Протоиерей Владимир Долгих
Как правило, большинство православных христиан ограничивается вычитыванием (как бы кощунственно ни звучало это слово) определенных молитвенных правил – и все. У нас даже нет элементарной, если угодно, культуры чтения Священного Писания.
Сейчас, в дни Великого поста, оказавшись в условиях карантина, как раз и настало то время, когда сформировались все условия для исправления «косяков» духовной жизни. Думаю, что если каждый из нас наполнит свой день неспешной, внимательной, собранной молитвой, чтением как Ветхого, так и Нового Заветов, святоотеческой, литургической, догматической и пр. литературы, то это станет лучшей службой «мирским чином».
Я также прекрасно понимаю, что многие из нас в наложенных государством ограничениях начинают испытывать тоску или «голод» за храмовым богослужением. Онлайн-трансляции, конечно же, могут иметь место, но, как по мне, то известный элемент электроники вносит какую-то «мертвенность», искусственность во всю эту затею, а нам так хочется живого соприкосновения с церковной службой. Естественно, о «мирском» чине совершения Литургии, каждений, одевания облачений не может быть и речи, но что относительно других служб? А здесь есть над чем подумать.
Нужно сказать, что чего-то похожего на привычный для нас молитвослов изначально в Церкви не существовало. Сформированный в течение определенного исторического процесса суточный круг богослужения достаточно долго оставался идеальным образцом не только храмовой, но и домашней молитвы. Но здесь есть определенные нюансы, заметить их мы можем в словах святителя Ипполита Римского: «Если же будет поучение и будет Слово Божие [читаться], то пусть каждый предпочтет лучше идти в то место… Ибо кто молится в церкви, тот сможет избежать опасности дня. …Каждый пусть усердно ходит в церковь – место, где процветает Святой Дух. Если же в какой-либо день не будет поучения, тогда каждый, хотя бы у себя дома, пусть возьмет святую книгу и читает в достаточной степени то, что, как ему кажется, принесет пользу». Таким образом, мы видим, что предпочтение в любом случае отдавалось храму, а уж если приходилось молиться дома, то тут не было строгих предписаний относительно чина. Каждый христианин сам для себя определял меру своего правила. Но это все-таки были больше исключения, ведь в «Апостольских постановлениях», долгое время приписываемых священномученику Клименту Римскому, но, согласно текстологическому анализу, относящихся к IV столетию, содержатся такие указания: «А когда ты, епископ, поучаешь, то приказывай и убедительно внушай народу, чтобы прилежно ходил в церковь каждый день утром и вечером и отнюдь не оставлял собрания, но ходил в оное постоянно», хотя для достижения этой нормы уже приходится «приказывать и убедительно внушать».
Личные же правила своим появлением обязаны монашеской традиции. Вообще исследований по истории происхождения и формирования келейных молитвенных правил крайне мало. Определенные сведения передает римский церковный писатель пресвитер Руфин Аквилейский, живший во второй половине IV – начале V века. В своем труде «Жизнь пустынных отцов» он сообщает нам основные принципы организации скитского жития. Описав чинопоследование храмовых служб, пресвитер Руфин отмечает, что личное правило для иноков было обширным, но все же мера для каждого определялась отдельно, потому что «немощьным несть Устава… но елико кто может вместити да вместит».
На Руси изначально богослужения суточного круга также становились основой для личного молитвенного правила. Естественно, что о каком-либо священнодействии без священника речь не шла, просто вечерня, полуношница, повечерие, часы и изобразительные могли читаться из соответствующих книг или сборников с добавлением стихир, тропарей и кондаков дня. Со временем начал формироваться корпус особенных молитв, имевший такие названия: «молитвенное правило», «келейное правило», «молитвы вечерние и утренние» и т. д.
Если говорить о привычном для нас молитвослове, то здесь также количество исследований по истории его формирования ничтожно мало. Однако же с уверенностью можно сказать, что собрания молитв «утренних» и «на сон грядущим», к которым мы так уже привыкли, построены на заимствовании текстов из богослужебных чинов, в особенности великого повечерия и полунощницы. Утвердились они как некая «икономическая» мера, заменяющая богослужебные последования в ежедневном молитвенном правиле всякого христианина, так как в древности миряне, подобно монахам, старались совершать дома те же службы, что и в храме. Но, как мы знаем, полунощница и повечерие в приходских церквях служатся крайне редко, это и стало изначальной причиной их переноса в домашнее правило, т. е. христиане суточный круг богослужения как бы восполняли личными молитвами. Таким образом, вечерние и утренние молитвы можно назвать «одомашненными» повечерием и полунощницей соответственно.
Рассказ об истории формирования молитвослова можно еще продолжать, но давайте вернемся к изначальному вопросу: можно ли совершать какие-либо службы дома? Учитывая предыдущее изложение фактов, ответим прямо: можно. Остается вопрос: как? Сразу нужно сказать, что не стоит сокращать уже сформировавшееся каждодневное личное молитвенное парило, но в любом случае необходимо советоваться с духовником. Если же все-таки есть желание, возможность и время усилить свои молитвенные труды в эти дни сидения в карантине, то начать их лучше с приобретения Часослова. Именно в нем можно найти последование вечерни, утрени, повечерия, полунощницы и часов. Как по мне, то вечерню и утреню лучше не трогать, вполне достаточно будет шести оставшихся богослужений. Также важно найти тропари, кондаки и стихиры дня, и здесь все было бы немного сложнее, если бы не интернет. Естественно, что закупать для домашнего пользования многотомную месячную минею никто не будет, поэтому компьютер или смартфон вам в помощь. При пользовании же Часословом проблем возникнуть не должно, так как там все наряду и интуитивно понятно.
Последнее, о чем хотелось бы сказать, это канон на утрене. Честно говоря, я бы вообще начал именно с него. Еще св. прав. Иоанн Кронштадтский сам лично всегда читал этот канон в храме, так как считал, что именно в нем наиболее ясно раскрывается смысл того или иного праздника или дня памяти святого. Сложно с ним не согласиться. Поэтому скачивайте электронные минеи, находите в них по дате канон на утрене, ведь его чтение будет полезным и для души, и для ума.
Суть этого небольшого текста в том, чтоб показать, что совершение некоторых храмовых молитвенных последований в домашних условиях возможно, допустимо, исторически оправдано и полезно, однако же, повторюсь, что решать этот вопрос нужно с духовником или хотя бы священником, который вас хорошо знает и которому вы доверяете.