Ὁσία Μελανία ἡ Πρεσβυτέρα (350, Рим — 410, Иерусалим)
Преподобная Мелания Старшая – одна из самых интересных и ярких фигур в церковной истории 4-го века. С ней связаны родством или дружбой такие подвижники, как преподобный Руфин Аквилейский, святитель Павлин Ноланский, преподобный Исидор Странноприимец, блаженный Иероним Стридонский, диакониса Олимпиада Константинопольская и другие.
Не менее значимой личностью была и ее внучка Мелания Младшая. Но о последней известно очень много благодаря житийным текстам Симеона Метафраста и игумена Геронтия, распространившимся и на Востоке, и на Западе, а также исследованию кардинала Рамполлы (1905 год).
О Мелании Старшей сохранилось значительно меньше информации. Основная в «Истории Лавсаика» Палладия, познакомившегося с ней в Иерусалиме, да кое-что в письмах ее родственника святителя Павлина Ноланского и других современников. Палладий называет ее треблаженной, блаженный Иероним – новой Феклой, благороднейшей из римских жен. Конечно же, он имеет в виду благородство духа.
Ученичество
Родилась преподобная Мелания в Испании около 342 года (более поздняя датировка убедительно опровергнута Мерфи), там же прошли ее детские и отроческие годы. Мать ее из богатого и знатного рода Понтиев была родной сестрой матери святителя Павлина Ноланского (по другой версии – Павлин приходился дядей Мелании, но она была старше дядюшки лет на 10). Отец святой Мелании (по другой версии – дед) получил консулат в 341 году. Семья была родовитой и заслуженной. Мужа – Валерия Максимуса - ей подобрали из такого же семейства. Она вступила в брак в 14-15 лет (356-357 год). Господь даровал молодоженам трех сыновей. Семейство переехало в Рим, Валерий Максимус сделал прекрасную карьеру и в 361 году стал префектом Вечного Города. Он пробыл на этом посту до 363 года, а потом, вероятно, был назначен президом в провинцию, возможно, в Испанию. Но обращает на себя внимание тот факт, что Валерий Максимус стал и пребывал римским префектом в правление Юлиана Отступника, поэтому могла иметь место ссылка, что кажется более вероятным. Как бы то ни было, семья последовала за ним.
Возможно, семья святой Мелании была христианской, но, может, и нет, потому что ее близкий родственник Павлин благополучно жил в язычестве до 25 лет, пока не женился на христианке Тарасии. В любом случае, крестились тогда в зрелом возрасте, кроме случаев смертельной болезни. Когда Мелания Старшая приняла святое Крещение, неизвестно.
364 год, вероятно, был самым трагичным в жизни святой Мелании, потому что в течение этого года умерли трое самых близких ей людей – муж и два сына. Она осталась с одним ребенком, который, как написал один из ее знакомых, словно бы родился для того, чтобы огорчать мать. Но было ли это огорчение связано с характером, или последующим воспитанием дитяти, или же просто чадо напоминало об отце и братьях, умерших внезапно и преждевременно, сказать трудно. Одно известно точно – по стопам матери сын не пошел. Он получил прекрасное образование, был богат и успешен, но почти до самой смерти препятствовал своей дочери – Мелании Младшей – в ее максималистских христианских устремлениях.
364 год, вероятно, был самым трагичным в жизни святой Мелании, потому что в течение этого года умерли трое самых близких ей людей – муж и два сына. Она осталась с одним ребенком, который, как написал один из ее знакомых, словно бы родился для того, чтобы огорчать мать. Но было ли это огорчение связано с характером, или последующим воспитанием дитяти, или же просто чадо напоминало об отце и братьях, умерших внезапно и преждевременно, сказать трудно. Одно известно точно – по стопам матери сын не пошел. Он получил прекрасное образование, был богат и успешен, но почти до самой смерти препятствовал своей дочери – Мелании Младшей – в ее максималистских христианских устремлениях.
В 365 году святая Мелания Сташая возвращается в Рим, вероятно, для того, чтобы дать сыну хорошее образование. Если она была язычницей, то обращение ко Христу, скорее всего, состоялось в этот период.
В христианских кругах, в том числе и в римских, к этому времени возник сильный и стойкий интерес к монашескому движению на Востоке, прежде всего, в Египте. Произошло это, наверное, под влиянием святителя Афанасия Александрийского, воспитанника Антония Великого, который был в ссылке в разных городах Италии. Появляются группы людей, стремящихся к строго аскетическому стилю жизни. Одна из наиболее известных – кружок патрицианки Марцеллы, которая в своем дворце на Авентинском холме образовала некое подобие монастыря. Они жили по принципу: «попашем и попишем», поэтому позже были раскритикованы блаженным Иеронимом за барство и сибаритство. Конечно, по своему положению в обществе Мелания Старшая могла быть вхожа и в этот кружок, но более вероятным является то, что она находилась под каким-то другим, более аскетичным, влиянием.
Так или иначе, но к 372 году у нее созревает твердое решение расстаться со своим имуществом и следовать за Христом в лучших традициях египетского Востока. Но не тут-то было! Против нее восстает вся ее семья. Особенно их возмущает идея продажи имущества. Но Мелания Старшая была женщиной волевой. Воевать с ней было непросто. Она решила любой ценой вырваться из тисков богатства и знатности. Нужно иметь в виду, что в Древнем Риме женщина была очень зависима. Судьбу ее решал муж или опекун. Возможно, родственники потребовали, чтобы она оставила дома сына Валерия Публиколу, обеспечив его в соответствии с его положением (ему было лет 10-12 или чуть больше). Святитель Павлин Ноланский сравнил ее скорби, связанные с необходимостью расстаться с сыном, с жертвой Анны, матери пророка Самуила. Святая Мелания назначила сыну опекуна, одного из своих родственников, и, невзирая на трудности зимнего путешествия, отправилась в Египет. Наверное святая Мелания, была первой женщиной Запада, предпринявшей такое экзотическое для того времени паломничество.
Приплыв в Александрию, она сразу же продала свои драгоценности и принялась благотворить. Бедные, больные, заключенные, сироты, безнадежные должники – вот ближайший круг ее нынешнего общения. Но целью ее путешествия было знакомство с египетскими подвижниками. Поэтому она начинает усердно посещать аскетов, подвизавшихся в окрестностях Александрии. Особое впечатление произвела на нее затворница Александра, проведшая в пещере всю жизнь с ранней юности. В Александрии святая Мелания встретила Руфина из Аквилеи, который приехал на Восток с той же целью, что и она. Палладий говорит о нем, что он не знал более доброго и образованного человека, а уж Палладий-то святых мужей повидал. Но в то время маршруты святой Мелании и преподобного Руфина разошлись.
В связи с делами благотворительности святая Мелания познакомилась с преподобным Исидором Странноприимцем, учеником преподобного Макария Александрийского. Именно он сориентировал Меланию в ее шестимесячном путешествии по Нитрийской пустыне и направил к святому Памво. Путешествие по Нитрийской пустыне в любое время года было нелегким, но святая Мелания не только обошла ее вдоль и поперек, но и посетила отшельников Скита и Келлий, еще более непроходимых мест. Когда она познакомилась с преподобным Памво и хотела подарить ему большое количество серебра, он сначала отказывался, но так как она сильно упрашивала, велел одному из братий раздать эти деньги инокам в Ливии. Она отдала деньги тому брату, но при этом не удержалась от того, чтоб не сказать авве Памво: «Отче, заметь, сколько я даю серебра, триста литр».
Естественно, молодой женщине хотелось похвалы. И тут она получила первый аскетический урок: «Бог, Которому ты принесла серебро, дочь моя, не спрашивает тебя, сколько ты принесла (…) Если б ты мне давала серебро, то разумеется, ты сказала бы мне, сколько даешь, а ты даешь его Богу, Который не презрел и двух лепт вдовицы, но принял их охотнее многих богатств. Так молчи, не воструби перед собой».
Одно дело – слушать о нестяжателях и совсем другое – сталкиваться с ними лично. Для нее явно стал потрясением тот факт, что человек может отказаться от кучи денег, передать ее неизвестно кому и даже не поинтересоваться тем, сколько же он потерял!
Возможно, были и другие уроки, но о них святая Мелания умолчала. Кроме одного.
Она произвела на авву Памво впечатление, и, умирая, он захотел повидаться с ней. Когда она пришла, он плел корзину. Воткнув в нее последний прут, он подал корзину святой Мелании со словами: «С тех пор, как я поселился в этой пустыне, построил келью и обитаю в ней, не проходило ни одного дня, чтобы я не делал чего-нибудь своими руками до утомления, я не помню также, чтоб я ел хлеб, данный мне кем-нибудь, но всегда – заработанный трудами моих рук, и из уст моих не выходило такого слова, в котором мне приходилось бы теперь со стыдом раскаиваться, однако я отхожу к Господу так, как будто я и не начинал Богоугодно иночески жить.
Она произвела на авву Памво впечатление, и, умирая, он захотел повидаться с ней. Когда она пришла, он плел корзину. Воткнув в нее последний прут, он подал корзину святой Мелании со словами: «С тех пор, как я поселился в этой пустыне, построил келью и обитаю в ней, не проходило ни одного дня, чтобы я не делал чего-нибудь своими руками до утомления, я не помню также, чтоб я ел хлеб, данный мне кем-нибудь, но всегда – заработанный трудами моих рук, и из уст моих не выходило такого слова, в котором мне приходилось бы теперь со стыдом раскаиваться, однако я отхожу к Господу так, как будто я и не начинал Богоугодно иночески жить.
С этими словами он предал честную и святую свою душу в руки Божии, не пострадав никакой телесной болезнью». Это был последний урок аввы Памво будущей монахине. И речь здесь шла совсем не о смирении, но о бесконечной малости любых человеческих усилий по сравнению с поставленной Господом задачей: «Будьте святы, ибо свят Я, Господь Бог ваш». Корзину аввы Памво святая Мелания благоговейно хранила всю жизнь.
Служение исповедникам
Вскоре умер и святитель Афанасий Александрийский. После его смерти и назначения на его место арианина Луция в Египте начались гонения на православное монашество. Более сотни иноков и епископов было переселено из пустыни в Диокесарию, в Палестину. Святая Мелания отправилась за ними и помогала им трудами и деньгами. Из-за этого она была арестована и посажена в тюрьму. Палестинский проконсул, будучи введен в заблуждение ее бедной одеждой и заподозрив, что она – рабыня, передающая ссыльным чьи-то деньги, решил погреть на этом руки. Но она сказала: «Я дочь такого-то и жена такого-то, но я – раба Христа. Не стыжусь дешевизны моей одежды, не в этом мое достоинство. И вам не запугать меня, и не обобрать». Чиновник был сконфужен и стал извиняться. Он позволил ей беспрепятственно служить страдальцам.
Основание монастыря
Когда закончилась ссылка ее подопечных, преподобная перебралась в Иерусалим и задумалась об основании здесь монастыря. В это же время в Иерусалим прибывает пострадавший от ариан в Александрии Руфин. И они основали около 379 года на Елеонской горе две обители – женскую и чуть позже мужскую. Последнюю возглавил Руфин, а первую Мелания. Вскоре в женской обители собралось около пятидесяти девиц. Трудно сказать что-то об уставе этого монастыря, где преподобная провела 27 лет. Конечно, египетский опыт не пропал даром. Молитва, труд, широчайшая благотворительность, жесткая аскеза были основными принципами, по которым существовал монастырь.
Но не нужно забывать, что святая Мелания была человеком книжным. Палладий подчеркивает, что литературным занятия она придавала первостепенное значение, так что ночь для нее нередко превращалась в день (отдыхала 2 часа в сутки). Она перечитывала манускрипты по семь-восемь раз. И не только древних отцов, но и современников. А современниками ее были отцы-каппадокийцы, Иоанн Златоуст, Иларий Пиктавийский, Амвросий Медиоланский. Все они так или иначе касались проблем монашеской жизни. Есть предположение, что для своего монастыря святая Мелания выбрала правила Василия Великого.(Когда преподобный Руфин вернулся на Запад в 397 году, то вскоре его попросили перевести и поучаствовать в распространении правил святого Василия, потому что его он хорошо знал и любил их, а Руфин был духовником святой Мелании).
Община преподобной Мелании отличается исключительным гостеприимством и милосердием. Об этом качестве святой Мелании Палладий пишет: «Не мне рассказывать сколько вещей раздает ее Божественное усердие, как бы сжигая их в огне (…) Никто не остался вне ее доброжелательности – ни Восток, ни Запад, ни Север, ни Юг. Она благотворила монастырям, церквам, зключенным, незнакомым ей людям (…) Она ревностно занималась этим, хотя уже не имела ни пяди земли…»
В 385 году в Иерусалиме обосновывается блаженный Иероним Стридонский. Вместе с аристократкой Павлой они создали двойной монастырь с мужской и женской половиной. Их община находилась в теснейшем добросердечном общении с общиной преподобных Руфина и Мелании. В скриптории руфиновского монастыря постоянно переписывали рукописи для блаженного Иеронима и шел непрерывный обмен текстами между двумя общинами.
В монастыре святой Мелании нашел приют Евагрий Понтийский, заболевший духовно и физически. Святая ухаживала за ним, и когда он стал приходить в себя, сказала ему: «Дайте мне слово перед Господом, что вы будете придерживаться строгой монашеской жизни и я, грешница, буду молиться за вас, чтоб вам еще было отпущено пожить». Покаявшись, и приняв из рук святой монашескую одежду, Евагрий растворился в Нитрийской пустыне.
К этому времени относится инцидент с четырьмя сотнями отпавших монахов – не то духоборцев, не то сторонников Павлина Антиохийского, которых святая Мелания убедила изменить взгляды и воссоединиться с Церковью.
Можно предположить, что в этот же период святую Меланию посетила диакониса Константинопольской церкви святая Олимпиада, которая прожила в ее монастыре некоторое время и Мелания Старшая стала ее духовной наставницей в аскетических подвигах.
Прп. Мелания Старшая.
Изображение в Римских катакомбах
Домашние хлопоты
Отчасти чисто внешние события, связанные с дискуссией блаженного Иеронима с пресвитером Руфином по поводу Оригена, заставили преподобную покинуть Иерусалим. Но в ее внезапном устремлении в Рим была еще одна подоплека: «когда эта достохвальная жена услышала о своей внучке, что она вышла замуж, но намеревается отречься от мира, убоявшись, чтобы ее как-нибудь не вовлекли в неправое учение, или ересь, или в порочную жизнь, села на корабль и, отплыв из Кесарии, через двадцать дней прибыла в Рим. Тогда ей было уже шестьдесят лет». Это случилось в 399 или 400 году.
Примечательно одно событие, происшедшее во время плавания, которое ярко характеризует аскетический облик святой Мелании: « Мы попали в сильную жару (…) и (диакон) Ювеналий, взял таз и стал тщательно мыть руки и ноги ледяной водой. После мытья он бросил на пол коврик и прилег отдохнуть.
Мелания подошла к нему, как мудрая мать настоящего сына, и стала иронизировать над его мягкотелостью, сказав: «Как ты смеешь в таком возрасте, когда кровь горяча, таким образом тешить свою плоть?(…) Я в свои шестьдесят лет, за исключением кончиков пальцев, ни рук, ни ног, ни лица не мою водой. Меня терзают различные недуги, и врачи пытаются заставить меня пойти на уступки плоти, но никогда в своих путешествиях я не отдыхала на кровати и не использовала подстилку».
Сойдя на италийскую землю в столице Кампаньи Неаполе, преподобная Мелания отправилась в Нолу к своему родственнику – бывшему проконсулу, бывшему губернатору провинции, а теперь пресвитеру Павлину, окормляющему два монастыря, в одном из которых жил он сам, а в другом его жена Тарасия. Святая Мелания была принята очень тепло и подарила святому Павлину частицу Креста Господня и шкурку ягненка, подаренного ей преподобным Исидором Странноприимцем. История этой шкурки такова. Одна геена принесла в зубах преподобному Макарию Александрийскому своего слепого детеныша. Преподобный его исцелил и в благодарность получил от матери звереныша эту шкурку. Ей, конечно, досталось от преподобного за «зверство», а шкурка была отдана Исидору.
Святой Павлин Ноланский в одном из писем описывал это преподобному Сульпицию Северу и очень сердечно отзывался о своей родственнице Мелании. Он писал также, что их духовное родство значительно ценнее кровного, что свидетельствует об их внутренней близости. Хотя, конечно, скромный аскетический опыт святого Павлина тогда еще ни в какое сравнение не шел с трудами святой Мелании.
Наконец, преподобная Мелания пребывает в Рим. Там она находит свою внучку Меланию Младшую и ее мужа Пиниана, попавших в точно такую же ситуацию, что и она сама почти четыре десятилетия назад, когда она задумала продать имение и посвятить себя Богу. Вся родня во главе с родителями Мелании и Пиниана ополчилась против них. Бабушка поняла, что штурмом эту крепость не взять, и начала длительную осадную работу. Она молилась и проповедовала. Впрочем, она бы могла и не говорить ни слова – ее жизнь, ее облик свидетельствовали сами за себя. Но молчать было не в ее характере. Она стала, по чьему-то замечательному выражению, «апостолом монашества». Причем, в самой радикальной его форме.
Результатом было обращение из язычества в христианство мужа племянницы Апрония и самой племянницы Авиты, а также вовлечение в аскетический труд невестки Альбины Цейонии. Даже ее сын Валерий Публикола, тяжко заболев, изменил свою жесткую позицию по отношении к делам дочери и зятя. (И, надо думать, обратил свое сердце к матери). Окончательно разрешила проблему Мелании Младшей и ее мужа Пиниана теща императора Серена, повелевшая не мешать этой блаженной паре. Конечно, по молитвам бабушки Мелании.
В 406 году все семейство отправилось к святому Павлину в Нолу, однако им пришлось бежать от вторгшихся в Мессину готов и некоторое время они жили у Руфина Аквилейского. В 4о8 году они приплыли в Африку и поселились в своем имении в Тагасте. Там они познакомились с блаженным Августином Иппонским и его другом Алипием из Тагасты, а потом отправились дальше на восток к Кириллу Александрийскому и, в конце концов, домой – в Иерусалим. Там в 410 году умерла Мелания Старшая, а ее внучка с мужем Валерием Пинианом продолжили ее подвиги, основав два монастыря, в которых жили, трудясь и благотворя до самой смерти.
Анастасия Михалос