодрости духа и спасения во Христе. Путь к вечной жизни весьма трудный и опасный. Трудный он для нас потому, что мы не живем так, как надо жить монаху. 
А опасный он потому, что мы часто следуем своей греховной воле, которая уводит нас на сторону самоволия и самооправдания. Ведь самый правильный путь ко спасению есть отсечение своего самолюбия и повиновение — со страхом Божиим — тем, кому Бог нас поручает. А без этой духовной связи человек, пожалуй, не только не сможет пребывать в духовном мире, но и уйдет на сторону, ведущую в пропасть адову. Ведь послушание в монастыре должно стоять на первом месте. А затем откровение помыслов, хотя бы друг другу, и любвеобильное отношение, соединенное со смирением и терпением, должно быть неотъемлемой частью и насущной потребностью в деле нашего спасения. Если это есть между нами — значит, мы сможем надеяться на получение Царствия Небесного, а если этого нет у нас — значит, и спасения ожидать трудно.
Возлюбленные мои чада, объединимся друг с другом во Христову любовь, и тогда мы сможем преодолеть все искушения вражия. Особенно монахам следует упражняться в Иисусовой молитве. Это — лествица, возводящая от земли на Небо. Бог мира и любви да будет со всеми нами!
Прошу ваших святых молитв о моей худости.

Письмо 2-е

Возлюбленный о Господе отче Гурие, да крепится твое сердце упованием на Бога! Я весьма сознаю твое плачевное состояние при виде полного умерщвления духовности в обители. Ведь и раньше праведники страдали и даже мучились, прося Бога, чтобы Он избавил их от страшных внутренних терзаний, причиняемых им самовольными и лишенными страха Божия людьми. Времена, отченька, наступают очень тяжелые. Диавол берет в свои руки от великого и до малого. Особенно сейчас диавол вышел посредством телевизора на международную арену в лице Кашпировского, Чумака и др. Здесь даже христиане, священники и епископы лечатся от своих телесных недугов, забывая Врача душ и телес — Спасителя Христа Бога нашего. Однако есть и богоугодные люди, ищущие Бога в этой юдоли плачевной. Ведь в свое время и пророк Илия жаловался Богу и даже просил для себя смерти. Но Господь сказал ему, что еще семь с половиной тысяч не преклонили колен своих пред диаволом. Пожалуй, придется и нам терпеливо понести свой крест. Мне кажется, уходить из монастыря пока нет никаких оснований. Надо потерпеть еще некоторое время, а там будет видно.
Относительно Полоцка будем молиться, чтобы Господь устроил все по Своей воле. Хорошо бы было нам быть где-то вместе. Митрополиту Филарету говорить надо — и не переставая — о духовном омертвлении насельников и насельниц, прося его вникнуть в дело и помочь поднять на должную высоту духовную жизнь, к которой он очень мало, а можно сказать, и совсем не проявляет должного внимания. Почаще говори ему и о моем возвращении в обитель. Ведь без его участия мы с тобой бессильны что-либо сделать. Да откроет ему Господь глаза на бедственное духовное состояние насельников святой обители. Да поможет нам Господь проявлять заботу как о своей душе, а также и о наследии Божием, которое Он приобрел Кровию Своею.
С любовью о Господе архимандрит Иоанн (Маслов) 24 октября 1989 г.

Письмо 3-е

Возлюбленное о Господе мое духовное чадо инокиня Любовь, больше всего предавайся воле Божией. Это — самое верное средство, ведущее ко спасению. Все земное пройдет, как пар, и исчезнет бесследно, а вечность каждого ждет или в райском блаженстве, или же в вечных мучениях. Все будет зависеть от того, как человек проводил свою жизнь в этой юдоли плачевной. Ведь все мы — странники и пришельцы на земле, и поэтому всем нам надо приобрести духовное богатство, т.е. терпение, смирение, послушание и любовь к Богу и людям. Этими малыми добродетелями мы сможем не только освободиться от грязных помыслов и дел, но и привлечь в свое сердце благодать Святого Духа. Земная жизнь с ее соблазнами и прелестями греховными влечет к себе каждого человека. Но ведь благо тому, кто не прилепляется сердцем своим к этой скверне, а возвышается к Небу, обогащаясь добродетелями, которые уготовляют для него вечное блаженство.
Получил от тебя письмо и очень рад был о сообщенных тобой новостях монастырской жизни.
Да хранит тебя Господь и научит шествовать правильным путем, ведущим в вечность.
Относительно твоего послушания будь осмотрительной и избегай всех трений и скандалов.

Письмо 4-е

Милосердный Господь да поможет тебе преодолеть все скорби и искушения, которые иногда жестоко и неумолимо терзают твою душу. Но все это — временное и мимопроходящее. В этой юдоли плачевной без скорбей и искушений обойтись невозможно. На инока со всею злобою нападают и мир со своими обманчивыми прелестями, и плоть со своими требованиями, и диавол, который ищет, как лев, кого бы поглотить. Но с нами Бог и Его Пречистая Матерь. И поэтому нам не следует унывать и падать духом, но вступать в борьбу, иногда и в жестокую, и выйти из нее победителями. У нас имеется для этой борьбы сильнейшее оружие — Крест Христов, посредством которого разрушаются все стрелы вражии. Но чтобы победить все зло, набрасывающееся на нас, мы должны мобилизовать все свои силы, а особенно свою свободную волю, на борьбу с искушениями. Особенно мы должны своими подвигами приобрести основные добродетели, как-то: смирение, терпение, кротость, незлобие, любовь к Богу и ближним. Имея хотя бы эти добродетели, человек сможет без особых трудов и препятствий шествовать спасительным путем, ведущим в Царствие Божие. Будем стремиться, возлюбленное чадо инокиня Любовь, к блаженной вечности. Ведь там — все добро, там Ангелы и все святые наслаждаются лицезрением Божиим. Там — вечная красота, там — вечная радость. Земная жизнь — это временное наше изгнание. И здесь мы должны закалиться в добре и безбоязненно преодолевать все зло и вступать в борьбу против злобы духов поднебесных. Одержав победу, мы сможем с апостолом Павлом сказать: «Подвигом добрым подвизался, веру соблюл, а теперь мне готовится венец правды, который воздаст мне Господь, и не только мне, но и всем возлюбившим Его».
Да хранит тебя Царица Небесная!

Письмо 5-е

Относительно твоей мысли скрыться от людей, отче Елевферие, можно сказать определенно, что этого делать не следует. Нужно все пока нести с терпением и смирением. Иначе диавол может посмеяться над тобой и ввергнуть твою душу в терзающее состояние. Ведь без воли Господней ничего не бывает. Здесь может быть опасность — если мы будем поставлять во главу угла не духовное преуспеяние, а греховные побуждения к мирской славе и греховной жизни. Вот этого надо бояться. Относительно слухов о твоей хиротонии бояться не следует. В таких делах надо всегда предаваться воле Божией. Сам этого не желай, но если будут предлагать, то не уклоняйся. Божия сила совершается в немощах. Хорошо бы было встретиться нам лично и обсудить все эти вопросы уста к устам.
Остаюсь — любящий тебя архимандрит Иоанн (Маслов) 18 апреля 1990 года

Письмо 6-е

О Господе мое духовное чадо инокиня Лариса, получил твое письмо, в котором содержится не только много горя, но и много радости. Горе в том, что мы все мало проявляем духовной борьбы с врагом — диаволом, а радость выражена в том, что все же желаем спастись и откровенно исповедуем все свои недостатки и неумение бороться с диаволом. В наше время откровенность в духовной брани есть, пожалуй, самое наилучшее средство, ведущее к очищению души, а значит, и ко спасению.
Возлюбленное о Господе мое чадо, будем всегда иметь перед своим духовным взором распятого Сына Божия, Который не только искупил нас Своей Кровию, но и открыл нам доступ к вечной жизни. Вот ради этой блаженной жизни нужно презреть все земное и скоропреходящее и посвятить себя полностью Небесному Жениху, Христу Спасителю. Но для того, чтобы всегда пребывать со Христом, от нас требуется не только хранить себя от нечистоты телесной, но и духовной. Здесь требуется усилие, мужество и постоянный контроль над всеми чувствами и помышлениями. Да поможет всем нам Господь быть в числе избранного стада, которое оберегает Сама Царица Небесная. Будем подвизаться и не падать духом в борьбе с искушениями.

Письмо 7-е

Милосердный Господь да поможет вам, сестры Любовь и Лариса, сохраниться в чистоте монашеской жизни. Вся земная суета со своими привлекательными прелестями и страстями пройдет, как ночное сновидение, а там придет и Страшный суд, на котором каждый человек даст ответ Богу за свою земную жизнь. За добрую и святую получит то блаженство, о котором Спаситель сказал: «Око того не видело и ухо не слышало, что Бог уготовал любящим Его». А другие люди, проводящие жизнь греховную, будут осуждены на вечные мучения. Ведь имеется только два пути: один из них за святую жизнь приближает к вечной радости, а другой — к вечной мучительной жизни за гробом. Будем помнить все это, возлюбленные мои чада, и противиться всякому злу не только физическому, но и умственному, очищать свой ум и сердце от всех греховных помыслов и пожеланий. Именно в этом заключается монашеское житие. Где чистота — там и Бог пребывает со Своей благодатью, окрыляя и сохраняя такого человека от всех диавольских козней.
Подвизайтесь, возлюбленные мои чада, стяжать своей святой жизнью ту радость, которую Бог уготовал любящим Его. И тогда мы услышим голос Божий: «Приидите, благословенные Отца Моего Небесного, и получите небесную славу, которую Творец уготовал любяшим Его».
Да укрепит вас Господь на монашеском пути и да сохранит Он вас от всех видимых и невидимых врагов, которые, как львы, ходят и ищут, кого бы поглотить.
С любовью о Господе архимандрит Иоанн (Маслов) 15 ноября 1989 г.

Письмо 8-е

Милость Божия да поможет тебе, мое духовное чадо Наташа, во всех твоих добрых делах и начинаниях! Подвизайся о Господе за чистоту ума и сердца даже до пролития крови, порочные мысли и пожелания в монашествующих осуждаются Богом как физический грех. А грешники Царство Небесное наследовать не смогут. Ведь только чистые сердцем Бога узрят. Земная жизнь пройдет и, как пар, исчезнет бесследно. А там наступит вечность, которая ждет земных жителей. Только для одних, т.е. свято живущих, она будет радостной, а для других, греховно живущих, она будет мучительной. Исходя из этих слов, нам, возлюбленное мое чадо, следует внимательно все продумать и удалить все греховное и скверное, мешающее в деле нашего спасения. Очень было бы хорошо обуздать страхом Божиим наши телесные, греховные чувства, особенно глаза, уши и язык — двери греха, уводящие свои жертвы, подобно блудному Евангельскому сыну, «на страну далече». Нужно подумать обо всем и сказать: «Вернусь я снова в отеческий дом и скажу Отцу Небесному: «Прими меня как единого от наемник Твоих». О, как было бы отрадно не только нам, но и Небесной торжествующей Церкви! Душа, познавшая свой грех и возненавидевшая его, бывает способна возлететь горе, к небесным жителям. Постараемся и мы в этой плачевной юдоли убелить свою монашескую одежду добрыми делами и молитвенно-покаянным воплем, дабы и мы смогли услышать слова нашего возлюбленного Спасителя: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царство от создания мира». Относительно твоего вопроса, можно ли исповедоваться письменно, нужно сказать, что в тех местах, где отсутствуют священнослужители, эта исповедь бывает действительна, а где имеются духовники, то лучше сказать грехи свои перед св. Евангелием. Исповедоваться не надо бояться. Ведь если чего не знает человек, то все видит Бог, и Он ждет чистосердечного покаяния, посредством которого кающийся становится чист и свят.
Да хранит тебя Господь в чистоте духовной и телесной!
С любовью о Господе архимандрит Иоанн (Маслов) 16 ноября 1989 г.

Письмо 9-е

Возлюбленное мое чадо, мать Вероника, подвизайся в монашеском житии, т.е. в смирении, терпении и любви ко Господу и людям. Все свои земные попечения и тревоги возлагай на Матерь Божию и делай все то, что Ей угодно. По своей воле не поступай ни в чем. Возлагаемые на тебя послушания принимаем как от Бога. В молитве будь терпелива и ревностна. В болезнях не унывай, но возлагай вину за свои немощи на свои грехи и леность.
Варвару опекай c радостью и будь к ней снисходительна. Деньги, которые она тебе поручила, определяй по ее согласию.
Поклоны можно делать поясные, но когда почувствуешь себя лучше, то неплохо сделать и несколько земных. Псалтирь лучше читать стоя или на коленях, а во время болезни иногда можно и сидя. Молиться Патриарху Тихону можно такими словами: «Святителю отче Тихоне, моли Бога о мне, грешной». В остальном да умудрит тебя Господь и поможет, прежде всего, увидеть свои грехи, которые жестоко мучают каждого монаха, подвизающегося на своем спасительном пути.
Да хранит тебя Господь как в духовном здравии, а также и в телесном.
С любовью о Господе архимандрит Иоанн (Маслов) 13 ноября 1989 г.

Письмо 10-е

Подвизайся, мое возлюбленное чадо, сестра Галина, подвигом добрым, и в конце его получишь вечную отраду в обителях Отца Небесного. Ревность к монашескому житию пусть будет постоянно в твоей душе. Без этого доброделания никто не сможет Бога узреть.
Ропот и нерадение удаляй из своей души страхом Божиим. Нужно удерживать свои глаза от запрещенного древа — греха, и тогда только душа сможет воспрянуть от греховной спячки. Земная жизнь человека должна постоянно направляться к спасительному маяку — Царствию Небесному.
Молитву Иисусову хорошо произносить устами, и притом с покаянным чувством. А лучше всего ее менять, т.е. читать то молитву Иисусову, то «Богородице Дево, радуйся…», а то мытареву молитву. Так советовали преподобный Серафим и святитель Феофан Затворник.
Да хранит тебя Господь!
С любовью о Господе архимандрит Иоанн (Маслов) 16 ноября 1989 г.

Письмо 11-е

Всечестная о Господе мать игумения, сердечно благодарю Вас за поздравление меня с днем Ангела. Да подаст Вам Господь за Вашу любовь ко мне, грешному, Свою Божественную благодать, которая помогала бы Вам нести свой жизненный крест даже до Голгофы. Безусловно, Вам очень трудно управлять сестрами, которые живут по своей воле и руководствуются своим греховным разумом. Но ведь придет время дать ответ и им, то время, когда они окажутся за пределами этой жизни. Там для самовольных и упрямых помилования не будет. Сказано, что одни пойдут в жизнь вечную, а другие — в муку вечную. В святоотеческом учении неоднократно указано, что монах, живущий без послушания, смирения, кротости, спастись не сможет, и гнев Божий на таковых пребывает во всю вечность. Хорошо бы было поглубже осознать всем нам это плачевное свое состояние и, пока еще мы не взяты из этой жизни, исправить свое бедственное состояние, т.е. удалить из своего ума и сердца все злое и порочное и последовать за Христом по узкому пути, ведущему в жизнь вечную. Ведь ради этой блаженной жизни множество людей оставили свое богатство и знатность рода и отдали себя добровольно в послушание своим наставникам. Без несения своего креста и безропотного исполнения послушания монаху лучше было бы согнить во чреве матери своей.
Возлюбленная о Господе матушка игумения, не переставайте внушать своим сестрам, чтобы они стремились к исполнению этих Божественных добродетелей, без которых никто не увидит лица Божия. Да умудрит нас Господь и да поможет Он Вам привести всех своих сестер к тихому пристанищу — Царствию Небесному. Не забывайте и меня в своих святых молитвах, чтобы мне поскорее выздороветь душой и телом и еще увидеться со всеми вами.
С любовью о Господе архимандрит Иоанн (Маслов) 10 октября 1989 г.

Письмо 12-е

Возлюбленная о Господе мать игумения, сердечно поздравляю Вас и сестер, вверенных Вашему попечению, с радостным праздником Рождества Христова и Новолетием. И желаю всем Вам от родившегося Богомладенца той духовной радости, которую испытали вифлеемские пастухи и восточные мудрецы при виде Божественного младенца, лежащего в убогих яслях. Здесь уместно каждому из нас задать себе вопрос: «Сподобит ли и нас Божественное Отроча Своего посещения и поклонения?» Да в этом не следует никому сомневаться. Ведь Он оставил девяносто девять в пустыне и пришел взыскать падшего человека. Однако, со своей стороны, и мы не должны быть беспечными в своей жизни. От нас требует Божественная Премудрость благого стремления к приобретению и принесению Богомладенцу особых даров — богоугодной жизни. К этим дарам относятся не золото или серебро, а особенно наши благодатно-покаянные слезы, которые способны бывают не только погасить пламень огненный, но и водворить наши души в Обители Отца Небесного.
Возлюбленные мои духовные чада, подвизайтесь в этой плачевной юдоли — посредством самоотречения и полного послушания игумении — стяжать благодать Святого Духа, без которой никто из нас не увидит Лица Божия. Молитвенный подвиг, смиренное прохождение своего монашеского делания и нелицемерная любовь к Богу и людям являются залогом жизни вечной. Объединитесь любовью во Христе и помогайте друг другу шествовать узким, но спасительным путем, ведущим к Голгофским страданиям Богочеловека, т.е. с ним постраждем, с Ним и прославимся. Дай Бог всем нам сподобиться получить оный век, где постоянно слышится ангельское песнопение: «Слава в вышних к Богу, и на земле мир, в человецех благоволение!» Именно только там Бог отрет всякую слезу от очей наших.
Слезно прошу Ваших святых молитв обо мне, грешном.
С любовью о Господе архимандрит Иоанн (Маслов) 28 декабря 1989 года

Письмо 13-е

Возлюбленная о Господе мать игумения, Милосердный Господь да укрепит Ваши телесные и духовные силы для несения тяжелого и ответственного креста по воспитанию сестер, вверенных Вашему духовному попечению. И если мы скажем, что трудно его нести, то на это можно ответить, что все возможно с помощью Божией. Господь видит все наши скорби и печали и готов всегда нам помочь без замедления. С нашей стороны требуется ревностное попечение как о своей душе, а также и о душах Ваших духовных чад. И эта ревность и молитвенный вопль к Небу непременно будут услышаны Творцом и Его Пречистой Материю. Именно Они проявляют заботу о нашем спасении больше, нежели мы сами. Особенно надо стучаться в двери милосердия Божия тогда, когда скорби и болезни кажутся нам неудобоносимыми. Конечно, скорбно бывает на душе, когда духовные дети живут не по-монашески. Ведь они и сами того не знают, что за все плохое и греховное они дадут подробный ответ перед Страшным Судией в день судный. Господь сказал, что одни пойдут в жизнь вечную, а другие — в муку вечную. И многие из нас этого по своей греховности не ощущают. Но ведь это бывает все до времени, т.е. как только окончится земная жизнь, тогда мы все предстанем и дадим ответ за свои грехи перед Богом. Но страшный день Суда Божия для нас может быть немучительным только в том случае, если мы исправим свою жизнь и принесем плоды покаяния.
Мать игумения, напоминайте постоянно сестрам о вечной радости за гробом за добрые дела и о мучительной участи — за злые. Послушные и смиренные духом, по учению слова Божия, услышат голос Божий: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира».
Но самовольных и нерадивых о своем спасении ожидает ужасная участь за гробом, т.е. огонь неугасающий и червь неумирающий.
Да избавит нас Господь от этой бездны, пылающей огнем неугасающим. Да поможет Господь Вам, мать игумения, и всем нам подвигом добрым подвизаться, после чего, по словам апостола Павла, мы получим венец правды, который воздаст Господь в день судный не только нам, но и всем тем, кто возлюбил добро. Помолитесь и обо мне, грешном.
С любовью о Господе архимандрит Иоанн (Маслов) 16 ноября 1989 г.

Письмо 14-е

Да умудрит тебя Господь в изучении богословских наук!
Все науки, связанные с прославлением Бога, весьма полезны и спасительны. Но они без доброй, святой жизни бывают мертвы. Значит, нужно не только знать о Боге, но и исполнять Его святые заповеди. Только в таком понимании человек сможет принести духовный плод на ниве Христовой. В Духовной школе надо быть образцом для остальных учащихся, т.е. будь смирен, кроток, любвеобилен и послушен. И все эти добрые дела должны быть основаны на Евангельском и святоотеческом учении. Светлане можно предложить петь на клиросе, но только без принуждения.
Передай благословение моему возлюбленному чаду инокине Любови. Письмо ее получил, где описываются и скорбные обстоятельства, но ведь без этого спастись невозможно. Надо подвизаться добрым подвигом, чтобы получить отраду в вечности. Неси с терпением свой монашеский крест. Он, безусловно, тяжелый, но те, кто его донесет до назначенного Богом места, забудут трудности и печали. Там ведь, за гробом, труженикам уготована благодатная жизнь. И ради ее нужно презреть все греховное и скверное. Страхом Божиим надо обуздать телесные чувства, т.е. зрение, слух и злой язык. Оскверненная порочными мыслями душа бывает подобна грязному помойному ведру, где размножаются черви и всякая нечисть. Именно таких людей ждет за гробом печальная участь, т.е. огонь неугасающий и червь неумирающий. Надо постараться в этой юдоли плачевной очистить свою душу от скверны плотской, после чего благодать Святого Духа будет согревать ее как птица своих птенцов. Да поможет всем нам Господь правильно шествовать спасительным путем, ведущим в жизнь вечную.
С любовью о Господе архимандрит Иоанн (Маслов) 16 ноября 1989 г.

Письмо 15-е

О, какое убожество восприял на Себя Сын Божий, ища заблудшего человека!.. Грехи наши побудили его снизойти с Неба на землю. И доселе человек, а вернее сказать, мы с Вами своими грехами гоним Его, подобно Ироду, ищем убить Его. Всем нам следует остановиться и подумать, не являемся ли и мы причиной Его скорбного пути. И если найдем в своих сердцах грехи, как-то: гордость, упрямство, самомнение, самоволие или отсутствие любви к Богу, к нашим наставникам и друг к другу, значит, мы в таком случае стоим на опаснейшем пути.
Особенно это относится к монашествующим. Ведь монах должен быть Ангелом, и его назначение своей доброй жизнью постоянно славить Бога с небесным воинством.
Возлюбленные о Господе мать игумения и все во Христе сестры, облечемся во Христово смирение, удалим от себя все греховное и скверное, и Богомладенец Христос найдет для Себя покой в наших душах. Да и нам будет радостно и спасительно, потому что со Христом — рай, а без Него — ад, терзающий нашу душу в этой юдоли плачевной.
Прошу и умоляю всех сестер пребывать в искреннем послушании игумении, стяжать смирение и кротость, и тогда мы сможем петь ангельское славословие: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение».

Письмо 16-е

Возлюбленный отче Гурие, спасайся о Господе в державе крепости Его. Очень хорошо, что объяснил всю сложную обстановку Владыке. Но плохо, что нас мало кто слушает. Да и пророки в свое время вопили ко Господу: «Кто веровал слуху нашему и мышца Господня кому открыся?» Но наша святая обязанность состоит в том, чтобы мы всегда говорили о спасительных путях Господних. Жаль, что молодые архиереи, не приобретшие духовного опыта, поставляются на эти великие посты. И поэтому они очень часто поступают опрометчиво в духовных вопросах. Вот и сейчас, относительно женского монастыря, который находится в Жировицах, епископ Димитрий поступает опрометчиво, предлагая нескольким молодым сестрам переезжать в Полоцк. Ведь там в настоящее время нет ни помещения, ни ограды, ни духовных возможностей шествовать спасительным путем. Наилучшее время переселения сестер в Полоцк будет тогда, когда все будет отстроено и ограждено. И притом очень было бы хорошо переезжать всем вместе.
Матушке Веронике ехать одной пока нет надобности. Пусть сам епископ позаботится о благоустройстве. Относительно благочинного, которого поставляет на эту должность епископ, можно сказать одобрительно. Пусть он и помогает устроятъ этот монастырь.
Отче Гурие, я прошу тебя: объясняй Божиим Владыкам, чтобы они не торопили сестер выезжать в развалины.
О послушнице Галине, о которой тебе говорила инокиня Наталия, пока ничего необдуманного не распространяй. Но постарайся на исповеди все ее лечения, т.е. подымать желудки и производить другие действия над людьми, разузнать поточнее и категорически запретить это делать. Ведь это все относится к области злого духа. Все это надо проклясть и потребовать от нее обещания больше никогда к этому не возвращаться.
Ксерокопии тайным путем лучше не делать.
Будь, отченька, внимательным к своей жизни и побеждай все плотские пожелания, вопиющие против бессмертной души, страхом Божиим и памятью о вечных мучениях за гробом.
Да хранит тебя Господь!
С любовью о Господе архимандрит Иоанн (Маслов) 10 декабря 1989 года

Письмо 17-е

Возлюбленное мое чадо Вероника, мир тебе. Божие благословение да пребывает с тобою во веки!
Все на земле — временное и скоропреходящее. Однако от этой земной жизни зависит наше будущее, т.е. за добро человек получит вечное успокоение, а за зло — вечное мучение. Предвидя это, святые отцы согласны были на земле терпеть все скорби и болезни. Ведь они даже мучения за Христа вменяли ни во что. Шли как на пир Божественной трапезы. Хорошо бы и нам подражать их доблестным подвигам и переносить все скорби и невзгоды с твердой верой и большой любовью, призывая в помощь Того, Кто сказал: «Не бойся, Я с тобой во все дни твоей жизни». Но горе тому человеку, который забывает свое предназначение и идет широким путем, ведущим в вечную погибель. Для монаха определен путь узкий и тернистый, и он должен завершиться на Голгофе, т.е. со Христом постраждем и со Христом прославимся.
Отца Симеона можно попросить, чтобы он походатайствовал через Владыку Димитрия сделать ограду вокруг монастыря. И еще попросить его уговорить Владыку отстроить все келии, чтобы вам, как воинам Христовым, сразу всем поселиться туда. Денег на это дело можно собрать и среди сестер, а более всего об этом должна проявить заботу епархия.
Матушке Варваре помогай во всем. Ведь это твой крест. Оставлять ее дома можно с ее согласия. Книги, которые она отдала тебе, береги и никому не отдавай.
Отцу Гурию лучше ходить как можно реже, чтобы избежать лишних толков среди сестер.
Об остальном поговорим тогда, когда увидимся.
С любовью о Господе архимандрит Иоанн (Маслов) 15 декабря 1989 г.

Письмо 18-е

Мир всем вам и Божие благословение!
Возлюбленные о Господе матушки: Тавифа, Христина, Оля и Татиана! Желаю вам мирного жития, здоровья и многих лет жизни.
Особенно желаю вам быть целенаправленными и стремящимися к достижению вечного спасения. Ведь земная жизнь с ее скорбями и невзгодами постоянно и мучительно терзает нас, а подчас нам кажется, что Бог оставил нас, а также все друзья и знакомые. Кроме того, страсти, как лютые звери, под действием злого духа побеждают нас и влекут «на страну далече». Но все это не должно устрашать нас. Ведь все это человек может разрушить и выйти победителем, если он во смирении своего сердца будет призывать к себе в помощь возлюбленного Спасителя мира и Его Пречистую Матерь. Мы являемся Их детьми, и Они постоянно бдят над нами и помогают нам в борьбе со всеми нашими страстями и диавольскими кознями. Но в то же время от нас требует Спаситель окутаться в Его смирение и стяжать терпение и любовь к Нему и людям.
Возлюбленные мои чада, да укрепятся ваши сердца благодатью Святого Духа. Все мы помним вас и сочувствуем вам. Безусловно, трудно вам, оторвавшимся от своих родных и близких, шествовать по спасительному пути Христову. Но не будем роптать, потому что мы добровольно взяли на себя этот крест. Будем почаще прибегать к молитвенному общению со Спасителем и Его Пречистой Матерью, Которые Своими ножками освятили все те места, где вы сейчас живете. Пусть ваш дух постоянно стремится к своему жениху — Христу, и скорби отступят от вас. Пусть ваши сердца омоются слезами, и в них вселится благодатная сила Христова. И только тогда вы сможете воскликнуть с Апостолами: «Господи, как хорошо нам здесь быть!» Прошу ваших святых молитв и обо мне, грешном. Спасибо вам за поздравление с днем моего небесного покровителя. Уж очень хорошую открыточку мне прислали. Это могло сделать только любящее сердце, отзывчивое ко мне, немощному.

Письмо 19-е

В этой жизни бывают тяжелые кресты, но они — наши, и мы должны их нести с терпением и смирением. Путь в Царствие Небесное очень труден. Об этом нам и слово Божие говорит: «Многими скор-бями подобает нам внити в Царствие Божие». Здесь постоянные невзгоды окружают бедного человека. И если бы не Господь помогал нам, то мы бы уже давно лишились и земной жизни и небесной. Именно Он печется о нас и за наше терпение уготовляет ту радость всем любящим Его, о которой сказано в слове Божием, что и око того не видело и ухо не слышало, яже Бог уготовал Своим рабам. И ради этой благодатной радости в вечности мы должны с любовью встречать все скорби и невзгоды. И наоборот, кто будет роптать на свою земную участь, тот, пожалуй, и здесь не избавится от скорбей, и там за гробом лишится вечного блаженства.
Постараемся, мои родные матушки, подвигом добрым подвизаться, призывая в помощь возлюбленного нашего Спасителя и Его Пречистую Матерь. И Они не замедлят, придут к нам, и тогда обрадуются сердца наши неизреченной небесной радостью. И мы сможем услышать спасительные слова: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от сложения мира». Всем хочется спастись и быть в теснейшем единении со Христом, но грехи наши, подобно лютым зверям, препятствуют на этом пути. Они не только опустошают наши души, но и наполняют их всевозможной нечистью. И мы в таком случае становимся не детьми Божиими, а детьми злого духа, который влечет нас во тьму кромешную, где будет плач и скрежет зубов. Да избавит Господь всех нас от этой плачевной участи.

Письмо 20-е

Возлюбленные о Господе мои матушки... Господь да поможет нам нести свои жизненные кресты с терпением и смирением. Если здесь бывает и трудно бороться с болезнями и греховными наклонностями, то в будущей жизни Бог отрет всякую слезу из очей наших.
Ради будущей благодатной жизни многие из святых отцов желали не только переносить в этой юдоли плачевной болезни и скорби, но и отдать самих себя на мучения. Постараемся и мы подражать их житию, а во время тяжелых испытаний в нашей жизни обратим свой взор к Небу, и оттуда придет нам помощь Господня, одухотворяющая и помогающая.

Глинский старец схиархимандрит Иоанн (Маслов)
Схиархимандрит Иоанн на звоннице храма МДА

2
Советы монашествующим и о монашестве
/Из книги «Духовные рассуждения и нравственные уроки схиархимандрита Иоанна (Маслова)»/

По святоотеческому учению, все насельники монастыря должны как можно чаще очищать свою совесть посредством таинства Покаяния перед братским духовником. А это, в свою очередь, будет способствовать духовному росту и нравственному перерождению души. Иноки, ставшие на этот спасительный путь, обрящут в своем сердце благодатную силу, которая будет помогать им не только распознавать козни диавольские, но и возводить их ум и сердце к Престолу Божию. (Наставление братии Свято-Успенского Жировичского монастыря)

*  *  *
Монашеская жизнь бывает трудной потому, что у нас нет должного внимания к ней. Но для более внимательных и в особенности для тех, кои живут под откровением, монашеская жизнь не только не трудна, но и легка. Авва Дорофей, проживши долгое время под старцем и не видя у себя никаких скорбей, спросил однажды старца, не ошибочно ли проходит он свою жизнь, чувствуя в оной одно только спокойствие духа? – На это старец ему отвечал, что те всегда бывают спокойны, которые живут под откровением, т.е. живут не по своей воле.

*  *  *
Стараться со тщанием проходить всякое послушание. Всю братию нелицемерно любить, ибо любовь покрывает множество грехов. А потом уже мы можем, по силе нашей, с благословения настоятеля или духовного отца, при­нимать на себя и носить монашеские и келейные подвиги, как то: умеренный пост, нощные бдения, молитвы, поклоны и прочее.

Прилежно будем молить Человеколюбивого Бога, да имиже весть судь­бами спасет нас. А для сего должны всякий день и час каяться и полагать своего спасения начало. Ради покаяния и спасения мы оставили мир и пришли жить в монастырь, и в монастыре должны жить уже не по-мирски, а по-монашески. Для сего должно со вниманием, как можно почаще чи­тать святых отцов книги, в коих подробно описаны правила и наставления монашествующим. Если будем их знать и познанное исполнять на деле, то избавимся от вечных мучений и получим Царствие Небесное.

*  *  *
Вступлению в монастырь слабое здоровье не считай препятствием, и слабейшие тебя живут.

*  *  *
Охлаждение к монашеству бывает оттого, что не согреешь наперед духа своего в любовь Божию и не стяжешь смертной памяти.

*  *  *
Благоустроенные монастыри сохраняют и умножают (богоугодным житием иноков) благодать Божию в Русской Церкви. Истинные монахи из глубины своего уединения светят миру простым образом богоугодного жития своего и живым действенным словом спасительной истины.

*  *  *
Монашеская мантия – образ смирения словом и делом. И много таковых есть, которые мнятся быти невежды словом, но не разумом (2Кор.11,6).

При встрече друг друга предупреждайте поклоном, не останавливайтесь в монастыре для разговора и празднословия, а с молитвою и вниманием спешите по послушанию или в келью свою..

*  *  *
В умномысленном делании и молитве наиболее состоит истинный подвиг монашества; в нем бывает истинное познание духовных вещей и Бога; в нем плоды плодов наших (то есть достижение высших степеней духовнаго совер­шенства и близости к Богу) и хранение их, как негде пишется от святых, не только нам подобает делать, но и хранить плоды деланий наших, – хранить молитвою и смиренномудрием.

*  *  *
С божественным именем Иисусовым всаждается в сердца страх Божий, сей корень благих дел, верою в Иисуса иноки учатся обретать Его послушание, терпение и кротость, Его смирение, чистоту и любовь и удостаиваются иметь мир в сердцах своих.

*  *  *
Много пользы приносит иноку безмолвие, уклонение от всяких пустых бесед и развлечения. Безмолвие созидает дух, развлечение – разоряет.

*  *  *
Придя в монахи, не говори о мирском, а о монастырском. Говори необходимое, а то – новости одному, тот другому, пятому, десятому – для других вред и для тебя. От разговора теряются чувства (умиление, страх Божий и проч.). Когда спрашивают, отвечай коротко, одно-два слова. Будь молчалив, – даже глупый, когда молчит, кажется мудрым.

Великий вред от празднословия: слово – дар Божий. Все ничто, если не научишься, когда сказать и когда молчать. Говори тихо и не смейся. В келлию к себе никого не зови и сам ни к кому не ходи. Мышь, когда сидит в норе, не уловляется кошкой, а как только выйдет, уловляется, так и нас ловит враг спасения. Монаху надо жить в скудости. Когда хвалят, нужно плакать, а когда укоряют и ругают, тогда грехи снимают.

Помни смертный час: ах, умереть надо, а смерть грешнику люта!

*  *  *
Миряне, будучи связаны мирскими попечениями, семейной жизнью и всякого рода заботами, находятся в менее благоприятных условиях, чем монашествующие, всецело отрешившиеся от мира и посвятившие свою жизнь на служение Богу. Если мирянин обязывается проводить благочестивую жизнь для достижения спасения, то тем более строгие требования предъявляются монаху, который должен быть облечен во всеоружие добродетелей, а не довольство­ваться приобретением только одной какой-нибудь из них. Поборов в себе все страсти, монах делается полным властелином над самим собою, но достигает он этой власти только тогда, когда окончательно истребит в себе страсть само­любия, которая стоит на пути всякого доброго начинания.

*  *  *
Монах, не ведущий борьбы со страстями, может подвергнуться опасности, опасности этой подвергаются только те, которые принимают монашество только внешним образом, без монашества с внутренним его содержанием.

*  *  *
Стремление к истинно христианской жизни и к достижению бесстрастия приводит к внутреннему монашеству. Но наряду с внутренним не должно пренебрегать и внешним.

*  *  *
Жизнь в монастыре с другими содействует воспитанию в себе духа внутреннего монашества, так как, будучи в соприкосновении с людьми, человек имеет больше случаев познавать свои немощи, чем живя в уединении, а познавая их, он смиряется перед людьми и Богом.

*  *  *
Жизнь в общежительном монастыре совместно с другими во многом содействует спасению.

*  *  *
Молитва, внутри сердца совершаемая, любовь к Богу, стремление к истинной христианской жизни – вот те пути, которые приводят человека к внутреннему монашеству, однако не надо забывать и внешнего, ибо руководящим началом в жизни каждого человека должен быть принцип, заложенный в его природе. А принцип этот заключается в том неоспоримом факте, что человек состоит из души и тела, тесно связанных друг с другом, следовательно, согласовывая внутреннее с внешним, человек идет путем, указанным Самим Создателем. Отделяя же одно от другого, человек тем самым не подчиняется своему Создателю и действует самочинно.

*  *  *
В монастыре нужно проводить странническую жизнь, достигая внутреннего монашества, прежде всего, вниманием себе и молчанием.

*  *  *
Юные должны помнить цель своего поступления в монастырь и строго соблюдать данные ими обеты.

*  *  *
Поступившим в монастырь и принявшим на себя ангельский образ нужно постоянно бодрствовать над самими собою и не допускать в своем сердце колебаний, внушаемых сатаной, о том, чтобы оставить этот путь – монаше­ство и возвратиться к прежней мирской жизни.

*  *  *
Более ревностным исполнителям монашеских обетов, особенно по при­нятии мантии, Господь попускает всевозможные искушения для того, чтобы они навыкли терпению, смирению и набрались духовного опыта в невидимой брани.

*  *  *
Монахи должны принимать все встречающиеся скорби с терпением, потому что этот путь избран добровольно и монашеские обеты даны без принуждения.

*  *  *
.Милосердие Божие изливается на всех, ищущих спасения, но особенно оно обильно ниспосылается на тех избранников Божиих, которые отреклись от мирской жизни, день и ночь многими подвигами и слезами стараются очи­ститься от всякой скверны и плотских мудрований.

*  *  *
Ревностные души устремляются в иноческие обители, чтобы постоянно быть в молитвенном общении с Богом.

*  *  *
Чрезвычайно трудно правильно проходить монашеский путь, но инок дерзновенно уповает на таинственную помощь свыше.

*  *  *
Монашеский путь – это отрешение от всего земного и принятие на себя ига Христова.
Среди монашествующих особенно пагубно действие гордыни.

*  *  *
Вступившие на путь монашества, желающие всецело последовать Христу, должны прежде всего жить по заповедям евангельским. Если все истинные христиане, стремящиеся к спасению, обязываются исполнять заповеди Божии, то тем более это относится к монахам.

*  *  *
Нельзя считать себя недостойным принять постриг монашеский. Св.Иоанн Лествичник пишет: «Никто да не порицает себя недостойным быти обета иноческого. Где находится великая гнилость, тамо и велие врачевание потребно есть».

*  *  *
Живущим в монастыре старец советует отсекать свою волю и навыкать послушанию. Во всем укладе своей внешней и внутренней жизни иноки должны подражать Христу.

*  *  *
Монах должен быть Ангелом, и его назначение – своей доброй жизнью постоянно славить Бога с Небесным воинством.

*  *  *
Несите с терпением свой монашеский крест. Он безусловно тяжелый, но и те, кто его донесет до назначенного Богом места, все забудут трудности и печали. Там ведь за гробом труженикам уготована благодатная жизнь. И ради ее нужно презреть все греховное и скверное. Страхом Божиим надо обуздать телесные чувства, то есть зрение, слух и злой язык.

*  *  *
Вся жизнь христианина, а тем более инока, должна проходить в покаянии, ибо с прекращением покаяния прекращается и духовная жизнь человека; <…> без покаяния не может человек черпать силы из духовную источника, поддерживающего в христианине духовную жизнь.

*  *  *
Очень часто возникают неустройства и в монастырях, месте, где, казалось бы, должно быть все благоустроено, так как сюда сходятся все, желающие жить по-христиански. Но именно в монастыре и требуется в первую очередь терпение и послушание. И трудно быть начальствующим в такой обители, где отсутствуют эти добродетели.

*  *  *
Подвизайтесь в этой плачевной юдоли посредством самоотречения и полного послушания стяжать благодать Святого Духа, без которой никто из нас не увидит Лица Божия. Молитвенный подвиг, смиренное прохождение своего монашеского делания и нелицемерная любовь к Богу и людям являются за­логом жизни вечной. Объединитесь любовью во Христе и помогайте друг другу шествовать узким, но спасительным путем, ведущим к голгофским страданиям Богочеловека, то есть с Ним постраждем, с Ним и прославимся.

*  *  *
Ревность к монашескому житию пусть будет постоянно в твоей душе. Без этого доброделания никто не сможет Бога узреть. Ропот и нерадение удаляй из своей души страхом Божиим. Нужно удерживать свои глаза от запрещенного древа – греха, и тогда только душа сможет воспрянуть от греховной спячки. Земная жизнь человека должна постоянно направляться к спасительному маяку – Царствию Небесному.

*  *  *
Монах должен подвизаться о Господе за чистоту ума и сердца даже до пролития крови. Порочные мысли и пожелания в монашествующих осуждаются Богом как физический грех. А грешники Царство Небесное наследовать не смо­гут. Ведь только чистые сердцем Бога узрят. Земная жизнь пройдет и, как пар, исчезнет бесследно. А там наступит вечность, которая ждет земных жителей. Только для одних, то есть свято живущих, она будет радостной, а для других, греховно живущих, она будет мучительной. Исходя из этих слов, нам следует внимательно все продумать и удалить все греховное и скверное, мешающее в деле нашего спасения. Очень было бы хорошо обуздать страхом Божиим наши телесные, греховные чувства, особенно глаза, уши и язык – двери греха, уводящие свои жертвы, подобно блудному евангельскому сыну, «на страну далече». Нужно подумать обо всем и сказать: «Вернусь я снова в отеческий дом и скажу Отцу Небесному: «Прими меня как единого от наемных Твоих». О, как бы было отрадно не только нам, но и Небесной Торжествующей Церкви. Душа, познавшая свой грех и возненавидевшая его, бывает способна взлететь горе к небесным жителям. Постараемся в этой плачевной юдоли убелить свою монашескую одежду добрыми делами и молитвенно-покаянным воплем, дабы и мы смогли услышать слова нашего Возлюбленного Спасителя: «Приидите, благословенные Отца Моего Небесного, наследуйте уготованное вам Царство от сложения мира».

*  *  *
Монах должен противиться всякому злу не только физическому, но и умственному, очищать свой ум и сердце от всех греховных помыслов и пожеланий. Именно в этом заключается монашеское житие. Где чистота – там и Бог пребывает со Своей благодатию, окрыляя и сохраняя такого человека от всех диавольских козней.

Подвизайтеся стяжать своей святой жизнью ту радость, которую Бог уготовал любящим Его. И тогда мы услышим голос Божий: «Придите, благословенные Отца Моего Небесного и получите небесную славу, которую Творец уготовал любящим Его».

*  *  *
Для монаха определен путь узкий и тернистый, и он должен завершиться на Голгофе, то есть со Христом постраждем и со Христом прославимся .

*  *  *
Монах должен подвизаться в монашеском житии, то есть в смирении, терпении и любви ко Господу и людям. Все свои земные попечения и тревоги надо возлагать на Матерь Божию и делать все то, что Ей угодно. По своей воле не поступать ни в чем. Возлагаемые послушания принимать как от Бога. В молит­ве быть терпеливым и ревностным. В болезнях не унывать, но возлагать вину за свои немощи на свои грехи и леность. Нужно просить Господа, да умудрит и поможет прежде всего увидеть свои грехи, которые жестоко мучают каждого монаха, подвизающегося на своем спасительном пути.

*  *  *
Очень трудно управлять монахами, которые живут по своей воле и руководствуются своим греховным разумом. Но ведь придет время дать ответ и им, когда они окажутся за пределами этой жизни. Там для самовольных и упрямых помилования не будет. Сказано, что одни пойдут в жизнь вечную, а другие в муку вечную. В святоотеческом учении неоднократно указано, что монах, живу­щий без послушания, смирения, кротости, спастись не сможет, и гнев Божий на таковых пребывает во всю вечность. Хорошо бы было поглубже осознать всем это плачевное свое состояние и, пока еще не взяты из этой жизни, исправить свое бедственное состояние, то есть удалить из своего ума и сердца все злое и порочное и последовать за Христом по узкому пути, ведущему в жизнь вечную. Ведь ради этой блаженной жизни множество людей оставили свое богатство и знатность рода и отдали себя добровольно в послушание своим наставникам. Без несения своего креста и безропотного исполнения послушания монаху лучше было бы согнить во чреве матери своей.

*  *  *
Духовный подвиг инока заключается в очищении сердца от страстей. Живя таким образом, инок предстанет пред Богом верным Его служителем.

*  *  *
В монастырь люди уходят для того, чтобы всецело оторваться от греховных прелестей мира и посвятить себя Богу в уединенной обители. Однако это уединение не ограничивается заботой только о личном спасении. Монахи, подвизаясь в добродетельных подвигах и занимаясь изучением Священного Писания и творений святых отцов, несут свет Христовой веры и благочестия в народные массы.

*  *  *
Монашеская жизнь – это не есть почетное звание или титул почести, а это непрерывный подвиг доброделания, то есть труд над очищением своего ума и сердца от скверных помыслов и пожеланий. А цель, в конечном своем существе, должна сводиться к тому, чтобы Воскресший Господь сподобил бы всех нас узреть Его в Царствии Небесном.

*  *  *
В монастыре сестры должны проявлять заботу не только каждая о себе, но и о своих ближних. Ведь все они должны быть связаны тесными узами во Христе Это одно стадо, которым управляет Сама Царица Небесная .

*  *  *
В монастыре на первом месте должно стоять послушание. А затем откровение помыслов, хотя бы друг другу, и любвеобильное отношение, соединенное со смирением и терпением, должно быть неотъемлемой частью и насущной потребностью в деле нашего спасения.

*  *  *
На инока со всею злобою нападают и мир со своими обманчивыми прелестями, и плоть со своими требованиями, и диавол, который ищет, как лев, кого бы поглотить. Но с нами Бог и Его Пречистая Матерь. И поэтому нам не следует унывать и падать духом, но вступать в борьбу, иногда и в жестокую, и выйти из нее победителями. У нас имеется для этой борьбы сильнейшее оружие – Крест Христов, посредством которого разрушаются все стрелы вражии. Но чтобы победить все зло, набрасывающееся на нас, мы должны мобилизовать все свои силы, а особенно свою свободную волю на борьбу с искушениями. Особенно мы должны своими подвигами приобрести основные добродетели: смирение, терпение, кротость, незлобие, любовь к Богу и ближним. Будем стремиться к блаженной вечности.

*  *  *
Самое опасное зло для общины – ненависть и презрение к немощным сестрам. Такая община долго существовать не может. А если будет основана на любви и на сострадании к немощным, то Господь покроет от всяких ухищ­рений вражиих. Все с любовию да бывает.

*  *  *
Несите немощи друг друга без ропота, ожидая себе за это награду и утешение от Бога.

«Как в монастыре приобрести благодать Святого Духа?» – «Пребывать в единодушии, любви друг ко другу, в послушании»... Помогайте друг другу во всем.

*  *  *
Один человек говорил батюшке: «Батюшка, у меня все мысли про монастырь». Батюшка отвечал: «Надо готовиться, а то приходят неподготовленные и не усиживают». – «Как готовиться?» – «Очищать сердце. Не осуждать, не лгать, не завидовать. Надо так подготавливаться».

*  *  *
Монах дважды дает обеты Богу.
Отличительный признак монаха – покаяние и смирение.
Более всего монаху беречься любопытства и осуждения.
Монах не выходит из монастыря.
Монах не ходит по келиям, но пребывает в уединении.
Монаху беречься посещать гостей.
Монах не водится с женщинами.
Иноки – оплот Православия.

О послушании

*  *  *
Послушание старайся нести без ропота, это угодно Богу и спасительно для души.

*  *  *
Совершенная вера подвигает все существо человека к стремлению жить по началам Божественных заповедей, устремляет все его силы ко Христу и полному послушанию Его всесвятой воле.

*  *  *
Только живая и деятельная вера, приносящая достойные плоды христианского благочестия и послушания Божественным заповедям, угодна Богу. Такая вера является основанием истинной, богоподобной жизни христианина, которая есть предвестник его будущего прославленного состояния в Царствии Отца Небесного.

*  *  *
Кто совершенно покорит себя воле Божией (чрез послушание старцам и старшим), тот свою волю во всем оставит, тому и не бывает скорби, ибо врагу места там нет. Своевольным же и непокорным враг никогда не дает покою и будет всегда наводить смущение. Что сделается не так, как хочется, что не так сделается, как хочется, все Богу неугодным вмени (то есть свое хотение и желание), и мирен будешь, и враг не будет тревожить. В сем понудь себя и узнаешь душевную пользу мир и благодать Господня управит твою жизнь во спасение.

*  *  *
Не слушай тех, которые живут по своей воле, их советы бесполезны, а слушайся одного своего старца.

*  *  *
По слову апостола Иакова, надо быть скорым на слышание (т.е. быть всегда готовым к исполнению заповеданного нам), но медленным на слова и на гнев, который не творит правды Божией (Иак.1,19–20).

*  *  *
Самовольно избранное послушание не имеет той цены, как то, которое исполняется с отсечением своей воли, последнее святыми отцами сравнивается с мученичеством.

*  *  *
Пот, проливаемый монахами на послушании, при усердном труде имеет в очах Божиих такое же спасительное для трудящегося значение, какое имеет кровь, пролитая и проливаемая мучениками.

*  *  *
Послушание есть признак веры.
Послушанием человек показывает свою веру.
Господь и Бог Иисус Христос повиновался родителям.
Послушание есть признак истиннаго почитания Бога.
Послушание есть уподобление Христу.
Послушание и непослушание показывает истинных и ложных христиан.
Без послушания никакой дар не приносит пользы.
Без послушания Богу ничего не угодно.
Послушание необходимо, чтобы не оскорбить Того, Кого любишь.
Послушание есть долг, и награды за него нет.
Человек обязан быть послушным Богу.
Без послушания невозможны благодарность и почитание Бога.
Без послушания почитать Бога невозможно.
Истинное послушание готово на все без рассуждений.
Послушание Богу должно быть сердечное, покаянное.
Послушание невозможно без помощи Божией и молитвы.
Пасомые должны слушать своих пастырей.
Кто слушается, тот спасается .